Ростелеком

Инструментарий для разработки электронных образовательных ресурсов. Блок-схемы алгоритмов. гост. примеры. Какие основные требования к ЭОР можно выделить

Понятие образовательного стандарта

Среди прогрессивных направлений развития современного образования явно выделяется его стандартизация, вызванная определенными жизненными обстоятельствами и, прежде всего, необходимостью создания в стране единого педагогического документа, благодаря которому будет обеспечен целостный уровень общего образования, получаемого детьми в различных типах образовательных учреждений.

Само понятие «стандарт» в переводе с британского означает норму, эталон, общее мерило. Главное назначение стандартов состоит в такой организации и регулировке взаимоотношений и работы людей, которая ориентирована на создание продуктивных результатов, удовлетворяющих потребности общества.

Стандарт образования включает систему базовых характеристик, принимаемых в роли государственной нормы образованности, отражающей общественный эталон и учитывающей индивидуальные способности личности и системы образования для достижения этого идеала.

Стандартизация образования в развитых государствах мира осуществляется уже давно посредством разработки учебных планов и программ, установления особого уровня образования. Однако сам термин «стандарт» в отношении образования стал употребляться сравнительно недавно. Его появление связано не только с созданием единого государственного образовательного эталона, но и с обеспечиванием необходимого качества и уровня образования в различных учебных учреждениях.

В России федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) считается главным нормативным документом, отражающим смысл конкретной части Закона РФ «Об образовании ». Он развивает и конкретизирует такие понятия, как содержание, уровень и форма образования, обозначает средства обучения, показывает пути и методы измерения, анализа и оценки результатов обучения. Кроме того, ФГОС предъявляет минимальный перечень требований к подготовке выпускников.

Значимым критерием системы образования считается степень демократичности его стандарта, которая, прежде всего, характеризуется соответствием части образования, составленной уполномоченными на это государственными органами, с частью образования, самостоятельно определяемой учебными заведениями. Однако несмотря на это, в каждом отдельном учебном заведении содержание образования может варьироваться, то есть иметь небольшие отступления от установленной нормы.

Уровни образовательного стандарта

Закон РФ «Об образовании» гласит, что государство определяет только минимально требуемый уровень образования. Дополнение содержания образования сверх данной нормы относится к сфере ответственности непосредственно самих образовательных учреждений. В связи с этим в государственном стандарте общего среднего образования выделяются 3 уровня, отличающихся своей структурой и содержанием:

  • федеральный уровень,
  • национально-региональный уровень,
  • школьный уровень.

Федеральный уровень описывает те нормативы, соблюдение которых обеспечивает определение педагогической позиции России, ее места в образовательной области, а также включение каждой личности в систему мировой культуры.

Национально-региональный уровень имеет нормативы в сфере родного языка, литературы, искусства, географии, трудовой подготовки и т. д. Они определяются и находятся в зоне ответственности региональных органов власти.

Федеральный и национально-региональный уровни стандарта образования включают в себя такие важные нормативные аспекты, как:

  • описание содержания образования на всех этапах обучения, которые государство предоставляет учащимся в размере необходимой общеобразовательной подготовки;
  • минимальные требования к подготовке учащихся в масштабах указанного размера содержания образования;
  • наиболее оптимальный объем учебной нагрузки детей в зависимости от года обучения.

Школьный уровень описывает функционирование самого образовательного учреждения, его базовые образовательные характеристики. Кроме того, в стандарте указан тот объем содержания образования, который в полной мере и отражает специфику и тенденцию конкретного образовательного учреждения.

Значение образовательного стандарта

Четкое нормирование минимальных требований к общеобразовательной подготовке учащихся раскрывает возможности для дифференциации преподавания. Так возникают существенные предпосылки для разрешения противоречий между правами и обязанностями ученика: он должен выполнять государственные требования к уровню общего образования и при этом имеет право при наличии соответствующего стремления продвигаться в овладении содержанием образования дальше, достигать высоких результатов.

Школьник может ограничиться при изучении сложного либо нелюбимого предмета минимальными требованиями, а это, в свою очередь, освобождает его от дополнительной трудоемкой учебной нагрузки и дает возможность воплотить собственные интересы и способности. Поскольку информация о стандартах предоставляется в открытом доступе, это позволяет учащимся сознательно избирать персональную линию собственного развития.

Данный подход к содержанию общего образования в большей степени снимает неоправданное эмоциональное и психологическое напряжение учащихся, дает возможность каждому учиться на наиболее посильном ему уровне, сформировывает позитивные мотивы учения и позволяет создать условия для настоящего полноценного развития ребенка.

Реализация главных функций федерального государственного образовательного стандарта поистине содействует:

  • обеспечиванию единства образовательной позиции в условиях существования самых разных типов образовательных учреждений;
  • формированию у учащихся положительной мотивации учения;
  • переходу к оценке результатов труда учителя на базе соответствия учебных достижений учащихся стандарту образования;
  • принятию обоснованных управленческих решений;
  • выделению в учебном процессе времени для занятий по выбору учащихся с учетом их возможностей, в соответствии с личными интересами и склонностями.

Федеральный образовательный стандарт представляет собой документ, который содержит определенные требования к образовательному процессу. Он был составлен для дошкольных образовательных учреждений, школ, средних специальных заведений, а также для высшей школы. Федеральный образовательный стандарт содержит нормы, требования к процессу обучения и воспитания. Он включает определенные рекомендации по составлению учебных программ для учреждений российского образования.

Время появления

Федеральный государственный образовательный стандарт был разработан в 2003 году. Сначала новшества коснулись дошкольных образовательных учреждений, затем они перешли в школы, колледжи, институты и университеты.

При составлении ФГОС учитывалась Конвенция о правах ребенка, а также Конституция РФ. Зачем в российском образовании нужны стандарты?

Актуальность обновлений

Для чего нужен стандарт образования? Государственный образовательный стандарт был разработан для систематизации, объединения образовательного процесса. Документ дал педагогу возможность так организовывать свою деятельность, чтобы у каждого ребенка была возможность развиваться по определенной траектории. Разработчики учли психологические особенности каждого возраста, а также требования к современному образованию, продиктованные обществом.

Федеральный государственный образовательный стандарт образования стал главным документом, на его базе разрабатываются учебные программы по разным дисциплинам. Именно в нем указано, чему и как именно нужно учить детей, какие результаты при этом должны быть достигнуты, определены и сроки.

Федеральный образовательный стандарт общего образования необходим для планирования работы российских образовательных учреждений, он отображается на их финансировании. ФГОС содержит раздел, касающийся периодичности повышения квалификации сотрудниками, прохождения учителями переквалификации, а также определяет алгоритм деятельности предметных методических объединений. Образовательный стандарт - это документ, на базе которого разрабатываются формы и методы контроля уровня подготовки школьников.

ФГОС в дошкольном образовании

Среди отличительных характеристик нового образовательного стандарта необходимо выделить инновационный подход к образовательному процессу. Если в классической системе в качестве основной задачи рассматривался процесс передачи знаний от педагога к ребенку, то теперь гораздо важнее сформировать целостную гармонически развитую личность, способную к самообразованию и самообучению.

Новый государственный образовательный стандарт в программах ДОУ предполагает акцентирование внимания на социальной адаптации воспитанников.

В программе учитывают следующие факторы:

  • региональные особенности для реализации ФГОС;
  • техническая и материальная база ДОУ;
  • формы, специфика, методы преподавания в каждом дошкольном учреждении;
  • социальный заказ территории;
  • индивидуальные и возрастные особенности детей.

Общий образовательный стандарт предполагает также соблюдение определенных условий в ДОУ. Образовательная программа, используемая в детском саду, не должна противоречить закону «Об Образовании», Конституции РФ, различным региональным распоряжениям. Она должна способствовать сохранению и укреплению физического здоровья школьников, гарантировать взаимосвязь между педагогом и семьей, формировать у дошкольников положительное отношение к процессу обучения.

Новые образовательные стандарты в образовании дают равные возможности для развития всем детям, независимо от социального статуса, религиозной и этнической принадлежности, места проживания.

Цель образовательной программы по ФГОС

Так как новый образовательный стандарт - это основной документ, в нем указана и главная цель дошкольного образования. Она заключается в формировании гармоничной личности ребенка. Дети во время нахождения в дошкольных учреждениях должны получить определенный запас теоретической информации. Основной акцент воспитатели делают на формировании у дошкольников коммуникативных навыков, развитие самостоятельности. В ДОУ создаются оптимальные условия, позволяющие воспитанникам демонстрировать индивидуальные способности, самосовершенствоваться.

Безусловно, для того чтобы получить желаемый результат, у ребенка должен быть сформирован некоторый багаж знаний.

Образовательный стандарт - это документ, в котором указаны все основные критерии, по которым оценивается выпускник дошкольного учреждения. В наше время в задачи воспитателя не входит обучение детей чтению, навыкам письма, математике. Гораздо важнее привить малышу умение общаться со сверстниками, развить логическое мышление, сформировать усидчивость, позитивно настроить к обучению в школе.

Дошкольный образовательный стандарт - это документ, в котором изложены ориентиры ФГОС ДОУ.

Области знаний по новым стандартам

Если анализировать дошкольное образование, в нем можно выделить пять направлений деятельности. Познавательное развитие предполагает формирование у дошкольников стойкого познавательного интереса к социальным и природным явлениям.

Речевое направление связано со способностью дошкольников выстраивать правильную речь. Художественно-эстетическое развитие предполагает знакомство детей с музыкальными и художественными произведениями, формирование мелкой моторики во время занятий, создание условий для проявления индивидуальных творческих особенностей.

В социально-психологическом разделе предполагается адаптация школьников к жизни в классном коллективе, привитие малышу навыков коммуникативного общения, создание благоприятного климата для развития.

Физическое направление подразумевает проведение оздоровительных процедур, спортивных занятий, знакомство с правилами безопасного поведения.

Целевые ориентиры

Новые стандарты исключают бесконечные итоговые и промежуточные аттестации знаний в дошкольных учреждениях. Необходимо осуществить проверку не заученных фактов, а оценить психологическую готовность дошкольника к последующему обучению в школе. Именно поэтому были сформулированы ориентиры ФГОС для ДОУ, которые позволяют определить настрой ребенка к поступлению в первый класс.

Ребенок должен положительно относиться к себе, окружающим людям, миру. За время нахождения в ДОУ он должен научиться самостоятельности, инициативности, познакомиться с нормами, правилами, требованиями социума. Согласно возрастным особенностям, у дошкольника должны быть сформированы речевые навыки, крупная и мелкая моторика, развита наблюдательность и любознательность.

ФГОС в школе

В связи с существенными изменениями, которые произошли в обществе, возникла необходимость проведения модернизации российского образования. Сначала стандарты второго поколения были введены на начальную ступень обучения, чтобы обеспечить преемственность с дошкольными образовательными учреждениями.

ФГОС является той основой, с помощью которой у каждого российского школьника есть реальный шанс постепенно передвигаться по индивидуальным образовательным траекториям, получая новые знания, практические навыки и умения.

Особенность инноваций

После введения государственных стандартов второго поколения на средней и старшей ступени обучения у педагогов появился реальный ориентир к разработке образовательных программ, учебных курсов, самостоятельных и контрольных работ. Кроме того, ФГОС позволяет контролировать соблюдение государственными образовательными учреждениями законодательной базы РФ, проводить в школах промежуточные и итоговые аттестации учащихся.

Методическая основа

Новый стандарт стал основой для проведения внутреннего мониторинга качества российского образования. Благодаря обновленным стандартам осуществляется переподготовка, подготовка, а также повышение квалификации работников системы образования. Федеральный закон установил, что в каждом стандарте должны быть три основных вида требований. В первую очередь это определенные требования к структуре образовательной программы: объем, соотношение обязательной и вариативной частей.

Особое внимание ФГОС уделяет условиям, создаваемым для успешной реализации образовательного процесса: финансовому, кадровому, техническому оснащению.

Образовательные стандарты второго поколения включают результат обученности по каждой учебной дисциплине, входящей в обязательный минимум российского образования.

Заключение

ФГОС направлен на формирование в подрастающем поколении чувства патриотизма, гордости за свою страну. Если в классической образовательной системе внимание уделялось только формированию теоретических знаний, механическую передачу информации от учителя к ребенку, то в обновленном стандарте особое внимание отводится развитию гармоничной личности школьника.

Помимо учебной деятельности, отдельно выделена внеурочная работа с подрастающим поколением. ФГОС позволяет увеличивать количество школьных кружков, секций, исследовательских и проектных клубов, вовлекать ребят в активную внеучебную работу.

Несмотря на то что обновленные стандарты вызвали огромный резонанс среди педагогических работников, они уже продемонстрировали свою состоятельность и своевременность. Основное сопротивление по внедрению в дошкольные и школьные учреждения стандартов второго поколения было оказано педагогами со стажем, которые не хотели менять свою авторитарную систему преподавания, внедрять новые образовательные и воспитательные методики.