Мтс

Сколько оперативной памяти потребляют современные игры. Сколько оперативной памяти нужно? (обновлено)

Наверное многие помнят, или слышали про первые, на сегодняшний день уже древние компьютеры, такие как к примеру ZX Spectrum? Кто не помнит или забыл, то напомним, что оперативная память для этих динозавров измерялась в килобайтах. Да-да, именно в килобайтах, даже не в мегабайтах. Сейчас любой мобильник в разы мощнее древних Спектрумов Технология продвигается, время бежит, и оперативной памяти уже требуется не килобайты, а Гигабайты. В будущем и этого конечно будет мало, и наши сегодняшние самые мощные компьютеры, тоже будут называть динозаврами прошлого. Но вернемся в наше время.

Речь сегодня пойдет о том — Сколько оперативной памяти поддерживает Windows XP, 7, 8.1 и 10?
Допустим вы захотели в свой компьютер установить дополнительные линейки оперативки. Предположим было у вас 4 Гб, воткнули еще 4 Гб. Включаем комп, а в свойствах все те-же 4Гб (Да и то это округленный показатель, на деле максимум 3.750 Гб). Почему так? О ужас!!!

Почему остались те-же 4 Гб оперативы? Давайте разберемся с этими вопросами, раз и навсегда.

Все операционные системы Windows с разрядностью x86 (32 bit) не важно какая версия, все они видят только до 4 Гб. памяти. Вы хоть истыкайте памятью весь компьютер, как ежика с иголками, он будет видеть только до 4 гигабайта. Связано это с внутренними архитектурными ограничениями.

Если вы установите на компьютере 64 битную операционную систему, то все ваши линейки памяти система и увидит.

Сколько оперативной памяти максимально видит разная версия Windows

Windows XP
Windows XP x86 (32 bit): 4 гб
Windows XP x64 (64 bit): 128 Гб

Windows 7
Windows 7 Starter x86 (32 bit): 2 Гб
Windows 7 Home Basic x86 (32 bit): 4 Гб
Windows 7 Home Premium x86 (32 bit): 4 Гб
Windows 7 Professional x86 (32 bit): 4 Гб
Windows 7 Enterprise x86 (32 bit): 4 Гб
Windows 7 Ultimate x86 (32 bit): 4 Гб
Windows 7 Home Basic x64 (64 bit): 8 Гб
Windows 7 Home Premium x64 (64 bit): 16 Гб
Windows 7 Professional x64 (64 bit): 192 Гб
Windows 7 Enterprise x64 (64 bit): 192 Гб
Windows 7 Ultimate x64 (64 bit): 192 Гб

Windows 8 / 8.1
Windows 8 x86 (32 bit): 4 Гб
Windows 8 Professional x86 (32 bit): 4 Гб
Windows 8 Enterprise x86 (32 bit): 4 Гб
Windows 8 x64 (64 bit): 128 Гб
Windows 8 Professional x64 (64 bit): 512 Гб
Windows 8 Enterprise x64 (64 bit): 512 Гб

Windows 10
Windows 10 Home x86 (32 bit): 4 Гб
Windows 10 Home x64 (64 bit): 128 Гб
Windows 10 Pro x86 (32 bit): 4 Гб
Windows 10 Pro x64 (64 bit): 512 Гб

Как видите, 64-битные редакции поддерживает огромный объем оперативной памяти, а вот в случае с 32-битной версией нужно быть внимательным с выбором: зачастую система не поддерживает даже указанные 4 Гб.

Итог: Максимальное количество оперативной памяти, которые способны «увидеть» 32 разрядные версии Windows - это 4 Гб. Таким образом, если у вас больший объем RAM, следует установить 64-разрядную версию, чтобы воспользоваться этой памятью. Для того, чтобы узнать, какая версия Windows установлена на вашем компьютере, откройте пункт «Система» в панели управления (или кликните по «Мой компьютер» правой кнопкой мыши и выберите «Свойства»).

Думаю, ни для кого не является секретом, что оперативная память — это важный компонент геймерской системы, и на быстродействие в играх влияют сразу несколько параметров ОЗУ. Например, не так давно лаборатория 3DNews выяснила, что центральные процессоры AMD Ryzen очень чувствительны к частоте DDR4. Тестирование показало: использование быстрой памяти DDR4-3200 в сравнении со стандартной DDR4-2133 при одинаковых таймингах увеличивает FPS в играх на 12-16% в зависимости от приложения. Поэтому, если вы хотите выжать максимум из своей системы, покупка быстрого комплекта ОЗУ — это один из самых действенных вариантов.

На производительность влияет не только частота, но и задержки. И все же самый важный параметр оперативной памяти — это объем. Если в случае использования медленного комплекта мы лишаемся единиц FPS, то при нехватке определенного количества гигабайтов игра либо будет тормозить, либо не запустится вовсе. Поэтому мы решили выяснить, сколько ОЗУ необходимо игровому компьютеру в 2017 году. Очевидно, что основная «баталия» развернется между комплектами объемом 8 и 16 Гбайт.

Наглядный пример — пользователь произвел апгрейд своего компьютера, дополнив имеющуюся конфигурацию видеокартой уровня GeForce GTX 1060 3 Гбайт. Теперь его системный блок полностью соответствует рекомендуемым требованиям Watch_Dogs 2, в которую так хотелось поиграть. Однако даже без применения максимальных настроек качества графики времяпрепровождение в любимой «песочнице» было омрачено то и дело появляющимися микрозависаниями. И вроде GeForce GTX 1060 отлично справляется со своей работой, так как средний показатель держится в районе 50 FPS, но все впечатление портят эти просадки! Оказывается, к возникновению визуально заметного падения частоты кадров причастна нехватка оперативной памяти, потому что добавление еще 8 Гбайт отчасти решило эту проблему — при тех же настройках и с той же видеокартой играть стало комфортнее.

Главная тема обозначена, но, на мой взгляд, не менее важно ответить еще на один вопрос: исправит ли ситуацию с нехваткой оперативной памяти в играх использование быстрого файла подкачки?

⇡ Современные игровые платформы

Под определение «игровой компьютер» попадает очень большое число конфигураций. Например, в ежемесячной рубрике « » рассматриваются десять различных систем. В состав самой недорогой входят Pentium G4560, GeForce GTX 1060 3 Гбайт и 8 Гбайт DDR4. Использование такого объема оперативной памяти — самый распространенный вариант, если верить официальной статистике игрового клиента Steam. Но современные платформы позволяют устанавливать 64 и даже 128 Гбайт ОЗУ.

Актуальные игровые платформы
Intel AMD
Сокет LGA1155 LGA2011 LGA1150 LGA2011-v3 LGA1151 AM3+ FM2/2+ AM4
Год поступления в продажу 2011 год 2011 год 2013 год 2014 год 2015 год 2011 год 2012 год 2017 год
Поддерживаемые процессоры Sandy Bridge, Ivy Bridge Sandy Bridge-E,
Ivy Bridge-E
Haswell, Haswell Refresh и Devil"s Canyon, Broadwell Haswell-E, Broadwell-E Skylake, Kaby Lake Zambezi, Vishera Trinity, Richland, Kaveri, Godavari (Kaveri Refresh) Ryzen, AMD 7th Generation A-series/Athlon
Контроллер памяти DDR3-1066/1333 DDR3-1066/1333
/1600/1866
DDR3-1333/1600 DDR4-2133/2400 DDR4-1866/2133/
2400, DDR3L-1333/1600
DDR3-1066/1333/
1600/1866
DDR3-1600/1866/
2400
DDR4-2133/2400/
2666
Встроенный, двух-канальный Встроенный, четырех-канальный Встроенный, двух-канальный Встроенный, четыре-хканальный Встроенный, двух-
канальный
Встроенный, двух-канальный Встроенный, двух-канальный Встроенный, двух-канальный
Максимальный объем оперативной памяти 32 Гбайт 64 Гбайт 32 Гбайт Haswell-E— 64 Гбайт Broadwell-E — 128 Гбайт 64 Гбайт 32 Гбайт 64 Гбайт 64 Гбайт

Даже сейчас, без тестирования, можно смело заявить: указанный максимальный объем оперативной памяти избыточен для игровых конфигураций, хотя сфера развлечений и является в последнее время наиболее активным двигателем компьютерного прогресса. Как уже было сказано, большинство пользователей устанавливают в свои системы 8 или 16 Гбайт. В таблице перечислены как самые современные (LGA1151, LGA2011-v3, AM4), так и проверенные временем платформы, которые вполне можно отнести к разряду игровых в 2017 году. В большинстве случаев центральные процессоры AMD и Intel используют двухканальные контроллеры оперативной памяти. Это значит, что на материнских платах под соответствующую платформу используется либо два слота DIMM, либо четыре. А у плат с гнездом LGA2011 и LGA2011-v3 четыре или восемь разъемов для установки ОЗУ соответственно. Для процессоров Haswell-E и Broadwell-E есть и «экзотическое» исключение из правил — ASRock X99E-ITX/ac.

Двухканальный режим встроенного в центральный процессор контроллера памяти подразумевает использование четного количества модулей. Для того чтобы со временем спокойно нарастить объем ОЗУ, лучше использовать материнскую плату с четырьмя слотами DIMM. Так, мы можем приобрести комплект памяти объемом 16 Гбайт, состоящий из двух модулей по 8 Гбайт, а со временем докупить еще два модуля с аналогичными характеристиками. Некоторые материнки располагают всего парой разъемов для установки оперативки — это либо совсем бюджетные платы (например, на базе чипсетов H110, B250 и A320 для процессоров Kaby Lake и Ryzen), либо устройства форм-фактора mini-ITX, либо эксклюзивные оверклокерские решения, такие как ASUS Maximus IX Apex. Данные устройства поддерживают вдвое меньший объем ОЗУ: 32 Гбайт для процессоров Skylake, Kaby Lake и Ryzen; 16 Гбайт для процессоров Haswell, Broadwell, Sandy Bridge, Ivy Bridge и Vishera. Учитывайте этот момент при апгрейде или при сборке системного блока с нуля.

⇡ Тестовый стенд

Во время всех испытаний использовалась платформа LGA1151 вместе с процессором Core i7-7700K, разогнанным до 4,5 ГГц. Менялись видеокарты, оперативная память и накопители. Полный перечень комплектующих представлен в таблице.

Конфигурация тестового стенда
Центральный процессор Intel Core i7-7700K @4,5 ГГц
Материнская плата ASUS MAXIMUS IX Hero
Оперативная память Kingston HyperX Predator HX430C15PB3K4/64, DDR4-3000, 4 × 16 Гбайт
Kingston HyperX Fury HX421C14FB2K2/16, DDR4-2133, 2 × 8 Гбайт
Накопители Western Digital WD1003FZEX, 1 Тбайт
Samsung 850 Pro
Видеокарты ASUS GeForce GTX 1060 (DUAL-GTX1060-3G), 3 Гбайт
ASUS Radeon RX 480 (DUAL-RX480-O4G), 4 Гбайт
Блок питания Corsair AX1500i, 1500 Вт
Процессорный кулер Noctua NH-D9DX
Корпус Lian Li PC-T60A
Монитор NEC EA244UHD
Операционная система Windows 10 Pro x64
ПО для видеокарт
AMD Crimson ReLive Edition 17.4.2
NVIDIA GeForce Game Ready Driver 381.65
Дополнительное ПО
Удаление драйверов Display Driver Uninstaller 17.0.6.1
Измерение FPS Fraps 3.5.99
FRAFS Bench Viewer
Action! 2.3.0
Разгон и мониторинг GPU-Z 1.19.0
MSI Afterburner 4.3.0
Дополнительное оборудование
Тепловизор Fluke Ti400
Шумомер Mastech MS6708
Ваттметр watts up? PRO

⇡ Потребление оперативной памяти в современных играх

Определить, сколько оперативной памяти потребляют современные игры, не так сложно. Существует большое количество диагностических утилит. Но важно понимать, что объем используемого ОЗУ зависит от нескольких параметров, а потому может заметно отличаться на разных системах. Так, вместе с запуском игр не перестает работать и различный софт.

Например, открытие всего десяти вкладок Chrome приводит к увеличению потребления оперативной памяти на 1,5 Гбайт. Аппетиты браузера Google уже давно стали «мемом», но давайте не будем забывать про постоянно активные мессенджеры, антивирусы, драйверы и прочие утилиты, которые загружаются вместе с операционной системой.

Недавно я провел сравнительное тестирование GeForce GTX 1060 3 Гбайт и Radeon RX 470 4 Гбайт. Среди пользователей бытует мнение, что дополнительный гигабайт видеопамяти — это еще один довод в пользу графического адаптера AMD. Небольшой эксперимент показал, что из двенадцати игр ровно половина потребляет больше четырех гигабайт видеопамяти в разрешении Full HD. В стенде использовался ускоритель GeForce GTX 1080 с 8 Гбайт GDDR5. Получается, что в случае нехватки видеопамяти все данные, которые не поместились в ячейки GDDR5, будут помещены в ОЗУ. Некоторые игры сразу же информируют пользователя о превышении лимита видеопамяти. Некоторые — GTA V, HITMAN, Battlefield 1 — элементарно не дадут выставить более высокое качество графики, пока пользователь сам не снимет специальный «предохранитель» в меню с настройками. Поэтому для более детального изучения вопроса необходимо использовать несколько видеокарт. Мой выбор остановился на трех ходовых моделях NVIDIA: GeForce GTX 1060 с 3 и 6 Гбайт GDDR5, а также GeForce GTX 1080.

Настройки графики в играх
API Качество Полноэкранное сглаживание
1920 × 1080 / 2560 × 1440 / 3840 × 2160
1 «Ведьмак-3: Дикая охота», Новиград и окрестности DirectX 11 Макс. качество, NVIDIA HairWorks вкл AA
2 Mass Effect Andromeda, первое задание Макс. качество Временное сглаживание
3 Ghost Recon Wildlands, встроенный бенчмарк Макс. качество SMAA + FXAA
4 GTA V, город и окрестности Макс. качество 4 × MSAA + FXAA
5 Rise of the Tomb Raider, советская база Макс. качество SMAA
6 Watch_Dogs 2, город и окрестности Ультра, HBAO+ Временное сглаживание 2 × MSAA
7 Fallout 4, Даймонд-сити и окрестности Макс. качество, текстуры высокого разрешения, осколки от пуль выкл. TAA
8 HITMAN, встроенный бенчмарк DirectX 12 Макс. качество SMAA
9 Total War: WARHAMMER, встроенный бенчмарк Макс. качество 4 × MSAA
10 Battlefield 1, миссия «Работа для молодых» Ультра TAA
11 Deus Ex: Mankind Divided, комплекс «Утулек» Макс. качество 2 × MSAA
12 Sid Meier’s Civilization VI, встроенный бенчмарк Ультра 8 × MSAA
13 Star Wars Battlefront, карта «Битва на Эндоре» Макс. качество TAA
14 Tom Clancy"s The Division, встроенный бенчмарк Макс. качество SMAA
15 DOOM, миссия OИК Vulkan Ультра TSSAA 8TX

Потребление оперативной памяти измерялось в пятнадцати приложениях. На графиках отображен максимальный показатель загрузки, который был зафиксирован после 10 минут произвольного игрового процесса. Для большей наглядности результаты округлены. Показатели загрузки ОЗУ фиксировались при помощи программы MSI Afterburner с частотой опроса 100 мс. Среди прочих программ при запуске игр активными были только клиенты Steam, Origin и Uplay, а также «Защитник Windows», FRAPS и MSI Afterburner.

Высказанное ранее предположение стало фактом — уже в разрешении Full HD мы видим, что с применением 3-гигабайтной версии GeForce GTX 1060 планку в 8 Гбайт ОЗУ преодолели девять игр из пятнадцати. То есть больше половины. Те же самые игры, запускаемые на стендах с GeForce GTX 1060 6 Гбайт и GeForce GTX 1080, оказались менее «прожорливыми» по части оперативной памяти.

При увеличении разрешения тенденция сохранилась — уже тринадцать из пятнадцати игр потребляли больше 8 Гбайт оперативной памяти в стенде с установленной GeForce GTX 1060 3 Гбайт. Стабильно больше 10 Гбайт ОЗУ потреблялось в семи проектах. Заметно возросла загрузка оперативки и в случае использования в стенде GeForce GTX 1060 6 Гбайт. Значит, играм при заданных нами настройках качества графики уже недостаточно шести гигабайт видеопамяти.

Тестирование в разрешении Ultra HD проводилось только с участием GeForce GTX 1080, потому что использовать версии GeForce GTX 1060 в таком разрешении нет никакого смысла — графические процессоры этих видеокарт элементарно не справятся с возросшей нагрузкой.

Результаты оказались вполне прогнозируемыми. Можно смело констатировать: многие современные ААА-проекты на близких к максимальным настройках качества графики потребляют больше 8 Гбайт оперативной памяти. Кроме того, замеры в Rise of the Tomb Raider, Watch_Dogs 2, Deus Ex: Mankind Divided и Mass Effect Andromeda демонстрируют отсутствие серьезного запаса прочности при наличии в системе и 16 Гбайт ОЗУ. К тому же тестирование проводилось с минимумом активных приложений в Windows 10. На мой взгляд, есть все предпосылки к тому, что в скором времени появятся проекты, которым будет недостаточно 16 Гбайт оперативной памяти при максимальных или близких к ним настройках качества графики.

Думаю, многие уже обратили внимание на тот факт, что я рассмотрел всего один сценарий — игры на максимальных (или близких к ним) настройках качества графики. Однако большинство геймеров пользуются менее производительными видеокартами, а потому используют различные режимы качества.

Компьютерные игры тем и хороши, что, как правило, обладают большим количеством настроек, которые ухудшают или улучшают качество выдаваемой картинки. Например, в Deus Ex: Mankind Divided заложено пять заранее запрограммированных режимов: «Низкие», «Средние», «Высокие», «Очень высокие» и «Ультра». Подобными категориями пользуются многие разработчики. Обратите внимание, что достаточно тяжело (иногда даже нереально) на глаз определить, где выставлено высокое качество, а где — очень высокое. Таким образом, выкручивать ползунки до максимума в ряде игр нет никакого смысла. А видеопамяти и ОЗУ при этом используется заметно меньше.

Из списка игр, которые на максимальных (или близких к ним) настройках качества потребляли больше всего оперативной памяти, я выбрал пять приложений: Watch_Dogs 2, Mass Effect Andromeda, Rise of the Tomb Raider, Deus Ex: Mankind Divided и Ghost Recon Wildlands. Используя все те же видеокарты NVIDIA, я измерял потребление оперативной памяти при активации заранее заготовленных разработчиками режимов. В некоторых играх (Watch_Dogs 2 и Ghost Recon Wildlands) при изменении общего качества графики автоматически меняется и сглаживание. В других приложениях параметр антиалиасинга необходимо задавать отдельно. Собственно говоря, в Mass Effect Andromeda, Rise of the Tomb Raider, Deus Ex: Mankind Divided для этой части эксперимента сглаживание не использовалось вообще. Результаты занесены в сводную таблицу.

Зеленым цветом выделены области, в которых зафиксирован отрадный факт — игры при активации определенного режима качества графики потребляют меньше 8 Гбайт оперативной памяти. Таблица наглядно показывает, что выставление параметров «Высокий» и «Средний» подходит для видеокарт, у которых видеопамяти 4 Гбайт и меньше, для графических адаптеров с 6+ Гбайт GDDR5 — тем более.

Заметно и резкое падение потребления ОЗУ в Rise of the Tomb Raider при использовании 3-гигабайтной версии GeForce GTX 1060. Мы видим логичное подтверждение тому факту, что при использовании режима качества картинки «Высокое» игра требует меньше видеопамяти, чем на «максималках».

Конечно же, сказывается на потреблении видеоОЗУ и системной памяти и отключение сглаживания, которое должно устранить неровности (лесенки) по краям объектов. Антиалиазинг — это один из параметров, критичный к объему видеопамяти. Поэтому в игровой системе с 8 Гбайт ОЗУ и графическим ускорителем с 2, 3 или 4 Гбайт видеопамяти есть смысл выключать сглаживание или же использовать «легкие» режимы, если такие поддерживаются приложением.

Текстуры — это второй параметр, критичный к объему видеопамяти, а следовательно, и оперативной памяти. Использование текстур низкого разрешения заметно портит изображение, но в то же время особой разницы между режимами «Высокое» и «Очень высокое» в Rise of the Tomb Raider не наблюдается (в других играх — тоже). Поэтому при нехватке видеопамяти и ОЗУ и этим параметром вполне можно пожертвовать ради достижения комфортного фреймрейта.

Максимальное потребление оперативной памяти (NVIDIA GeForce GTX 1060 3 Гбайт), Мбайт
Качество текстур
Rise of the Tomb Raider (общие настройки качества — максимальные, но без сглаживания) Watch_Dogs 2 (общие настройки качества — режим "Ультра", но без сглаживания) Deus Ex: Mankind Divided (общие настройки качества — максимальные, но без сглаживания)
Очень высокое 11600 Ультра 11000 Ультра 11000
Высокое 6900 Высокое 9700 Очень высокое 9600
Среднее 6400 Среднее 8800 Высокое 7800
Низкое 6200 Низкое 7800 Среднее 7100
Низкое 6900
Тени
Очень высокое 10700 HFTS 11600 Очень высокое 11000
Высокое 10500 PCSS 11000 Высокое 10900
Среднее 10300 Ультра 11000 Среднее 10800
Выкл. 10300 Очень высокое 11000
Высокое 10400
Среднее 10400
Низкое 10300

Настроек изображения в компьютерных играх очень много. Разработчики тесно сотрудничают с производителями железа — AMD, NVIDIA и Intel, а потому приложения изобилуют разным количеством всевозможных опций. Например, в Rise of the Tomb Raider реализован режим PureHair, который заметно преображает прически персонажей этой игры. А еще используются различные технологии преграждения окружающего света (SSAO, HBAO, HBAO+, VXAO и так далее), которые затемняют впадины и углы, добавляя им визуальной глубины.

Все эти настройки в той или иной степени влияют на потребление видеопамяти и ОЗУ. Однако не так сильно, как сглаживание, тени и размер текстур.

Вроде бы ответ на основной вопрос получен: замеры потребления оперативной памяти показывают, что 16 Гбайт — наше все, если вы планируете играть с максимальными настройками качества графики. С другой стороны, есть доказательство того, что и 8 Гбайт ОЗУ все еще достаточно для любого современного проекта — требуется лишь снизить качество изображения. Чаще всего достаточно выставить режим «Высокое» или «Среднее». По мнению автора, картинка при этом будет все равно вполне приемлемого уровня. Однако интересно узнать, как поведут себя типовые игровые системы при нехватке ОЗУ? Этому вопросу посвящена вторая часть эксперимента.

При сборке или покупке компьютера стоит обращать внимание даже на незначительные детали, которые, как вам может показаться, не имеют никакого значения. К примеру, в магазине менеджер может утверждать, что чем больше оперативной памяти в компьютере, тем быстрее он будет работать. Так ли это на самом деле или же менеджер просто пытается вытянуть из вас побольше денег?

Оперативная память или ОЗУ (оперативное запоминающее устройство) — это энергозависимая часть системы компьютерной памяти, в которой во время работы компьютера хранится выполняемый машинный код, а также входные, выходные и промежуточные данные, обрабатываемые процессором. ОЗУ действительно влияет на увеличение быстродействия вашего компьютера при выполнении определенных процессов, а потому является одной из главных составляющих. В ОЗУ хранится часть данных, которые нуждаются в обработке. Чем лучше показатели оперативной памяти, тем быстрее будет выполнена та или иная задача, которую ставит пользователь.

На практике увеличение объема оперативной памяти действительно увеличивает производительность ПК. Например, если вы любите открывать в браузерах по десятку-другому вкладок, то просто не сможете не заметить увеличение быстродействия отклика при увеличении объема оперативной памяти, скажем, с 4 Гб до 8 Гб. Это же можно сказать и про запуск приложений. Правда, увеличение быстродействия может быть не настолько очевидным, к тому же зависит не только от объема памяти, но и ее типа. К примеру, производительность платы DDR3 чуть выше, чем у платы DDR2, но в реальности ощутить эту разницу получается не всегда.

Таким образом, отвечая на вопрос про объем , можно сказать так: чем больший объем оперативной памяти, тем лучше. Но при этом стоит отметить, что многое зависит от ваших предпочтений. Если вы планируете использовать компьютер только для работы (браузеры, программы типа Word и т.п.), достаточно 4-8 Гб памяти, больше просто нет смысла использовать. Если компьютер игровой, то лучше обзавестись объемом памяти в 8-16 Гб с запасом для мощных игрушек.

Об играх

Выше было написано, что если речь идет об игровом компьютере, то на оперативной памяти не стоит экономить. Почему? Потому, что для полноценной работы игрушки может понадобиться большой объем ОЗУ, о чем вы можете прочитать в характеристиках игрушки.

Допустим, что у вас установлено 2 Гб ОЗУ, а игра требует 3 Гб. Что будет?

При загрузке игрушки все текстуры, локации и прочие данные выгружаются с жесткого диска в оперативную память, а уже затем при необходимости подгружается в память видеокарты, которая эти данные обрабатывает и выводит на экран. Поскольку в нашем случае происходит нехватка объема ОЗУ, то не все данные помещаются в оперативную память, часть из них перемещается в память виртуальную ( , о котором я уже рассказывал), откуда и подгружается. Проблема заключается в том, что ОЗУ работает во множество раз быстрее, нежели жесткий диск, а потому при создании новых локаций или уровней пользователя могут ожидать подтормаживания и лаги продолжительностью в несколько секунд, а иногда и более. И все это происходит из-за нехватки оперативной памяти. Следовательно, сама игра загрузится даже при нехватке ОЗУ, но подтормаживания смажут все удовольствие от игрового процесса.

Вот почему на игровом компьютере не стоит экономить на оперативной памяти.

Этот вопрос, поставленный в названии сегодняшнего поста, задавал себе, наверное, каждый пользователь компьютера. Хотя бы раз – но задавал…

Давайте наконец ответим на него!

Оперативная память в компьютере играет одну из самых важных ролей. Процессор + память + видеокарта – это три самых высокопроизводительных компонента компьютера, которые определяют его производительность в целом.

Производительность памяти, в свою очередь, определяют ее характеристики: стандарт, частота, задержки…

Сегодня существуют два стандарта памяти: DDR2 и DRR3. Ощутимой разницы между ними, если говорить о быстродействии, практически нет.

Если рассматривать каждый стандарт в отдельности, например, DDR2-память может работать на разных частотах – 533, 667 и 800 МГц (1066 МГц и выше не рассматриваем – не все системные платы поддерживают такую память, да и от 800 МГц она практически ничем не отличается). DDR3 также работает на разных частотах – 1066, 1333, 1600. Это наиболее популярные сегодня. И так же – какой-то особой разницы между ними нет.

Что касается таких параметров, как задержки – я бы сказал, что это вообще никак не влияет на производительность.

Поэтому, гораздо более важным параметром памяти является не ее стандарт или скоростной режим, а объем.

Объем – практически самый важный параметр памяти сегодня. Именно от объема памяти во многом зависит производительность компьютера в целом. Итак рассмотрим, наиболее популярные конфигурации для настольных ПК на сегодня:

2 ГБ

Этого объема будет достаточно для простой офисной работы под Windows XP и 7: текст, электронные таблицы, интернет, просмотр фото и видео. Если же Вы захотите перейти на Windows 7, то памяти придется добавлять. Два гигабайта для серьезной работы под управлением Windows 7 – это маловато.

Сама система работать будет и очень хорошо, также без труда будет работать Microsoft Office, ваши любимые программы для общения, проигрыватели и т.п. Вы даже сможете редактировать фото и видео DVD.

Но я имею в виду большие нагрузки: попробуйте открыть 3-4 фото высокого разрешения в Photoshop и работать с ними одновременно. А ведь именно это приходится делать, к примеру, дизайнерам работающим через интернет.

То же самое касается тех, кто профессионально работает с видео, либо же любителей: кто регулярно редактирует и обрабатывает видео со своей видеокамеры.

Вы сразу заметите, что памяти недостаточно: система будет вяло реагировать на команды, время от времени “задумываться”… Это может раздражать и мешать работе, особенно, если вы привыкли за компьютером все делать быстро.

Еще о чем стоит сказать, что при нехватке физической памяти система будет обращаться к файлу подкачки на жестком диске. В этот файл она будет отправлять все, что не вместилось в физическую память. Здесь и кроется причина возможных “торможений”.

Если говорить о ноутбуке, то здесь недостаток памяти будет выражаться еще и в сокращении времени работы от батареи. Причина та же – система будет часто обращаться к файлу подкачки, следовательно, жесткий диск будет работать чаще и тратить энергию.

4 ГБ

Можно сказать, оптимальный на сегодня объем памяти. Офисная работа и некоторые ресурсоемкие задачи: игры, просмотр и редактирование фото/видео, одновременная работа с несколькими программами в т.ч. и под Windows 7… Для всего этого 4 ГБ вполне хватит.

Но даже в таком случае система все равно будет обращаться к файлу подкачки, хотя и значительно меньше, чем если бы в компьютере было установлено 2 ГБ памяти. Можно сказать – они сводятся к минимуму.

Для ноутбука 4ГБ памяти – это практически идеальный вариант: минимум обращений к файлу подкачки (только если работает какая-то очень ресурсоемкая программа), и, следовательно, минимум потребления энергии жестким диском.

Даже если вам хватает 2 ГБ в ноутбуке, я бы все равно рекомендовал установить 4. В этом случае, ноутбук будет чуть больше работать от батареи. А если вы не запускаете каких-либо ресурсоемких программ на ноутбуке, т файл подкачки можно отключить вообще, и тем самым добавить ноутбуку резвости.

Что касается цены, то 4 ГБ памяти обойдутся в среднем в 3500-4000 рублей.

8 ГБ

Идеальный вариант и просто необходимость, если вам приходится работать с ресурсоемкими программами, редактировать HD-видео с вашей видеокамеры и параллельно работать с несколькими приложениями.

В этом случае система вовсе не обращается к файлу подкачки на диске (на всякий случай, его можно даже выключить – памяти в любом случае хватит).

Однако, столь большой объем имеет смысл в том случае, если в вашем компьютере установлен высокопроизводительный процессор Core i7 или Phenom II X4. С 8 ГБ памяти вы сможете использовать его потенциал полностью. Его не будет сдерживать медленный жесткий диск с файлом подкачки. Именно при 8 ГБ оперативной памяти производительность такого компьютера будет максимальна.

А если в ПК установлен процессор среднего или бюджетного уровня, то нет смысла устанавливать 8 ГБ, т.к. здесь вступает в силу другой фактор: если высокопроизводительному процессору такой объем нужен для того, чтобы полностью использовать все его ресурсы, то бюджетному процессору такой объем просто ни к чему, т.к. запас его мощности небольшой, и исчерпается уже, скажем, на 4 ГБ памяти (конечно, все зависит от конкретной модели) и дополнительные четыре ГБ не добавят особой скорости. Даже если вы хотите ускорить, скажем, обработку HD-видео на компьютере, то в данном случае все будет упираться в медленный процессор, а не в недостаток памяти.

Не все так гладко и с ноутбуками. Не все модели поддерживают увеличение памяти до такого объема. Как правило, в ноутбуках дело ограничивается 4-мя ГБ. Однако, ноутбуки по своей природе и не предназначены для сверхресурсоемких задач, таких как редактирование и кодирование HD-видео и современных игр. Поэтому, в ноутбуке 4 ГБ – вполне достаточно.

На текущий момент практически все современные системные платы поддерживают 8 ГБ памяти DDR2 или DDR3. Если вы нагружаете свой ПК по максимуму, если вам все время мало производительности и если у вас есть возможность обновить подсистему памяти до 8 ГБ, то я очень рекомендую вам это сделать.

8 ГБ памяти обойдутся примерно в 7000-8000 рублей.

На днях я убедился сам в том, что 8 ГБ памяти – существенно добавляет отзывчивости компьютеру. В моем ПК было установлено 4 ГБ памяти DDR3-1333, и я решил установить еще столько же.

Выбор пал на комплект памяти PATRIOT DDR3-1333. Фото планок памяти вы можете посмотреть в галерее:

Я сразу заметил, что компьютер стал еще более отзывчивым, чем прежде. Теперь, даже если я обрабатываю HD-видео с видеокамеры, система не обращается к файлу подкачки, как это было в случае с 4 ГБ памяти в системе.

Как бы я не загружал компьютер, он все равно быстро реагирует на команды и никаких торможений не наблюдается. Это основное преимущество, которое вы получаете после добавления памяти – отзывчивость.

Открываете ли вы папку, запускаете ли еще одну программу для параллельной работы, выполняете ли какие-либо операции в самой программе – компьютер делает все это моментально и быстро – без “раздумий”.

И чем с большим количеством программ параллельно вам приходится работать, тем более заметно это преимущество.

Вот, к примеру, программы, с которыми я часто работаю одновременно и которые постоянно запущены у меня в фоновом режиме:

  • Почта Windows
  • Opera (пара десятков открытых вкладок)
  • Skype
  • ICQ (один номер)
  • QIP Infium (второй номер)
  • Dropbox
  • Kaspersky Internet Security 2010
  • PuntoSwitcher
  • DownloadMaster
  • Bittorrent
  • Internet Explorer
  • Adobe Dreamweaver CS4
  • Microsoft SharePoint Designer 2007
  • Microsoft OneNote 2010
  • ABBYY Lingvo X3
  • Windows Media Player
  • Total Commander

Плюс системные процессы так же требуют памяти. Поэтому, если вы так же нагружаете компьютер по максимуму, будьте уверены – 8 ГБ памяти будут очень кстати.

Пользователи, интересующиеся «на что влияет компьютера» и задающие подобные вопросы пришли по правильному адресу. В статье раскрыты все эти темы. Но прежде, чем перейти к решению проблем, давайте разберемся, что такое оперативная память и сколько оперативной памяти нужно. Оперативная память или оперативно-запоминающее устройство ОЗУ (англ. RAM) – энергозависимая (кратковременная, непостоянная) память.

При выключении компьютера она обнуляется, потому и называется энергозависимой. Она нужна для временного хранения промежуточных данных, что обрабатываются процессором, и выполняемого ныне машинного кода. В ОЗУ хранятся запущенные приложения, службы и промежуточный результаты их функционирования.

Оперативная память для компьютера изготавливается в виде так называемых «планок» с неимоверным числом транзисторов (динамическая) или транзисторов и конденсаторов (статическая). Установить оперативную память в соответствующий разъем, коим оснащена материнская плата, сможет любой пользователь.

Неправильно ее не поставишь – различные модели планок оснащаются ключами – пропилами, для которых на материнской плате расположены аналогичные по форме выпуклости. Благодаря такому выполнению пользователь сможет увеличить оперативную память компьютера или заменить неработающую «планку» в считанные секунды.

Сколько нужно оперативной памяти на компьютере

Разберемся, сколько оперативной памяти нужно, чтобы современный компьютер справлялся с поставленными задачами.

Оптимального объема ОЗУ в природе нет, и на это есть две главные причины.

  1. Компьютеры используются для решения различных задач (одному юзеру достаточно запуска проигрывателя, браузера и офисных приложений, другой – работает с ресурсоемкими приложениями для видеомонтажа, трёхмерного и прочего моделирования, третий – играет в новые игры).
  2. Закон Мура. Хоть его работа за последние пару лет подвергается сомнениям (он перестает работать), но необходимый для нормальной работы компьютера объем ОЗУ постоянно возрастает.

Рассмотрим необходимое для 2016 года количество ОЗУ.

2 ГБ

Начнем с того, что инсталляции операционных систем Windows, необходимо 2 Гб оперативной памяти. При меньшем объеме необходимо пользоваться только XP.

Компьютер с 2 ГБ RAM считается офисным – на нем комфортно работать с офисными приложениями, интернетом, смотреть фильмы.

В таком случае используйте файл подкачки или виртуальную память (аналог ОЗУ, в которой неиспользуемые на текущий момент данные записываются на жесткий диск). Она появилась со времен Vista.

4 Гб

Такое количество памяти сейчас– оптимальное. В пользователь Windows 7 -10 сможет без проблем работать в графических и видео редакторах, с веб-приложениями. То, что нужно для нормальной работы, периодического конвертирования файлов и обработки видео.

8 Гб

Почти каждая игра, выпущенная за последние год-полтора, потребляет не менее 4 ГБ ОЗУ. Потому геймерам рекомендуется использовать не менее 8 Гигабайт оперативной памяти. Помните, что скорость игр в первую очередь зависит от производительности видеокарты, а уж потом — оперативной памяти.

В 2017 году объем нужной оперативной памяти можно увеличивать в 1,5 раза. И для последних новинок игр достаточно будет 12 Гб.

ПОСМОТРЕТЬ ВИДЕО

Как узнать количество оперативной памяти?

Что собой представляет ОЗУ, разобрались. Теперь перейдем к методам, что помогут определить ее объем на компьютере или ноутбуке. Для этого хватит и средств операционной системы.Но для получения подробных данных (для желающих увеличить оперативную память на компьютере) придётся прибегнуть к использованию сторонних утилит.

Смотрим объем оперативной памяти средствами Windows

Первый способ – простейший и быстрейший. Чтобы увидеть данные про объем ОЗУ, заходим в информационное окно «Система». Делается это нижеприведенными методами:

  • через пункт «Свойства» каталога «Мой компьютер»;
  • заходим в «Мой компьютер» посредством клавиш «Win + E» и жмем «Система» в верхнем меню;
  • идем в «Панель управления», где находим требуемый пункт.
  • При группировке элементов пункт располагается в меню «Система и безопасность».
В открывшемся окошке находим строчку «Установленная память (ОЗУ)»
Аналогичная информация отобразится и после ввода команды «msinfo32» в поисковую строку меню «Пуск» или окошко «Выполнить», вызываемое посредством комбинации «Win + R»
Последний способ узнать количество ОЗУ через графический интерфейс – это команда «dxdiag»,введенная в то же окно «Выполнить» или поисковую строчку

Последний вариант увидеть количество байт RAM вашего компьютера – использование средств командного интерпретатора Windows.

  1. Запускаем командную строку.
  2. Вводим «cmd» в поиск или окошко «Выполнить» и кликаем «Enter».
  3. Вводим команду «winsat mem -v» в текстовой строке.
  4. Жмем «Enter».
Ищем строку «Total physical mem available to the OS»

Узнаем объем RAM посредством сторонних утилит

Увы, разработчики Windows не предусмотрели возможность посмотреть частоту оперативной памяти средствами ОС. Для этого прибегнем к помощи бесплатных утилитSpeccy от Piriform и HWinfo.

Дабы увидеть подробные характеристики оперативной памяти,запускаем утилиту HWinfo.

Она хоть и распространяется на английском языке, но затруднений в эксплуатации не вызовет.

  1. В левом фрейме отображается древовидная структура оборудования ПК.
  2. Переходим в пункт «Memory».
  3. В правом фрейме находятся подробные данные обОЗУ – в первой строчке: «TotalMemorySize» отображается ее суммарный объем.
  4. Чуть ниже, в строке «CurrentMemoryClock»,указана текущая (рабочая) частота ОЗУ.

В бесплатной программе Speccy действия осуществляются схожим образом: запускаем утилиту и переходим в соответствующий раздел.

В правой информационной панели отображена информация про память компьютера

Еще один вариант определить объём ОЗУ – открутить боковую панель компьютера и посмотреть на наклейки на планке или планках RAM. Посмотреть память для ноутбукатаким образом немногим сложнее, потому лучше используйте программные методы.

Виды оперативной памяти

Классифицируется ОЗУ по нескольким показателям. Один мы упомянули ранее – это динамическая DRAM и статическая память SRAM (в зависимости от элементов, на которых выполнены ячейки памяти).

Следующей классификацией RAM является архитектура выполнения и, соответственно, рабочая частота, пропускная способность.Типы оперативной памятив зависимости от архитектуры:

  • DDR – устаревший стандарт ОЗУ, работающей на частотах до 400 МГц.
  • DDR2 – широко используемая, но вытесняемая в последние годы ОЗУ, функционирующая на частотах от 533 до 1066 МГц.
  • DDR3 –набирающий популярность новый стандарт (рабочая частота от 1 до 2 ГГц). Прирост производительности, по сравнению с DDR 2,составляет 5-10%.
  • DDR4 – появившийся в 2014 году образец, рабочая частота которого превышает 2 ГГц.
Популярностью пока не пользуется и предназначена для геймеров, оверклокеров и прочих энтузиастов

Есть и вышедшие из обихода (за редким исключением)виды оперативной памяти: SIMM, DIMM, SDRAM.

Ввиду того, что ОЗУ выполняется в виде быстросъёмных модулей, увеличить оперативную память компьютера не составит труда никому из пользователей. Выбирая оперативную память обязательно обращайте внимание на архитектуру и рабочую частоту.

Теперь вы знаете, сколько оперативной памяти нужно.