Мегафон

Пм 03 участие в интеграции программных модулей. Участие в интеграции программных модулей. Справочная и нормативная литература

ОГАОУ СПО «Белгородский правоохранительный колледж

имени Героя России В.В.Бурцева»

Доклад на заседании ПЦК дисциплин филологического цикла

Тема: «Организация текущего и итогового контроля в ОУ СПО»

Преподаватель русского языка и литературы Ларченко Н.С.

6.03.2015г.

Всякое настоящее образование добывается только путем самообразования и контроля

Н.А.Рубакин

Проверка знаний учащихся – это один из важнейших этапов процесса обучения. Главная её функция состоит в контроле знаний и умений студентов, что позволяет определить результативность процесса преподавания и усвоения знаний, уровень достижения минимума содержания образования. Выявленный уровень подготовки студентов дает возможность уточнить имеющиеся пробелы и систематизировать типичные ошибки для выработки дальнейшей стратегии и тактики обучения: определение путей ликвидации ошибок, корректировку содержания и методов обучения. Вот почему эта тема так важна для меня.

В своей работе я использую текущий, рубежный, промежуточный и итоговый контроль.

Текущий контроль - это вид контроля, с помощью которого определяется степень качества усвоения изученного учебного материала теоретического и практического характера в ходе обучения. Текущий контроль осуществляю через устный опрос, письменные задания, контрольные работы. На мой взгляд, достоинства этого контроля в систематичности, а также возможности балльно-рейтинговой оценки успеваемости студента. Недостатки в фрагментарности и локальность проверки лишь отдельных элементов компетенций.

Рубежный контроль призван определить качество усвоения учебного материала студентами по разделам, темам учебной дисциплины через: собеседование, контрольные, практические, самостоятельные работы, зачетные занятия. Оценки, полученные в ходе контрольно-оценочных мероприятий, являются приоритетно - значимыми при выставлении семестровой оценки по учебной дисциплине.

Промежуточный контроль - это оценивание результатов учебной деятельности студента за семестр, призванное определить уровень качества подготовки студента в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта по специальности. Осуществляется в конце семестра и может завершать изучение как отдельной дисциплины, так и ее раздела (разделов).

Зачет и экзамен помогают оценить более крупные совокупности знаний и умений, в некоторых случаях – даже формирование определенных профессиональных компетенций.

Итоговый контроль служит для проверки результатов обучения в целом и в полной мере позволяет оценить совокупность приобретенных студентом универсальных и профессиональных компетенций

Текущий контроль и итоговая аттестация является основным механизмом оценки качества подготовки обучающихся (студентов) колледжа согласно федеральному государственному образовательному стандарту по профессии и формой контроля учебной деятельности студентов.

Система текущего и итогового контроля качества обучения студентов предусматривает решение следующих задач:

Обеспечение целостного и полного усвоения студентами содержания образовательных программ Федеральных государственных образовательных стандартов (далее ФГОС) среднего профессионального образования (далее СПО);

Широкое использование современных контрольно-оценочных технологий;

Организацию самостоятельной работы студентов с учетом их индивидуальных способностей;

Поддержание постоянной обратной связи и принятие оптимальных решений в управлении качеством обучения на уровне преподавателя, методических объединений колледжа.

Как я осуществляю текущий контроль по русскому языку?

Органической составляющей учебного процесса является контроль знаний студентов. К его основным задачам относятся:

Оценки уровня усвоения студентами программного материала дисциплины;

Информирование студентов о качестве их работы над изучением дисциплины;

Мотивация студентов к систематической активной работы в течение семестра;

Анализ успеваемости и влияние преподавателя на процесс самостоятельной работы студентов и эффективность учебного процесса в целом.

Контроль дает возможность измерять и оценивать полученные студентами в процессе обучения знания, умения и навыки, поэтому играет важную роль в обеспечении надлежащего уровня подготовки специалистов.

При изучении дисциплины "Проектный анализ" применяется текущий и итоговый контроль знаний студентов. Последний осуществляется в форме экзамена. Указанные формы контроля тесно взаимосвязаны и проводятся так, чтобы стимулировать эффективную самостоятельную работу студентов в течение семестра и обеспечить объективное оценивание их знаний.

Итоговое (завершающее) оценки знаний студентов по дисциплине "Проектный анализ" осуществляется по 100-балльной шкале с учетом результатов текущего контроля и экзамена. При этом общая 100-балльная шкала оценивания знаний распределяется так:

Оценки текущей успеваемости - 0-40 баллов;

Оценка результатов итогового экзамена - 0-60 баллов.

Такой порядок контроля и оценки знаний применяется к студентам дневной формы учебы. По заочной формы обучения контроль и оценивание знаний является итоговым и осуществляются в форме традиционного экзамена. Экзаменационное задание для студентов заочной формы обучения содержит 10 заданий, каждое из которых оценивается 10 баллами.

Текущий контроль знаний студентов

В процессе текущего контроля проверяются запоминания и понимания программного материала, приобретение умения и навыков конкретных расчетов и обоснований, обработки, публичного и письменного изложения (презентации) определенных вопросов дисциплины.

Текущий контроль осуществляется в двух формах:

Контроль систематичности и активности работы студентов в течение семестра при изучении программного материала дисциплины;

Модульный (промежуточный) контроль.

Оценка по каждой из этих форм текущего контроля не может превышать 20 баллов, то есть общая максимальная оценка за текущий контроль в 40 баллов распределяется между ними поровну.

Полученная студентом сумма баллов по результатам текущего контроля округляется до числа кратного 5 по общим правилам округления и выражается числами: 0, 5, 10, 15, 20, 25, 30, 35, 40.

По результатам текущего контроля студент должен получить не менее 20 баллов (50% от максимального количества).

Если текущая успеваемость меньше 20 баллов, студент не допускается к экзамену.

В случае невыполнения задач текущего контроля по объективным причинам студент имеет право составить их индивидуально до последнего практического занятия по разрешению декана факультета. Порядок организации такого контроля определяет преподаватель, который проводит семинарские занятия.

Результаты текущего контроля знаний студентов, получивших 20 баллов и более, вносятся в зачетно-экзаменационной ведомости без перевода их в 4-балльную шкалу.

Текущий контроль систематичности и активности работы

Систематичность и активность работы студента в течение семестра контролируются и оцениваются по следующим видам работы: посещение практических занятий; выступления на практических занятиях; участие в обсуждении вопросов по определенной теме; ответы на вопросы преподавателя; выполнение домашних заданий; экспресс-тестирование; подготовка аналитических обзоров (рефератов) по отдельным вопросам; участие в студенческих конференциях, олимпиадах, конкурсах по проблемам дисциплины.

Оценка указанных видов текущей работы студента осуществляется по шкале, отраженной в табл. 1.

Трехуровневая оценивания выступлений, ответов на тесты решения задач осуществляются так: сущность вопроса раскрыто менее чем на 50% - 0 баллов; от 50 до 80% - 1 балл; более чем на 80% - 2 балла.

Учитывая количество тем (16) и объем практических занятий (32 ч), суммарная оценка за каждое занятие не может превышать 3 балла. Как уже отмечалось, общая суммарная оценка по систематичность и активность работы студента ограничивается 20 баллами.

Таблица 1. Перечень работ, обязательных для выполнения студентом при изучении дисциплины "Проектный анализ"

Виды работ

Количество баллов

1. Пассивная работа на семинарских (практических) занятиях (при условии посещения более 80% занятий)

2. Выступление на практическом занятии, участие в обсуждении отдельных проблем, ответ на вопрос преподавателя (с интервалом оценок 0, 1, 2 в зависимости от понимания сути вопроса, полноты его освещения и глубины аргументации)

3. Выполнение индивидуальной работы (темы 1, 2, 3) (с интервалом оценок 0,1,2,3 зависимости от понимания сути задачи, полноты его освещения и глубины аргументации)

4. Текущее экспресс-тестирования (темы 4, 5, 6) (с интервалом оценок 0,1,2 в зависимости от количества правильных ответов)

5. Выполнение домашнего задания по теме 7 (с интервалом оценок 0,1,2 в зависимости от методической правильности вычислений и глубины аргументации)

6. Подготовка и презентация аналитических обзоров (рефератов) по отдельным вопросам по согласованию с преподавателем, участие в деловых играх, рассмотрении практических ситуаций (с интервалом оценок 0,1,2,3 зависимости от уровня работы)

7. Участие в студенческих конференциях, конкурсах, олимпиадах по тематике дисциплины (с интервалом оценок 1,2,3,4,5 зависимости от результатов участия)

Сегодня весь процесс контроля в менеджменте, в зависимости от времени, принято делить на три основных этапа:

  • 1)Предварительный.
  • 2)Текущий.
  • 3)Заключительный.

Предварительный контроль

Предварительный или входной контроль производится еще до фактического начала рабочего процесса. Целью данного действия является обеспечить все необходимые условия для бесперебойного функционирования предприятия, то есть определить, готовы ли персонал, система управления, производственная сфера компании к началу работ. Если смотреть с точки зрения управления персоналом, то этот вид контроля в менеджменте позволяет ответить на вопрос, можно ли с помощью данного штата сотрудников решить поставленные перед организацией задачи.

Предварительный контроль в большей части ложится на плечи представителей кадровой службы, которым с помощью тестов и собеседований предстоит определить профессиональную пригодность сотрудников предприятия. Нужно также получить ответ на вопрос, знает ли персонал свои обязанности, права, понимает ли глобальные цели, стоящие перед организацией.

Еще одна составляющая предварительного этапа контроля в менеджменте - оценка финансовых и материальных ресурсов компании. Главные средства оценки финансовой сферы - такие документы, как бюджет или смета организации, а материальные возможности определяются проверкой состояния складских помещений, наличием сырья, гарантированностью поставок.

Текущий контроль

Следующая форма контроля в менеджменте - текущая оценка, которая проводится непосредственно в процессе хозяйственной деятельности компании. Основное предназначение данной процедуры - усовершенствовать производственный процесс и максимально скорректировать его для скорейшего достижения поставленной цели. На данном этапе необходимо выявить все отклонения от заданных рабочих параметров и устранить их. Есть две формы текущего контроля в менеджменте - стратегическая и оперативная. Оперативный контроль проводится в то же время, когда происходит выполнение основной работы, здесь происходит оценка распределения времени, соблюдения последовательности производственных операций, качества труда персонала. Что касается стратегической составляющей, она показывает эффективность использования ресурсов предприятия в рамках достижения глобальной цели. Выясняется, происходит ли во всех подразделениях внедрение новых методов работы, ведется ли поиск более совершенных технологий и т.д.

Заключительный контроль

Третий вид контроля в менеджменте - заключительный, который производится после окончания производственного процесса. Происходит подведение итогов, изучается поведение руководителя и анализируются результаты работы, чтобы скорректировать планы организации на будущее.

Определила, какие критерии и стандарты используются для сравнения в процессе контроля:

  • - законодательные и нормативные правовые акты, а также документы, относящихся к объекту мероприятия или деятельности контролируемых объектов, которые устанавливают правила, требования.
  • - результаты деятельности контролируемых объектов в предшествующий период или работы других организаций или учреждений, которые осуществляют деятельность в данной сфере.
  • - материалы соответствующих государственных статистических данных.

Тесная связь контрольной функции с функцией планирования проявляется в формулировании целей и контрольных показателей, которые фиксируются в соответствующих планах, а также в том, что временные периоды осуществления обеих функций должны совпадать. Это означает, что по периодам осуществления контроль должен быть трех видов: стратегический, тактический и оперативный.

Изучила конкретно процесс контроля при реализации одного из проектов в организации.

Контроль состоит в подтверждении того, что все идет в соответствии с утвержденным планом, существующими директивными документами и действующими принципами. Иными словами, контроль - это процесс проверки и сопоставления фактических результатов с заданиями.

В процедуре контроля есть три четко различных этапа: выработка стандартов и критериев, сопоставление с ними реальных результатов и принятие необходимых корректирующих действий. На каждом этапе реализуется комплекс различных мер.

Первый этап процедуры контроля демонстрирует, насколько близко слиты функции контроля и планирования. Стандарты - это конкретные цели, прогресс в отношении которых поддается измерению. Эти цели явным образом вырастают из процесса планирования. Все стандарты, используемые для контроля, должны быть выбраны из многочисленных целей и стратегий организации.

Цели, которые могут быть использованы в качестве стандартов для контроля, отличают две важные особенности. Они характеризуются наличием временных рамок, в которых должна быть выполнена работа, и конкретного критерия, по отношению к которому можно оценить степень выполнения работы.

Конкретный критерий и определенный период времени называются показателями результативности. Он точно определяет то, что должно быть получено для того, чтобы достичь поставленных целей. Подобные показатели позволяют руководству сопоставить реально сделанную работу с запланированной и ответить на следующие важные вопросы: “Что мы должны сделать, чтобы достичь запланированных целей? “ и “Что осталось несделанным?”.

Второй этап процесса контроля состоит в сопоставлении реально достигнутых результатов с установленными стандартами. На этом этапе менеджер должен определить, насколько достигнутые результаты соответствуют его ожиданиям. При этом принимается еще одно важное решение: насколько допустимы или относительно безопасны отклонения от результатов. На этой стадии процедуры дается оценка, которая служит основой для решения о начале действий. Деятельность, осуществляемая на этой стадии контроля, зачастую является наиболее заметной частью всей системы контроля. Эта деятельность заключается в определении масштаба отклонения, измерении результатов, передаче информации и ее оценке.

Анализ отклонений, выявленных во время контроля, позволяет в самом общем виде сделать вывод о том, что причиной не достижения целей системы управления могут являться:

  • - некачественная реализация принятых управленческих решений;
  • - низкое качество принятых управленческих решений.

После вынесения оценки процесс контроля переходит на третий этап .

Менеджер должен выбрать одну из трех линий поведения:

  • 1. Ничего не предпринимать - если сопоставление фактических результатов со стандартами говорит о том, что установленные цели их достигаются. Также следует помнить что затраты на систему контроля не должны превышать возможные доходы от ее применения.
  • 2. Устранить отклонения - понять причины отклонения и добиться возвращения организации к правильному образу жизни. Система контроля, которая не позволяет устранить серьезные отклонения прежде, чем они перерастут в крупные проблемы, бессмысленна.

Осуществление корректировки может быть достигнуто путем улучшения значения каких-либо внутренних переменных факторов данной организации, усовершенствования функций управления или технологических процессов.

Кроме того, хотя временами это может быть очень трудно, опытный менеджер старается избегать решений, которые в краткосрочном плане сулят преимущества, однако, в долгосрочном влекут за собой большие затраты.

  • 1. Пересмотр стандартов. Не все отклонения от стандартов следует устранять. Во-первых, стандарты, требования которых выполнить очень трудно, делают тщетными стремления рабочих и менеджеров достичь сформулированных целей и сводят на нет всю мотивацию. Во-вторых, иногда сами стандарты могут оказаться не реальными, потому, что они основываются на планах, а планы - это лишь прогнозы будущего
  • 2. Смысл корректировки во всех случаях состоит в том, чтобы сразу понять причину отклонения и добиться возвращения организации к правильному образу действий.

Таким образом, определяя успехи и неудачи организации и их причины, мы получаем возможность достаточно быстро адаптировать организацию к динамичным требованиям внешней среды и обеспечить тем самым наибольшие темпы продвижения к основополагающим целям организации.

Контроль знаний, умений и навыков на уроках русского языка как одна из актуальных проблем современной мето­дики.

Функции и виды контроля. Содержательная основа итогового контроля. Технология проверки, виды измерителей. Критерии и нормативы оценки творческих работ.

* Проблема контроля образовательных достижений уча­щихся, вовсе не новая для школы, в настоящее время при­обретает особую актуальность. В известной мере это связано с процессами демократизации в системе общего образова­ния. Сосуществование в нашей стране различных по уров­ню и профилю типов школ, работающих по разным про­граммам и учебникам, создает ситуацию, таящую в себе опасность распада единого в прошлом образовательного пространства.

Предупредить нежелательный разрыв призван прежде всего госстандарт, устанавливающий единый образователь­ный минимум для всех типов школ. Ту же задачу, но ины­ми средствами решает и система республиканского монито­ринга, в частности Единый государственный экзамен (ЕГЭ). В их функции входит налаживание регулярного контроля за уровнем достижения учащимися требований образова­тельного стандарта, обеспечение единого подхода к оценке качества подготовки учащихся, отслеживание и выравни­вание качества преподавания во всех школах страны.

В этих условиях потребовалось уточнить или заново ре­шить ряд вопросов, связанных с организацией итогового контроля, содержанием контрольно-измерительных мате­риалов, технологией проведения контрольных срезов, сис­темой оценивания уровня достижения требований гос­стандарта.


* Контроль - это важная составляющая процесса обуче­ния. На уроках русского языка так же, как и на уроках по другим предметам, контроль выполняет две функции - собственно проверочную и диагностическую. В первом случае целью контроля является определение уровня под­готовки учащихся по русскому языку, во втором - выяв­ление недостаточно прочно усвоенных тем, выяснение причин, затрудняющих усвоение материала.

В любом случае контроль обеспечивает обратную связь: он вовремя сигнализирует учителю об успехах или пробе­лах в знаниях учащихся, о необходимости вернуться со всем классом к ранее пройденному и недостаточно освоен­ному большинством учащихся материалу или оказать своевременную помощь отдельным отставшим ученикам.

Общеизвестна также обучающая и воспитывающая роль контроля. Регулярно проводимый тематический и итоговый контроль организует труд учащихся и учителя, обеспечивает достаточно высокий уровень преподавания всех разделов курса, способствует систематизации знаний учащихся, выработке у них более прочных умений и навы­ков, помогает детям объективно оценивать свои успехи, по­рождает стимулы к учению, формирует ответственное, ува­жительное отношение к собственной учебной деятельности.



По месту в учебном процессе выделяют текущий (тема­тический) и итоговый контроль. Текущий контроль про­водится в процессе изучения той или иной темы и, как правило, заключается в проверке усвоения нового матери­ала. Итоговый контроль, как ясно из названия, проводит­ся в конце изучения темы, раздела, всего курса русского языка и проверяет усвоение всех основных, базовых поня­тий, изученных ко времени проведения проверки, и овла­дение ведущими целевыми умениями.

Оба вида контроля - и текущий, и итоговый - мно­гофункциональны, но если текущему контролю пример­но в равной мере присущи все функции - и контрольная, и диагностическая, и воспитывающая, и обучающая, - то для итогового контроля приоритетными являются прове­рочная и обучающая функции. Именно этот вид контроля, особенно если он используется в централизованном поряд­ке, способен не только проверить и оценить уровень дости­жений учащихся и качество преподавания, но и обеспе­чить единство требований к подготовке учащихся и уров-


ню преподавания. Этим и объясняется повышенный инте­рес к итоговому контролю в настоящее время. * Обучение и контроль - два звена одного образователь­ного процесса, поэтому основным документом, опреде­ляющим содержание как обучения, так и контроля, явля­ется образовательный стандарт по родному языку. Про­блема содержания итогового контроля сводится, таким образом, к тому, чтобы отобрать из Обязательного мини­мума образовательного стандарта еще один репрезента­тивный минимум, достаточный для того, чтобы объектив­но и с необходимой полнотой проверить и оценить подго­товку учащихся по тому или иному разделу или всему курсу русского языка.



При отборе материала для итогового контроля следует руководствоваться спецификой самого предмета и целями его изучения в школе.

Специфика предмета «Родной язык» состоит в его осо­бой теоретико-практической направленности. Учащиеся средней школы фактически им владеют: они умеют чи­тать, писать, говорить на родном языке, понимают устную речь. Казалось бы, зачем обучать известному?

Однако дело в том, что знание родного языка, вынесен­ное из детства, - это неосознаваемое знание. Ребенок получил его непроизвольно, знакомясь в раннем детстве с окружающим его миром, деятельностно осваивая этот мир. Это непосредственное знание языка обеспечивает об­щение в привычных бытовых условиях, однако его недо­статочно, чтобы построить высказывание в других, не бы­товых сферах общения, а главное, таким знанием языка нельзя воспользоваться как инструментом самоконтроля, развития и совершенствования речи. Для этого нужны знания осознанные, опосредованные в лингвистических понятиях. Как отмечал Л. С. Выготский 1 , «развитие род­ного языка начинается со свободного, спонтанного поль­зования речью и завершается осознанием речевых форм и овладением ими».

Именно эту цель - осознание ребенком собственного речевого опыта - и преследует школьный курс родного

1 Выготский Л. С. Мышление и речь / Избранные пси­хологические исследования. Изд-во АПН РСФСР. - М., 1956. - С. 332.


языка, в котором закладываются основы лингвистиче­ских знаний, изучается строй языка и на этой теоретиче­ской базе совершенствуется детская речь.

Главная идея и цель изучения родного языка в школе состоит, таким образом, в том, чтобы помочь ученику пол­нее вобрать в себя систему родного языка, его грамматику и лексику, глубже проникнуть в значение форм и катего­рий, яснее осознать смыслы слов и фразеологизмов и на этой основе овладеть нормами литературного языка в его устной и письменной форме, очистить и усовершенство­вать речевую практику. Другими словами, «от спонтанно­го и свободного пользования речью» через изучение язы­ковой теории перейти к осознаваемой, нормированной, но тоже свободной речевой деятельности - вот задача, кото­рую решает учащийся на уроках родного языка.

Родной язык изучается на протяжении 11 лет, тремя концентрами - в начальной, основной и средней полной школе. В каждом концентре своя ведущая цель, для каж­дого концентра свой стандарт. Каким из них руководство­ваться при разработке содержания итоговой выпускной работы? Стандартом среднего (полного) общего образова­ния (10-11 классы) или не только им?

Учитывая специфику и главную цель нашего предме­та, объединяющую все ступени его изучения (изучаем язык для того, чтобы лучше овладеть речью), и памятуя о том, что «речь - это язык, функционирующий в кон­тексте индивидуального сознания» (С. Л. Рубинштейн) 1 , за основу следует принять стандарт основного общего об­разования (5-9 классы), где на протяжении пяти лет изу­чается систематический курс русского языка. Естествен­но, что должны быть учтены и те новые аспекты и разделы курса, которые отражены в стандарте среднего (полного) общего образования. Из каждого раздела отбирается мате­риал, значимый для целей обучения, в объеме, пропорци­ональном объему раздела в целом курсе.

Возникает вопрос: надо ли включать в итоговый конт­роль, в частности в выпускной экзамен по родному языку, в том числе и в ЕГЭ, задания, проверяющие лингвистические знания? Знания уже сыграли свою главную, орудийную

1 См.: Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. М., 1940.- С. 340.


1 роль в процессе обучения языку. Может быть, имеет смысл [ограничиться проверкой практической, функциональной | грамотности и не касаться теоретических вопросов?

Мнение довольно распространенное, но тем не менее

5 неверное. Системные знания о языке нужны и на выходе
; из школы, нужны для самоконтроля и дальнейшего совер-
I шенствования речи, для решения вопросов употребления
[слова или образования его формы, которые неизбежно
(возникают у каждого культурного взрослого человека,
I и поэтому знания из области лингвистики имеют все осно-
[ вания быть включенными в материалы для итоговой про-
Ыерки.

По полноте содержания, по охвату курса родного язы-|ка итоговая контрольная работа должна полностью соот-|носиться с конечными целями обучения родному языку, [которые определяются в стандарте через понятия язы-1ковой, лингвистической и коммуникативной компетен-[ций.

Предметное содержание каждой из компетенций рас-шрывается в виде требований к усвоению обязательного {минимума по русском языку и может быть представлено |как планируемые результаты обучения.

Таким образом, содержание итогового контроля по | родному языку должны составить задания, проверяющие |все типы компетенций:

1) лингвистическую компетенцию:

Знания о системе языка (знания по фонетике, лекси-
|ке, словообразованию, морфологии, синтаксису);

Умение применять эти знания в работе с языковым
| материалом (опознавать, классифицировать, анализиро-
| вать языковые явления);

2) языковую компетенцию:

Практическое владение лексическими и граммати-
1ческими средствами языка на уровне нормы - орфоэпи-

6 ческой, лексической, словообразовательной, морфологи-
|ческой, синтаксической;

Владение нормами письменной речи - орфографи-
[ческими и пунктуационными;

3) коммуникативную компетенцию:

Владение специальными речеведческими знаниями
но стилях и типах речи, о тексте и его строении, об умест-
|ном использовании в нем средств языковой и речевой


выразительности) и умениями применять их к анализу и конструированию текста;

Владение умениями и навыками в разных видах речевой деятельности (чтении, слушании, говорении, письме).

Указанные компетенции формируются постепенно на протяжении всех лет обучения с 1 по 11 класс. Будучи об­щими для всего курса целями обучения, они как стержне­вые линии пронизывают программу всего курса и форми­руются в каждом классе на конкретном программном ма­териале данного класса. Планируемое и предъявляемое ученикам порциями содержание каждой компетенции должно быть отражено в материалах итогового контроля на любом этапе изучения курса - с 5 по 11 класс. Други­ми словами, содержательная структура итогового конт­роля по родному языку в любом классе одна и та же: за­ключительная работа состоит из трех частей, каждая из которых проверяет сформированность у учащихся той или иной компетентности.

Обращаем внимание на различия в значении и слово­употреблении новых для методики родного языка терми­нов компетенция и компетентность. Компетенция - понятие, характеризующее объект обучения, методику преподавания, - цель обучения и набор компонентов со­держания, усвоение которых должно обеспечить форми­рование указанной компетенции. Компетентность же - понятие, характеризующее субъект обучения, ученика, который усвоил необходимый набор компонентов содер­жания, овладел той или иной компетенцией, т. е. достиг лингвистической, языковой или коммуникативной ком­петентности.

Как видим, объектом контроля становятся не отдель­ные знания, умения, навыки, а их комплексы, состав­ляющие ту или иную компетенцию. Отслеживая компе­тентность учащихся, надо готовить контрольно-измери­тельные материалы также в компетентностном ключе. * Компетентностный подход в проверке существенно ме­няет технологию контроля, выбор измерителей, формат контрольной работы, методы ее проверки и оценки.

В качестве измерителей уровня подготовки по русско­му языку в школе традиционно используются следующие виды работ: устный опрос, диктант, изложение, сочине-


ние, различные виды работ, связанные с анализом текс­та (вопросы по содержанию текста, формулирование темы и основной мысли высказывания, составление плана текс­та, тезисов и т. п.).

В последнее время к указанным измерителям прибави­лись тесты.

Ни один из указанных измерителей не является уни­версальным, однако, использованные в комплексе, они дают возможность проверить подготовку учащихся с до-,статочной полнотой.

Выбор измерителя обусловлен проверяемым объектом и условиями проверки. Знания и учебные умения прове­ряются с помощью устного опроса или тестирования; практическая грамотность (орфографическая, пунктуаци­онная, культурно-речевая) - посредством письменной ра­боты того или иного вида (диктанта, изложения, сочине­ния), рецептивные коммуникативные умения - посред­ством анализа текста, продуктивные коммуникативные умения - путем создания текста (сочинения) или устного высказывания.

Выбранный для проверки измеритель должен соответ­ствовать целям проверки и проверяемому объекту.

Так, при проверке орфографической грамотности нель­зя ограничиться устным опросом или тестовыми задания­ми, даже если эти задания непосредственно касаются ор­фографии. (Сколько орфограмм в слове? На какое правило подобраны слова? Укажи глаголы I спряжения. В каких словах пишется буква е? и т. п.) Все эти задания прове­ряют в большей мере знание правил орфографии и состоя­ние учебных умений, но не могут служить надежным спо­собом проверки правописных навыков.

Для проверки практической грамотности (навыков) следует пользоваться другими измерителями - диктан­том, изложением или сочинением. Практика, в том числе и трехлетний опыт проведения Единого государственного экзамена, показывает, что одни и те же учащиеся, непло­хо выполнившие тестовые задания по орфографии, допус­тили много орфографических ошибок в сочинении.

Таким образом, проверяя правописную подготовку

учащихся, следует различать два уровня грамотности -

уровень орфографических умений и уровень орфографиче-

» ских навыков. Каждый из них проверяется «своим» изме-

рителем: первый посредством тестирования, второй --при помощи письменной работы.

При выборе измерителя следует учитывать его потен­циальные возможности. Есть измерители однонаправлен­ные, узко целевые (например, диктант проверяет только навыки правописания), и есть измерители комплексные, которые позволяют одновременно проверить разные ас­пекты подготовки по родному языку. К таким комплекс­ным измерителям относятся изложения и сочинения.

С помощью изложения, например, проверяется ряд умений в двух видах речевой деятельности - слушании и письме: умения понять и запомнить содержание высказы­вания, воспринятого на слух или зрительно, усвоить логи­ку развития мысли, удержать в памяти наиболее харак­терные языковые средства, создать на основе услышанно­го более или менее адекватный вторичный текст, на основании которого можно будет сделать вывод о том, как ученик владеет речью, в частности нормами литературно­го языка, и какова его орфографическая и пунктуацион­ная грамотность.

При использовании комплексного измерителя крите­риально-ориентированным должен быть анализ работы и ее оценка, т. е. проверять и оценивать нужно не изло­жение (или сочинение) в целом, а те навыки и умения, ко­торые с его помощью проверяются. Именно поэтому в дей­ствующих «Нормах оценки...» рекомендуется каждое из­ложение и сочинение оценивать по меньшей мере двумя отметками («за содержание и речь» и «за грамотность»).

Для текущей проверки знаний и умений используются и устный опрос, и тестирование. Для итогового контроля наиболее удобным измерителем представляется тест. С по­мощью хорошо составленного итогового теста можно про­верить подготовку каждого учащегося по всем основным разделам курса. Преимущества тестовой проверки по сравнению с устным опросом в этом случае очевидны. По той же причине тестирование представляется наиболее удобной формой проверки компетенций - лингвистиче­ской и языковой. Сразу отметим, что для проверки про­дуктивных коммуникативных умений тестовый контроль не годится.

Тестирование обеспечивает:


Валидность проверки, полноту охвата контролируе-
;"мого объекта - компетенции, раздела или целого курса;

Демократичность процедуры: все ученики находятся
! в равных условиях, выполняя одни и те же (аналогичные)
! задания;

Чистоту результата: рядом сидящие учащиеся вы-
Цполняют разные варианты одного и того же теста;

Объективность оценки и существенную экономию
{[времени, затрачиваемого на проверку, особенно в том слу-
|чае, если для обработки результатов используются компью-
ргеры;

Возможность аттестовать учащегося на основе интег­
ральной оценки - суммы набранных им баллов за вы-
шолнение работы, охватывающей полный курс русского
Цязыка.

Эти достоинства тестирования в сумме перекрывают такие его слабые стороны, как невозможность обеспечить глубину проверки и избежать определенной доли отве-гов-угадываний.

Приведем в качестве примера экзаменационную работу 1я ЕГЭ, проверяющую сформированность у выпускников средней школы всех трех компетенций - языковой, линг-Рвистической и коммуникативной.

В работе использованы три типа тестовых заданий: за­дания с выбором ответа, задания с кратким ответом, зада­ния с развернутым ответом.

Примеры заданий с выбором ответа, проверяющих со­стояние языковой компетентности выпускников или вла­дение ими нормами русского литературного языка:

Орфоэпической:

В каком слове ударение на третьем слоге? 1)намерение

2) переключит

3) исключенный

4) кашлянуть

Морфологической:

Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) несколько помидор

2) очень озяб

3) до две тысячи двадцать второго года

4) старые профессора

Синтаксической:

Выберите грамматически правильное продолжение пред­ложения:

Храня память о прошлом,

1) ученым понадобилось много времени на изучение старин­
ных летописей.

2) монастыри стали неотъемлемой частью русской истории.

3) изучение истории имеет большое значение.

4) это помогает лучше понять настоящее.

Лексической:

В каком предложении вместо слова ОДЕТЬ нужно упот­ребить слово НАДЕТЫ

1) Хвойный лес ОДЕЛ все горы и подошел вплотную к морю.

2) Дарья Александровна обдумывала, как потеплее ОДЕТЬ
детей завтра.

3) После вчерашнего ливня в туфлях и улицу не перейдешь,
придется ОДЕТЬ охотничьи сапоги.

4) Танцоров ОДЕЛИ в национальные костюмы.

Пунктуационной:

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые!

Май (1) по словам старожилов (2) всегда был теплым в этих краях. Я думаю, что судить о достоинствах проекта (3) по сло­вам дилетантов (4) никак нельзя.

Орфографической:

В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

1) избежать, ниспадающий, ра..веселый

2) пр..забавный, преследовать, пр..рекание

3) об..грать, раз..екать, заискивающий

4) в..южный, под..езжая, с..емка

Ряд тестовых заданий ориентирован на проверку линг­вистической компетентности выпускника. Эти задания контролируют:

Знание фонетики, лексики, словообразования, мор­
фологии и синтаксиса через умения опознавать в тексте
единицы языка, классифицировать и анализировать их;

Знание орфографических и пунктуационных правил
через умения опознавать вид орфограммы в слове и пункто-
граммы в предложении и объяснять написание. Например:


Укажите неверное объяснение написания гласной О или Ё ; после шипящих.

1) лучОм - в окончании существительного, под ударением

2) дешЁвый - в суффиксе прилагательного, под ударением

3) тушЁнка - в суффиксе причастия, сохраняющемся в про­
изводном от причастия прилагательном и существительном

4) вооружённый - в суффиксе причастия

В последние годы в педагогике много говорится о необходимости усиления деятельностной компоненты в образовании, и одновременно мы наблюдаем всплеск интереса к известному с 20-х годов ХХ столетия методу проектов. Все мы понимаем, что современный человек должен многое уметь для того, чтобы быть успешным в различных областях своей жизни. Важными требованиями к нему, предъявляемыми современным обществом, являются:

  • умение работать в команде;
  • умение самостоятельно добывать, обрабатывать, классифицировать информацию и оформлять добытые сведения, в том числе с использованием компьютерной техники;
  • умение выполнять исследовательскую работу;
  • гибкость поведения, умение выступать в различных социальных ролях;
  • развитые коммуникационные навыки.

Одним из наиболее эффективных педагогических средств, позволяющих направить процесс обучения и развития учащихся в данном направлении, безусловно, является метод проектов.

Метод проектов, ориентированный на самостоятельную деятельность учащихся, предполагает осознанное выполнение учащимися различных интеллектуальных действий: синтез, анализ, прогнозирование, сравнение и др. В связи с этим данный метод можно успешно применять не только в социальной сфере, но и в учебной деятельности. Сложилось так, что в нашем учебном заведении первыми начали традиционно применять проектную методику учителя иностранного языка. Они выполняли на своих занятиях мини-проекты, индивидуальные, парные или групповые, в результате чего рождались очень интересные продукты.

Одновременно администрация школы по линии внутришкольного контроля и развития учителя поставила перед педагогическим коллективом задачу изучения метода проектов и внедрения его на урочных занятиях. Мы проводили педагогические чтения, изучали психологическую и научную литературу по данному вопросу, изучали имеющийся опыт и накапливали опыт собственный.

В результате родилась идея формирования и совершенствования исследовательской и аналитической культуры школьников, а также их интеллектуального и духовного развития путем выполнения ими серии учебных проектов. Эта идея реализована сегодня в школе и продолжает развиваться через организацию итогового контроля в среднем звене школы (5 – 8 класс).

Здесь уместно немного рассказать о том, каким образом осуществлялась организация итогового контроля в нашем учебном заведении ранее, с какими проблемами мы встречались и почему в настоящий момент остановились на защите проектных работ учащихся как одной из наиболее перспективных форм переводных испытаний в среднем звене.

В течение ряда лет в нашей школе итоговый контроль проводился по разным предметам и в разных, достаточно традиционных, формах. В качестве форм итогового контроля мы использовали контрольные работы, защиту рефератов, зачеты, собеседование, итоговые опросы и т.д., причем форму контроля выбирал учитель-предметник, а предметы для контроля определял педагогический совет. При этом каждый раз при организации переводных испытаний возникали одни и те же трудности, а при их организации – типичные недостатки. Традиционно в последние годы в каждой параллели 5-8 классов мы предлагали учащимся на итоговый контроль один предмет обязательный, один – по выбору. Перечень предметов определялся педагогическим советом школы, форма проведения – учителем-предметником. Получаем противоречие: с одной стороны, современная концепция образования говорит, что мы должны создать ученику условия для творческой самореализации его личности и раскрытия его личностных интересов, а с другой – жесткое решение педагогического совета школы лишает многих учеников возможности продемонстрировать самые высокие свои достижения, если выбор пал не на “их” предмет.

Кроме того, традиционные формы проведения итогового контроля сугубо индивидуальны, что также противоречит одному из современных принципов образования - методу коллективного решения проблем, умению рационально выполнить разделение труда и развитию коммуникативной компетенции учащихся.

Следующее противоречие описанной системы проведения итогового контроля состоит в том, что не учитывается главный вид деятельности подростка – общение и социальные пробы; привычные нам формы проведения итогового контроля большей частью не несут в себе практической и/или социальной значимости.

И последнее (но не по значимости!) противоречие заключается в том, что понятийная и нормативная база итогового контроля в школе при всей важности его проведения очень скудна. Она ограничивается одним пунктом ст. 15 Закона Российской Федерации “Об образовании” (косвенно) илокальныминормативными актами, принимаемыми школьными педагогическими советами.

Как преодолеть эти противоречия?

Результаты итогового контроля в 2000/2001 учебном году - 77% качества при 97% успеваемости и среднем балле 4,2. Казалось бы, вполне достойно, но перед администрацией по-прежнему стояли следующие вопросы:

  • Насколько выбранные формы итогового контроля и организации его проведения соответствуют психофизиологическим особенностям подросткового возраста?
  • Как добиться, чтобы во время итогового контроля не происходило подмены итогового контроля тематическим?
  • Как обеспечить учащимся ситуацию максимально возможного успеха в условиях итогового контроля?
  • Как организовать итоговый контроль, чтобы у подростков была возможность выбора формы и предметности итогового контроля?
  • Как посредством итогового контроля развивать коммуникативные и социальные компетенции учащихся?
  • Как использовать ситуацию итогового контроля для развития исследовательской культуры учащихся и их умения оформлять письменно ход и результаты исследования?
  • Каким образом организовать итоговый контроль так, чтобы подростки разного возраста видели перспективы своего дальнейшего развития?

Творческая группа учителей выдвинула гипотезу о том, что все эти вопросы могут быть полностью или частично решены за счет введения в итоговый контроль проектов как одной из его форм. В результате появилась комплексно-целевая программа “Формы организации и проведения итогового контроля в подростковой школе (5-8 класс)”.

Началом реализации данной КЦП стал 2001/2002 учебный год. В этом году имел место пропедевтический, или подготовительный этап, в ходе которого творческая группа учителей и администрации школы провела различные микроисследования, ознакомилась с нормативными документами и педагогической литературой по данной теме, подготовила педагогический совет “Наиболее эффективные формы и методы работы с детьми подросткового возраста” и родительские собрания “Выявление проблем итогового контроля учащихся”. В библиотечном фонде школы были собраны пособия по различным формам организации контроля учащихся и организованы педагогические чтения по данной тематике. В результате проведенной исследовательской, методической и организационной работы появился дидактический материал в помощь учителю.

Во время проведения итогового контроля в 2001/2002 учебном году учителя более творчески, чем обычно, подошли к выбору форм итогового контроля, что сказалось и на его результативности - 81% качества знаний при 99% успеваемости и средний балл 4,3 .

Тем не менее, во время проведения итогового контроля были выявлены и некоторые недостатки.

  • В первую очередь это – фиксированный набор предметов для проведения итогового контроля в каждой параллели и каждом классе, утвержденный педагогическим советом школы. Налицо лишение подростка права выбора не только формы, но и предметности контроля.
  • Кроме того, в большинстве случаев учащимся не было предложено оформить отчет о работе, в результате они не получили практики письменного оформления документации.
  • Лишь некоторые учителя предложили ученикам в ситуации итогового контроля выбрать индивидуальную работу или деятельность в группе, большинство же педагогов предпочло индивидуальный контроль, что препятствует развитию коммуникативных компетенций учащихся.

В результате проведенного анализа, были найдены следующие управленческие решения, направленные на решение вышеуказанных проблем.

  • Предоставить учащимся выбор как формы итогового контроля, так и его предметности, а также права работать индивидуально или в группе.
  • Ввести письменный отчет учащихся о результатах выполненной в процессе подготовки к итоговому контролю учебной деятельности.
  • Создать методические пособия для учителей по организации работы над учебными проектами, способами их реализации и критериям оценивания.

В результате работы администрации школы и творческой группы был разработан и утвержден локальный нормативный акт “Положение об итоговом и промежуточном контроле, итоговой и промежуточной аттестации учащихся школы №24 г.Брянска”, которое регламентирует содержание и порядок аттестации учащихся школы, их перевод в следующий класс по итогам года и другие важные моменты промежуточного и итогового контроля знаний. В этом документе закреплена обязательная работа над учебным проектом или исследованием (предметным, межпредметным или социальным, групповым или индивидуальным) и его защита для каждого ученика 5-8 класса.:

“III. Аттестация учащихся II ступени.

3.6. В 5-8 классах обязательным элементом обучения является создание учебного проекта или исследования (индивидуального, группового) по учебному предмету, социального по выбору учащегося и учителя. В течение сентября проводятся обзорные уроки, освещающие ключевые моменты курса, возможные темы проектов отражаются в тематическом планировании. К 1 октября в журнале заполняется “проектная страница”, на которой фиксируется выбранный предмет, предполагаемая тема проектов и исследований. Защита проектов проводится внутри класса, лучшие проекты и исследования выставляются на защиту в параллели. Победители защиты проектов и исследований освобождаются от творческой составляющей итогового контроля.”

Указанный локальный акт предусматривает и способы поощрения учащихся, показавших во время защиты проектов и рефератов наиболее интересные, творческие и грамотные работы.

В 2002/2003 году школа работала над выполнением ознакомительного этапа КЦП, целью которого являлось знакомство и разъяснение идеологии проведения итогового контроля и политики школы в этом направлении, учитывая опыт предыдущего учебного года.

При обсуждении форм и способов организации итогового контроля педагогический совет решил ввести для каждой параллели один обязательный предмет и один предмет по выбору.

Впервые за историю нашей школы выбор второго предмета для итогового контроля полностью осуществлялся учеником. Всем подросткам был предложен следующие варианты: учебный проект (предметный, социальный или творческий; групповой или индивидуальный) и его презентация или тестирование по математике или русскому языку. Очень интересной оказалась заявленная тематика проектов, которая иллюстрирует вполне традиционный взгляд на контроль не только учителей, но и учащихся – к итоговому контролю не было заявлено ни одного социального или творческого проекта, все выбранные учащимися темы оказались сугубо предметными.

В процессе подготовки учащихся к презентации проектов был организован педагогический и административный мониторинг их деятельности, по результатам которого учащиеся получали или не получали допуск к защите проектов.

Учащиеся, по тем или иным причинам не завершившие работу над проектом или изначально не выбравшие данную форму итогового контроля, автоматически проходили тестирование по русскому языку или математике.

В соответствии с новой формой итогового контроля новой оказалась и организация его проведения. Один из дней, 27 мая, был полностью отпущен под организацию итогового контроля в 5-8 классах. В результате у нас появилась возможность создать разновозрастные группы для защиты проектов, кроме того, в каждой группе находились и представители разных классов одной параллели. Это оказалось очень удачным решением, так как подростки смогли оценить уровень предложенных продуктов проектной деятельности и исследований учащихся других классов и другого возраста и проанализировать свою работу в сравнении с другими. Обязательным элементом защиты проекта было представление письменного отчета учащихся, для составления которого подросткам были предложены конкретные вопросы по этапам их деятельности.

В итоге защиты проектов школа получила великое множество достаточно качественных пособий, компьютерных презентаций, приборов и др., которые могут быть использованы в педагогической деятельности

Качество успеваемости, показанное на итоговом контроле в 2002/2003 учебном году, - 79% при 98% успеваемости. Наивысшие результаты дала защита проектов – 96,8% качества при 100% успеваемости! Среднестатистический результат дал обязательный предмет – 96,3% успеваемости и 72% качества. Самый низкий итог мы получили от тестирования – 41,2% качества при 93,2 % успеваемости. Возможно, это частично объясняется сложностью предложенных для тестирования предметов и слабостью контингента тестируемых. (См.Приложение 1).

К достоинствам проектирования можно отнести то, что эта форма работы дает ученикам возможность выбрать для предъявления на итоговом контроле наиболее интересную для них предметность. Работая над отчетом по проекту, многие учащиеся среднего звена выполнили письменный анализ своей работы, систематизацию накопленного в процессе работы материала и сделали выводы, а также наметили возможные перспективы дальнейшего развития своего проекта. Это дает ученикам начальную базу выполнения научно-исследовательской работы, которая будет для них хорошим подспорьем, если в 9 классе они выберут реферат как форму итоговой аттестации. Кроме того, в процессе работы над отчетом учащиеся приобретают навык грамотного и качественного оформления текстового документа.

Еще одно неоспоримое достоинство проектирования заключается в том, что учителя получают возможность увидеть скрытый потенциал ребенка, осознать его успешность вне узких рамок своего предмета, увидеть индивидуальный ключик к раскрытию творческих и интеллектуальных задатков отдельно взятого ученика. К сожалению, организация презентации проектов в 2002/2003 учебном году не давала большой возможности учителям посетить защиту проектов по различным предметам, так как многие проекты защищались параллельно. Все же большую пользу принесло участие разных учителей одного и того же предмета и знакомство их с “чужими” учениками и уровнем их работ.

Конечно, подготовка ученика к защите проекта очень трудоемка для учителя и требует использования большого количества внеурочного времени. Это является одной из проблем проектирования, многое учителя отказываются от него по этой причине, а также из-за того, что не хотят брать на себя ответственность за учащихся во время презентации проекта.

Работа над учебными проектами и организация итогового контроля в 2003/2004 учебном году была построена с учетом опыта предыдущего года.

Самой интересной частью итогового контроля стала защита проектов. Ученикам, согласно школьному локальному акту об итоговом и промежуточном контроле, было предложено выполнить учебный проект по любому из предметов, изучаемых в школе, межпредметный проект, социальный или творческий проект и провести его презентацию. Проект мог быть как индивидуальным, так и групповым. По сравнению с предыдущим учебным годом можно отметить следующие качественные изменения:

  • появились межпредметные проекты (русский язык – английский язык, биология – география, технология – география и др.)
  • некоторые учащиеся добровольно выбрали и защитили несколько проектов
  • на защиту были представлены проекты с очень интересными темами (“Продолжение комедии Н.В.Гоголя “Ревизор”, “Зарождение терроризма в России”, “Определение токсичности некоторых хвойных и лиственных пород”, “Изготовление фартуков для школьной столовой”, “Варварская мода Бургундии” и др.)

В чем мы видим перспективу работы над учебными проектами? Это прямой выход на углубление исследовательской деятельности учащихся. Некоторые работы учеников 8 класса в прошедшем учебном году были так глубоки, что их можно было рекомендовать при некоторой доработке к защите реферата в конце 9 класса на итоговой государственной аттестации. В процессе работы над проектами ребята получают навыки исследовательской работы, устной и письменной речи, развивают коммуникационные навыки, учатся трудиться в группе, руководить и быть подчиненным, распределять роли, нести ответственность и т.д. И все это происходит на фоне серьезной личной заинтересованности, ведь выбор предметности и темы – это личный выбор ученика, работать в группе или индивидуально – опять же выбор каждого.

Начальная школа нашего учебного заведения уже подхватила эстафету и итоговая аттестация в начальной школе проводится в форме защиты интереса “Мои достижения” в учебной деятельности или личных успехов по содержанию “Папки достижений ученика”. Эта работа является пропедевтической ступенькой для проектной деятельности ребенка.