Мтс

Виды издательских систем. Доклад: Настольные издательские системы. Документами публикаций являются

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Сущность современных компьютерных технологий. Офисные электронные системы MS Office и их издательские возможности. Программные функции Word, Excel, графической системы Adobe Photoshop, издательских систем. Печать и послепечатная обработка документа.

    курсовая работа , добавлен 22.12.2011

    Основные виды принтеров. Принцип действия матричных, струйных и лазерных принтеров. Характеристика преимуществ и недостатков струйных и лазерных принтеров. Особенности многофункциональных устройств. Режущие и печатающие плоттеры, сферы их применения.

    реферат , добавлен 12.09.2014

    История создания и особенности работы принтеров, анализ перспектив их развития. Характеристика устройства и принципов печати лепестковых, матричных, струйных, лазерных и трехмерных принтеров. Предпосылки возникновения и значение появления интерфейса USB.

    реферат , добавлен 20.12.2010

    Анализ программ для фильтрации сайтов. Проектирование системы, предупреждающей пользователя о наличии опасности при просмотре текущих страниц Интернета. Архитектура и компоненты системы. Программное и аппаратное обеспечение. Инструкция по установке.

    дипломная работа , добавлен 10.07.2012

    Системное, инструментальное и прикладное программное обеспечение. Современные настольные издательские системы. Программные средства мультимедиа. Системы искусственного интеллекта. Прикладное программное обеспечение автоматизированного проектирования.

    реферат , добавлен 18.12.2013

    Периферийными или внешними устройствами называют устройства, размещенные вне системного блока и задействованные на определенном этапе обработки информации. Характеристики и принцып действия матричных принтеров. Основные характеристики лазерных принтеров.

    курсовая работа , добавлен 14.04.2009

    История возникновения, виды и особенности работы принтеров. Сравнительный анализ технических характеристик (производительность, качество, скорость работы, стоимость) матричных, струйных, лазерных принтеров и МФУ, выпущенных разными производителями.

    курсовая работа , добавлен 27.11.2012

    Устройство компьютерных сетей. Системы для передачи информации, состоящие из терминалов, серверов и коммуникационной среды. Технические, программные и информационные средства сетей. Классификация компьютерных сетей. Сетевые операционные системы.

    курсовая работа , добавлен 10.07.2014

Москва2016


ВВЕДЕНИЕ. 2

1. Общие сведения о компьютерных издательских системах. 4

2. Особенности интерфейса компьютерных издательских систем. Основные процедуры. 10

3. Подготовка к печати свёрстанного издания, использующего компьютерные издательские системы.. 21

ВЫВОДЫ.. 26

ЛИТЕРАТУРА.. 27


ВВЕДЕНИЕ

Компьютерные издательские системы – это целый комплекс, состоящий из персональных компьютеров, сканирующих, фотовыводящих устройств, программного и сетевого обеспечения, используемый для набора и редактирования текста, создания и обработки изображений, верстки и изготовления оригинал-макетов, фотоформ, цветопроб и т.д. Нет единой компьютерной программы, способной к осуществлению полномасштабной издательской деятельности. Поэтому исследование компьютерных издательских технологий представляется актуальным и практически значимым.

Объект и предмет исследования - компьютерные издательские системы. Цель проведенного исследования - выявление роли и значения компьютерных издательских технологий в информатизации современного общества.

На пути к поставленной цели решались следующие задачи:

· Рассматривались общие сведения о компьютерных издательских системах;

· Особенности их интерфейса. Основные процедуры компьютерных издательских систем;

· Анализировалась подготовка к печати свёрстанного издания, использующего компьютерные издательские системы

Исследования проводились методами: анализа, определений, осмысления, обобщений.

В результате выяснилось, что программы Microsoft Word, Microsoft Excel, Adobe Photoshop и другие имеют специальное назначение и все используются в издательской деятельности.

Таким образом, цель, поставленная в начале работы над темой, была достигнута с помощью результатов исследования литературных источников, наблюдений в сфере электронных издательских технологий, анализа электронных издательских программ.

Общие сведения о компьютерных издательских системах

Компьютерные технологии достаточно давно нашли широкое применение в редакционно-издательских процессах. Первоначально обработка текстовой информации осуществлялась на компьютерной технике небольшой мощности, что сдерживало ее широкое применение в производственных условиях. Обработка же изобразительной информации осуществлялась на специальном оборудовании, практически не совмещаемом с техникой текстового набора.

Однако уже в 80-е годы появились настольные издательские системы, для которых были разработаны программные продукты для обра­ботки не только текстовой, но и изобразительной информации.

В 1984 году фирма IBM анонсировала компьютер IBM PC AT и почти одновременно фирма Adobe закончила разработку языка PostScript, универсального языка описания отдельных страниц печатного листа и печатного листа издания в целом. Этот язык дал возможность использовать единую программную базу для различных выводных устройств. Уже в 1985 году фирма Apple Computers выпустила первое устройство, использовавшее язык PostScript - принтер Laser Writer. Таким образом, можно сказать, что первые компьютерные издательские системы зародились в 1985 году.

Первоначально компьютерной издательской системой считался про­граммно-аппаратный комплекс, состоящий из персональных компьютеров, программ набора и верстки, матричных и лазерных принтеров. Весьма скоро к компьютерной издательской системе стал добавляться планшетный черно-белый сканер и программа создания графических элементов. Конечным продуктом такой системы являлся оригинал-макет, полученный на лазерном принтере, который передавался в типографию.

Структура такой компьютерной системы включала: наборную станцию, станцию подготовки графического материала, станцию верстки и периферийные (печатающие) устройства (рис.1) - структурная схема настольной издательской системы начального периода.

Рис. 1 Структурная схема настольной издательской системы начального периода

На начальном этапе развития компьютерные издательские системы комплектовались на базе оборудования определенной фирмы и по существу являлись закрытыми системами. Такие системы были специализированными, поскольку имели, как правило, определенную идеологию фирмы-изготовителя в построении.

В настоящее время от систем «закрытого типа» отказались, и идеология современных систем строится на принципе открытости, т. е. формирование и развитие систем может происходить при объединении оборудования разных фирм-производителей. «Открытым» системам присущи гибкость и быстрая адаптация к техническому прогрессу, что стало возможным благодаря:

Успехам в развитии электронной техники и особенно ее главной составляющей - компьютерной;

Созданию программных продуктов, ориентированных на профессиональные задачи подготовки к выпуску печатной продукции.

Таким образом, ныне можно иметь бесконечное множество работающих систем, построенных с учетом конкретных пользователей, решаемых ими задач и продвинутости в сфере полиграфической технологии. Структура и основные компоненты «открытой» системы представлены на рис. 2- Компоненты «открытой» системы.

Рис. 2 Компоненты открытой системы

При решении вопросов выбора оборудования и соответствующего программного обеспечения для допечатных процессов руководствуются технологическими требованиями, объемами выпускаемой продукции и др. Факторы, учитываемые при выборе оборудования и программного продукта, следующие:

Тип печатного оборудования, используемый на полиграфическом предприятии;

Объем выпуска печатной продукции и возможность выполнения заказов, принимаемых от других заказчиков;

Факторы, определяемые конкретными условиями производства, перспективами развития, взаимосвязями с другими производителями и т.д

Необходимо отметить, что при формировании комплекса оборудования должны учитываться и экономические факторы. Не всегда самое дорогое и производительное оборудование может эффективно использоваться, а это, в свою очередь, приводит к росту себестоимости работ и потере конкурентоспособности на рынке.

Помимо выбора оборудования при создании систем целесообразно определить и необходимые программные средства. На этот процесс влияют следующие факторы:

Стоимость продукта и обеспечиваемая производительность системы по обработке информации;

Максимальный охват решаемых профессиональных задач на стадии допечатных процессов;

Возможность наращивания структуры системы, расширения круга решаемых задач;

Удобство пользования (качественные оценки) с точки зрения персонала;

Сроки овладения персоналом программным продуктом.

Если количественные показатели, такие, как стоимость, число решаемых задач, привязка к определенной платформе и др., не вызывают затруднений при оценке, то другие показатели могут быть определены с помощью экспертов, владеющих знаниями в соответствующей области.

Информационные технологии (ИТ) в области обработки издательско-полиграфической продукции можно определить как совокупность методов регистрации, хранения, обработки и передачи информации для печатного и электронного размножения текстовой и изобразительной продукции.

На протяжении продолжительного периода времени ИТ совершенствуются в зависимости от уровня развития науки и техники и меняющихся требований общественно-социального характера.

Компьютерная издательская система (КИС) в соответствии с новой издательской концепцией должна служить целям организации продуктивного издательского производства, удовлетворяющего, в том числе нуждам современного бизнеса.

Основная задача КИС в настоящее время - облегчить процесс подготовки, хранения и распространения публикаций, как традиционных печатных, так и электронных.

Современная КИС должна обладать средствами для обеспечения коллективной работы, автоматизации подготовки изданий, управления на протяжении всего жизненного цикла издания.

Издательская концепция, в соответствии с которой КИС трактуется исключительно как средство для монтажа текста, графики, фотографий, таблиц и формул на рабочем листе, в настоящее время теряет актуальность.

Автоматизация издательского производства затронула все стадии подготовки публикаций - хранение, управление, распространение, даже такой творческий процесс, как подготовку публикации (авторинг). Издательство становится более интенсивным и эффективным.

«Бизнес-критичные» документы - новый термин, в котором отражены требования к продукции в условиях быстроизменяющегося современного бизнеса:

· сжатые сроки подготовки и доставки;

· возможность оперативного внесения изменений;

· соответствие стандартам;

· структурное построение;

· целостность и надежность (отказоустойчивость);

· конфиденциальность, возможность разграничения доступа и аутентификации (установления подлинности) пользователя.

Совершенствование издательского производства происходит в трех основных направлениях:

· публикация документов с использованием сети электронных досок, электронной почты, файловых архивов Internet, всемирной паутины WWW;

· разработка электронных издательств на базе использования компакт-дисков;

· совершенствование традиционной технологии на базе использования компьютерной техники.

Рассмотрим основные понятия и определения компьютерных издательских систем.

Кернинг - это выравнивание видимых расстояний между парами характерных букв (например, между парой букв A и V и парой букв H и R).

Прикалывание к листу - операция, обеспечивающая неподвижность объекта относительно границ документа.

Страница-прообраз - это шаблон полосы набора, определяющий такие параметры, как поля, колонтитулы, колонки, номера страниц и т. п.

Трекинг - система изменения межсимвольных интервалов для получения нужного результата. Иногда бывает нужно втиснуть текст в какое-либо ограниченное пространство, например, заставить последнюю строку абзаца, перешедшую на следующую страницу, держаться вместе с прочими строками абзаца. Или, наоборот, для придания тексту законченного вида следует увеличить число строк в абзаце.

Треппинг - средство борьбы с возможным сдвигом бумаги при печати в несколько красок. При печати цветных изображений краска в типографии наносится в несколько проходов. Естественно, что возможен сдвиг бумаги между проходами. Это может привести к тому, что на границе двух цветов возникнет неокрашенная полоса. Суть треппинга в расширении объектов в сторону возможных дефектов и изменении цветов в этой области так, чтобы дефект скрадывался. Треппинг необходим далеко не всегда. Он полезен лишь в случае, когда граничащие между собой объекты резко отличаются по цвету.

CMYK (Cyan-Magenta-Yellow-Black) - тип четырехканального (голубой-пурпурный-желтый-черный) цветного изображения, используемого обычно в полиграфии.

HSL (Hue-Saturation-Luminance) - тип обработки изображения на персональном компьютере (цветность-насыщенность-свечение).

HSB (Hue-Saturation-Brightness) - тип обработки изображения на персональном компьютере (цветность-насыщенность-яркость).

Hyper Text Markup Language (HTML) - язык гипертекстовой разметки документов. Markup - указания, фиксируемые до набора на этапе разметки. Согласно спецификации языка HTML, документ может состоять из ассортимента элементов - контейнеров, которые подразделяют обычно на несколько типов:

текстовые контейнеры;

графические контейнеры;

математические формулы;

OLE (Object Linking and Embedding) - технология так называемого связывания и внедрения объектов, при которой различные объекты могут изготавливаться в различных программах одной среды. При этом обеспечивается взаимный обмен объектами с учетом изменений, выполненных в материнской программе.

RGB (Red-Green-Blue) - тип трехканального цветного изображения, основанного на 8-битном хранении информации о точке для каждого из цветов. Используется обычно для телевизионной техники.

Сравнительный обзор издательских программ Adobe InDesign, Adobe PageMaker, Corel Ventura, QuarkXPress, FrameMaker, Microsoft Publisher. Оценка наиболее популярных пакетов для верстки, их достоинства, недостатки, совместимость с другими программами.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Рассмотрение техники изготовления и подготовки к печати многополосной продукции (брошюр, журналов, каталогов, визитные карточки). Изучение функциональных особенностей программ верстки Adobe Page Maker, QuarkXPress 4.1 и Microsoft Publisher 2003.

    дипломная работа , добавлен 23.08.2010

    История развития шрифта в печатной продукции, его классификация. Функциональные особенности программ верстки Adobe Page Maker и QuarkXPress4.1. Составляющие рабочего места верстальщика. Сравнение стоимости оборудования различных издательских систем.

    дипломная работа , добавлен 09.07.2010

    Особенности современного редакционно-издательского процесса. Информационные технологии и программное обеспечение. Функциональные особенности программ Adobe Photoshop, Adobe Illustrator, Adobe InDesing и Corel Draw. Структура издательства "Просвещение-Юг".

    дипломная работа , добавлен 15.03.2011

    Виды современной печатной продукции и виды изданий по знаковой природе информации, по объему. Аппаратное и программное обеспечение издательских технологий, средства оперативной полиграфии. Перспектива применения издательских технологий в библиотеке.

    курсовая работа , добавлен 22.12.2011

    Газетное издание как вид печатной продукции. Описания процесса допечатной подготовки. Типографика как способ графического оформления публикации. Обзор и анализ пакетов программ верстки. Особенности процесса создания газетного издания в PageMaker.

    дипломная работа , добавлен 02.03.2011

    Сравнительный анализ категорий книг на российском и зарубежном книжных рынках. Определение и анализ основных методов поиска и отбора зарубежных научно-популярных изданий по детской психологии в каталогах, в интернет-магазинах и на издательских сайтах.

    дипломная работа , добавлен 11.07.2015

    Общее понятие и основные типы стратегий. Изучение современных издательских стратегий в области литературно-художественного книгоиздания. Направления регионального развития издательских домов: "Комсомольская правда", "Пронто-Москва", "Провинция".

    курсовая работа , добавлен 23.09.2014

В связи с широким распространением в последние годы мультимедийных и сетевых компьютерных технологий издательское дело вышло на новый уровень своего развития. Появились настольные издательские системы (НИС ) – специализированные программно-аппаратные комплексы, предназначенные для подготовки оригинал-макетов печатной продукции. При этом осуществляется верстка (оформление и размещение) подготовленного к публикации материала.

Основным отличием НИС от текстовых редакторов и процессоров является то, что они предназначены в первую очередь для оформления документа, а не для ввода текста и проверки правописания, хотя в определенной степени могут выполнять и эти функции. НИС не предполагает создания исходных материалов для печати, для этого удобнее использовать текстовые процессоры для набора текста и графические пакеты для создания иллюстраций.

НИС работают только в графическом режиме. Необходимым требованием их работы является соответствие изображения на экране реальному результату (WYSIWYG - What You See Is What You Get – что видите, то и получаете ).

Верстка различных типов документов обладает спецификой, для учета которой предпочтительно использовать соответствующие НИС. Наиболее распространенными сейчас являются следующие системы:

    Adobe PageMaker - популярная программа с многочисленными функциями, позволяющая удобно работать с журнальными и газетными многостраничными публикациями. Программа содержит большое количество функций по оформлению публикаций, многие полезные функции добавлены в этот пакет с помощью дополнительных утилит (вспомогательных программ);

    Corel Ventura - программа, которая была одной из первых НИС. Она ориентируется на создание книг, брошюр, журналов и других больших многостраничных публикаций. Программа обладает большими возможностями по размещению и оформлению текста. Последняя версия программы распространяется с пакетом CorelDraw , элементы которого позволяют создать высококачественные иллюстрации;

    QuarkXPress - НИС для профессиональной работы. Включает большое количество функций по оформлению публикации любой сложности и содержания. Разнообразные возможности позволяют реализовать любые проекты по дизайну. Она также имеет дополнительные утилиты, расширяющие возможности программы;

    FrameMaker - НИС, наиболее удобная для работы с большими публикациями, которые имеют сложную структуру, например технические публикации. В программе можно работать с различными иллюстрациями, а также легко оформлять таблицы и формулы, но программа имеет ограниченные функциональные возможности по сравнению с Corel Ventura ;

    Microsoft Publisher - эта НИС содержит достаточный для оформления публикации набор функций. Она удобна для начинающих пользователей простой инсталляцией и средствами, облегчающими процесс создания публикаций (PageWizard ).

Поскольку НИС предназначена для работ, связанных с полиграфией, ее использование предполагает знание пользователем правил оформления публикаций.

2. Основные понятия макетирования и верстки

Подготовка публикаций к изданию представляет собой сложный и продолжительный процесс, состоящий из ряда взаимосвязанных этапов: создание макета, цветоделение, получение пробных оттисков, создание форм, подготовка пресса, печать, брошюровка. До недавнего времени каждый этап выполнял профессионал узкой специализации: редактор, корректор, художник, наборщик, печатник.

Появление НИС способствовало стиранию граней между отдельными этапами подготовки изданий.

Как было указано выше, НИС обеспечивает подготовку макета документа , под которым понимается размещение текста, иллюстраций и других материалов на странице.

Процесс подготовки макета документа с помощью компьютера состоит из ряда взаимосвязанных этапов:

    макетирование;

    подготовка текста;

    подготовка иллюстраций;

    выбор шрифтов;

  • печать оригинал-макета.

Заключается в соединении текста с возможностями графики и художественного оформления для воспроизведения документов такого уровня, какой ранее обеспечивала только полиграфия. Компьютерная издательская система призвана на высоком техническом уровне создавать книги, каталоги, буклеты, отчеты, письма, приглашения и другую печатную продукцию.

  • В традиционной полиграфии, чтобы увидеть свой заказ в окончательном виде, вам придется работать с дизайнером несколько дней, а может быть и больше, лотом внести свои коррективы и ждать еще столько же. В издательской системе вы видите спроектированный документ на экране монитора сразу же в окончательном виде.
  • В традиционной полиграфии текст вашего заказа набирается наборщиком. Помимо того что набор требует немалого времени, в текст вносят дополнительные ошибки. В издательской системе вы импортируете свой текст из текстового процессора.
  • В полиграфии выполненные вами рисунки проходят стадию уменьшения, чтобы поместиться на странице. В издательской системе уменьшение рисунков до необходимых размеров и вставка их в текст легко производятся вами.
Компьютерная издательская система предоставляет пользователю огромные возможности для создания высококачественной полиграфической продукции. Для использования возможностей компьютерных издательских систем вы должны научиться работать с ними, а это - профессия.

Компоненты издательской системы

Компьютерные издательские системы основываются на сочетании современных компьютеров, лазерных принтеров и сложного программного обеспечения , дающего возможность манипулировать текстом и графикой. Центральным элементом этих систем следует считать специализированные пакеты прикладных программ, позволяющие создавать требуемый текст на экране монитора. Поскольку граница между высшим уровнем существующих текстовых процессоров и низшим уровнем используемых издательских систем постепенно стирается, весь изложенный в данном разделе материал по издательским системам может быть в равной степени применим и к высокоразвитым текстовым процессорам. Помимо лазерных принтеров необязательным, но весьма желательным элементом издательских систем являются сканеры. Сканеры конвертируют любую картинку, фотографию или текст в файл одного из графических форматов, обеспечивая тем самым возможность их вставки в проектируемый документ.

Сравнение текстового редактора и издательской системы

Исходные требования . Текстовый редактор и издательская система призваны решать одну и ту же задачу создания документов, но они ориентируются на различные категории пользователей. Текстовый процессор предназначен для рядового пользователя, для которого главным является удобство и простота интерфейса. Издательская система ориентируется на профессионалов, для которых важнее всего полный контроль над видом создаваемого документа. Указанные ориентации постепенно сближаются по мере совершенствования компьютеров и программ. На сегодняшний день различия проявляются лишь в деталях, Например, WinWord 6,0 не имеет экспорта в формате PostScript, обязательного для издательских систем, которые должны иметь развитую систему импорта-экспорта документов. С другой стороны, издательские системы могут уступать текстовым процессорам в качестве изображения документа на экране монитора, поскольку для первых из них более важным является качество вывода на печать (или другое специализированное устройство вывода). Создание издательской системы вызвано особыми требованиями работников, связанных с книгоизданием:
  • способностью системы создавать газетные колонки;
  • способностью изменять шрифты в пределах одного документа;
  • способностью включать графику в текст;
  • возможностью просмотра разработанного документа до его распечатки.
Поскольку высокоразвитые текстовые процессоры сегодня обладают всеми указанными свойствами издательских систем, в ряде случаев лучше говорить не о дополнительных возможностях этих систем, а о том, насколько проще (или труднее) их использовать по сравнению с текстовыми процессорами для выполнения тех же самых функций. Режимы работы с текстом и графикой . Все известные текстовые процессоры и издательские системы могут работать в двух режимах-текстовом и графическом. В текстовом режиме любая программа может показать 256 предварительно заданных символов на экране, разделенном на 25 строк по 80 знаков в строке (всего 2000 ячеек). Заданные символы включают в себя строчные и прописные буквы алфавита, числа, знаки пунктуации и специальные символы. Заметим, что некоторые текстовые процессоры под DOS (например, Word 3-х - 5-х) используют компоновку экрана с другим количеством строк 28х80, 43х80 и 50х80- В графическом режиме экран трансформируется в поле, состоящее из тысяч ячеек, имеющих свои координаты. Высвечивая определенные точки, мы получаем на экране тот или иной графический образ. Точность изображения определяется разрешающей способностью выбранного режима экрана, задается в виде произведения количества строк на количество столбцов. Так, например, экран монитора типа VGA (Video Graphics Array) в графическом режиме разделяется на 480 строк по 640 точек в строке (всего на экране - более 300000 точек, из которых, как из мозаики, формируется изображение). Преимуществом текстового режима являются его большая скорость и меньшая потребность в оперативной памяти. Недостатком - способность изображать только 256 знаков, находящихся в определенных ячейках экрана. Следствие указанного недостатка - это невозможность просмотра в текстовом режиме (текстового процессора или издательской системы) графических образов. Так, если в вашем документе имеется картинка и вы работаете в текстовом процессоре, вы должны создавать документ (его текстовую часть) в текстовом режиме, затем его просматривать в графическом режиме и вносить изменения снова в текстовом режиме. Издательские системы почти постоянно работают в графическом режиме, поскольку они допускают внесение изменений в текст и в графическом режиме. Основной целью издательских систем является не ввод текста, а верстка. Полезные советы . Работающим с текстовым процессором мы дадим несколько полезных советов. Используйте режим просмотра готового документа перед его распечаткой. Многие текстовые редакторы предлагают вам заблаговременно (до печати) посмотреть, как будет выглядеть готовый документ после его распечатки на бумаге. Часто своевременное использование этого режима дает возможность лучше организовать документ, не допуская его перепечатки. Учитесь быстро печатать . Главным ограничением в производительности текстового редактора является скорость ввода данных с клавиатуры. Не пожалейте времени и сил, чтобы научиться печатать "слепым методом" (не глядя на клавиатуру) и десятью пальцами Рекомендуем вам использовать для этого специальные компьютерные программы-тренажеры.

Сначала пишите , потом редактируйте. Создавая документ, не пытайтесь редактировать текст все время- Опыт показывает, что при этом падает производительность и теряются мысли.

Удаляйте с осторожностью . Вместо того чтобы удалять текст большими кусками. мы советуем вам лучше сдвигать эти куски в конец документа или переписывать их во временные файлы. При создании документа работайте в режиме вставки, не связанной с возможной потерей данных. Сохраняйте чаще . Перебои в снабжении электроэнергией, зависание программы продуктов и другие компьютерные неприятности могут свести на нет многие часы и дни вашей работы. Поэтому хорошей привычкой является постоянное использование команды сохранения, особенно в случаях, когда вас позвали к телефону или кто-то позвонил в дверь. Храните копии всех важных документов . Вы можете создавать резервные файлы, переписывать ваши документы на отдельные дискеты или просто распечатывать их в конце сеанса работы. Используйте небольшие файлы . Большие файлы обрабатываются текстовыми процессами значительно дольше, чем маленькие. Кроме того, в случае повреждения или потери файла ущерб от маленького файла будет меньше. Сделайте, чтобы вам было удобно . Проверьте, удобно ли вам сидеть за компьютером. В удобной позе вы дольше сохраните состояние работоспособности. Делайте передышки . Короткие перерывы в работе помогут вам к вашим глазам не уставать в процессе работы. В заключение отметим, что следует взвешенно относиться к возможностям издательских систем. Это дорогие, большие и сложные программные продукты, требующие значительного времени и усилий как на освоение, так и на использование. Для перехода с текстовых процессоров на издательские системы должны быть веские основания. Даже при полном освоении всех возможностей издательских систем не ожидайте автоматического повышения художественного уровня вашей печатной продукции. Для этого потребуется немало времени и сил, чтобы развить хороший оформительский вкус и освоить традиции книгоиздания.

ОСНОВЫ СОЗДАНИЯ ДОКУМЕНТА

Общие требования к созданию документа

Одним из основных вопросов создания документа является выбор типа шрифта, его стиля и размера, а также определения требований к плотности печати на строке и странице. Важность этих решений связана с тем, что успех того или иного документа в большой степени зависит от того, как он выглядит. Выбор шрифта должен соответствовать информации, которую вы хотите передать читателю: шрифт не должен быть ни слишком заметным, ни слишком ординарным. При этом различные части документа (заголовок, сам текст документа, примечания) нужно набирать шрифтами различных размеров. Правильный выбор шрифта, его стиля (жирный, курсив, обычный) и размера акцентирует содержание сообщения, не привлекая внимания к самому шрифту. Большое значение имеет выбор степени разреженности строк на странице и их длина. Типы шрифтов . Тип шрифта (или принятый в полиграфии термин гарнитура шрифта) определяет особенности написания целого набора символов, включающего заглавные и строчные буквы, цифры, знаки пунктуации и специальные символы (например, Times New Roman или Helvetica). Каждый тип шрифта имеет несколько стилей начертания символов, например, полужирный, курсив, полужирный курсив, обычный. Кроме того, можно ввести подчеркивание символов и фрагментов текста, Размеры шрифтов . Размер шрифта или иначе кегль -это его вертикальный размер, измеряемый в пунктах (1 пункт равняется 0,376 мм). Для большинства документов используются 10 ¾ 12-пунктовые шрифты, в то время как газетная полоса может иметь только 8-пунктовый. Размер шрифта более 14 пунктов обычно используется лишь для заголовков и выделений. Заметим, что шрифты различных типов, но одного размера необязательно выглядят одинаковыми по величине. Так, 12-пунктовая Helvetica имеет больший вертикальный размер, чем 12-пунктовый Times New Roman. Разреженность строк и символов . Низкая разреженность строк (т.е. небольшое расстояние между соседними строками) затрудняет чтение, а высокая - делает документ малоинформативным. Для правильного выбора разреженности строк, также измеряемой в пунктах, необходимо учитывать размер используемого шрифта. В современных издательских системах разреженность строк определяется автоматически на уровне 120% от выбранного размера шрифта. Во многих текстовых процессорах имеется возможность регулировать расстояние между символами в словах, создавая более уплотненное или разреженное их начертание. Такой прием часто применяется для заголовков. Ширина строк . Ширина строки (колонки) определяется количеством знаков, которые могут быть на ней помещены. Обычно оптимальной считается ширина строки в пределах от 45 до 60 символов. Обращаем внимание на наличие связи между шириной строки (колонки) и размером выбранного шрифта: чем меньше размер шрифта, тем короче строка. Иными словами, меньший размер шрифта дает возможность поместить больше символов на заданной площади листа.

Верстка страниц

Общие сведения . Верстка страниц играет такую же роль, как чертеж перед началом строительства дома. Верстка определяет организацию страницы, задавая соотношения между границами, колонками и расстоянием между колонками. Первое важное решение на уровне верстки связано с выбором количества колонок на странице. Одноколоночная верстка обычно используется для книг и писем, в то время как двух- и трехколоночный формат больше подходит для журналов и газет. Далее размеченные колонки наполняют текстом и рисунками. На рис. 13.7. приведены варианты верстки документа. Вставка рисунков . В процессе верстки рисунки, так же, как и текст, размещаются в границах установленных колонок. При размещении рисунков следует соблюдать ряд правил.
  1. Располагайте рисунки сразу после упоминания о них в тексте.
  2. Оставляйте по сантиметру пространства между текстом и рисунком.
  3. Старайтесь использовать рисунки той же ширины, что и сопровождающий их текст.
Заметим, что для придания странице большей выразительности возможно расположение рисунков, выходящих за рамки колонки (т.е. рисунков, расположенных вне спроектированной верстки).

Дополнительные принципы проектирования

Итак, основой проектирования документов является верстка. Существует, однако, ряд, дополнительных принципов проектирования документов, на которых нам хотелось бы остановиться. Что можно и что нельзя в верстке . Давние традиции книгопечатания сформулировали следующие рекомендации; Не пишите убористо . Оставляйте на листе достаточно пустого места, чтобы дать глазу передышку. Между краями листа и текстом оставляйте хотя бы по паре сантиметров. Организуйте элементы вашего документа так, чтобы он выглядел единым целым, занимал при этом минимальную площадь страницы. Не используйте на странице много различных шрифтов и рисунков: помните, что они лишь украшение текста. Не используйте слишком длинных строк : длинные строки утомляют глаз читателя. Рис.13.7. Различные варианты верстки документов. Принцип баланса. Соблюдение принципа баланса, требует чтобы визуальный вес левой и правой частей страницы (или левой и правой страниц разворота) был примерно одинаков. При наличии нескольких рисунков на странице достижение баланса превращается в нелегкую задачу. Выделение. Чтобы акцентировать внимание читателя, издательские системы предлагают целый набор средств. Простейшие из них - изменение типа и размера шрифта. Заголовки следует набирать шрифтом большего размера, чем подзаголовки, которые, в свою очередь, должны быть больше основного текста. Также эффективно использование стилей шрифтов - полужирный, курсива и подчеркивания, однако, ими следует пользоваться умеренно. Не следует выделять заглавными буквами или подчеркивать длинные фрагменты текста. Важным средством выделения является заполнение фрагмента серым (цветным) тоном и/или выделение фрагмента в рамку.