С миру по нитке

Блокировка VPN-сервисов в России оказалась невостребованной. Закон о штрафах за обход блокировок принят Госдумой. Что и кому грозит? Запрет на использование анонимайзеров

Использование в России средств для обхода блокировок для доступа к запрещенным сайтам с 1 ноября будет преследоваться по закону. Что такое VPN и анонимайзеры и что грозит тем, кто решит сделать вид, что он не услышал о новом законе, рассказываем в рубрике "Вопрос-ответ".

Что такое анонимайзеры?

Анонимайзеры – это специальные сайты (прокси-серверы), выступающие в роли посредника между вами и ресурсом, который вы желаете посетить. Но при этом ваш настоящий IP-адрес на сайте отследить не смогут, так как вы заглянете к ним от имени IP-адреса веб-прокси. У анонимайзера область применения у́же, чем у VPN, но по принципу работы они схожи.

А что такое VPN?

VPN - это виртуальная частная сеть, простыми словами, это технология, обеспечивающая защищенную связь логической сети поверх частной или публичной при наличии высокоскоростного интернета. При этом вся передаваемая внутри информация надежно защищается алгоритмами шифрования, которые образуют безопасные туннели. В отличие от обычной сети, VPN-подключение делает передаваемую информацию недоступной извне и защищает ее от незаконного использования.

И что, теперь нельзя пользоваться VPN-сервисами и анонимайзерами?

Федеральный закон № 276 "О внесении изменений в закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" не запрещает пользоваться VPN-сервисами и анонимайзерами. Речь идет лишь о том, что с их помощью теперь нельзя будет наведываться на запрещенные сайты.

Владельцам информационно-телекоммуникационных сетей и информационных ресурсов, посредством которых обеспечивается доступ к запрещенным в России сайтам, запрещается предоставлять возможности для их просмотра. Показ поисковиками ссылок на заблокированные интернет-ресурсы теперь тоже вне закона, в первую очередь запрет касается ресурсов порнографического и экстремистского содержания.

Таким образом, в России с помощью закона намерены бороться с распространением экстремистских материалов и другой запрещенной информации.

Кто и как это будет отслеживать?

Контроль возложен на Роскомнадзор. Комитет создаст и будет вести федеральную государственную информационную систему (ФГИС), в которой будет находиться черный список запрещенных ресурсов. При этом ФСБ и МВД получат полномочия находить сервисы, которые помогают получать доступ к заблокированным в России сайтам.

При обращении правоохранительных органов Роскомнадзор будет определять провайдера, который допускает использование анонимайзеров. Ему будет направляться уведомление в электронном виде о необходимости предоставления данных, которые позволят идентифицировать владельца анонимайзера. У провайдера будет три дня на предоставление соответствующей информации, сообщает ТАСС .

После этого Роскомнадзор будет направлять анонимайзеру требование о необходимости подключения к ФГИС. Присоединиться к системе ресурс должен будет через 30 дней. Подключиться к ФГИС по требованию ведомства также будут обязаны интернет-поисковики, работающие на территории России.

После выполнения первого требования анонимайзерам дается всего три дня для обеспечения соблюдения запрета предоставлять возможность использования в России программ и иных техсредств для получения доступа к запрещенным сайтам, а поисковикам — прекратить выдачу ссылок на них. В случае отказа последует блокировка таких сервисов.

Могут ли мне заблокировать домашний интернет, если я буду искать заблокированный сайт?

Нет. Закон, вступающий в силу с 1 ноября 2017 года, не содержит в себе оснований для блокировки домашнего интернета при осуществлении поиска запрещенных сайтов.

Нормы нового закона не будут распространяться на операторов государственных информационных систем, госорганы и органы местного самоуправления, а также на случаи использования анонимайзеров при условии, что круг их пользователей заранее определен владельцами и их применение происходит в "технологических целях обеспечения деятельности лица, осуществляющего использование".

Закон не накладывает дополнительных запретов, поскольку речь идет о сайтах, которые в России уже заблокированы.

Пока в России продолжается борьба за интернет, всё больше пользователей учатся использовать средства обхода запретов Роскомнадозара: осваивают VPN и прокси, говоря спасибо надзорному ведомству за стимул заняться компьютерной грамотностью. Однако встаёт вопрос, насколько вообще законно использовать эти сервисы, и раз уж в стране так рьяно взялись блокировать интернет, не станут ли наказывать за обход запретов.

Когда Роскомнадзор начал (пытаться) блокировать Telegram, пользователи лишь шутили над ведомством и . В соцсетях даже появлялись истории, что использовать средства обхода учат продавщицы в магазинах.

Сергей Васильевич ‏

Сейчас сгонял в ближайший «Вкусвилл» за морсом, там на кассе продавщица лет 45 пыталась объяснить покупательнице лет 60, как настроить проксю в телеге, чтобы пользоваться ботом магазина дальше.

И хотя в подобные истории верили далеко не все, количество людей, начавших использовать прокси и VPN, резко возросло. Как рассказали BBC владельцы трёх сервисов по обходу блокировок, как минимум половина пользователей Telegram (около 8 миллионов человек) продолжили пользоваться мессенджером через их сервисы после официальной блокировки.

Пока неизвестно, сколько конкретно человек стали использовать средства обхода, после того как Роскомнадзор начал массово блокировать IP-адреса, но ещё 12 апреля специалист в области кибербезопасности Александр Литреев рассказывал «Ведомостям» , что только у его прокси-сервиса клиентская база выросла с девяти тысяч до полутора миллионов. Также, по данным «Коммерсанта» , на 20 процентов выросло количество входов с территории России в сеть TOR.

Однако у некоторых пользователей начали возникать вопросы: законно ли вообще пользоваться средствами для обхода блокировок.

Мария ‏

Прежде чем установить VPN, я сначала озаботилась вопросом, а не могут ли меня за это посадить как за репост. Мне сейчас нельзя в тюрьму(

Вопрос вполне обоснованный, ведь ещё в ноябре 2017 года вступил в силу запрет обхода блокировок через VPN, TOR и анонимайзеры. Однако в нём есть свои нюансы. Этот закон запрещает владельцам таких сервисов предоставлять доступ к заблокированным ресурсам. За отказ подчиняться VPN-сервисы обещали блокировать, что и произошло в начале марта. Тогда РКН заблокировал 18 серверов, с помощью которых можно было пользоваться Telegram.

Могут ли за обход блокировок привлечь к ответственности пользователей? Пока нет. В законе , принятом в 2017 году, говорится, что ответственность за предоставление доступа к запрещённым сайтам лежит на «владельце программно-аппаратных средств доступа», то есть на владельцах VPN и прокси-сервисов. Им за неисполнение закона грозит блокировка. Что касается TOR, то его, по словам экспертов, заблокировать почти невозможно (хотя в Белоруссии пытаются).

Для обычного пользователя этот закон можно сравнить с законом о запрете продажи сигарет несовершеннолетним. Если подросток купит сигареты — накажут продавца, а не покупателя.

О том, что обычных пользователей не планируют привлекать к ответственности за использование сервисов обхода блокировок, 16 апреля говорил и глава Роскомнадзора Александр Жаров, который сам, по его словам, поставил себе на смартфон VPN, сообщается в «Российской газете» .

Если говорить о VPN, то нельзя заблокировать их все. В России их сотни тысяч, как коммерческих, так и самодельных. Можно ли заблокировать отдельные VPN — точно можно. Будем смотреть, чем пользуются, массово ли пользуются, есть ли смысл ограничивать доступ к VPN. Но VPN как и другая интернет программа обладает набором характеристик, IP-адресов.

О том, что рядовых пользователей не будут наказывать за использование средств обхода, также рассказывал РИА Новости адвокат, специалист по уголовному праву Алексей Синицын.

Для пользователей ответственность за использование таких сервисов, сетей российским законодательством не предусмотрена.

До «войны» с Telegram закон о запрете сервисов обхода блокировок вообще называли бесполезным. Несмотря на то, что за владельцами сервисов должна была следить ФСБ и пресекать предоставление доступа к запрещённым ресурсам, за три месяца с начала действия документа спецслужбы ни разу не обратились в Роскомнадзор с требованием ограничить работу анонимайзеров, писал

Несколько дней назад произошло достаточно важное событие - в первом чтении Государственная Дума РФ приняла законопроект о "запрете анонимайзеров и VPN". После введение реестра запрещённых сайтов и блокировки различных ресурсов многие задавались вопросом - а как скоро запретят схемы обхода этих блокировок? Оказалось, что понадобилось не так уж и много времени - всего каких-то 5 лет.

8 июня 2017 года - именно в этот день было официально решено сделать рунет подобием китайского сегмента сети. Несмотря на то, что закон формально не принят и должен пройти ещё ряд процедур для его принятия, в конечном результате никаких сомнений нет. Карфаген будет-таки разрушен, а пользователи, желающие странного в виде поиска работы на LinkedIn или общения со своими соклановцами по какой-нибудь MMORPG из Южной Кореи в Line при всём желании не смогут этого сделать. В общем, запомните этот твит (с).

Итак, что же приготовили нам законодатели? Приготовили они нам законопроект на пару десятков страниц под названием "О внесении изменений в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"". Внесли его три депутата от разных партий, но их и даже партийная принадлежность не играет никакой роли. В последнее время законы, которые, так или иначе, ограничивают сетевое пространство, принимаются практически единогласно.

Действовать он начнёт через 90 дней после вступления в силу, так что новая реальность после прохождения всех 3 чтений и подписи президента наступит достаточно быстро.

Как всё будет

Законопроект вносит в закон об информации новую ключевую статью за номером 15.8 . Официально статья носит длинное и малопонятное название "Меры, направленные на противодействие использованию на территории Российской Федерации информационно-телекоммуникационных сетей, информационных систем и программ для электронных вычислительных машин для получения доступа к информационным ресурсам, в том числе к сайтам и (или) страницам сайтов в сети "Интернет", доступ к которым на территории Российской Федерации ограничен в соответствии с настоящим Федеральным законом". На деле же эта статья описывает именно запрет средств обхода блокировок и то, как этот запрет планируется реализовать. Статья состоит из 17 частей, написанных матёрым канцеляритом, так что без бутылки не разобраться мы упростили всё до терминов, которые используются в отрасли.

Первая часть статьи с места в карьер запрещает любому сервису, который работает на территории России, предоставлять доступ к информации, которая запрещена на территории России в соответствии с законом. Для того чтобы пресечь попытки обойти запреты, на Роскомнадзор возложат ряд новых функций:

Во-первых, надзорная служба будет создавать и поддерживать список запрещённых на территории страны ресурсов. Отметим, что такой список уже ведётся, так что в этом отношении ничего не поменялось.

Во-вторых, Роскомнадзор должен будет разработать и утвердить методику, в соответствии с которой будет мониторить сетевое пространство на предмет поиска сервисов, которые предлагают возможность получить доступ к заблокированным ресурсам.

В-третьих, найдя такие ресурсы, Роскомнадзор должен будет определить провайдеров хостинга (или любых других лиц), которые разместили у себя эти ресурсы.

В-четвёртых, после определения хостеров, им направляются запросы (на русском и английском языках) с требованием выдать информацию, которая поможет идентифицировать тех, кто содержит сервисы по обходе блокировок. О какой информации идёт речь, не пояснено. Скорее всего, для частных лиц это будет ФИО, адрес проживания и подобное, а для юридических - название фирмы, месторасположение, возможно, банковские реквизиты. Дата такого запроса будет зафиксирована.

Тут мы немножко отвлечёмся и позволим себе отметить, что если хостерам в России придётся выполнять все требования, то зарубежные хостеры вряд вот так будут выполнять требования Роскомнадзора. Ибо одно дело, когда в реестр организаторов распространения информации компании сами отдают свои данные, и совсем другое, когда хостер должен будет выдать данные своего клиента правительству других стран. Кроме того, что такая "открытость" приведёт к катастрофическому падению репутации, хостер нарушит закон о персональных данных уже своей страны.

После того, как хостер получил соответствующий запрос, он в течение трёх следующих дней предоставляет Роскомнадзор все запрашиваемые им данные. После этого Роскомнадзор на основе полученных данных в трёхдневный срок направляет запрос уже самим сервисам по обходу блокировок с требованием прекратить нарушения и отключить возможность обхода блокировок на территории России.

Получив требования Роскомнадзора об ограничении, сервисы по обходу блокировок самостоятельно (варианты):

  1. Ограничивают доступ всех пользователей интернета к своим функциям (добровольно закрываются, если по-простому).
  2. Ограничивают доступ к своим функциями на территории России (добровольно банятся в рунете, то бишь).
  3. Направляют в Роскомнадзор заявление с просьбой предоставить доступ к реестру запрещённых сайтов и самостоятельно начинают блокировать ресурсы из этого реестра.

А если мы не согласные?

Если кто-то захочет проявить принципиальность и откажется выполнять требования Роскомндазора о блокировке запрещённых ресурсов, то конец его будет печален - он сам будет заблокирован на территории России через 30 дней. В течение суток Роскомнадзор отправит сообщение операторам связи с перечнем адресов "несогласного", которые нужно будет заблокировать. Операторы, в свою очередь, в течение суток после получения такого сообщения вносят адреса в блок-лист.

В общем, стандартный механизм блокировки, только на этот раз блокировать придётся сервисы VPN, анонимайзеры и прочие подобные сайты.

Мы уже согласные, что делать?

Если кто-то сначала хотел проявить принципиальность, но потом понял, что она ему обходится слишком дорого, он может принять меры по блокированию запрещённых сайтов и сообщить об этом Роскомнадзору. После этого в течение суток Роскомнадзор проверяет достоверность информации, и, если ресурсы действительно блокируются, запускает процедуру разблокировки. В течение суток операторы связи обязаны будут обеспечить доступ к "обрезанному" VPN.

Как будет проходить взаимодействие?

Порядок взаимодействия с сервисами VPN, анонимайзерами, технологическими сетями и прочими ресурсами, которые будут блокировать запрещённую информацию, предстоит разработать Роскомнадзору. Надзорная служба будет обязана предоставить доступ к списку запрещённой информации всем, кто согласится с её требованиями в соответствии с разработанным порядком взаимодействия. В свою очередь, сами ресурсы должны будут блокировать запрещённую информацию, и соблюдать этот порядок взаимодействия.

Поисковые системы

Отдельными частями статьи предусмотрены обязанности оператора поисковой системы. Он, как и сервисы обхода блокировок, получит доступ к списку заблокированных сайтов и будет обязан исключить из поисковой выдачи ссылки на запрещённые сайты. Интересно, что наказание в виде блокировки поисковым системам пока чётко не прописано - оно касается лишь сервисов по обходу блокировок. Так что Google останется доступным, если, конечно, норму не исправят. Зато вместо блокировки поисковикам прописали штрафы. Если оператор поисковой системы не фильтрует поисковую выдачу, или не захотел получить доступ к реестру запрещенных сайтов, то это повлечёт наложение административного штрафа:

  1. на граждан в размере пяти тысяч рублей;
  2. на должностных лиц - пятидесяти тысяч рублей;
  3. на юридических лиц - от пятисот тысяч до семисот тысяч рублей.

Работайте, а зарплату мы вам выдадим VPN-ом!

Видимо, вняв предупреждениям о том, что VPN используется не только для того, чтобы читать и смотреть "запрещёнку", законодатели оставили возможность использовать сервисы для компаний. Им, как и прежде, можно будет пользоваться собственными технологиями обхода запрета доступа, но только в случаях, если пользователи заключили с ними трудовые соглашения.

Так что теперь, если вы хотите воспользоваться каким-то VPN, придётся не только платить за доступ, но и заключать трудовой контракт с его владельцем. Такой вот новый вид бизнеса. Заодно и безработица сократится.

Всё уже началось

Несмотря на то, что запрет анонимайзеров и VPN только предстоит ввести в правовое поле, на деле анонимайзеры запрещены де-факто уже . Механизм запрета очень простой - прокуратура подаёт иск в суд, а тот выносит решение о запрете анонимайзера, так как при помощи него можно получить доступ к запрещённой информации. На этом основании в 2016 году был заблокирован "Хамелеон", сайту Hideme.ru и ряду других.

Во время написания материала пришла ещё одна новость: Роскомнадзор, МВД, Роспотребнадзор и ФНС выпустили межведомственный приказ , который позволяет блокировать любые средства обхода блокировок без решения суда. Обоснования тоже очень простые - через эти ресурсы можно играть в нелегальном казино, что запрещено на территории России. Официально всё звучит так:

Наличие на странице сайта в сети "Интернет" и (или) программа для электронных вычислительных машин, позволяющих получит доступ к сайту в сети "Интернет", странице сайта в сети "Интернет", на которых размещена запрещённая информация, соответствующая критерием, указанным в пунктах 4.1.1.-4.1.6 настоящих Критериев, включённым в Единый реестр.

Естественно, под это описание попадает всё, что даёт доступ к запрещённой информации, в том числе и VPN. Интересно, что сам приказ был зарегистрирован 27 июня, а выпустили его ещё 18 мая. Учитывая, что такие документы не готовятся за день, решение о блокировке VPN было принято значительно раньше.

Несколько дней назад надзорная служба разослала операторам связи обновлённые рекомендации по блокировке интернет-ресурсов. Ничем особенным от старой версии рекомендации не отличаются, лишь содержат упоминание о предпочтительных способах блокировки в виде DPI, открытого программного обеспечения и покупки уже фильтрованного трафика у вышестоящего провайдера.

Последствия для отрасли

Для операторов связи изменения будут минимальны. Ну, добавится ещё несколько адресов в список на блокировку, ничего страшного. Их и так в нём тысячи. А вот для рунета, как явления, всё будет куда серьёзней. Фактически, создаётся обособленное пространства, в котором не только нельзя получить доступ к каким-то ресурсам, а нельзя даже узнать о том, что эти ресурсы существуют. Конечно, можно возразить, что есть обычные сайты, форумы, зарубежные версии Google, где можно и найти информацию, и ссылки и дистрибутивы.

Однако логика событий неумолима - запрещённой информации в рунете быть не должно. Так что чем дальше, тем беднее будет российский сегмент. Один за другим зарубежные сервисы будут уходить с рынка или блокироваться. Просто кто-то раньше (как Line или LinkedIn), кто-то позже. Освободившиеся места начнут занимать российские сервисы, которые сейчас появляются, как грибы после дождя. Об их качестве умолчим - есть прекрасный пример "Спутника", который даже при наличии мощных конкурентов в лице Google и "Яндекса" представляет собой что-то из конца 90-х годов. Без возможности полноценно взаимодействовать с мировой индустрией российские телеком и ИТ будут деградировать (уже сейчас на успешного "Касперского" поглядывают неодобрительно), и чем дальше, тем скорость деградации будет возрастать. В конце концов, всё какой-нибудь версией "Кванмёна".

С другой стороны, в Африке и вовсе нет интернета, и никто о нём особо не переживает.

Политически запрет означает очередную безнадежную попытку блокировать возможность доступа к "запрещенным" сайтам. Технически - дополнительные, но вполне преодолимые трудности. Юридически никакого тотального запрета нет, как нет и запрета рядовым пользователям продолжать использовать VPN, анонимайзеры или Тор.

По информации в СМИ новый "запрет" напрямую касается только самих интернет-услуг . Запрещено обеспечивать доступ российских пользователей к "блокированным" в РФ сайтам. Выявленных "нарушителей" (какую-нибудь фирму в США, Европе или скажем, Корее) предупредят и потребуют устранить "нарушения". А если не устранит, то ее саму по мере сил "заблокирует" Роскомнадзор. То есть, законодатель пытается переложить обязанность блокировки на сами VPN или анонимайзеры. Российским фирмам придется запрет исполнять и о них лучше забыть (кроме корпоративного VPN).

"Рядовой пользователь" может преодолеть трудность сразу несколькими способами .

Если он работает в компании, где есть корпоративный VPN , не предоставляющий услуг посторонним частным лицам, то на такой VPN действие новых ограничений не распространяется. Если при этом сам работодатель не запрещает выход сотрудников в интернет, то с рабочего места можно будет посетить все что угодно.

Анонимайзеров и служб VPN так много, что большинство не заблокируют - даже не попытаются. Сами они, как правило, о законах РФ ничего не знают и знать не хотят. Хотя бы, чтобы не тратиться на их исполнение. Т. о., всегда можно найти незаблокированный вариант.

Тор заблокировать не смогут , хотя и попытаются, вероятно. Но Китай его уже давным-давно блокирует-блокирует, а китайцы пользуются и пользуются. Кроме "публичных" точек выхода у сети есть и непубличные - и пойди их всех найди и заблокируй. Но может дополнительно понизиться скорость, а Тор и так небыстрый.

Технически Роскомнадзор не сможет заблокировать ни одну крупную зарубежную службу VPN . У нее есть множество IP-адресов, о чьей принадлежности именно к этой службе посторонние просто не знают. Заблокируют сайт "нарушителя" и часть его IP. Зарегистрированные пользователи будут пользоваться VPN по-прежнему и, во многих случаях, с прежней скоростью. Новым пользователям придется как-то иначе обойти блокировку официального сайта, чтобы зарегистрироваться на нем.

Можно создать свой собственный VPN на арендованном зарубежном сайте. Это, конечно, уже для программистов и пр. "не-чайников".

Ну а самый забавный вариант - это использование двух "законопослушных" VPN /анонимайзеров. Если они не российские, то блокировать "запретку" будут только для своих российских клиентов. Через одну службу заходим на другую (она же не "заблокирована" Роскомнадзором!). Для другой вы уже не из РФ, а из Голландии, например. Поэтому через нее невозбранно посещаете все, куда вас не хочет пускать Роскомнадзор.

Еще надо иметь в виду, что поисковикам предписано не выдавать "запретку" . О Яндексе с этого момента можно просто забыть. В Google, вероятно, лучше будет заходить через VPN/анонимайзер/Тор (и хорошо бы - не на "русский" google.ru, а на "международный" google.com / "немецкий" google.de / "украинский" google.com.ua ; искать они умеют все - в том числе на кириллице, но результаты выдачи могут отличаться: google.de , например, при прочих равных поставит выше сайты на немецком или из немецкоязычных стран, а у "украинского" могут в будущем появиться ограничения в части выдачи "антиукраинских" ссылок). Ну и, вообще, в мире масса альтернативных поисковых машин (например, duckduckgo.com , принципиально не следящая за пользователями и не искажающая выдачу в зависимости от их местонахождения или личности) и мета-машин (например, международная metacrawler.com , немецкие metager.de , принципиально не регистрирующая данные пользователей, metacrawler.de , с возможностью выбора между "немецким" и "международным" поиском, швейцарская etools.ch). У метамашин в выдаче будут, вероятно, и результаты от Google, но без искажений в угоду Роскомнадзору.

UPD . "Медуза" в начале июня о возможностях обойти нынешнюю новую блокировку: meduza.io

Там, в частности, упоминается возможность удаления приложений под Андроид из гугл-маркета (по кр. мере, для российских пользователей). На этот счет тоже есть "лекарство": качать apk из альтернативных источников (без регистрации). Я сам это делаю, хоть и по другим причинам (не желаю информировать Гугль или иной маркет о том, чем пользуюсь, и не желаю позволить ограничить ассортимент по прихоти Гугля или иного маркета).

Вот три надежных источника apk (есть, конечно, и другие):

www.apkmirror.com здесь есть почти всё и во всех версиях

m.apkpure.com здесь удобнее и есть многое, но не всё

f-droid.org здесь только бесплатные приложения с открытым кодом и не требующие лишних полномочий; если важны анонимность и безопасность, лучше попробовать сначала найти что-то подходящее здесь (иногда и размер приложения весьма мал, при нормальной функциональности)

VPN и анонимайзеры, как и все остальное, бывают бесплатные и платные. Скажем, веб-анонимайзер anonimouse.org бесплатно и без регистрации позволяет посещать http, зато https - только зарегистрированным платным пользователям. А некоторые другие (сейчас сходу не вспомню, какие именно) - всем желающим и на https. В VPN бесплатность обычно ограничена временем и/или количеством мегабайт, скоростью. Платные сервисы стоят, вроде, не дороже 10 $ в месяц (сам не пользовался и ресь об обычных скоростяз и обхемаз траффика) - тогда быстрее и без ограничений (или с меньшими). Есть VPN без регистрации в некоторых браузерах (турбопрежим в Opera, например) и бог весть, прогнутся ли они под РФ. Опера представляет возможность VPN без регистрации и оплаты для всех программ на компьютере, но надо скачать и установить Opera VPN (вроде так программа называется; есть она и как приложение под Андроид). В конце-концов, любой зарубежный анонимный прокси из регулярно обновляемых списков в интернете позволяет бесплатно и без регистрации обойти все "блокировки" Роскомнадзора. А если прокси на https, то вот вам и бесплатный VPN без регистрации. Просто через час или день придется, как правило, перенастроиться на другой прокси.

В главу 13 Кодекса об административных правонарушениях (КоАП), внесенные год назад группой депутатов, проголосовали 306 членов нижней палаты парламента.

В России было заблокировано более 108 тысяч сайтов с запрещенной информацией, однако популярность анонимайзеров растет

Теперь за непредоставление в Роскомнадзор данных о владельцах средств обхода блокировок граждан будут штрафовать на сумму от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей. Для юридических лиц наказание выше - от пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.

Штрафы предусмотрены также за выдачу поисковыми системами ссылок на запрещенные сайты. Для граждан наказание может достигать 5 тысяч рублей, должностные лица заплатят от 30 до 50 тысяч рублей, выше всего штраф для организаций от 500 до 700 тысяч рублей.

После принятия Госдумой в окончательном чтении закон направится в верхнюю палату парламента - Совет Федерации.

Сенаторы могут рассмотреть его на ближайшем заседании 20 июня. В случае одобрения верхней палатой и подписания президентом он вступит в силу спустя 90 дней после официального опубликования, то есть в середине осени.

Принятые Госдумой поправки в Кодекс об административных правонарушениях направлены на исполнение закона о запрете анонимайзеров. Он был принят парламентом в июле прошлого года и вступил в силу с 1 ноября. Закон устанавливает запрет на использование информационных систем и программ для получения доступа к сайтам, заблокированным на территории России. В отслеживании фактов использования анонимайзеров могут участвовать подразделения МВД и ФСБ, документ дает им право уведомлять о выявленных случаях Роскомнадзор для последующей блокировки средств обхода ограничений.

К слову, блокировки подобных ресурсов используются с середины апреля для ограничения доступа к мессенджеру Telegram. В целях исполнения соответствующего решения Таганского суда Москвы Роскомнадзор заблокировал уже около 50 VPN-сервисов и анонимайзеров, предоставлявших доступ к мессенджеру.

Всего же, по данным ведомства на конец мая, в России было заблокировано более 108 тысяч сайтов с запрещенной информацией, однако популярность анонимайзеров растет. По словам главы ведомства Александра Жарова, за последние два года количество пользователей таких сервисов выросло с пяти - семи до десяти - пятнадцати процентов. При этом только четверть популярных прокси- и VPN-сервисов соблюдает действующие ограничения.

Следует отметить, что требования обоих законов - и о запрете использования анонимайзеров, и об ответственности за его нарушение - касаются всех игроков цифрового рынка, как отечественных, так и зарубежных.

Впрочем, авторы принятого закона - депутаты Максим Кудрявцев ("Единая Россия"), Николай Рыжак ("Справедливая Россия") и Александр Ющенко (КПРФ) - заявляют, что достигли "полного взаимопонимания" с владельцами поисковиков и программного обеспечения.

Тем временем

Госдума во вторник приняла в первом чтении проект закона, позволяющий заключать наследственные договоры и составлять совместные завещания супругов. Инициатива была внесена главой думского комитета по госстроительству и законодательству Павлом Крашенинниковым. Законопроектом вносятся поправки в части первую и третью Гражданского кодекса РФ, которыми предусматриваются новые для российского наследственного права возможности - заключать наследственные договоры и составлять совместные завещания супругов. Как пояснял ранее автор инициативы, это поможет "заранее договориться о судьбе наследства и тем самым уменьшить вероятность конфликтов с участием лиц, которые могут призываться к наследованию". К примеру, при наличии совместного завещания супругов не нужно делить совместную собственность, а затем решать вопрос о наследстве и наследниках.

Новые штрафы за утечки баз клиентов

Минцифра предложила ввести штрафы за утечки персональных данных в открытый доступ.

В России более 400 тысяч операторов персональных данных, среди них и гостинцы, перевозчики, компании мобильной связи, банки. По их поручению другие компании занимаются сбором и обработкой информации, накапливают большие базы данных (например, страховые агенты, агрегаторы), которые нередко "утекают" и используются совершенно по-разному - маркетологами, мошенниками, специалистами по "холодным продажам" и так далее. В "утечках" операторы персональных данных обычно обвиняют как раз тех, кто собирал для них информацию.

Согласно проекту, если оператор не контролировал сбор данных, то ему будет грозить штраф до 30 тысяч рублей за один выявленный случай "утечки". Для лиц, которые собирают данные по поручению операторов, проектируются штрафы в том же размере за нарушение правил обработки данных.

Кроме того, ведомство предлагает ограничить число организаций, которые могут публиковать данные о детях-сиротах в интернете. Таким исключительным правом намерены наделить только федеральные и региональные органы власти, которые отвечают за формирование государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, а право обрабатывать биометрические персональные данные сирот для их устройства в семьи останется у органов исполнительной власти.