Билайн

Принципы классификации вирусов микробиология. История вирусологии. Принципы классификации вирусов. Функции нормальной микрофлоры

Все возрастающий темп и сложность жизни сегодня требуют от нас высокой устойчивости к стрессам и умения быстро восстанавливать нервную систему. Без таких качеств просто нельзя быть успешным в непрерывно меняющемся мире. Неспособность задействовать скрытые возможности организма неизбежно приводит к ухудшению состояния здоровья, преждевременному старению и снижению качества жизни.

На этот раз мы поговорим о навыках, которые необходимы людям, стремящимся реализоваться и быть здоровыми.

Короткий сон и кофе

Каждый из нас неоднократно оказывался в ситуации, когда важные дела требуют активности и сосредоточенности, которые не могут быть обеспечены утомленными мозгом и телом. В таком случае есть смысл воспользоваться действенным средством, позволяющим отдохнуть, не теряя времени.

Способ очень прост: нужно выпить чашку кофе, а затем подремать 15-20 минут. Суть метода состоит в том, что бодрящий эффект, оказываемый кофе, наступает не сразу. Чтобы деятельность мозга активизировалась, с момента получения дозы кофеина должно пройти не менее 20 минут. За это время человек не успевает войти в фазу глубокого сна, а кратковременный отдых обеспечивает прилив сил.

Источник: depositphotos.com

Дыхательная практика «капалабхати»

Индийские йоги издавна практикуют это упражнение. Оно помогает быстро взбодриться, активизировать деятельность головного мозга, усилить периферический кровоток.

Дыхание «капалабхати» состоит в чередовании нормального вдоха и резкого, максимально акцентированного выдоха. Повторив цикл 10-12 раз, вы почувствуете прилив энергии и увеличение работоспособности.

Дыхательные упражнения дают и другой полезный эффект: они способны стимулировать обмен веществ. Метод «капалабхати» можно успешно применять в тех случаях, когда необходимо быстро согреться.

Источник: depositphotos.com

Физическая активность

При сильной усталости обычно хочется прилечь, но если требуется быстрое восстановление активности, это бесполезно. Как ни странно, поступать надо прямо противоположным образом: мобилизации скрытых резервов организма можно добиться с помощью физических упражнений.

Установлено, что пешая прогулка в течение 15 минут способствует притоку сил, достаточному для 2 часов работы. Если нет возможности выйти на свежий воздух, откройте окно или включите кондиционер, чтобы в помещении стало прохладнее. Сделайте несколько упражнений для рук и шеи, поворотов туловища и приседаний. Походите по комнате. Хороший эффект дадут 5-10 минут танца под быструю музыку. Только постарайтесь не переусердствовать: сильно утомившись, вы сведете положительное воздействие физической активности к нулю.

Источник: depositphotos.com

Ароматерапия

Тонизирующее действие на нервную систему оказывают запахи мяты, сосны, бергамота, лимона, грейпфрута, мелиссы. Ароматы гвоздики, корицы и мускатного ореха снимают стресс. Запах кофе бодрит. В отличие от самого напитка, он начинает действовать сразу, эффект от него сильнее.

Существуют разные способы использования ароматов для повышения физической и умственной активности. Чтобы задействовать скрытые резервы организма, достаточно испарить несколько капель эфирного масла с помощью аромалампы. Можно обойтись и без специальных приспособлений: ощутимый бодрящий эффект даст кустик мяты или мелиссы, выращенный в комнате, или просто несколько кусочков лимонной цедры, выложенные на стол.

Источник: depositphotos.com

Репетиция стрессовой ситуации

Современный человек нередко оказывается в ситуации, когда ему необходимо как можно полнее продемонстрировать свои знания и умения, но он опасается, что волнение этому помешает. Так может случиться на экзамене, на собеседовании при приеме на работу, в публичном выступлении и т. д. Размышления о приближающемся испытании, как правило, только усиливают волнение.

Проблема решается просто: нужно устроить репетицию будущего события, максимально точно сымитировав основные параметры стрессовой ситуации. Например, несколько раз повторить текст своего выступления, включив в качестве звукового фона запись уличных шумов. Полезно по возможности воспроизвести в комнате атмосферу будущего события: надеть костюм, в котором вы будете выступать, направить на себя яркий свет. Важно не столько точно повторить речь, которую вы собираетесь произнести, сколько попытаться привыкнуть к обстановке. Если вы перестанете волноваться, слова будут вспоминаться сами собой, и вы избежите ступора.

  • в изменении интенсивности и скорости протекания физиологических процессов на системном и организменном уровнях;
  • об увеличении физических (сила , быстрота , выносливость) и улучшении психических (осознание цели, готовность бороться за ее достижение и т.д.) качеств;
  • в способности к использованию имеющихся, выработке новых и совершенствованию старых двигательных и тактических навыков.

При такой характеристике функциональных резервов они могут быть подразделены на:

  • резервы биохимические, связанные с экономичностью и интенсивностью энергетического и пластического обменов и их регуляцией;
  • резервы физиологические, связанные с интенсивностью и длительностью работы органов и систем органов и их нейрогу-моральной регуляцией, что находит свое выражение в работоспособности организма;
  • резервы спортивно-технические, связанные со способностью по использованию и совершенствованию имеющихся и выработке новых двигательных и тактических навыков;
  • резервы психические, связанные с мотивацией достижения цели, со способностью превозмочь утомление , помехи в деятельности и неприятные и даже болевые ощущения, с готовностью пойти на риск травмы ради достижения осознанной цели.

Иными словами, под функциональными (физиологическими) резервами человека понимаются возможности его органов и систем органов так изменять интенсивность своих функций, а также взаимодействие между ними, что достигается некоторый оптимальный для данных усилий уровень функционирования организма.

Поэтому можно говорить о физиологических резервах нервных, мышечных, железистых и других клеток, о физиологических резервах органов (сердце, легкие, почки и т.д.) и систем органов (дыхательной, сердечно-сосудистой, выделительной и т.д.), а также о резервах регуляции гомеостазиса и резервах координации работы мышечных групп и их вегетативного обеспечения (дыхания, кровообращения, выделения и т.д.).

Все знания на сегодняшний день о резервных возможностях организма получены в результате наблюдений за состоянием человека в экстремальных условиях. Особую ценность представляет спорт, позволяющий человеку проявлять предельные возможности своего организма в разных условиях деятельности.

В последние годы в связи с резким возрастанием конкуренции, что приводит к жесточайшим режимам тренировок и предельным нагрузкам в состязаниях, спорт превращается в исключительно важный источник информации о резервных возможностях человека.

Плодотворность использования спорта как инструмента познания остающихся нераспознанными в обычных условиях возможностей человека заставляет обратить внимание на реакции организма в процессе мышечной деятельности. Этот интерес определяется несколькими соображениями:

  • во-первых, именно мышечная деятельность сыграла особую роль в становлении важнейших механизмов жизнедеятельности организма, сформировавшихся в филогенезе;
  • во-вторых, среди всех раздражителей, способных изменять состояние организма человека, мышечная деятельность является самым естественным и сильным;
  • в-третьих, знание функциональных сдвигов, сопровождающих мышечную деятельность, приобретает большое практическое значение в связи с массовым развитием физической культуры и спорта в нашей стране, привлечением к систематическим занятиям физическими упражнениями людей разного возраста, состояния здоровья и физической подготовленности.

Мышечная деятельность является воздействием, стимулирующим повышение функциональных резервов организма. Здесь можно выделить два механизма, благодаря которым увеличиваются резервные возможности организма: физическая тренировка и двигательное переключение.

Выраженность реакций развертывания и экономизации функций оказывается даже в пожилом возрасте различной для каждого вида физической тренировки (спорта) и связана со спецификой физических упражнений (табл. 1).

Таблица 1. Влияние различных видов физической тренировки мышц-сгибателей предплечья у мужчин 60-69 лет на изменения легочной вентиляции и потребления кислорода в условиях выполнения стандартной физической нагрузки

Как видно из приведенных данных, даже незначительные отличия в динамической структуре физического упражнения проявляются в существенных различиях уровня, которого достигают реакции организма при их развитии и последующей экономизации. Важно также и то, что формирующиеся под влиянием разных видов мышечной деятельности функциональные сдвиги в организме не носят общего генерализованного характера, а, напротив, весьма специализированы, причем каждое упражнение характеризуется специфичностью своего воздействия на функции организма.

Это открывает возможность выделения из громадного арсенала средств физической культуры и спорта воздействий, обеспечивающих заданные эффекты стимулирующих влияний на столь различные механизмы жизнедеятельности, как расширение возможного предела реакций и их экономизацию.

Как по своему физиологическому механизму, так и по внешним проявлениям влияния физическая тренировка отличается от двигательных переключений: наиболее существенным различием является то, что тренировка формирует новые, а переключение лишь позволяет воспользоваться наличными резервами организма.

Конечным итогом спортивной тренировки является расширение одного из важнейших функциональных резервов организма -диапазона возможного учащения ритма сердечной деятельности с 30 до 300 в минуту. Таков, по-видимому, предел, до которого может периодами подниматься частота сердечных сокращений у спортсмена (табл. 2).

Таблица 2. Сравнительная характеристика измерений ЧСС за минуту под влиянием двигательной активности в эволюции и в процессе спортивной тренировки

Наибольшее количество сконцентрированных физиологических данных содержится не в книгах по физиологии, а в мировых рекордах по бегу. Если же учесть, какие громадные функциональные сдвиги всех без исключения систем организма обеспечивают рекордные достижения сегодня, то ясно, как важен анализ этих достижений для понимания резервных возможностей человека.

Предшествующие попытки анализа спортивных рекордов, были направлены на выяснение закономерностей и механизмов одной, хотя, разумеется, важной стороны функциональных возможностей организма - энергообеспечения мышечной деятельности . Материалы об этом содержатся в работе В.М. Зациорского (1969). Если в предшествующих работах рассматривались высшие достижения в спорте как константа возможностей организма, то мы, напротив, стремились выявить динамику изменений этих возможностей. Такой подход позволяет оценить наиболее важное свойство организма, делающее по существу возможным сам тренировочный процесс - тренируемость организма , то есть способность его под влиянием систематически применяемых физических нагрузок повышать работоспособность. С этой целью была сопоставлена динамика нарастания предельных двигательных возможностей человека (рекорды в циклических видах спорта) и лошадей (конный спорт) с основными морфофункциональными показателями их организма.

Так, за 68 лет развития легкой атлетики рекорд России в беге на 400 метров улучшился на 7,81 с, или на 18%; наиболее близкий по длительности бега результат в конном спорте на дистанции 1000 м улучшился на 4,0 с (6,45%). Еще более значителен прирост рекордных результатов в легкоатлетическом беге на 800 и 1500 метров. По сравнению с близким по длительности бегом в конном спорте на 2000 и 3200 метров динамика роста предельных возможностей человека в беге, длящемся 2 и 3-4 минуты, превышает показатели лошадей соответственно в 8,2 и 8,7 раз. Аналогичная ситуация обнаруживается при анализе рекордов человека и в других видах двигательной деятельности, где возможна объективная регистрация достигаемых результатов - в плавании и конькобежном спорте.

Представленные в таблице 3 величины характеризуют динамику предельных возможностей человека в тех видах двигательной деятельности, которые являются «непривычными» для его биологической природы (конькобежный спорт) или же по времени существенно - не менее чем на несколько миллионов лет -«отодвинутыми» образом жизни всей ветви гоминид, приведшей к формированию homo sapiens.

Таблица 3. Динамика рекордов в плавании, конькобежном и конном спорте в сопоставимых условиях за период с 1927-1930 гг. по настоящее время

Дистанция, м

Прослеженный период

Рекорды, с

Улучшение

В настоящее время

Конькобежный

Конькобежный

Плавание

Плавание

Как видно из приведенных данных, степень возрастания «потолка» двигательных возможностей человека в условиях тренировки в самых различных видах мышечной деятельности значительно превышает соответствующие показатели, зарегистрированные у лошадей.

Отмеченный факт заслуживает особого внимания, так как выходит за пределы спорта и всего комплекса обсуждающихся в спортивной науке вопросов. При его оценке следует исходить из современного представления о сущности спортивного рекорда, характеризующего предельный уровень развития определенной стороны двигательных возможностей человека.

Если отдельные двигательные качества, определяемые преимущественным развитием силы, скорости, выносливости и проявляющиеся в труде и быту, могут значительно варьировать у каждого человека в зависимости от разнообразия условий внешней среды, то будучи выраженными в спортивных состязаниях, проводимых по точно регламентированным правилам, они отражают реальный уровень предельных двигательных возможностей организма. Правда, спортсмен, занимающийся одним видом двигательной деятельности, не может всесторонне «обследовать» предел всех своих возможностей и обнаруживает его лишь в определенном выражении - при помощи избранного вида спорта. Тем не менее, для человека, занимающегося спортом и многократно участвующего в соревнованиях, даже личный спортивный рекорд является наиболее объективным, хотя и односторонним выражением его двигательных возможностей. Крайне высокая эффективность физической тренировки как средства расширения нормы двигательных возможностей организма человека обнаруживается и при сравнении с аналогичными воздействиями на других млекопитающих, стоящих на разных ступенях филогенетического развития (табл. 4). Приведенные факты рассматриваются как проявление существенного изменения морфофункциональной организации организма, которое имеет место и у животных, и у человека.

Однако, где факты, свидетельствующие о том, что современный спорт лишь мобилизует наличные биологические резервы организма homo sapiens, которые оставались «невостребованными» прежними методами отбора и тренировок? Поэтому, сокращая дальнейшие возможности развития, должен будет рано или поздно - если мы допускаем неизменность биологической организации человека - упереться в предел физических потенций его и остановиться в своем движении. Таких фактов нет, а все развитие современного спорта убеждает в противоположном. Современные методы спортивной тренировки характеризуют иные возможности организма спортсменов по сравнению с тем, что было не только 50-60, но и 25-30 лет назад. Показательно, что суммарный объем тренировочных нагрузок и их интенсивность в циклических видах спорта за последние 25-30 лет, по данным В.Н. Платонова , возросли в 2-4 раза, причем раньше их использование было бы просто невозможным и в лучшем случае сопровождалось бы не ростом, а падением работоспособности в результате перетренировки .

Ориентировочные величины роста двигательных возможностей под влиянием физической тренировки после достижения периода зрелости у человека и некоторых животных

Не являются ли спортсмены, изменяющие свою морфофункциональную организацию в результате воздействия на их организм условий существования, созданных не слепыми силами природы, а целенаправленной деятельностью общества, носителями резервов биологической эволюции, не приводя к выделению нового вида в силу значительной вариабельности морфофизиологической организации человека. Отсутствие изоляции между спортсменами и неспортсменами, добытые благодаря спортивной тренировке резервы биологической эволюции работают для всего человечества в целом, повышая его жизнеспособность на том особенно сложном этапе развития, когда созданные самим человеком условия существования входят в противоречие с биологической природой homo sapiens. Ведь многие ученые сегодня с тревогой пишут об абиотическом образе жизни человека, призывая к охране внутренней среды и самой природы его.

Близок к решению вопрос: не удастся ли за счет вызванных спортивной тренировкой модификаций, при которых, как известно, не только создаются новые нормы реакций организма, но и открывается дальнейшая адаптация, приспособление вида к новым условиям существования, обеспечить активное воздействие на биологическую природу человека? Есть все основания предполагать, что такое воздействие позволило бы обеспечить радикальное укрепление здоровья, создание прочного фундамента для всестороннего физического развития и достижения активного долголетия человека.

Вопрос о том, насколько полно используются функциональные возможности атлетов в ходе конкретных соревнований, является предметом непрекращающихся дискуссий. С одной стороны, казалось бы, во многих видах спорта достижения спортсменов находятся на грани предельных возможностей человека. С другой - постоянно растущие рекордные достижения разрушают доводы скептиков.

  • 2. Специальная психологическая подготовка спортсменов к соревнованиям.
  • 3. Структура личности и физическое образование молодежи.
  • 4. Физиологическая характеристика ловкости и гибкости
  • 2. Понятие и методы спортивной психодиагностики. Возрастная периодизация
  • 3. Физиологическая характеристика быстроты и скоростно- силовой тренировки.
  • 4. Понятие самовоспитания
  • 1. Специфические методы физического воспитания. Организация деятельности учащихся на уроке физической культуры в школе. Плотность урока и ее значение. Хронометраж урока.
  • 2. Общие закономерности функционирования педагогического процесса физического образования.
  • 1. Принципы, регламентирующие деятельность по физической культуре и спорту. Задачи, организация и содержание работы в детско-юношеских спортивных школах
  • 2. Предсоревновательные психические состояния.
  • 3. Метод как многомерное явление. Классификация традиционных методов обучения (тмо) в фКиС.
  • 1. Обучение двигательным действиям как процесс целесообразного управления формированием двигательных умений и навыков, их отличительные черты.
  • 2. Внимание учащихся в учебной деятельности.
  • 3. Классификация и содержание активных методов обучения (амо).
  • 4. Общая характеристика процессов восстановления.
  • 2. Роль представлений в управлении движениями. Организационные структуры в системе управления.
  • 3. Этапы профессионально-педагогического самовоспитания
  • 4. Факторы вызывающее утомления
  • 1. Быстрота как физическое качество, средства, методы и методика его воспитания.
  • 3. Сущность воспитания, его стороны и задачи.
  • 4. Физиологические механизмы развития утомления.
  • 1.Средства и методы воспитания двигательных координационных способностей.
  • 2. Восприятие учащихся в учебной деятельности. Практическое задание № 13.
  • 3. Классификация методов воспитания.
  • 4. Физиологическое обоснование разминки
  • 2.Мышление учащихся в учебной деятельности. Практическое задание № 4.
  • 3. Методы организации деятельности (упражнения, приучение, воспитывающие ситуации, педагогическое требование, общественное мнение).
  • 4. Физиологические резервы организма и их характеристика
  • 3. Методы стимулирования и коррекции поведения и деятельности (соревнования, поощрение, наказание)
  • 4. Срочная и долговременная адаптация к физическим нагрузкам.
  • 1. Физическая культура в системе воспитания детей раннего и дошкольного возраста.
  • 3. Структура педагогического мастерства.
  • 1. Структура спортивной тренировки, ее классификация (микроцикл, мезоцикл, макроцикл).
  • 2. Понятие «общение» и его виды.
  • 3. Педагогическое творчество и формы его проявления.
  • 4. Физиологические принципы спортивной тренировки. Общие механизмы развитии физических качеств.
  • 4. Физиологические резервы организма и их характеристика

    Физиологические резервы организма и их характеристика

    В настоящее время под физиологическим и резервами организма понимается выработанная в процессе эволюции адаптационная и компенсаторная способность органа, системы и организма в целом усиливать вомногораз интенсивность своей деятельности по сравнению с состоянием относительного покоя Физиологические резервы, по мнению автора, обеспечиваются определенными анатомо-физиологическими и функциональными особенностями строения и деятельности организма, а именно наличием парных органов, обеспечивающих замещение нарушенных функций (анализаторы, железы внутренней секреции,почки и др.); значительным усилением деятельности сердца, увеличением общей интенсивности кровотока, легочной вентиляции Усилением деятельности других органов и систем; высокой резистентностью клеток и тканей организма к различным внешним воздействиям и внутренним изменениям условий их функционивания.

    В качестве примера проявления физиологических резервов можно указать на то, что во время тяжелой физической нагрузки минутный объем крови у хорошо тренированного человека может достигать40л, т. е. увеличиваться в 8 раз, легочная вентиляция при этом возрастает в 10 раз, обусловливая увеличение потребления кислорода и выделение углекислого газа в 15 раз и более. В этих условиях работа сердца человека, как показывают расчеты, возрастает в 10 раз. Все резервные возможности организма А. С. Мозжухин предлагает разделить на две группы: социальные резервы (психологические и спортивно-технические) и биологические резервы (структурные, биохимические и физиологические). Морфофункциональной основой физиологических резервов являются органы, системы организма и механизмы их регуляции, обеспечивающие переработку информации, поддержание гомеостаза и координацию двигательных вегетативных актов. Физиологические резервы, по мнению автора, включаются не все сразу, а поочередно. Первая очередь резервов реализуется при работе до 30% от абсолютных возможностей организма и включает переход от состояния покоя к повседневной деятельности. Механнизм этого процесса - условные и безусловные рефлексы. Вторая очередь включения осуществляется при напряженной деятельности, нередко в экстремальных условиях при работе от 30% до 65% от максимальных возможностей (тренировки, соревнования). При этом включение резервов происходит благодаря нейрогуморальным влияниям, а также волевым усилиям и эмоциям. Резервы третьей очереди включаются обычно в борьбе за жизнь, часто после потери сознания, в агонии. Включение резервов этой очереди обеспечивается, по-видимому, безусловнорефлекторным путем и обратной гуморальной связью. Во время соревнований или работы в экстремальных условиях диапазон физиологических резервов снижается, поэтому основная задача состоит в его повышении. Оно может достигаться закаливанием организма, общей и специально направленной физической тренировкой, использованием фармакологических средств и адаптогенов. При этом тренировки восстанавливают и закрепляют физиологические резервы организма, ведут к их расширению. Еще в 1890 г. И. П. Павлов указывал, что израсходованные ресурсы организма восстанавливаются не только до исходного уровня, но и с некоторым избытком (феномен избыточной компенсации). Биологический смысл этого феномена огромен. Повторные нагрузки, приводящие к суперкомпенсации, обеспечивают повышение рабочих возможностей организма. В этом и состоит главный эффект систематических тренировок. Под влиянием тренирующих воздействий спортсмен в процессе восстановления становится сильнее, быстрее и выносливее, т. е. в конечном итоге расширяются его физиологические резервы.

    Приложение к билету № 19

    Практическое задание № 4. Укажите продолжительность работы (в секундах, минутах) и ее интенсивность (в %) при выполнении упражнений, направленных на повышение анаэробных возможностей организма.

    Направленность упражнения

    Продолжительность выполнения упражнения (с, мин)

    Интенсивность выполнения упражнения (%)

    Упражнения, преимущественно способствующие повышению алактатных анаэробных способностей

    Упражнения, позволяющие параллельно совершенствовать алактатные и лактатные анаэробные способности

    Упражнения, способствующие повышению лактатных анаэробных возможностей

    До 3-4-часа

    Упражнения, позволяющие параллельно совершенствовать алактальные, анаэробные и аэробные возможности

    Билет 20

    1.Теоретико-практические основы развития физических качеств .

    Методы обеспечения наглядности применяются для создания зрительных, слуховых, двигательных образов. Их условно можно разделить на две группы: 1) методы непосредственной наглядности 2) методы опосредованной наглядности. Первые -показ техники физических упражнений; Вторые -показ плакатов, рисунков, схем и других пособий. Метод упражнений, основан на двигательной деятельности и условно разделяется на две группы: 1) метод строго регламентированного упражнения; 2) метод относительно нерегламентированного упражнения. К первой группе относятся: · метод целостного или расчлененного упражнения; · методы равномерного, переменного, повторного, интервального упражнения и др. Ко второй группе, прежде всего, относятся игровой и соревновательный методы. Суть метода целостного упражнения заключается в том, что разучиваемое упражнение выполняется в целом, т.е. технику движения осваивают сразу после показа и объяснения простейших упражнений, которые нельзя расчленять (бросок по кольцу). Метод расчлененного упражнения предусматривает расчленение сложного технического действия (выход со стартовых колодок). Равномерный метод характеризуется тем, что физическое упражнение выполняют непрерывно в течение относительно длительного времени с постоянной интенсивностью, стремясь сохранить заданную скорость, постоянный темп и т.д. Переменный метод характеризуется последовательным варьированием нагрузки в ходе непрерывного упражнения путем направленного изменения скорости передвижения, темпа и т.п. Повторный метод характеризуется многократным выполнением упражнения с определенным интервалом отдыха, в течение которого достаточно полно восстанавливается работоспособность. Интервальный метод внешне походит на повторный. Оба характеризуются многократным повторением упражнений через определенные интервалы отдыха. Но если при повторном методе характер воздействия нагрузки на организм определяется исключительно самим упражнением (длительностью интенсивностью), то при интервальном методе тренирующим воздействием обладают также интервалы отдыха. Паузы отдыха устанавливаются с таким расчетом, чтобы перед началом очередного повторного упражнения ЧСС была 120-140 уд/сек, т.е. каждая новая нагрузка дается в стадии неполного восстановления. Число повторений упражнений от 10-20 до 20-30. Основу игрового метода составляет игровая двигательная деятельность, определенным образом упорядоченная. Игровой метод не обязательно связан с какими-либо общепринятыми играми (хоккеем, волейболом). Игровой метод один из важных в процессе подготовки, особенно, молодых спортсменов. Один из недостатков игрового метода - ограниченные возможности дозировки нагрузки как по направленности, так и по степени воздействия. Соревновательный метод - один из способов стимулирования интересов деятельности спортсменов с установкой на победу или достижение высокого результата в каком-либо упражнении при соблюдении правил соревнований. Соревновательный метод используется либо в элементарной форме (например, кто больше забросит в кольцо мячей), либо в виде официальных и полуофициальных соревнований в основном подготовительного характера Фактор соперничества в процессе состязаний создает благоприятные условия для максимального проявления физических, интеллектуальных, эмоциональных и волевых усилий. Дозировка нагрузки ограничена.

    2. Соцеально-психологические особенности спорт.группы. Спорт.команда-это всегда спорт.группа.Спорт.группе присущи все те социально-психологические закономерности, которые свойственны малым группам. Псих-ия и поведение отдельного человека как личности существенно зависят от социальной среды. Соц.среда-сложное устроенное общество,в котором люди объединены друг с другом в многочисленные, разнообразные, более или менее устойчивые соединения-группы.Сущ. большие и малые группы:Боль.гр-государство,нация,народность,партия и др. Мал.гр-небольшое объединение людей(от2-3до20-30человек),занятых каким-либо общим делом и находящихся в прямых взаимоотношениях друг с другом

    Взаимоотношения.Бывают:-Официальные(возникают на должностной основе);-Неофициальные(на базе личных или частных взаимоотношений людей);-Деловые(в связи с совместной работой);-Личные(складываются м-у людьми независимо от работы);-Рациональные(на первом плане знания людей друг о друге и объективные оценки окружающих);-Эмоциональные(играют ведущую роль субъективные оценки);-Отношения руководства(управление группой или ее самоупровление обычно осущ-ся через официально назначенных лиц(руководители) и через неофициальных лиц, имеющих высокий статус в группе(лидеры));-Подчинения(подчинение отдельных членов группы через руководство руководителем или лидером группы).

    Спорт.группа-это одна из разновидностей малых групп-не менее 2 и не более 25человек, объединенных общими целями спорт.деят-ти, выполняемой под контролем тренера,инструктора,судьи. Сп.гр.-является сложным в социальном отношении структурным образованием.(по вертикали:тренер-спортсмен; по горизонтали:спортсмен-спортсмен);(формальные, неформальные структуры). Фор.и нефор.стр-ы всегда сущ-ют, оброзуя единую структурную систему.При этом соотношение структур должно быть оптимальным.Для образования более благоприятного соотношения этих структур необходимо знать основу существования фор-ой ст-ы:-инструкции, установки, программа деятельности разработанная тренером, руководством;-нормы и правила формируемые в группе в процессе основной деят-ти;-потребности и мотивы членов гр.;-потр-и и мотивы тренера;-требования сложившейся ситуации;-перспективные цели и задачи основной д-ти.

    Защитные психологические резервы организма человека огромны.

    Надо лишь знать, как извлечь их из глубин мозга и активировать на борьбу с болезнями.

    Некогда люди умели справляться с недугами, используя различные виды энергий. Интуиция: включаем внутренние резервы организма

    С развитием техногенной цивилизации высшие способности человека оказались не востребованы.

    Не умом, а сердцем

    Что делать, когда традиционная медицина не помогает? Такой вопрос задают себе миллионы людей, которые вынуждены бороться с тем или иным заболеванием. В поисках лечения многие обращаются к экстрасенсам, целителям, среди которых немало откровенных мошенников. По сути это игра в рулетку со своим здоровьем.

    Однако можно пойти и другим путем, попробовать активировать собственные внутренние силы и тем самым помочь врачам в их усилиях по вашему выздоровлению. Первые шаги в области активизации внутренних резервов связаны с развитием интуитивного восприятия.

    Развитие интуиции -внутренние резервы организма

    Как же использовать этот мощный, мало востребованный в современной жизни фактор внутренней диагностики. Для начала стоит разобраться о чем идет речь.

    Интуитивное восприятие — это непосредственное постижение истины без логического анализа, основанное на воображении, другими словами — чутье, проницательность. Причем это касается не только объектов, событий, но и собственного состояния и даже будущего.

    Интуитивные способности заложены в любом человеке, но подавленные разумом, они не развивается и остаются в первозданном состоянии Мы развили в себе рассудочность, рациональное мышление, загнали себя в информационную пучину, где нет места развитию собственных интуитивных способностей.

    Доверие к интуиция

    Прежде чем приступить к развитию интуитивных способностей к непосредственному видению, следует выполнить несложные рекомендации.

    Определитесь, хотите ли вы воспользоваться вашими скрытыми ресурсами или предпочитаете однобокое осознанное восприятие. Многое зависит от вашего настроя, от мыслей и предубеждений, часто неосознанных.

    Рассмотрите свое отношение к интуиции. Возможно вы только сейчас увидите свой скептический настрой насчет своих возможностей.

    Для того, чтобы пополнить свой интуитивный потенциал, необходимо определить причины предубеждений и изменить свою установку.

    Любой из нас имеет собственное воспитание. Родители, родственники, окружение оказывали на нас влияние, формируя картину мира. Выясните, существуют ли в ней предубеждения относительно интуиции, связанные именно с воспитанием, и если ответ "да" , то в картине мира следует кое-что поменять.

    Продумайте как вы настроены относительно интуиции:

    • ваше отношение, если кто-то рассказывает о своих интуитивных способностях;
    • верите ли вы вообще, что интуиция существует;
    • появляются ли у вас сомнения, когда есть возможность довериться свои чувствам;
    • с каким чувством реагируете размышляя об интуиции;
    • определите положительный образ интуиции;
    • доверяйте своей интуиции, научитесь понимать и принимать свою интуицию, не требуя доказательств.

    Выработайте в себе приятие, возможность принимать как правильное то, что подходит, соответствует внутреннему чувству.

    Найдите в себе сильные стороны развивайте их. Те, кто пользуется интуицией, чувствуют уверенность в себе и рассчитывают на собственные силы, внутренне они свободны и независимы, настроены положительно.

    Поверьте в то, что ваша интуиция сама разберется и найдет самое оптимальное решение ваших проблем и ответы на ваши вопросы, что каждодневные тренировки дадут вам возможность овладеть своими интуитивными силами, и вы сможете почувствовать собственную интуицию.

    Уважаемые читатели блога "Будьте здоровы" посмотрите видеоролик: "Что такое интуиция"

    В особых условиях человек способен на усилие, недоступное для него в обычной жизни. Подобные факты свидетельствуют о наличии в организме определенных резервов. Сравнение лучших результатов, показанных на IиXXIОлимпийских играх в некоторых видах легкой атлетики, подтверждает это. Например, на 1 Олимпийских играх 1896г.в Афинах результат в прыжках в высоту равнялся 181 см, а через 80 лет, на ХХIиграх, - 225 см. Результат в метании диска у мужчин вырос за это же время с 19м 15см до 67,5м, в толкании ядра – с 1м 22см до 21,05м, в прыжках с шестом – с 3,3 до 5,5м, в марафонском беге – с 2:50:50,0 до 2:09,55,0.

    Резервы организма – это его способность во много раз усиливать свою деятельность по сравнению с состоянием относительного покоя. Величина резерва отдельной функции представляет собой разность между максимально достижимым уровнем и уровнем в состоянии относительного физиологического покоя. Например, минутный объем дыхания в покое составляет в среднем 8л, а максимально возможный при тяжелой работе равен 200л; величина резерва составляет 192л. Для минутного объема сердца величина резерва составляет приблизительно 35л, для потребления кислорода – 5 л/мин, для выделения углекислого газа – 3 л/мин.

    Резервы организма обеспечивают приспособление к меняющимся условиям внешней среды. Условно их можно разделить на резервы морфологические и функциональные.

    В основе морфологических резервов лежит избыточность структурных элементов. Например, в крови человека количество протромбина в 500 раз больше, чем нужно для свертывания всей крови.

    Существуют и физиологические резервы. В повседневной жизни человек использует не более 35% возможностей организма. В экстремальных условиях ценой огромных волевых усилий мобилизуется до 50%. Принято считать, что с предельным волевым усилием, произвольно, человек может использовать не более 65% абсолютных возможностей своего организма.

    Физиологические резервы возрастают по мере созревания организма и снижаются при старении. Они увеличиваются в процессе спортивной тренировки. У высокотренированных спортсменов физиологические резервы почти в два раза больше, чем у нетренированных людей того же возраста.

    Физиологические резервы организма и механизмы их реализации

    Чтобы укрепить здоровье человека, повысить производительность всех видов его деятельности, в том числе и уровень спортивных результатов, нужно знать потенциальные возможности его организма.

    Важной задачей физиологии физических упражнений является глубокое изучение физиологических резервов с целью использования их на благо человека.

    Физиологические резервы включают в себя определенные изменения функций организма и их взаимодействие, а также изменения их нейрогуморальной регуляции, что и обеспечивает оптимальный уровень деятельности целостного организма, его высокую работоспособность.

    Включение физиологических резервов происходит по механизму безусловных и условных рефлексов с активацией функций желез внутренней секреции. Система нейрогуморальных механизмов включения физиологических резервов формируется в процессе спортивной тренировки. При этом их мобилизация происходит медленно.

    При срочной мобилизации физиологических резервов механизмом их включения являются эмоции.

    Развитие физических качеств немыслимо без знания величины и механизмов включения их резервов. Сила может быть увеличена за счет включения дополнительных двигательных единиц и синхронизации их возбуждения, за счет энергетического потенциала мышечных волокон и перехода к тетаническим сокращениям, за счет предварительного оптимального растяжения мышечных волокон. Возможности этих механизмов составляют физиологические резервы силы.

    Физиологические резервы скорости складываются из возможности изменений времени проведения возбуждения, особенно в местах нервно-мышечной передачи, возможностей синхронизации возбуждения двигательных единиц, скорости укорочения мышечных фибрилл.

    Выносливость может увеличиться при помощи многих механизмов. Ее физиологические резервы составляют: 1) пределы мощности гомеостатирующих систем; 2) запасы энергетических веществ в организме и возможности их использования; 3) диапазон анаэробных и аэробных мощностей организма; 4) диапазон уровня деятельности желез внутренней секреции.

    Включение физиологических резервов происходит не одновременно, а поочередно. Условно можно выделить 3 очереди, или эшелона. Первый эшелон резервов включается при переходе организма от состояния относительного физиологического покоя к обычной повседневной деятельности. Это происходит по механизму безусловных и условных рефлексов.

    При предельных физических усилиях («работа до отказа») или в условиях очень резких изменений параметров внешней среды (понижение атмосферного давления, повышение или понижение температуры внешней среды, значительные изменения постоянства внутренней среды организма) включаются резервы второго эшелона. Главным механизмом являются эмоции.

    В борьбе за жизнь включается третий эшелон. Это происходит в чрезвычайных условиях.