Билайн

«Путешествие по «реке времени». История возникновения почты». Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. История почты россии

История почты...

Почта происходит от немецкого слова - Post, итальянского - Posta, от позднелатинского - Posito, что означает - станция с переменными лошадьми, станция в пункте.

Самые древние сведения о почте относятся к Ассирии и Вавилону. Люди, населяющие эти древние страны, писали клинописью на глиняных табличках. Эти сведения знает каждый школьник. Однако ассирийцы еще в III тысячелетии до нашей эры применяли то, что может называться предшественником конверта. После обжига таблички с текстом письма, ее покрывали слоем глины, на котором писался адрес получателя. Затем таблички снова обжигались. В результате выделения при повторном обжиге водяных паров табличка-«письмо» и табличка-«конверт» не становились единым куском. «Конверт» разбивали и читали «письмо». До наших дней дошло два таких письма. Они вместе с «конвертами» хранятся в Лувре.

4000 лет назад неизвестный египетский художник на одной из стен погребальной пещеры фараона Нумхотена нарисовал воина, держащего в одной руке свиток, а в другой руке - открытый лист-письмо, который подает своему начальнику. Так до нас дошло вещественное доказательство существование почты в те далекие времена. Документальные материалы о почтовых сообщениях мы имеем и среди других памятников древней культуры.

Письменное сообщение можно было передавать от одного гонца к другому без опасения исказить сообщение. Для транспортировки писем также применяли почтовых голубей.

Во времена Кира и Дария в Персии(558 - 486 года до нашей эры) почтовая связь была налажена очень хорошо. На станциях персидской почты постоянно были наготове гонцы и оседланные лошади. Почта передавалась гонцами по эстафете от одного к другому. Эта была так называемая эстафетная почта.

Славилась и древнеримская почта. Она играла огромную роль в управлении громадной Римской империей. В важнейших центрах империи содержались специальные станции, снабженные конными курьерами. Римляне обычно говорили «Statio posita in…”(Станция расположена в …). Как считают специалисты, именно из сокращения этих слов и появилось слово ПОЧТА (“Posta”).

Документально подтвержденные сведения о возникновении почты в Китае относятся к очень отдаленным временам. Государственная почта Китая существовала уже при династии Чжоу (1027 - 249 года до нашей эры). Она располагала пешими и конными гонцами. Императоры династии Тан (618 - 907 года до нашей эры) уже назначали генерал - почтмейстеров.

Эстафетная почта Китая доставляла императорские приказы и сообщения императору с необыкновенной быстротой. На древней китайской гравюре мы можем видеть, как выглядел китайский пеший почтовый гонец. Хотя работа и нелегка, но любимый зонт должен скрасить гонцу трудности далекого путешествия.

В арабском Халифате к 750 году все государство было покрыто сетью дорог, по которым курсировали гонцы - пешие и верховые на лошадях, верблюдах и мулах. Они доставляли государственную и частную почту. О большом значении почтовой службы государства свидетельствует знаменитое высказывание халифа Мансура, основавшего Багдад (762 год).

«Мой трон покоится на четырех столпах, а моя власть опирается на четырех человек: это безупречный кади (судья), энергичный начальник полиции, деятельный министр финансов и мудрый почтмейстер, который информирует меня обо всем».

В Греции почтовая система была достаточно хорошо налажена в виде сухопутной и морской почтовой связи, но она не могла значительно развиться из-за множества воюющих между собой городов-государств. Правительства для передачи сообщений имели в своем распоряжении, как правило, пеших посланцев. Они называлисьгемеродромами. Гонцы-бегуны преодолевали за час расстояние в 55 стадий (около 10 км) и за один рейс - 400-500 стадий.

Самый известный из этих курьеров был Филиппид, который по преданию Плутарха в 490 году до н.э. донёс в Афины известие о победе в битве при Марафоне и умер от истощения. Этот бег был первым Марафоном в истории. Филипид передал только устное послание. Для передачи особо спешных сообщений уже в древности посылали верховых гонцов. Как пишет Диодор, один из военачальников Александра Македонского держал при своём штабе гонцов - всадников на верблюдах.

Государства инков в Перу и ацтеков в Мексике еще до 1500 года имели регулярную почту. Следует отметить, что почта инков и ацтеков использовала только пеших гонцов. Дело в том, что лошадей в Южную Америку завезли европейцы - завоеватели только в 16 веке.

Расстояние между соседними станциями не превышало трех километров. Поэтому оно преодолевалось гонцом в высоком темпе. Характерная особенность почты инков и ацтеков заключалось в том, что кроме почты, гонцы должны были доставить свежую рыбу к столу императора. Рыба доставлялась с побережья в столицу в течение 48 часов (500 км). Оцените скорость доставки. Думаю, что современная почта вряд ли быстрее, хотя имеет в своем распоряжении машины, поезда и самолеты.

Во времена расцвета культуры майя также имелась развитая служба гонцов, но о ней известно очень мало.

Но, практически везде, почта, как в древности, так и в средние века почта служила только властителям и высшим чиновникам государства. Но вот к частному человеку это учреждение очень долго не имело никакого касательства. Достаточно сказать, что в стране инков почтовые тракты вообще шли в обход населенных пунктов.

Однако простые люди тоже хотели использовать почту для своих целей. На первых порах их сообщения передавались в частном порядке через купцов («почта мясников»), почтовой службы рыцарского ордена, странствующих монахов и гонцов университетской почты.

Бурное развитие ремесел и торговли в феодальной Европе заставило людей организовывать регулярный почтовый обмен между городами. Имеются документы, подтверждающие наличие городских гонцов уже в 14 веке. Однако наиболее известна почтовая служба Ганзейского союза.

Ганза - торговый и политический союз северогерманских городов в 14 - 17 веках. С вступлением в Ганзу Рейнского союза возникла первая почтовая сеть, которая, минуя все границы городов и мелких княжеств, доставляла почту по все территории Германии. Далее через Нюрнберг, почта уходила в Италию и Венецию, а через Лейпциг в Прагу, Вену и другие города. На этом примере мы видим уже зачатки международной почты.

Следующим заметным достижением развития почтовой службы может служить почтовая служба дворянского рода Турн-и-Таксис. Первое упоминание о почте Турн-и- Таксис относится к 1451 году, когда Рожер Таксис организовал курьерскую линию через Тироль и Штейермарк. Далее потомки дома Таксисов делают стремительную карьеру в почтовом ведомстве.

В 1501 году Франц Таксис становится генерал - почтмейстером Нидерландов. До начала 16 века почтовая служба Таксисов строилась на основании феодальных привилегий дому Таксисов. Так как, почтовое дело стало становиться доходным, то у почты Таксисов появились конкуренты. В первую очередь это почта городов. В 1615 году очередной Таксис - Ламораль становится имперским генерал - почтмейстером.

Более того, имперским указом эта должность была объявлена пожизненной и наследственной для рода Таксисов. Кстати, приставку «Турн» Таксисы присоединили к своей фамилии в 1650 году, получив ее в качестве пожалования короля.

Ламораль Таксис, новый генерал - почтмейстер, был вынужден просить у императора издания нового указа против «дополнительных почт и дополнительных линий, обслуживающихся гонцами». Все это положило началу борьбу почты Турн-и-Таксис с конкурентами. Эта борьба велась на протяжении столетий. Почта Таксисов сумела устоять и победить. Аккуратность, быстрота и честность - таков был девиз почты Турн-и-Таксис. Именно этот девиз, строжайше соблюдался на практике. Впервые торговые люди и банкиры, простые люди и государственные чиновники могли быть уверены, что письма, документы, деньги быстро дойдут до адресата, и они вскоре получат ответ. Все это имело огромное значение для общества.

В 1850 году почта Турн-и-Таксис присоединилась к германо-австрийскому союзу. К этому времени во многих странах уже были выпущены почтовые марки. Правила германо-австрийского почтового союза предусматривали для его участников обязательство выпускать почтовые марки.

Именно поэтому 1 января 1852 году вышли первые почтовые марки почты Турн-и-Таксис. Всего почта Турн-и-Таксис выпустила 54 почтовые марки. Выпускала почта Турн-и-Таксис и маркированные конверты.

История почты Турн-и-Таксис заканчивается только в 1867 году, когда Пруссия приобрела права на все почтовые учреждения дома Турн-и-Таксис.

В 1973 году в Бельгии вышла марка, посвященная почте Турн-и-Таксис. Одной из первых почтовая служба Таксисов появилась на территории Бельгии. Служащие этой своеобразной империи имели широкие права и привилегии. На почтовой марке отражена одна из них. На правом боку, сидящего на коне курьера, виден почтовый рожек.

В то время только служащие дома Таксисов имели право трубить в него. Звук рожка предупреждал почтовые станции о приближении курьера, на смену которому готовилась смена. Сигнал рожка освобождал от подорожной платы, в ночное время открывал городские ворота, заставлял встречный транспорт сворачивать с пути, уступая дорогу спешащему с почтой курьеру.

Услышав звук рожка, сменщик готовил своего коня, чтобы принять почту и немедленно отправиться далее. Гонцы обязаны были двигаться со скоростью не менее мили в час. В случае нарушений они подвергались штрафам.

В 17 веке Швеция стала великой державой, и появилась необходимость в регулярной связи с ее владениями за Балтийским морем. Первыми почтальонами были королевские курьеры. Затем корреспонденцию доставляли так называемые «почтовые крестьяне». Они жили вблизи основных дорог, освобождались от разного рода повинностей, например, воинской, но были обязаны переправлять государственную почту.

Обычно посылали батрака, который бежал, трубя в рожек, километров за 20-30 к соседу. Передав свою почту и получив в обмен другую, он отправлялся домой. Если письма опаздывали, ему грозило наказание. Корреспонденция доставлялась и по морю, например, на лодках из Швеции на Аландские острова и далее в Финляндию и Санкт-Петербург. «Почтовые крестьяне» работали круглый год, независимо от погоды. Особенно опасна была переправа весной и осенью, когда они, то волокли лодку по льду, то ставили паруса, то брались за весла. Немало людей погибала во время шторма.


Русская почта является одной из старейших в Европе. Первое упоминание о ней в летописях относится к 10 веку. В киевской Руси существовала обязанность населения с названием «повоз». Эта обязанность заключалась в необходимости предоставлять лошадей для княжеских гонцов и его слуг.

Еще до татаро - монгольского нашествия в России существовали почтовые дороги и почтовые станции. Просто захватчики стали использовать их для организации своей почты. Они ввели натуральную повинность для населения, названную «ям». Ям - это обязанность населения предоставлять лошадей и людей (какой же хозяин способен передать свою кормилицу в чужие руки!) для перевозки грузов и почты.

Татаро-монгольское иго сгинуло, но тюркское слово «ям» осталось в русском языке в качестве названия одной из многочисленных повинностей русского населения (вспомним самые известные - барщина, десятина и т.п.). Ямами стали называть почтовые станции, где гонцы меняли лошадей. С 16 века ямы находились в ведении Ямского приказа, предшественника Почтового департамента России (1782 год). Да и слово ямщик имеет те же корни. Хотя интересно отметить, что вначале ямщиками называли станционных смотрителей, и только позднее значение этого слова изменилось на современный лад: ямщик - человек, непосредственно управляющий лошадьми почтовых троек.

О тяжёлой работе ямщиков того времени свидетельствует грамота новгородскому воеводе боярину князю Урусову (1684): …Послана к вам наша Великих Государей грамота, велено ямщикам, которые с почтою гоняют мешкотно и оплошно, учинить наказанье, бить батоги нещадно, и впредь приказать им гонять с яму на ям с почтою с великим поспешением днём и ночью, на добрых лошадях, и становились бы на яме в указанные часы и гоняли б ямщики сами по очередям, которые к той гоньбе выбраны, а работников своих посылали, и ни кого не нанимали, а на ямах бы нигде не стояли и не мешкали. А велено им гонять летом в час по семи вёрст, а в осень и зимою по пяти вёрст, и в том почтари чинятся непослушны, по ночам не гоняют.


Четкая почтовая служба в России появилась, однако, только при царе Алексее Михайловиче. Организатором «правильной» почтовой гоньбы в России стал глава тогдашнего русского правительства боярин Афанасий Лаврентьевич Ордин-Нащокин (1605 - 1681). Он же является инициатором создания и зарубежной почты России (почтовая линия Москва - Вильну). На почтовом блоке, выпущенном к 100-летию русской почтовой марки хорошо видны наиболее яркие страницы истории русской почты.



Как видно из этих кратких примеров, развитие почты в различных странах имело немало отличий, но, в принципе, эволюция почты различных стран шла достаточно похожим путем. Начиналась она с доставки сообщений и приказов сильных мира сего, на каком то этапе она стала обслуживать и нужды других людей. Да и принципы построения достаточно похожи.


История почты развивается дальше. У почтовиков появляется форменная одежда. Появляются знаки почтовой оплаты и коллекционеры их. Совершенствуются способы доставки и защиты информации от любопытных глаз. Создается Всемирный почтовый союз. Появляются все новые и новые средства связи.

С 1677 года в России начала действовать международная почтовая служба. Первые линии общедоступной почты пошли за рубежи русского государства в «немецкие» страны - так русские люди называли земли, где говорили на непонятных нашим предкам «немых» языках. Помимо международных отправлений, «немецкая почта» доставляла так же купеческие письма и правительственные бумаги по России. Благодаря «немецкой почте», в почтовой службе были организованы пункты обмена корреспонденцией и введены правила, обеспечивающие регулярность доставки почты. Примечательно, что «немецкую почту» от западноевропейских отличало то, что она являлась государственным учреждением, тогда как на Западе доставкой писем в основном занимались частные предприятия.

Прообразом привычного нам почтового ящика послужили флорентийские тамбури — общедоступные ящики, которые устанавливались у стен церквей и соборов, первый почтовый ящик был установлен еще в XVII веке во Франции.
В России первый почтовый ящик появился в Санкт-Петербурге 13 декабря 1848 года. Синего цвета, сделанный из дюймовых досок и обшитый железом, он был неудобен в использовании и легко взламывался, поэтому стал настоящей находкой для почтовых воришек. Чтобы предотвратить почтовое воровство, власти заменили деревянные ящики на чугунные - весом более сорока килограммов. И лишь в 1910 году конструктор П.Н. Шабаров разработал железный почтовый ящик с механически открывающейся донной дверцей, которым мы пользуемся до сих пор.

Презентация для детей старшего дошкольного возраста.Будет интересна воспитателям ДОУ компенсирующих и общеразвивающих групп, учителям - логопедам и родителям детей среднего и старшего дошкольного возраста при изучении темы «Почта».

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

1 « История письма и почты » Электронное образовательное пособие для детей старшего дошкольного возраста

2 Кто стучится в дверь ко мне, С толстой сумкой на ремне? Это он, это он, Ленинградский почтальон!

3 Письмо – это написанный текст, посылаемый для сообщения чего-нибудь кому-нибудь.

4 Почта – это учреждение, которое занимается пересылкой почтовых отправлений – писем, газет, журналов, денежных переводов, бандеролей, посылок. Вся пересылка происходит при помощи транспорта.

5 Почтальон – это работник почты, доставляющий корреспонденцию (письма, газеты, журналы, извещения на посылки) по адресам.

6 Необходимость разговаривать друг с другом появилась у людей в древности. Но как поговоришь, если нужный тебе человек находится очень далеко? В каменном веке информация передавалась дымом костров, ударами в сигнальный барабан, звуками труб. Позже стали посылать гонцов с устными сообщениями. Такой вестник заучивал «письмо» со слов отправителя, а затем пересказывал его адресату.

8 Почтовые перевозки осуществлялись и по морю - на кораблях.

9 Затем почту стали перевозить на машинах, по железной дороге. Позже количество почты увеличилось и ее стали перевозить самолетом.

10 С изобретением телеграфа, телефона, почтовая связь не утратила своей важной роли, и всё также остаётся одним из важных средств связи между людьми. Каждый день миллионы людей отправляют и получают по почте письма, посылки и бандероли, денежные переводы, газеты и журналы. Телеграф – система связи для передачи сообщений при помощи электрических сигналов

11 В наше время, когда у каждого дома есть компьютер, письма и послания можно пересылать с помощью электронной почты.

12 Что можно переслать по почте?

13 Для чего нужны письма? Помогают людям общаться на расстоянии Являются хранителями истории человека и его семьи

Конверт (по Ушакову) – сложенный с четырех сторон углами пакетик из бумаги, в который вкладывают письмо для отправки. 14 АДРЕС ОТПРАВИТЕЛЯ АДРЕС ПОЛУЧАТЕЛЯ Индекс.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Электронное образовательное пособие "Загадки с грядки"

Презентация «Загадки с грядки» создана в программе Microsoft PowerPoint и будет интересна воспитателям ДОУ компенсирующих и общеразвивающих групп, учителям - логопедам и родителя...

Конспект непосредственно образовательной деятельности с использованием электронных образовательных ресурсов (презентация) с детьми старшего дошкольного возраста.Русский народный костюм – хранитель истории

Цель: Приобщение детей дошкольного возраста к национальным традициям, воспитание уважения к народному костюму, развитие интереса к народной культуре.Задачи: 1. Продолжать...

14.10.2010 - 10:54

Мы не задумываемся о том, что многие привычные для нас вещи, прочно вошедшие в наш быт, имеют свою историю, зачастую насчитывающую несколько веков. Например, почта, давно и прочно вошедшая в наш быт, существует уже множество лет - точнее, тысячелетий, и постоянно при этом совершенствуется, стремясь идти в ногу со временем...

Письмо из Египта

С самых древних времен люди стремились передать информацию своим соплеменникам. Еще в каменном веке существовали "письма" - последние известия передавались дымом костров или ударами в сигнальный барабан. Позже появляются первые "почтальоны" - гонцы, которые передавали устные сообщения. Эти гонцы должны были заучить "письмо" со слов отправителя, а затем пересказать его наизусть адресату. Интересно, что память об этом до сих пор сохранилась в нашем языке. Мы гораздо чаще говорим "в письме сказано", чем "в письме написано".

Многие древние государства обладали весьма развитой структурой почтовой связи. В Ассирии, древнем Египте, Персии, Риме по дорогам передвигалось множество гонцов - с устными собщениями или же с папирусными и пергаментными посланиями. Посланники сменялись или пересаживались на других лошадей на специально построенных для этого станциях. Интересно, что именно от латинского выражения "mansio pozita"... (станция в пункте) и произошло слово "почта", которое во многих языках звучит примерно одинаково.

Племена, обитавшие и кочевавшие на территории нашей будущей страны, тоже не желали оставаться без информационной поддержки. Еще в I тысячелетии до нашей эры греческие историки упоминали, что скифы и сарматы передают устные сообщения с гонцами.

Древнерусское письмо

Шло время, и мир менялся. В IX веке появляется новое государство - Киевская Русь, и почти тут же в этом государстве закладываются основы русской почтовой службы. Сначала письма пересылаются со случайными людьми, чаще всего с много путешествующими купцами. Первое упоминание о гонцах, специально посланных с известиями, встречается в "Повести временных лет". Относится это упоминание к 885 году, который и принято считать началом истории отечественной почты: "послал Олег к Родимичам, спрашивая"...

Почта в силу своей важности для молодого государства довольно быстро становится упорядоченной - уже в 984 году появляется так называемый "повоз" - повинность для населения выставлять лошадей с повозками для княжеских гонцов, несущих важные вести. В 1266 г., почти на 100 лет раньше, чем в Германии - стране с наиболее развитой по тем временам почтой, возникают первые правила проезда гонцов по русским землям.

Татаро-монгольское иго принесло неисчислимые беды русской земле, в том числе и развитию почты. Единственное, что русские позаимствовали у захватчиков, так это новое название почты - ямская гоньба. Появилась она в XIII веке и просуществовала до второй половины XIX в. На важных дорогах были построены ямские дворы, где гонец мог сменить лошадь. В XVI в. для руководства ямской гоньбой создано государственное учреждение - Ямской приказ. Затем специальным правительственным указом была учреждена новая должность в государстве - начальник ямского приказа. На этот пост дважды назначался князь Дмитрий Пожарский.
Петр I за время своего правления существенно преобразовал российскую почту. Было открыто большое количество новых почтовых трактов, введены почтовые печати, заложены основы унификации почтовых отправлений, оформления их внешнего вида по единому образцу. В конце XVIII в. появляются специальные штемпеля, оттискиваемые краской на каждом отдельном письме.

В 1714 году была создана специальная почта для обслуживания армии и военнослужащих, а для перевозки почты начали использовать водный транспорт. К концу правления Петра I к 1725 году протяженность почтовых маршрутов в России достигла 10667 верст, а число почтовых учреждений - 458.

В 1772 году был ликвидирован Ямской приказ, а взамен был создан Почтовый департамент при Коллегии иностранных дел, получивший административную и финансовую самостоятельность. Указом правительственного сената 1784 года разрешается по губернским и уездным городам строить каменные дома для почтовых контор из суммы в 20000 руб.

В начале 70-х годов XVIII в. появляется "Проект о заведении почтовых станов и должности содержателей", на основе которого почти 80 лет составлялись правила организации почтовой гоньбы. На почтах впервые свозникает должность содержателя станции, известная впоследствии под названием "станционный смотритель" - фигура, ставшая вполне легендарной, (в селе Выра Ленинградской области даже есть музей станционного смотрителя). В то же время зарождаются новые термины: эстафета, конверт, почтовый колокольчик, тройка. Почтовая тройка тоже становится образом, глубоко вошедшим в песенное и литературное творчество.

В 1802 году, в связи с учреждением в Российской империи министерств, почта переходит под попечение Министерства внутренних дел. В почтовой отрасли происходят важные изменения: вводится городская почта, появляются новые правила содержания почтовых станций, приведятся к единообразию почтовые операции. В 1834 году между Санкт-Петербургом и Москвой строится первое шоссе. Постепенно другие главные дороги страны переоборудованы в шоссейные, что дает возможность объединить перевозку почты с перевозкой пассажиров. К концу XIX столетия практически вся районы российской империи были охвачены регулярной почтовой связью.

Интересно, что должность почтальона в те времена была весьма перспективной и ответственной. При приеме на эту работу надо было выдержать довольно строгий конкурсный отбор и некоторое время поработать, как сейчас говорят, на испытательном сроке, перед прохождением которого соискатель давал подписку о конфиденциальности телеграфной корреспонденции и о том, что кандидат не имеет претензий за долгое ожидание зачисления его в штат почтальонов.

Весьма любопытна история появления первого почтового ящика в России. Сделан он был из дюймовых досок, обшит снаружи листовым железом и установлен в Санкт-Петербурге в 1848 году. Эти ящики были чрезвычайно неудобны и слишком легко взламывались. Многие злоумышленники попросту уносили их вместе с письмами с собой. Поэтому власти вскоре заменили деревянные ящики на чугунные, весом свыше 40 килограммов. И только в 1910 году конструктор П.Н. Шабаров разработал почтовый ящик с механически открывающейся дверцей. Его изобретением пользуются до сих пор.

Почта XX века

Первая мировая война, революция, Гражданская война нанесли значительный урон почте России. Связь столицы с частью районов была полностью или частично нарушена. Но постепенно почтовые маршруты были восстановлены, возобновился международный почтовый обмен со странами, входившими во Всемирный почтовый союз. А в 1922 году началась воздушная перевозка почты на международных и внутренних линиях. Конные упряжки заменялись автомобилями, значительно пополнился парк железнодорожных почтовых вагонов. Но начинается война, и почта становится одним из самых важных стратегических объектов, подвергаясь при этом значительным разрушениям со стороны врага.

Важно было в совершенно тяжелых условиях организовать бесперебойную доставку почтовых отправлений между фронтом и тылом. Несмотря на то, что захватчики уничтожили около 36000 предприятий связи, ежемесячно в действующую армию из тыла доставлялось до 70 миллионов писем. В 1943 году, когда Красная Армия перешла в широкое наступление, началась работа по восстановлению почтовой связи. В 1945 году деятельность органов связи была возобновлена практически на всей территории страны.

Война закончилась, и страна начала залечивать раны, нанесенные врагом. К 1950 году почтовое хозяйство, разрушенное войной, было восстановлено и доведено до довоенного уровня. Затем начинается новый виток в развитии почтовой связи в СССР. Растет сеть предприятий связи, в самых глухих и труднодоступных местах появляются почтовые отделения. Была создана огромная сеть почтовых ящиков, которые устанавливались не только в городах, но и в сельских населенных пунктах, на станциях железной дороги, разъездах, на развилках автострад. Затем почта становится все более современной и механизированной, а время ожидания письма получателями все уменьшается и уменьшается. Произошло это благодаря появлению множества современных почтообрабатывающих и подъемно-транспортных машин.

Письма будущего

Наступил XXI век. Еще несколько лет назад невозможно было представить, что вскоре для пересылки почты совсем не потребуется налаженная веками сложная структура почтовых ведомств. Изобретение интернета и электронной почты сэкономило огромное количество времени для желающих получать срочную корреспонденцию.

В наши дни промежуток между отправлением письма и получением его адресатом из любой точки мира занимает буквально долю секунды. Достаточно обзавестись электронным адресом (интересно, что многие пользователи e-mail называют этот процесс "завести ящик" - то есть, почтовая лексика плавно переходит для обозначения новых технологий).

Вы пишете своему другу электронное письмо в США, и через пару минут можете читать его ответ с самыми свежими новостями или рассматривать фотографии, сделанные им буквально вчера или сегодня. Конечно, далеко не все имеют свой компьютер с выходом в Интернет, но, судя по скорости компьютеризации населения нашей страны, вскоре работы у почтальонов станет гораздо меньше. Возможно, что лет через 50 у них останется только обязанность носить извещения о полученной вами посылке - потому как вряд ли за столь короткое время будет освоена телепортация материальных объектов. Хотя - кто знает....

  • 5137 просмотров

Просмеявшись, Аристарх уточнил, правда ли, что бабка волхвует.
Валентина, так звали женщину, подтвердила этот антинаучный факт.
Правда, народ к ней идёт в основном заговаривать зубную боль и бородавки.
На остальных направлениях медицины бабка даёт сбои.
.

П риятно писать на темы, которые не предполагают сюрпризов. А то вот пишешь ты об истории новомодного сервиса, и толком не знаешь - останется он популярным через пару лет или же канет в небытие. Писал, старался - а завтра это уже никому не интересно. Другое дело - вещи испытанные и надёжные, которые видоизменяются и улучшаются, но не исчезают.

Т ема сегодняшнего разговора - история появления известного и привычного сервиса. История электронной почты . Да-да, это сейчас электронная почта воспринимается как нечто очевидное и обязательное для существования, а ещё несколько десятилетий назад электронная почта была той ещё диковинкой.

В прочем, давайте по порядку.


Как появилась электронная почта?

В далёком-предалёком 1965 году, когда компьютеры были большими, а их возможности - маленькими, группа учёных Технологического университета из города Массачусетса написала специальную программу под названием Mail . Предполагалось, что с помощью этой программы люди будут обмениваться посланиями, отправленными в пределах одной компьютерной системы.

Д аже не ищите в той древней почте привычный почтовый кабинет с адресом [email protected], списками, папкой для спама и прочими современными штуками. Дела обстояли прозаичнее: «программа» Mail представляла собой отдельный файл с уникальным именем, куда добавлялись отправленные пользователями послания. Да, негусто, но это уже было хоть что-то.

Д альнейшее развитие электронной почты состоялось благодаря исключительно министерству обороны США и конкретно Рэю Томлинсону (Ray Tomlinson), который в 1968 году работал над секретной программой SNDMSG в рамках не менее секретной разработки под именем APRANET.

APRANET - , который разрабатывался исключительно для военных целей. Предполагалось, что военные будут общаться друг с другом в закрытой сети и это полностью исключит возможность взлома извне.


SNDMSG (Send Message) - это программа, которая упростила бы общение между пользователями военной сети APRANET. Секретность проекта не предполагала раскрытия какой-либо информации, а потому гражданские ещё долго оставались в неведении относительно этих разработок.

Е сли вы подумали, что с появлением SNDMSG у электронной почты появился хотя бы минимально знакомый современному пользователю интерфейс, я снова буду вынужден сказать «нет». Если говорить откровенно, то единственным кардинальным отличием новой программы стало появление возможности отправки персонализированного сообщения. «Почтовым ящиком» по-прежнему оставался специальный файл, в котором аккумулировались отправленные сообщения.

E-mail: появление «собаки» и смайлика в повзрослевшей почте

Н ачиная с 1972 года, электронная почта вошла в фазу бурного развития. Событий, способствовавших этому, было два. Событие первое - коллега Рэя Томлинсона наконец-таки создал некоторое подобие оболочки для почтового клиента. Его явными достижениями стали сортировка писем и отправка файлов. Ещё через полгода Рэй Томлинсон доработал функциональность оболочки.

В торое событие, без которого невозможно представить современную электронную почту, было появление значка «@ ». В Рунете известного как «собака».

П о версии Томлинсона, значок не имел к собакам никакого отношения. Попробую объяснить, какой смысл вкладывал в него сам Рэй: значок «@» читается как «at», что переводится как «на». Говоря русским языком, создание вариантов адресов по формуле «[email protected]» означает «*имя человека* находится на *имя сервера*».

Е щё одним важным периодом в истории электронной почты стал 1975 год, когда Джон Виталл окончательно доработал программу MSG, сделав её похожей на современную электронную почту. Ничего эдакого в ней ещё не было. Появились автоматические ответы, сортировка писем стала удобнее и точнее, улучшилась организация некоторых других процессов в рамках работы с корреспонденцией.

И нтересно, что первое время в сети APRANET три четверти трафика приходилось на почтовые сообщения. Дошло даже до того, что появилась регулярная рассылка научной фантастики для сотрудников.

Т еперь о смайлике.

С воим появлением смайлик (двоеточие со скобкой, если кто забыл) полностью обязан электронной почте. В 1979 году (в то время почта стала уже доступна и для учёных, не занятых в «оборонке») один из учёных предложил несколько разнообразить общение, введя в неприветливый официоз «сухих» текстов эмоциональные «островки». Ими, как вы понимаете, и стали смайлики. Идея пришлась по вкусу многим, смайлик зашагал по свету.

Ч то ещё сказать об электронной почте? Поскольку статья пишется не для программистов, а для интересующихся явлением как таковым, я не буду вдаваться в дальнейшие подробности относительно смены протоколов, расширения потенциала электронной почты и так далее. Скажу лишь, то, что вы и так знаете: сегодня электронная почта потеснила классическую бумажную и стала обыденным делом для миллиардов жителей планеты Земля.

П очти всем пользователям сети Интернет когда-нибудь приходилось работать с электронной почтой (англ. e-mail, electronic mail), которая представляет собой технологию по отправке и получению электронных сообщений. Электронная почта, как и обычная (бумажная), имеет свою историю, к которой мы и обратимся.


Началось всё во времена, когда ещё не был разработан TCP (Протокол контроля передачи), а фраза «компьютер в каждый дом» относилась к научной фантастике. Тогда в 70-е годы XX века самой крупной сетью была ARPANET, и компьютер был важной и дорогостоящей техникой. Поэтому одним компьютером пользовалось сразу много человек. Для удобства была написана программа, позволяющая оставлять текстовые сообщения другим пользователям этого же компьютера, что представляло собой некий аналог сегодняшних гостевых книг и сетевых форумов, а файл, хранящий сообщения, назвали «Почтовый ящик». Современной электронной почтой это назвать было пока нельзя, т.к. вся переписка могла вестись только в пределах одного компьютера.

Стоить отметить, что в 1965 году сотрудниками Массачусетского технологического института была написана почтовая программа MAIL для операционной системы CTSS. Авторы программы Ноэль Моррис и Том Ван Влек сделали возможным обмен сообщениями в пределах одного мейнфрейма (большого компьютера). Многие считают именно этот момент началом электронной почты. Но, история современной электронной почты, которой мы пользуемся сейчас, берёт своё начало на шесть лет позже.

В конце 1971 года программист Рэй Томлинсон написал программу, которая позволила посылать сообщения на удалённый компьютер по протоколу CypNet, использующийся ранее для передачи файлов. Полученные сообщения помещались в файл – «Почтовый ящик».

Так и появилась электронная почта.

Практически сразу программа была им усовершенствована. Томлинсон разработал систему организации почтовых адресов: каждому пользователю компьютера присваивался адрес, состоящий из имени пользователя и сетевого имени его компьютера, которые разделялись знаком @ . Этот знак обозначал английский предлог at (в переводе на русский – «на»). Таким образом, выражение user@machine означало user at machine, т.е. такой-то пользователь на таком-то компьютере. После Томлинсон продолжил совершенствовать программу и в марте 1972 года сделал простой пользовательский интерфейс, позволяющий отправлять и загружать сообщения, используя сеть. Через полгода Лоуренс Робертс, коллега Томлинсона, на основе его программы создал свою, которая имела не мало сервисных функций.

Всего через полтора года, завоевав популярность в ARPANET, электронная почта служила для передачи 75% всех данных. А в 1975 году появилась первая почтовая рассылка писем с полезной информацией. Самой популярной рассылкой были новости мира научной фантастики.

В этом же году программист Джон Виттал написал программу MSG, которая включала все известные функции для работы с почтой. С этого момента электронная почта вышла на государственный уровень.

Сегодня значение адреса электронной почты встало на один уровень с адресом места жительства или номером мобильного телефона. Появилось множество почтовых сервисов, а вторая часть выражения user@machine интерпретируется иначе. Теперь вместо machine – конкретного компьютера, на котором работало несколько пользователей, подразумевается сервер, предоставляющий услуги электронной почты. Такой сервер обслуживает сотни миллионов пользователей.

В России среди самых популярных бесплатных серверов (по понятным причинам платным серверам таких высот не достигнуть) можно выделить Mail.ru, Yandex.ru, Hotmail.ru и Rambler.ru. Со всеми этими серверами могут работать почтовые программы Outlook Express и The Bat!