С миру по нитке

История строительства каналов в амстердаме. Панорама Каналы Амстердама. Виртуальный тур Каналы Амстердама. Достопримечательности, карта, фото, видео. Амстердам. “Золотая излучина”

Одной из главных достопримечательностей Амстердама являются его многочисленные каналы, делящие город на 90 островов. Поэтому столицу Нидерландов часто называют Северной Венецией: в городе проложено около 165 водных артерий общей протяженностью более ста километров. Над водными артериями переброшено около 1500 мостов. Основных каналов всего четыре: Сингел, Кейзерсграхт, Херенграхт и Принсенграхт.

Вырытый в 1428 году, изначально назывался Стейдеграхт (нидерл. Stedegracht - Городской канал) и являлся рвом, защищающим Амстердам с запада. По мере роста города его удлиняли и расширяли, но в 1585 году произошел строительный бум, в результате которого Сингел стал полноценным внутренним каналом. Сейчас он соединяет и реку Амстел, впадая в нее неподалеку от площади Мюнтплейн.






Второй по величине канал Амстердама носит название (нидерл. Herengracht - господский). Его строительство началось в XVII веке, изначально он пролегал до Лейдсеграхта, но затем был продлен до Амстела. Вдоль канала расположены красивейшие двух-трехэтажные домики, поражающие своей изысканностью и необычными формами. Этот район называется "Золотая излучина" (нидерл. GoudenBocht) и считается самым престижным в городе.

Третий канал получил название (нидерл. Keizersgracht - Императорский) в честь императора Священной Римской империи Максимилиана I. Здесь издревле проживали богатые купцы, которые перевозили по воде товары для своих магазинов и складов.

Четвертый канал - (нидерл. Prinsengracht - канал Принцев) считается самым длинным в городе. На его берегах располагается большое количество красивых домов и мостов, ведущих в рабочие кварталы.

Экскурсии по каналам Амстердама

Совершить прогулку на катере или лодке по каналам можно в любое время года, но зимой некоторые из них покрываются льдом. Ознакомиться с расписанием движения водного транспорта и заказать понравившиеся экскурсии можно на сайте www.canal.nl . Большинство катеров ходит с 10:00 до 18:00. Стоимость билетов варьируется от 5 до 15 евро в зависимости от выбранной экскурсии и продолжительности поездки.

Амстердам - город каналов, и не зря его называют Северной Венецией. Первое, что должен сделать турист, прибывший в этот яркий и колоритный город, - отправиться на в ходе которой можно намного лучше узнать Амстердам.

Каналы в этом городе являются четко спланированной паутинкой. Они пересекают друг друга, расходятся, а потом снова встречаются. Общая их протяженность составляет несколько сотен километров. Водоемы делят Амстердам на 90 островов, и здесь почти полторы тысячи мостов. И, что еще немаловажно, все каналы города находятся под защитой ЮНЕСКО.

Немного об Амстердаме

Сразу можно заметить, что этот город не такой, как остальные. Он особенный, со своей изюминкой, уловить которую практические невозможно. Завораживающая архитектура, узкие улочки, разрезанные каналами, великолепная природа, тюльпаны и ветряные мельницы - это все Нидерланды (Амстердам).

Располагается город на берегу реки Амстел. Его история начинается в 1276 году, когда на этом месте построили плотину, а потом образовали крохотную рыбацкую деревню. Постепенно развиваясь, она стала тем, что можно видеть сегодня - колоритным Амстердамом. Собственно, название и переводится как «дамба на реке Амстел». Сегодня здесь очень много различных достопримечательностей и необычных музеев. А прогулка по каналам Амстердама - лучшая возможность изучить город и его стиль, потому что водные артерии довольно узкие, благодаря чему создается впечатление неспешной прогулки по бульвару.

Сколько всего в городе каналов?

На сегодняшний день насчитывается уже более 165 каналов. Все они берут свое начало от реки Амстел, протекающей через центральную часть города. Началось создание водной «паутинки» с Плана трех каналов, представленного в 1658 году архитектором Хендриком ван Кейсером. Все водоемы являются искусственно созданными.

Главными остаются только 4 водные артерии:

  • Принсенграхт.
  • Сингел.
  • Кейзерсграхт.
  • Херенграхт.

Появлялись они по мере того, как развивался Амстердам. Каналы Принсенграхт, Кейзерсграхт и Херенграхт вырыли в 1612-1613 годах. Изначально они доходили только до Лейдсеграхта, и лишь спустя почти 50 лет их путь был продлен до реки Амстел, и даже дальше. Имеющие дугообразную форму, вместе они огибают центральную часть города, образуя Золотую излучину. Такое название было дано потому, что на берегах выстроены старинные особняки.

Но самый первый канал появился еще в 1452 году. Это был Сингел. Его создали в качестве городского рва, а когда Амстердам начал развиваться, превратили во внутренний канал. Он начинается около главного вокзала и впадает в реку у площади Мюнтплейн.

Самым длинным считается Принсенграхт, который был назван в честь принца Оранского Вильгельма. Императорский канал, или Кейзерсграхт, получил свое имя от императора Святой Римской империи - Максимилиана. Последний, Херенграхт, открыт в честь тех, кто управлял городом и развивал Амстердам. Каналы, как можно судить благодаря полученной информации, для голландцев немножко больше, чем просто водная артерия.

Стоит обратить внимание на Грахтенгордель - один из самых популярных районов Амстердама, чье название переводится как «Кольцо каналов». В 2011 году в его честь был открыт музей Het Grachtenhuis, в котором гостям рассказывают интересные факты и события, историю возникновения каналов и многое другое, а также показывают мультимедийный материал и экспонаты. В общем, этот музей еще более подробно поведает о главной особенности города.

Амстердамские мосты как произведения искусства

Говоря про Амстердам, каналы и архитектурные особенности города, нельзя не упомянуть мосты. Они дополняют непревзойденный образ, который создают старинные здания, мощеные улочки и очаровательные фонари. В городе есть современные стальные сооружения, самым ярким из которых является Питон. Он не только украшает Амстердам, а еще и входит в десятку самых удивительных мостов в мире. Это массивное сооружение из стали окрашено в красный цвет, за счет чего его видно издалека. А название такое мост получил благодаря своей извивающейся форме.

Есть в Амстердаме и старинные мосты, построенные из дерева или камня. Например, Блаубюрг существует с 1883 года, а до этого времени на его месте был деревянный предшественник. Также красивым можно назвать Синий мост, хотя он кардинально изменился. Но еще в XVII веке он был деревянным и окрашенным в синий цвет.

Лодочка, плыви! Как попасть на экскурсию?

Пассажирские суда - самый популярный транспорт в Амстердаме. Это такой своеобразный аттракцион, который не пропустит ни один турист. И правильно сделает, потому что водная прогулка подарит массу приятных впечатлений и красочных воспоминаний. Можно выбрать трамвайчик или даже лодку с Все каналы используются исключительно в качестве экскурсионного маршрута, а строго ограничена. Они передвигаются очень медленно, но нельзя сказать, что это минус, ведь так удастся лучше рассмотреть все вокруг и сделать снимки на память.

Экскурсию можно заказать практически в любой точке города, где есть канал. Стоимость начинается с 10 евро и может быть значительно выше - цена зависит от выбранного маршрута. Туристам предлагают аудиогида, который говорит на большинстве иностранных языков. Кроме этого, можно купить билет на пассажирские суда, следующие по нескольким маршрутам. Они останавливаются около музеев, магазинов и достопримечательностей.

Что можно увидеть в круизе по каналам?

Если выбрать последний вариант, то есть купить билет на катер, следующий по нескольким маршрутам, можно не только наслаждаться плаванием, но и периодически заходить в интересующие музеи, магазины, фотографироваться рядом с достопримечательностями. Самая простая водная прогулка также подарит массу впечатлений. Нидерланды (Амстердам) во всей красе представят уникальные мосты, мощеные улочки и, конечно же, природу. Пытаясь дотянуться до лодки, будут склонять свои головы деревья, а так как судна движутся медленно, можно сделать много красочных фотографий на фоне яркой зелени.

Стоит хорошенько рассмотреть здания, ведь они такие необычные - узкие и высокие, и уже давно ставшие отличительной особенностью Амстердама. Кстати, они такие потому, что раньше земля стоила очень дорого, люди покупали маленькие участки и строили жилье высокое, но вплотную к другим домам. Если воспользоваться услугами персонального гида, он расскажет много интересного о стране и городе.

В любое время года можно отправиться в Амстердам. Каналы, дома, мосты и улочки меняют свое «одеяние» в зависимости от погоды, так что город прекрасен летом, осенью, зимой и весной. Помимо водной прогулки, которая обязательна, отдыхающие здесь люди советуют:

  • Купить семена тюльпанов.
  • Примерить и приобрести кломпы - традиционные деревянные башмаки.
  • Попробовать сыр и женевер.
  • Насладиться вкусом выпечки и кофе.
  • Попробовать главное блюдо - малосольную селедку.
  • Быть осторожнее с распространенными здесь курительными смесями и пирожками с гашишем или грибами.

Амстердам - сколько много эмоций прячется за одним словом! Никакой другой город не похож на него. Посетить Амстердам - значит, сделать самый лучший подарок в жизни для себя. И ни в коем случае нельзя отказываться от водных прогулок и фотографий. Они подарят самые яркие впечатления!

Круиз по каналам – лучший способ начать знакомство с Амстердамом! Вспоминая свою первую поездку в Амстердам, могу точно сказать, что именно поездка по каналам запала мне в душу больше всего. Впечатлило все: и сам Амстердам, и совершающие водные прогулки местные жители, и интересные ощущения от того, что по городу можно передвигаться на лодке. Ух!

Кроме того, вы можете найти комби-билеты, включающие вход в музей + поездку по каналам:

Отыскать причалы, откуда отправляются кораблики в Амстердаме, не составит труда. Большинство туров стартуют со Stationplein или улицы Prins Hendrikkade, прямо напротив центрального вокзала.

Лодки отправляются каждые +/- 30 минут летом и каждый час зимой. Главное, что стоит иметь в виду – во время туристического сезона собираются немаленькие очереди желающих попасть на лодки. Наличие билета, купленного онлайн , в большинстве случаев дает вам право приоритетного входа (при покупке билета читайте внимательно – там должно быть написано Priority Entrance).

Совет: садясь в лодочку, старайтесь занять место с видом по ходу движения! Аудиогид и его тайминг рассчитаны именно на пассажиров, смотрящих вперед. У тех, кто сел спиной, картинка за окном не совпадает с аудиорядом. Плюс когда аудиогид вещает «повернитесь направо», «повернитесь налево», нужно постоянно помнить, что лево и право у вас в противоположной стороне.

При плохой погоде лодки накрываются стеклянными крышами. А когда становится солнечно, тепло и сухо, крыши складываются. И, конечно, это добавляет приятных впечатлений (и хороших фото:)).

Если вы приезжаете в Амстердам на пару дней и планируете активно осматривать достопримечательности, обратите внимание на так называемое, водное такси Hop-on Hop-off . Эта лодка будет возить вас по туристическим маршрутам Амстердама, делая остановки в разных точках города. На любой остановке вы можете выйти, прогуляться, а потом снова сесть в на лодку и продолжить осмотр города.

На днях просматривал свои фотоархивы и обнаружил вопиющую несправедливость... Шесть лет уже прошло с того момента, как я впервые побывал в Амстердаме, а до сих пор ни одной фотографии этого города я так и не выложил у себя в журнале, и не посвятил Амстердаму ни одной строчки. Две сотни амстердамовских фото незаслуженно "пылятся" на полках моих жестких дисков, в полном забвении. Решил исправить ситуацию и стал отбирать фото для поста. Смотрю, просматриваю... Тут каналы, здесь опять каналы и снова каналы. Гляжу на них, а сам себе задаю вопрос: - А нафига вообще этим амстердамцам приспичило строить город на воде, рыть каналы, вбивать по тысяче свай в топкий грунт, чтобы потом строить дома на сваях? Даже интересно стало... пошел искать ответы, пообщался с Википедией, поспрашивал у Гугла и вот что выяснил..
Осторожно - дальше много букфф, фото и подробностей. Кто этого не любит - под кат лучше не заглядывать, пишу не столько для читателей - сколько для себя.

Специально строить город здесь никто не планировал. До начала 13 века здесь находилось небольшое рыбацкое поселение и для рыбаков это место было очень удобным для выхода рыбацких лодок в море. Здесь река Амстел впадает в более широкую реку Эй, которая через несколько километров от слияния с Амстелом, впадает в Южное море (Зёудер-зее) - тихий и неглубокий залив Северного моря. Вот так выглядит этот залив сегодня.

Спасаясь от постоянных наводнений и затопления жители рыбацкой деревни возвели дамбу с мостом через реку Амстел, что и дало название этому поселению - Амстердам, что в буквальном смысле означает - дамба на реке Амстел.

Со строительством дамбы началось и процветание этого места. Дамба соединила северную часть страны с южной частью, где располагались богатые сельскохозяйственные земли и процесс пошел. К 1300 году Амстердам уже получил титул города, став крупным товарным узлом, а к 15 веку - это уже крупный город-порт, крупнейший торговый центр Нидерландов.

Что касается каналов, то оказывается, что они были здесь всегда. Река Амстел, протекая через центр города образовывала сеть каналов и проток, которые были соединены многочисленными мостами. По количеству мостов Амстердам превосходит Венецию. У Амстердама их более 1500.

Но история с каналами этим не ограничивается. Город рос и земли стало не хватать для того, чтобы вместить всех желающих здесь поселиться. А когда в 1585 году главный портовый город Антверпен захватили испанцы и в Амстердам хлынул поток беженцев, то проблема перенаселения города стала принимать масштабы катастрофы.

Сильно сомневаюсь в исторической достоверности этой версии, но она мне нравится. Согласно ей, спас ситуацию скромный плотник Хендрик Стэтс, который не сильно разбирался в сложных чертежах, но в 1609 году разработал план, согласно которому площадь для строительства домов, складов и причалов для барж можно было увеличить в три раза. Он предложил вырыть вокруг города три параллельных канала, а вынутый грунт использовать для создания насыпей, на которых будут построены дома. И вот, что в итоге из этого проекта получилось.

Как бы там не было на самом деле, но с конца 16-го века и почти весь век 17-й, Амстердам был похож на огромную строительную площадку. В течение этих лет стройка, начавшаяся на севере, постепенно переместилась к югу и к окончанию строительства город преобразился. Были сооружены три канала:
Herengrach (Херенграхт) - Господский
Keizersgracht (Кайзерстрахт) - Императорский
Prinsengracht (Принсенграхт) - самый длинный - канал Принцев.

С дальнейшим ростом города - росло и количество каналов. Их строительство продолжается и по сегодняшний день. Одними из самых новых являются каналы Brantasgracht, Lamonggracht, Majanggracht и Seranggracht, сооруженные в 1995 году на искусственном острове в заливе Эй. Вдоль них стоят жилые дома, дизайн которых представляет собой современную интерпретацию классической амстердамской архитектуры. Ширина их фасадов 4,5 м, каждый насчитывает 4-5 этажей.

Кроме реки Амстел, город город соединён с Северным морем еще и Нордзе-каналом, а каналом Амстердам-Рейн с рекой Рейн, и это при том, что находится этот канал на высоте 2 м ниже уровня моря.

После Второй мировой войны снова остро встала проблема нехватки жилья и многие горожане поселились в лодках и судах, стоящих по берегам каналов.

Сейчас в качестве жилья используется более 2500 деревянных, железных и современных бетонных жилых лодок.

Среди них есть нелегальное и легальное плавучее жилье, отличить которое можно по наличию подключенных коммуникаций. Легальные жилые лодки зарегистрированы как «плавучее жилье» и за каждой из них закреплено свое место.

Интересная особенность Амстердама, как впрочем и других городов Нидерландов - это способ доставки габаритных предметов в дома. Многовековая нехватка жилплощади привела к тому, что лестничные пролеты стали настолько узки, что по ним в дом уже нельзя ничего занести. Решается это проблема через окна - либо с помощью современных подъемников, либо по старинке, с помощью веревки, перекинутой через крюк на балке, в качестве блока. Такие балки выступают практически над каждым подъездом любого дома.

Есть такая шутка... Когда у жителей Амстердама спрашивают какая глубина ваших каналов, они отвечают - три метра. Метр воды, метр ила и метр велосипедов...)) И, как всегда, в каждой шутке, есть только доля шутки. Прорыты каналы на разной глубине. Есть неглубокие...

а есть и такие...

Стенки всех каналов выложены каменной кладкой, и чтобы сохранить её от разрушений - скорость движения всех судов по каналам ограничена.

В завершении рассказа о каналах Амстердама - небольшая подборка фото, сделанных во время прогулки на катере. Если хотите - взгляд на Амстердам из воды)

Спасибо всем, кто дочитал и досмотрел этот пост до конца, возможно вам, как и мне, история строительства каналов показалась интересной.
В следующий раз будет рассказ о наземной части столицы Нидерландов.

Использованы материалы

Мы попрощались на конечной станции амстердамского метро Гаасперплейн. Выходя на Сентраал Стасьон совершенно не представляешь, что ждёт тебя наверху. А ждёт Вас великолепный, в лучших традициях XIX века Центральный Вокзал. И если циферблат на правой башне – это традиционные для вокзала часы, то на левой башне установлен… флюгер. А как же без флюгера в государстве, живущим морской торговлей.

Амстердам. Площадь Дам

От вокзала по короткому и довольно широкому(для Амстердама) проспекту Дамрак…


за 10 минут выходишь на площадь Дам. Наверное её можно сравнить с московской Красной площадью, хотя в Амстердаме куда меньше официоза. Можно присесть прямо на ступени Национального монумента. Хочешь отдохнуть – отдыхай, покурить (и не только табак) – покури, главное – не создавай проблем окружающим.

Кроме Национального монумента все прочие признаки главной площади налицо: тут тебе и Королевский дворец, бывший когда-то городской ратушей…

и Ньюве Кёрк (Новая Церковь) в которой короновалась Её Величество Королева Беатрикс…
и музей мадам Тюссо на 6-м этаже универмага Пек и Клоппенбург, ради которого (музея, конечно, а не универмага) многие специально едут в Амстердам…

Если “Пек и Клоппенбург” в качестве ГУМа вас не устраивает 🙂 , то пройдите между дворцом и Ньюве Кёрк к Магна Плазе, бывшему Главпочтамту. Магна Плаза в иерархии как раз соответствует ГУМу 🙂 .


Хотя если быть точным, то Магна Плаза не имеет отношения к Красной площади Дам. Она стоит на параллельной Дамрак улице Ньювезайде Воорбёргвал.

Амстердам. Дамбы, каналы, мосты

Прежде, чем отправиться гулять по Амстердаму, полезно запомнить несколько нидерландских слов. Слово “дам” означает дамба, “грахт” – канал, а “брюг” или, даже “брёх” 🙂 – мост. С улицами -“страат” и площадями – “плейн” несколько проще. А страшное название “Ньювезайде Воорбёргвал” – это всего лишь Новый городской вал.

Большинство морских и географических терминов в нашем языке взято из фламандского, именуемого теперь нидерландским языком. Однако даже в изрезанных каналами кварталах Амстердама морские термины Вам вряд ли пригодятся.

Каналов в Амстердаме действительно много, даже очень, а мостов – ещё больше. Так сколько же каналов в Амстердаме? А никто толком не знает. Умные книжки приводят различные цифры – от 50 до 70 каналов и от 400 до 600 мостов.

Добавьте к каналам реку Амстел, давшую имя городу. Напомню прописную истину: “Амстердам означает “дамба на реке Амстел”.

На заднем плане снимка виден деревянный “Магере-брёх”, т.е. “Тощий мост”. Говорят, его назвали так за очень узкую пешеходную дорожку. Есть и другая версия: 2 сестры по фамилии Магере жили на разных берегах Амстела и, чтобы им было удобнее видеться, добились постройки моста. Магере-брёх полностью деревянный. Его до сих пор разводят вручную, хотя последняя реконструкция была не так и давно – в 1969 году.

Амстердам. Квартал красных фонарей

А вот в этом канале, именуемом Аудезайдсахтербёргвал лежит не одна сотня фотокамер, которыми туристы пытались сфотографировать девочек из “весёлых домов” Амстердама.


Будучи воспитанными в советских традициях “руссо туристо, облико морале”, мы пришли в “Квартал красных фонарей” утром, когда большинство “девочек” отдыхало после тяжёлой трудовой ночи. Интересовали нас, собственно, не девочки, а дома, в которых они работают. Выглядит это всё куда скромнее “Корстона” или иных злачных мест Златоглавой. Только тёмно-красные шторы, да фривольные картинки на окнах напоминают, что мы находимся в “гнезде капиталистического разврата” 🙂 .



Гораздо больше красных фонарей нас привлекла Аудекёрк – старейшая церковь Амстердама, заложенная ещё в 1306 году. Её освящение в честь св. Николая было очень уместным в городе торговцев и моряков.


Внутренне убранство церкви очень скромное. За это надо “поблагодарить” кальвинистов, которые выбросили вон статуи, украшения и алтари.


Случайно сохранились росписи на деревянном своде. Для голландских церквей вообще характерны именно деревянные своды, напоминающие вогнутое днище корабля.


В Аудекёрк похоронена Саския, первая жена .


В трёх шагах от Аудекёрк находится тайная католическая церковь “Господа Нашего на чердаке” (Онс Ливе Хеер оп солдер).

В обычном с виду жилом доме верхние этажи заняты “тайной” католической церковью. Это сооружение напоминает о религиозной нетерпимости кальвинистов, запретивших католикам открыто отправлять свои богослужения. Богатый купец Ян Хартман, будучи приверженцем католицизма, открыл двери своей домовой церкви общине единоверцев. Пройдя через богато украшенные жилые покои…


и поднявшись по лестнице, оказываешься в самой настоящей церкви, занимающей верхний этаж и чердак дома.

Амстердам. Просто город

Прелесть Амстердама заключена отнюдь не в церквях, тем более, что большинство из них секуляризованы, но и не в травке с красными фонарями. Это удивительно спокойный, благожелательный и открытый город. Мне показалось, что людям, живущим здесь, нет нужды за что-то бороться, кого-то осуждать, заниматься самоидентификацией по принципу “свой-чужой”. Да, кофешопы здесь на каждом углу, а “травка” открыто продаётся на блошином рынке на Ватерлооплейн. Но курят здесь в основном обычные сигареты или, даже, самокрутки, которые заметно дешевле сигарет.



И радужные флаги на домах присутствуют. Причём именно под такими флагами русская турлидерша назначила место сбора группе соотечественников 🙂 . Однако ни в одном другом городе, где нам довелось побывать, мы не видели такого количества молодых, симпатичных, разнополых пар.

Цветочный рынок и “селедочные”

Амстердам знаменит своим плавучим цветочным рынком на Синхеле, первом по счёту дугообразном канале, если считать от площади Дам, проспекта Дамрак или его продолжения Рокин. Луковицы тюльпанов – это замечательный сувенир, который можно привезти из Голландии.




На рынке, помимо всевозможных цветов, в изобилии водятся и знаменитые деревянные башмаки “кломпен”.

Жаль, что из Амстердама нельзя увезти в качестве сувенира не менее знаменитую “зеленую” селедку. Если только самолётом. А вот попробовать её надо обязательно. Как хорошо было сказано в вышеупомянутой древней книжке: ” Если у нас ребятня толпится возле продавцов мороженого, то в Голландии у малышей текут слюнки при виде селёдки с луком. На улицах столицы, больших и малых городов обязательно есть… селёдочные, что ли. Там торгуют только свежей селёдкой. Неописуемо вкусной. Свежеочищеную селёдку надо обмакнуть в лук и, держа за хвост, отправить лакомство в рот. Так едят селёдку господа, останавливающие у “селедочных” роскошные машины последних моделей и господа, соскакивающие с сёдел старых ржавых велосипедов. Я ещё специально выжидал, чтобы народ немного разошёлся.

Вестеркёрк

Там же на Синхеле, но довольно далеко от цветочного рынка, стоит Вестеркёрк. Она знаменита самой высокой в Амстердаме колокольней. Вход на неё открыт до 16.00. Мы опоздали буквально на 5 минут 🙁 .
Высота колокольни 85 метров, что на 4 метра выше нашего Ивана Великого. Тем более, что амстердамскую колокольню зовут почти так же, как и нашу: Лангер Ян (Длинный Ян). В Вестеркёрк был похоронен , поскольку у его родственников не было денег на более достойное погребение. Эта окраинная церковь в те времена считалась непрестижной. За прошедшие с той поры 350 с лишним лет ( умер в 1669 году) его могила затерялась.


Колокольня Вестеркёрк служит прекрасным ориентиром в западной части города. Вот она стоит в перспективе канала Синхел. Это удивительно амстердамская картинка: канал, жилые баржи, пришвартованные к его берегам, автомобили на берегу канала и старинные, узкие и высокие дома из потемневшего кирпича.

Амстердам. “Золотая излучина”

Ещё 3 канала (не считая Синхела) дугами огибают центр Амстердама: Херренграхт, Кейзерграхт и Принсенграхт: Господский, Императорский каналы и канал Принцев. Изгибаясь, они образуют “Золотую излучину”, названную по роскошным старинным особнякам на их берегах.


Среди особняков попадаются замечательные образцы голландского модерна.


И не менее замечательные здания т.н. “Амстердамской школы”, главой которой считают архитектора Берлаге. Это знаменитая биржа на Дамрак…

которую теперь зовут не иначе, как “Биржа Берлаге”.

Бейгенхоф

Между Рокин и каналом Синхел спрятался Бейгенхоф (Бехайнхоф), в прошлом – убежище сестёр-бегинок, чей орден получил имя своего основателя, проповедника Ламберта Косноязычного. Begue и означает “косноязычный”. Жители Бейгенхофа не любят туристов и ограничивают проход по своему двору. Однако заглянуть туда надо обязательно. Ведь там стоит самый старый, да ещё и деревянный впридачу дом в городе. В городе сохранилось всего 2 деревянных дома, ведь после 1521 года их строительство запретили по противопожарным соображениям. Перед домом, спиной к объективу, видна статуя бегинки.

После победы над католической Испанией кальвинисты отняли у бегинок их церковь и… сдали её в аренду англиканской общине, которая занимает её по сей день.

Бейгенхоф представляет из себя удивительно уютное место, но проходы вдоль домов перекрыты, чтобы праздношатающиеся не беспокоили пожилых дам, по сей день обитающих в этом месте.

Амстердам. Прогулка на катере

Будучи в Амстердаме, обязательно прокатитесь на катере по каналам. Лучше всего, наверное, воспользоваться Museumboot, мы же, придя ранним утром на причал у Сентраал Стасьон, просто купили билеты на ближайший рейс. Кстати, стоили они дешевле, чем в Москве (от 12 до 16Е), а удовольствия мы точно получили больше. Единственно, у нашего катера была просто застеклённая крыша, а есть и такие, у которых крыша сдвижная. Соответственно и фотографии получаются лучше.


Под первым же мостом нам встретилась… цапля. Она сидела на обросшей водорослями деревянной свае и, с видом пресыщенной аристократки, презрительно смотрела на катер и его пассажиров. Я настолько обалдел от этой встречи, что не успел сделать фото. Вот лишь мост, под которым живёт эта цапля.


Маршрут нашего катера начался со старой гавани амстердамского порта. Здесь весьма оживлённое водное движение.


На другом берегу видно управление порта, единственное высокое здание (на небоскрёб оно не тянет – всего 15 этажей) поблизости от старой части города. Офисное здание “Филлипс” конечно будет повыше, но и стоит оно на окраине.


К сожалению бывшее Адмиралтейство, теперь Морской музей, и пришвартованный перед ним парусник “Амстердам” – точную копию остиндца “Батавия”, пришлось снимать в контровом освещении.


Энтрепотдок, застроенный складами Ост-Индийской компании XVIII века, превратился из заброшенного портового района в квартал элитного жилья, кафе и ресторанов.


А это уже “Золотая излучина”: канал Херренграхт, на берегах которого в XVII веке амстердамские бюргеры возводили роскошные особняки.

Амстердам. Парковка

Идем по Синхелу. В канале плавают белые лебеди. На набережной стоят филигранно припаркованные автомобили. В Амстердаме, да и в других голландских городах, машины всегда паркуют на левой стороне у воды. Решётки, парапеты, да и просто бордюры чаще всего отсутствуют как класс. При этом водители ухитряются ставить машины буквально в 50 см от края набережной. Из-за трудностей с парковкой мы, в первую очередь, и выбрали загородный отель. Стоит ещё добавить, что найти место для парковки не просто сложно, а очень сложно. У местных есть годовые абонементы на парковку и многие месяцами ждут очереди, чтобы его получить. Стоимость парковки в центре Амстердама никак не меньше 4Е в час(!). Есть ещё вариант Park & Ride, но мы им не пользовались.

Амстердам. Ватерлооплейн

Среди красивых, но довольно однообразных особняков, стоящих по берегам каналов, легко заблудиться. Поэтому в Амстердаме очень важны ориентиры: площади, башни и выдающиеся здания. Самая запоминающаяся площадь, не считая площади Дам, это Ватерлооплейн. В первую очередь в глаза бросается огромное здание Стадхюйс и Оперы, сокращенно “Стопера”, т.е. “Стоп-Опера”. Так его прозвали жители города, недовольные сносом старинных домов и вторжением огромного здания в привычную городскую среду. Картинки “Стопера” у меня нет – здание показалось слишком скучным. В качестве ориентира приведу двухбашенную церковь Моисея и Аарона. Её история восходит ко временам преследования католиков кальвинистами. Состоятельный бюргер Буленц, ревностный католик, купил у еврейского купца дом, известный под названием “дом Моисея и Аарона” и устроил в нём тайную капеллу. Только в 1841 году здание перестроили в настоящую церковь. Церковь эта давно закрыта, в ней находится центр помощи эмигрантам и выставочный зал.

Блошиный рынок

Перед церковью видны лотки Блошиного рынка. “Блошка” на Ватерлооплейн – это что-то! Дорлинг Киндерсли пишет, что здесь можно найти занятные старинные вещицы и, даже, настоящий антиквариат. По мне такого старого хрунья, каким торгуют на Ватерлооплейн, было не сыскать даже на Тишинском рынке 20-летней давности. Помимо каннабиса и грибов…


там продаются старые тряпки и прочий невообразимый хлам.



Машины торговцев – под стать товару.

Дом Рембрандта

Но стоит только завернуть за угол и выйти на Йоденбреестраат, как “блошка” тут же забывается. Ведь на этой улице нас ждёт встреча с . Рембрандт купил этот дом после женитьбы на Саскии в 1639 году. Он был счастлив, хорошо зарабатывал и заплатил за этот дом на окраине 13 тыс флоринов.

Деньги были взяты в долг, расплатиться художнику так и не удалось. В 1642 году умерла Саския. Она была из богатой семьи и заказчики художника в основном происходили из её круга. Кроме того мастер не писал столь любимых согражданами натюрмортов, морских сцен и парадных портретов. Его финансовое положение пошатнулось. Спустя 19 лет был вынужден продать дом вместе со всеми своими коллекциями.



После этого дом надстраивали, переделывали, пока в 1906 году к 300-летию художника его не купили городские власти. 5 лет спустя в доме Рембрандта был открыт музей.
После “блошки” и музея не грех выпить хорошего пива. На Аудесханс в 10 шагах от дома Рембрандта стоит маленький домик, именуемый воротами св. Антония.
Я не знаю, какое отношение св. Антоний имеет к пиву 🙂 Но в воротах его имени мы обнаружили бельгийское “Leffe”, которое нам очень понравилось.

Монтелбансторен

Хорошим ориентиром может служить и башня Монтелбансторен, стоящая на берегу канала Аудесханс. Слева от башни – старая гавань и Сентраал Стасьон, а справа, за каналом – район Плантаж, центр “Немо” и Морской музей. Нижняя краснокирпичная часть – это собственно сторожевая башня, построенная для защиты судоремонтного дока аж в 1512 году. Спустя почти 100 лет башню надстроили изящной колокольней. Монтелбансторен используется Управлением навигации и шлюзового хозяйства.

Амстердам. Мюнторен

Не менее важным ориентиром служит Мюнторен или Башня Монетного двора. Она стоит на краю крупного транспортного узла в центре Амстердама – площади Мюнтплейн. Поскольку автомобили в городе находятся на положении изгоев, то Мюнтплейн – одно из немногих мест, где их терпят. На Мюнтплейн сходятся 7 улиц, в том числе Рокин, Калверстраат, Синхел и набережная реки Амстел. По сути большая часть площади – это широченный мост, переброшенный над Амстелом и каналом Синхел.


А это собственно Мюнторен, построенная как часть городских укреплений в 1620 году. В 1672 году сюда из Утрехта, захваченного королём Людовиком XIV, перевели Монетный двор. Звонкую монету в башне больше не чеканят, зато её с удовольствием принимают в фирменном магазине делфтского фарфора, который устроен в башне.

Рейксмузеум

Наконец, нельзя миновать Музеумплейн. На неё выходит Рейксмузеум, занимающий огромное здание на берегу Синхелграхт (не путайте с просто Синхелом – второй гораздо ближе к центру, Дамрак и площади Дам). Традиционное краснокирпичное здание было построено в конце XIX века, когда стало ясно, что старинный особняк Триппенхюйс физически не может вместить коллекцию. В 1885 году музей был торжественно открыт.


Сейчас главное здание закрыто на реконструкцию. Наиболее выдающиеся произведения представлены во флигеле Филиппса. Наверное это даже к лучшему – взгляд не распыляется на множестве картин, а концентрируется на главном.


В Рейксмузеуме представлено множество интересного, хотя и не всегда относящегося к изящным искусствам. Например, посмертная маска адмирала де Рюйтера.

и его золотая цепь.

Рейксмузеум. Делфтский фарфор

Потрясающие фарфоровые пагоды и, опять же, фарфоровые музыкальные инструменты из Дельфта. Мне они почему то напомнили нашу Гжель, но последняя гораздо грубее.

Рейксмузеум. Рембрандт

Главное в Рейксмузеуме – потрясающая живопись старых голландских мастеров. Прошу прощения за качество, снимал старомодной “мыльницей” без вспышки. В первую очередь это и ещё раз Рембрандт: Автопортрет.

“Еврейская невеста”. На этом полотне, как и на находящейся в Москве картине , краски искрятся подобно золоту и драгоценным камням.


Наконец, в отдельном затемнённом зале представлен легендарный “Ночной дозор”, групповой портрет членов Гражданской гвардии Амстердама.

Хальс и Вермеер

Есть здесь и полотна Франса Хальса, хотя лучшие его работы находятся в Хаарлеме. Это “Молодая пара” художника.


Настоящим откровением для нас стали работы Яна Вермеера из Дельфта. В России его картин нет, совсем. Это знаменитая “Служанка с кувшином молока”.

Амстердам. Музей Ван Гога

Через дорогу от Рейксмузеума находится ещё одно место притяжения любителей изящных искусств – музей Винсента Ван-Гога. В Москве есть этого великого художника, непризнанного при жизни и возвеличенного после смерти. Но что такое 6 полотен против 3 этажей, полных произведений мастера! В музее представлено 200 полотен и около 500 рисунков художника, также в нём хранятся 800 писем Винсента Ван-Гога. Здесь же – коллекции, собранные самим Винсентом Ван Гогом и его братом Тео, включающие 570 японских гравюр, около 1500 журнальных иллюстраций и картины художников, с которыми Ван Гог был знаком: Анри Тулуз-Лотрека, Поля Гогена и Жоржа Сера. Снимать в Музее Ван-Гога строго запрещено, поэтому приведу репродукцию, стащенную из сети. Это одна из последних его работ – написанных незадолго до гибели художника – “Вороны над пшеничным полем”.


В музей Ван Гога довольно сложно попасть. В конце августа очередь была минимум на час, если не больше. Начало очереди находится за коричневым домом слева.

Амстердам. Museum card

Нам помогла Museum card . Это годовая карта, которая даёт право на посещение практически всех(!) музеев в Нидерландах бесплатно и без очереди. Исключение составляет Дом Рембрандта, но и там по карте предоставляется скидка. Если обладатели прочих карт, включая I Amsterdam, должны были ждать, то мы с полным на то правом прошли в свободный проход №5.

Стоимость музейной карты немаленькая – 50 Е на человека. Но входной билет в любую церковь Амстердама стоит 5Е, посещение Королевского дворца – 10Е, Рейксмузеума – 14Е, а Музея Ван Гога -15Е, так что музейную карту мы окупили ещё в Амстердаме, а в других городах Нидерландов ходили в музеи бесплатно.
Кому то больше подойдёт карта I Amsterdam , включающая бесплатную прогулку на катере и посещение пивоварни Хайнекен, но мы остановились на Museum Card. Своеобразное написание этой фразы стало одним из символов города каналов.

Амстердам. Огранка алмазов

Для олигархов и приближённых к ним можно ещё посоветовать алмазную фабрику “Костер Даймондс”, находящуюся на той же Музеумплейн. Там Вы сможете увидеть процесс огранки алмазов и приобрести бриллианты. Амстердам и Антверпен спорят о том, который из них является важнейшим центром по огранке алмазов. Изначально центром огранки алмазов был Антверпен. Но во время религиозных войн против Испанской короны протестанты подверглись жестоким гонениям. Огранщики алмазов бежали из Антверпена в Амстердам. До середины XIX века столица Нидерландов была всего лишь одним из центров огранки алмазов. Но в 1867 году в Трансваале были найдены знаменитые южноафриканские алмазы. Амстердам стал единственным центром их обработки. Именно здесь распилили на 105 частей и огранили крупнейший в мире алмаз, найденный человеком. Он назывался “Кюллинан” и весил 3106(!) карат. Такая же участь постигла самый знаменитый бриллиант “Звезда Южной Африки”, который весил 530,2 карата и принадлежал Английской Короне.


Наконец по Амстердаму очень приятно просто бесцельно гулять, глядя на странные наклонные фасады старинных домов…


вековые деревья над сонной водой каналов…



плавучие дома и жилые баржи, которых в Амстердаме около 2000…