С миру по нитке

Разделы внутренней памяти ROM Android - проясним наболевшее о разметке системной памяти. Иерархия папок в Android – что в них есть и где мои файлы

Большинство из нас чувствует себя неуверенно, когда приходится знакомиться с новой операционной системой. И несмотря на то, что Андроид сегодня можно встретить на подавляющем числе электронных устройств, всё же есть много пользователей не знакомых с ним.

Множество возможностей системы пользователи никогда не используют

Если вы являетесь одним из таких людей, мы предоставим вам самую важную информацию о том, как разобраться в системе, познакомим с её . В общем, перед вами своеобразная инструкция под названием «Андроид для чайников», где собраны все актуальные советы по работе с платформой.

Включаем устройство, заходим в свой аккаунт и устанавливаем соединение с интернетом

Руководствуясь инструкцией, мы включаем свой смартфон или планшет, после чего перед вами появится рабочий стол системы, или, если происходит первое включение устройства, запустится мастер первичной настройки. К примеру, на смартфоне мастер предлагает выполнить следующее:

Что представляет собой интерфейс системы?

После настройки своего смартфона или устройства, даже если вы не проходили работу с мастером, вы увидите рабочий стол вашего гаджета.

Что он собой представляет? Вам будут предложены следующие символы и иконки:


Стоит отметить, что на планшетах с Андроидом в нижней строке открывается быстрое меню, где вы можете включить Wi-Fi, узнать о заряде батареи и прочей важной информации - чтобы открыть его, просто сделайте движение снизу вверх в области часов. В смартфонах под управлением этой системы для открытия меню уведомлений нужно провести пальцем по всему экрану сверху вниз.

Мы рассмотрели, как выглядит рабочий стол, теперь перейдём к основному меню Android.

Оно выполнено в форме общего списка с иконками и названием программ либо в виде нескольких рабочих столов с теми же списками приложений - ничего сложного в их просмотре нет. В общем меню вы найдёте все элементы вашего устройства, здесь есть и настройки смартфона или планшета.

Пользование интернетом на Андроид

Если вы уже установили подключение к интернету, самое время узнать, как пользоваться браузером. В случае, когда Wi-Fi выключен, активировать его вы можете в упомянутом меню уведомлений или через настройки, которые вы найдёте в меню. После того как вы откроете раздел , активируйте работу Wi-Fi, затем, устройство выполнит автоматический поиск сетей. Дело остаётся за малым - выбрать сеть из списка, ввести пароль, если это необходимо и нажать «Подключить».

Как зайти в интернет на Андроид?

Для этого следуйте таким инструкциям:

  • Выберите установленный в смартфоне или планшете браузер, откройте его.
  • Далее вы можете пользоваться браузером таким же образом, как и на компьютере - перед вами будет строка для ввода адреса, возможность добавлять вкладки, а в дополнительных иконках скрываются меню для добавления закладок, просмотра истории посещений страниц и прочее.

В целом ничего сложного в работе с браузером на планшете или смартфоне нет - если вы не знаете некоторых функций или значков, просто попробуйте их.

Мы упустили только один момент - чтобы ввести адрес сайта, вам нужна клавиатура.

Как работать с клавиатурой?

Клавиатура будет автоматически открываться всякий раз, когда вы будете нажимать на строку, где вводится тот или иной текст, сообщение. Поэтому её запуск - дело нехитрое, а если нужно убрать средство ввода просто нажмите «Назад».

О работе с клавиатурой стоит знать следующее:


Как добавить другие языки на клавиатуру?

Делается это в настройках, где есть меню, посвящённое средствам ввода - в нём вы можете добавлять языки, включать или выключать словари, выполнять прочую настройку клавиатуры.

В планшетах настройки средства ввода доступны в нижней строке, рядом с часами - соответствующий символ в виде точек появляется при каждом включении клавиатуры, поэтому можно даже не заходить в меню и не искать нужный раздел в настройках.

Как пользоваться Google Play Market?

Этот сервис представляет собой приложение, где вы найдёте тысячи всевозможных программ для вашего устройства с Android. Как правило, Play Market есть по умолчанию в меню вашего планшета или смартфона, для пользования им нужна учётная запись Google - если ранее вы не выполняли вход, то сделаете это при первом запуске магазина.

Итак, как пользоваться этим чудом? Всё очень просто - выбираете понравившееся приложение или находите его через строку поиска, нажимаете «Установить», а далее оборудование справится со всем самостоятельно.

Если вам нужно удалить программу или перенести её на карту памяти - последнее необходимо, когда на самом устройстве мало места, а сделать это вы можете в настройках. В отдельном разделе вынесены все приложения, установленные на вашем гаджете.

Файловый менеджер и как смотреть фильмы и слушать музыку на Андроид

Для просмотра файлов мультимедиа есть отдельное приложение под названием Галерея или Хранилище Мультимедиа, которое вы найдёте в главном меню. Ничего сложного в пользовании им нет, по созданным папкам распределяются фотографии, видео, находящиеся в памяти устройства или на карте.

Если же вам нужны аудиофайлы, книги и общий список файлов на устройстве - для этого существует файловый менеджер, который на системе Андроид имеет название Проводник.

Кстати, при просмотре фото и вы можете сразу же установить их на рабочий стол, или как изображение контакта из телефонной книги. В целом настройка фона, виджетов и прочих эстетических составляющих - большая и отдельная тема.

Как установить мелодию на звонок?

Если вы пользуетесь смартфоном на Андроид, то наверняка хотите слышать любимую мелодию на звонке. Делается это через настройки - зайдите в меню Звук, нажмите на строку Мелодия звонка, где вы сможете выбрать необходимый файл. Как видите, в этом меню вы можете полностью редактировать настройки звонков. Установить понравившуюся мелодию вы можете и в плеере при прослушивании музыки - в меню вы найдёте соответствующую функцию.

Благодаря этой краткой инструкции по Android вы узнали минимальный набор самых важных разделов и настроек системы, которые позволят начать своё уверенное пользование смартфоном или планшетом. Главное - не бойтесь пробовать и узнавать то, чего вы раньше не видели. В целом же пользование этой платформой наверняка будет для вас простым и понятным, ведь в ней всё продумано логично и последовательно.

На просторах Рунета сложно найти конструктивную и грамотно-поданную информацию об устройстве операционной системы Android. В большинстве своем, информация имеет раздробленный и неполных характер, отсутствует вводная часть с базовыми понятиями, что делает ее трудной для восприятия и понимания новичкам. При отсутствии базовых знаний устройства и алгоритма работы операционной системы Android невозможно производить отладку или кастомизацию прошивок, заниматься разработкой под ОС Android. Именно это и натолкнуло меня на написание данной статьи, в которой я попытаюсь, обычным и понятным языком, донести "сложные" вещи.

Материал направлен, в первую очередь, на изучение обычными пользователями и представлен в качестве вводного экскурса в мир операционных систем Android. Поэтому здесь будет представлена сжатая и поверхностная информация без технических углублений и нюансов. Данный материал будет полезен всем, кто занимается перепрошивкой и кастомизацией прошивок, разработкой под ОС Android, ремонтом мобильных компьютерных систем и обычному пользователю, для лучшего понимания принципов работы и возможностей своего Android"а.

Разделы внутренней памяти Android

Внутренняя память устройства на андроиде разбита на несколько логических дисков (разделов). Приведем классическую разметку памяти:

Bootloader - здесь находится программа (загрузчик), позволяющая запускать операционную систему Android, Recovery и другие сервисные режимы.

Recovery - как видно из названия, тут установлено инженерное меню восстановления или просто Рекавери.

Boot - сердце Андроид ОС, тут находится ядро, драйвера и настройки управления процессором и памятью.

System - системный раздел, в котором находятся все, необходимые для работы Android ОС, файлы, это как папка Windows на вашем диске С:\ (здесь и далее будev проводить ассоциацию с ОС Windows)

Data - раздел для установки приложений и хранения их данных. (Program files)

User - это всем известная sdcard или, проще говоря, место под пользовательские файлы (Мои документы).Здесь мы вынуждены сделать отступление, т.к. размещение данного раздела имеет несколько вариантов:

  • Раздел отсутствует во внутренней памяти, а вместо него используется внешний накопитель — самый популярный вариант. (рис.1)
  • В устройствах со встроенной памятью большого размера, данный раздел видится как sdcard, а внешняя карта памяти видится как sdcard2 или extsd (могут быть и другие варианты названия). Обычно, встречается на устройствах с Android 3.2. (Рис.2 Вариант 1)
  • Данный вариант пришел на смену предыдущему варианту, вместе с Андроид 4.0. Раздел User заменили папкой media на разделе Data, что позволило использовать всю доступную пользователю память для установки программ и хранения данных, а не то количество, что выделил нам производитель. Иными словами sdcard и data являются одним целым. (Рис.2 Вариант 2)

Теперь, когда мы знаем, что и где находится, давайте разберемся для чего оно там и как эта информация может быть нам полезна.

Начнем с Bootloader. Это загрузчик, который запускает Андроид, рекавери и т.п. Когда мы нажимаем кнопку включения, запускается загрузчик и, если нет дополнительных команд (зажатых клавиш), запускает загрузку boot. Если же была зажата комбинация клавиш (у каждого устройства она своя) то запускает, в зависимости от команды, recovery, fastboot или apx. На рисунке ниже наглядно показано, что запускает Bootloader и как взаимосвязаны разделы.

Как видно из рисунка №3, раздел Recovery не влияет на загрузку Андроид ОС, но зачем же он тогда нужен? Давайте попробуем разобраться.

Recovery (рекавери) по сути является маленькой утилитой на ядре Linux и загружается не зависимо от Андроид. Его штатный функционал не богат: можно сбросить аппарат до заводских настроек или же обновить прошивку(заранее скачанную на sdcard). Но, благодаря народным умельцам, у нас есть модифицированные рекавери, через которые можно устанавливать модифицированные (кастомные) прошивки, настраивать андроид, создавать резервные копии и многое другое. Наличие или отсутствие рекавери, а также его версия не влияют на работоспособность Андроид ОС (очень частый вопрос на форумах).

Особо внимательные читатели могли заметить на Рис.3 некий Fastboot. Это интерфейс для работы напрямую с разделами внутренней памяти, при помощи командной строки. Через него можно прошить рекавери, ядро или новую версию прошивки, или же форматировать (удалить всю информацию) тот или иной раздел.

Раз уж зашла речь об интерфейсах, хочу рассказать о еще одном, довольно известном,- adb (android debugbridge). Это, так называемый, режим отладки и назван он так неспроста - через него можно отслеживать работу, как системы в целом, так и отдельных приложений. Но это еще не все, при помощи adb можно получить полный доступ к файловой системе устройства и изменять системные файлы или же вытянуть важную информацию, когда ваш девайс завис на загрузке. Все функции режима отладки описывать не буду т.к. моя цель донести общую информацию, а не подробный обзор о функциях того или иного режима.

Разобравшись с теорией, давайте запустим Андроид ОС.

Нажимаем кнопку питания — запускается Bootloader, который загружает Ядро (boot), оно, в свою очередь, запускает систему (System), ну, а она уже подгружает программы (data) и пользовательское пространство (user). (Рис.3)

А теперь перейдем в корневой каталог и посмотрим на внутренности самой Android OS:

В этой схеме мы привели, только необходимые для ознакомления, директории. На самом деле их гораздо больше и на обзор только одной папки System понадобится целая статья.

И так, папка data. Как можно догадаться из названия, она как-то связана с данными, но с какими? Да практически со всеми, это и данные о синхронизации и аккаунтах, пароли к точкам доступа wifi и настройки vpn, и так далее. Среди всего прочего тут можно обнаружить папки app, data и dalvik-cache - рассмотрим их назначение:

  • app - сюда устанавливаются программы и игры.
  • data - здесь хранятся данные приложений, их настройки, сэйвы игр и прочая информация.
  • dalvik-cache - программная область кэш-памяти для программы Dalvik. Dalvik это Java-виртуальная машина, которая является основой для работы программ, имеющих *.apk расширение.
  • Для того, чтобы сделать запуск программ быстрее — создается их кэш.

Папка System хранит в себе системные данные и все необходимое для работы ОС. Давайте рассмотрим некоторые из этих папок:

  • app - здесь находятся системные приложения (смс, телефон, календарь, настройки и т.п.), а так же приложения установленные производителем устройства (фирменные виджеты, живые обои и т.д.).
  • fonts - системные шрифты
  • media - содержит стандартные мелодии звонков, уведомлений, будильников и звуков интерфейса, а так же загрузочную анимацию (bootanimation)
  • build.prop - Этот файл упоминается, чуть ли не первым, в разговорах и статьях о тонкой настройке системы. В нем содержится огромное количество настроек, таких как плотность экрана, время задержки сенсора приближения, управление wifi, имя и производитель устройства и многие другие параметры.

Права суперпользователя Root в ОС Android

Как и в любой Linux-подобной системе, в операционной системе Android доступ к системным файлам и директориям осуществляется при наличии прав суперпользователя Root. В даном разделе мы решили рассмотреть принцип работы прав суперпользователя ОС Android, возможность редактирования системных файлов или логических разделов файлового пространства при наличии прав суперпользователя Root.

— Знать что в какой папке это хорошо, но можно ли что-то с этим сделать?

— Да! Но нужны права суперпользователя (root) или, если проводить аналогию с Windows, права Администратора. Изначально все устройства на Андроид идут без root прав для конечного пользователя, т.е. покупая девайс, мы не являемся в нем полноценными хозяевами. Это сделано как для защиты от вредоносных программ, так и от самого пользователя - ведь, в неумелых руках, полный доступ к системе может привести к «смерти» операционной системы и последующей необходимости в перепрошивке устройства.

«Ну и в чем польза такой опасной штуки?» — спросите Вы.

Сейчас расскажем:

  • Возможность делать резервные копии данных и восстанавливать их после прошивки или случайного удаления.
  • Тонкая настройка системы вручную или при помощи специальных программ.
  • Удаление системных приложений, мелодий, обоев и т.п.
  • Изменение внешнего вида ОС (например, отображение заряда батареи в процентах)
  • Добавление функционала (поддержка ad-hoc сетей, к примеру)

Данный список можно продолжать еще долго, но, думаю, данных примеров будет достаточно для представления о возможностях и широте применения root привилегий.

— Это все здорово, но теперь любая программа сможет получить доступ к «сердцу» операционки и моим данным?

— Нет. Вы сами решаете разрешить, тому или иному приложению, получить root доступ, или нет. Для этого существует программа Superuser или ее продвинутая сестра SuperSU. Без этой или подобной программы воспользоваться root не возможно.

Как видите, Андроид не такая уж и сложная операционная система для понимания пользователя. Если вы ранее имели опыт работы с Linux-подобными операционными системами, вы найдете много схожего с Android системами и это сходство обосновано. Android система является производной и построенной на базе ядра Linux. Надеюсь, после прочтения статьи, вы узнали что-то новое или получили ответ на давно интересовавший вопрос.

Для каждого обладателя планшета или телефона на базе андроид необходимо знать, где находятся те или иные файлы. С помощью такой информации можно лучше разобраться в самом устройстве. К примеру, это упрощает процесс передачи контактов, файлов установки между устройствами.

Файловая система отличается множество характеристик, которые не всегда понятны обычному пользователю, привыкшему использовать операционную систему Виндоус на компьютере. Перейдя по ссылке , можно подробнее узнать о файловой системе Андроид. Изучив основные моменты, каждый сможете перенести файлы, очистить память гаджета, осуществить другие важные функции без возникновения какой-либо системной ошибки.

Основные характеристики

Андроид работает на операционной системе Linux (для простоты понимания, большинство компьютеров – Windows). Файловая структура представлена в виде одного «дерева», из-за чего не всегда получается просто и быстро узнать расположение определенного файла/папки/приложения.

Нужно понимать, что система является чувствительной к регистру. К примеру, на компьютере нельзя создать такие папки с одним названием (написанным разными буквами – заглавными, строчными) в корневом каталоге, так как система их воспримет в качестве одинаковых. Говоря об андроиде, то тут все по-другому. Мобильная система считает их разными.

В случае если планшет или смартфон имеет Root-доступ, то осуществляется возможность поиска папок, которые не отображены на обычном гаджете (как пример – Secure, где остаются данные о приложениях, перенесенных в флэш-карту). Многие из пользователей думают, что она бесполезна и сразу удаляют, чтобы очистить как можно больше памяти, из-за чего невозможно запустить приложение.

Если возникла необходимость, можно просто создать собственную папку, в которой можно хранить любые данные, в том числе игры. Но нельзя забывать о корректности названий для того чтобы в дальнейшем без проблем вносить изменения.

Установочные файлы: передача другим устройствам

В некоторых случаях может возникнуть необходимости передачи установочного файла с одного устройство на другое. Чаще всего, это происходит тогда, когда нет времени на поиски в Google Play. Для этого следует найти данный файл (расширение.apk), после чего передать при помощи Bluetooth.

Те, кто использует iPhone давно, знают, как работали ранние версии iOS. Фактически это была однозадачная операционка, которая позволяла работать в фоне или прерывать работу текущего приложения только предустановленным приложениям: вы читаете книжку, вам звонят - книгочиталка сворачивается, и на экране появляется окно звонка. А вот обратная операция невозможна: книгочиталка не только не может прервать работу других приложений, но и будет убита сразу после сворачивания.

Смысл существования такой системы, конечно же, в том, чтобы сэкономить процессор, оперативную память, а также ресурс батареи. Благодаря ей (но не только) iPhone мог работать быстро в условиях ограниченных ресурсов и очень бережно относился к батарее.

Как устроена операционная система Андроид

Android всегда работал иначе. Здесь можно запустить множество различных приложений и все они будут оставаться в памяти и даже смогут работать в фоне. Вы открываете браузер, вводите адрес и, пока загружается страница, запускаете почтовый клиент и читаете письма. Все как на десктопе, с тем исключением, что вам не нужно заботиться о закрытии приложений, система сделает это сама, когда оперативная память подойдет к концу или ее не хватит для размещения запускаемого приложения (само собой, в первую очередь в расход пойдут редко используемые приложения). Этот механизм называется lowmemorykiller .

Имея права root, настройки lowmemorykiller можно регулировать напрямую или с помощью специальных приложений

Важным элементом системы многозадачности были службы (service). Это особые компоненты приложений, которые могли работать в фоне абсолютно в любых условиях: включен экран или выключен, свернуто приложение или развернуто, службам плевать даже на то, запущено ли родительское приложение вообще. Оно просто говорило: «Эй, Android, мне нужны ресурсы процессора, я хочу сделать некоторые расчеты» - и получало эти ресурсы. В терминологии Android такой запрос к системе называется wakelock (а если точнее - процессорный wakelock).

Однако поддержка такого мощного и полезного инструмента сыграла с Google злую шутку. Появилось огромное количество приложений, которые плодили службы на каждый чих, постоянно выполняли какую-то работу и не давали смартфону спать. Установив на смартфон сотню приложений, пользователь получал несколько десятков служб, каждая из которых периодически что-то делала (обновить ленту твиттера, пока телефон спит, - это же так важно).

Дела обстояли настолько плачевно, что китайские производители, не обремененные задачей сохранить совместимость с оригинальным Android (это требуется, если хотите устанавливать на свои смартфоны Play Store), просто отключили в своих смартфонах механизмы поддержания жизненного цикла служб для несистемных приложений.

Продвинутые юзеры шли другим путем: они получали права root и устанавливали приложение Greenify, которое позволяло заморозить службы выбранных приложений так, чтобы их уже никто не смог разбудить. Существовали и более радикальные варианты, например снести весь софт, которым пользуешься реже одного раза в сутки.

Сама Google также предпринимала определенные действия для борьбы с «ядовитыми» службами. Большой шаг в этом направлении был сделан в Android 4.4, где появился интеллектуальный механизм, который определял, не работает ли служба слишком много времени и не сильно ли она грузит процессор, и, если это оказывалось так, прибивал ее на месте и не давал запуститься. Даже на поверхностный взгляд эта версия системы жила на батарейке заметно дольше предыдущих.

В Android 6.0 Google пошла еще дальше и оснастила ее механизмом Doze , который после определенного времени неактивности смартфона (около одного часа) переводил его в специальный энергосберегающий режим. Одна из особенностей этого режима - запрет на wakelock, то есть ни приложения, ни службы просто не могут разбудить смартфон, чтобы выполнить какую-либо работу. На глаз Android 6.0 не стал жить дольше, так что неизвестно, сработал ли этот механизм вообще.


Шкала работы Doze

И наконец, в Android 8.0 Google пошла на радикальный шаг - запретила работу фоновых служб. Но с двумя исключениями:

Приложение в некоторых случаях, например когда оно находится на экране, может запускать службы, но Android прибьет их после ухода приложения в сон.
Видимые пользователю службы до сих пор разрешены. Это так называемый foreground service , служба, которая видна в панели уведомлений и имеет иконку в статусбаре.

Казалось бы, да, службы - это зло, но как теперь быть таким приложениям, как противоугонное, которое должно работать незаметно в фоне? Или тот же почтовый клиент? Из-за необходимости периодически проверять почту он должен висеть в панели уведомлений?

На самом деле нет. Google шла к запрету служб еще с версии 5.0, где появился так называемый JobScheduler . Это специальная подсистема, которая позволяет приложениям попросить Android выполнить ту или иную работу в такое-то время или при возникновении такого-то события (подключение к интернету, например). И да, JobScheduler сильно напоминает аналогичную функцию из iOS.

Binder

Вопреки расхожему мнению, Android с самых первых версий использовал песочницы для изоляции приложений. И реализованы они были весьма интересным образом. Каждое приложение запускалось от имени отдельного пользователя Linux и, таким образом, имело доступ только к своему каталогу внутри /data/data .

Друг с другом и с операционной системой приложения могли общаться только через IPC-механизм Binder , который требовал авторизации на выполнение того или иного действия. Этот же механизм использовался и для несколько других целей: с его помощью система оповещала приложения о системных событиях, таких как входящий вызов, пришедшее СМС, втыкание зарядки и так далее. Приложения получали сообщения и могли на них отреагировать.


Работу Binder обеспечивают драйвер в ядре Linux и Service Manager

Эта особенность дала Android очень широкие возможности автоматизации, о которых мы знаем благодаря таким приложениям, как Tasker, Automate или Locale. Все эти приложения доступны и для Android 8, разве что некоторые опасные возможности, такие как включение/выключение режима полета, теперь запрещены для использования обычными приложениями.

Система оповещения базируется на интентах (intent) , специальном механизме, реализованном поверх Binder и предназначенном для обмена информацией между приложениями (или ОС и приложениями), а также запуска компонентов приложений. С помощью интентов можно оповещать приложения о событиях, попросить систему открыть приложение для обработки определенных типов данных (например, чтобы открыть определенную страницу в браузере, достаточно послать широковещательный интент со ссылкой на страницу, и на него откликнутся все приложения, способные отображать веб-страницы, либо только дефолтовый браузер) или просто запустить компонент того или иного приложения. Например, приложения в Android запускаются не напрямую, а с помощью интентов.

К сожалению, как и службы, интенты стали проблемой для Google и пользователей Android. Дело в том, что широковещательные интенты, используемые для уведомления приложений о событиях, приходят сразу ко всем приложениям, которые заявили, что способны на них реагировать. А чтобы приложение смогло среагировать на интент, его надо запустить. Картина получается такая: на смартфоне есть двадцать приложений, которые могут реагировать на интент android.net.conn.CONNECTIVITY_CHANGE, и при каждом подключении к сети и отключении от нее система запускает эти приложения, чтобы они смогли среагировать на интент. Как это сказывается на энергопотреблении - представьте сами.

Google исправила это недоразумение опять же в Android 8.0. Теперь приложения могут регистрировать обработчики широковещательных интентов только во время своей работы (за небольшими исключениями).

Сервисы Google

Google любит бравировать тем, что Android - операционная система с открытым исходным кодом. Это, конечно же, не совсем так. С одной стороны, код Android действительно открыт, и именно поэтому мы имеем доступ к такому количеству разнообразных кастомных прошивок. С другой стороны, собрав Android из официальных исходников, вы получите систему без нескольких важных компонентов: 1) отдельных драйверов, исходники которых производитель прячет, как коммерческую тайну, 2) сервисов Google, которые нужны в первую очередь для получения доступа к аккаунту, запуска Google Play и облачного бэкапа.

Сервисы Google (Google Mobile Services) также отвечают за многие другие вещи, включая поддержку push-уведомлений, Instant Apps, Google Maps, доступ к календарю, определение местоположения по сотовым вышкам и Wi-Fi-роутерам, механизм Smart Lock, позволяющий разблокировать устройство в зависимости от некоторых условий.

В современных версиях Android сервисы Google взяли на себя настолько большую часть работы, что жить без них оказывается хоть и возможно, но очень проблематично. А с ними тоже невесело: минимальный вариант пакета GApps (который содержит только сервисы Google и Google Play) весит больше 120 Мбайт, а сами сервисы славятся своей любовью к оперативке и заряду батареи. А еще они закрыты, то есть о том, что они могут делать, знает только сама Google.


Скачать пакет с сервисами и приложениями Google для кастомной прошивки можно с сайта opengapps.org (слово open не означает, что они открыты)

Именно поэтому на свет появился проект microG, задача которого - воссоздать самую важную функциональность сервисов Google в открытом коде. Уже сейчас microG позволяет получить доступ к своему аккаунту, активировать push-уведомления, доступ к картам Google и определению местоположения по сотовым вышкам. И все это при размере в четыре мега и почти полном отсутствии требований к оперативке и ресурсу батареи.

У проекта есть собственная сборка прошивки LineageOS, которая из коробки включает в себя microG и все необходимые для его работы модификации.

Ядро Linux и рантайм

Android основан на ядре Linux. Ядро управляет ресурсами смартфона, в том числе доступом к железу, управлением оперативной и постоянной памятью, запуском, остановкой и переносом процессов между ядрами процессора и многими другими задачами. Как и в любой другой ОС, ядро - это сердце Android, центральная часть, без которой все остальное развалится.


Слоеный пирог Android

Наличие ядра Linux, а также частично совместимой со стандартом POSIX среды исполнения (в первую очередь это библиотека bionic, основанная на реализации стандартной библиотеки языка С из OpenBSD) делает Android совместимым с приложениями для Linux. Например, система аутентификации wpa_supplicant, применяемая для подключения к Wi-Fi-сетям, здесь точно такая же, как в любом дистрибутиве Linux. В ранних версиях Android использовался стандартный bluetooth-стек Linux под названием bluez (позже его заменили реализацией от Qualcomm под названием Bluedroid). Здесь даже есть своя консоль с набором стандартных UNIX/Linux-команд, реализованных в наборе Toybox, изначально созданном для встраиваемых Linux-систем.

Большинство консольных приложений, написанных для Linux, можно портировать в Android простой перекомпиляцией с помощью кросс-компилятора (главное - использовать статическую компиляцию, чтобы не получить конфликт библиотек), а имея права root, на Android-девайсе можно без всяких проблем запустить полноценный . Один нюанс - доступ к нему можно будет получить либо только через консоль, либо используя VNC-соединение. Также существует проект Maru OS, позволяющий использовать смартфон в качестве ПК на базе Debian при подключении к монитору. Ту же функцию обещает при подключении своих смартфонов к монитору с помощью дока DeX.


Старый добрый mc, запущенный в Android

Начиная с версии 4.4 Android умеет использовать систему принудительного контроля доступа SELinux для защиты от взлома и получения прав root. SELinux разработана Агентством национальной безопасности США и, если не вдаваться в детали, позволяет ограничить приложения (в том числе системные низкоуровневые компоненты) в возможностях. И речь вовсе не о полномочиях, которые юзер предоставляет приложениям, а о таких вещах, как системные вызовы и доступ к тем или иным файлам, невзирая на стандартные права доступа UNIX.

Серия уязвимостей Stagefright, поразивших Android несколько лет назад, позволяла получить контроль над устройством, просто заставив юзера открыть пришедшую MMS или специальный файл в браузере. Проблема состояла в мультимедиафреймворке Stagefright, содержащем сразу несколько уязвимостей переполнения буфера. При открытии специальным образом подготовленного мультимедиафайла эксплоит использовал уязвимость и запускал на устройстве код от имени Stagefright (который работал под рутом).

Все эти баги Google благополучно закрыла, а также поработала над модуляризацией кода фреймворка и его запуском в специальных доменах SELinux. Эти домены запрещают компонентам, ответственным за обработку мультимедиа, использовать большую часть системных вызовов Linux, включая системные вызовы группы execve, которые как раз и были причастны к запуску зловредного кода.

Сегодня SELinux используется для защиты почти всех системных компонентов Android. И это стало причиной резкого снижения количества найденных багов в Android. Но привело к фокусировке взломщиков на ядре, а точнее тех самых закрытых драйверах, аудит кода которых никто не проводил и безопасность которых не гарантирована (а она, как оказалось, находится в плачевном состоянии).

(1 оценок, среднее: 5,00 из 5)

Как работает Android

Узнать о скрытых возможностях программных систем можно, поняв принцип их работы. В некоторых случаях сделать это затруднительно, так как код системы может быть закрыт, но в случае Android мы можем изучить всю систему вдоль и поперек. В этой статье я не буду рассказывать обо всех нюансах работы Android и остановлюсь только на том, как происходит запуск ОС и какие события имеют место быть в промежутке между нажатием кнопки питания и появлением рабочего стола.

Попутно я буду пояснять, что мы можем изменить в этой цепочке событий и как разработчики кастомных прошивок используют эти возможности для реализации таких вещей, как тюнинг параметров ОС, расширение пространства для хранения приложений, подключение swap, различных кастомизаций и многого другого. Всю эту информацию можно использовать для создания собственных прошивок и реализации различных хаков и модификаций.

Шаг первый. U-BOOT и таблица разделов

Все начинается с первичного загрузчика. После включения питания система исполняет код загрузчика, записанного в постоянную память устройства. Чаще всего его роль выполняет модифицированная версия загрузчика u-boot со встроенной поддержкой протокола fastboot, но производитель мобильного чипа или смартфона/планшета имеет право выбрать и любой другой загрузчик на его вкус. Например, компания Rockchip использует собственный, несовместимый с fastboot загрузчик, и для его перепрограммирования и управления им приходится использовать проприетарные инструменты.

Протокол fastboot, в свою очередь, представляет собой систему управления загрузчиком с ПК, которая позволяет выполнять такие действия, как разлочка загрузчика, прошивка нового ядра и recovery, установка прошивки и многие другие. Смысл существования fastboot в том, чтобы иметь возможность восстановить смартфон в начальное состояние в ситуации, когда все остальные средства не работают. Fastboot останется на месте, даже если в результате экспериментов ты сотрешь со смартфона все содержимое всех разделов NAND-памяти, потеряв доступ и к Android, и к recovery.

Получив управление, u-boot проверяет таблицу разделов и передает управление ядру, прошитому в раздел с именем boot, после чего ядро извлекает в память RAM-образ из того же раздела и начинает загрузку либо Android, либо консоли восстановления. NAND-память в Android-устройствах поделена на шесть условно обязательных разделов:

  • boot - содержит ядро и RAM-диск, обычно имеет размер в районе 16 Мб;
  • recovery - консоль восстановления, состоит из ядра, набора консольных приложений и файла настроек, размер 16 Мб;
  • system - содержит Android, в современных девайсах имеет размер не менее 1 Гб;
  • cache - предназначен для хранения кешированных данных, также используется для сохранения прошивки в ходе OTA-обновления и поэтому имеет размер, сходный с размерами раздела system;
  • userdata - содержит настройки, приложения и данные пользователя, ему отводится все оставшееся пространство NAND-памяти;
  • misc - содержит флаг, определяющий, в каком режиме должна грузиться система: Android или recovery.

В терминологии Linux RAM-диск - это своего рода виртуальный жесткий диск, существующий только в оперативной памяти. На раннем этапе загрузки ядро извлекает содержимое диска из образа и подключает его как корневую файловую систему (rootfs).

Кроме них, также могут существовать и другие разделы, однако общая разметка определяется еще на этапе проектирования смартфона и в случае u-boot зашивается в код загрузчика. Это значит, что: 1) таблицу разделов нельзя убить, так как ее всегда можно восстановить с помощью команды fastboot oem format; 2) для изменения таблицы разделов придется разлочить и перепрошить загрузчик с новыми параметрами. Из этого правила, однако, бывают исключения. Например, загрузчик того же Rockchip хранит информацию о разделах в первом блоке NAND-памяти, так что для ее изменения перепрошивка загрузчика не нужна.

Особенно интересен раздел misc. Существует предположение, что изначально он был создан для хранения различных настроек независимо от основной системы, но в данный момент используется только для одной цели: указать загрузчику, из какого раздела нужно грузить систему - boot или recovery. Эту возможность, в частности, использует приложение ROM Manager для автоматической перезагрузки системы в recovery с автоматической же установкой прошивки. На ее же основе построен механизм двойной загрузки Ubuntu Touch, которая прошивает загрузчик Ubuntu

в recovery и позволяет управлять тем, какую систему грузить в следующий раз. Стер раздел misc - загружается Android, заполнил данными - загружается recovery... то есть Ubuntu Touch.

Часть кода загрузчика, определяющая таблицу разделов:

static struct partition partitions = { { "-", 123 }, { "xloader", 128 }, { "bootloader", 256 }, /* "misc" partition is required for recovery */ { "misc", 128 }, { "-", 384}, { "efs", 16384 }, { "recovery", 8*1024 }, { "boot", 8*1024 }, { "system", 512*1024 }, { "cache", 256*1024 }, { "userdata", 0 }, { 0, 0 } };

Шаг второй. Раздел boot

Если в разделе misc не стоит флаг загрузки в recovery, u-boot передает управление коду, расположенному в разделе boot. Это не что иное, как ядро Linux; оно находится в начале раздела, а сразу за ним следует упакованный с помощью архиваторов cpio и gzip образ RAM-диска, содержащий необходимые для работы Android каталоги, систему инициализации init и другие инструменты. Никакой файловой системы на разделе boot нет, ядро и RAM-диск просто следуют друг за другом. Содержимое RAM-диска такое:

  • data - каталог для монтирования одноименного раздела;
  • dev - файлы устройств;
  • proc - сюда монтируется procfs;
  • sbin - набор подсобных утилит и демонов (adbd, например);
  • res - набор изображений для charger (см. ниже);
  • sys - сюда монтируется sysfs;
  • system - каталог для монтирования системного раздела;
  • charger - приложение для отображения процесса зарядки;
  • build.prop - системные настройки;
  • init - система инициализации;
  • init.rc - настройки системы инициализации;
  • ueventd.rc - настройки демона uventd, входящего в состав init.

Это, если можно так выразиться, скелет системы: набор каталогов для подключения файловых систем из разделов NAND-памяти и система инициализации, которая займется всей остальной работой по загрузке системы. Центральный элемент здесь - приложение init и его конфиг init.rc, о которых во всех подробностях я расскажу позже. А пока хочу обратить внимание на файлы charger и ueventd.rc, а также каталоги sbin, proc и sys.

Файл charger - это небольшое приложение, единственная задача которого в том, чтобы вывести на экран значок батареи. Он не имеет никакого отношения к Android и используется тогда, когда устройство подключается к заряднику в выключенном состоянии. В этом случае загрузки Android не происходит, а система просто загружает ядро, подключает RAM-диск и запускает charger. Последний выводит на экран иконку батареи, изображение которой во всех возможных состояниях хранится в обычных PNG-файлах внутри каталога res.

Файл ueventd.rc представляет собой конфиг, определяющий, какие файлы устройств в каталоге sys должны быть созданы на этапе загрузки системы. В основанных на ядре Linux системах доступ к железу осуществляется через специальные файлы внутри каталога dev, а за их создание в Android отвечает демон ueventd, являющийся частью init. В нормальной ситуации он работает в автоматическом режиме, принимая команды на создание файлов от ядра, но некоторые файлы необходимо создавать самостоятельно. Они перечислены в ueventd.rc.

Каталог sbin в стоковом Android обычно не содержит ничего, кроме adbd, то есть демона ADB, который отвечает за отладку системы с ПК. Он запускается на раннем этапе загрузки ОС и позволяет выявить возможные проблемы на этапе инициализации ОС. В кастомных прошивках в этом каталоге можно найти кучу других файлов, например mke2fs, которая может потребоваться, если разделы необходимо переформатировать в ext3/4. Также модеры часто помещают туда BusyBox, с помощью которого можно вызвать сотни Linux-команд.

В процессе загрузки Android отображает три разных загрузочных экрана: первый появляется сразу после нажатия кнопки питания и прошит в ядро Linux, второй отображается на ранних этапах инициализации и записан в файл /initlogo.rle (сегодня почти не используется), последний запускается с помощью приложения bootanimation и содержится в файле /system/media/bootanimation.zip.

Каталог proc для Linux стандартен, на следующих этапах загрузки init подключит к нему procfs, виртуальную файловую систему, которая предоставляет доступ к информации обо всех процессах системы. К каталогу sys система подключит sysfs, открывающую доступ к информации о железе и его настройкам. С помощью sysfs можно, например, отправить устройство в сон или изменить используемый алгоритм энергосбережения.

Файл build.prop предназначен для хранения низкоуровневых настроек Android. Позже система обнулит эти настройки и перезапишет их значениями из недоступного пока файла system/build.prop.

Шаг второй, альтернативный. Раздел recovery

В том случае, если флаг загрузки recovery в разделе misc установлен или пользователь включил смартфон с зажатой клавишей уменьшения громкости, u-boot передаст управление коду, расположенному в начале раздела recovery. Как и раздел boot, он содержит ядро и RAM-диск, который распаковывается в память и становится корнем файловой системы. Однако содержимое RAM-диска здесь несколько другое.

В отличие от раздела boot, выступающего в роли переходного звена между разными этапами загрузки ОС, раздел recovery полностью самодостаточен и содержит миниатюрную операционную систему, которая никак не связана с Android. У recovery свое ядро, свой набор приложений (команд) и свой интерфейс, позволяющий пользователю активировать служебные функции.

В стандартном (стоковом) recovery таких функций обычно всего три: установка подписанных ключом производителя смартфона прошивок, вайп и перезагрузка. В модифицированных сторонних recovery, таких как ClockworkMod и TWRP, функций гораздо больше. Они умеют форматировать файловые системы, устанавливать прошивки, подписанные любыми ключами (читай: кастомные), монтировать файловые системы на других разделах (в целях отладки ОС) и включают в себя поддержку скриптов, которая позволяет автоматизировать процесс прошивки и многие другие функции.

С помощью скриптов, например, можно сделать так, чтобы после загрузки recovery автоматически нашел на карте памяти нужные прошивки, установил их и перезагрузился в Android. Эта возможность используется инструментами ROM Manager, autoflasher, а также механизмом автоматического обновления CyanogenMod и других прошивок.

Кастомные рекавери также поддерживают скрипты бэкапа, располагающиеся в каталоге /system/addon.d/. Перед прошивкой recovery проверяет наличие скриптов и выполняет их перед тем, как произвести прошивку. Благодаря таким скриптам gapps не исчезают после установки новой версии прошивки.

Шаг третий. Инициализация

Итак, получив управление, ядро подключает RAM-диск и по окончании инициализации всех своих подсистем и драйверов запускает процесс init, с которого начинается инициализация Android. Как я уже говорил, у init есть конфигурационный файл init.rc, из которого процесс узнает о том, что конкретно он должен сделать, чтобы поднять систему. В современных смартфонах этот конфиг имеет внушительную длину в несколько сот строк и к тому же снабжен прицепом из нескольких дочерних конфигов, которые подключаются к основному с помощью директивы import. Тем не менее его формат достаточно простой и по сути представляет собой набор команд, разделенных на блоки.

Каждый блок определяет стадию загрузки или, выражаясь языком разработчиков Android, действие. Блоки отделены друг от друга директивой on, за которой следует имя действия, например on early-init или on post-fs. Блок команд будет выполнен только в том случае, если сработает одноименный триггер. По мере загрузки init будет по очереди активировать триггеры early-init, init, early-fs, fs, post-fs, early-boot и boot, запуская таким образом соответствующие блоки команд.

Если конфигурационный файл тянет за собой еще несколько конфигов, перечисленных в начале (а это почти всегда так), то одноименные блоки команд внутри них будут объединены с основным конфигом, так что при срабатывании триггера init выполнит команды из соответствующих блоков всех файлов. Это сделано для удобства формирования конфигурационных файлов для нескольких устройств, когда основной конфиг содержит общие для всех девайсов команды, а специфичные для каждого устройства записываются в отдельные файлы.

Наиболее примечательный из дополнительных конфигов носит имя initrc.имя_ устройства.rc где имя переменной определяется автоматически на основе содержимого файла ro.hardware. Это платформенно-зависимый конфигурационный файл, который содержит блоки команд, специфичные для конкретного устройства. Кроме команд, отвечающих за тюнинг ядра, он также содержит примерно такую команду:

mount_all ./fstab.имя_устройства

Она означает, что теперь init должен подключить все файловые системы, перечисленные в файле./fstab.имя_устройства, который имеет следующую структуру:

Имя_устройства_(раздела) точка_монтирования файловая_система опции_фс прочие опции

Обычно в нем содержатся инструкции по подключению файловых систем из внутренних NAND-разделов к каталогам /system (ОС), /data (настройки приложений) и /cache (кешированные данные). Однако, слегка изменив этот файл, мы можем заставить init загрузить систему с карты памяти. Для этого достаточно разбить карту памяти на три-четыре раздела: 1 Гб / ext4, 2 Гб / ext4, 1 Гб / ext4 и оставшееся пространство fat32. Далее необходимо определить имена разделов карты памяти в каталоге /dev (для разных устройств они отличаются) и заменить ими оригинальные имена устройств в файле fstab.

В конце блока boot init, скорее всего, встретит команду class_start default, которая сообщит, что далее следует запустить все перечисленные в конфиге службы, имеющие отношение к классу default. Описание служб начинается с директивы service, за которой следует имя службы и команда, которая должна быть выполнена для ее запуска. В отличие от команд, перечисленных в блоках, службы должны работать все время, поэтому на протяжении всей жизни смартфона init будет висеть в фоне и следить за этим.

Современный Android включает в себя десятки служб, но две из них имеют особый статус и определяют весь жизненный цикл системы.

Шаг четвёртый. Zygote и App_process

На определенном этапе загрузки init встретит в конце конфига примерно такой блок:

service zygote /system/bin/app_process -Xzygote /system/bin --zygote --start-system-server class default socket zygote stream 660 root system onrestart write /sys/android_power/request_state wake onrestart write /sys/power/state on onrestart restart media onrestart restart netd

Это описание службы Zygote, ключевого компонента любой Android-системы, который ответственен за инициализацию, старт системных служб, запуск и остановку пользовательских приложений и многие другие задачи. Zygote запускается с помощью небольшого приложения /system/bin/app_process, что очень хорошо видно на приведенном выше куске конфи-га. Задача app_proccess - запустить виртуальную машину Dalvik, код которой располагается в разделяемой библиотеке /system/lib/libandroid_runtime.so, а затем поверх нее запустить Zygote.

Когда все это будет сделано и Zygote получит управление, он начинает формирование среды исполнения Java-приложений с помощью загрузки всех Java-классов фреймворка (сейчас их более 2000). Затем он запускает system_server, включающий в себя большинство высокоуровневых (написанных на Java) системных сервисов, в том числе Window Manager, Status Bar, Package Manager и, что самое важное, Activity Manager, который в будущем будет ответственен за получение сигналов о старте и завершении приложений.

После этого Zygote открывает сокет /dev/socket/zygote и уходит в сон, ожидая данные. В это время запущенный ранее Activity Manager посылает широковещательный интент Intent.CATEGORY_HOME, чтобы найти приложение, отвечающее за формирование рабочего стола, и отдает его имя Zygote через сокет. Последний, в свою очередь, форкается и запускает приложение поверх виртуальной машины. Вуаля, у нас на экране появляется рабочий стол, найденный Activity Manager и запущенный Zygote, и статусная строка, запущенная system_server в рамках службы Status Bar. После тапа по иконке рабочий стол пошлет интент с именем этого приложения, его примет Activity Manager и передаст команду на старт приложения демону Zygote.

Все это может выглядеть несколько непонятно, но самое главное - запомнить три простые вещи:

Во многом Android сильно отличается от других ОС, и с наскоку в нем не разобраться. Однако, если понять, как все работает, открываются просто безграничные возможности. В отличие от iOS и Windows Phone, операционка от гугла имеет очень гибкую архитектуру, которая позволяет серьезно менять ее поведение без необходимости писать код. В большинстве случаев достаточно подправить нужные конфиги и скрипты.

][ 05.14