ТЕЛЕ 2

Причины генуэзской конференции. «Русский вопрос» на Генуэзской конференции

по экономическим и финансовым вопросам происходила с 10. IV по 19. V. Подготовка конференции. В поисках выхода из послевоенного кризиса Англия пыталась вернуть на мировой рынок в качестве покупателя прежде всего Советскую Россию и, в известной мере, страны, потерпевшие поражение в первой мировой войне. Английский премьер-министр Ллойд-Джордж добился на Каннской конференции (см.) единогласного решения Верховного совета Антанты о созыве в Генуе конференции с участием России, Германии, Австрии, Венгрии и Болгарии. Решение Каннской конференции вызвало резкие протесты реакционных кругов во Франции, не желавших отказаться от враждебной позиции к Советской России и опасавшихся восстановления Германии. Кабинет Бриана пал. Премьером был назначен Пуанкаре. Политический кризис во Франции вызвал кризисы в ряде стран Европы, более или менее зависимых от Франции, и в странах, связывавших с проектируемой конференцией надежды на оздоровление своего хозяйства, - в Польше, Австрии, Италии, Греции и в самой Англии, где благодаря атаке консерваторов едва не пал кабинет Ллойд-Джорджа. Придя к власти, Пуанкаре не мог открыто выступить против намеченной конференции, ибо Бриан уже дал в Каннах согласие на ее созыв. Пуанкаре поставил перед собой задачу оттянуть созыв конференции в надежде окончательно сорвать ее, в случае же созыва - ограничить программу ее деятельности и не допустить решения вопросов, в какой бы то ни было степени затрагивающих Версальский мирный договор (см.). Выполняя намеченный план, Пуанкаре направил в Лондон меморандум, в котором заявил, что Франция согласна участвовать в конференции только в том случае, если Советская Россия примет полностью и заранее все условия Каннской резолюции, если на конференции не будет допущено каких бы то ни было изменений договоров по отношению к Германии и другим побежденным странам, если приглашенные страны (речь шла о России) безоговорочно признают свои долги, если Россия установит льготы для иностранцев, разрешит въезд и свободную деятельность иностранным капиталистам, т. е. фактически введет у себя режим капитуляций (см.). Пуанкаре настаивал на создании единого дипломатического фронта "между союзниками и остальными цивилизованными странами, когда последние станут лицом перед пустыней, созданной Советами". В Париже под председательством бывшего французского посла в России Нуланса была созвана конференция кредиторов России, на которой были представлены французские, бельгийские, датские, японские, североамериканские держатели русских ценностей. Конференция требовала принятия 6 каннских условий Советской Россией и безусловного признания всех своих долгов. В европейской прессе поднялась антисоветская кампания. Одновременно, чтобы сломить сопротивление английского премьера, в французской прессе были помещены инспирированные Пуанкаре статьи о возможности русско-французского соглашения. Дипломатический маневр Пуанкаре достиг цели: реакционные круги Англии, опасаясь возможных самостоятельных переговоров между Францией и Советской Россией, выступили с критикой Ллойд-Джорджа. К тому же Англия без Франции не могла добиться благоприятного для себя урегулирования положения на Ближнем Востоке, где греки, несмотря на поддержку Англии, терпели поражения от турок. Ллойд-Джордж решил пойти на уступки Франции, выразив согласие на личную встречу с французским премьером в Булони. Пуанкаре немедленно изменил свою тактику: французская печать категорически заявила, что никаких переговоров с Советской Россией Франция не ведет. На конференции в Булони 25. II 1922 было решено, что Г. к. будет отложена до 10. IV; будут приняты все меры, чтобы предупредить возможные посягательства на прерогативы Лиги наций, на подписанные Францией договоры и на права союзников по вопросу о германских репарациях. Решено было созвать в Лондоне предварительное совещание экспертов для обсуждения экономических и технических вопросов. Ллойд-Джордж, таким образом, пошел на создание единого фронта с Францией против Советского Союза. Добившись уступок от Англии, французская дипломатия попыталась создать антисоветский фронт прибалтийских стран. Представители Польши, Латвии, Эстонии и Финляндии подписали 17. III в Варшаве договор, по которому обязались не заключать никаких соглашений, направленных против кого-либо из них, сообщать друг другу тексты договоров, имеющих быть заключенными с другими государствами, и обязались в случае неспровоцированного нападения какого-нибудь другого государства соблюдать "благосклонные позиции" по отношению к атакованным и заключить немедленное соглашение о необходимых мерах. Последний пункт был явно направлен против Советской России. Франция решила также привлечь к антисоветскому блоку Малую Антанту (см.). Члены Малой Антанты имели предварительное совещание в Белграде, после которого министр иностранных дел Чехословакии Бенеш посетил Париж и Лондон. Бенеш поддержал предложение Пуанкаре о том, чтобы вопросы о репарациях и о мирных договорах не подвергались обсуждению в Генуе и что участие советской делегации в конференции не включает признания Советского правительства, но, с другой стороны, согласился поддержать и предложение Ллойд-Джорджа о немедленном восстановлении торговли с Россией, а также о принятии резолюции или соглашения, рекомендующего членам конференции воздержаться от агрессии. Чехословакия, Югославия, Румыния и Польша согласились принять полуофициальное участие в совещании экспертов в Лондоне. Совещание экспертов, состоявшееся 20 - 28. III, выработало подробную резолюцию о восстановлении Европы и переговорах с Россией. В этой резолюции от Советской России требовалось: 1. Признание всех долгов. 2. Признание финансовых обязательств всех бывших в России властей, как областных, так и местных. 3. Принятие на себя ответственности за все убытки от действий как Советского, так и предшествующего ему правительства или местных властей. 4. Создание специальной комиссии русского долга и смешанных третейских судов для рассмотрения всех спорных вопросов. 5. Все займы, заключенные с Россией после 1. VIII 1914, считать погашенными по уплате определенной суммы, имеющей быть установленной. 6. При подсчете этой суммы будут учтены все претензии русских граждан за убытки и ущерб, однако без нарушения соответствующих постановлений Версальского договора. 7. Все национализированные предприятия должны быть возвращены иностранным владельцам. Доклад экспертов требовал также отмены монополии внешней торговли и установления для иностранных подданных режима капитуляций. Эксперты категорически настаивали на прекращении "коммунистической пропаганды" во всех странах. Встретившись с единым фронтом империалистических держав, советская дипломатия противопоставила ему фронт советских государств. 22. II 1922 в Москве состоялось совещание представителей РСФСР, Азербайджанской ССР, Армянской ССР, Белорусской ССР, Бухарской Народной советской республики, Грузинской ССР, Дальневосточной республики (ДВР), Украинской ССР и Хорезмской советской республики, подписавших протокол о передаче РСФСР защиты интересов всех советских республик и права заключения и подписания на Г. к. от их имени всех договоров как с участниками конференции, так и со всякими другими странами. Вслед за тем советская дипломатия поставила перед собой задачу раздробить единый фронт капиталистов, начав с притупления антисоветского острия Варшавского договора. 29. III 1922 в Риге открылась Балтийская конференция в составе представителей Латвии, Польши, Эстонии (Финляндия не участвовала) и Советской России, на которой было решено согласовать действия представителей этих государств на Г. к. по вопросам восстановления экономической жизни и упрочения мира в Восточной Европе. Балтийская конференция, подтвердив готовность строго выполнить все свои старые обязательства, высказалась за желательность гарантировать взаимно мирные договоры, заключенные между Россией и Эстонией, Россией и Латвией в 1920, между Польшей, Россией, Украиной и Белоруссией - в 1921. Делегаты Эстонии, Латвии и Польши заявили, что считают признание Советского правительства необходимым условием восстановления Восточной Европы. Решено было также высказаться за ограничение вооружений во всех государствах. По дороге в Геную советская делегация пыталась вступить в переговоры с Германией, но руководители последней повели двойную игру. Фактически уклоняясь от переговоров, германские дипломаты в то же время пугали Англию и Францию возможностью соглашения с Россией, надеясь тем добиться уступок со стороны Антанты. Дипломатическая борьба на конференции. Г. к. открылась 10. IV. На ней было представлено 29 держав и 5 доминионов Великобритании. США отказались участвовать в Генуэзской конференции из опасения, что возрожденная Россия может стать серьезным конкурентом на нефтяном и хлебном рынке, а также потому, что Советская Россия своим отказом признать долги якобы подавала пример и другим странам Европы не выплачивать свои долги Америке. Демонстрируя единство буржуазного дипломатического фронта, избранный председателем конференции премьер-министр Италии Факта, премьер-министр Англии Ллойд-Джордж и французский министр иностранных дел Барту подчеркнули, что самый факт принятия странами приглашения свидетельствует о том, что они признали принципы Каннской резолюции. Барту также добавил, что конференция не должна подвергать обсуждению или рассмотрению уже существующие договоры. Глава советской делегации Г. В. Чичерин заявил, что советская делегация, оставаясь на точке зрения принципов коммунизма, признает экономическое сотрудничество между двумя системами - капиталистической и социалистической - необходимым для всеобщего экономического восстановления. Россия принимает к сведению и признает в принципе положения Каннской резолюции, сохраняя, однако, за собой право внести поправки, и готова предоставить богатейшие концессии иностранным капиталистам. Советский делегат указал, что попытки восстановления хозяйства обречены на провал, если над Европой и всем миром будет висеть угроза войны; поэтому Россия намерена в течение работ конференции предложить всеобщее сокращение вооружений и всячески поддержит любое предложение, облегчающее бремя милитаризма. Вопрос об установлении всеобщего мира может быть осуществлен всемирным конгрессом, созванным на основе полного равенства всех народов. Предложение советской делегации о разоружении внесло известное замешательство. Только французский представитель Барту открыто выступил против разоружения. Другие представители держав, опасаясь общественного мнения, ибо в тот период широко были распространены пацифистские идеи, воздержались от открытых выступлений, тем самым оставив Францию изолированной. Конференция назначила 4 комиссии: политическую (в свою очередь выделившую политическую подкомиссию), финансовую, экономическую и транспортную. 11. IV на заседании политической подкомиссии Ллойд-Джордж предложил приступить к обсуждению предложений лондонских экспертов, отметив, однако, вместе с Барту, что доклад экспертов не является официальным документом, но может служить базой для обсуждения. Советская делегация потребовала двухдневного перерыва для изучения документа. Во время перерыва советская делегация была приглашена на частное свидание с представителями Англии, Франции, Италии, Бельгии на вилле Альбертис под Генуей (резиденция Ллойд-Джорджа), где советскую делегацию уговаривали принять основные пункты доклада экспертов и прежде всего требование о возвращении иностранным владельцам национализированной собственности. Этот последний пункт после вопроса о долгах стал основным камнем преткновения, главным образом потому, что прежние иностранные владельцы в России, особенно нефтяные компании, продали свои акции крупнейшим мировым монополистам, в частности американской нефтяной компании "Стандарт Ойл" и англо-голландской нефтяной компании "Роял Детч Шелл". Категорически отказавшись принять доклад экспертов, Который фактически должен был закабалить страну, советская делегация противопоставила требованиям Антанты контрпретензии: возместить убытки от интервенции в сумме 30 млрд. зол. руб. Переговоры на вилле Альбертис вызвали колебания германской делегации, опасавшейся заключения соглашения между Антантой и Советской Россией. Используя эти колебания, советская делегация предложила Германии подписать соглашение. 16. IV был подписан советско-германский Раппальский договор (см.). Он разрушил созданный Антантой единый капиталистический фронт и вместе с тем разорвал кольцо экономической блокады вокруг Советской России. Державы Антанты обратились с нотой к Германии, протестуя против заключения Раппальского договора, якобы противоречащего Версальскому миру. Германская делегация заколебалась и даже упрашивала советскую делегацию возвратить ей договор, но получила категорический отказ. Сорвав попытку создать единый буржуазный фронт, советская делегация, в целях соглашения с отдельными капиталистическими державами, заявила о своей готовности признать довоенные долги при условии, что, во-первых, военные долги и все проценты по ним будут аннулированы и, во-вторых, что России будет оказана достаточная финансовая помощь. По основному спорному вопросу - о реституции иностранной собственности - она согласилась вернуть прежним собственникам право пользования национализированным имуществом, но если это окажется невозможным, то предоставить им концессии или урегулировать вопрос путем взаимного соглашения. Неудача конференции. Пока обсуждалось предложение советской делегации, началась закулисная борьба, в которой приняли участие представители обеих враждующих нефтяных мировых монополий, англо-голландской и американской. Под их влиянием союзники снова попытались противопоставить Советской России если не единый фронт капиталистических держав (Германия из него выпала, заключив Раппальский договор), то хотя бы сплоченный фронт Антанты. 2. V они представили в ответ на советские предложения свой меморандум, в котором требовали от Советского правительства: категорически отказаться от антикапиталистической пропаганды (причем союзники не давали обязательства с своей стороны воздержаться от антисоветской пропаганды); употребить все свое влияние на восстановление мира в Малой Азии и сохранять строгий нейтралитет в греко-турецком конфликте; признать все долги, кроме военных, и отказаться от контрпретензий к союзникам; восстановить и возвратить национализированную у иностранцев собственность или, в случае невозможности этого, возместить потерпевшим все убытки и ущерб, понесенные в силу конфискации или реквизиции имущества. Стало ясно, что под влиянием реакционных сил союзники заняли непримиримую позицию. Но даже и этот меморандум французская и бельгийская делегации сочли слишком мягким и отказались подписать, явно ведя дело к срыву. 11. V советская делегация сообщила свой ответ на меморандум союзников. Советская делегация протестовала против того, что Антанта возлагает на Россию односторонние обязательства воздержаться от пропаганды. По поводу "мира в Азии" советский ответ решительно отклонял домогательства союзников и напоминал о сделанном Советской Россией предложении пригласить Турцию на Г. к., что действительно способствовало бы восстановлению мира в Малой Азии. В вопросе о долгах и реституции советская делегация оставалась на старой позиции. В заключение советский меморандум добавлял, что для разрешения спорных вопросов можно было бы учредить смешанную комиссию, которая начнет свою работу в установленное время и в установленном месте. Конференция явно срывалась из-за непримиримой позиции Антанты. Боясь, однако, быть обвиненным в срыве конференции, Ллойд-Джордж использовал последний пункт ответа советской делегации, предложив назначить комиссию для рассмотрения разногласий между Советским правительством и другими правительствами; эта комиссия должна была встретиться с русской комиссией. Иными словами, Ллойд-Джордж вместо советского предложения о смешанной комиссии настаивал на создании двух комиссий - русской и нерусской. Обе комиссии должны были собраться в Гааге к концу июня 1922. В целях ослабления эффекта, произведенного в европейских демократических кругах проектом советской делегации о всеобщем сокращении вооружения, Ллойд-Джордж предложил на время Гаагской конференции (см.) отказаться от агрессивных актов. Принятием этого решения 19. V закончилась Г. к. Литература: Ленин, В. И. Сочинения. Т. XXVII. С. 169-173, 179, 225-226, 290.-История Всесоюзной коммунистической партии (большевиков). Краткий курс. Под ред. Комиссии ЦК ВКП (б). [М.] 1946. С. 258- 259. - Международная политика новейшего времени в договорах, нотах и декларациях. Ч. III. От снятия блокады с Советской России до десятилетия Октябрьской революции. М. Вып. I. 1928. С. 160-161, 168-192; вып. 2. 1929. С. 127-129, 148-164. - Международная политика РСФСР в 1922 г. Отчет Народного Комиссариата по иностранным делам. М. 1923. С. 5-22. - Материалы Генуэзской конференции. (Подготовка, отчеты заседаний, работы комиссий, дипломатическая переписка и пр.). М. 1922. 459, III с. (Нар. Ком. по иностр. делам).-Белградская конференция. "Международная жизнь". 1922. № 4, С. 22-24. -Штейн, Б. Е. Генуэзская конференция. М. 1922. 127 с. - Рубин штейн, Н. Накануне Генуэзской конференции. "Историк-марксист". 1941. № 2. С. 22-48. - Рубинштейн, Н. Советская Россия на Генуэзской конференции. "Вопросы истории". 1946. № 2-3. С. 3-32. История дипломатии. Т. 3. Дипломатия в период подготовки второй мировой войны (1919-1939 гг.). Под ред. В. П. Потемкина. М. -Л. 1945. С. 148-190.- Трояновский, А., Штейн, Б. История внешней политики СССР. Т. 1. М. - Л. 1945. С. 235-262.

ГЕНУЭЗСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ 1922 года - меж-ду-народная кон-фе-рен-ция по эко-но-мическим и фи-нан-со-вым во-про-сам.

Про-хо-ди-ла в Генуе (Ита-лия) 10 апреля - 19 мая при уча-стии пред-ста-ви-те-лей 29 го-су-дарств - Ав-ст-рии, Ал-ба-нии, Бель-гии, Бол-га-рии, Великобритании, Венг-рии, Гер-ма-нии, Гре-ции, Да-нии, Ис-лан-дии, Ис-па-нии, Ита-лии, Лат-вии, Лит-вы, Люк-сем-бур-га, Нидерландов, Нор-ве-гии, Поль-ши, Пор-ту-га-лии, РСФСР , Ру-мы-нии, Ко-ро-лев-ст-ва сер-бов, хор-ва-тов и сло-вен-цев, Фин-лян-дии, Фран-ции, Че-хо-сло-ва-кии, Швей-ца-рии, Шве-ции, Эс-то-нии, Япо-нии, а так-же 5 британских до-ми-нио-нов - Ав-ст-ра-лии, Ин-дии, Ка-на-ды, Но-вой Зе-лан-дии и Южно-Африканского Сою-за.

Ра-бо-той де-ле-га-ции РСФСР ру-ко-во-дил Владимир Ильич Ле-нин, на-зна-чен-ный её пред-се-да-те-лем. Заместителем председателя де-ле-га-ции был Г.В. Чи-че-рин, ко-то-рый в Ге-нуе, ку-да Ле-нин не вы-ез-жал, поль-зо-вал-ся все-ми пра-ва-ми пред-се-да-те-ля. Де-ле-га-ция РСФСР (в её со-став вхо-ди-ли так-же Л.Б. Кра-син, М.М. Лит-ви-нов, В.В. Во-ров-ский, Я.Э. Руд-зу-так, А.А. Иоф-фе, Х.Г. Ра-ков-ский, Н.И. На-ри-ма-нов, Б. Мди-ва-ни, А. Бек-за-дян, А.Г. Шляп-ни-ков) пред-став-ля-ла на Генуэзской конференции ин-те-ре-сы не толь-ко РСФСР, но и всех других советских рес-пуб-лик (Азер-бай-джан-ской, Ар-мян-ской, Бе-ло-рус-ской, Бу-хар-ской, Гру-зин-ской, Ук-ра-ин-ской, Хо-резм-ской), а так-же ин-те-ре-сы Даль-не-во-сточ-ной рес-пуб-ли-ки.

США, от-ка-зав-шие-ся уча-ст-во-вать в ра-бо-те Генуэзской конференции, бы-ли пред-став-ле-ны на ней на-блю-да-те-лем - американским по-слом в Ита-лии Р. Чайл-дом. Сре-ди пред-ста-ви-те-лей западных го-су-дарств на Генуэзской конференции наи-бо-лее ак-тив-ную роль иг-ра-ли Д. Ллойд Джордж, Дж.Н. Кер-зон (Ве-ли-ко-бри-та-ния), К.Й. Вирт, В. Ра-те-нау (Гер-ма-ния), Л. Фак-та (Ита-лия), Л. Бар-ту, К. Бар-рер (Фран-ция).

Ре-ше-ние о со-зы-ве Генуэзской конференции бы-ло при-ня-то по ини-циа-ти-ве Ве-ли-ко-бри-та-нии на со-ве-ща-нии Вер-хов-но-го со-ве-та Ан-тан-ты в Кан-не (Фран-ция) 6 января 1922 (смотри Канн-ская кон-фе-рен-ция 1922).

Официальной це-лью Генуэзской конференции бы-ло изы-ска-ние мер «к эко-но-ми-че-ско-му вос-ста-нов-ле-нию Цен-траль-ной и Вос-точ-ной Ев-ро-пы», но главным во-про-сом, сто-яв-шим на кон-фе-рен-ции, был, по су-ще-ст-ву, во-прос об от-но-ше-ни-ях ме-ж-ду РСФСР и ка-пи-та-листическим ми-ром по-сле про-ва-ла по-пы-ток свер-же-ния советской вла-сти пу-тём во-енной ин-тер-вен-ции.

Западные стра-ны рас-счи-ты-ва-ли ис-поль-зо-вать эко-но-мические ре-сур-сы Советской Рос-сии для ре-ше-ния сво-их по-сле-во-ен-ных эко-но-мических про-блем. Они по-пы-та-лись за-ста-вить РСФСР при-знать все внеш-ние дол-ги цар-ско-го и Временного пра-ви-тельств (18,5 млрд. зо-ло-тых рублей), вер-нуть иностранным вла-дель-цам на-цио-на-ли-зированные советской вла-стью пред-при-ятия или воз-мес-тить их стои-мость, ли-к-ви-ди-ро-вать мо-но-по-лию внеш-ней тор-гов-ли и т.д.

Советская де-ле-га-ция от-верг-ла эти тре-бо-ва-ния и вы-дви-ну-ла контр-пре-тен-зии о воз-ме-ще-нии РСФСР убыт-ков, при-чи-нён-ных иностранной ин-тер-вен-ци-ей и бло-ка-дой (оце-ни-ва-ла их в 39 млрд. зо-ло-тых рублей). Вме-сте с тем, же-лая най-ти поч-ву для со-гла-ше-ния и вос-ста-нов-ле-ния эко-но-мических свя-зей с западными го-су-дар-ст-ва-ми, советская де-ле-га-ция на Генуэзской конференции 20 апреля 1922 года зая-ви-ла, что пра-ви-тель-ст-во РСФСР го-то-во при-знать до-во-ен-ные дол-ги и пре-иму-ще-ст-вен-ное пра-во за бывшими соб-ст-вен-ни-ка-ми по-лу-чать в кон-цес-сию или арен-ду ра-нее при-над-ле-жав-шее им иму-ще-ст-во, при ус-ло-вии при-зна-ния РСФСР де-юре, ока-за-ния ему фи-нан-со-вой по-мо-щи и ан-ну-ли-ро-ва-ния во-енных дол-гов и про-цен-тов по ним.

На Генуэзской конференции советское пра-ви-тель-ст-во вы-сту-пи-ло с пред-ло-же-ни-ем о все-об-щем ра-зо-ру-же-нии. Од-на-ко как во-прос о ра-зо-ру-же-нии, так и во-про-сы уре-гу-ли-ро-ва-ния вза-им-ных фи-нан-со-во-эко-но-мических пре-тен-зий вви-ду по-зи-ции, за-ня-той западными го-су-дар-ст-ва-ми, не бы-ли раз-ре-ше-ны. Об-су-ж-де-ние фи-нан-со-во-эко-но-мических во-про-сов бы-ло про-дол-же-но на Га-аг-ской кон-фе-рен-ции 1922 года. В хо-де Генуэзской конференции советской ди-пло-ма-тии уда-лось про-рвать еди-ный фронт западных го-су-дарств, пы-тав-ших-ся до-бить-ся ди-пло-ма-тической изо-ля-ции РСФСР, и за-клю-чить с Гер-ма-ни-ей Ра-палль-ский до-го-вор 1922 года.

Исторические источники:

Ге-ну-эз-ская кон-фе-рен-ция 1922. Ма-те-риа-лы Ге-ну-эз-ской кон-фе-рен-ции. (Под-го-тов-ка, от-че-ты за-се-да-ний, ра-бо-ты ко-мис-сий, ди-пло-ма-ти-че-ская пе-ре-пис-ка и пр.). М., 1922;

До-ку-мен-ты внеш-ней по-ли-ти-ки СССР. М., 1961. Т. 5.

6 апреля советская делегация прибыла в Геную. Итальянцы встретили её как будто весьма любезно. Однако под предлогом охраны они настолько изолировали советских представителей, что тем пришлось протестовать против столь чрезмерного усердия. В воскресенье, 9 апреля, состоялось первое свидание советских делегатов с премьер-министром Италии Факта и министром иностранных дел Шанцером. Советская делегация поставила вопрос о приглашении на конференцию Турции и Черногории. По поводу последней итальянцы заявили, что Черногория уже участвовала в выборах в югославскую скупщину; таким образом, делегаты Югославии представляют и Черногорию. О Турции было сказано, что конференция является европейской, а Турция - малоазиатская страна.

Итальянский министр иностранных дел сообщил, что конференция предполагает выделить четыре комиссии: политическую, финансовую, экономическую и транспортную. Советская делегация будет допущена только в первую; в остальных комиссиях она будет участвовать лишь после заключения основных соглашений в первой комиссии. Советская делегация заявила решительный протест против такой своей изоляции.

В воскресенье днём, во время предварительного заседания представителей Антанты, советскую делегацию посетил итальянский посол в Лондоне Джанини. Он сообщил, что французы грозят уехать, если не будут иметь удовлетворения по вопросу о каннских резолюциях. Впрочем, французы, быть может, и согласятся на допущение советских делегатов во все комиссии. Но для этого большевики в приветственной речи должны заявить о признании в принципе каннской резолюции. Советская делегация согласилась принять это условие.

10 апреля, в 3 часа пополудни, во дворце Сан-Джорджо открылся пленум конференции. Всего было представлено 29 стран, как доложила мандатная комиссия; если считать доминионы Англии, - 34. То было наиболее широкое собрание представителей европейских держав, когда-либо имевшее место в Европе.

После избрания председателем конференции премьер-министра Италии он произнёс речь об экономической разрухе, охватившей весь мир, где по крайней мере 300 миллионов человек уже не занимаются производительным трудом. Делегаты стран, съехавшиеся в Геную, должны без дальнейших промедлений приступить к излечению Европы. Среди присутствующих, говорил Факта, нет ни друзей, ни врагов, ни победителей, ни побеждённых; здесь собрались только нации, желающие отдать свои силы для достижения намеченной цели.

В заключение своей речи Факта прочитал следующую декларацию:

«Настоящая конференция созвана на основе каннских резолюций; резолюции эти были сообщены всем получившим приглашение державам. Самый факт принятия приглашений уже доказывает, что все, принявшие его, тем самым приняли принципы, содержащиеся в каннских резолюциях».

Эта декларация - явно французского происхождения - свидетельствовала о наличии сговора между капиталистическими державами: она буквально повторяла одно из требований известного меморандума Пуанкаре от 6 феврали 1922 г.

Закончил свою речь Ллойд Джордж следующими словами: «Мир будет следить за нашими совещаниями то с надеждой, то со страхом, и если мы потерпим неудачу, то всем миром овладеет чувство отчаяния».

Французский министр иностранных дел Барту поддержал прочих ораторов в вопросе о каннских резолюциях. При этом он категорически заявил, что Франция не допустит обсуждения какого бы то ни было из версальских соглашений. «Генуэзская конференция не является, - говорил Барту, - не может явиться и не явится кассационной инстанцией, ставящей на обсуждение и подвергающей рассмотрению существующие договоры».

Немецкий делегат Вирт пытался убедить депутатов в том, что положение Германии особо тяжёлое. Поэтому германская делегация и сочла возможным отложить урегулирование внутренних затруднений и прибыла в Геную в надежде на международную помощь. Речь Вирта была очень длинна. По этому поводу один из журналистов сострил, что германский делегат решил перенести всю тяжесть германских репараций на своих слушателей.

После Германии выступил представитель советских республик. Чичерин заявил, что советское правительство, всегда поддерживавшее дело мира, с особым удовлетворением присоединяется к заявлениям о необходимости установить мир. Глава советской делегации продолжал:

«Оставаясь на точке зрения принципов коммунизма, российская делегация признаёт, что в нынешнюю историческую эпоху, делающую возможным параллельное существование старого и нарождающегося нового социального строя, экономическое сотрудничество между государствами, представляющими эти две системы собственности, является повелительно необходимым для всеобщего экономического восстановления».

Чичерин подчеркнул далее, что экономическое восстановление России как крупнейшей державы, обладающей неисчислимыми запасами природных богатств, является непременным условием всеобщего экономического восстановления. Идя навстречу потребностям мирового хозяйства, Советская Россия готова предоставить богатейшие концессии - лесные, каменноугольные и рудные; имеет она возможность сдать в концессию и большие пространства сельскохозяйственных угодий. Делая эти предложения, советская делегация принимает к сведению и признаёт в принципе положения каннской резолюции, сохраняя, однако, за собой право внесения в неё как поправок, так и дополнительных пунктов.

Вместе с тем Чичерин отметил, что все попытки восстановления хозяйства будут тщетны, пока над Европой и над всем миром будет висеть угроза войны.

«Российская делегация, - говорил советский представитель, - намерена в течение дальнейших работ конференции предложить всеобщее сокращение вооружений и поддержать всякие предложения, имеющие целью облегчить бремя милитаризма, при условии сокращения армий всех государств и дополнения правил войны полным запрещением её наиболее варварских форм, как ядовитых газов, воздушной вооружённой борьбы и других, в особенности же применения средств разрушения, направленных против мирного населения».

Установление такого всеобщего мира может быть осуществлено, по мнению советской делегации, всемирным конгрессом, созванным на основе полного равенства всех народов и признания за всеми ими права распоряжаться своей собственной судьбой. Всемирный конгресс должен будет назначить несколько комиссий, которые наметят и разработают программу экономического восстановления всего мира. Работа этого конгресса будет плодотворной только при участии в нём рабочих организаций. Российское правительство согласно даже принять за исходную точку прежние соглашения держав, лишь внеся в них необходимые изменения, а также пересмотреть устав

Лиги наций, с тем чтобы превратить её в настоящий союз народов, где нет господства одних над другими и где будет уничтожено существующее ныне деление на победителей и побеждённых.

«Считаю нужным, - говорил Чичерин, - подчеркнуть ещё раз, что как коммунисты мы, естественно, не питаем особых иллюзий насчёт возможности действительного устранения причин, порождающих войну и экономические кризисы при нынешнем общем порядке вещей, но, тем не менее, мы готовы со своей стороны принять участие в общей работе в интересах как России, так и всей Европы и в интересах десятков миллионов людей, подверженных непосильным лишениям и страданиям, вытекающим из хозяйственного неустройства, и поддержать все попытки, направленные хотя бы к паллиативному улучшению мирового хозяйства, к устранению угрозы новых войн».

Вся конференция с напряжённым вниманием слушала советского представителя. Тишина прерывалась только шелестом листочков бумаги, на которых подавался делегатам перевод этой речи. Выступление советского делегата сразу нарушило монотонность деклараций единого фронта держав, заранее договорившихся о поведении на конференции.

После Чичерина выступил Барту «с кратким, но самым твёрдым заявлением», как выразился он сам. Он снова повторил декларацию о каннских резолюциях, оглашённую уже в речи Факта. Русская делегация, заявил далее Барту, подняла вопрос о всемирном конгрессе и затронула другие проблемы, которых нет в каннской резолюции. Особенно резко выступил Барту против предложения советской делегации о разоружении. «Вопрос этот, - говорил Барту, - устранён; он не стоит в порядке дня комиссии. Вот почему я говорю просто, но очень решительно, что в тот час, когда, например, русская делегация предложит первой комиссии рассмотреть этот вопрос, она встретит со стороны французской делегации не только сдержанность, не только протест, но точный и категорический, окончательный и решительный отказ».

Отвечая Барту, Чичерин заявил, что о французской точке зрения все знают из выступления Бриана в Вашингтоне. Там он признал, что причиной, по которой Франция отказывается от разоружения, является вооружение России. Советская делегация предполагала, что раз Россия согласится на разоружение, тем самым будет устранён вопрос, поднятый Брианом.

Нет сомнения, что большинство делегатов предпочло бы обойти молчанием широкую пацифистскую программу советской делегации. Но Барту своим запальчивым выступлением лишь подчеркнул наиболее важные пункты советского предложения. Тем самым он невольно содействовал их популяризации. Ллойд Джордж в своём выступлении пытался рассеять это впечатление; обращая дело в шутку, он заявил, что по старости лет вряд ли доживёт до всемирного конгресса; поэтому он просит Чичерина отказаться от своего предложения.

Выступление Чичерина вызвало первую, пока ещё небольшую трещину в едином фронте союзников. Во всяком случае Франция не могла не почувствовать некоторой своей изолированности.

На этом инциденте закончилось первое пленарное заседание конференции. Решено было создать четыре комиссии и заседание политической комиссии открыть на следующий день, в 10 часов 30 минут утра, в королевском дворце.

Изолированность Франции усилилась на заседании финансовой комиссии, где провалилось ещё одно предложение французов. На Генуэзской конференции был принят такой принцип представительства, по которому во все комиссии входили делегаты каждой из пяти держав - инициаторов Генуэзской конференции, а также Советской России и Германии. Что касается остальных 21 державы, то от всех их вместе в каждую комиссию избиралось несколько делегатов. На первом же заседании финансовой комиссии французы предложили низвести Россию и Германию на положение остальных держав. Предложение это было отвергнуто единогласно. Таким образом, Россия единодушно была признана великой державой. Франция осталась в одиночестве.

11 апреля утром открылось заседание политической комиссии. На этот раз, стараясь сгладить неловкость своего вчерашнего выступления, Барту вёл себя весьма любезно по отношению к советской делегации. Особенно подчёркивал он своё полное согласие с Англией и Италией. На заседании решено было создать политическую подкомиссию для решения некоторых конкретных вопросов. В подкомиссию были избраны, кроме держав Антанты, Советской России и Германии, представители Румынии, Польши, Швеции и Швейцарии. Советская делегация заявила категорический отвод Румынии, продолжающей оккупировать Бессарабию. Одновременно советский делегат сообщил, что он в письменной форме на имя председателя конференции протестовал против участия в подкомиссии Японии, так как она продолжает занимать своими войсками часть дальневосточной, территории.

Перейти к началу страницы Перейти к содержанию книги Смотреть карты

Формально представители трех десятков стран собрались, чтобы обсудить восстановление Европы после Первой мировой войны, но по существу главным стал «русский вопрос» - отношения Советской России со странами западного мира.

После окончания гражданской войны и иностранной интервенции в России, когда стало понятно, что и Европа и РСФСР нуждаются друг в друге для восстановления разрушенной экономики, западные политики пришли к выводу, что, несмотря на идеологические разногласия, наступило время для решения актуальных для всех проблем.

И 6 января 1922 г. Верховный Совет Антанты, то есть блока стран-победителей в Первой мировой войне, на конференции в Каннах принял резолюцию о созыве международной экономической конференции в Генуе, на которую было предложено прислать представителей всех европейских государств, в том числе и Советской России. В этой резолюции также содержался параграф, в котором за «каждой нацией» признавалось «право избирать для себя ту систему, которую она предпочитает», что советское правительство расценило как признание двух систем собственности - частной и «общенародной» (государственной). Фактически конференция в Генуе должна была стать первой широкой дипломатической встречей Советской России со странами западного мира.

Предложение экспертов: принять ответственность за все «бывшие доныне власти»

Главными инициаторами конференции выступили Англия и Франция. Интенсивная подготовка началась уже в марте 1922 г. Эксперты, собравшиеся в Лондоне, должны были выработать основы будущих резолюций. Главным в их докладе, а как позднее оказалось, и на всей конференции, была попытка определить судьбу русских довоенных правительственных долгов и отчасти военных обязательств. Советское правительство, по мнению европейских держав, должно было принять на себя все финансовые обязательства царского и Временного правительств и вообще всех «бывших поныне властей». Кроме этого, от России требовали компенсировать иностранным инвесторам национализированную собственность.

Для контроля над выплатой этих долгов предлагалось создать Комиссию русского долга. В нее должны были входить представители всех заинтересованных сторон, в том числе и Советской России, а также независимый председатель. Этой комиссии предоставлялось право «определять в случае надобности те доходные статьи России, которые должны быть специально предназначены для обеспечения уплаты долга» - то есть устанавливался прямой финансовый контроль. Международная комиссия должна была бы определять, из каких налогов и сборов и какие суммы взимать в счет уплаты обязательств.

Все претензии к Советской России предлагалось превратить в новые русские облигации. Было установлено, что «денежные вознаграждения, присужденные по требованиям, предъявленным к российскому советскому правительству, будут урегулированы выпуском новых русских облигаций на сумму, установленную смешанными международными судами. Условия выпуска этих облигаций, а также все вопросы, связанные с конверсией старых ценных бумаг и с операциями над новыми выпусками, будут устанавливаться комиссией русского долга».

Советские контрпретензии: долги компенсированы убытками от интервенции и блокады

В РСФСР тоже готовились к конференции. Специальная комиссия занималась подсчетом убытков Советской России и определением контрпретензий. По подсчетам советских экспертов, военные долги России равнялись 8,846 млрд золотых рублей, но в то же время Россия отказалась от применения в отношении себя статьи 116 Версальского договора, дававшей ей право на возмещение в 16,1 млрд золотых рублей. Военные расходы на «общее дело союзников» первой мировой составили 19,4 млрд. Если взять довоенные долги России, то она должна Европе 9,65 млрд золотых рублей, в то время как Европа причинила ей убытков интервенцией и блокадой на 39 млрд.

Основные выводы советских экспертов состояли в следующем:
а) военные займы союзников царской России вполне погашены отказом России от выгод ст. 116 Версальского договора, который сохранял за ней право потребовать репарации по тому же титулу, что и союзники, а также неуплатой расходов, сделанных ею во время войны 1914-1917 гг., в то время как значительная часть бюджетов союзных стран покрывается германской контрибуцией; б) довоенные долги, сделанные Россией за границей, более чем компенсированы колоссальными и длительными убытками, причиненными нашему национальному богатству интервенцией, блокадой и гражданской войной, организованной союзниками. Основной вывод советских экспертов гласил: «Единственным справедливым методом будет рассматривать довоенные долги уничтоженными убытками, нанесенными интервенцией, и открыть новую эру финансовых отношений.

Если, тем не менее, при известных условиях Советская Россия согласится признать значительную часть довоенных долгов, она, во-первых, отказывается признать объективную справедливость этого мероприятия, а, во-вторых, она считает, что необходим известный срок для регулирования старых долгов и новых кредитов. Совершенно невозможно возложить такую серьезную тяжесть на обессиленную страну и одновременно с этим настаивать на немедленном исполнении старых обязательств или процентов по новым кредитам».

Карикатура «Оптимист из Генуи» высмеивает итоги Генуэзской конференции:Ллойд Джордж под проливным дождем радуется прояснению в небе.











Генуэзская конференция - неприемлемый компромисс

Конференция открылась 10 апреля 1922 г., в ней приняли участие представители 34 стран (29 государств и 5 британских доминионов). Интерес к ней во всем мире был огромный. Гостиницы и частные дома старинного итальянского города были переполнены. В Геную съехались журналисты, банковские деятели, представители промышленных монополий и торговых фирм, агенты, посредники, разведчики, русские белые эмигранты. Для охраны правопорядка итальянское правительство увеличило генуэзский гарнизон, усилило полицию, прислав в Геную дополнительно 500 тайных агентов.

Первым на конференции выступил итальянский премьер-министр Факта. Он требовал, чтобы все участники конференции полностью присоединились к каннским резолюциям Верховного совета Антанты. Глава английской делегации Ллойд Джордж не был столь категоричен в декларациях и призвал всех содействовать установлению мира и достижению соглашения. Представитель Франции тоже призвал к миру, но вместе с тем заявил, что существующие договоры не должны обсуждаться на конференции

Советская делегация отметила «повелительную необходимость» экономического сотрудничества «между государствами, представляющими... две системы собственности». Советское правительство, говорилось в заявлении, готово всеми силами способствовать хозяйственному сближению между народами в целях экономического возрождения, но протестует против возможных попыток под флагом восстановления предъявить России «непосильные требования». В ответ на это заявление 11 апреля 1922 г. советской делегации был вручен доклад лондонских экспертов. Изложенные в нем условия подробно проанализированы в заявлении Л. Б. Красина от 20 апреля 1922 г. и в меморандуме советской делегации от того же числа: доклад экспертов предъявляет требования, «означающие не только эксплуатацию, но и полное закабаление трудового населения России иностранным капиталом, совершенно об¬ходя в то же время наиболее существенный вопрос о средствах восстановления хозяйства России».

Переговоры на вилле британского министра

Для поисков компромисса Ллойд Джордж, британский премьер и председатель конференции, пригласил советских делегатов и представителей четырех европейских держав (Англии, Франции, Италии и Бельгии) в свою резиденцию - на виллу «Альбертис». Переговоры проходили 14 и 15 апреля. На них Советская Россия впервые выдвинула свои контрпретензии за ущерб от интервенции. Западные державы продолжали настаивать на признании советским правительством всех довоенных долгов и требовали полной реституции или вознаграждения бывших собственников, соглашаясь лишь на сокращение военных долгов и отсрочку платежей по процентам. Советские контрпретензии отвергались.

20 апреля Г. В. Чичерин направил письмо Ллойд Джорджу. Россия готова признать довоенные долги царского и временного правительств при условии, что все военные займы и проценты по ним будут аннулированы, западные державы признают РСФСР де-юре и рассмотрят вопрос о предоставлении финансовой помощи. Россия шла на эти уступки по признанию долгов, рассчитывая на крупный кредит в 1 млрд долларов, то есть приблизительно в 2 млрд золотых рублей.

Чичерин также написал Джорджу, что Советское правительство готово рассмотреть вопрос о возврате или компенсации бывшим собственникам национализированного имущества. Однако и эти предложения советской делегации не привели к достижению какого-либо взаимоприемлемого соглашения. Представители западных держав продолжали настаивать на полном признании условий лондонского меморандума.

Подробности

Рапалльский договор, 1922 г.
Этот договор между РСФСР и Германией, заключенный во время Генуэзской конференции, означал окончание международной дипломатической изоляции РСФСР. Для России это был первый документ, где де-юре признавалось новое государство, а для Германии - первое равноправное международное соглашение после поражения в Первой мировой. Неприятие условий Версальского мирного договора - то, что сплотило две страны. На западе его называют «договором в пижамах».

До признания всех долгов - никаких кредитов

В конце апреля 1922 г. советской делегации стал известен реальный размер финансово-экономической помощи, которую Россия могла бы получить, признав основные положения доклада экспертов. В телеграмме В. И. Ленину от 30 апреля 1922 г. М.М. Литвинов сообщал: «На первый план выдвигается международный консорциум с начальным капиталом в 20 млн ф. ст., далее упоминаются имеющиеся в распоряжении британского правительства кредиты по закону облегчения торговли 20 млн ф. ст., каковые в случае надобности могут быть увеличены парламентом, а также кредиты по закону облегчения экспорта 26 млн ф. ст., из которых остались неизрасходованными 15 млн. Франция денежных кредитов не обещает, но предлагает железнодорожный материал, приблизительно 1 200 локомотивов, 25 000 товарных вагонов, 350 пассажирских. Упоминается также кредит на 250 млн франков в распоряжении бельгийского правительства, из которых большая часть могла бы быть утилизована для России».

2 мая 1922 г. в другой телеграмме Ленину Литвинов писал, что союзники «до признания нами принципа компенсации для всех собственников иностранного имущества в России... решительно отказываются даже обсуждать детали кредитов». 11 мая 1922 г. советская делегация выпустила меморандум: в нем отвергались все претензии западных держав и отмечалось их нежелание вступить в экономическое сотрудничество на принципах равноправия двух систем собственности. После этого стало окончательно ясно, что дальнейшие переговоры в Генуе потеряли всякий смысл. 19 мая 1922 г., так и не решив «русского вопроса», Генуэзская конференция закрылась.

На протяжении 1920-х и первой половины 1930-х годов попытки решения проблемы русского государственного долга предпринимались еще неоднократно. После провала многосторонних переговоров Англия, Франция, США и другие страны пытались разрешить эти разногласия в двусторонних переговорах, но это уже другая история.

Британский премьер Дэвид Ллойд Джордж был одним из главных инициаторов общеевропейской конференции. Он добивался включения России и Германии в качестве полноправных участников, чему активно сопротивлялась Франция. Участия добиться удалось, но взаимовыгодное решение в Генуе так и не было найдено.
Карикатура «Оптимист из Генуи» высмеивает итоги Генуэзской конференции: Ллойд Джордж под проливным дождем радуется прояснению в небе.

Генуэзская конференция - масштабный международный политико-экономический форум, на котором решалась судьба послевоенной Европы.

Конференция сопровождалась скандалами, закулисными интригами, и в среде историков до сих пор не сформировалось единого мнения относительно ее итогов. Встреча является показательной для политической системы межвоенного периода. Она четко показала неспособность значительной части политического истеблишмента западных стран принять новые реалии и новые правила игры.

Пепел войны: предпосылки конференции

Первая мировая война перевернула порядки Европы. Миллионы смертей, города в руинах и сильнейший экономический кризис навсегда изменили геополитическую систему в мире.

По итогам войны распались четыре крупнейшие империи: Османская, Германская, Австро-Венгерская и Российская. Страны-победители стали устанавливать свой порядок, не считаясь с мнением проигравших сторон.

К 1922 году, когда прошла Генуэзская конференция, наибольшее влияние в Старом мире (Европе) имели Британия и Франция. Уверенные в своем величии, они наложили на побежденную Германию неподъемные контрибуции, которые Веймарская республика должна была выплачивать до конца века. Также произошла полная изоляция только что образовавшегося Советского Союза.

Изменения политической системы

На конференции в Версале победители по-своему начертили границы новой Европы.

Однако очень скоро лидеры западных держав поняли, что без диалога с Советами и Германией построить крепкий мир не удастся.

Победа красных в Гражданской войне стала для многих неожиданностью. Коммунисты национализировали все частные предприятия на территории бывшей Российской Империи, в результате чего западные инвесторы потеряли гигантские суммы. Именно для обсуждения возмещения долгов и установления новых дипломатических отношений с Союзом и Германией и была созвана Генуэзская конференция.

Новые правила

Обсуждение конференции продолжалось несколько месяцев. Дата начала - 6 апреля. В итальянский город Геную были приглашены представители 29 европейских государств. По настоянию многих делегация Соединенных Штатов приглашена не была, однако в форуме принял участие наблюдатель от США. Официальной целью было объявлено "восстановление Центральной и Восточной Европы после войны". Однако настоящей целью было желание западных держав определить формат отношений с коммунистическим режимом в Москве и республиканским правительством из Берлина.

Делегация Советского Союза готовилась очень тщательно. В Италию отправились влиятельные представители СССР, а главой делегации был назначен Владимир Ленин. Впрочем, лидер революции в саму Геную так и не приехал, поскольку опасался покушения на свою жизнь. От западной коалиции решающую на Генуэзской конференции роль играл Дэвид Ллойд Джордж. Он является одним из составителей документа, в котором были изложены требования к Советской России - вернуть убытки западным предпринимателям. По общим подсчетам советской стороны, объем капиталовложений в предприятия на территории Российской Империи превышал полтора миллиарда советских рублей. Наибольшая доля - 622 миллиона принадлежала подданным Бельгии и Франции.

Теневая игра участников конференции

Генуэзская конференция началась с пиров и официальных почестей друг другу. В подобном ключе она и проходила. Настоящие политические игры зачастую происходили вне официальных мероприятий.

На заседаниях принимались резолюции с общими формулировками, воззвания и ноты. А за кулисами заключались союзы и определялась судьба многих государств. Генуэзская конференция 1922 года показала крайнюю устарелость дипломатических принципов тогдашней дипломатии. Лидеры Британии, Франции и Италии считали неуместным признание Советской власти и тем более уменьшение репараций с Веймарской республики.

Делегацией от СССР было предложено частичное возмещение долга в обмен на кредиты и предоставление льгот советской промышленности. Однако по этому пункту каких-либо серьезных соглашений так достигнуто и не было.

Генуэзская конференция: цели и итоги

Западные державы-победители в Первой мировой войне рассматривали конференцию как возможность утвердить свое лидерство в Европе и установить отношения с Германией и СССР на основе этих позиций. Советская же сторона, как и германская, хотела добиться международного признания и разорвать торговую блокаду. Генуэзская конференция 1922 года не смогла удовлетворить практически ни одну из заявленных целей.

Тайный союз новых государств

Постоянное давление западных стран на Германию и СССР привело к их сближению. Два государства-изгоя вели неофициальные переговоры вне полей конференции.

Это привело к заключению важного Рапалльского соглашения. Участие Советской России в Генуэзской конференции принесло значительные успехи. Был заключен крайне важный договор с Германией.

Обе стороны решили урегулировать все спорные вопросы и установить тесные официальные взаимоотношения. В обмен на сырье и кредиты из России Берлин предоставлял специальное оборудование и технических специалистов для развития советской промышленности. Также было принято решение о тесном сотрудничестве армий двух государств.

Значение Генуэзской конференции оценить достаточно сложно. С одной стороны, ни одна поднятая проблема решена не была, с другой стороны - были заключены важные закулисные договоры между европейскими державами.