Мегафон

Лекция информационные технологии и платформы их разработки. Платформа в информационных технологиях. Аппаратно-программные платформы ИС

Постановка задачи.

В состав ИС входят различные компоненты: вычислительные, периферийные, программные, информационные, коммуникационные и технологические. Имеется масса возможных вариантов каждой составляющей, что дает множество исходов проектирования системы в целом и ее развития. В связи с этим в качестве основы ИС обычно рассматриваются некоторые сложившиеся комплексы базовых средств, называемые в настоящее время платформами. Основу любой платформы составляют вычислительные и базовые программные средства. От выбора этих составляющих зависят в значительной мере все остальные решения в системе.

В разных частях сложной системы могут использоваться различные платформы: одни - в качестве серверов разных уровней, другие - на рабочих местах пользователей и сотрудников информационных подразделений в качестве рабочих станций. Выбор вариантов платформ является ключевым решением при проектировании информационной системы.

По существу, это всегда важная и сложная проблема, которую нужно решать при построении любых ИС самого различного назначения. Если же ставится задача более строго - обосновать оптимальность избираемых вариантов платформы, то ее постановка и решение требуют проведения достаточно объемных и наукоемких исследований (формирование моделей, определение критериев оптимальности, а также проведение моделирования, в ряде случаев достаточно трудоемкого). Единых рекомендаций по решению этих проблем не существует. Одни фирмы используют эффективные варианты систем, в которых за счёт переноса основных операций с центральной машины на рабочие места повышается степень распараллеливания вычислительного процесса. Другие, напротив, отдают предпочтение консолидированным центральным системам, обеспечивающим распараллеливание процессов за счёт лучшего управления и при этом высокую степень информационной защищённости.

Варианты структур.

Кроме многообразия возможных комбинаций средств, которые могут быть положены в основу ИС, нужно учесть множество вариантов организации системы, технологических процессов, которые в системе могут быть реализованы, и соответствующих им стандартов, а также разнообразие кадровых и управленческих стратегий решений.

Естественными критериями в задачах выбора решений по развитию системы служат экономические показатели. В них основными переменными могут быть затраты. Затраты на приобретение и установку комплекса технических, программных и других средств не исчерпывают все расходы. На обучение персонала, подготовку и содержание помещений, разработку прикладных программ, поддержку техники и другие цели тоже требуются средства, поэтому выбранный простой вариант может оказаться неоптимальным с учетом всех сопутствующих затрат, т.е. по ТСО.

В этих условиях сведение проблемы к выбору между просто центральной и распределенной системой также не отражает ситуации во всей ее полноте. Так, по данным аналитической компании ITG, центральная система на базе мейнфрейма IBM ES/9000 с сетью из 50 и более IBM PC имеет явные преимущества перед распределенной: средняя полная стоимость одного рабочего места пользователя ПК в этой системе ниже примерно в 2 раза, а средняя полная стоимость транзакции примерно в 7-10 раз ниже, чем в сети.

Сплошное разукрупнение осталось позади, и идет уже обратный процесс. Признано, что централизованное обслуживание компьютерных ресурсов при большом числе пользователей экономически выгоднее распределенного. По данным компании ITG, для финансовых систем расходы на одного пользователя в год при децентрализованной системе на базе UNIX-серверов составляют 11,6 тыс. долл., при использовании одного UNIX-сервера -4,9 тыс. долл., а мейнфрейма IBM S/390 - 3,4 тыс. долл. (это относится к уровню в 500 пользователей; при 1000 пользователей преимущество S/390 еще больше возрастает).

По данным отдела больших систем компании «IBM Восточная Европа», при росте числа пользователей в распределенной системе стоимость одного рабочего места возрастает, а в централизованной, напротив, падает. К тому же выпуск новых процессоров приводит к снижению стоимости 1 MIPS: в начале 1999 г. эта цена в разных системах составляла уже 5-6 тыс. долл. и все более снижается. Это приводит к соответствующему снижению порогового числа рабочих мест, при котором содержание одного рабочего места в системах на базе мейнфрейма S/390 оказывается меньше, чем в распределенной системе, и применение мейнфрейма становится выгоднее. Эта граница в начале 1999 г. проходила на уровне 100 рабочих мест.

Стоимость электронной почты в год на одного человека при числе пользователей от 1 до 5 тыс. составляет в децентрализованных системах на базе Windows NT 287 долл., в централизованных системах на базе NT - 149 долл., на базе ОС UNIX -116 долл. и на базе S/390 - 88 долл. Общая стоимость владения (ТСО) за год в расчете на одного пользователя, работающего с приложениями оперативной обработки транзакций при централизованном обслуживании UNIX-серверами, составляет почти 5,5 тыс. долл., а для мейнфреймов - около 3,1 тыс. долл. Распределенные системы на базе Windows NT менее экономичны.

Правда, пытаясь применить эту статистику к российским условиям, нужно вспомнить об отечественной специфике. Здесь в первую очередь следует учесть относительно более низкий уровень оплаты труда в нашей стране, в то время как стоимость труда в «американской» оценке вносит определяющий вклад в общие затраты при большом числе пользователей. Многие другие статьи затрат тоже связаны с уровнем оплаты труда в отрасли. И все же стремление к централизации налицо. Так, в марте 2000 г. установлен суперсервер SUN Enteгрrise 10 000 в управлении Министерства по налогам и сборам по Москве. Он включает:

– 16 процессоров Ultra SPARC 400 МГц;

– 8 Гбайт оперативной памяти;

– основной дисковый массив StorEdge A 5200 объемом 127 Гбайт;

– операционную систему Solaris 7;

– СУБД Oracle 8.1.

К подсистеме «Единый государственный реестр налогоплательщиков» подключаются около 4 тыс. пользователей.

Семинар, прошедший в 2000 г. в Красноярске, показал, что в этом крае заказчики проявляют интерес к системам даже более старшим, чем RISC-серверы, например к платформам AS/400 и S/390.

В то же время явно сохраняется и тенденция разукрупнения систем. Однако потребность высшего руководства системы в ее высокой защищенности и управляемости из центра не может быть удовлетворена дешевыми и доступными системами на основе ПК и приводит к выбору систем на основе UNIX- или более мощных архитектур, характерных для средних машин (например, IBM AS/ 400), или даже мейнфреймов (например, IBM ES/9000).

Разработка стратегии «клиент-сервер» представляет собой стремление совместить достоинства обоих подходов: при наличии мощных средств на рабочих местах иметь управляемую и защищенную систему в целом. На этом пути также имеются некоторые особенности.

Так, при переходе от двухзвенной архитектуры вычислений, включающей сервер и клиентское рабочее место, к трехзвенной, включающей еще и промежуточный сервер приложений, как стоимость разработки систем, так и суммарная цена лицензий на СУБД если и уменьшаются, то не очень сильно. Стоимость же сопровождения приложений снижается существенно: вместо того чтобы устанавливать и настраивать ПО на каждой рабочей станции (пусть и дистанционно, как это происходит в двухзвенном варианте), системный администратор трехзвенной системы будет ставить и настраивать приложение только на серверах. Загрузка клиентских интерфейсов на рабочие станции произойдет автоматически; следовательно, число штатных администраторов можно уменьшить.

В этих условиях на предприятии, которое собирается приобрести новое «клиент-серверное» приложение, возникает вопрос:

что выгоднее - купить двухзвенную систему и взять на работу еще двух системных администраторов для ее обслуживания или приобрести трехзвенную систему, купив заодно еще один компьютер для установки сервера приложений, и принять в штат только одного нового системного администратора? Ответ во многом зависит от того, что обходится дешевле - сервер или работник.

Другим важным фактором в этих условиях является необходимость учета перспективы развития системы. По мере постановки задач пользователями возрастают потребности в ресурсах и система нагружается выше ее номинальных параметров, снижая качество работы. На практике многие требования могут эффективно удовлетворяться как мощными моделями ЭВМ низшего класса, так и маломощными моделями высшего ряда ЭВМ: например, мощным PC или UNIX-машиной, UNIX-машиной или AS/400; AS/400 или ES/9000. Как правило, все семейства машин допускают существенное наращивание ресурсов (производительность. емкость памяти, число процессоров) внутри себя, называемое масштабированием, что всегда дешевле смены платформы. Это позволяет системе существовать достаточно продолжительное время в пределах одной платформы.

Переход же с одной платформы на другую для любой системы не является безболезненным и требует усилий, времени и средств, в ряде случаев весьма значительных. Предприятие теряет в доходах, при этом иногда вся система претерпевает значительные трансформации. На этом основании выбор старших моделей семейства ЭВМ представляется рискованным из-за перспективы быстрого использования возможностей их расширения.

В течение многих лет ИС в нашей стране развивались на основе единых типовых решений. В 90-х гг. уже появились различные варианты платформ, и выбор платформы для системы представляется задачей многокритериальной оптимизации с учетом конкретных условий.

Завершая этот раздел, можно еще раз выделить следующие основные особенности текущего периода и, скорее всего, достаточно продолжительной перспективы производства этих средств:

– создание единого мирового рынка информатизации;

– исчезновение границ в деятельности компаний;

– постоянное развитие технологической базы всех составляющих системы, взаимное проникновение различных технологий;

– отсутствие резких границ между секторами производства:

– используются одни и те же базовые элементы, программные и информационные средства соответственно совместимы и т.д.;

– стирание границ между фирмами (многочисленные корпоративные проекты, совместные предприятия, слияние и взаимное прорастание фирм, частичное участие в капиталах);

– «отрицание отрицания»: создание и введение новых продуктов с лучшими характеристиками в значительной мере подрывают интерес к тем, которые еще продаются. Таким образом, основные составляющие ИТ - операционные среды, системы работы с данными, средства создания прикладных программ и комплексных прикладных систем, а также вычислительные средства - обеспечивают создание живучих структур, допускающих всестороннее развитие.

Особо следует отметить рост мощности и совершенствование эксплуатационных характеристик мощных ЭВМ, с одной стороны, и существенно выросшие мощности средних, мини- и микроЭВМ - с другой стороны. Как следствие, на основе последних стало возможным построение и развитие таких информационных систем и технологий, для которых ранее использовались мощные и сверхмощные универсальные ЭВМ.

Информация в современном мире превратилась в один из наиболее важных ресурсов, а информационные системы (ИС) стали необходимым инструментом практически во всех сферах деятельности.

Разнообразие задач, решаемых с помощью ИС, привело к появлению множества разнотипных систем, отличающихся принципами построения и заложенными в них правилами обработки информации.

Информационные системы можно классифицировать по целому ряду различных признаков. В основу рассматриваемой классификации положены наиболее существенные признаки, определяющие функциональные возможности и особенности построения современных систем. В зависимости от объема решаемых задач, используемых технических средств, организации функционирования, информационные системы делятся на ряд групп (классов)

По типу хранимых данных ИС делятся на фактографические и документальные. Фактографические системы предназначены для хранения и обработки структурированных данных в виде чисел и текстов. Над такими данными можно выполнять различные операции. В документальных системах информация представлена в виде документов, состоящих из наименований, описаний, рефератов и текстов. Поиск по неструктурированным данным осуществляется с использованием семантических признаков. Отобранные документы предоставляются пользователю, а обработка данных в таких системах практически не производится.

Основываясь на степени автоматизации информационных процессов в системе управления фирмой, информационные системы делятся на ручные, автоматические и автоматизированные.

Ручные ИС характеризуются отсутствием современных технических средств переработки информации и выполнением всех операций человеком.

В автоматических ИС все операции по переработке информации выполняются без участия человека.

Автоматизированные ИС предполагают участие в процессе обработки информации и человека, и технических средств, причем главная роль в выполнении рутинных операций обработки данных отводится компьютеру. Именно этот класс систем соответствует современному представлению понятия "информационная система".

В зависимости от характера обработки данных ИС делятся на информационно-поисковые и информационно-решающие.

Информационно-поисковые системы производят ввод, систематизацию, хранение, выдачу информации по запросу пользователя без сложных преобразований данных. (Например, ИС библиотечного обслуживания, резервирования и продажи билетов на транспорте, бронирования мест в гостиницах и пр.)

Информационно-решающие системы осуществляют, кроме того, операции переработки информации по определенному алгоритму. По характеру использования выходной информации такие системы принято делить на управляющие и советующие.

Результирующая информация управляющих ИС непосредственно трансформируется в принимаемые человеком решения. Для этих систем характерны задачи расчетного характера и обработка больших объемов данных. (Например, ИС планирования производства или заказов, бухгалтерского учета.)

Советующие ИС вырабатывают информацию, которая принимается человеком к сведению и учитывается при формировании управленческих решений, а не инициирует конкретные действия. Эти системы имитируют интеллектуальные процессы обработки знаний, а не данных. (Например, экспертные системы.)

В зависимости от сферы применения различают следующие классы ИС.

Информационные системы организационного управления - предназначены для автоматизации функций управленческого персонала как промышленных предприятий, так и непромышленных объектов (гостиниц, банков, магазинов и пр.).

Основными функциями подобных систем являются: оперативный контроль и регулирование, оперативный учет и анализ, перспективное и оперативное планирование, бухгалтерский учет, управление сбытом, снабжением и другие экономические и организационные задачи.

ИС управления технологическими процессами (ТП) - служат для автоматизации функций производственного персонала по контролю и управлению производственными операциями. В таких системах обычно предусматривается наличие развитых средств измерения параметров технологических процессов (температуры, давления, химического состава и т.п.), процедур контроля допустимости значений параметров и регулирования технологических процессов.

ИС автоматизированного проектирования (САПР) - предназначены для автоматизации функций инженеров-проектировщиков, конструкторов, архитекторов, дизайнеров при создании новой техники или технологии. Основными функциями подобных систем являются: инженерные расчеты, создание графической документации (чертежей, схем, планов), создание проектной документации, моделирование проектируемых объектов.

Интегрированные (корпоративные) ИС - используются для автоматизации всех функций фирмы и охватывают весь цикл работ от планирования деятельности до сбыта продукции. Они включают в себя ряд модулей (подсистем), работающих в едином информационном пространстве и выполняющих функции поддержки соответствующих направлений деятельности. Типовые задачи, решаемые модулями корпоративной системы, приведены в таблице 1.1
Таблица 1.1. Функциональное назначение модулей корпоративной ИС. Подсистема маркетинга Производственные подсистемы Финансовые и учетные подсистемы Подсистема кадров (человеческих ресурсов) Прочие подсистемы (например, ИС руководства)
Исследование рынка и прогнозирование продаж Планирование объемов работ и разработка календарных планов Управление портфелем заказов Анализ и прогнозирование потребности в трудовых ресурсах Контроль за деятельностью фирмы
Управление продажами Оперативный контроль и управление производством Управление кредитной политикой Ведение архивов записей о персонале Выявление оперативных проблем
Рекомендации по производству новой продукции Анализ работы оборудования Разработка финансового плана Анализ и планирование подготовки кадров Анализ управленческих и стратегических ситуаций
Анализ и установление цены Участие в формировании заказов поставщикам Финансовый анализ и прогнозирование Обеспечение процесса выработки стратегических решений
Учет заказов Управление запасами Контроль бюджета, бухгалтерский учет и расчет зарплаты

Анализ современного состояния рынка ИС показывает устойчивую тенденцию роста спроса на информационные системы организационного управления. Причем спрос продолжает расти именно на интегрированные системы управления. Автоматизация отдельной функции, например, бухгалтерского учета или сбыта готовой продукции, считается уже пройденным этапом для многих предприятий.

БЭСТ
Инотек
Инфософт
Супер-Менеджер
Турбо-Бухгалтер
Инфо-Бухгалтер

Concorde XAL Exact
NS-2000 Platinum PRO/MIS
Scala SunSystems
БЭСТ-ПРО
1C-Предприятие
БОСС-Корпорация
Галактика
Парус
Ресурс
Эталон

Microsoft-Business Solutions - Navision,
Axapta D Edwards (Robertson & Blums)
MFG-Pro (QAD/BMS)
SyteLine (COKAП/SYMIX)

SAP/R3 (SAP AG)
Baan (Baan)
BPCS (ITS/SSA)
Oracle Applications (oracle)

Существует классификация ИС в зависимости от уровня управления, на котором система используется.

Информационная система оперативного уровня - поддерживает исполнителей, обрабатывая данные о сделках и событиях (счета, накладные, зарплата, кредиты, поток сырья и материалов). Информационная система оперативного уровня является связующим звеном между фирмой и внешней средой.

Задачи, цели, источники информации и алгоритмы обработки на оперативном уровне заранее определены и в высокой степени структурированы.

Информационные системы специалистов - поддерживают работу с данными и знаниями, повышают продуктивность и производительность работы инженеров и проектировщиков. Задача подобных информационных систем - интеграция новых сведений в организацию и помощь в обработке бумажных документов.

Информационные системы уровня менеджмента - используются работниками среднего управленческого звена для мониторинга, контроля, принятия решений и администрирования. Основные функции этих информационных систем:

Сравнение текущих показателей с прошлыми;
составление периодических отчетов за определенное время, а не выдача отчетов по текущим событиям, как на оперативном уровне;
обеспечение доступа к архивной информации и т.д.

Стратегическая информационная система - компьютерная информационная система, обеспечивающая поддержку принятия решений по реализации стратегических перспективных целей развития организации.

Информационные системы стратегического уровня помогают высшему звену управленцев решать неструктурированные задачи, осуществлять долгосрочное планирование. Основная задача - сравнение происходящих во внешнем окружении изменений с существующим потенциалом фирмы. Они призваны создать общую среду компьютерной телекоммуникационной поддержки решений в неожиданно возникающих ситуациях. Используя самые совершенные программы, эти системы способны в любой момент предоставить информацию из многих источников. Некоторые стратегические системы обладают ограниченными аналитическими возможностями.

С точки зрения программно-аппаратной реализации можно выделить ряд типовых архитектур ИС.

Традиционные архитектурные решения основаны на использовании выделенных файл-серверов или серверов баз данных. Существуют также варианты архитектур корпоративных информационных систем, базирующихся на технологии Internet (Intranet-приложения). Следующая разновидность архитектуры информационной системы основывается на концепции "хранилища данных" (DataWarehouse) - интегрированной информационной среды, включающей разнородные информационные ресурсы. И, наконец, для построения глобальных распределенных информационных приложений используется архитектура интеграции информационно-вычислительных компонентов на основе объектно-ориентированного подхода.

Индустрия разработки автоматизированных информационных систем управления зародилась в 1950-х - 1960-х годах и к концу века приобрела вполне законченные формы.

На первом этапе основным подходом в проектировании ИС был метод "снизу-вверх", когда система создавалась как набор приложений, наиболее важных в данный момент для поддержки деятельности предприятия. Основной целью этих проектов было не создание тиражируемых продуктов, а обслуживание текущих потребностей конкретного учреждения. Такой подход отчасти сохраняется и сегодня. В рамках "лоскутной автоматизации" достаточно хорошо обеспечивается поддержка отдельных функций, но практически полностью отсутствует стратегия развития комплексной системы автоматизации, а объединение функциональных подсистем превращается в самостоятельную и достаточно сложную проблему.

Создавая свои отделы и управления автоматизации, предприятия пытались "обустроиться" своими силами. Однако периодические изменения технологий работы и должностных инструкций, сложности, связанные с разными представлениями пользователей об одних и тех же данных, приводили к непрерывным доработкам программных продуктов для удовлетворения все новых и новых пожеланий отдельных работников. Как следствие - и работа программистов, и создаваемые ИС вызывали недовольство руководителей и пользователей системы.

Следующий этап связан с осознанием того факта, что существует потребность в достаточно стандартных программных средствах автоматизации деятельности различных учреждений и предприятий. Из всего спектра проблем разработчики выделили наиболее заметные: автоматизацию ведения бухгалтерского аналитического учета и технологических процессов. Системы начали проектироваться "сверху-вниз", т.е. в предположении, что одна программа должна удовлетворять потребности многих пользователей.

Сама идея использования универсальной программы накладывает существенные ограничения на возможности разработчиков по формированию структуры базы данных, экранных форм, по выбору алгоритмов расчета. Заложенные "сверху" жесткие рамки не дают возможности гибко адаптировать систему к специфике деятельности конкретного предприятия: учесть необходимую глубину аналитического и производственно-технологического учета, включить необходимые процедуры обработки данных, обеспечить интерфейс каждого рабочего места с учетом функций и технологии работы конкретного пользователя. Решение этих задач требует серьезных доработок системы. Таким образом, материальные и временные затраты на внедрение системы и ее доводку под требования заказчика обычно значительно превышают запланированные показатели.

Согласно статистическим данным, собранным Standish Group (США), из 8380 проектов, обследованных в США в 1994 году, неудачными оказались более 30% проектов, общая стоимость которых превышала 80 миллиардов долларов. При этом оказались выполненными в срок лишь 16% от общего числа проектов, а перерасход средств составил 189% от запланированного бюджета.

В то же время, заказчики ИС стали выдвигать все больше требований, направленных на обеспечение возможности комплексного использования корпоративных данных в управлении и планировании своей деятельности.

Таким образом, возникла насущная необходимость формирования новой методологии построения информационных систем.

Цель такой методологии заключается в регламентации процесса проектирования ИС и обеспечении управления этим процессом с тем, чтобы гарантировать выполнение требований как к самой ИС, так и к характеристикам процесса разработки. Основными задачами, решению которых должна способствовать методология проектирования корпоративных ИС, являются следующие:

Обеспечивать создание корпоративных ИС, отвечающих целям и задачам организации, а также предъявляемым требованиям по автоматизации деловых процессов заказчика;
гарантировать создание системы с заданным качеством в заданные сроки и в рамках установленного бюджета проекта;
поддерживать удобную дисциплину сопровождения, модификации и наращивания системы;
обеспечивать преемственность разработки, т.е. использование в разрабатываемой ИС существующей информационной инфраструктуры организации (задела в области информационных технологий).

Внедрение методологии должно приводить к снижению сложности процесса создания ИС за счет полного и точного описания этого процесса, а также применения современных методов и технологий создания ИС на всем жизненном цикле ИС - от замысла до реализации.

Проектирование ИС охватывает три основные области:

Проектирование объектов данных, которые будут реализованы в базе данных;
проектирование программ, экранных форм, отчетов, которые будут обеспечивать выполнение запросов к данным;
учет конкретной среды или технологии, а именно: топологии сети, конфигурации аппаратных средств, используемой архитектуры (файл-сервер или клиент-сервер), параллельной обработки, распределенной обработки данных и т.п.

Проектирование информационных систем всегда начинается с определения цели проекта. В общем виде цель проекта можно определить как решение ряда взаимосвязанных задач, включающих в себя обеспечение на момент запуска системы и в течение всего времени ее эксплуатации:

Требуемой функциональности системы и уровня ее адаптивности к изменяющимся условиям функционирования;
требуемой пропускной способности системы;
требуемого времени реакции системы на запрос;
безотказной работы системы;
необходимого уровня безопасности;
простоты эксплуатации и поддержки системы.

Согласно современной методологии, процесс создания ИС представляет собой процесс построения и последовательного преобразования ряда согласованных моделей на всех этапах жизненного цикла (ЖЦ) ИС. На каждом этапе ЖЦ создаются специфичные для него модели - организации, требований к ИС, проекта ИС, требований к приложениям и т.д. Модели формируются рабочими группами команды проекта, сохраняются и накапливаются в репозитории проекта. Создание моделей, их контроль, преобразование и предоставление в коллективное пользование осуществляется с использованием специальных программных инструментов - CASE-средств.

Процесс создания ИС делится на ряд этапов, ограниченных некоторыми временными рамками и заканчивающихся выпуском конкретного продукта (моделей, программных продуктов, документации и пр.).

Обычно выделяют следующие этапы создания ИС: формирование требований к системе, проектирование, реализация, тестирование, ввод в действие, эксплуатация и сопровождение. (Последние два этапа далее не рассматриваются, поскольку выходят за рамки тематики книги.)

Начальным этапом процесса создания ИС является моделирование бизнес-процессов, протекающих в организации и реализующих ее цели и задачи. Модель организации, описанная в терминах бизнес-процессов и бизнес-функций, позволяет сформулировать основные требования к ИС. Это фундаментальное положение методологии обеспечивает объективность в выработке требований к проектированию системы. Множество моделей описания требований к ИС затем преобразуется в систему моделей, описывающих концептуальный проект ИС. Формируются модели архитектуры ИС, требований к программному обеспечению (ПО) и информационному обеспечению (ИО). Затем формируется архитектура ПО и ИО, выделяются корпоративные БД и отдельные приложения, формируются модели требований к приложениям и проводится их разработка, тестирование и интеграция.

Целью начальных этапов создания ИС, выполняемых на стадии анализа деятельности организации, является формирование требований к ИС, корректно и точно отражающих цели и задачи организации-заказчика. Чтобы специфицировать процесс создания ИС, отвечающей потребностям организации, нужно выяснить и четко сформулировать, в чем заключаются эти потребности. Для этого необходимо определить требования заказчиков к ИС и отобразить их на языке моделей в требования к разработке проекта ИС так, чтобы обеспечить соответствие целям и задачам организации.

Задача формирования требований к ИС является одной из наиболее ответственных, трудно формализуемых и наиболее дорогих и тяжелых для исправления в случае ошибки. Современные инструментальные средства и программные продукты позволяют достаточно быстро создавать ИС по готовым требованиям. Но зачастую эти системы не удовлетворяют заказчиков, требуют многочисленных доработок, что приводит к резкому удорожанию фактической стоимости ИС. Основной причиной такого положения является неправильное, неточное или неполное определение требований к ИС на этапе анализа.

На этапе проектирования прежде всего формируются модели данных. Проектировщики в качестве исходной информации получают результаты анализа. Построение логической и физической моделей данных является основной частью проектирования базы данных. Полученная в процессе анализа информационная модель сначала преобразуется в логическую, а затем в физическую модель данных.

Параллельно с проектированием схемы базы данных выполняется проектирование процессов, чтобы получить спецификации (описания) всех модулей ИС. Оба эти процесса проектирования тесно связаны, поскольку часть бизнес-логики обычно реализуется в базе данных (ограничения, триггеры, хранимые процедуры). Главная цель проектирования процессов заключается в отображении функций, полученных на этапе анализа, в модули информационной системы. При проектировании модулей определяют интерфейсы программ: разметку меню, вид окон, горячие клавиши и связанные с ними вызовы.

Конечными продуктами этапа проектирования являются:

Схема базы данных (на основании ER-модели, разработанной на этапе анализа);
набор спецификаций модулей системы (они строятся на базе моделей функций).

Кроме того, на этапе проектирования осуществляется также разработка архитектуры ИС, включающая в себя выбор платформы (платформ) и операционной системы (операционных систем). В неоднородной ИС могут работать несколько компьютеров на разных аппаратных платформах и под управлением различных операционных систем. Кроме выбора платформы, на этапе проектирования определяются следующие характеристики архитектуры:

Будет ли это архитектура "файл-сервер" или "клиент-сервер";
будет ли это 3-уровневая архитектура со следующими слоями: сервер, ПО промежуточного слоя (сервер приложений), клиентское ПО;
будет ли база данных централизованной или распределенной. Если база данных будет распределенной, то какие механизмы поддержки согласованности и актуальности данных будут использоваться;
будет ли база данных однородной, то есть, будут ли все серверы баз данных продуктами одного и того же производителя (например, все серверы только Oracle или все серверы только DB2 UDB). Если база данных не будет однородной, то какое ПО будет использовано для обмена данными между СУБД разных производителей (уже существующее или разработанное специально как часть проекта);.
будут ли для достижения должной производительности использоваться параллельные серверы баз данных (например, Oracle Parallel Server, DB2 UDB и т.п.).

Этап проектирования завершается разработкой технического проекта ИС.

На этапе реализации осуществляется создание программного обеспечения системы, установка технических средств, разработка эксплуатационной документации.

Этап тестирования обычно оказывается распределенным во времени.

После завершения разработки отдельного модуля системы выполняют автономный тест, который преследует две основные цели:

Обнаружение отказов модуля (жестких сбоев);
соответствие модуля спецификации (наличие всех необходимых функций, отсутствие лишних функций).

После того как автономный тест успешно пройдет, модуль включается в состав разработанной части системы и группа сгенерированных модулей проходит тесты связей, которые должны отследить их взаимное влияние.

Далее группа модулей тестируется на надежность работы, то есть проходят, во-первых, тесты имитации отказов системы, а во-вторых, тесты наработки на отказ. Первая группа тестов показывает, насколько хорошо система восстанавливается после сбоев программного обеспечения, отказов аппаратного обеспечения. Вторая группа тестов определяет степень устойчивости системы при штатной работе и позволяет оценить время безотказной работы системы. В комплект тестов устойчивости должны входить тесты, имитирующие пиковую нагрузку на систему.

Затем весь комплект модулей проходит системный тест - тест внутренней приемки продукта, показывающий уровень его качества. Сюда входят тесты функциональности и тесты надежности системы.

Последний тест информационной системы - приемо-сдаточные испытания. Такой тест предусматривает показ информационной системы заказчику и должен содержать группу тестов, моделирующих реальные бизнес-процессы, чтобы показать соответствие реализации требованиям заказчика.

Необходимость контролировать процесс создания ИС, гарантировать достижение целей разработки и соблюдение различных ограничений (бюджетных, временных и пр.) привело к широкому использованию в этой сфере методов и средств программной инженерии: структурного анализа, объектно-ориентированного моделирования, CASE-систем.

Основная литература:Сенкевич А.В. Архитектура ЭВМ и вычислительные
системы: Учебник для сред.проф. образования.- 2-е
изд., 2015.
Гвоздева Т.В., Баллод Б.А. Проектирование
информационных систем., 2011.

Управление внедрением информационных систем. ,
2012.
Грекул В.И., Денищенко Г.Н., Коровкина Н.Л.
Проектирование информационных систем. -2-е изд.
Серия: Основы информационных технологий, 2013.
Соловьев И.В., Майоров А.А. Проектирование
информационных систем, 2011.

Дополнительные источники:

Васильев А.А. Избачков Ю.С. Петров В.Н. Телина И.С.
Информационные системы/ - 30е изд. – Спб: Питер, 2011.
Васильев Р. Б., Калянов Г. Н и др. Управление развитием
информационных систем. – М.: Горячая Линия-Телеком, 2011
Голенищев Э.П., Клименко И.В. Информационное обеспечение
управления. Серия Высшее образование. М.: Феникс, 2010.
Данилин А., Слюсаренко А. Архитектура и стратегия. "Инь" и
"янь" информационных технологий Интернет-университет
информационных технологий – ИНТУИТ.ру, 2009.
Пирогов В.Ю. Информационные системы и базы данных.
Организация и проектирование. Серия Учебная литература
для вузов. СПб.: БХВ-Петербург, 2009.
ГОСТ 24.103-84. Комплекс стандартов на автоматизированные
системы. Автоматизированные системы. Автоматизированные
системы управления. Общие положения

Интернет-ресурсы

Обучающая система on-line тестирования - http://www.iexam.ru/
http://window.edu.ru/window/library?p_rubr=2.2 –
Единое окно доступа к образовательным ресурсам.
http://www.edulib.ru/ – центральная библиотека
образовательных ресурсов
http://www.edu.ru/ – библиотека федерального портала
«РОССИЙСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ»
http://www.public.ru/ – публичная интернет-библиотека
http://www.vernikov.ru/ – всё о менеджменте и IT
http://www.interface.ru/ – интернет, ИТ, программное
обеспечение

1. Архитектура информационных систем

1.1 Понятия Архитектуры ИС
1.2 Структуры ИС (физическая, логическая,
программная, функциональная) и их
взаимосвязь.
1.3 Подсистемы ИС.
1.4 Основные концептуальные принципы
функционирования и построения.
1.5 Подсистемы обеспечения
работоспособности ИС.
1.6 Информационное, техническое,
программное, математическое и другие виды
обеспечения.
1.7 Их характеристика и состав.

2. Аппаратно-программные платформы ИС

2.1 Платформы серверов ИС и их
аппаратно-программные
характеристики.
2.2 Характеристики аппаратнопрограммных платформы ИС и их виды.
2.3 Программное обеспечение ИС и его
классификация.
2.4 Серверное и клиентское
программное обеспечение ИС
2.5 Оптимизация выбора программного
состава обеспечения ИС.

3. Web-программирование

3.1 Основы разработки сайтов и вебприложений
3.2 Web-технологии
3.3 HTML, CSS
3.4 HTML5. Основы клиентской
разработки
3.5 JavaScript с нуля
3.6 Основы PHP
3.7 Базы данных

4. Создание графичеcкого интерфейса пользователя

4.1 Разработка графического
интерфейса пользователя.
4.2 Приемы и методы.
4.3 Библиотека классов WindowsForms
4.4 Объекты библиотеки.
4.5 Порядок построения форм ввода
данных для корпоративных приложений
на конкретном примере.

5. Создание веб -сервисов

5.1 Концепция веб – сервиса.
5.2 Инструментальные средства
Microsoft используемые при создании
сервисов.
5.3 Разработка сервисно ориентированных корпоративных
приложений.

10. 1.1 Понятия Архитектуры ИС

Архитектура – это организационная структура системы.
Архитектура информационной системы – концепция,
определяющая модель, структуру, выполняемые функции и
взаимосвязь компонентов информационной системы.
Архитектура – это базовая организация системы,
воплощенная в ее компонентах, их отношениях между собой и
с окружением, а также принципы, определяющие
проектирование и развитие системы.
Архитектура – это набор значимых решений по поводу
организации системы программного обеспечения, набор
структурных элементов и их интерфейсов, при помощи
которых компонуется система.
Архитектура программы или компьютерной системы –
это структура или структуры системы, которые включают
элементы программы, видимые извне свойства этих элементов
и связи между ними.
Архитектура – это структура организации и связанное с ней
поведение системы.
Архитектура программного обеспечения системы или
набора систем состоит из всех важных проектных решений по
поводу структур программы и взаимодействий между этими
структурами, которые составляют системы.

11. Две группы подсистем в структуре АИС:

Архитектурой АИС называется
распределение функций по ее
подсистемам и компонентам, точное
определение границ этих подсистем и
их взаимодействие по управлению и
данным, а также распределение
хранения и исполнения этих подсистем
и компонентов по различным ЭВМ,
объединенным в локальную
илиглобальную вычислительную сеть.
Две группы подсистем в структуре АИС:
функциональные подсистемы
обеспечивающие подсистемы

12.

Под архитектурой программных систем
будем понимать совокупность решений
относительно:
организации программной системы;
выбора структурных элементов,
составляющих систему и их интерфейсов;
поведения этих элементов во
взаимодействии с другими элементами;
объединение этих элементов в подсистемы;
архитектурного стиля, определяющего
логическую и физическую организацию
системы: статические и динамические
элементы, их интерфейсы и способы их
объединения.

13.

Выбор архитектуры ИС влияет на
следующие характеристики:
Производительность ИС – количество
работ, выполняемых в ИС за единицу
времени.
Время реакции системы на запросы
пользователя (время отклика системы).
Надёжность – способность к безотказному
функционированию в течение определенного
периода времени.

14.

Законодатели стандартов международные организации:
SEI (Software Engineering Institute),
WWW (консорциум World Wide Web),
OMG (Object Management Group),
организация разработчиков Java –
JCP (Java Community Process),
IEEE (Institute of Electrical and
Electronics Engineers) и другие.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГОРОДА МОСКВЫ

ТЕХНИЧЕСКИЙ ПОЖАРНО-СПАСАТЕЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ ИМЕНИ ГЕРОЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В.М. МАКСИМЧУКА

ФОНДЫ ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ

по междисциплинарному курсу

«Информационные технологии и платформы разработки информационных систем» (МДК.02.01) профессионального модуля « Разработка информационных систем» (ПМ.02)

для специальности 09.02.04 Информационные системы (по отраслям)

Москва

Варианты на обязательную контрольную работу

в 4 семестре 2 курса

Рузанкова И.А.

  1. Контроль доступа к файловой системе.

Преподаватель _________________________________ Рузанкова И.А.

  1. Администрирование серверного программного обеспечения, используемые приемы.
  2. Управления учетными записями групп с помощью средств автоматизации.

Преподаватель _________________________________ Рузанкова И.А.

  1. Устранение неполадок с учетными записями компьютеров.

Преподаватель _________________________________ Рузанкова И.А.

Вопросы для выполнения обязательной контрольной работы

По дисциплине «Информационные технологии и платформы»

в 4 семестре 2 курса

  1. Описать принцип проведение анализа информационного обеспечения ИС.
  2. Описать алгоритм выбора состава программного обеспечения ИС для определенной предметной области.
  3. Пользовательские и системные требования.
  4. Сравнительный анализ доступных файловых серверов.
  5. Контроль и мониторинг сетей, построенных на базе стека протоколов TCP/IP с помощью утилит операционной системы Windows.
  6. Администрирование серверного программного обеспечения, используемые приемы.
  7. Настройка системы безопасности. Анализ логов работы системы и серверных приложений.
  8. Эксплуатация серверного программного обеспечения ЛВС и ее особенности.
  9. Настройка и эксплуатация файлового сервера.
  10. Управления учетными записями групп с помощью средств автоматизации.
  11. Устранение неполадок с учетными записями компьютеров.
  12. Контроль доступа к файловой системе.

Критерии оценки знаний студентов

Отлично:

1. Полно раскрыто содержание материала в объёме программы.

2. Чётко и правильно даны определения и раскрыто содержание.

3. Проведен сравнительный анализ.

4. Ответ самостоятельный, при ответе использованы знания, приобретённые ранее (межпредметные связи).

Хорошо:

1. Раскрыто основное содержание материала.

2. В основном правильно даны определения, понятия.

3. Ответ самостоятельный.

4. Материал изложен неполно, при ответе допущены неточности, нарушена последовательность изложения.

5. Допущены небольшие неточности при выводах и использовании терминов.

Удовлетворительно:

1. Усвоено основное содержание материала, но изложено фрагментарно, не всегда последовательно.

2. Определения и понятия даны не чётко.

3. Допущены ошибки в выводах.

4. Неумение использовать знания полученные ранее.

Неудовлетворительно:

1. Основное содержание учебного материала не раскрыто.

2. Не даны ответы на дополнительные вопросы преподавателя.

3. Допущены грубые ошибки в определениях.

Преподаватель _______________________________________Рузанкова И.А.

столбцы 1,2 «Результаты обучения – освоенные умения, усвоенные знания»; «ПК, ОК» заполняется в соответствии с разделом 4 рабочей программы «Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины»

столбцы 3,4 «Наименование темы», «Уровень освоения темы» заполняется в соответствии с п.2.2 рабочей программы «Тематический план и содержание учебной дисциплины»

примерный состав КОС для текущего контроля знаний, умений обучающихся по разделам и (или) темам учебных дисциплин и промежуточной аттестации.


Под фондом оценочных средств (ФОС) понимается комплект методических и контрольных измерительных материалов, предназначенных для оценивания компетенций на разных стадиях обучения студентов, а также для их промежуточной аттестации на соответствие (или несоответствие) уровня подготовки требованиям соответствующего ФГОС СПО по завершению этапов освоения междисциплинарного курса (далее – МДК) и ориентированы на проверку качества знаний обучающихся, освоивших её полный курс.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

города Москвы

Технический пожарно-спасательный колледж

имени Героя Российской Федерации В.М. Максимчука

ФОНДЫ ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ

по междисциплинарному курсу

«Информационные технологии и платформы разработки информационных систем» (МДК.02.01) профессионального модуля « Разработка информационных систем» (ПМ.02)

для специальности 230401 Информационные системы (по отраслям)

Москва

2016

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Под фондом оценочных средств (ФОС) понимается комплект методических и контрольных измерительных материалов, предназначенных для оценивания компетенций на разных стадиях обучения студентов, а также для их промежуточной аттестации на соответствие (или несоответствие) уровня подготовки требованиям соответствующего ФГОС СПО по завершению этапов освоения междисциплинарного курса (далее – МДК) и ориентированы на проверку качества знаний обучающихся, освоивших её полный курс.

ФОС является составной частью учебных и методических документов, обеспечивающих реализацию конкретной ООП.

Задачи ФОС по междисциплинарному курсу «Информационные технологии и платформы разработки информационных систем»:

Оценка достижений обучающихся в процессе изучения междисциплинарного курса в соответствии с разработанными и принятыми критериями по каждому виду контроля;

Управление процессом приобретения обучающимися необходимых знаний, умений, навыков и формирования компетенций, определенных в ФГОС СПО по соответствующему направлению подготовки (специальности);

Контроль и управление процессом достижения целей реализации ООП, определенных в виде общекультурных и профессиональных компетенций обучающихся;

Оценка способности обучающихся к творческой деятельности, обеспечивающей решения новых задач, связанных с недостаточностью конкретных специальных знаний и отсутствием общепринятых алгоритмов профессионального поведения в квазиреальной деятельности;

Обеспечение соответствия результатов обучения задачам будущей профессиональной деятельности через совершенствование традиционных и внедрение инновационных методов обучения в образовательный процесс.

Цель ФОС по междисциплинарному курсу «Информационные технологии и платформы разработки информационных систем» – проверка теоретических знаний и практических навыков будущих выпускников СПО, необходимыми для:

Знания основных видов и процедур обработки информации, моделей и методов решения задач обработки информации;

Знания сервисно-ориентированные архитектур, CRM-систем, ERP-систем;

Знания платформ для создания, исполнения и управления информационной системой;

Умения использования инструментальных средств обработки информации;

Участия в разработке технического задания;

Формирования отчетной документации по результатам работ;

Использования стандартов при оформлении программной документации;

использования критериев оценки качества и надежности функционирования информационной системы.

Основные принципы ФОС по междисциплинарному курсу «Информационные технологии и платформы разработки информационных систем»:

Системность (системный подход в формировании знаний и умений, циклический характер оценивания);

Надежность (точность, степень постоянства, стабильность, устойчивость результатов оценивания);

Соответствие содержания материалов оценочных средств уровню и стадии обучения;

Наличие четко сформулированных критериев оценки для каждого контрольного мероприятия;

Максимальная объективность используемых процедур и методов оценки;

Использование ФОС не только в качестве средства оценивания, но и обучения.

ПАСПОРТ

ФОНДА ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ

по междисциплинарному курсу «Информационные технологии и платформы разработки информационных систем»

для специальности 230401 «Информационные системы (по отраслям)»

ПК, ОК

Наименование темы

Уровень освоения

темы

Наименование

Контрольно-оценочного средства

Текущий контроль

Промежуточная аттестация

уметь:

  • осуществлять математическую и информационную постановку задач по обработке информации, использовать алгоритмы обработки информации для различных приложений.

знать:

  • основные виды и процедуры обработки информации, модели и методы решения задач обработки информации.

ОК1

ОК2

ПК2.3

Тема 1.2. Подсистемы ИС. Основные концептуальные принципы функционирования и построения. Подсистемы обеспечения работоспособности ИС. Информационное, техническое, программное, математическое и другие виды обеспечения. Их характеристика и состав

Практическая работа № 1. Проведение анализа информационного, технического, программного, математического и иного обеспечения ИС

Контрольный устный (письменный) опрос по теме 1.2

ОК2

ОК4

ПК2.4

Тема 2.2. Программное обеспечение ИС и его классификация. Серверное и клиентское программное обеспечение ИС. Оптимизация выбора программного состава обеспечения ИС.

Практическая работа № 2. Оптимизация выбора состава программного обеспечения ИС для определенной предметной области

Обязательная контрольная работа

(5 семестр обучения, 36 часов аудиторных занятий)

ОК1

ОК2

ПК2.3

ПК2.4

ПК2.6

Практическая работа № 3. Установка серверного ПО ИС на аппаратные сервера и его дальнейшее сопровождение. Особенности установки ПО ИС.

Обязательная контрольная работа

(5 семестр обучения, 36 часов аудиторных занятий)

уметь:

  • решать прикладные вопросы интеллектуальных систем с использованием, статических экспертных систем, экспертных систем реального времени;

знать:

ОК3

ОК4

ОК9

ПК2.1ПК2.2

Тема 3.1. Серверное программное обеспечение ИС и его виды. Серверы управления (сетевые операционные системы) и задачи, решаемые с их помощью.

Практическая работа № 4.

Обязательная контрольная работа

ОК4

ОК5

ОК9

ПК2.2

ПК2.5

Тема 4.2. Администрирование серверного программного обеспечения, используемые приемы.

Практическая работа № 5. Установка и настройка DNS, DHCP серверов.

Обязательная контрольная работа

(6 семестр обучения, 60 часов аудиторных занятий)

ОК3

ОК5

ОК9

ПК2.1ПК2.2

ПК2.5

ПК2.6

Тема 4.3. Стандартные и специализированные программные пакеты и утилиты администрирования.

Практическая работа № 6. Создание домена и настройка ActiveDirectory. Создание и управление объектами пользователь, группа. Управление политики безопасности. Управление профилями пользователей.

Контрольный устный (письменный) опрос по теме 4.3

Обязательная контрольная работа

(6 семестр обучения, 60 часов аудиторных занятий)

уметь:

знать:

ОК2

ОК3

ОК5

ОК6

ОК7

ПК2.1ПК2.3

ПК2.4

ПК2.5

Тема 5.1. Эксплуатация серверного программного обеспечения ЛВС и ее особенности. Управление операционной системой с помощью консоли.

Изменение типа и области действия группы безопасности. Управления учетными записями групп с помощью средств автоматизации.

Контрольный устный (письменный) опрос по теме 5.1

Обязательная контрольная работа

(6 семестр обучения, 60 часов аудиторных занятий)

уметь:

  • решать прикладные вопросы интеллектуальных систем с использованием, статических экспертных систем, экспертных систем реального времени.

знать:

  • спецификации языка, создание графического пользовательского интерфейса (GUI),файловый ввод-вывод, создание сетевого сервера и сетевого клиента.

ОК1

ОК5

ОК6

ОК7

ПК2.1ПК2.3

ПК2.5

Практическая работа № 8. Введение компьютера в домен ActiveDirectory. Управление учетными записями компьютеров посредством специализированной оснастки.

Обязательная контрольная работа

(6 семестр обучения, 60 часов аудиторных занятий)

Тема 5.2. Настройка и эксплуатация файлового сервера. Настройка и эксплуатация информационного сервера и серверов безопасности.

Практическая работа № 9. Устранение неполадок с учетными записями компьютеров.

Настройка системы разрешений файлов NTFS.

Контроль доступа к файловой системе.

Работа с консолью. Производительность и диспетчер задач.

Обязательная контрольная работа

(6 семестр обучения, 60 часов аудиторных занятий)

уметь:

  • решать прикладные вопросы интеллектуальных систем с использованием, статических экспертных систем, экспертных систем реального времени.

знать:

ОК2

ОК3

ОК7

ОК8

ПК2.2

ПК2.6

Тема 6.1. Виды клиентского программного обеспечения. Взаимодействие серверного и клиентского программного обеспечения. Типовое клиентское программное обеспечение и его характеристики.

Практическая работа № 10. Разработка Web приложения для взаимодействия клиентского ПО удаленными базами данных.

Контрольный устный (письменный) опрос по теме 6.1

Обязательная контрольная работа

(6 семестр обучения, 60 часов аудиторных занятий)

ОК3

ОК5

ОК9

ПК2.1ПК2.2

ПК2.5

Практическая работа № 11. Получение информации об объектах СОМ из системного реестра и файлов ресурсов. Использование СОМ серверов пакета Microsoft Office.

Обязательная контрольная работа

(6 семестр обучения, 60 часов аудиторных занятий)

уметь:

  • использовать языки структурного, объектно-ориентированного программирования и языка сценариев для создания независимых программ, разрабатывать графический интерфейс приложения.

знать:

  • объектно-ориентированное программирование.

ОК1

ОК2

ОК3

ОК5

ОК6

ПК2.1ПК2.3

ПК2.6

Тема 7.1. Порядок установки и сопровождения клиентского программного обеспечения. Использование типового клиентского программного обеспечения. Технология СОМ.

Практическая работа № 12.

Зачет

Тема 8.1. Задачи и возможности адаптации клиентской части программного обеспечения. Адаптация клиентской части ПО для решения поставленной задачи.

Практическая работа № 13. JavaScript, CGI программирование интерактивных интерфейсов пользователя.

Контрольный устный (письменный) опрос по теме 8.1

Зачет

(7 семестр обучения, 65 часов аудиторных занятий)

уметь:

знать:

  • платформы для создания, исполнения и управления информационной системой;
  • основные процессы управления проектом разработки.

ОК1

ОК2

ОК5

ОК9

ПК2.1

ПК2.3

ПК2.4

ПК2.5

Тема 9.1. Средства автоматизации проектирования и разработки корпоративных систем, их основные типы и классификация.

Этапы жизненного цикла поддерживаемые ими.

Практическая работа № 14. Изучение и применение средств автоматизации проектирования и разработки корпоративных систем (Ramus, Rational Rose, Paradigm Plus, SELECT )

Контрольный устный (письменный) опрос по теме 9.1

Зачет

(7 семестр обучения, 65 часов аудиторных занятий)

уметь:

  • решать прикладные вопросы интеллектуальных систем с использованием, статических экспертных систем, экспертных систем реального времени.

знать:

  • платформы для создания, исполнения и управления информационной системой.

ОК2

ОК3

ОК5

ОК6

ПК2.1ПК2.3

Тема 10.1. Программная платформа Microsoft.NET ; Характеристики, много-профильность платформы, ее использование при производстве промышленных корпоративных систем.

Практическая работа № 15. Использование программной платформы Microsoft.NET при разработке промышленных корпоративных систем.

Контрольный устный (письменный) опрос по теме 10.1

Зачет

(7 семестр обучения, 65 часов аудиторных занятий)

уметь:

  • использовать языки структурного, объектно-ориентированного программирования и языка сценариев для создания независимых программ, разрабатывать графический интерфейс приложения.

знать:

Спецификации языка, создание графического пользовательского интерфейса (GUI),файловый ввод-вывод, создание сетевого сервера и сетевого клиента.

ОК3

ОК5

ОК6

ОК7

ОК8

ПК2.2ПК2.3

ПК2.4

ПК2.6

Практическая работа № 16. Изучение и работа со средствами построения графического интерфейса пользователя.

Зачет

(7 семестр обучения, 65 часов аудиторных занятий)

Тема 11.1. Разработка графического интерфейса пользователя. Приемы и методы.

Практическая работа № 17. Разработка форм ввода данных для корпоративных приложений в рамках конкретной задачи.

Контрольный устный (письменный) опрос по теме 11.1

Зачет

(7 семестр обучения, 65 часов аудиторных занятий)

уметь:

  • решать прикладные вопросы интеллектуальных систем с использованием, статических экспертных систем, экспертных систем реального времени.

знать:

  • сервисно-ориентированные архитектуры, CRM-системы, ERP-системы.

ОК2

ОК3

ОК5

ОК9

ПК2.1

ПК2.3

ПК2.4

ПК2.5

Тема 12.1. Особенности разработки распределенных приложений корпоративного типа. Технология MicrosoftRemoting.

Практическая работа № 18. Разработка распределенного высоконадежного и безопасного с использованием технологии MicrosoftRemoting

Контрольный устный (письменный) опрос по теме 12.1

Зачет

(7 семестр обучения, 65 часов аудиторных занятий)

уметь:

  • создавать проект по разработке приложения и формулировать его задачи, выполнять управление проектом с использованием инструментальных средств.

знать:

платформы для создания, исполнения и управления информационной системой.

ОК3

ОК5

ОК6

ОК7

ОК8

ОК9

ОК10

ПК2.2

ПК2.4

ПК2.5

ПК2.6

Тема 13.1. Концепция веб – сервиса. Инструментальные средства Microsoft используемые при создании сервисов.

Практическая работа № 19. Реализация веб-сервиса с использованием технологий и инструментальных средств Microsoft

Экзамен

Защита курсового проекта

Тема 14.1. Особенности и проблемы построения корпоративных приложений на основе сервисно-ориентированной архитектуры. Адаптация общей концепции к технологическим особенностям среды и инструментальных средств Microsoft

Практическая работа № 20. Разработка приложения с использованием технологии Windows Communications Foundation

Контрольный устный (письменный) опрос по теме 14.1

Экзамен

Защита курсового проекта

(8 семестр обучения, 40 часов аудиторных занятий)

Билеты на экзамен

в 8 семестре 4 курса

Преподаватель __________________ Рузанкова И.А.

Преподаватель __________________ Рузанкова И.А.

Преподаватель __________________ Рузанкова И.А.

Преподаватель __________________ Рузанкова И.А.

Преподаватель __________________ Рузанкова И.А.

Преподаватель __________________ Рузанкова И.А.

Преподаватель __________________ Рузанкова И.А.

Преподаватель __________________ Рузанкова И.А.

Преподаватель __________________ Рузанкова И.А.

Преподаватель __________________ Рузанкова И.А.

Преподаватель __________________ Рузанкова И.А.

«__»____________2016 г.

Председатель____________

/Ходченко В.С./

ВАРИАНТ 20

по дисциплине

4 курс, 8 семестр

«Утверждаю»

Зам. директора

«__»___________2016 г.

/____/Вишневский И.Н./

  1. Клиентского программного обеспечения. Порядок сопровождения.

  2. Архитектура ИС. Структуры ИС (физическая, логическая, программная, функциональная) и их взаимосвязь.

Преподаватель __________________ Рузанкова И.А.

Преподаватель __________________ Рузанкова И.А.

Рассмотрено на заседании ПЦК, протокол №_____

«__»____________2016 г.

Председатель____________

/Ходченко В.С./

ВАРИАНТ 22

по дисциплине

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНООГИИ И ПЛАТФОРМЫ РАЗРАБОТКИ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ

4 курс, 8 семестр

«Утверждаю»

Зам. директора

«__»___________2016 г.

/____/Вишневский И.Н./

  1. Типового клиентского программного обеспечения и его использование.

  2. Информационное, техническое, программное, математическое и другие виды обеспечения. Их характеристика и состав.

Преподаватель __________________ Рузанкова И.А.

Преподаватель __________________ Рузанкова И.А.

Преподаватель __________________ Рузанкова И.А.

Преподаватель __________________ Рузанкова И.А.

Рассмотрено на заседании ПЦК, протокол №_____

«__»____________2016 г.

Председатель____________

/Ходченко В.С./

ВАРИАНТ 26

по дисциплине

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНООГИИ И ПЛАТФОРМЫ РАЗРАБОТКИ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ

4 курс, 8 семестр

«Утверждаю»

Зам. директора

«__»___________2016 г.

4 курс, 8 семестр

«Утверждаю»

Зам. директора

«__»___________2016 г.

/____/Вишневский И.Н./

  1. Создание интерактивных интерфейсов пользователя посредством технологии CGI.
  2. Установка серверного ПО ИС на аппаратные сервера и его дальнейшее сопровождение.

Преподаватель __________________ Рузанкова И.А.

Рассмотрено на заседании ПЦК, протокол №_____

«__»____________2016 г.

Председатель____________

/Ходченко В.С./

ВАРИАНТ 28

по дисциплине

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНООГИИ И ПЛАТФОРМЫ РАЗРАБОТКИ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ

4 курс, 8 семестр

«Утверждаю»

Зам. директора

«__»___________2016 г.

/____/Вишневский И.Н./

  1. Задачи адаптации клиентской части программного обеспечения.
  2. Организация работы ПО ИС в локальных сетях. Особенности настройки и сопровождения. Протокол TCP/IP применительно к ИС.

Преподаватель __________________ Рузанкова И.А.

Преподаватель __________________ Рузанкова И.А.

Преподаватель __________________ Рузанкова И.А.

Темы курсовых проектов

по дисциплине «Информационные технологии и платформы»

в 8 семестре 4 курса

  1. Разработка проекта информационной системы торговой интернет-фирмы.
  2. Разработка проекта информационной системы банкомата.
  3. Разработка проекта информационной системы финансового управления активами организации.
  4. Разработка проекта информационной системы подбора, найма и сопровождения трудовых ресурсов.
  5. Разработка проекта информационной системы управления поставками материальных ресурсов
  6. Разработка проекта информационной системы управления банковскими операциями.
  7. Разработка проекта информационной системы государственной регистрационной фирмы.
  8. Разработка проекта информационной системы государственной службы социальной поддержки безработных.
  9. Разработка проекта информационной системы управления ценами, поставками и оборудованием розничного продовольственного магазина.
  10. Разработка проекта информационной системы обработки заказа клиента в интернет-фирме, включая обработку заказа и проверку, и обработку оплаты.
  11. Разработка проекта информационной системы торговли билетами на транспорте.
  12. Разработка проекта информационной системы регистрации и обработки медицинской информации на примере тестов на артериальное давление и анализы крови.
  13. Разработка проекта информационной системы автоматизации трейдинга.
  14. Разработка проекта информационной системы для малого предприятия связи.
  15. Разработка проекта автоматизированного рабочего места руководителя (менеджера) подразделения организации в информационной сети.
  16. Разработка проекта информационной системы по учету обеспеченности материалами процесса производства предприятия.
  17. Разработка проекта информационной системы "Организация учебного процесса в образовательном учреждении».
  18. Разработка проекта подсистемы регистрации командировочных удостоверений в информационной системе
  19. Разработка проекта информационной системы автотранспортного предприятия
  20. Разработка проекта информационной системы учета договоров и контроля за их исполнением
  21. Разработка проекта информационной системы учета и оптимизации транспортных расходов на предприятии
  22. Разработка проекта информационной системы учета сдельной оплаты труда
  23. Разработка проекта АРМ экономиста по прогнозу закупок на предприятии оптовой торговли
  24. Разработка проекта информационной системы поддержки биржевых торгов
  25. Разработка проекта информационной системы учета материальных ресурсов предприятия
  26. Разработка проекта подсистемы автоматизации складского учета
  27. Разработка проекта подсистемы автоматизации учета платежей по договорам
  28. Разработка проекта информационной системы учета поступления и реализации товаров в розничной торговле
  29. Разработка проекта подсистемы учета реализации товаров в оптовой торговле
  30. Разработка проекта информационной системы автоматизации кассовых операций торгового предприятия
  31. Разработка проекта информационной системы автоматизации учета выбытия денежных средств с расчетного счета организации
  32. Разработка проекта информационной системы автоматизации учета повременно-премиальной оплаты труда в организации
  33. Разработка проекта информационной системы автоматизации учета поступления и выбытия малоценных и быстроизнашивающихся предметов в коммерческой организации
  34. Разработка проекта информационной системы автоматизации учета поступления и выбытия, основных средств на предприятии
  35. Разработка проекта информационной системы учета обмена валют
  36. Разработка проекта информационной системы учета запасов предприятия
  37. Разработка проекта информационной системы учета бартерных операций
  38. Разработка проекта информационной системы учета закупок товаров у населения
  39. Разработка проекта информационной системы учета риэлтерских операций
  40. Разработка проекта АРМ сотрудника кредитного отдела банка
  41. Разработка проекта информационной системы ведения реестра акционеров в банке
  42. Разработка проекта информационной системы учета ценных бумаг на предприятии
  43. Разработка проекта подсистемы учета внутреннего перемещения материалов
  44. Разработка проекта подсистемы учета дебиторов банка
  45. Разработка проекта подсистемы учета операций по импорту товаров
  46. Разработка проекта информационной системы автоматизации учета расчетов за проживание в общежитии
  47. Разработка проекта информационной системы автоматизации учета реализации и затрат на доставку мебели
  48. Разработка проекта подсистемы учета амортизации основных средств
  49. Разработка проекта информационной системы для гостиницы.
  50. Разработка проекта информационной системы для туристического агентства.
  51. Разработка проекта информационной системы для библиотеки.
  52. Разработка проекта информационной системы для фирмы, торгующей автомобилями.
  53. Разработка проекта информационной системы для больницы.
  54. Разработка проекта информационной системы для фирмы, торгующей компьютерной техникой.
  55. Разработка проекта информационной системы для фирмы, торгующей мебелью.
  56. Разработка проекта информационной системы для учебной части колледжа
  57. Разработка проекта информационной системы для фирмы, торгующей продовольственными товарами. Попов 4 ис 03
  58. Разработка проекта информационной системы для заказа билетов на самолет.
  59. Разработка проекта информационной системы для фирмы, торгующей запчастями для автомобилей.
  60. Разработка проекта информационной системы для пункта видеопроката.
  61. Разработка проекта информационной системы для приемной комиссии Колледжа.
  62. Разработка проекта информационной системы для аптеки.
  63. Разработка проекта информационной системы для фирмы, торгующей бытовой техникой.
  64. Разработка проекта информационной системы для автостоянки.
  65. Разработка проекта информационной системы для магазина, торгующего музыкальными CD.
  66. Разработка проекта информационной системы для заказа билетов на поезд.
  67. Разработка проекта информационной системы для фирмы, занимающейся ремонтом бытовой техники. Медведев 4 ис 03
  68. Разработка проекта информационной системы для автопарка.
  69. Разработка проекта информационной системы для отдела кадров фирмы.
  70. Разработка проекта информационной системы для учебной части музыкальной школы.
  71. Разработка проекта информационной системы для учета проживающих в студенческом общежитии.
  72. Разработка проекта информационной системы для поликлиники.
  73. Разработка проекта информационной системы для книжного магазина.
  74. Разработка проекта информационной системы для Центра изучения иностранного языка.
  75. Разработка проекта информационной системы – телефонного справочника для Колледжа.
  76. Разработка проекта информационной системы для супермаркета.
  77. Разработка проекта информационной системы для агентства недвижимости.
  78. Разработка проекта информационной системы для ЖКХ.
  79. Разработка проекта информационной системы для аварийно-спасательного отряда.
  80. Разработка проекта информационной системы для аэропорта.
  81. Разработка проекта информационной системы для Ж/Д вокзала.
  82. Разработка проекта информационной системы торгово-закупочной площади для размещения заказов без проведения торгов
  83. Разработка проекта информационной системы электронного мониторинга
  84. Разработка проекта информационной системы дистрибьюторской сети
  85. Проектирование информационной системы «Почта».
  86. Разработка проекта автоматизированной информационной системы учета оборудования на предприятии.
  87. Разработка проекта автоматизированной информационной системы по ведению и реализации проектов в малоэтажном строительстве.
  88. Разработка проекта автоматизации учета объектов структурированных кабельных сетей предприятия.
  89. Разработка проекта системы мониторинга информационных ресурсов сети Интернет.
  90. Разработка модели информационной системы туристической компании
  91. Разработка информационной системы работы с клиентами автосервиса.
  92. Разработка автоматизированной информационной системы ведения электронных медицинских карт пациентов.
  93. Разработка веб-сервиса оценки эргономики пользовательских интерфейсов веб-сайтов.
  94. Разработка веб-сервиса тестирования обучающихся.
  95. системы « Тьютор".
  96. Разработка проекта информационной системы « Учет рабочего времени сотрудников ГБОУ СПО ТПСК 57»
  97. Разработка проекта интернет сайта "Школа Программирования"
  98. Разработка проекта сайта интернет магазина по продаже ПК и комплектующих.
  99. Разработка проекта информационной системы для автошколы.

Критерии оценки знаний студентов

Отлично:

1. Полно раскрыто содержание материала в объёме программы.

2. Чётко и правильно даны определения и раскрыто содержание.

3. Проведен сравнительный анализ.

4. Ответ самостоятельный, при ответе использованы знания, приобретённые ранее (межпредметные связи).

Хорошо:

1. Раскрыто основное содержание материала.

2. В основном правильно даны определения, понятия.

3. Ответ самостоятельный.

4. Материал изложен неполно, при ответе допущены неточности, нарушена последовательность изложения.

5. Допущены небольшие неточности при выводах и использовании терминов.

Удовлетворительно:

1. Усвоено основное содержание материала, но изложено фрагментарно, не всегда последовательно.

2. Определения и понятия даны не чётко.

3. Допущены ошибки в выводах.

4. Неумение использовать знания полученные ранее.

Неудовлетворительно:

1. Основное содержание учебного материала не раскрыто.

2. Не даны ответы на дополнительные вопросы преподавателя.

3. Допущены грубые ошибки в определениях.

Преподаватель Рузанкова И.А.

столбцы 1,2 «Результаты обучения – освоенные умения, усвоенные знания»; «ПК, ОК» заполняется в соответствии с разделом 4 рабочей программы «Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины»

столбцы 3,4 «Наименование темы», «Уровень освоения темы» заполняется в соответствии с п.2.2 рабочей программы «Тематический план и содержание учебной дисциплины»

примерный состав КОС для текущего контроля знаний, умений обучающихся по разделам и (или) темам учебных дисциплин и промежуточной аттестации.