Билайн

Как правильно настроить файл подкачки в Windows. Основные принципы работы файла подкачки. Что такое файл подкачки и зачем он нужен

По сути, файл подкачки является «продолжением» оперативной памяти компьютера. Все программы, запускаемые на компьютере, занимают какой-либо объем оперативной памяти: некоторым памяти необходимо совсем немного, а некоторые требуют её солидного объема.

Если одновременно запустить приложения, которым необходим большой объем памяти, то ее может и не хватить. В таких случаях и задействуется виртуальная память: Windows «переносит» неактивные приложения из оперативной памяти в файл подкачки.

Многие из вас возмутятся, что работа с жестким диском происходит медленнее, чем с оперативной памятью, скажут, что нельзя так делать, но все в порядке, ничего криминального не произошло: при использовании ранее не активной программы данные о ней сначала переместятся обратно в оперативную память, а только потом программа будет выполняться дальше. Эта операция неотъемлема для всех операционных систем.

Найти файл подкачки можно и на самом диске: это файл win386.swp в каталоге Windows для систем Windows серии 9x/ME и файл pagefile.sys, который находится в корне диска, куда установлена система, для WinNT/2000/XP .

Замечание: прежде чем искать этот файл, необходимо поставить в системе параметр - отображение скрытых файлов и папок. Еще один атрибут данного файла – системный. Как правило, такой атрибут получают файлы, которые необходимы для правильной работы системы. Этот атрибут чаще всего получают загрузочные файлы, драйвера и файлы конфигурации.

Итак, где находится файл подкачки и для чего он нужен, мы знаем. Теперь необходимо разобраться в оптимальном объеме этого файла и в том, как настроить его.

Изначально объем файла подкачки зависит от задач, которые выполняет компьютер, но это не единственный параметр, влияющий на его размер. Также объем зависит и от установленной оперативной памяти в компьютере.

Сейчас оперативная память стала дешевле, и многие могут похвастаться как минимум четырьмя, или восемью гигабайтами оперативной памяти. Сегодня роль файла подкачки не столь существенна, как раньше, когда в компьютере стояло 512 мегабайт памяти, но мы все же рассказываем о нём – ведь не у всех на компьютерах стоит большой объём оперативной памяти.

Объем файла подкачки не следует ставить очень большим, так как существует порог, после которого файл подкачки просто занимает лишнее место на жестком диске, а не увеличивает скорость работы компьютера.

Например, если вы до сих пор используете приложения, написанные под DOS, то файл подкачки желательно сделать побольше, так как приложениям DOS нередко приходится задействовать большое количество оперативной памяти.

Располагать swap-файл лучше всего на быстром жестком диске (идеально подойдет для этой задачи твердотельный носитель). Если жесткий диск разделен на несколько разделов, но файл подкачки лучше всего располагать на первом.

Исторически сложилось так, что семейство Win9x/ME активно использовало файл подкачки, разгружая при этом оперативную память (которая была дорогая в те времена). Также дороги и невелики были жесткие диски компьютеров.

В связи с этим Microsoft сделала файл подкачки динамическим (размер файла увеличивается по мере нужд самой Windows, а не занимает большой объем постоянно), но можно сделать так, чтобы файл занимал статический объем – в этом случае система будет быстрее работать с ним из-за того, что не придется постоянно менять размер данного файла, да и фрагментации на диске не будет.

Многие рекомендуют размер файла подкачки равным количеству оперативной памяти. Точного размера вам сказать никто не может. Каждый действует на свое усмотрение. Если в системе стоит 512 мегабайт оперативной памяти, то swap-файл должен быть как минимум размером с гигабайт. В этом случае обеспечится наилучшее быстродействие при повседневных задачах.

При объеме памяти больше гигабайта, размер подкачки следует ставить равным 1,5-2 размерам оперативной памяти. Но есть вариант, когда файл подкачки можно и не использовать настолько сильно: например компьютер с восемью гигабайтами оперативной памяти. Размер файла подкачки обычно составляет гигабайт, максимум два.

Итак, давайте измерим размер нашего файла подкачки и при необходимости добавим swap-памяти. Для того, чтобы изменить файл подкачки, необходимо войти в «Компьютер», нажать на пустом месте правой кнопкой и выбрать «Свойства».

Появится окно «Система», где в левом верхнем углу необходимо найти ссылку «Дополнительные параметры системы». Появятся «Свойства системы». В данном окне необходимо перейти на вкладку «Дополнительно» и найти там раздел «Быстродействие».

Открывая «Быстродействие» взору пользователя будут представлены «Параметры быстродействия». В окне необходимо перейти на вкладку «Дополнительно». В этой вкладке имеются два параметра: «Распределение времени процессора» и «Виртуальная память» - она-то нам сейчас и нужна. Жмем на кнопку «Изменить» и, для начала, осматриваем параметры, которые нам доступны.

Для настройки размера файла подкачки вручную, необходимо снять галочку «Автоматически выбирать объем файла подкачки». Затем пользователю необходимо будет выбрать раздел диска, на котором будет располагаться swap-файл, и ниже передвинуть переключатели на ручной выбор этого-самого размера (по умолчанию стоит «Размер по выбору системы»).

И в самом конце указать минимальный (Исходный размер) и максимальный размер, который будет занимать файл подкачки на диске. Для системы, в самом низу окна, отображается минимальный размер файла, рекомендуемый и текущий размер.

Многие, после настройки, задумаются: «Как же все-таки правильно и оптимально настроить файл подкачки?». Есть несколько хитростей, которые используют опытные пользователи:

  1. Представим, что у вас на компьютере стоит несколько жестких дисков (не разделов). В данном случае файл подкачки лучше всего установить на другой диск, отличный от того, на котором стоит система. В этом случае ускорится быстродействие.
  2. Важное замечание: минимальный размер файла подкачки обязательно следует ограничить, как минимум одним гигабайтом. В данном случае получится избежать фрагментации на жестком диске и, как следствие, замедление работы всей системы.
  3. После любой настройки файла подкачки следует перезагрузить компьютер для применения изменений и для запуска дефрагментатора.

Интересное замечание: файл подкачки содержит в себе множество информации. При выключении компьютера она может оставаться на жестком диске компьютера – это ни для кого не секрет. Но в курсе ли вы, что в этом файле сохраняются разные пароли, логины и конфиденциальная информация, делиться которой не следует? Во времена, когда был более рентабелен MS-DOS, хакеры могли загружаться из-под этой самой DOS и, покопавшись в остатках файла подкачки, смогли бы найти немало важной (для вас) информации.

Таким образом, следуя простым указаниям, можно грамотно настроить не только файл подкачки, но и ускорить работу компьютера, сохранив нервы себе и заставив систему работать стабильнее.

Не хватает оперативной памяти (ОЗУ) для работы в интернете или запуска современной игры? Прежде чем увеличивать ее объем, попробуйте настроить файл подкачки. Вполне возможно, что ваш ПК или ноутбук станет работать гораздо шустрее. О том, что это такое и как включить файл подкачки в Windows 7, 8 или 10 читайте ниже.

Сначала чуточку теории. Файл подкачки – это специальный файлик, к которому Виндовс обращается, если ПК не хватает текущей ОЗУ для работы. Проще говоря, это виртуальная память, которая приплюсовывается к текущей, в результате чего улучшается скорость работы ноутбука или компьютера.

Приведу простой пример. Вы хотите включить игру, которая требует 4 Гб оперативной памяти. А у вас лишь 3 Гб. Что делать в таком случае? Увеличить виртуальную память и недостающие 1 Гб Windows «возьмет» из этого специального файлика. Таким способом вы сможете запустить игру и поиграть в нее.

Разумеется, здесь есть несколько моментов:

  1. Увеличение виртуальной памяти может тормозить работу компьютера. Ведь скорость доступа к ОЗУ гораздо быстрее, чем к жесткому диску (а именно на нем хранится файл подкачки).
  2. Использование этой функции создает лишнюю нагрузку на HDD-накопитель и сокращает время его работы.

Как увеличить виртуальную память в Windows 7

Для этого:

  1. Перейдите в Пуск – Панель управления – Система.
  2. Щелкните на «Доп. параметры».
  3. Найдите раздел «Быстродействие» и щелкните на «Параметры».
  4. В новом окошке выберите вкладку «Дополнительно».

Именно тут выполняется настройка виртуальной памяти. Как правило, здесь уже указан используемый на данный момент размер (на скриншоте ниже это 8173 Мб, т.е. 8 Гб). Чтобы увеличить виртуальную память в Windows 7, щелкните на кнопку «Изменить».

Появится то самое окошко, где вы сможете настроить файл подкачки.

Если же ПК или ноутбук тормозит, значит, оперативной памяти не хватает и ее надо увеличить. Для начала уберите галочку в этом пункте. Все кнопки станут активными, и вы сможете включить файл подкачки в Windows 7 и настроить его на свое усмотрение. Для этого поставьте галочку возле строки «Указать размер» и пропишите исходный и макс. объем. Например – 4096 Мб (это 4 Гб).

Важно: во избежание тормозов и глюков исходный и макс. размер должны быть одинаковыми. Например, 4096 Мб (как на скриншоте выше).

Кстати, какой оптимальный размер файла подкачки? Советов по этому вопросу в интернете очень много, да и формулы расчета тоже замысловатые.

Оптимальным вариантом будет увеличить виртуальную память компьютера на 50% от объема вашей ОЗУ. То есть, файл подкачки для 4 Гб будет составлять 2048 Мб. А для 8 Гб ОЗУ можно указать 4096 Мб. В результате суммарная память будет составлять 6 и 12 Гб соответственно – этого должно хватить на все случаи жизни.

Если на ПК установлено много ОЗУ (например, 8 Гб), и вы работаете только в интернете, тогда можете вообще отключить файл подкачки. Ведь, как я говорил выше, он нагружает жесткий диск, что иногда замедляет работу ПК.

Впрочем, этого делать не рекомендуется. Возможно, через время вы захотите запустить игру или обработку видео, и выскочит ошибка, что не хватает памяти. А о виртуальной памяти, скорее всего, благополучно забудете. В результате потратите много нервов, прежде чем устраните эту проблему.

В общем, если вам нужно увеличить виртуальную память в Windows 7 – укажите ее вручную. А если потребуется восстановить прежние значения, поставьте галочку в самом первом пункте и закройте это окно.

Выбираем размер файла подкачки

Вопрос о размере файла подкачки довольно часто встречается на различных технических ресурсах, однако однозначных рекомендаций на этот счет нет. Попадаются как советы установить файл подкачки в 1.5-2 раза больше объема установленной памяти, так и полностью отключить его. И то и другое абсолютно бессмысленно с практической точки зрения. Поэтому сегодня речь пойдет о том, что такое файл подкачки (он же своп-файл, он же страничный файл) и как правильно выбрать и настроить его размер.

Чтобы понять, для чего нужен файл подкачки, стоит сначала разобраться в принципах работы памяти в Windows. Поэтому начнем с теории.

Виртуальная память

Как правило, говоря о памяти мы имеем в виду модули оперативной памяти, физически установленные на компьютере, или физическую память . Объем доступной физической памяти жестко ограничен и зависит от возможностей оборудования, разрядности операционной системы и условий лицензирования. Для того, чтобы обойти эти ограничения, в операционных системах Windows используется такой ресурс, как виртуальная память .

Операционная система Windows работает не с физической, а именно с виртуальной памятью. Технически виртуальная память состоит из физической памяти (ОЗУ) и специального файла(-ов) подкачки, объединенных в единое виртуальное адресное пространство. Для каждого запущенного процесса выделяется собственное, отдельное от других процессов адресное пространство в виртуальной памяти, в котором он выполняется и которым управляет. Для обращения к памяти используются указатели на адреса в виртуальном адресном пространстве, при этом сам процесс не в курсе 🙂 того, где именно хранятся его данные — в ОЗУ или в файле, это решает операционная система.

Максимально возможный объем доступной виртуальной памяти зависит от разрядности операционной системы. Так в 32-разрядной системе процесс может адресовать не более 4 гигабайт (2 32) памяти. Для 64-разрядного процесса теоретическое ограничение составляет 16 экзабайт (2 64), а практически в современных 64-разрядных версиях Windows поддерживается адресное пространство объемом до 16 терабайт.

Примечание. Некоторые 32-разрядные версии Windows Server используют технологию PAE, позволяющую адресовать до 64ГБ памяти. Подробнее о PAE можно узнать .

В отличии от физической, виртуальная память имеет гораздо более гибкие ограничения. Это позволяет одновременно выполняться большому количеству процессов, которые не смогли бы поместиться в физической памяти. Таким образом, основная задача механизма виртуальной памяти — расширение доступной памяти компьютера.

Управление памятью происходит примерно так.

Виртуальное адресное пространство поделено на блоки равного размера, которые называют страницами (pages). Отсюда кстати и название page file — страничный файл. Физическая память также поделена на разделы, называемые страничными фреймами (page frames), которые используются для хранения страниц.

Каждому процессу при старте выделяется ″кусок″ адресного пространства в виртуальной памяти. Соответственно в каждый момент времени в памяти находятся страницы из виртуального адресного пространства каждого процесса. Страницы, находящиеся в физической памяти и доступные немедленно, называются действительными (valid pages), а страницы, которые в данный момент недоступны, например находящиеся на диске — недействительными (invalid pages).

При обращении процесса к странице памяти, помеченной как недействительная, происходит страничное прерывание (page fault). При возникновении прерывания диспетчер виртуальной памяти находит запрашиваемую страницу и загружает ее в свободный страничный фрейм физической памяти. Собственно этот процесс и называется подкачкой (paging).

При дефиците физической памяти диспетчер памяти выбирает фреймы, которые можно освободить и переносит их содержимое на диск, в файл подкачки. Принцип переноса такой: когда процесс использовал все выделенные ему фреймы, то при каждом страничном прерывании в этом процессе система удаляет из физической памяти одну из его страниц. Выбор страницы осуществляется по принципу первым пришел — первым ушел (first in, first out, FIFO), т.е. в файл подкачки переносится страница, дольше всех находившаяся в памяти.

У каждого процесса есть свой рабочий набор (working set) — набор страниц, находящихся в физической памяти. Рабочий набор определяет размер физической памяти, выделенной процессу, он имеет минимальный и максимальный размер. В момент запуска процессу назначается минимальный размер рабочего набора, т.е. минимальное количество страниц, которые гарантированно будут находится в оперативной памяти. При достаточном количестве свободной физической памяти процесс может увеличивать свой рабочий набор до размера, равного максимальному рабочему набору. Когда же начинается нехватка памяти, диспетчер виртуальной памяти начинает урезать рабочий набор всех процессов до минимального, удаляя лишние страницы из физической памяти.

После уменьшения рабочего набора процесса до минимума диспетчер памяти отслеживает страничные прерывания, генерируемые каждым процессом. При большом количестве прерываний диспетчер может увеличить размер рабочего набора процесса, при отсутствии — продолжает уменьшать рабочий набор до тех пор, пока не произойдет прерывание. Появление прерывания говорит о том, что достигнут минимальный размер памяти, необходимый процессу для работы. Таким образом достигается баланс между потреблением физической памяти и производительностью.

На самом деле это очень примерное описание работы виртуальной памяти, но для общего понимания его вполне хватит. Поэтому завязываем с теорией и переходим к практике.

Текущие настройки файла подкачки

Посмотреть текущий размер файла можно в оснастке Свойства системы (System Properties). Для этого надо нажать Win+R и выполнить команду sysdm.cpl . Затем перейти на вкладку «Advanced», в поле «Performance» нажать на кнопку «Settings» и в открывшемся окне перейти на вкладку «Advanced».

Здесь указан суммарный размер файла подкачки на всех дисках, а по кнопке «Change» можно перейти к его настройкам.

По умолчанию включено автоматическое управление размером файла подкачки. Это значит, что операционная система создает один файл подкачки pagefile.sys в корне системного диска и устанавливает его размер автоматически, исходя из своих потребностей.

Дамп памяти

Чтобы понять, чем руководствуется система при выборе размера файла подкачки, опять перейдем к теории и обратимся к такому понятию как дамп памяти (memory dump). Дело в том, что кроме расширения физической памяти файл подкачки имеет еще одно назначение — он используется при создании аварийных дампов памяти при сбоях системы. Происходит это следующим образом.

Во время загрузки операционная система создает карту секторов, занимаемых на диске файлом подкачки и сохраняет ее в памяти. При сбое системы проверяется целостность этой карты, драйвера диска и управляющей структуры дискового драйвера. Если целостность их не нарушена, то ядро системы вызывает специальные функции ввода\вывода, предназначенные для сохранения образа памяти после системного сбоя и записывает данные из памяти на диск, в файл подкачки, используя сохраненную карту секторов.

При следующей загрузке системы диспетчер сеанса (Session Manager Subsystem Service , SMSS) инициализирует файл подкачки и проверяет наличие в нем заголовка дампа. Если заголовок есть, то данные копируются из файла подкачки в файл аварийного дампа и делается соответствующая запись в системном журнале.

Соответственно при автоматическом управлении файлом подкачки система ориентируется на настройки создания аварийного дампа памяти, выбирая размер файла в соответствии с типом дампа:

Полный дамп памяти (Complete memory dump) — в дамп записывается все содержимое оперативной памяти на момент сбоя, поэтому размер файла подкачки должен быть равен размеру физической памяти + 1Мб (для заголовка). Этот тип выбирается по умолчанию при количестве физической памяти меньше 4ГБ;
Дамп памяти ядра (Kernel memory dump) — в дамп записывается только память, выделенная для ядра ОС, драйверов устройств и приложений, работающих в режиме ядра. Дамп ядра занимает гораздо меньше места, чем полный дамп, при этом его как правило достаточно для определения причин сбоя. Этот тип дампа выбирается по умолчанию для систем с объемом ОЗУ 4ГБ и более. Минимальный размер файла подкачки должен составлять примерно 1/3 от объема физической памяти;
Малый дамп памяти (Small memory dump) — мини-дамп, в котором содержатся минимально необходимые данные: стоп-код и описание ошибки, список загруженных драйверов и информация о запущенных в момент сбоя процессах. Этот дамп требует файл подкачки не менее 2Мб;
Автоматический дамп памяти (Automatic memory dump) — новый тип дампа, появившийся в Windows 8\Server 2012 и более новых. На самом деле это тот же дамп ядра, единственная разница в том, что он позволяет системе динамически управлять размером файла подкачки, выбирая наиболее оптимальный размер.

Настройки дампа памяти находятся в расширенных свойствах системы, в разделе Загрузка и восстановление (Startup and Recovery). Здесь можно один из четырех типов дампа либо совсем отключить его создание.

Даже зная настройки дампа и объем физической памяти, не получится точно сказать, какого размера файл подкачки создаст система. Поэтому я решил немного поэкспериментировать, для чего взял в качестве подопытных 2 системы — клиентскую Windows 8.1 (x64) и серверную Windows Server 2012 R2 и проверил, как размер файла подкачки зависит от объема физической памяти и настроек дампа. Вот что получилось:

Как видите, размер файла напрямую зависит не только от объема ОЗУ и настроек дампа, но и от типа операционной системы. Кроме того, отключение дампа не означает полное отсутствие файла подкачки.

Также стоит напомнить, что это начальные значения. При нехватке виртуальной в процессе работы памяти система может увеличивать файл подкачки вплоть до максимального значения, которое при автоматической настройке составляет 3 объема физической памяти.

Определение необходимого размера файла подкачки

Хотя размером файла подкачки и можно управлять через настройки дампа памяти, однако это не самый прямой способ. Гораздо правильней настроить размер файла вручную. Остается только выяснить, какой размер можно считать достаточным.

Однозначного ответа на этот вопрос нет. Единственный способ более-менее точно установить размер файла подкачки — это собрать в данной конкретной системе данные по потреблению памяти и использованию файла подкачки, выяснить, какой максимальный объем памяти может быть занят службами\приложениями и насколько реально используется файл подкачки. На основании полученных данных и следует выбирать размер файла.

Оперативно оценить текущее потребление виртуальной памяти можно в Task manager, в разделе Performance (производительность). В поле Commited показано отношение используемой виртуальной памяти к ее общему количеству. В моем примере на компьютере установлено 64Гб оперативной памяти и такого же объема файл подкачки. Текущий объем виртуальной памяти составляет 128Гб, занято 65Гб. Из них 62,4Гб приходятся на оперативную память и 2,6Гб на файл подкачки.

Также для сбора информации можно воспользоваться счетчиками производительности. Счетчики предоставляют больше информации, а также позволяют собрать статистику за определенное время, что позволит более точно определить потребности системы в виртуальной памяти. Нам потребуются следующие счетчики производительности:

Memory, Commited Bytes — этот счетчик показывает, какое количество байт в виртуальной памяти занято текущими процессами. Когда значение Commited Bytes превышает объем физической памяти, система начинает активно использовать файл подкачки;
Memory, Available Bytes — объем свободной физической памяти на компьютере. Этот параметр показывает загруженность оперативной памяти, а чем меньше физической памяти остается, тем активнее система использует файл подкачки.
Memory, Commit Limit — значение, равное сумме объема оперативной памяти и текущего размера файла подкачки. По другому — максимальное количество виртуальной памяти, которое может быть выделено всем процессам без увеличения размера файла подкачки.
Memory, %Commited Bytes In Use — показывает процент использования виртуальной памяти. Представляет из себя отношение Commited Bytes \Commit Limit.
Paging File, %Usage — процент использования файла подкачки, текущее значение.
Paging File, %Usage Peak — процент использования файла подкачки, пиковое значение.

Для более глубокого анализа потребления памяти можно дополнительно использовать такие счетчики:

Memory, Page Fault\sec — количество страничных ошибок (прерываний) в секунду при обращении к страницам памяти. Напомню, что страничное прерывание возникает при обращении к странице памяти, которая была выгружена на диск.
Memory, Pages\sec — показывает, сколько страниц в секунду было прочитано\записано в рамках страничного прерывания. Проще говоря, этот счетчик показывает интенсивность обмена данными между оперативной памятью и файлом подкачки. Представляет из себя сумму счетчиков Pages Input\sec и Pages Outpit\sec .
Process, Working Set — показывает текущее использование физической памяти активными процессами. Значение Total выдает суммарный объем по всем процессам, но можно вывести данные отдельно и по каждому конкретному процессу. Этот счетчик не имеет прямого отношения к файлу подкачки, но может помочь при диагностике проблем с производительностью.

Как видно на примере, 64-гигабайтный файл подкачки реально используется всего на 2-3%. То есть для нормальной работы с избытком хватит файла подкачки размером 4Гб. И это при том, что сервер очень прилично нагружен, для менее загруженного компьютера цифры будут еще меньше.

Отдельно стоит упомянуть о выборе размера файла подкачки для компьютеров с ролью Hyper-V. Дело в том, что в силу особенностей архитектуры гипервизор не использует файл подкачки для виртуальных машин даже в случае нехватки физической памяти. На серверах Hyper-V файл подкачки нужен исключительно для целей хостовой системы, в которой используется лишь небольшая часть ОЗУ (обычно не более 2-4ГБ). Поэтому создавать файл подкачки, исходя из общего объема физической памяти в данном случае абсолютно бессмысленно.

Настройка

Определив необходимый размер, переходим непосредственно о настройке. Для изменения размера файла подкачки открываем свойства виртуальной памяти и отключаем автоматический выбор размера. Затем в поле «Drive» выбираем логический диск, на котором будет располагаться файл, выбираем опцию «Custom size», указываем начальный и максимальный размер файла подкачки и жмем «Set». Для того, чтобы изменения вступили в силу, после настройки может потребоваться перезагрузка системы.

Для файла подкачки существуют некоторые ограничения:

Максимальный размер файла может быть не более 16ТБ для 64-битной и не более 4ГБ для 32-битной системы;
Можно создавать до 16 файлов подкачки, но каждый должен быть расположен на отдельном томе (логическом диске);
Для возможности создания аварийного дампа памяти необходимо, чтобы файл подкачки (хотя бы один) находился на системном диске.

Для автоматизации процесса настройки можно использовать вот такой PowerShell скрипт (подставив свои значения):

# Disable automatic management for pagefile
$ComputerSystem = Get-WmiObject -Class Win32_ComputerSystem -EnableAllPrivileges
if ($ComputerSystem.AutomaticManagedPagefile) {
$ComputerSystem.AutomaticManagedPagefile = $false
$ComputerSystem.Put()
}
# Set manual size for pagefile
$PageFile = Get-WmiObject -Class Win32_PageFileSetting -EnableAllPrivileges
$PageFile.InitialSize = 4096
$PageFile.MaximumSize = 8192
$PageFile.Put()

Заключение

В заключение некоторые практические советы, которые могут помочь в настройке.

При ручной настройке необходимо указать начальный и максимальный размер файла. В этом случае система создает файл начального размера, при необходимости увеличивая его до тех пор, пока он не достигнет максимального. При увеличении размера возможна фрагментация файла подкачки, что скажется на его быстродействии. Для борьбы с фрагментацией можно изначально указать начальный и максимальный размер одинаковыми. Тогда система сразу выделит под файл все необходимое место, а статический размер файла исключит возможную фрагментацию в дальнейшем.
Для увеличения производительности системы файл подкачки можно перенести на другой раздел. Уточню, что переносить файл стоит только на раздел, находящийся на другом физическом диске. Размещение файла подкачки на дополнительном раздел одного и того же диска не приведет к повышению быстродействия. На практике имеет смысл перенос файла подкачки на отдельный SSD-диск, это может дать заметный прирост производительности.
Еще один теоретический 🙂 способ повысить скорость работы с файлом подкачки — разместить его на отдельном, специально выделенном только под него разделе, для которого установить размер кластера 64Кб (вместо 4Кб по умолчанию). При работе с большими файлами (такими, как файл подкачки) большой размер кластера может повысить производительность файловой системы. Чем больше размер кластера, тем большими блоками читаются\пишутся данные, соответственно для одинакового объема данных при размере кластера 64Кб потребуется в 16 раз меньше операций чтения\записи, чем для 4Кб.
Кое где встречаются советы полностью отключить файл подкачки. Действительно, в отдельных случаях это может дать некоторый прирост производительности, хотя лично я не вижу в этом большой пользы. Как можно убедиться с помощью счетчиков производительности, при наличии свободной физической памяти ОС и так использует файл подкачки по минимуму, поэтому прирост будет незначительный. Если же при отключенном файле подкачки в процессе работы закончится физическая память, то приложение, потребляющее память, будет остановлено, что чревато сбоем в работе и потерей данных. Кроме того, при отсутствии файла подкачки Windows не сможет сохранить дамп памяти в случае сбоя.
И последнее. Манипуляции с файлом подкачки не особо сильно влияют на производительность системы в целом. Повторюсь, при достаточном количестве физической памяти файл подкачки используется по минимуму. Если же в системе постоянно не хватает памяти и она активно использует файл подкачки, то в первую очередь стоит подумать о расширении физической памяти.

Что надо сделать для улучшения работы компьютера - увеличить размер файла подкачки . Определимся, в понятии файл подкачки - это swap-файл, который имеется в каждой системе, второе название, виртуальная память. Если рассматривать более детально, то файл подкачки это «продолжение» оперативной памяти.

Назначение и как найти swap-файл


Как это работает.
Когда запускаются программы на компьютере, они занимают необходимый объем оперативной (оперативки) памяти , каждая программа нуждается в своем объеме, они разные. Одновременный запуск программ с большим объемом памяти может создать ситуацию, когда недостаточно памяти ПК, поэтому система задействует в работу виртуальную память . Система перемещает неактивные в рабочий момент пуска приложения из оперативки в swap-файл.

Некоторые специалисты утверждают, что из-за этого замедляется системная работа жесткого диска, и этого нельзя делать, но если рассмотреть подробней? Неактивная программа, когда активируется, её опять перемещают в память системы, и после этого она продолжит работу. Таким образом, работают системы на всех компьютерах.

Как увеличить файл подкачки, где он находится на компьютере? Для грамотных пользователей найти его можно в разделе Windows, файл win 386.swp, для систем WinNT/2000/XP находим pagefile.sys, который помещается в корне дискового устройства.

Совет: Когда начинается поиск файла подкачки, необходимо включить на компьютере отображение скрытых файлов. Помните, что этот файл системный, реализован для правильного действия системы.

Определяем оптимальный размер файла подкачки

Приобретая персональный компьютер, пользователь его берет для решения определенных задач, который определяется конфигурацией системы, и файлом подкачки, нужного объема, определяется по оперативной памяти, установленной на компьютере.

Причины необходимые для увеличения объема файла подкачки:
Оперативную память можно увеличить, это стало доступно, и многие пользователи могут самостоятельно поднять её, делают до 4-8-ми гигабайт. В таком случае увеличение объема файла подкачки не играет значительной роли.
Не все персональные компьютеры имеют такой запас оперативной памяти, есть системы с 512 мегабайтами оперативки, для них увеличение объема файла подкачки, будет ускорять работу системы.

Совет: Не стоит делать объем swap-файла большим, этот файл имеет собственный предел, после которого он может просто занимать место на диске, а не ускорять работу ПК. Работая с приложениями DOS, файл подкачки нужно делать значительным по размеру, они берут много оперативной памяти.

Где лучше расположить файл подкачки
Файл, виртуальной памяти, располагается на жестком диске, когда он один и разделен на тома, его желательно помещать в первом томе, который отвечает за работу системы.

В системах Win 9x/ME, размер оперативной памяти небольшой и применяется для работы swap-файл, реализация Microsoft в этих системах файла подкачки в динамическом виде, это когда он не имеет большого размера, а самостоятельно может увеличиваться по мере необходимости.

Можно сделать этот файл статическим, одного размера, в данном варианте увеличивается быстродействие системы, не будет фрагментации на жестком диске.

Совет: Имея 512-ть мегабайт оперативной памяти, файл подкачки желательно делать размером не меньше 1-го гигабайта. Когда оперативная память больше 512-ти мегабайт рекомендуется увеличить размер swap-файла в соотношении 1 к 1,5 или 2 единицам оперативной памяти.

Как увеличить файл подкачки на компьютере, практическое применение

Первое что надо сделать, это определить размер файла подкачки на собственном компьютере и если надо будет, увеличим его. Для этого заходим в папку «Мой компьютер», ПКМ (правая кнопка мыши), выбираем «свойства»


В окне «Система» надо выбрать «дополнительные параметры», появляется «свойство системы». Затем делаем переход на вкладку «дополнительно», находим раздел «быстродействие»

Нажав на «быстродействие» , пользователь попадает в «параметры», где снова надо перейти в окно «дополнительно» .

Здесь можно увидеть следующие окна: «Распределение процессорного времени», «Виртуальная память» , с этой вкладкой будем работать. Нажимаем на кнопку «изменить» в «виртуальной памяти», внимательно читаем параметры, которые в данный момент доступны для изменения.

Настраивая файл подкачки, вручную снимаем флажок с окна «автоматический объем памяти», выбираем раздел диска, куда будем устанавливать swap-файл, ниже будет располагаться кнопка «ручной выбор», включаем параметр, и «выбор системы», выключаем параметр.

Далее , указываем начальный объем файла, и тот размер swap-файла, который мы хотим установить. Внизу окна можно увидеть отображение минимального размера файла и файловый размер в настоящее время, установленный системой.

Рассмотрим два случая работы системы:
Первый случай, когда в системном блоке 2-а диска, тогда файл подкачки желательно переместить на диск, который не занимают системные файлы. Этим мы добиваемся увеличения быстродействия системы. В данном варианте ограничиваем минимальный размер файла подкачки 1-им гигабайтом. Перезагружаем компьютер и включаем дефрагментацию для принятия сделанных изменений.
Второй случай, когда жесткий диск один swap-файл, должен быть в первом разделе. Необходимо помнить, что в большинстве случаев все ваши пароли хранятся именно в этом файле, и когда требуется, они доставляются в систему.
Настраивая файл подкачки правильно, мы ускоряем работу системы.

Как увеличить файл подкачки в системе Windows 7
Существуют варианты, когда просто необходимо увеличить размер swap-файла, в системе Windows 7 и его переносом на другой диск. Так же как и в других системах Windows 7 автоматически определяет размер файла подкачки.

Совет: Для операционной системы Windows 7 желательно размер swap-файла минимальным делать по объему оперативной памяти, а максимальный размер должен быть увеличен в 2-а раза, от установленной оперативки.

Этими действиями достигается ускорение работы ПК с этой системой. Увеличиваем файл подкачки:
Нажимаем на «Пуск», затем ПКМ выбираем «компьютер». Переходим во вкладку «свойства», и находим «дополнительные параметры».
Далее, в «Дополнительных параметрах», находим, «быстродействие и параметры».
В кладке «параметры быстродействия» находим «дополнительно». Потом переходим во вкладку «виртуальная память», нажимаем «изменить». Открывается диалоговое окно.

Пользователь увидит, что swap-файл располагается на диске «С», сделаем практический перенос на «Е» носитель. Для этого надо выделить «С» диск и установить флажок в положение «без файла». Потом нажать «задать», возможно, появление предупредительного окна, нажимаем «да».


В диалоговом окне выделяем «Е» - диск, устанавливаем флажок на «указать размеры», которые устанавливаем:
Минимальный – объем оперативной памяти.
Максимальный объем – увеличиваем в 2-а раза, от минимального объема оперативки.

Нажимаем кнопку «задать» .
Перезагружаем систему для принятия изменений.

Файл подкачки , называемый также своп-файлом , это виртуальная память компьютера. В некоторых случаях, его использование необходимо. Например, Вы устанавливаете на компьютер игру, которая требует 4 гигабайта оперативной памяти, а у Вас установлено ОЗУ на 2 гигабайта. Именно тогда, когда заканчивается оперативная память, операционная система обращается к виртуальной, то есть файлу подкачки.

Опытные пользователи, рекомендуют отключить файл подкачки на компьютере, а вместо этого установить дополнительное ОЗУ. Это обусловлено тем, что считывание виртуальной памяти происходит не так быстро, как считывание оперативной, в результате, компьютер будет работать немного медленнее.

Если Вы не хотите идти в магазин, а дома ОЗУ нет, то можно увеличить оперативную память с помощью флешки . Перейдите по ссылке и прочтите подробное описание, как это сделать.

Если раньше Вы никогда не задавали параметры для файла подкачки, то по умолчанию операционная система хранит его на том диске, где у Вас установлена ОС, и сама определяет его оптимальный объем.

Для увеличения быстродействия работы компьютера, лучше поместить своп-файл не на том разделе жесткого диска, где у Вас установлена операционная система, а на любом другом.

Размер файла подкачки рекомендуется выбирать исходя из параметров установленной – минимальный размер ставим равный ОП, а максимальный должен превышать ОП в два раза. Если у Вас стоит ОЗУ на 4 Гб: минимальный размер ставим 4 Гб, максимальный – 8 Гб.

Если перед завершением работы на компьютере Вы захотите очистить файл подкачки Windows 7 – перейдите по ссылке и прочтите подробную статью об этом.

Теперь давайте разбираться с вопросом – как увеличить размер файла подкачки в Windows 7.

Сначала необходимо выяснить, где расположен файл подкачки на компьютере. Для этого заходим «Пуск» – «Панель управления» .

В следующем окне открываем раздел «Система» .

Здесь на вкладке «Дополнительно» в разделе «Быстродействие» нажмите на кнопку «Параметры» .

В окне параметров переходим на вкладку «Дополнительно» и в разделе «Виртуальная память» кликаем по кнопочке «Изменить» .

У меня файл подкачки находится на диске С: . Чтобы перенести его на диск D: , отмечаю маркером «Без файла подкачки» и нажимаю «Задать» . Появится информационное окошко, в нем нажмите «Да» .

Дальше кликаю мышкой по диску D: , отмечаю маркером пункт «Указать размер» и задаю исходный и максимальный размер файла подкачки. ОЗУ у меня установлено на 2 гигабайта, соответственно, исходный размер 2 Гб, максимальный 4 Гб. Если Вы хотите, то задайте максимальное значение больше, но учтите, что на это же значение уменьшается и доступный объем памяти на соответствующем разделе жесткого диска. Нажимаем «Задать» . Если все параметры установлены, нажмите «ОК» .

Появится информационное окошко, в котором жмем «ОК» , и чтобы изменения вступили в силу – перезагружаем компьютер.

На этом все. Мы разобрались не только, как увеличить файл подкачки Windows 7, но и выяснили, где он находится, и какой оптимальный размер для него лучше выбрать.

Смотрите видео по теме:

Оценить статью: