С миру по нитке

Дополнительные требованияк программам для электронных вычислительных машин и базам данных, сведения о которых включены в реестр российского программного обеспечения. Как включить сведения о программном обеспечении в единый реестр российских программ для э

5) российской коммерческой организации без преобладающего иностранного участия. Коммерческая организация является такой, если более 50 процентов в ней составляет суммарная доля прямого и (или) косвенного участия:

  • Российской Федерации,
  • муниципальных образований,
  • граждан Российской Федерации.

6) гражданину Российской Федерации.

Требование 2. ПО правомерно введено в гражданский оборот на территории Российской Федерации. Экземпляры ПО либо права его использования свободно реализуются на всей территории Российской Федерации.

Требование 3. Это требование относится к общей сумме выплат за календарный год по лицензионным и иным договорам (независимо от вида договора).

Речь идет о договорах, которые:

1) предусматривают предоставление прав на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации, выполнение работ, оказание услуг;

2) связаны с разработкой, адаптацией и модификацией программного обеспечения и заключены для разработки, адаптации и модификации программного обеспечения;

3) предполагают выплаты:

  • иностранным юридическим и (или) физическим лиц, контролируемым ими российским коммерческим и (или) некоммерческим организациям,
  • агентам, представителям иностранных лиц и контролируемым ими российским коммерческим и (или) некоммерческим организациям.

Общая сумма выплат таким лицам за календарный год должна быть менее 30 процентов выручки правообладателя (правообладателей) ПО от его реализации (включая предоставление прав использования).

Требование 4. Сведения о ПО не составляют государственную тайну, и оно не содержит сведений, которые ее составляют.

Требование 5. ПО отвечает требованиям безопасности информации. То есть должен быть сертификат системы сертификации средств защиты информации по требованиям безопасности информации. Порядок его выдачи устанавливает Правительство РФ.

Это требование касается только ПО, в составе которого реализованы функции защиты конфиденциальной информации.

Требование 6. Есть лицензия на осуществление деятельности по разработке и производству средств защиты конфиденциальной информации, если:

  • в составе ПО реализованы функции защиты конфиденциальной информации.

Кто может внести сведения в Реестр

Обратиться в уполномоченный орган (Минкомсвязь России) с заявлением о включении сведений в Реестр может правообладатель ПО или лицо, которое уполномочено всеми правообладателями (п. 9 Правил).

Если исключительное право на ПО принадлежит Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, то заявление подает соответственно:

  • федеральный орган исполнительной власти,
  • орган исполнительной власти субъекта РФ,
  • орган местного самоуправления или
  • организация, которая осуществляет управление (распоряжение) таким правом.

Чтобы организация или физическое лицо смогли внести сведения о ПО в Реестр, у нее должны быть:

Учетная запись в ЕСИА

Она нужна для того, чтобы подать документы через официальный сайт Реестра. Это возможно только после авторизации в личном кабинете через ЕСИА.

Если правообладатель - физическое лицо, то достаточно его подтвержденной учетной записи в ЕСИА. С юрлицом сложнее - необходимо зарегистрировать его учетную запись. Для этого нужно, чтобы:

  • у юрлица был квалифицированный сертификат электронной подписи, выпущенный на руководителя организации, а
  • у руководителя была подтвержденная учетная запись в качестве физического лица в ЕСИА.

Чтобы создать учетную запись юрлица в ЕСИА, руководителю необходимо в личном кабинете портала Госуслуг :

1) перейти на вкладку «Организации»,

2) выбрать пункт «Создать учетную запись организации»,

3) заполнить предлагаемую форму и

4) снова подтвердить ее квалифицированной электронной подписью.

Усиленная квалифицированная электронная подпись

Она нужна для того, чтобы подписать заявление на внесение сведений о ПО в Реестр.

Если правообладатель - физическое лицо, то заявление нужно подписать личной усиленной квалифицированной электронной подписью.

Если правообладатель - юридическое лицо, то речь уже идет об усиленной квалифицированной электронной подписи организации в лице ее руководителя или уполномоченного лица (на основании доверенности).

Как подать заявление

Чтобы внести сведения о ПО в Реестр, необходимо представить в Минкомсвязь России соответствующее заявление и прилагаемые к нему документы и материалы (п. 14 Правил).

Для этого нужно заполнить электронные формы, которые размещены на официальном сайте реестра reestr.minsvyaz.ru (приказ Минкомсвязи России от 31 декабря 2015 г. № 614 «Об определении официального сайта оператора единого реестра российских программ для ЭВМ и баз данных в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"»).

Это можно будет сделать после того, как заявитель (п. 14 Правил).

Сведения, документы и материалы, необходимые для подачи заявления (согласно разделу IV Порядка подачи заявления для внесения сведений о ПО в Реестр ):

1. Название ПО. Нужно указать текущее название программного обеспечения (без номеров версий продукта).

2. Предыдущие и (или) альтернативные названия ПО. Это поле можно не заполнять.

3. Код (коды) продукции. Нужно указать один или несколько кодов ОКПД 2. Их описание приведено в Общероссийском классификаторе продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008).

4. Класс (классы) ПО, которому (которым) соответствует ПО. Нужно указать один или несколько классов ПО. При этом под классом ПО понимают группу, которая:

  • объединяет ПО, имеющее аналогичные функциональные, технические и (или) эксплуатационные характеристики, и
  • определяется по классификатору (его утвердил Минкомсвязи России приказом от 31 декабря 2015 г. № 621).

Такое определение дано в пункте 2 Правил.

Порядок, которым нужно руководствоваться, чтобы определить класс (классы), утвержден приказом от 31 декабря 2015 г. № 622.

В классификаторе использованы иерархический метод классификации и последовательный метод кодирования. Код состоит из 2-4 цифровых знаков.

ПО соответствует нескольким классам, если полностью или частично отвечает функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам таких классов.

5. Статус правообладателя. Здесь нужно выбрать один или несколько пунктов из списка:

  • российская коммерческая организация;
  • российская коммерческая организация, имеющая в цепочке владения иностранных лиц (иностранные организации или трасты);
  • российская некоммерческая организация;
  • гражданин Российской Федерации.

6. Сведения о правообладателях ПО. Содержание зависит от статуса правообладателя:

1) в отношении гражданина нужно указать:

  • фамилию, имя, отчество,
  • наименование и реквизиты документа, удостоверяющего личность,
  • адрес регистрации по месту жительства (пребывания) или, если такая регистрация отсутствует, - адрес места фактического проживания;

2) в отношении организации нужно указать полное наименование, ОГРН и ИНН.

7. Сведения о долях прямого и косвенного участия в правообладателе:

  • Российской Федерации,
  • субъектов Российской Федерации,
  • муниципальных образований,
  • российских некоммерческих организаций без преобладающего иностранного участия и
  • граждан Российской Федерации.

Это поле нужно заполнить в двух случаях - если исключительное право на ПО принадлежит правообладателю :

  • «российская коммерческая организация» или
  • «российская коммерческая организация, имеющая в цепочке владения иностранных лиц».

В первом случае нужно указать конечных владельцев (российских граждан) и размеры их долей.

Во втором случае необходимо раскрыть всю цепочку владения в форме таблицы и загрузить сканированные выписки (или иные документы) из реестров соответствующих государств.

Сведения нужно заполнить в отношении всех конечных бенефициаров (российских граждан), которые владеют более 5 процентами уставного капитала организации-правообладателя.

Отдельное правило установлено для случая, когда такие бенефициары совокупно владеют менее 50 процентами уставного капитала (т. е. проверить критерий о принадлежности исключительного права невозможно). В такой ситуации необходимо включить сведения о российских гражданах, владеющих долями менее 5 процентов. Сделать это нужно так, чтобы заявление содержало сведения о российских гражданах, которые владеют в совокупности более 50 процентами уставного капитала организации-правообладателя. То есть представлять информацию обо всех конечных бенефициарах - российских гражданах не обязательно.

8. Адрес электронной почты и номер телефона для связи с заявителем. Необходимо указать действующие контакты для направления уведомлений и запросов о предоставлении дополнительной информации.

9. Адрес страницы сайта правообладателя в Интернете с документацией, которая содержит описание функциональных характеристик ПО и информацию для его установки и эксплуатации. Речь идет о пользовательской документации.

10. Статус лица, подписывающего заявление. В этом поле нужно выбрать одну позицию из списка:

  • представитель правообладателя, действующий на основании доверенности;
  • лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени правообладателя, являющегося юридическим лицом;
  • правообладатель, являющийся гражданином Российской Федерации.

11. Документ, который подтверждает полномочия лица, подписывающего заявление (если заявление на включение сведений в Реестр подписывает представитель по доверенности). Речь идет о доверенности с полномочиями на осуществление действий от имени правообладателя (правообладателей) ПО. Заявителю необходимо загрузить сканированную версию доверенности в формате pdf.

12. Копия устава правообладателя ПО (если заявление подает организация). Необходимо загрузить сканированную версию устава в формате pdf. Сделать это нужно одним файлом.

13. Экземпляр ПО. В данном разделе необходимо предоставить действующую ссылку на скачивание дистрибутива ПО. Также нужно приложить инструкцию (в виде одного документа в произвольной форме) по скачиванию и установке. Она должна включать (при необходимости) лицензионный ключ (серийный номер) для активации.

14. Документы, которые подтверждают, что ПО отвечает требованию о принадлежности исключительного права (если заявление подает ). Необходимо загрузить:

  • файл с описанием цепочки владения в форме таблицы (в произвольной форме) и
  • сканированную версию выписок (или иных документов) из реестров соответствующих государств, подтверждающих данные таблицы.

15. Сведения об основаниях возникновения у правообладателя (правообладателей) исключительного права на ПО на территории всего мира и на весь срок действия исключительного права. Это поле нужно заполнить в текстовом виде (в произвольной форме).

Основанием возникновения исключительного права могут быть, например, собственная разработка (создание служебного произведения) или приобретение исключительного права.

16. Документация с описанием функциональных характеристик ПО и информацией для его установки и эксплуатации. Эту документацию необходимо загрузить в текстовом формате.

17. Документация, которая содержит:

1) описание процессов, обеспечивающих поддержание жизненного цикла ПО, в том числе:

  • устранение неисправностей, выявленных в ходе эксплуатации ПО,
  • совершенствование ПО;

2) информацию о персонале, необходимом для обеспечения такой поддержки.

Эту документацию также необходимо загрузить в текстовом формате.

18. Иные документы. Заявитель может приложить любые документы, которые подтверждают, что продукт соответствует критериям российского ПО и классу ПО.

Заявитель должен (п. 14 Правил).

Кто и как включает сведения о ПО в Реестр

В процессе включения сведений о ПО в Реестр, кроме , можно выделить еще трех действующих лиц.

1. Минкомсвязи России. Это уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по формированию и ведению Реестра. Минкомсвязи России принимает решения о включении сведений о ПО в Реестр и об их исключении из него.

2. Оператор реестра. Он занимается непосредственно ведением Реестра.

Минкомсвязи России привлекает оператора в порядке Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон № 44-ФЗ) (п. 6 Правил). Он должен отвечать двум условиям:

  • иметь регистрацию на территории РФ;
  • иметь право получать обязательный экземпляр ПО.

Этим условиям отвечают три организации, перечисленные в статье 13 Федерального закона от 29 декабря 1994 г. № 77-ФЗ «Об обязательном экземпляре документов»:

  • Межотраслевой научно-исследовательский институт «Интеграл»;
  • Научно-технический центр «Информрегистр»;
  • Президентская библиотека имени Б.Н. Ельцина.

Оператор из числа своих работников определяет лиц, уполномоченных на включение в реестр сведений, их изменение и (или) исключение из реестра (п. 7 Правил).

3. Экспертный совет по российскому ПО. Его создает Минкомсвязи России для того, чтобы проводить экспертизу при включении сведений о ПО в Реестр (п. 8 Правил, приказ Минкомсвязи России от 30 декабря 2015 г. № 615 «Об утверждении Положения об Экспертном совете по Российскому программному обеспечению при Министерстве связи и массовых коммуникаций Российской Федерации»).

Процесс включения сведений о ПО в Реестр можно условно разделить на девять этапов.

Этап 1. Уполномоченный орган проверяет заявление и прилагаемые к нему документы и материалы в течение 10 рабочих дней со дня поступления (п. 16 Правил).

Этап 2. Уполномоченный орган в течение 5 рабочих дней со дня поступления заявления запрашивает у органов государственной власти документы и информацию, подтверждающую сведения в заявлении и прилагаемых к нему документах и материалах (п. 20 Правил).

Этап 3. Уполномоченный орган регистрирует заявление (п. 19 Правил).

Заявителю откажут в регистрации, если (п. 17 Правил):

  • он нарушил Правила;
  • уполномоченный орган в течение 12 месяцев до поступления заявления уже:
  • отказывал заявителю во включении сведений в Реестр из-за того, что тот представил подложные документы, материалы и (или) недостоверные сведения (подп. «а» п. 27 Правил), или
  • исключил сведения из Реестра по той же причине (подп. «в» п. 33 Правил).

После того как заявитель устранит причины, указанные в первом пункте, он сможет повторно подать заявление (п. 18 Правил).

Этап 4. Оператор реестра в срок не позднее рабочего дня, следующего за днем регистрации заявления, размещает его в открытом доступе на официальном сайте (п. 19 Правил). При этом персональные данные (при наличии) обезличивают.

Этап 5. Экспертный совет рассматривает заявление в течение 30 рабочих дней со дня его регистрации и утверждает экспертное заключение (п. 21 Правил). Оно должно содержать выводы о том, соответствует ли ПО:

Этап 6. Экспертное заключение передают оператору системы в течение одного рабочего дня со дня его утверждения (п. 21 Правил).

Этап 7. Оператор реестра размещает экспертное заключение в открытом доступе на официальном сайте (п. 21 Правил).

Этап 8. Уполномоченный орган принимает решение о включении сведений о ПО в Реестр. Он это должен сделать:

  • в течение 65 рабочих дней со дня регистрации заявления, но
  • не позднее 10 рабочих дней со дня, когда экспертный совет утвердил экспертное заключение.

Указанное решение издают в форме приказа Минкомсвязи России (п. 25 Правил).

Уполномоченный орган может отказать во включении сведений о ПО в Реестр по трем основаниям (п. 27 Правил):

  • заявитель представил подложные документы, материалы и (или) недостоверные сведения;
  • заявитель не представил в течение 30 рабочих дней пояснения и (или) документы по запросу экспертного совета (п. 22 Правил), если без них невозможно подтвердить достоверность представленных сведений и (или) подлинность представленных документов;

Этап 9. Оператор реестра:

  • размещает решение уполномоченного органа на официальном сайте и информирует о нем заявителя по адресу электронной почты, который указан в заявлении (п. 28 Правил);
  • включает сведения о ПО в Реестр (п. 29 Правил).

Оператор должен это сделать в срок не позднее рабочего дня, следующего за днем, когда уполномоченный орган примет решение.

В середине августа Минкомсвязь в лице директора департамента развития высоких технологий Салавата Мигранова объявило, что уже осенью этого года реестр российского ПО станет работать по новым правилам. По словам чиновника необходим переход от экстенсивного роста реестра к качественному. Помимо этого, будут устранены некоторые прорехи в правовом регулировании импортозамещения в сфере ИТ. Новые правила также установят дополнительное требование об отсутствии принудительного обновления и управления конкретным программным обеспечением из-за границы. Ознакомиться с текстом законопроекта можно . Очевидно, что анонсированные Минкомсвязью перемены в работе реестра отразятся как на российских разработчиках ПО, так и на госзаказчиках. В ожидании конкретики попробуем порассуждать, к чему это все приведет.

Немного теории

Для включения программного продукта в реестр российского ПО разработчику необходимо подать в Минкомсвязь заявление в электронном виде, дождаться его публикации, после чего заявка будет рассмотрена экспертным советом, в который входят представители ИТ-компаний. На основании решения совета министерство выпустит приказ о включении в реестр либо об отказе. Вся процедура занимает около 70 дней.

К заявлению должны прилагаться документы, подтверждающие исключительное право разработчика на ПО. Также необходимо предоставить экземпляр продукта без технических средств защиты авторских прав или со средствами законного устранения ограничений использования софта. Кстати, новые правила работы реестра содержат более туманные формулировки. Ссылаясь на члена экспертного совета, издание пишет, что теперь разработчики могут приложить к заявке не продукт целиком, а только его элементы, что существенно затруднит экспертизу.

Страсти вокруг реестра

В 2016 году достоянием общественности стало президента НП «Руссофт» Валентина Макарова директору департамента развития высоких технологий Минкомсвязи Дмитрию Чернову, которое касалось непрозрачности процедуры принятия решений о включении программных продуктов в реестр. По мнению Макарова, члены экспертного совета не всегда могут «избежать разночтений, ошибок, конфликта интересов при вынесении решений». Однако предложенная им возможность создания процедуры апелляций, в том числе с привлечением независимых экспертов, пока осталась нереализованной.

На непрозрачность процедуры включения в реестр указывали и другие участники рынка. Компания «ИСЕТ Девелопмент» оспаривала решение Минкомсвязи об отказе включить в реестр антивирусное решение Eset. В октябре 2016 года суд вынес решение в пользу ведомства, мотивировав это тем, что «ИСЕТ Девелопмент» не имеет сертификата для разработки ПО, в котором реализованы функции защиты конфиденциальной информации. Участники рынка посчитали это формальной причиной и предположили, что реальная заключается в том, что «ИСЕТ Девелопмент» как дочерняя компания словацкого производителя не смогла доказать, что ее продукт является российским. В подтверждение этому глава Минкомсвязи Никифоров поприветствовал решение суда, отметив, что довольно часто зарубежные компании пытаются представить свои разработки через дочерние структуры в России, чтобы включить их в реестр.

Наглядный пример: в августе в реестре российского ПО был продукт американской компании Hewlett Packard Enterprise. «Русская» версия программы ArcSight носит название «Ankey SIEM». При этом указано, что исключительные права на ПО и все его компоненты принадлежат разработчику ООО «Газинформсервис». В HPE открыто , что таким образом они локализуют свои продукты для продажи их в государственные структуры.

На этом фоне интересно выглядят сообщения о том, что в реестр не вошла операционная система «ОСь», разработанная «дочкой» «Ростеха», компанией НЦИ. Основанием для отказа: НЦИ не предоставил экспертному совету документы, подтверждающие исключительные права на систему, а также лицензию ФСТЭК. История достаточно громкая, поэтому скажу только основное. В самой НЦИ , что «ОСь» основана на свободном программном обеспечении и программных модулях собственной разработки. Однако по члена экспертного совета Натальи Касперской, в заявке, напротив, было указано, что это проприетарное ПО. Как будет развиваться ситуация - покажет время, а пока НЦИ подал заявку.

Есть и другие интригующие случаи: так, в июне 2016 года без каких-либо комментариев со стороны Минкомсвязи из реестра ранее включенные в него продукты на базе решений IBM и EMC, в том числе разработки «КРОКа», «Логики Бизнеса» («дочка» «АйТи»), «К-МИС», «Метамодель групп» и др. Сам факт, что продукты были исключены из реестра, а не получили отказ по итогам рассмотрения заявки, свидетельствовал о незрелости процедур работы экспертного совета на тот момент.

Миллиарды мимо бюджета

Десятки миллиардов рублей ежегодно необоснованно уходят к иностранным производителям ПО, Минкомсвязь. В связи с этим ведомство совместно с ФАС намеревается жестко наказывать госструктуры и компании с государственным участием, использующим зарубежный софт при наличии российских аналогов. В мае Николай Никифоров предложил и вовсе обложить налогом такие госучреждения, размер сбора может составить 5% стоимости на то иностранное ПО, которое можно было бы заменить отечественным.

Что и говорить, переход от софта мировых производителей на разработки своих соотечественников - дело нешуточное. Необходимость тратить время и ресурсы на проекты по миграции на новое ПО, а также риски таких проектов отпугивают заказчиков и толкают их на поиск обходных путей. Широко практика приобретения вычислительной техники с предустановленным софтом, а также «завуалированной» закупки иностранных программных продуктов под видом услуг, например, SaaS, аренды оборудования с предустановленным софтом или техподдержки, включающей обновление ПО.

После вступления в силу изменений, касающихся работы реестра, такие схемы работать больше не будут. Заказчиков обяжут закупать ПО отдельно от вычислительной техники, и таким образом ограничения нельзя будет обойти. Это обернется дополнительными расходами на миграцию на отечественный софт, но в некоторых случаях часть затрат компенсируется за счет меньшей стоимости российских разработок.

Не числом, а умением

На сегодняшний день реестр содержит сведения более чем о 4000 программных продуктах, которые официально признаны российскими. С учетом того, что реестр задуман как инструмент реализации импортозамещения, а не просто как перечень всех имеющихся ИТ-продуктов российского происхождения, крайне важно обеспечить объективную оценку соответствия ПО требованиям госзаказчиков. Но это сделать очень трудно, и вот почему. Действующая на данный момент процедура подачи заявки не предполагает какой-либо экспертизы на предмет соответствия программных продуктов тем или иным требованиям заказчиков. Иначе говоря, задача экспертного совета - подтвердить или опровергнуть российское происхождение ПО, а уж его функциональность, надежность, безопасность остаются на совести разработчика. Госзаказчикам не позавидуешь: даже несмотря на поддержку Минкомсвязи (методические материалы, таблица соответствия российского ПО иностранным аналогам и т. п.), задача выбора программных продуктов, мягко говоря, затруднена. Если уж совсем образно выразиться, то это выбор одного из сотен «котов в мешке».

Обозначенная министерством перспектива качественного роста реестра внушает надежду, что в будущем к программным продуктам, претендующим на включение в него, будут предъявляться более развернутые требования, соответствующие интересам заказчиков. Разработчикам при этом придется сфокусироваться не столько на организационных вопросах, сколько на функциональности своего ПО, на что потребуется и время, и немалые затраты. Но в итоге повысится конкурентоспособность и клиентоориентированность продуктов, а от этого выиграют все.

Операционный директор сервиса «Онлайн Патент » Алина Акиншина по просьбе сайт подготовила подробную инструкцию о том, как попасть в реестр российского программного обеспечения и каким компаниям это будет полезно.

Алина Акиншина. Фото предоставлено Softline Venture Partners

С 1 января 2016 года в России вступил в действие закон, предписывающий создание реестра российского программного обеспечения и определяющий критерии определения отечественного происхождения программного обеспечения. Сама по себе цель создания реестра проста — расширение использования российского ПО и оказание государственной поддержки правообладателям ПО.

«Закон об импортозамещении» дает широкие возможности резидентам IT-кластера «Сколково» (и другим российским разработчикам софта) быстро организовать продажи в рамках тендеров на поставку ПО в предприятия и организации, которым предписано пользоваться российским софтом.

В своей колонке Алина Акиншина поясняет, какие действия предстоит предпринять на каждом этапе, чтобы как можно быстрее оказаться в реестре российского ПО, а также предостерегает от частых ошибок. Это поможет разработчикам сэкономить время и деньги на процедуре подачи заявок и последующего оформления.

Лайфхак: если вам некогда читать большой текст с массой подробностей, вы можете проскролить его до таблицы. Она объясняет итерации и дает представление о количестве времени, которое нужно затратить на прохождение основных этапов попадания в реестр отечественного ПО.

Зачем это надо?

Для начала — небольшая вводная о природе реестра российского ПО. Закон наделил правительство правом устанавливать запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, а также работ и услуг, выполняемых и оказываемых иностранными лицами. Отныне правительство может ограничивать допуск этих товаров, работ и услуг для участия в госзакупках. Это означает, что госзаказчик обязан в первую очередь искать необходимые ему программные продукты в специальном списке российского ПО. Если же нужного решения в реестре нет, потребуется подготовить мотивированное обоснование невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств.

Правила формирования и ведения реестра, а также перечень документов, необходимых для внесения в него, устанавливаются вышеупомянутым постановлением.

Каков порядок?

Первая хорошая новость: заявление в Минкомсвязь на внесение в реестр —бесплатное. Оно действительно не стоит ничего, но, скажу честно, успешно собрать все документы и все правильно заполнить — задача не из простых. Поэтому в самом начале затеи с попыткой включения ПО в реестр вам предстоит решить, что важнее проекту — сэкономить деньги и взять на себя повышенные риски, связанные с весьма вероятным отказом включать ваш продукт в реестр, или заплатить экспертам, которые не раз успешно проделывали такую операцию. Вторая хорошая новость: заявление можно подать онлайн, через электронную форму на официальном сайте reestr.minsvyaz.ru . Это сведет к минимуму последствия столкновений с бюрократией.

Теперь рассмотрим каждый шаг процесса подачи заявления и внесения в реестр во всех подробностях.

Шаг №0. Для подачи заявления и физическому, и юридическому лицу необходимо авторизоваться в единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА). Для этого делаете следующее:

0.1. Проверяете наличие у организации ключа ЭЦП, выданного центром, аккредитованным Минкомсвязи (https://e-trust.gosuslugi.ru/CA). Если такого ключа ЭЦП нет - нужно будет его получить. Обычно процедура получения ключа занимает от нескольких дней до недели и стоит в пределах 5-10 тыс. руб.

0.2. Проверить наличие личной учетной записи руководителя организации (именно руководителя физического лица) в ЕСИА (Единой системе идентификации и аутентификации). Если ее нет - то создать (но в принципе речь об учетке на портале Госуслуг, скорее всего, она у вас есть). Оформляется такая учетная запись бесплатно.

0.3. Создать учетную запись юридического лица в ЕСИА, для этого:

— в вашем личном кабинете физического лица на портале Госуслуг перейти на вкладку «Организации»,

— выбрать пункт «Создать учетную запись организации»,

— заполнить предлагаемую форму, подтвердить ее ключом ЭЦП организации.

Итак, все отлично и вам удалось зарегистрироваться. Заходите на сайт https://reestr.minsvyaz.ru/ , нажимаете на «Подать заявление. Формы для заполнения заявления о включении сведений о программном обеспечении в реестр, загрузки документов и материалов». Далее — собственно, заполняете заявление о включении сведений о программном обеспечении в реестр, загрузки документов и материалов. Заполнение происходит онлайн, интерфейс весьма дружелюбный.

Шаг № 1. Сформулируйте название вашего программного обеспечения. Здесь же можно указать предыдущие и альтернативные названия, если таковые имеются.

Шаг № 2. Теперь потребуется ваше программное обеспечение классифицировать, причем сразу по двум классификаторам, не очень хорошо связанным между собой. Как прокомментировал один из наших коллег-заявителей, «приведенные классификаторы разумному анализу не поддаются, надо думать вместе». Однако, даже если думать вместе, однозначно классифицировать ПО получается не всегда. К счастью, вы имеете возможность относить ПО сразу к нескольким классам. Посмотреть информацию в классификаторах — Общероссийском классификаторе продукции по видам экономической деятельности и классификатором, утвержденным Минкомсвязи — можно здесь: http://minsvyaz.ru/ru/documents/5072/ . В подборе вам может помочь также сайт Ассоциации российских производителей программ (АРПП) «Отечественный софт»: http://www.arppsoft.ru/catalog/71/ . Его ценность в том, что вы можете увидеть «одноклассников» вашей программы — кандидатов на попадание в реестр.

Шаг № 3. Берете карточку компании и копируете все основные данные: наименование, ОГРН, ИНН. Указываете доли физлиц-собственников компании. Прикладываете копию Устава в действующей редакции. Главное, что здесь требуется от вас — предельная внимательность, так как исправление ошибок в заявке будет возможно только по специальному запросу.

Специалистам, принимающим решение о включении той или иной разработки в реестр, будет интересно, кем является правообладатель: российской коммерческой организацией (РКО); РКО, имеющей в цепочке владения иностранных лиц; российской некоммерческой организацией; гражданином РФ. Если организация имеет в цепочке владения иностранных лиц, потребуется раскрыть всю эту цепочку в форме таблицы и загрузить отсканированные выписки из реестров соответствующих государств. Сведения собираются в отношении всех конечных бенефициаров (российских граждан), которые владеют более 5% уставного капитала организации-правообладателя.

От бухгалтерии правообладателя могут потребоваться сведения, подтверждающие тот факт, что общая сумма выплат за календарный год по лицензионным и иным договорам на предоставление прав на ПО в пользу иностранных лиц составляет менее 30% выручки правообладателя софта от его реализации.

Минкомсвязи также потребует данные о статусе лица, подписывающего заявление, и документ, подтверждающий его полномочия. Этим лицом может быть представитель правообладателя, действующий по доверенности (в таком случае потребуется загрузить сканированную версию доверенности), лицо, имеющее право действовать от имени правообладателя без доверенности (то есть в том случае, если заявление подписывается генеральным директором, никаких дополнительных доверенностей не требуется) или же сам правообладатель.

В завершение необходимо указать адрес электронной почты и номер телефона, по которому будет осуществляться связь с заявителем. По этим контактным данным будут направляться уведомления и запросы о предоставлении дополнительной информации.

После этого сведения о правообладателе вносятся в реестр, чему уже можно порадоваться.

Шаг №4. Внесите сведения о программном продукте. Прежде всего потребуется указать ссылку на страницу сайта правообладателя в сети Интернет, где размещена документация, содержащая описание функциональных характеристик программного обеспечения, а также информация, необходимую для эксплуатации и совершенствования программы. Иными словами, необходимо дать действующую ссылку на страницу с пользовательской информацией софта.

Помимо всего прочего, необходимо предоставить доступ к экземпляру ПО — прикрепить ссылку на скачивание дистрибутива софта. Следует приложить инструкцию по скачиванию и установке, обеспечить для экспертов возможность анализа вашего ПО — то есть, например, предоставить тестовый лицензионный ключ.

Особое внимание стоит уделить пункту об основаниях возникновения исключительного права на программу за заявителем (например, собственная разработка, служебное произведение, приобретение исключительного права). Это поле можно заполнить в произвольной форме, но главное - убедительно, так как экспертному совету предстоит разобраться, действительно ли вы имеете права на данное ПО. Большим плюсом здесь будет свидетельство о регистрации программы для ЭВМ в Роспатенте, так как оно имеет юридическую силу и презумпцию достоверности сведений.

В том случае, если в составе ПО реализованы функции защиты конфиденциальной информации, потребуется предоставить дополнительные данные. Соответствие софта требованиям безопасности информации должно быть подтверждено особым сертификатом системы сертификации средств защиты информации по требованиям безопасности информации. Также следует подтвердить, что правообладатель имеет лицензию на осуществление деятельности по разработке и производству средств защиты конфиденциальной информации.

Шаг №5. Подача заявления заканчивается подписанием его электронной цифровой подписью, выданной удостоверяющим центром, аккредитованным Минкомсвязью, и отправкой на рассмотрение.

Что происходит после подачи заявления?

Минкомсвязи будет проверять заявку по формальным основаниям, затем заявление либо зарегистрируют, либо откажут в регистрации со ссылкой на определенный пункт «Правил формирования и ведения единого реестра российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных». В последнем случае заявителю стоит исправить нарушения и подать заявление повторно.

Также на первом этапе проверяется, верно ли указаны бенефициары. Если данные были сфальсифицированы, повторную заявку нельзя будет подать раньше, чем через год.

Как только заявление будет зарегистрировано, сведения об этом в течение суток будут опубликованы на сайте реестра без указания персональных данных заявителя. После этого заявка передается в экспертный совет, который в течение 30 рабочих дней готовит заключение и передает его в Минкомсвязь. В этот период времени заявителю могут направляться уточняющие запросы, которые возобновляют 30-дневный срок. В итоге экспертный совет публикует свое заключение на сайте реестра, которое затем в течение 10 дней утверждается приказом Минкомсвязи. После принятия положительного решения софт вносится в реестр российского ПО в течение суток. Если же заявка была отклонена, оспорить такое решение можно в течение 3 месяцев в суде.

Подробные сведения о процедуре рассмотрения со ссылками на регламентирующие их пункты Правил формирования и ведения единого Реестра российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных обобщены в таблице:

Название

Единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (реестр отечественного ПО) предназначен для расширения использования отечественной ИТ-продукции в органах государственной власти РФ, а также в целях оказания правообладателям ПО мер государственной поддержки. Реестр содержит перечень российского ПО, отечественное происхождение которого было подтверждено и для которого предусмотрена преференция при государственных и муниципальных закупках. Реестр формируется Экспертным советом по российскому ПО при Минкомсвязи России . Большинство голосов в совете имеют представители отечественной ИТ-отрасли.

Официальный сайт оператора единого реестра российских программ для электронных вычислительных машин (ЭВМ) и баз данных расположен по адресу: http://reestr.minsvyaz.ru .

Инициирование

Создание единого реестра российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (реестра отечественного ПО) предусмотрено Федеральным законом №188 «О внесении изменений в Федеральный закон “Об информации, информационных технологиях и о защите информации” и статью 14 Федерального закона “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд”» от 29 июня 2015 года.

Цели

Реестр отечественного ПО создан в целях расширения использования российского ПО и подтверждения его российского происхождения, оказания государственной поддержки правообладателям ПО.

Сроки

29 июня 2015 года Президент РФ Владимир Путин подписал Федеральный закон №188 «О внесении изменений в Федеральный закон “Об информации, информационных технологиях и о защите информации” и статью 14 Федерального закона “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд”», который определил порядок и условия признания ПО происходящим из РФ, а также создание реестра российского ПО. В законе также были определены базовые критерии включения программных продуктов в реестр.

С 1 января 2016 года заказчики обязаны ограничить закупки ПО для государственных и муниципальных нужд программным обеспечением, включенным в реестр российского ПО, за исключением тех случаев, когда в нем отсутствует программное обеспечение с необходимыми функциональными, техническими и эксплуатационными характеристиками.