Мтс

Обязана ли управляющая компания взыскивать задолженность. Взыскание задолженности управляющих компаний в сфере ЖКХ: возможности корпоративного коллекторства

Проблема эффективного взыскания задолженности в сфере ЖКХ очень актуальна и сложна. Актуальность обусловлена постоянным ростом объема задолженности, негативным влиянием проблемы долгов на общие экономические показатели организаций, оказывающих услуги в сфере ЖКХ. Сложность названной проблемы связана со следующими специфическими чертами долгов в сфере ЖКХ:

  • большое социальное значение долгов, а значит пристальное внимание государственных и муниципальных органов;
  • часто небольшая сумма средней задолженности;
  • наличие большого количества жильцов, которые объективно не могут погасить задолженность.
Все это делает необходимым поиск нестандартных вариантов организации коллекторской деятельности, которые бы отличались от сложившихся в сфере взыскания задолженностей по кредитам коммерческих банков и т.д. Как мы увидим, одной из важных особенностей может стать разработка массовых коллекторских мероприятий.

Стандартная схема организации коллекторской деятельности предусматривает следующие стадии: soft-collection (дистанционное взаимодействие с должником: обзвон, письменная рассылка) , hard-collection (личное общение с должником), legal-collection (обращение для взыскания задолженности в суд, правоохранительные органы, сопровождение исполнительного производства). Учитывая небольшую сумму отдельного долга возможны следующие изменения стандартной схемы: особый акцент на автоматический обзвон и письменную рассылку претензионных документов (это самые дешевые способы взыскания задолженности), поиск возможностей для взыскания в рамках hard-collection как коммунальной задолженности, так и иных долгов (группа выезда соответственно в одном доме наносит визит разным группам должников). Стадия legal-collection остается практически без изменений, но могут оказаться важными подготовительные действия: заключение письменных договоров с жильцами и т.д.

Особое внимание стоит обратить на создание эффективного комплекта претензионных документов, рассылаемых должникам. В него помимо претензии могут входить: советы по возврату задолженности (в том числе с контактными данными вспомогательных организаций), примеры решений о выселении из несобственных жилых помещений или решений о принудительном обмене и т.д. Также в претензионных материалах могут быть отсылки к массовым мероприятиям по взысканию задолженности (выдержки из публикаций СМИ и т.д.).

В ЖКХ также как и в других сферах задолженность может взыскиваться организациями-кредиторами самостоятельно либо с привлечением профессиональной организации – коллекторского агентства. При этом оптимальным, чаще всего, является комбинированный вариант: часть задолженности взыскивается самостоятельно, а оставшиеся долги передаются в работу специализированной организации.

Важную роль во взыскании задолженности часто играют вспомогательные организации. В кредитном коллекторстве к таким можно отнести кредитных брокеров, т.е. организации, которые подбирают для должника подходящую возможность перекредитования, рефинансирования. В сфере ЖКХ вспомогательными организациями могут быть агентства недвижимости, которые для должников, объективно не способных погасить задолженность за коммунальные услуги, подбирают варианты обмена на меньшую жилплощадь с доплатой, частично идущей на оплату задолженности. Тут правда есть огромная проблема контроля законности такой деятельности и недопущения злоупотреблений. Однако централизованный прозрачный механизм всего процесса взыскания задолженности, в том числе и привлечения вспомогательных организаций, может способствовать решению этой проблемы.

Еще одними потенциально полезными для решения проблемы задолженности организациями, как ни странно, могут оказаться различные социальные консультации. Дело в том, что в некоторых случаях проблема платы за коммунальные услуги может быть решена с помощью субсидий, а для этого необходимо, чтобы проблемные должники знали о такой возможности и правильно оформили соответствующие документы.

Самой же важной специфической чертой коллекторской деятельности в сфере ЖКХ, с нашей точки зрения, может стать использование массовых мероприятий, т.е. обращение не к отдельным должникам, а к их определенному или неопределенному кругу. Формами массовой работы по взысканию задолженности могут быть:

  • - специальные сообщения в СМИ и распространение листовок;
  • - участие специалистов по взысканию задолженности в общих собраниях жильцов;
  • - иные мероприятия (слухообразующие опросы и т.д.).
Содержание сообщений для взыскания задолженности:
  • - законные угрозы;
  • - советы по решению проблем с растущей задолженностью.
Угрозы и консультации особо эффективны в виде реальных историй, например, о том, как один должник не желал решать проблемы задолженности за коммунальные услуги и накопившаяся большая сумма долга стала основанием для принудительного, через суд, обмена на меньшую жилплощадь (тут, конечно же, необходимо уточнить и при необходимости даже помочь скорректировать правоприменительную практику по данному вопросу в соответствующем регионе). В отношении массово распространяемых угроз, вспоминается фраза автора из одного интервью о коллекторской деятельности: «Мифы об утюгах и паяльниках очень живучи в общественном сознании. Мы не используем утюги и паяльники, но используем мифы». Оставаясь строго в рамках закона можно эффективно использовать мифы и распространять информацию о возможностях решения долговых проблем.

Залогом эффективности массовых мероприятий может стать постоянный сбор и обработка реальных историй, связанных с взысканием задолженности. Большую помощь тут может оказать взаимодействие между специалистами soft- и hard- collection и теми, кто организует массовые мероприятия.

Массовому информированию для взыскания задолженности может способствовать тот факт, что часто у организаций ЖКХ есть хороший контакт с муниципальными органами, которые владеют различными СМИ.

Таким образом, изменение коллекторской деятельности с учетом специфики задолженности в сфере ЖКХ является необходимым условием эффективности и важную роль при этом играют массовые мероприятия по взысканию задолженности.

Комментарии экспертов:

Павел Бородкин, Генеральный директор Балтийского коллекторского агентства (г. Санкт-Петербург):

Наш опыт работы по взысканию долгов ЖКХ показывает, что большинство неплатежей происходит из-за бедственного положения людей либо конфликта с ТСЖ или управляющей организацией. Это самые сложные для взыскания случаи, в остальных удается добиться сотрудничества. Также можно отметить, что расклейка объявлений в подъездах малоэффективна, т.к. люди проявляют удивительную пассивность и равнодушие к тому, что они платят, а другие нет.

И долги ЖКХ, в принципе, не такие уж и легкие, т.к. и софт- и хард- коллекшн осуществляет само ТСЖ, которое находится в соседнем подъезде. Следовательно, что-то у людей не так, раз они не платят.

Максим Глушенко, Президент Украинской коллекторской группы (г. Киев, Украина):

На наш взгляд наиболее эффективными методами воздействия на должника по жилищно-коммунальным услугам являются все же этапы Soft и Hard, поскольку применение этапа Legal носит чисто психологический характер по следующим причинам:

1. На сегодняшний день в Украине способ предоставления ЖКУ находится на том же уровне, что и во времена Союза, поскольку отсутствуют четкие договорные отношения между жильцом и жилищной организацией, которые регламентировали бы сроки оплаты и качество предоставляемых услуг. В связи с этим, взыскание задолженности с более менее «продвинутого» жильца в судебном порядке будет крайне затруднительно (исключение составляет электроэнергия, на сегодняшний день с 90% жильцов заключены договоры).

2. Отсутствуют документы, подтверждающие факт получения услуги жильцом - акты сверок, акты выполненных работ. Единственным документом является платежка ЖЕКа, которая не доставляется на руки жильцу, а опускается в почтовый ящик. В такой ситуации доказать суду, что жилец вообще имел основания для платежа практически невозможно.

В связи с этим, на сегодняшний день крайне актуальным является обеспечение именно юридической стороны предоставления ЖКУ – заключение договоров с четким порядком оплаты услуг. Только таким способом можно, по крайней мере, начать профилактику возникновения задолженности.

В ввиду того, что, как правило, предприятия ЖКХ не знакомы с технологией взыскания задолженности и не имеют кадрового ресурса, владеющего такой технологией, наиболее эффективным будет обращение в специализированную компанию по взысканию долгов, а свой персонала задействовать под планомерное урегулирование договорных отношений с жильцом.

Валерий Усков, Генеральный директор Региональной организации по возврату долгов (г. Челябинск):

Согласен с сформулированными в статье особенностями и предложениями. Единственно, нужно сразу определять сложность пакета, т.к. это сильно влияет на систему работы. Нам, в основном, достаются древнейшие долги, поэтому работаем жёстко.

Александр Щербаков, Заместитель генерального директора Коллекторское агентство АКМ (г. Москва):

Взыскание долгов в секторе ЖКХ, безусловно, перспективное направление развития коллекторских агентств. Тем не менее, этот сектор работы более чем специфичен. Так называемая стадия legal по долгам меньше 3 000 рублей возможна только при очень грамотно построенной судебной работе. Тем более, это относится к стадии исполнительного производства. Исходя из большого количества объективно неплатежеспособных должников и из небольшой средней суммы задолженности, передаваемый агентству портфель должен быть относительно велик и с небольшой давностью просрочки.

Пожалуй, одной из основных головных болей для управляющих компаний является взимание долгов с недобросовестных потребителей ЖКУ, которые подолгу не платят за коммунальные ресурсы и услуги. Сегодня рассмотрим меры воздействия, которыми управляющие компании могут заставить должников погасить свои долги за ЖКУ.

Этапы процедуры взыскания задолженности с потребителей ЖКУ

Существует 5 способов взыскания задолженности управляющей компанией с потребителей ЖКУ:

  • превентивные меры;
  • досудебное взыскание;
  • взыскание через суд;
  • обеспечение исполнения судебного акта о взыскании;
  • банкротство физических лиц.

Превентивные меры

Под превентивными мерами имеется в виду информационно-разъяснительная работа УК со всеми собственниками помещений в МКД. Делается это для профилактики и недопущения возникновения долгов за ЖКУ. Проводить такую работу можно на общих собраниях или через информационные стенды в подъездах МКД.

Информационно-разъяснительная работа УК заключается в доведении до сведений собственников о последствиях для должников ЖКУ:

  • неустойка (п.14 ст.155 ЖК РФ , п.159 Правил предоставления коммунальных услуг) за несвоевременную оплату;
  • выселение из жилого помещения нанимателей по договору социального найма при просрочке платежа свыше 6 месяцев (пп.1 п.4 ст.83 ЖК РФ);
  • обращение взыскания на помещение (если оно не является единственным жильём для должника);
  • ограничение либо приостановка водоотведения (пп.81-82 Правил предоставления коммунальных услуг).

Досудебное взыскание

Представляет собой ряд определённых действий со стороны УК для взыскания долга до подачи иска в суд на должника. Как правило, это разъяснительные беседы с должниками, проведение общих собраний собственников об их судьбе, направление письменных претензий с указанием суммы долга и применения дальнейших санкций.

Очень часто можно видеть, как информация о должниках размещается управляющими компаниями на дверях и информационных стендах в подъездах крупно и красочно с указанием ФИО, номеров квартир и суммы задолженности.

Но это категорически запрещено! Как показывает судебная практика, подобное поведение УК расценивается судами как неправомерное использование персональных данных и становится основанием для управляющей привлечения компании к административной ответственности (апелляционное определение Саратовского областного суда от 14.08.2012 по делу №33-4479/2012).

Судебное взыскание

Взыскание задолженности в судебном порядке по решению судьи. Управляющей компании потребуется предоставить в суд в качестве доказательств протокол ОСС о выборе способа управления домом и утверждении условий договора (ст.161 , 162 ЖК РФ), расчёт и сумму задолженности с данными о наименовании всех видов работ и услуг, периоде выполнения.

Зачастую управляющим компаниям и судебным приставам приходится разыскивать должника, поскольку он может даже не проживать по указанному адресу регистрации. На весь период розыска должника исполнительное производство по делу приостанавливается. Денежные средства, заплаченные судебному приставу-исполнителю управляющей компанией для розыска должника (п.2 ст.28 Закона об исполнительном производстве), компенсируются затем должником.

Если будет обнаружено какое-либо имущество должника кроме принадлежащего ему помещения, то УК имеет право ходатайствовать перед приставом-исполнителем об обращении взыскания на него. К имуществу, на которое может быть обращено взыскание, относится:

  • автомобиль;
  • право требования к другим физическим или юридическим лицам;
  • банковские счета и вклады;
  • компании, обладающие каким-либо имуществом.

Если собственник сам не проживает в помещении, а сдаёт его внаем, то взыскание долга производится с собственника помещения, а не с нанимателя. Если собственник-должник умер, то его долги и обязанность по их выплате наследует правопреемник.

Банкротство физических лиц

1 октября 2015 года вступил в силу ФЗ №127 от 26.10.2002 года «О несостоятельности (банкротстве)». Воспользоваться положениями закона может должник, если он хочет погасить свою задолженность посредством имеющегося имущества или утверждённой в судебном порядке рассрочки.

В ст.3 данного закона в качестве основания для банкротства физического лица признаётся неспособность гражданина в полном объёме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, обязательным платежам, налогам, сборам и штрафам.

Физическое лицо обязано обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании его банкротом, если сумма задолженности превысила 500 тысяч рублей, а просрочка по платежам превысила 3 месяца (п.1 ст.213.4 ФЗ №127). Заявление нужно подать в течение 30 рабочих дней с момента, когда гражданин узнал об основаниях для признания его банкротом.

Дела о банкротстве физических лиц рассматривают арбитражные суды по месту жительства гражданина. Заявителями по делу о банкротстве физического лица могут быть кредиторы, уполномоченные органы или сам гражданин-должник. Нельзя возбуждать одновременно 2 дела о банкротстве гражданина как физического лица и индивидуального предпринимателя.

Теперь разберёмся, какое отношение банкротство физических лиц имеет к задолженности по коммунальным платежам. На самом деле, самое непосредственное. Дело в том, что если собственник помещения в МКД объявит себя банкротом и пройдёт для этого необходимую процедуру, то его долг по оплате коммунальных платежей может быть реструктуризован или имущество может быть реализовано для погашения задолженности.

Реструктуризация долгов

Проводится для восстановления платежеспособности гражданина и погашения его задолженности перед кредиторами по плану реструктуризации долгов. То есть таким способом управляющая компания может взыскать с собственника помещения, признанного банкротом, задолженность по оплате ЖКУ .

Для этого необходимо выполнить следующие шаги процедуры реструктуризации долга:

Шаг 1 Управляющая компания и собственник помещения в МКД должны составить план реструктуризации долга сроком до 3 лет. Потребуется указать, в какие сроки и за счёт какого имущества будет происходить погашение долга. Также нужно прописать порядок уведомления о существенном изменении имущественного положения гражданина с соответствующими критериями.

Можно вносить любые изменения в план по инициативе гражданина, но с согласия управляющей компании. План реструктуризации долгов, не одобренный управляющей компанией, всё же может быть утверждён арбитражным судом, если его реализация позволит целиком удовлетворить требования УК.

Шаг 2 С момента утверждения плана реструктуризации требования УК, содержащиеся в нём, могут быть предъявлены собственнику только в порядке и на условиях, прописанных в этом документе.

Шаг 3 Во время проведения реструктуризации долгов приостанавливается взыскание по исполнительным документам, прекращается начисление неустоек, штрафов, пеней, прочих финансовых санкций, процентов по всем обязательствам собственника кроме текущих платежей.

Шаг 4 Все финансовые сделки должника контролируются финансовым управляющим (ст.213.11 ФЗ №127 от 26.10.2002). Запрещается вносить своё имущество в качестве вклада в уставный капитал юридического лица, приобретать доли (акции, паи) в уставном капитале юридического лица, совершать безвозмездные сделки (дарить или передавать своё имущество в ссуду).

Шаг 5 Не позднее чем за месяц до окончания срока исполнения плана реструктуризации финансовый управляющий готовит отчёт о результатах его исполнения собственником и направляет его управляющей компании или в суд.

Шаг 6 По результатам исполнения плана реструктуризации долгов собственника арбитражный суд выносит одно из следующих решений:

  • завершить реструктуризацию долга собственника и прекратить производство по делу;
  • отменить план реструктуризации долга при недостоверных сведениях об имущественном положении гражданина или иных нарушениях.

Реструктуризация долга имеет смысл только в случае исправного должника с постоянным источником дохода, а также при отсутствии неснятой или непогашенной судимости за экономические преступления, и если ранее гражданин не признавался банкротом.

Реализация имущества должника

Происходит при невозможности погашения долга за счёт постоянного источника дохода. В таком случае всё имущество должника передаётся в конкурсную массу кроме того имущества, которое не попадает под взыскание. С момента признания физического лица банкротом все права на распоряжение имуществом, вошедшим в конкурсную массу, переходят к финансовому управляющему. Сам должник такое право утрачивает. Финансовый управляющий действует от его имени.

Финансовый управляющий делает опись и оценку имущества должника с последующим представлением в суд положения о порядке, условиях и сроках его реализации, об установлении стартовой цены его продажи. Имущество должника распродаётся на торгах. Имущество, вошедшее в конкурсную массу, но не реализованное финансовым управляющим, возвращается должнику.

Все требования кредиторов после распродажи имущества должника выстраиваются в очередь, состоящую из 4 уровней приоритета. Задолженность по коммунальным платежам удовлетворяется в третью очередь, к которой относятся требования об оплате долга за жилое помещение и коммунальные услуги, взноса на капитальный ремонт общего имущества в МКД.

После завершения расчётов с кредиторами гражданин-банкрот освобождается от дальнейшего исполнения их требований.

Теперь вы знаете, какими способами и мерами вы можете воздействовать на должников по оплате коммунальных услуг с целью взыскания их долгов.

Если у вас остались вопросы, вы всегда можете обратиться к нам за консультацией. Мы помогаем УО и ТСЖ соответствовать ПП РФ №731 о Стандарте раскрытия информации () и ФЗ №209 о ГИС ЖКХ (). в 6.7 раз. А также помогаем . Будем рады помочь и вам!

Оплата коммунальных услуг сегодня является серьезной частью расходов для большинства семей. Платить за квартиру обязаны все без исключения, однако на практике должников становится все больше. Многомиллионные долги в жилищно-коммунальной сфере тормозят развитие отрасли и не могут гарантировать эффективного обслуживания коммунальщикам. Долги приходится «выбивать». И как говорят эксперты, с этой ролью отлично справятся профессиональные коллекторские агентства.

Эксперты заявляют, что с помощью действенной схемы работы коллекторских предприятий по возврату долгов в сфере ЖКХ, объем коллекторского рынка увеличится примерно в 2 раза, а коммунальные службы наконец-то добьются погашения задолжностей. Но как агентства будут возвращать миллиарды рублей пока не совсем ясно.

Как работает схема?

Сегодня любой из нас может получить грозное письмо от специалиста коллекторского агентства (специалиста по взысканию долгов) в случае несвоевременной оплаты за квартиру.

Ведущие коллекторские предприятия всерьез заинтересованы в сотрудничестве с управляющими компаниями и готовы помочь взыскать долги со злостных неплательщиков. Специалисты считают направление перспективным в первую очередь для самих управляющих контор. Из-за гибкой системы сотрудничества и эффективной стратегии работы коллекторов, компаниям очень выгодно передавать долги своих неплательщиков.

Для коллекторов же ЖКХ пока остается непопулярной сферой деятельности. Развитие коллекторского бизнеса в сфере ЖКХ тормозит, прежде всего, правовая ответственность. На сегодняшний день закон о коллекторской деятельности в сфере ЖКХ не принят. И прямых прав взыскивать долги с неплательщиков коммунальных услуг нет. Также следует вспомнить закон о персональных данных. Именно он, мягко говоря, мешает росту коллекторских агентств в сфере ЖКХ. Дело в том, что передавать третьему лицу персональные данные плательщика управляющая компания не в праве. Поэтому вести переговоры с должниками в сфере ЖКХ коллекторам в сегодняшней обстановке проблематично.

Однако положительный опыт сотрудничества все же наблюдается. Например, в 2010 году компания Morgan & Stout начала плотно сотрудничать с управляющими компаниями и уже на начальных этапах вернула 80% долгов неплательщиков.

Схема их работы следующая. Представители коллекторов попросту не знают с кем работают - управляющие компании сообщают лишь адрес жильца. По этому адресу направляется письмо, в котором сообщается примерная задолженность по коммунальным услугам, и должнику предлагается выплатить долг в определенный срок. В противном случае управляющая компания грозится принять меры - например, отключить электроэнергию. Схема действенная - большинство должников идут в кассы после первого извещения.

Однако коллекторы здесь выступают всего лишь в роли информаторов и имеют право только письменно уведомлять неплательщиков. Чтобы покупать их долги (как это происходит в банковской сфере) и получать от своей деятельности большие деньги, коллекторам придется дождаться принятия закона о коллекторской деятельности в сфере ЖКХ.

А суммы в сфере ЖКХ немалые - по оценкам экспертов долгов в коммунальном хозяйстве насчитывается более 780 млрд. рублей (для сравнения 200 млрд. - это долги банковских кредитов). Перспективная отрасль хозяйства подводит коллекторские холдинги к тесному сотрудничеству с управляющими компаниями - коллекторы присматриваются и выстраивают стратегии для совместной работы.

В сегодняшних условиях работы коллекторам выгодно сотрудничать с управляющими компаниями на уровне агентского соглашения об оказании услуг. Полученные от должника деньги «падают» на счет управляющей компании, и только после этого коллектор получает гонорар (до 25% от долга). Всем ясно, что эта прибыль не сравнима с взысканием миллионного долга клиента какого-то банка. Конечно, кому сейчас могут быть интересны старушки и алкоголики? Деятельность коллекторов по долгам в ЖКХ - это всего лишь 5% всей работы (для сравнения взыскания долгов в банковской сфере составляет 80%).

Мнение Роспотребнадзора

Коллекторские агентства, которые сегодня сотрудничают с управляющими компаниями, применяют стандартные методы «выбивания» долгов - досудебные переговоры и письменные уведомления должников, а также взыскание долгов в суде.

Представители Роспотребнадзора расценивают действия со стороны коллекторов как запугивание жильцов и использование методов работы, унижающих достоинство гражданина. Геннадий Онищенко на одном из заседаний назвал коллекторскую деятельность незаконной, на что коллекторские компании отреагировали крайне негативно. Однако, как заявляют коллекторы, они готовы договариваться с государством и решать проблемы мирными переговорами.

Получат ли коллекторы доступ к персональным данным граждан, и какую долю рынка ЖКХ захватят агентства по возврату долгов - предстоит решить в ближайшее время.

Итоги конференции «проблемы возврата долгов в сфере ЖКХ»

Одним из важнейших и, пожалуй, знаковых событий как для коммунальщиков, так и для самих коллеторских агентств можно считать конференцию «Проблемы возврата долгов в сфере ЖКХ» (31 мая 2011 г). Мероприятие объединило за столом переговоров и органы власти, и управляющие компании, и представителей коллекторских холдингов.

Одного мероприятия конечно не достаточно, чтобы изменить сегодняшнюю систему и внедрить новые действенные механизмы работы с коллекторскими фирмами. Но стоит отметить, что много чего все-таки удалось обсудить, а главное донести до властей и коммунальных служб.

Так, на конкретных примерах удалось доказать, что взыскание долгов в сфере ЖКХ с помощью коллекторов эффективнее, чем работа самих коммунальных служб.

Коллекторы также отмечают не только продуктивную, но и достаточно быструю работу. Коллекторские представительства готовы разработать на основе уже существующего опыта взыскивания долгов в банковской сфере новые продуктивные методы работы со сферой ЖКХ. Представительства отмечают, что их работа и ряд мероприятий докажет управляющим компаниям, что сотрудники коллекторских агентств - это адекватные и грамотные специалисты, проводящие переговоры, а не запугивание граждан. Тем более, что один из пунктов законопроекта о коллекторской деятельности гласит о взыскании долгов без применения силы и методов взыскания, причиняющих вред здоровью и репутации неплательщика.

Подводя итоги, следует отметить, что если все-таки закон о коллекторской деятельности в сфере ЖКХ примут, неплательщикам придется туго! Мы же хотим напомнить главное - никто не в праве вламываться в квартиру без разрешения хозяина или решения судебных приставов. Перед тем как впустить коллекторского агента, попросите предъявить документы. Если же вам отказывают и никакого решения суда нет - смело закрывайте дверь и вызывайте полицию!

Модернизация сферы ЖКХ является одной из актуальнейших задач настоящего времени. Выполнение этой задачи невозможно без решения системных проблем, связанных с корпоративными коммунальными долгами, прежде всего, долгами управляющих компаний.

Именно ситуация, когда собираемые с населения деньги расходуются неэффективно, не доходят до поставщиков ресурсов (энерго-, тепло-, водо- снабжающих организаций), создает хронический дефицит средств для совершенствования коммунального хозяйства даже при существенной поддержке государства.

Эффективное взыскание таких долгов требует понимания схемы их появления. Часто причиной долгов называют несовершенство нормативов, на основании которых рассчитывается плата за услуги ЖКХ.

Однако многочисленные скандалы в различных регионах страны показывают, что зачастую дело в том, что управляющие компании для обеспечения прибыли своих учредителей используют недобросовестные методы.

Речь идет о завышении стоимости услуг и работ организаций, связанных с фактическими владельцами управляющих компаний. Получается, что собранные с жильцов денежные средства поступают не ресурсоснабжающим организациям, а иным лицам.

Часто можно увидеть такую последовательность: накопление долга, затем скандал, связанный с выявлением злоупотреблений, или банкротство, после чего все повторяется заново. При этом, часто такие схемы возможны за счет коррупции на различных уровнях региональной власти.

В некоторых случаях задолженность образуется просто из-за неэффективной работы управляющих компаний по сбору платы за коммунальные услуги с населения.

Отсутствие налаженной коллекторской работы, а также использование только дорогостоящих методов (например, исключительно юридических, связанных с обращением в суд) ведет к тому, что долги населения растут и у людей возникает возникает ощущение, своего рода, безнаказанности.

Стоит отметить, что объективные сложности в сборе коммунальных долгов чувствуются в моногородах, где доходы населения напрямую зависят от градообразующих предприятий, которые в период кризис часто не работают полностью или частично. Этот фактор также необходимо учитывать, чтобы отличать недостаточность сбора платежей за услуги ЖКХ по объективным и субъективным причинам.

Итак, принципиально можно выделить две схемы образования долгов управляющих компаний перед ресурсоснабжающими предприятиями:
- вывод денежных средств владельцам УК и связанным с ими лицами через завышение стоимости работ, услуг или иным способом;
- неэффективная работа по сбору с населения коммунальных платежей и связанных с ними долгов.

В обоих выделенных случаях решению проблемы в интересах поставщиков электроэнергии, тепла и воды, а также, в конечном счете, в интересах самих жильцов, могут помочь технологии корпоративного коллекторства. Под корпоративным коллекторством мы понимаем комплексные, формализованные, законные технологии взыскания долгов организаций.1 Сразу отметим, что методики корпоративного коллекторства могут применять как сами ресурсоснабжающие организации-кредиторы, так и независимые коллекторские агентства.

При использовании корпоративного коллекторства для взыскания корпоративных долгов в сфере ЖКХ применяются информационные по своему характеру методики мотивации должника или иных лиц, от которых зависит решение долговой проблемы, к необходимому поведению. При этом именно возможность донесения обоснованной информации о сложившейся ситуации создает условия для запуска основных сценариев решения существующих сложностей.

При взыскании задолженности управляющих компаний следует учитывать следующие сценарии развития событий:

Действующая управляющая компания погашает задолженность (полностью или частично) и продолжает деятельность;
- происходит смена управляющей компании с учетом необходимости погашения задолженности (полностью или частично).

Стоит отметить, что второй сценарий может реализовывать в виде покупки управляющей компании, в том числе с долгами, новым собственником. Показательна в этом плане покупка 100 % акций ОАО «Каменская коммунальная компания», долги которой за тепловую энергию перед свердловским филиалом ТГК-9 составляли около 340 млн. рублей.2

В обоих случаях принципиально важным моментом для запуска сценария является выявление ситуации и возможность ее развернутого представления заинтересованным аудиториям и лицам. Руководству организации-должника сначала описывается, а затем демонстрируется с помощью проектов писем возможность информирования муниципальных и правоохранительных органов, широкой общественности. Одновременно может идти поиск претендентов на оказание услуг ЖКХ на территории дискредитировавшей себя управляющей компании.
При проведении взыскания важно получить достоверную информацию о подозрительных сделках, через которые могли уводиться денежные средства. Получению таких сведений может способствовать опрос жильцов, проведение экспертизы договоров и объема работ (например, ремонта и т.д.).
Руководству организации должника в тех случаях, когда есть возможность нормализации работы действующей компании и выплата долга, стоит показать реальность законных негативных последствий с помощью подборки «прецедентов», связанных с подобными ситуациями. Достаточно большое количество таких случаев находится даже при простейшем поиске в сети интернет.

Работа по взысканию задолженности может вызвать противодействие должников, поэтому в некоторых случаях, особенно независимым коллекторским агентствам, стоит рассмотреть возможность проведения взыскания из-за пределов города или региона, где находится оппоненты. Такая организация деятельности поможет избежать, например, коррупционного воздействия.

Отдельно стоит остановиться на вопросе создания специальной инфраструктуры для поддержки описанной коллекторской деятельности по взысканию корпоративных долгов в сфере ЖКХ. Центром этой своеобразной инфраструктуры мог бы стать проект «Взыскание корпоративных долгов в сфере ЖКХ», в рамках которого производилось бы накопление и распространение методик, обеспечение информационной поддержки отдельных взысканий, взаимодействие с государственными органами. Стоит отметить, что само по себе деятельность по взысканию является вполне самоокупаемой, но поддержка государства показала бы важность этой работы для обеспечения нормальных условий развития системы ЖКХ в России.

Исследование проблемы взыскания корпоративных коммунальных долгов еще только начинается, но запуск постоянной работы в этом направление может сделать реформирование российского коммунального хозяйства более эффективным.

1.Жданухин Д. Ю. Корпоративное коллекторство: синтез гуманитарных технологий на базе юриспруденции/ Д. Ю. Жданухин // Собственность, право собственности, товарно-денежные отношения: проблемы теории и арбитражной практики: сборник докладов и тезисов выступлений на Второй международной научно-практической конференции (Ростов-на-Дону, 2 марта 2007 г.). -Ростов-на-Дону: Эверест. -2007. - C. 90-96

2. Кривошапов О. Сделки M&A за май // Слияния и поглощения, № 7-8, 2009. С. 95.