С миру по нитке

Кружок «Основы программирования. Программа кружка «Программирование и графика Программа кружка по программированию

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Ключевой особенностью курса является его направленность на формирование у учащихся навыков поиска собственного решения поставленной задачи, составления алгоритма решения и реализации алгоритма с помощью средств программирования.

Для школьников этот курс – возможность развить навыки программирования на языке Pascal . Программирование – это стержень как базового, так и профильного курсов информатики. В рамках предлагаемого курса «Углубленное изучение программирования на языке Pascal » изучение основ программирования на языке Pascal – это не столько средство подготовки к будущей профессиональной деятельности, сколько формирование новых общеинтеллектуальных умений и навыков: разделение задачи на этапы решения, построение алгоритма и др. Исключительно велика роль программирования для формирования мышления школьников, приёмов умственных действий, умения строить модели, самостоятельного нахождения и составления алгоритмов решения задач, умения чётко и лаконично реализовывать этапы решения задач. Использование этих возможностей для формирования общеинтеллектуальных и общеучебных умений школьников активизирует процесс индивидуально-личностного становления учащихся.

Общепедагогическая направленность занятий – гармонизация индивидуальных и социальных аспектов обучения по отношению к информационным технологиям. Умение составлять алгоритмы решения и навыки программирования являются элементами информационной компетенции – одной из ключевых компетенций современной школы. Умение находить решение, составлять алгоритм решения и реализовать его с помощью языков программирования – необходимое условие подготовки современных школьников. Особая роль отводится широко представленной в курсе системе рефлексивных заданий. Освоение рефлексии направлено на осознание учащимися того важного обстоятельства, что наряду с разрабатываемыми ими продуктами в виде программ на компьютере рождается основополагающий образовательный продукт: освоенный инструментарий. Именно этот образовательный продукт станет базой для творческого самовыражения учащихся в форме различных программ.

Цели изучения курса:

    понять значение алгоритмизации как метода познания окружающего мира, принципы структурной алгоритмизации;

    овладеть базовыми понятиями теории алгоритмов;

    освоить понятие алгоритма и особенности реализации алгоритмов в виде программ, написанных на языке программирования Pascal .

Задачи курса:

    познакомиться с понятиями «алгоритм», «язык программирования»;

    сформировать навыки выполнения технологической цепочки разработки программ средствами языка программирования Pascal;

    изучить основные конструкции языка программирования Pascal;

    научиться работать с графическими средствами языка программирования Pascal;

    научиться отлаживать и тестировать программы, делать выводы о работе этих программ.

Методы обучения

Отбор методов обучения обусловлен необходимостью формировать у школьников информационную и коммуникативную компетентности, реализовывать личностно-ориентированное обучение, направлять их на самостоятельное решение разнообразных проблем, развивать исследовательские и творческие способности. Решение данных задач кроется в организации деятельностного подхода к обучению, в проблемном изложении материала учителем, в переходе от репродуктивного вида работ к самостоятельным, поисково-исследовательским видам деятельности. Поэтому основным методом обучения в данном элективном курсе является метод проектов, а основная методическая установка – обучение старшеклассников навыкам самостоятельной творческой деятельности.

Планируемые результаты курса

В рамках курса «Углубленное изучение программирования на языке Pascal » учащиеся овладевают следующими знаниями, умениями и способами деятельности:

    умеют составлять алгоритмы для решения задач;

    умеют реализовывать алгоритмы на компьютере в виде программ, написанных на языке Pascal ;

    владеют основными навыками программирования на языке Pascal ;

    умеют отлаживать и тестировать программы, написанные на языке Pascal .

Способы оценивания уровня достижений учащихся

Предметом диагностики и контроля в курсе «Углубленное изучение программирования на языке Pascal » являются внешние образовательные продукты учащихся (созданные блок-схемы, программы), а также их внутренние личностные качества (освоенные способы деятельности, знания, умения), которые относятся к целям и задачам курса.

Педагогическая ценность контроля заключается в том, что он даёт всестороннюю информацию о способностях учащихся к анализу или синтезу, оценочным суждениям и позволяет оценить эффективность учебного труда для каждого из них.

Диагностика и контроль – необходимые части учебного процесса, но увеличение их доли неизбежно приводит к сокращению времени на изучение материала. Поэтому столь важно извлечение максимума информации об учащихся за минимальное время. Контроль и диагностика должны быть действенными. Поэтому необходимо анализировать результаты проверки и принимать меры по коррекции образовательного процесса. От этого зависит, станут ли способы оценивания уровня достижений учащихся результативными.

Качество внешней образовательной продукции желательно оценивать по следующим параметрам:

    алгоритм должен быть оптимальным по скорости выполнения и максимально простым в реализации на языке программирования;

    программа должна выполнять поставленные задачи;

    по степени «читаемости кода» (должны быть соблюдены отступы, обязательное наличие комментариев к коду программы и т. д.).

Созданными внешними образовательными продуктами учащиеся могут пополнять собственные портфолио.

Проверка достигаемых учащимися результатов производится в следующих формах:

    текущий рефлексивный самоанализ, контроль и самооценка учениками выполняемых заданий;

    текущая диагностика и оценка учителем деятельности школьников;

    итоговая оценка деятельности и образовательной продукции ученика в соответствии с его индивидуальной образовательной программой освоения курса;

    итоговая качественная оценка индивидуальной деятельности школьников учителем в виде отзыва или рекомендации.

Контроль знаний организуется в форме трёх контрольных работ. Итоговая оценка выставляется на основании результатов контрольных работ.

Аппаратное обеспечение :

    IBM PC-совместимый компьютер.

    Процессор не ниже Pentium-100.

    Оперативная память не меньше 64 Мб.

Программное обеспечение :

    Операционная система: WindowsXP (или выше).

    Одна из сред разработки :

Borland Pascal 7.0 ,

Turbo Pascal 7.0 ,

Free Pascal 2.0 (или выше).

Тематический план курса

Наименование разделов и тем

Количество

часов

Дата

Знакомство с Pascal

Структура программы на языке Pascal

Числовые типы данных

Условный оператор.

Вложенные условные операторы.

Условные операторы, логические операции И, ИЛИ, НЕ

Оператор выбора.

Циклы с предусловиями

Циклы с постусловиями

Циклы с параметрами

Вложенные циклы

Решение задач

Одномерные массивы

Алгоритмы информационного поиска

Двумерные массивы

Алгоритмы сортировки

Строковый тип данных

Процедуры для работы со строковым типом данных

Решение задач

Файловый тип данных

Основные операции с файлами

Примеры работы с файлами

Текстовые файлы

Итого:

Содержание курса

Знакомство с Pascal

Тема 1. Структура программы на языке Pascal

:

    назначение и основные команды среды разработки;

    общую структуру программы;

    назначение и виды оператора вывода.

Учащиеся должны уметь :

    пользоваться интерфейсом среды программирования Borland / Turbo Pascal или Free Pascal

    использовать команды редактора;

    составлять и запускать программы;

    организовывать вывод данных.

Язык программирования Pa scal и его характерные особенности. Структура программы на языке Pa scal. Простейшая программа. Среды разработки. Элементы языка Pascal. Создание и исполнение программ в среде разработки. Операторы вывода Write и WriteLn .

Практическая работа: создание, сохранение, запуск простейшей программы в среде разработки.

Тема 2. Числовые типы данных

Учащиеся должны знать / понимать :

    понятие типа данных;

    целые, вещественные типы данных и операции над ними;

    понятие переменной;

    оператор присваивания;

    назначение и виды оператора ввода.

Учащиеся должны уметь :

    определять тип числовых данных;

    объявлять необходимые переменные;

    записывать арифметические выражения.

Переменные. Типы данных в языке Pascal. Простые типы данных. Целые и вещественные типы. Значения. Оператор присваивания. Операции, допустимые с переменными и значениями целого и вещественного типа.

Практическая работа: составление вычислительных программ.

Основные алгоритмические конструкции

Тема 1. Циклы

Учащиеся должны знать / понимать :

    понятие и назначение цикла;

    цикл со счётчиком;

    циклы с условием;

    понятие генератора случайных чисел;

    понятие символьного типа;

    назначение и возможности модуля CRT ;

    понятие кода клавиши, расширенного кода клавиши.

Учащиеся должны уметь :

    использовать все виды циклов для повторения блока действий в программе;

    определять оптимальный вид оператора цикла для решения поставленной задачи;

    использовать генератор случайных чисел;

    использовать символьные переменные и константы;

    принимать коды и расширенные коды клавиш: символьных и служебных.

Цикл. Цикл со счётчиком. Цикл с предусловием и цикл с постусловием.

Генератор случайных чисел.

Символьный тип данных Использование возможностей модуля CRT для приёма и обработки сигналов клавиш.

Практическая работа: создание программ, использующих разные виды циклов.

Тема 2. Условный оператор. Оператор выбора

Учащиеся должны знать / понимать :

    понятие и назначение условного оператора;

    назначение оператора выбора;

    алгоритм поиска максимального/минимального элемента;

    логические выражения;

    способы тестирования программ.

Учащиеся должны уметь :

    использовать условный оператор, оператор выбора при составлении программ;

    осуществлять выбор типа условного оператора/оператора выбора для оптимального решения поставленной задачи;

    составлять сложные логические выражения;

    использовать алгоритм поиска максимального/минимального элемента последовательности;

    составлять тестовую таблицу, тестировать готовую программу.

Условный оператор. Полная и неполная формы условного оператора. Оператор выбора.

Алгоритм поиска максимального / минимального элемента последовательности.

Тестирование готовой программы.

Практическая работа: создание программ, использующих алгоритмы ветвления.

Структурированные типы данных

Тема 1. Массивы

Учащиеся должны знать / понимать :

    понятие массива;

    понятие двумерного массива как массива массивов;

    способы поиска максимального/минимального элемента массива;

    способы сортировки – сортировка выбором и пузырьковая.

Учащиеся должны уметь :

    объявлять одномерные и двумерные массивы;

    использовать массивы для хранения данных в программе;

    осуществлять поиск максимального/минимального элемента в одномерном массиве;

    производить сортировку одномерного массива одним из двух способов: сортировкой выбором или пузырьковой сортировкой.

Массив. Одномерный массив. Двумерный массив. Объявление массивов. Обработка массивов: поиск элемента по заданным признакам, заполнение массива, вывод массива на экран.

Сортировка массива. Сортировка выбором. Пузырьковая сортировка.

Практическая работа : создание и обработка массивов.

Тема 2. Строковый тип данных

Учащиеся должны знать / понимать :

    строковый тип данных;

    понятие строк как массива символов;

    допустимые действия над строковыми данными.

Учащиеся должны уметь :

    объявлять и использовать в программе величины строкового типа;

    использовать стандартные процедуры и функции обработки строк.

Строковый тип данных. Строки как массив символов. Стандартные строковые процедуры и функции.

Практическая работа : обработка данных строкового типа.

Тема 3. Файловый тип данных

Учащиеся должны знать / понимать :

    понятие файлового типа;

    отличия и область применения типизированных и текстовых файловых типов;

    порядок работы с данными файлового типа.

Учащиеся должны уметь :

    определить оптимальный тип файловых данных для решения конкретной задачи;

    ассоциировать файловую переменную с файлом на диске;

    открыть файл для чтения или записи;

Файловый тип данных. Типизированные файлы. Текстовые файлы.

Практическая работа : создание программ, позволяющих хранить данные на диске.

Учебно-методические материалы

    Основы алгоритмизации и программирование на языке Pascal: Учеб. пособие / Л. А. Татарникова; Под ред. Т. Б. Корнеевой. – Томск, 2008. – 139 с.

    Татарникова, Л. А. Основы алгоритмизации и программирование на языке Pascal: Методические рекомендации. – Томск, 2008. – 28 с.

    Тимошевская Н.Е., Перышкина Е.А. Основы алгоритмизации и программирования на языке Pascal. Рабочая тетрадь: Учеб. пособие. – Томск, 2004. – 116 с.


Ершова Светлана Викторовна
учитель информатики
I квалификационной категории
в СОШ №924
г.Москва
e-mail:

Программа кружка
«Программирование и графика»

Пояснительная записка

Информатика как динамично развивающаяся наука становится одной из тех отраслей знаний, которая призвана готовить современного человека к жизни в новом информационном обществе.

Учебный предмет «Информатика» как самостоятельная дисциплина является образовательным компонентом общего среднего образования. Вместе с тем, выражая общие идеи формализации, он пронизывает содержание многих других предметов и, следовательно, становится дисциплиной обобщающего, методологического плана. Основное назначение курса «Информатика» состоит в выполнении социального заказа современного общества, направленного на подготовку подрастающего поколения к полноценной работе в условиях глобальной информатизации всех сторон общественной жизни.

В кружках внешкольных учреждений имеется возможность более детального и углубленного изучения отдельных разделов предмета «Информатика» за счет большего времени, нежели чем в школе. Причем за счет гибкости индивидуальной программы, разработанной преподавателем кружка, приблизить обучение к реалиям современной жизни.

Известно, что любые объемы информации человек лучше усваивает, когда она поступает через канал зрения. Причина кроется в особенностях человеческой психики и физиологии. В силу этих особенностей рассматриваемые изображения очень быстро анализируются, моментально ассоциируются с накапливаемыми в течении всей жизни образами и распознаются намного выше, чем при анализе информации, поступающей, например, по слуховому каналу. Поэтому доля графических данных в профессиональной деятельности любого рада неуклонно растет. Следовательно, требуются и средства для работы с изображениями, и специалисты, умеющие грамотно использовать эти средства.

Настоящая учебная программа реализует современные требования по изучению профессиональных графических пакетов. При успешном ее освоении учащиеся могут рассчитывать на работу в дизайнерских студиях средней категории.

Цели и задачи программы

Сформировать у учащихся умения владеть компьютером как средства решения практических задач связанных с графикой и мультимедиа, подготовив учеников к активной полноценной жизни и работе в условиях технологически развитого общества путем обеспечения предпрофессиональной подготовки с ориентацией на углубленное изучение методов и приемов современного дизайна.

    формирование знаний о роли информационных процессов в живой природе, технике, обществе;

    формирование знаний о значении информатики и вычислительной техники в развитии общества и в изменении характера труда человека;

    формирование знаний об основных принципах работы компьютера, способах передачи информации;

    формирование знаний об основных этапах информационной технологии решения задач в широком смысле;

    формирование умений моделирования и применения его в разных предметных областях;

    формирование умений и навыков самостоятельного использования компьютера в качестве средства для решения практических задач.

Реализация этих задач будет способствовать дальнейшему формированию взгляда школьников на мир, раскрытию роли информатики в формировании естественнонаучной картины мира, развитию мышления, в том числе формированию алгоритмического стиля мышления, подготовке учеников к жизни в информационном обществе.

Организационные условия реализации программы:

Программа рассчитана на детей в возрасте от 8 до 16 лет, получивших начальное образование и обладающих характерным для данного возраста уровнем развития.

Программа построена на принципах:

Доступности – при изложении материала учитываются возрастные особенности детей, один и тот же материал по разному преподаётся, в зависимости от возраста и субъективного опыта детей. Материал располагается от простого к сложному. При необходимости допускается повторение части материала через некоторое время.

Наглядности – человек получает через органы зрения почти в 5 раз больнее информации, чем через слух, поэтому на занятиях используются как наглядные материалы, так и обучающие программы.

Сознательности и активности – для активизации деятельности детей используются такие формы обучения, как занятия-игры, конкурсы, совместные обсуждения поставленных вопросов и дни свободного творчества.

Кабинет информатики, в котором проводятся занятия кружка, соответствует требованиям материального и программного обеспечения.

Кабинет информатики оборудован согласно правилам пожарной безопасности.

Тематическое планирование:

Тема занятий

Кол-во часов

Программирование

Организационное занятие. Техника безопасности

Введение в программирование. Алгоритмы

Инструменты программирования

Программные библиотеки. Машинный код

Шестнадцатеричный код. Языки программирования

Языки компилируемые и интерпретируемые

Константы. Переменные. Данные. Оператор

Оператор присваивания. Арифметические операции

Строковые переменные. Операции со строками

Вывод результатов на экран или иное устройство вывода

Ввод данных. Логические выражения и операции

Порядок выполнения в программах. Условный оператор If-Then-Else

Практическая работа: Оператор альтернативы

Понятие о цикле. Простейший оператор цикла

Практическая работа: Общий оператор цикла

Массивы. Использование циклов в массивах

Правило вложенных операторов. Схемы

Представление программ в виде схем

Структура сложных программ. Повторяющиеся операции. Подпрограммы

Понятие процедуры в программировании. Понятие функции в программировании

Передача параметров. Объявление подпрограмм. Вызов процедур и функций

Программа, как способ записи алгоритма. Общее понятие об алгоритме. Выполнение алгоритма

Программирование как разработка и реализация алгоритмов. Разбиение задачи на составные части. Библиотека алгоритмов

Стандартные функции. Последовательность решения задачи. Примеры типовых алгоритмов

Перевод чисел из одной системы счисления в другую

Сортировка данных. Сортировка вставками. Обменная сортировка

Пирамидальная сортировка. Метод полного перебора. Комбинаторные головоломки

Обработка строк. Решение уравнений компьютерными методами

Решение задач по программированию. Зачетное занятие

Графика

Элементы окна Adobe Photoshop CS. Отображение палитр. Способы открытия файлов с изображением. Изменение масштаба просмотра изображения

Изменение размеров изображения и его разрешение. Форматы сохранения изображений. Вывод изображений на печать. Предварительный просмотр

Цветовые модели, используемые в Photoshop. Работа с цветовыми моделями. Подготовка изображения к печати

Работа с индексированными цветами

Изменение цветового разрешения с помощь индексированных цветов

Преобразование изображений в различные цветовые модели. Изменение размеров изображения

Выполнение кадрирования изображений. Обрезка и выравнивание изображений. Выбор цвета

Изменение пространственного расположения изображений

Коррекция изображений. Увеличение яркости и контраста изображений

Использование гистограмм для коррекции изображений

Коррекция тонового диапазона изображений. Копия изображения. Увеличение яркости

Коррекция цвета в изображении. Коррекция тонового диапазона изображений и цвета в изображении

Выделение областей. Рисование при помощи выделений. Изменение размера выделенной области. Практическая работа: «Создание изображений с помощью инструментов выделения»

Практическая работа: «Создание изображения Андреевского флага»

Установка начала отсчета линеек. Прозрачные участки изображения. Отмена нескольких действий. Изменение положения выделения. Практическая работа: «Создание изображения светофора. Создание изображения человеческого лица»

Размытие края выделенной области. Практическая работа: «Вставка изображений облаков, созданных при помощи выделения с размытием»

Дополнительные возможности инструментов выделения. Практическая работа: «Создание флагов Германии, Норвегии, Литвы»

Изменение цвета изображения, используя выделение волшебной палочки и заливку в режиме наложения. Изменение цвета и фона изображения

Работа со слоями Основные действия. Переименование слоя. Выполнение действий. Фоновый слой. Инструменты рисования и заливки

Создание художественного текста с обводкой. Практическая работа: «Подготовить объявление о пропаже щенка»

Создание маски из текста. Применение эффектов к тексту. Увеличение размеров холста

Практическая работа: «Подготовить изображение с текстом, внутри которого находится фотография»

Практическая работа: «Подготовить плакат из исходных изображений»

Трансформации. Выравнивание здания на фотографии

Практическая работа: «Создание изображения на поверхности» «Создание отражения в зеркалах»

Практическая работа: «Построение композиций из исходных изображений». Построить отражение в воде и поместить в рамку

Фильтры. Применение фильтров к изображениям. Практическая работа: «Создать неоновую вывеску для дискотеки»

Практическая работа: «Создать вывеску для продажи мороженого. Создать афишу для циркового представления»

Практическая работа: «Создать эффект зажженной лампы. Создать выпуклые буквы»

Практическая работа: «Расставить предметы в витрине магазина»

Каналы и маски. Практическая работа: «Создать изображение замерзшей реки с использованием маски»

Практическая работа: «Поместить новых посетителей на выставку цветов»

Практическая работа: «Создание неоновой вывески. Создание плаката для автогонок»

Практическая работа: «Откорректировать фотографию. Сделать фотографию более выразительной. Убрать «красные глаза» на фотографии»

Практическая работа: «Раскрасить черно-белую фотографию, используя режимы наложения пикселей»

Практическая работа: «Изменить цвета на фотографии. Превратить фотографию в акварель»

Действия и макрокоманды. Практическая работа: «Раскрасить домик»

Практическая работа: «При помощи макрокоманд «состарить» фотографию»

Практическая работа: «При помощи макрокоманд создать эффект дождя»

Практическая работа: «При помощи макрокоманд добавить к фотографии тень и различные рамки»

Резерв времени

Целью деятельности кружка является формирование алгоритмического и абстрактного мышления обучающихся, развитие умения самостоятельно составлять алгоритмы и реализовывать их в системах программирования и проектирования. Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:

  • изучение основ алгоритмизации и программирования на языках C++ и Python;
  • обучение навыкам работы в системах программирования Eclipse, Code::Blocks, QtCreator, IDLE Python;
  • проведение анализа эффективности найденных решений;
  • знакомство с классическими алгоритмами и их реализацией на C++ или Python;
  • обсуждение и разбор олимпиадных задач;
  • подготовка и участие в командных или индивидуальных олимпиадах по программированию

Почему мы учимся программировать на С++ ?

  • Около двух десятилетий C++ находится в тройке лидеров среди компилируемых языков программирования. Поэтому широкая востребованность специалистов С/С++ будет сохраняться еще долгое время
  • Синтаксис С/С++ является основой для многих современных и не менее популярных языков программирования, таких как Java, PHP, C#, Perl, Rust, D
  • Это компилируемый язык со статической типизацией на котором можно создавать программы любого уровня сложности.
  • С++ обладает богатой и мощной стандартной библиотекой включающей классы поддержки контейнеров, алгоритмов, строки, ввода/вывода, математики, локализации и многое другое
  • Доступность. Для С++ существует множество реализаций языка, как бесплатных (GCC), так и коммерческих (Visual C++) и для различных платформ
  • С++ активно развивающийся язык и по сей день! В 2017 году принят новый стандарт языка.
  • В С++ поддерживает множество парадигм программирования, в том числе, ООП (объектно-ориентированное). Но это не означает, что при разработке программист ограничен только одним подходом. В процессе реализации он может использовать различные стили программирования, таким образом, разработка программы превращается в творческий процесс.
  • C++ это огромная страна! Не верите? !

Расписание занятий

  • Вторник
    • Бьерн Страуструп. Язык программирования C++. Специальное издание. Пер. с англ. - Изд. Бином, 2011 г.
    • Дейтел Харви, Дейтел Пол. Как программировать на С++. Изд.: Бином-Пресс, 2008
    • Джосаттис Н.М. Стандартная библиотека C++. Справочное руководство. Вильямс, 2014
    • Дьюхерст С. C++. Священные знания. – Пер. с англ. – СПб.: Символ-Плюс, 2012.
    • Лаптев В. В. C++. Объектно-ориентированное программирование - СПб.: Питер, 2008.
    • Липпман Б. Стенли, Жози Лажойе, Барбара Э. Му. Язык программирования С++. Базовый курс. Изд. 5-е. М: ООО “И. Д. Вильямс”, 2014
    • Прата, Стивен. Язык программирования C++. Лекции и упражнения, 6-е изд.: Пер. с англ. - М.: ООО “И.Д. Вильяме”, 2012
    • Сиддхартха Рао. Освой самостоятельно C++ за 21 день, 7-е изд. Вильямс, 2013
    • Столяров А. В. Введение в язык С++: 3-е изд. – М.: МАКС Пресс, 2012.
    • Эффективное использование C++. Третье изд. 55 верных советов улучшить структуру и код ваших программ. М.: ДМК Пресс, 2006.

Кружок «Основы программирования»
Руководитель: учитель информатики

Давыдова Нталья Николаевна

Срок реализации программы - 2 года
Пояснительная записка

«Утверждается, что направленное и расширяющее воздействие информатики, микроэлектроники и компьютерной техники на образование, науку и технологическую культуру и коммуникации представляет собой одну из важнейших междисциплинных проблем и вызовов нашего времени...»

Из резолюции 25 сессии генеральной конференции Юнеско:

Новые информационные технологии становятся основной движущей силой развития.

«...Их правильное и неправильное применение серьезно отражается на конкурентности, хозяйстве, промышленности, на стоимости и качестве образования, обороноспособности, способности к нововведениям как в экономических, так и в социальных сферах».
Целью данного курса является изучение основ программирования, т.е. основы построения алгоритмов.

Задачи изучения:

Повышения заинтересованности учащихся к этой теме и достижения желаемого уровня усвоения материала по теме «Основы программирования»

Знакомство с методами структурного и объектно-ориентированного программирования как наиболее распространенными и эффективными методами разработки программных продуктов;

Обучение разработке алгоритмов на основе структурного и объектно-ориентированного подхода;

Закрепление навыков алгоритмизации и программирования на основе изучения языка программирования Бейсик, Visual Basic; (Gambas)

Знакомство с основными структурами данных и типовыми методами обработки этих структур

Программа курса "Основы программирования" предполагает значительного расширения тематики изучаемого материала по сравнению с общеобразовательной школой, повышение уровня образования за счет изучение основных принципов программирования, большего, по сравнению с общеобразовательной школой количества языков программирования и практического использования полученных знаний для углубления базового школьного образования.

Реализация программы позволяет подготовить квалифицированного пользователя ПЭВМ, и обеспечивает социальную адаптацию учащихся, не имеющих возможности освоить современные компьютерные технологии в рамках образовательного процесса в школе.

Курс "Основы программирования" рассчитан на 144 часа на каждый язык программирования обучения и предполагает с возможностями использования персональных ЭВМ для решения практических задач, формирования определенных навыков и умений в работе с наиболее распространенными типами прикладных программных средств на уровне программиста.

В рамках курса предполагается освоение и развитие навыков программиста в наиболее используемых в настоящее время средах программирования, создание web-страниц, использование готовых программных продуктов, облегчающих и автоматизирующих учет в различных прикладных, практических сферах деятельности человека.

В процессе изучения курса учащиеся знакомятся с основами и возможностями ПЭВМ по решению прикладных задач, использованием ПЭВМ для анализа ситуаций в школе, в сфере производства, бухгалтерскими операциями на ПЭВМ, компьютерным делопроизводством.

Объединение с постоянно-переменным составом слушателей. К изучению курса привлекаются преимущественно учащиеся 6-11 классов. Занятия проводятся по два часа раз в неделю.

Текущий контроль усвоения материала должен осуществляться путем устного/письменного опроса и практических заданий. Периодически знания и умения по пройденным темам проверяются тестовыми компьютерными заданиями. Участие в интеллектуальном марафоне ЦИТ.

По окончании обучения по данной образовательной программе, учащиеся должны уметь создавать простейшие программы. Поэтому для оценки достижения обязательной подготовки целесообразно использовать дихотомическую (двоичную, альтернативную) шкалу типа зачет или незачет и т.п. Анализ детских работ, определяющий творческий рост школьника. Педагогическое наблюдение при текущем контроле. Анализ мотива ухода и прихода учащегося в кружок. Способы фиксирования и обобщения детских практических достижений (участие в конкурсах фиксируется в журнале).

Подводятся итоги на лучшую работу, по каждой теме. Участие во всевозможных конкурсах (районных, областных и международных).

На учебных и практических занятиях обращается внимание учащихся на соблюдение требований безопасности труда, пожарной безопасности, производственной санитарии и личной гигиены.

Указанная цель и поставленные вышеизложенные задачи могут быть выполнены при продолжительности обучения 2 года (72 часа в год при 2-х часах занятий) При желании учащиеся могут изучать один из языков программирования или несколько продолжив обучение после 2 летнего курса.
Технические средства обучения (минимальные)

1. Компьютерный класс с компьютерами класса не ниже Реntium

3. Программное обеспечение:

Операционная система Windows (версия 95 или выше) или Linux;

Трансляторы языков программирования

Интернет-браузеры;

Пакет для создания презентаций;

Введение. Техника безопасности. Роль ЭВМ в современном обществе Языки высокого уровня
Алгоритм (6 часов)

("сверху, вниз" и "снизу вверх"}. Основы структурного программирования. Практикум по записи алгоритма в виде блок схем, словесноформулировочным, видно, схемой.


Интерпретаторы и компиляторы, интерфейс (4 часа)
Оболочка Бейсика, запуск, ввод текста программы, выполнение, открытие и сохранение файла (2 часа)

Среда программирования Q_ВАSIС. Конструкция программы Оболочка транслятора Функциональные клавиши Текстовый редактор Основные приемы работы в среде Алфавит языка, арифметика, понятие переменной,

оператор присваивания (4 часов)

Язык программирования Q_ВАSIС: алфавит языка, запись арифметических операций, встроенные математические функции.

Оператор вывода PRINT: назначение, функции, особенности.

Типы, операции и выражения: простые и структурированные типы, представление в памяти данных основных типов

Операции над данными основных типов Строки, Совместимость и преобразование типов
Ввод и вывод данных (8 часов)

Структура оператора, диалог. Обращение к файлу. Ввод данных из файла.

Линейный алгоритм (4 часов)

Линейная программа. Операторы ТАВ, LОСАТЕ. Линейный алгоритм. Пошаговое выполнение программ, работа с файлами в интегрированной среде. Разбор примеров программ, иллюстрирующих линейный алгоритм. Вспомогательный алгоритм Понятие процедуры и функции. Локализация имен. Структура подпрограммы Процедурные типы. Разбор примеров программ

Операторы условного и безусловного переходов (12 часов)

Оператор ветвления IF...ТНЕN: назначение, структура, запись простых и сложных условий, вложенные ветвления. Сложные (составные) условия Оператор выбора SELEСТ САSЕ: назначение, структура, запись условий.

Операторы цикла (16 часов)

Циклический оператор FOR. Разбор примеров программ

Циклических} оператор с предусловием. Разбор примеров программ

Циклических} оператор с постусловием Разбор примеров программ

Библиотека алгоритмов. Алгоритм Евклида Алгоритмы нахождения чисел с заданными

свойствами на целочисленном отрезке: простые, совершенные, палиндромы, пифагоровы

тройки.


Записи и файлы (12 часов)

Запись. Понятие новой сложной переменной и обращение к ней.

Запись, как структурированный тип данных. Описание записей. Оператор присоединения.Массивы записей. Программирование алгоритмов с использованием записей. Типизированные константы: константы-записи Файлы и записи

Доступ к файлам, процедуры и функции для работы с файлами, текстовые файлы, типизированные файлы, нетипизированные файлы. Процедуры и функции работы с текстовыми файлами Прямой и последовательный доступ к записям файла. Файлы: бинарные

Разбор примеров программ, иллюстрирующих основные вопросы языка: структура программы, типы данных, описания, операции, управляющие конструкции, записи, файлы.

Графика. Основные операторы (12 часов)

Вычерчивание геометрических фигур: операторы вычерчивания фигур: линия, прямоугольник, эллипс, окружность, дуга, точка, запоминание и воспроизведение изображения.

Управление цветом экрана и толщиной линий: цветная палитра; стили линий; закраска. Построение рекурсивных фигур.

Построение графиков функций: вычерчивание осей; формирование функции; построение точек графика.

Движение объектов на экране: идея анимации; движение символа; движение фигуры, управление движением объекта, клавиши управления; расширенный код (скэн-код).

Управление символьным курсором: роль курсора; программа(демонстрационная) о размере курсора. Задачи на движение и изображение фигур и графиков

Создание рисунков (12 часов)

Метод координат. Метод координат как универсальный способ кодирования графической информации с помощью чисел. Декартова прямоугольная система координат. Координатная плоскость. 1-я координатная четверть.

Операторы машинной графики. Оператор DROW. Команды В, М, II, В, Ь, К, Е, Н, О, Р, 8, С и N. Команды абсолютного и относительного движения. Повороты. Оператор РАINТ.

Массивы. (14 часов)

Понятие массива, инициализация массивов при описании способ заполнения, обращение к элементам массива. Константы-массивы Разбор примеров программ Индексирование многомерных массивов, способ заполнения, обращение к элементам массива. Разбор примеров программ

Линейная сортировка. Сортировка пузырьком Разбор примеров программ

Поиск - линейный и бинарный Разбор примеров программ

Обмен и исключение элементов из массива. Разбор примеров программ

Строковые величины (14 часов)

Строки, основные операции со строками. Моделирование процессов обработки текстовой информации - поиск, удаление, преобразование, замена. Разбор примеров программ

Программная документация (8 часа)

Правила оформления исходных текстов программы. Оформления отчета по работе. Подготовка и печать отчета. Защита отчета по контрольной практической работе.

Творческий проект(6 часов)

Организация многомодульных программ: Заголовочные файлы. Пример многомодульной программы. Файл проекта. Компиляция и -компоновка. Использование библиотек (на примере использования библиотеки для обработки изображений).

Что необходимо для работы с Visual Basic , установка и запуск программы. Чему мы научимся.

Алгоритм (6 часов)

Понятие алгоритма. Способы представления и разработки алгоритмов. Структурирование, блок-схемы алгоритмов и их построение Этапы разработки программ. Методы проектирования программ ("сверху вниз" и "снизу вверх"). Основы структурного программирования. Практикум по записи алгоритма в виде блок схем, словесно-формульный, видно, схемой.

Интерпретаторы и компиляторы, интерфейс (2 часа)

Языки высокого уровня. Интерпретаторы и компиляторы. Понятие о структурном и модульном методах проектирования программ История языка

Среда программирования Visual Basic (5 часа).

ГОЕ - интегрированная среда разработки. Панель инструментов, главное меню, элементы управления, компоненты пользования. Понятие проекта. Окно проекта, окно свойств. Работа с несколькими проектами

Справочная система(2 часа).

Справочная система, Понятие меню. Использование меню.

Работа с формами(5 часа)

Конструктор форм, Окно просмотра объектов. Создание простой программы, создание формы, реагирующей на события. Основные свойства формы. Работа с многодокументными формами.

Выбор и использование управляющих элементов (18 часа).

Управляющие элементы. Кнопки. Текстовые поля. Надписи. Переключатели. Флажки. Рамки. Списки. Комбинированные поля. Рисунки. Графические поля. Таймеры. Полоса прокрутки Списки дисков. Списки файлов. Добавление других элементов на панель. Интерфейс в стиле windows. Дерево. Табличные списки. Списки изображений. Строка состояния.

Работа с модулями и классами (5 часов)

Модули и классы. Создание программной библиотеки. Процедуры, Функции. Передача параметров функциям и подпрограммам. Работа с модулями.

Создание и использование меню и панелей инструментов(4 часа)

Назначение. Создание и использование меню. Работа с редактором меню. Проектирование структуры меню. Создание панелей инструментов. Использование нестандартных элементов в панелях инструментов. Изображение и списки изображений. Усовершенствование панелей.

Тины данных (5 часов)

Типы переменных. Переменные. Массивы. Константы. Управляющие массивы, одномерный массив, массивы более чем одной размерностью. Поиск и сортировка, перечисления.

Логика и последовательность (4 часа)

Как думает компьютер. Логические операторы. Сравнения. Принятие решений в программе. Выполнение повторяющихся действий

Управляющие конструкции (5 часов)

Циклический оператор Гог Циклический оператор с предусловием. Циклический оператор с постусловием Библиотека алгоритмов. Создание тестовых заданий и игр.

Запись и чтение данных (8 часов)

Работа с файлами. Последовательный доступ. Произвольный доступ. Двоичный доступ. Элементы для работы с базами данных. Анатомия базы данных. Создание баз данных.

Печать (2 часа)

Вывод данных на печать. Окно непосредственных вычислений. Работа с отчетами в приложениях. Печать исходных текстов программы

Диалоговые окна (4 часа)

Стандартные диалоговые окна. Создание пользовательских диалоговых окон. Создание класса диалогового окна. Использование диалогового окна.

Работа с мышью (5 часов)

Обработка событий мыши, операции перетаскивание, перетаскивание.

Отладка приложений (4 часа)

Документирование программы. Отладочные средства УВ Создание текстовых утилит

Создание и использование справочныxфайлов (5 часов)

Использование справочных файлов в приложениях. Создание справочных файлов. Проектирование и создание файла содержания. Создание файла проекта. Подключение справочных файлов к приложениям. Преобразование справочного файла в формат НТМL

Объектно-ориентированное программирование (4 часа)

Общие сведения об ООП. Наследование, инкапсуляция и полиморфизм Многократное использование кода. Пример создания и использования класса. Работа с окном просмотра объектов. Компиляция проекта. Вкладка Маке. Настройка параметров компиляции. Распространение приложений

Расширение(2 часа)

Программирование для Интернета на VВ (21 часов)

Использование элемента. Разработка приложений. Проектирование документов

Использование НТМL

Использование ВLХ (8 часов)

Библиотеки динамической компоновки Правила вызова Программа АРI Использование функций АР1 в приложениях Создание класса Работа с системной панелью.

Проекты (6 часов)

Организация многомодульных программ: Заголовочные файлы. Классы памяти, прототипирование. Пример многомодульной программы. Файл проекта. Компиляция и компоновка. Использование библиотек (на примере использования библиотеки для обработки изображений).

Программная документация (4 часов)

Правила оформления исходных текстов программы. Оформления отчета по работе. Подготовка и печать отчета. Защита отчета по контрольной практической работе.
ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ.

Учащиеся должны понимать:

Значение информационных процессов в жизни общества;

Сущность основных алгоритмических конструкций (процедуры, функции, циклы, ветвления, рекурсия) и смысл их использования;

Принципы, лежащие в основе математических методов решения задач, преимущества, недостатки и границы применимости различных методов;

» назначение и сферу применения различных видов программного обеспечения.

Учащиеся должны знать:

Правила техники безопасности при работе на компьютерах, средства и методы защиты глаз от излучения;

Названия, назначение и наиболее важные характеристики основных устройств компьютеров;

« последовательность решения задач с помощью компьютеров;

Область применимости различных информационных технологий;

Как начать работу с Турбо Паскалем

Справочная система, использование меню

Структуру программ, функциональные клавиши средства редактирования ТигЬо Разса!, основные приемы работы в среде

Суть компиляции и компоновки (линковки)

« алгоритмические конструкции языка программирования Паскаль,

Типы данных и их представление в памяти компьютера, операции над данными основных типов

Концепцию структурно-модульного программирования в Паскале и ее реализацию

Как происходит передача параметров в функции

Функции - даты и времени, работы с числами, финансовые

Панель инструментов, элементы управления, компоненты пользования » как описываются и представляются в памяти массивы и строки;

Как описываются указатели и как они связаны с массивами;

Строковые функции

Различие между текстовыми и бинарными файлами, особенности организации текстовых файлов;

Команды, элементы управления, файлы прямого и последовательного доступа, бинарные файлы

Стандартные операции ввода/вывода

Основные понятия технологии объектно-ориентированного программирования (инкапсуляция, наследование, полиморфизм).

» назначение заголовочных файлов

в назначение и способы организации файлов проекта.

Учащиеся должны уметь:

Использовать все доступные источники (интерактивные компьютерные справочные системы, книги, справочники, технические описания) для самостоятельного решения задач с помощью компьютеров;

Составлять алгоритмы в словесной форме для решения разнообразных задач;

Применять метод пошаговой детализации при составлении алгоритмов

переводить алгоритмы на язык программирования;

составлять алгоритмы и программы для новых методов решения задач;

работать с различными структурами данных (массив, запись, файл, множество,

объект);


работать с редакторами текстовой и графической информации;

решить поставленную задачу, реализовывать алгоритмические конструкции на

языке программирования Паскаль,

составлять игровые, обучающие, контролирующие программы

«Программирование. Решаем задачи повышенной сложности»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программирование – это раздел информатики, задачей которого является процесс разработки программы на определенном языке программирования. Это и самый сложный раздел предмета. Известно также, что олимпиады по информатике проводится по разделу «Программирование». У некоторых учащихся в каждой параллели имеется потребность изучения программирования на более глубоком уровне. Организация кружка даёт возможность в системе дополнительного образования предоставить учащимся условия для обучения программированию с учетом их интересов, склонностей и способностей, способствует удовлетворению познавательных интересов, для учащихся старших классов выполняет задачу профессиональной ориентации. При этом существенно расширяются и возможности выстраивания каждым учеником, посещающим кружок, индивидуальной образовательной траектории.

Цели и задачи программы:

1. Формирование у учащихся структурного стиля мышления.

2. Углубление у школьников знаний, умений и навыков решения задач по программированию.

3. Формирование навыков и опыта решения олимпиадных задач.

4. Возможность реализовать свои творческие способности.

5. Формирование интереса к профессиям, связанным с программированием

2 группы: учащиеся 6 – 8 классов – младшая группа,

35 уч. часов, (1 час/нед.) – младшая группа вторник 15-15 – 16-00 час.

35 уч. часов, (1 час/нед.) – старшая группа понедельник 16-10 – 16-55 час.

Тематическое планирование

Младшая группа:

Кол-во часов

Введение в программирование. Программа, как способ записи алгоритма

Общее понятие об алгоритме. Выполнение алгоритма

Инструменты программирования. Используемые компиляторы. Элементы интерфейса. Операторы и команды

Константы. Переменные. Данные.

Оператор присваивания. Арифметические операции. Вывод результатов на экран

Формат результата. Оценка результата

Ввод данных. Порядок выполнения в программах

Практикум.Задачи линейного алгоритма

Условный оператор If-Then-Else

Оператор альтернативы

Логические выражения в условии

Практикум. Задачи разветвляющегося алгоритма

Циклы с пред - и пост-условием

Практикум. Задачи циклического алгоритма

Массивы. Понятие. Одномерный массив

Практикум. Решение задач по программированию

Зачетное занятие

Планируемый результат: выполнение итоговой практической работы (2-3 задачи повышенного уровня сложности). Отчет

Старшая группа:

Тематическое планирование

Тема занятий

Кол-во часов

Организационное занятие. Техника безопасности

Введение в программирование. Алгоритмы

Инструменты программирования. Используемые компиляторы. Элементы интерфейса

Языки компилируемые и интерпретируемые. Создание, компиляция, исполнение и отладка программ

Синтаксис и семантика. Типичные ошибки. Сообщения об ошибках

Данные. Типы данных. Формат результата. Оценка результата

Константы. Переменные. Данные. Оператор присваивания. Ввод данных.

Арифметические операции Вывод результатов

Практикум. Использование среды Turbo Pascal и CodeBlocks

Порядок выполнения в программах. Условный оператор If-Then-Else

Оператор альтернативы

Логические выражения и операции

Организация программ разветвляющейся структуры

Практикум. Задачи. Программирование алгоритмов с ветвлением

Понятие о цикле. Простейший оператор цикла

Практическая работа: Общий оператор цикла

Массивы. Использование циклов в массивах

Правило вложенных операторов. Схемы Представление программ в виде схем

Практикум. Задачи. Программирование циклических алгоритмов

Строковые переменные. Операции со строками

Структура сложных программ. Повторяющиеся операции. Подпрограммы

Понятие процедуры в программировании. Понятие функции в программировании

Передача параметров. Объявление подпрограмм. Вызов процедур и функций

Практикум. Решение задач

Программа, как способ записи алгоритма. Общее понятие об алгоритме. Выполнение алгоритма

Программирование как разработка и реализация алгоритмов. Разбиение задачи на составные части. Библиотека алгоритмов

Стандартные функции. Последовательность решения задачи. Примеры типовых алгоритмов

Перевод чисел из одной системы счисления в другую

Сортировка данных. Сортировка вставками. Обменная сортировка

Пирамидальная сортировка. Метод полного перебора. Комбинаторные головоломки

Обработка строк. Решение уравнений компьютерными методами

Практикум. Решение задач по программированию.

Зачетное занятие

Планируемый результат: выполнение итоговой практической работы(2-3 задачи повышенного уровня сложности). Отчет.

Используемые методы обучения:

проблемное изложение, исследовательский метод,

эвристический метод с иллюстрированием и практической реализацией в среде программирования.

По окончании курса учащиеся должны:

знать:

1. правила представления данных на языке программирования;

2. правила записи основных операторов: ввода, вывода, присваивания, ветвления цикла;

3. правила записи программы;

4. содержание этапов разработки программы: алгоритмизация-кодирование-отладка-тестирование;

уметь:

1. составлять программы решения вычислительных задач;

2. программировать простой диалог;