Ростелеком

Ничего общего с «просто взял диктофон и зачитал» — как создаются аудиокниги. Как записать аудиокнигу в домашних условиях Как записать аудиокнигу в домашних условиях

Чтобы записать аудиокнигу в домашних условиях в приемлемом качестве вам потребуется:

Микрофон

Я экспериментировала со многими вариантами, и на настоящий момент лучшего результата удалось добиться с помощью микрофона Blue Yeti. Его отличительная особенность - он подбирает звук не отовсюду, а согласно настройкам: только спереди (при записи подкаста или аудиокниги), только с двух сторон (при записи интервью) и т.д. Кроме того, микрофон Yeti можно непосредственно подключить к наушникам, и тогда вы будете слышать, что именно он подбирает. Также на микрофоне можно отрегулировать степень чувствительности - что очень полезно, если вы записываете аудиокнигу не в идеальных условиях.

Поп-фильтр

Эта штуковина нужна, чтобы пыхи, вздохи и брызги слюны не били в микрофон. Поп-фильтр можно купить (подойдет любой), а можно сделать самим: берем пяльцы, старые колготки и придумываем, как закрепить всю эту конструкцию перед микрофоном на расстоянии 10-15 см.

Альтернативный вариант - обматываем головку микрофона тонким поролоном и закрепляем резинкой. Или можно купить специальный поролоновый колпачок, который называется «поролоновая ветрозащита».

Программа звукозаписи

Подойдет любая. Я пользуюсь GarageBand для Mac. Чтобы разобраться, как работает ваша программа, смотрите учебные видео на Youtube - там все рассказано и показано.

Наушники

В наушниках слышны все огрехи, которые присутствуют в записи.

Будка для звукозаписи

При записи аудиокниги в домашних условиях постоянно возникают помехи: лай собак, звук проезжающих машин, работа бытовой техники и т.п. Кроме того, стены и предметы в вашем доме дают гулкое эхо. Полностью избавиться от этих помех невозможно, но если у вас есть покупная или самодельная звукоизолирующая будка, качество записи намного улучшится.

Звукоизолирующая аудио-будка выглядит так:

Она собирается и разбирается, ее стенки и днище выложены толстым поролоном, а сзади у нее есть отверстие, через которое можно провести провода для микрофона.

Если у вас нет возможности купить переносную аудио-будку, ее можно сделать своими руками. Моя первая, «звуконепроницаемая» конструкция была сделана из прорезиненных махровых ковриков для ванной, которые я скрепила между собой канцелярскими зажимами. Под микрофон было подложено толстое полотенце - чтобы микровибрации стола не передавались «наверх».

Качество звука сразу улучшилось, но у моей будки был существенный недостаток - она все время заваливалась набок.

Самый дешевый из вариантов «за деньги» - делается так: покупаете большой пластиковый контейнер, клей и толстый поролон. Выкладываете внутренние стенки контейнера поролоном - и будка готова. Недостаток этого сооружения - провода придется вести снаружи, ну или сверлить в задней стенке дырку. Кроме того, достаточно сложно правильно подгадать высоту и глубину будки так, чтобы получилось оптимальное звучание.

Как улучшить качество записи аудиокниги

1. Для записи выбирайте самое тихое место и самое тихое время суток. Закройте двери, выключите бытовую технику, занавесьте окна и подложите под компьютер что-нибудь мягкое (например, полотенце).

2. Пробным путем отрегулируйте чувствительность микрофона так, чтобы внешние шумы записывались по минимуму.

3. Если ваш микрофон крепится к наушникам, найдите положение, при котором дыхание не будет бить в микрофон.

4. Микрофон не должен стоять на голой поверхности. Подложите под него поролон или свернутую в несколько слоев ткань.

5. Запись аудиокниги займет у вас несколько дней, а то и недель. Постарайтесь обеспечить единообразие процесса: все настройки и ваша поза по отношению к микрофону должны быть одинаковыми.

1. Не торопитесь при чтении. Скороговорка и монотонный ритм убивает аудиокнигу.

2. Если у вас нет актерского опыта и вам некогда тренироваться, старайтесь не разыгрывать спектакль. Неумелая наигранность звучит гораздо хуже, чем ровное чтение.

4. Когда вы читаете достаточно долго, у вас пересыхает во рту, и в результате в записи появляется ненужное чмоканье. Чтобы избежать этого, глотните чего-нибудь кислого - например, апельсинового сока.

Как записать аудиокнигу

1. Кладете звуконепроницаемую будку на стол или подвешиваете ее на стойку, после чего устанавливаете микрофон с закрепленным поп-фильтром примерно в первой четверти глубины будки. Ваш лоб должен быть на одном уровне с верхним краем будки, а ваше лицо - на расстоянии примерно 15 см. от нее. Для большинства микрофонов оптимальное расстояние ото рта - 30 см. Засовывать голову внутрь будки НЕ НАДО.

В любом случае вам надо поэксперементировать, чтобы найти позицию, которая даст наиболее чистый звук. Также надо определить, как именно ловит звук ваш микрофон - со стороны или с макушки, и наклонить его соответствующим образом.

2. Не прерывайтесь во время записи. Если вы слышите посторонний шум, например, гавканье собаки, лучше подождать и повторить испорченную фразу заново. Так будет легче редактировать звуковую дорожку, потому что условия записи будут сохранены. А если вы потом будете накладывать заплаты на испорченные фразы, то придется регулировать громкость и прочие технические параметры - а это лишняя работа.

3. Сначала нажмите кнопку записи, потом подождите несколько секунд и только после этого начинайте чтение. То же самое касается завершения работы: произносим последнюю фразу, ждем, выключаем запись. Это требуется для того, чтобы программа не обрезала начало и окончание фразы - так бывает, когда компьютер начинает тормозить.

4. Если вы слышите в записи тихий гул, практически неразличимый вживую, скорее всего, проблема кроется в том, что вся ваша техника подключена к одной розетке. Попробуйте подсоединить устройства к разным розеткам с помощью удлинителей.

5. Всегда слушайте то, что у вас получилось, сразу после записи и накладывайте необходимые заплаты, «не отходя от кассы». Чем раньше замечена ошибка, тем легче её исправить, потому что потом будут другие условия - погода, ваше самочувствие и т.п.

6. Называйте все файлы с записями по одному принципу - чтобы вам потом не запутаться, что есть что. Например, файлы с аудиокнигой «Бараний рог» могут выглядеть так: 01-1-baraniy-rog, 01-2-baraniy-rog и т.п., где «01» - это номер главы, а вторая цифра - номер аудиофайла.

7. Записывайте первую версию аудиокниги в максимальном качестве - так потом легче редактировать. Для PC оптимальный формат — .wav, для Mac — .aif

Конечный продукт лучше всего сохранять в формате.mp3 в моно - стереозвук в аудиокнигах без надобности.

8. Если вы не разбираетесь в программах, которые редактируют звук, и вам некогда их изучать, зовите на помощь профессионалов. Услуги звуковиков стоят совсем недорого, а качество редактуры улучшится на порядок.

Профессиональный звуковик может:

Убрать ненужные повторы и паузы

Ликвидировать щелчки, вздохи и прочие помехи

Выровнять звук на заплатах

Сделать так, чтобы запись всего произведения звучала ровно - от первой главы и до последней

Привести в порядок эхо

Убрать из записи равномерный гул, который дает вентилятор вашего компьютера или иная техник

Однако чудес ожидать не стоит: если запись изначально плохая, ее можно будет только слегка почистить. В любом случае отправляйте звуковику неисправленные файлы: неумелая редактура ничем ему не поможет, а только осложнит дело.

Запись аудиокниги – сложный процесс, состоящий из нескольких отдельных этапов.

  1. Выбор диктора , чей голос идеально подойдет для начитки конкретного текста.
  2. Студийная запись. Включает в себя сам процесс чтения и коррекцию при необходимости.
  3. Обработка. Дубли собираются и монтируется, материал чистится от посторонних звуков, чтобы ничего не мешало прослушиванию.
  4. Контрольное прослушивание. На этом этапе проверяется качество озвучки, вносятся последние коррективы.
  5. Подготовка к отправке заказчику. Трек "режется" на нужные части (например, главы книги), добавляются при необходимости дополнительные звуковые материалы.

Виды аудиокниг

Аудиокниги бывают в разных форматах, каждый из которых подходит для определенного вида текстов.

  • Одноголосная озвучка . Самый популярный и простой вид озвучки, удачно подойдет для описаний, обзоров, научных текстов, программы для радио, одним словом, когда повествование идет без разделения по ролям.
  • Озвучка группой дикторов . Текст читают профессиональные актеры разного пола, возраста, с разным тембром голоса, подбираются под характер персонажей. Этот формат подойдет для художественных произведений с диалогами, в таких случаях воспринимать одноголосное чтение на слух бывает тяжело.
  • Аудиоспектакль . Отличается от простой озвучки тем, что читателя полностью погружают в атмосферу сюжета: помимо чтения в аудиоспектакле присутствует музыкальное сопровождение, звуки действий и окружающего пространства (проезжающие автомобилы, скрипящая дверь, стук шагов, покашливание соседа...).
  • Бизснес-саммари – новый, но быстро набирающий популярность формат бизнес-тренингов или форумов. Представляют собой краткий пересказ сути тренинга, обычно выпускается в виде серии коротких записей.
  • Обучающие курсы . Наиболее популярен такой формат для обучения иностранным языкам: на слух легче научиться правильному произношению.

Стоимость

На конечную стоимость аудиокниги влияет несколько факторов: какая длительность вашего произведения (от этого напрямую зависит, сколько часов займет работа над созданием аудиокниги), какого диктора вы выбрали (известного актера или новичка), сколько человек будет участвовать в записи, нужны ли дополнительные звуки или только голосовая озвучка и т.д.

Компания сайт готова предложить множество решений специально для конкретной аудиокниги, с учетом специфики произведения и пожеланий автора книги.

Как заказать аудиокнигу?

Пришлите нам свой текст, выберите актеров, которым хотите доверить озвучивать свою книгу (прослушать демо-записи их голосов можно бесплатно в нашем каталоге). Далее мы рассчитаем стоимость работы и после оплаты записываем аудио и отправляем вам вашу готовую аудиокнигу!

Вы всегда можете обратиться к нам за помощью по любым вопросам по бесплатному телефону

Некоторые люди думают, что озвучивание произведений научной литературы легче, чем аналог объемов в беллетристике, потому что у этого жанра меньше шансов производить впечатление. Голосов различных персонажей, характеров, героев в научно - популярной литературе нет, обычно весь материал основан на исторических фактах, правде или чьем-то мнении, так что, по всей видимости, это должно быть более легким занятием, нежели инсценировка и вживание в роли. Запись дикторских голосов не потребует стольких сил.

Не так, мои друзья!

Советы от профессионалов:

Рассказывайте историю какому-то одному конкретному человеку, а не просто вслух, комнате или микрофону (особенно это важно при озвучивании научной литературы).
- Когда Вы читаете аудиокнигу, нельзя допускать никаких импровизаций.
- Не делайте сокращения слов, поскольку они потом будут рассмотрены как ошибки студийной записи и издателя, и Вы должны будете сделать исправления и перезаписать их так, как следует.
- Озвучка научной литературы не легче, чем прочтение беллетристики.
- Вы должны помнить конец даже в начале книги.
- Люди могут сказать в первые 30 секунд, знает ли человек, читающий, окончание этого предложения.
- Если Вы испортили подачу, вернитесь к последнему удачному периоду и начните снова.
- Страх делает Вас напряженным, не дает релаксации и правильному звуко извлечению.
- Если Вы позволяете своему голосу быть эмоциональным, Вы отнимаете у слушателя его впечатления.
- Читайте, как будто Вы - первооткрыватель и только что узнали об этой истории.

Касательно того, что нужно читать медленнее, чем Вы думаете:
Обычно Вы собираетесь читать медленнее, чем Вы думаете или предполагаете.
Медленная подача заставляет больше Вашего слушателя слушать Вас.
Это можно расценить как некую заботу о слушателе, чтобы он получил немного воздуха и мог лучше сохранить и оценить историю.
Читайте медленнее! Помните, если Вам платят по часам, то чем быстрее Вы читаете, тем меньше денег Вы сделаете!;)
Слова и пунктуация для рассказчиков
Диктор и писатель связаны пунктуацией, и все же рассказчики могут думать как автор, не полностью соблюдая пунктуацию, которой связаны авторы
Аналогично и то, что артистические привилегии Вашего голоса подвластны только Вам! Не позволяйте пунктуации диктовать все, что должен сделать Ваш голос. Используйте гибкость, чтобы окрасить слова, придать им дополнительный оттенок и мысль, чтобы подлинно выразить то, что имеет в виду автор. Здесь важно понимать, какой нужен голос для того или иного героя и какой голос лучше .
Быстрая статистика
Обычно требуется 2 часа записи для каждого готового часа аудио
Средняя аудиокнига - 100,000 слов
100,000 слов = 11 часов аудио
11 часов аудио = 22 часа записи голоса в студии
Выполнение Вашей домашней работы
Прочитайте книгу, прежде чем Вы начнете ее озвучивать.
Вы никогда не знаете, когда можете быть захвачены чем-то в книге врасплох. Если Вы не прочитали книгу прежде, чем создать голос и характер персонажа, то на полпути истории, автор дает Вам намек о тех чертах личности, которые совершенно не могли быть предположены вначале. Внезапно Вы понимаете, что характер, который как Вы думали, звучал, правильно, оказывается, по факту противоположным.
Как правило, диктор прочитает аудиокнигу , если материал будет в новинку для него, учитывая, что у него есть время для этого. Иногда этого можно и не делать, но тогда за последствия отвечаете только Вы.

Рассказали нам обо всех этапах создания таких произведений. Процесс одинаков для всех стран.

Все начинается с покупки авторских прав и выбора книги под запись в соотношении “изучение рынка и значимости книги для аудитории”: чаще всего озвучивают современную зарубежную и российскую прозу, без классики тоже не обойтись, как и без детективов, фантастики, книг о проблемах молодёжи, и детской литературы. Хорошо заходит и история с записью аудиокниги от известного автора.

После выбора произведения начинается самый сложный этап - запись. Всего таких этапов четыре.

Этап первый. Подготовка к записи

Продолжительность. Этот этап длится от двух недель до полутора месяцев в среднем, это важный и сложный этап, продолжительность которого зависит от объема и сложности книги. Редактор читает книгу и проставляет все ударения и т.п., и в случае, если нет достоверной информации, отправляет вопросы в редакцию, которая издавала книгу, или переводчику. Всё зависит от сложности использованных в тексте слов, названий и имен.

Профессиональный редактор расставляет ударения, выписывает слова, где не очевидное для него ударение, выписывает термины, географические названия, имена собственные.

Параллельно продюсеры совместно с редактором, режиссером и менеджером проекта определяются с тем, кто выступит исполнителем или исполнителями. Важно: это не чтецы.

Люди, которые озвучивают аудиокниги - это актеры, которые прошли кастинг. К слову, на кастинг приходит много разных людей - работников радио, телевидения, кино и театра. В год из 30 прослушанных актеров к записи приступают всего два-три человека.

Дело не том, что нет талантливых актеров - просто, когда актер или актриса остаются один на один с микрофоном, без обратной связи, многие теряются. Нужно не просто прочитать, что он открыл дверь, вошел в комнату, вылез через окно и пошел в лес, в котором встретил незнакомку, которая изменила его жизнь .

Актер должен вести слушателя к мысли про незнакомку на протяжении нескольких предложений или даже абзацев. Он должен голосом проиграть это. Наедине с микрофоном у актера нет ничего кроме голоса. Голос - его единственный инструмент. И важно, чтобы актер проживал книгу, а не читал как диктор. Слушатель должен проникнуться услышанным материалом. И, конечно, актеру нужно влюбиться в текст и присвоить его себе как роль. И сыграть.

Этап второй. Запись

Продолжительность - полтора месяца.

После выбора книги и актера начинается процесс записи, на котором присутствует звукорежиссер, он отвечает за качество звука; и редактор, который следит за ударениями и текстом. В среднем, за три часа записи получается на выходе два часа аудиоматериала.

Но есть и исключения, уникальный пример - Дина Рубина, которая при записи в один час 15 минут, выдает час чистого текста. В среднем, 16 часов своей книги Дина озвучивает за 20 часов. Одна смена длится три часа, всего получается приблизительно семь смен. Но не каждый актер может озвучивать книгу каждый день, поэтому иногда процесс затягивается на полгода. Конечно же, многое зависит и от монтажа, но, в среднем, одна книга производится полтора месяца.

В процессе записи очень важно, чтобы между актером и режиссером установился хороший рабочий контакт. Бывает, например, что отношения между ними не складываются, в таком случае происходит замена исполнителя. Режиссер - диктатор, его необходимо слушать и без него никак не обойтись.

Этап третий. Монтаж и доработка

Продолжительность - зависит от длительности книги, если книга 6 часов звука, то монтаж занимает минимум 12 часов

После записи всей книги материал отдается монтажеру. Он монтирует черновую запись в аудиоредакторе, например, Sound Forge или Wave Lab. Выбирает и собирает правильные дубли, по необходимости выстраивает паузы, вырезает посторонние звуки, присвисты и другие лишние шумы. Сложность задачи монтажера в том, что не всегда хороший дубль может браться за основу. Часто начало фразы берется из одного дубля, а конец - из другого. Это тонкая ювелирная работа даже с хорошо записанными дублями. После этого нужно опять прослушать, ложится ли каждый кусок логично в общую канву звучания.

Готовый продукт затем передается профессиональному слушателю, который слушает текст, чтобы сверить с текстом книги, проверить ударения в словах, решить окончательно, удалась ли начитка актером. На основании его замечаний в произведении возможны правки. Самое страшное, что случается в процессе проверки - это когда выясняется, что во время записи у актера урчал желудок, что при прослушке слышится как вой сирены. И, увы, это можно услышать только во время мастеринга, то есть финальной прослушки. Это брак, и его нужно переписывать. Когда становится понятен объем фрагментов, которые нужно переписать, актер снова приглашается в студию и переписывает именно эти моменты. Сложность в том, чтобы войти в то состояние, какое было при записи книги, чтобы этот новый фрагмент не звучал, как заплатка.