Мегафон

Как выбрать лучшую компонентную акустику. В чем разница между коаксиальной и компонентной акустикой, какую выбрать

Каждый автовладелец несчетное количество раз оказывается перед сложнейшим выбором: сэкономить на автоначинке или приобрести лучшее, пробив дыру в бюджете. Когда речь идет об автоакустике, коаксиальные и компонентные системы способны заставить долго балансировать, изучая преимущества и недостатки обеих и взвешивая предпочтения. Но серьезно подойти к выбору можно только тогда, когда именования — не набор букв, а о многом говорящие термины. Итак, коаксиальная и компонентная автоакустика: с чем их едят и что от них слышат.

Определение

Коаксиальная автомобильная акустическая система представляет собой единую конструкцию динамиков: на оси с низкочастотным расположены и высокочастотные. Бывают двухполосными и трехполосными, и разделение это осуществляется посредством встроенного в конструкцию кроссовера.

Компонентная акустическая система представляет собой разночастотные динамики, разнесенные отдельно.

Сравнение

Принципиальная разница между коаксиальной и компонентной акустикой состоит в расположении источника звука в пространстве салона автомобиля. Единая конструкция коаксиальных систем делает звук узконаправленным, поэтому такие динамики часто устанавливают как дополнение — в зону задних сидений, например, тогда как на переднем фронте действует компонентная система. Последняя источник звука разбрасывает по салону — своего рода суперсурраунд получаем на выходе, однако здесь есть подвох: каждый высокочастотный, низкочастотный и среднечастотный динамик воспроизводит звук из своей “точки”, так что акустическая картина весьма неоднородна. Однако объединение динамиков в коаксиале создает эффект смешения частот, от чего звук теряет чистоту. Для небольших автомобилей компонентная акустика не подходит, так как в ограниченном пространстве разницы с коаксиальной не будет.

Компонентная акустика Philips

Помимо разброса динамиков, чисто техническое отличие коаксиальной от компонентной системы кроется в кроссовере, выполняющем роль фильтра частот. В коаксиальных системах он встроенный (за исключением некоторых моделй hi-end сегмента), в компонентных — внешний.

Еще один ключевой момент в процессе сравнения коаксиальной и компонентной акустики — способ установки. То, что стоит в авто “с завода” — чаще всего акустической системой зовется с натяжкой. И коаксиальная, и компонентная система в салоне автомобиля — дело если не рук, то трат автовладельца. Для установки первой не требуются специальные знания и технологии, и делается это чаще всего самостоятельно. Компонентная система предполагает установку динамиков в соответствии с правильными акустическими зонами, оборудование полочек и применение шумоизоляции. Кроме того, многое зависит и от магнитолы: чем ниже уровень техники, тем бесполезнее возня с компонентными системами, которые просто не смогут дать качественный звук. Впрочем, если вы не заядлый меломан, и в дороге вас сопровождает немудреный шансон или дискотека 90-х, а то и радио — компонентная система будет лишней обузой, и разницы с коаксиальной, опять же, просто не ощутите.

Решающим фактором для многих автовладельцев может стать стоимость самой акустики, не говоря уже об оплате ее технического сопровождения. Эта категория сравнения доступна всем и арифметически проста: коаксиальные системы обычно дешевле компонентных. Исключение составляют разве что системы-трансформеры, превращающие компонентные в коаксиальные посредством специальных креплений.

Выводы сайт

  1. В коаксиальных системах разночастотные динамики объединены, в компонентной — автономны.
  2. Коаксиальные системы дают узконаправленный звук.
  3. Кроссовер (частотный фильтр) в коаксиальных системах встроенный, в компонентных — внешний.
  4. Компонентная система сложнее в установке и требует соблюдения ряда условий.
  5. Коаксиальная акустика дешевле компонентной.

Правильно подобранные колонки для авто обеспечивают качественное и красивое звучание музыки в салоне транспортного средства. Эта статья полностью посвящена вопросам грамотной покупки автомобильных динамиков.

1

Сейчас автомобилистам предлагается огромное разнообразие динамиков для их "железных коней". Колонки отличаются друг от друга качеством обеспечиваемого звучания, техническими характеристиками, размерами, стоимостью и рядом других факторов. Если вы планируете выбрать самые лучшие динамики для своего автомобиля, сначала четко разберитесь с возможностями магнитолы, установленной в машине. Никогда не приобретайте дорогие колонки к достаточно скромной по характеристикам автомагнитоле. Поверьте, такой покупкой вы не добьетесь качественного звука.

Аудиосистема, встроенная в дверь авто

Намного правильнее в данном случае будет сначала оснастить машину хорошим устройством для воспроизведения музыки и только после этого выбирать для него дорогостоящие колонки. Автомобильные динамики принято делить на две основные категории – на коаксиальные и компонентные. Разница между ними существенная. Коаксиальная система представляет собой набор отдельных колонок, в которых воедино собрано несколько разночастотных устройств, выдающих звук. Конкретное число последних бывает разным. Автомобильные коаксиальные конструкции могут быть пяти-, четырех-, трех- и двухполосными.

Вне зависимости от количества динамиков, подобные системы по качеству звучания намного хуже компонентной акустики. В коаксиальных наборах весь возможный диапазон музыки проигрывается одной колонкой. Естественно, эффект такого звука оставляет желать лучшего. Зато по цене коаксиальные системы вполне доступны. Их имеет смысл монтировать в случаях, когда в вашей машине установлена бюджетная магнитола. В остальных же ситуациях лучше выбрать компонентную акустику. В ней средние и низкочастотные динамики располагаются отдельно от высокочастотных. За счет этого компонентные системы способны выдавать по-настоящему восхитительный звук – объемный и очень качественный.

2

Автомобильные динамики по своим геометрическим размерам бывают 16, 10 и 12-сантиметровыми. В любом транспортном средстве его производитель обустраивает технологические специальные отверстия для подключения колонок. На их параметры и следует ориентироваться при подборе акустических элементов. При этом стоит знать, что динамики с 10–12-сантиметрвоым диаметром в любом случае будут звучать хуже, чем их 16-сантиметровые собратья. Выход из подобной ситуации один – доработка штатных отверстий и креплений для колонок. Лучше обратиться за подобной услугой в тех. центр. Его специалисты гарантированно сделают все правильно. И тогда вы сможете подключить 16-сантиметровые автомобильные аудиоустройства к отверстиям, рассчитанным на другой диаметр.

Автомобильные динамики

За насыщенность и качество звука, выдаваемого динамиками, отвечает показатель их чувствительности. Здесь все просто. Вам нужно выбрать колонки с наибольшей величиной чувствительности (она указывается в децибелах). У хороших динамиков этот показатель не может быть меньше 92 децибел. Если вам предлагают автомобильные системы с чувствительностью 82–86 децибел, сразу же отметайте такой вариант. Также обращайте внимание на показатель резонансной частоты предлагаемых вам устройств. Здесь все наоборот. Чем ниже величина чувствительности, тем более насыщенные и глубокие басы станут выдавать колонки. Специалисты в сфере автозвука советуют подбирать системы с частотой в пределах 60–80 Fs.

Теперь разберемся с самым главным – с мощностью колонок. Именно этот показатель волнует всех без исключения водителей, которые хотят правильно выбрать автомобильные динамики. Важно знать, что мощность бывает: пиковой, номинальной и максимальной. Под первой понимают величину мощности, которую аудиосистема способна выдерживать на протяжении длительного времени при воспроизведении звука в постоянном режиме. Это, по сути, главная характеристика динамиков. Максимальная мощность определяет возможность функционирования колонок на протяжении долгого времени без появления различных проблем со звуком (искажения, шипения, хрипы, дребезжания).

Максимальная мощность динамиков всегда должна быть больше мощности (выходной) установленной в машине автомагнитолы. Если не придерживаться этого правила, можете не надеяться на качественный звук.

Под пиковой мощностью понимают возможность краткосрочного воспроизведения колонками звука на максимальной громкости без повреждения элементов системы. Если вы не планируете чересчур часто насиловать автомобильные динамики и свои уши громкой музыкой, можете не обращать пристального внимания на показатель пиковой мощности. Кратко скажем и еще об одной характеристике колонок – о добротности звука, который они способны выдать. Описывать этот показатель мы не будем. Скажем лишь, что значение добротности должно быть выше 0,6. Этой рекомендации стоит придерживаться в первую очередь тем водителям, которые планируют встраивать колонки в двери своего транспортного средства.

3

Думается, вы уже хорошо представляете себе, какие колонки нужно выбрать для свой ласточки. В добавление к изложенным выше рекомендациям мы дадим вам еще несколько советов. Автомобильные аудиоустройства лучше всего приобретать у официальных продавцов известных производителей. Желательно монтировать колонки на лицензированных автосервисах и станциях техобслуживания. В этом случае гарантия на динамики сохраняется в течение всего срока, указанного производителем звуковых устройств. Если же вы будете устанавливать динамики самостоятельно, о гарантийном обслуживании можно забыть.

Обустройство аудиосистемы в авто

Особенно тщательно нужно выбирать колонки для автомагнитолы, которая объединяется в один комплекс с популярной в наши дни спутниковой навигационной системой. Связано это с тем, что динамики в подобной ситуации подсоединяются к главному пульту управления магнитолой и навигацией. Если звуковые устройства не будут соответствовать определенным требованиям, вся система просто-напросто выйдет из строя.

Отечественные автомобили и недорогие модели зарубежных транспортных средств со слабой амортизацией и некачественной подвеской нежелательно оснащать дорогой аудиотехникой. В процессе эксплуатации она достаточно быстро выйдет из строя. Другой вариант – покупать специальные колонки и магнитолы, которые разрабатываются для функционирования в неблагоприятных условиях. И последнее. Старайтесь устанавливать автомобильные динамики, либо обычную аудиосистему, изготовленные одним производителем. Тогда все компоненты комплекса для воспроизведения музыки будут идеально сочетаться друг с другом. Комфортных вам поездок под песни любимых исполнителей!

X Вам все еще кажется что диагностика авто это сложно?

Если вы читаете эти строки, значит у вас есть интерес сделать что-то самому в машине и реально сэкономить , потому что вам уже знакомо что:

  • СТО ломят большие деньги за простую компьютерную диагностику
  • Чтобы узнать ошибку надо ехать к специалистам
  • В сервисах работают простые гайковерты, а хорошего спеца не найти

И вы конечно устали выбрасывать деньги на ветер, а о том чтобы кататься по СТО постоянно не может быть и речи, тогда вам нужен простой АВТОСКАНЕР ROADGID S6 Pro, который подключается к любому авто и через обычный смартфон вы всегда найдете проблему, погасите CHECK и неплохо сэкономите!!!

Мы сами протестировали этот сканер на разных машинах и он показал отличные результаты, теперь мы его рекомендуем ВСЕМ! Чтобы вы не попались на китайскую подделку, мы публикуем тут ссылку на официальный сайт Автосканера.

Компонентная акустика

Динамики среднего диапазона

Низкочастотные динамики

Сабвуферы

Коаксиальная акустика

Какой лучше выбрать?


Сегодня профессионалы выделяют два основных вида динамиков, которые могут использоваться для создания аудиосистемы вашего автомобиля. Наиболее распространенным типом является или широкополосные динамики. В каждом таком динамике содержится, по крайней мере, одна головка, которая позволяет воспроизводить широкий спектр звуковых частот. Большинство транспортных средств еще с завода поставляются с коаксиальной акустикой. составляет другую категорию. Эти динамики, каждый из которых имеет одну головку, предназначены для произведения высоких, средних или низких тонов.

Компонентная акустика

Диапазон человеческого слуха составляет от 20 до 20000Гц, и этот спектр разбивается на несколько различных категорий. Самые высокие частоты создаются с помощью высокочастотных динамиков, самые низкие - низкочастотными, а динамики средней частоты занимают нишу между указанными двумя категориями. Компонентные динамики, каждый из которых имеет одну головку и конус, вписываются в эти категории.

Высокочастотные динамики (твиттеры)

Это акустические системы, которые относятся к верхней границе аудиоспектра, охватывая диапазон от 2000 до 20000Гц. Много внимания отводится басам, но высококачественные также играют немаловажную роль в воссоздании акустического эффекта. Эти динамики были названы в честь писклявого чириканья птиц («tweet» - щебетать).

Динамики среднего диапазона

Средний диапазон звукового спектра состоит из звуков, в измерении от 300 до 5000Гц, так что в данном случае есть совпадения между среднечастотными и высокочастотными динамиками.

Низкочастотные динамики

Глубокий бас, который попадает в диапазон от 40 до 100Гц, обрабатывается низкочастотными динамиками. Стоит отметить, что между низкочастотными и среднечастотными динамиками можно провести определенные параллели, но последние не способны выдавать низкие гулкие басы, похожие на лай собаки, вследствие чего, такие НЧ-динамики и получили свое имя («woof» -гавканье). Также на рынке представлена специальная компонентная акустика, которая может предоставить возможность получить дополнительную точность в крайности звукового спектра.

Супертвиттеры, или ВЧ-динамики для супервысоких частот

Такие динамики иногда способны производить ультразвуковые частоты, которые находятся за пределами диапазона нормального человеческого слуха, и этот предел значительно выше, чем 2000Гц, где обычно функционируют обычные ВЧ-динамики. Это позволяет таким супертвиттерам производить высокочастотные звуки без каких-либо искажений.

Сабвуферы

Как и супертвиттеры, предназначены для обеспечения более высокого качества звука на одном полюсе звукового спектра. Сабвуферы любительского уровня, как правило, работают в диапазоне от 20 до 200Гц, а профессиональное звуковое оборудование может ограничиваться частотами ниже 80Гц.

Коаксиальная акустика

Широкополосная акустика содержит такие же типы головок, как и те, которые входят в состав компонентных моделей, но они объединены в одном корпусе, что позволяет экономить деньги и время. Такие динамики состоят из нескольких головок, что позволяет одному устройству произвести полный спектр звуков. Наиболее распространенная конфигурация - НЧ-динамик с твиттером, установленный в верхней части конструкции. Но на рынке сегодня представлены модели и трехполосные коаксиальные варианты, которые состоят из низкочастотных, среднечастотных и высокочастотных динамиков.

Коаксиальная автомобильная акустика впервые была представлена миру в 1970-х годах, и большинство автомобилей поставляется с завода с комплектом таких широкополосных устройств. Но, и кроме того, хватает предложений по коаксиальным динамикам и на рынке послепродажных устройств.

Какой лучше выбрать?

Компонентные и коаксиальные динамики имеют свои преимущества и недостатки, поэтому, нельзя однозначно ответить, какой вариант лучше. Определенно, сильной стороной каждого вида можно назвать:

  • Широкополосные динамики: дешевизна, универсальность под различные варианты установок, не требуют дополнительного использования кроссовера;
  • Компонентная акустика: отличное качество звука, изготавливается под конкретные пожелания клиента.
Компонентная акустика является лучшим выбором, если вы следите за качеством звука, но широкополосные динамики являются менее дорогими и проще в установке. В вопросе модернизации заводских устройств, широкополосные аналоги подбираются и меняются достаточно просто.

Но стоит отметить, что компонентные динамики обеспечивают гораздо больше возможностей для пользовательских предпочтений в настройке звука. В дополнение к лучшему качеству звука, стоит учесть, что каждый такой динамик может быть индивидуально расположен для создания идеальной звуковой среды для конкретного транспортного средства.


Уважаемые Клиенты, в связи с блокировкой некоторых почтовых сервисов в Украине, мы не можем получать корреспонденцию и отвечать вам на почтовые сервисы mail.ru и yandex.ru. В связи с этим, просим Вас писать с других адресов или обращаться по телефону.

Новые автомобили часто комплектуются довольно простыми акустическими системами. Они не дают ни глубокого баса, ни чистых высоких частот. Конечно, для прослушивания новостей подойдут и такие динамики, однако у настоящих меломанов такие акустические системы вызовут настоящее отвращение, ведь нормальную музыку в них не услышишь. Совсем другое дело - приобретение нормальной В таком случае нужно выбирать один из двух вариантов: компонентная или коаксиальная акустика.

Одни становятся приверженцами коаксиальных акустических систем. Такая всепогодная акустика состоит из нескольких динамиков, каждый из которых воспроизводит звуки строго определенной частоты. По разделяются специальными фильтрами - кроссоверами. Они распознают частоту сигнала и передают его в определенный динамик. Иногда, в основном в более дорогих моделях стереосистем, кроссоверы оформляются отдельным корпусом, что защищает звуки от непреднамеренного смешивания.

Для правильного звучания необходимо правильно подойти к выбору материалов фильтра. Благодаря фильтрам, коаксиальная акустика воспроизводит более широкий, чем широкополосная, Нередко такая акустика также размещается на специальных подиумах, что сильно улучшает качество звука.

Другой вид более широко распространившийся среди настоящих автолюбителей-меломанов - это Как и коаксиальная акустика, она получила широкое распространение. Принцип её устройства очень похож на устройство коаксиальной акустики, однако существует одно небольшое отличие. Если в предыдущей акустической системе динамики всех трех групп частот расположены в одном корпусе, то в компонентной системе низкочастотные, среднечастотные и высокочастотные динамики отделены друг от друга. Следовательно, автомобилист получает три отдельных динамика, которые лучше всего разместить недалеко друг от друга. В таком случае получается хорошая музыкальная картина, которая удовлетворит даже самого переборчивого слушателя.

Есть несколько основных советов, которые важны при выборе любой системы коаксиальной акустики. Во-первых, главное выбирать динамики по их звучанию, а не по внешнему виду. Конечно, дизайн динамиков должен подходить к дизайну салона автомобиля, однако это не так важно, как правильное звучание. Во-вторых, помните, что кроссоверы динамиков - главная рабочая деталь. Степень разделения звука зависит от количества элементов фильтра, потому чем их больше, тем качественнее звук. В-третьих, независимо от вида акустической системы (компонентная или коаксиальная акустика) желательно использовать их с внешним усилителем. В таком случае звучание будет лучше. Если акустическая система присоединена к автомагнитоле или другому головному устройству, обращайте внимание на чувствительность динамика, так как именно от нее будет зависеть максимальная громкость звука. Рекомендованная чувствительность - от 92 децибел.

Под автомобильной акустикой принято понимать систему динамиков с проводами и дополнительными устройствами, такими как фильтры и кроссоверы. Акустика установлена практически на любом автомобиле, который выходит с конвейера автозавода. Если подойти к этому вопросу немного абстрактно, то штатные акустические системы по уровню можно разделить на низкие, средние и высокие (как относительно качества выдаваемого звука, так и стоимости, которая включается в стоимость подобной комплектации). А так как возможности автовладельцев не всегда сопоставимы с теми суммами, которые автопроизводители просят за комплектации автомобилей, которые комплектуются качественными акустическими системами, то большинство приобретаемых автомобилей “снабжены” системами низкого уровня. И именно поэтому каждый второй автовладелец задумывается о замене штатной акустики, тем более что и штатные системы более высокого уровня иногда подвергаются доработкам (так как предела совершенству нет).

Если автовладелец приходит в специализированный магазин, либо оказывается в каталогах профильных интернет-магазинов, то на выбор ему будут представлены следующие типы автоакустики – коаксиальная, компонентная, штатная и отдельные компоненты. Коаксиальная акустика называется так потому, что её излучатели находятся на одной оси (от лат. co - совместно и axis - ось, то есть соосный). В такой акустике два или несколько динамиков собраны в одном корпусе. В компонентной акустике все динамики являются отдельными компонентами, с установкой каждого в требуемое место салона автомобиля. Штатная акустика предполагает полное соответствие штатным посадочным местам той или иной марки и модели автомобиля, что подразумевает наиболее простой монтаж (такая акустика может быть как коаксиальной, так и компонентной). Отдельные компоненты могут быть интересны автовладельцу в случае выхода из строя уже установленных, либо при построении индивидуальной акустической системы. В данной статье речь пойдет только о компонентной акустике, как наиболее востребованной у автовладельцев.

Установка компонентной акустики – компоненты и частотные границы

Как уже было сказано ранее, компонентная акустика – это комплект из нескольких отдельных динамиков. Выделяют 2-х компонентную и 3-х компонентную акустику. В 2-х компонентной акустике предполагается наличие четырех динамиков (по два для симметричной установки в салон автомобиля), в 3-х компонентной шести динамиков (по три для симметричной установки).

Здесь будет полезно рассмотреть, что это за динамики и для чего нужен каждый из них. Направленность любой акустической системы должна соответствовать слышимому человеческим ухом диапазону частот в 20-20.000 Гц. Этот диапазон разделяют на низкие, средние и высокие частоты. Не существует такого автомобильного динамика, который в состоянии полноценно отыграть весь этот частотный диапазон, поэтому и используется система динамиков, каждый из которых воспроизводит свой диапазон частот. То есть, в идеале, у нас должен быть низкочастотный динамик (НЧ-динамик), среднечастотный динамик (СЧ-динамик) и высокочастотный динамик (ВЧ-динамик). Но так как речь идет о салонной акустике, то НЧ-динамик из этой схемы выпадает, так как отсутствует возможность произвести его установку стандартными методами (за редким исключением относительно некоторых марок автомобилей). И именно поэтому, практически всегда, предполагается наличие так называемого НЧ/СЧ-динамика, который именуется как мидбас. То есть он затрагивает как нижние, так и средние частоты звукового спектра. Это один из динамиков как для 2-х, так и для 3-х компонентной акустики. Вторым стандартным компонентом является ВЧ-динамик (твитер или “пищалка”), который отвечает за воспроизведение высоких частот. Комплект из мидбаса и твитера и называют 2-х компонентной акустикой. Иногда в этот комплект добавляется и СЧ-динамик, который выделяет именно среднечастотный диапазон. И именно комплект из мидбаса, СЧ-динамика и твитера называют 3-х компонентной акустикой.

В составе любой компонентной акустики имеются два делителя частот (кроссовера), которые необходимы для разделения звукового потока на отдельные интервалы частот и подачи каждого из интервалов на конкретный динамик (чтобы каждый из динамиков производил именно тот частотный диапазон, который для него и предназначен, так как звуковой сигнал на всю акустику идет один). Общее деление по частотным интервалам для 2-х компонентной акустики можно представить следующим образом: мидбас – 60-4.000 Гц, твитер – 4.000-20.000 Гц. В 3-х компонентной акустике СЧ-динамик “забирает” у мидбаса интервал в 1.000-4.000 Гц. Данное деление несколько абстрактно, так как у каждого кроссовера срезы настроены таким образом, как посчитал нужным производитель.

Установка компонентной акустики - характеристики

У компонентной акустики имеется ряд характеристик и особенностей, на которые придется обратить внимание перед покупкой. К примеру, диаметр любой рассматриваемой системы. Данный диаметр всегда имеет отношение к самому большому динамику, то есть СЧ/НЧ-динамику, который устанавливается в дверь автомобиля. Здесь производители, по большей части, ориентируются на размер штатных посадочных мест большинства автомобилей, поэтому наибольший ассортимент представлен относительно следующих размеров: 10 см, 13 см, 16 см и 15 см (4, 5.25, 6.3 и 6.5 дюймов, соответственно). Именно по этим размерам представлен основной ассортимент компонентной автоакустики, хотя есть и некоторых разброс в обе стороны. В данном случае далеко не обязательно, что на замену автовладелец должен выбирать те динамики, которые соответствуют посадочному месту штатной акустики его автомобиля, но об этом будет рассказано позже. Также стоит отметить, что в компонентной акустике мидбас практически всегда имеет круглую форму.


При выборе акустики следует принимать во внимание такой показатель как чувствительность. Чувствительность акустики - это, по сути, отношение звукового давления акустики к подводимой электрической мощности. Чувствительность понятие техническое, отражающее коэффициент полезного действия (КПД) динамика. Выражается чувствительность в том, что при одной и той же подводимой мощности, динамик с большей чувствительностью создаст большее звуковое давление, то есть будет громче. Чувствительность зависит от многих параметров, таких как: масса, размер и материал диффузора, способ намотки катушки и др.

Вопрос о мощности компонентной акустики интересует многих автовладельцев. Производители на упаковках своей продукции пишут не излучаемую мощность, а ту, которую выдержит катушка динамика, то есть подводимую электрическую мощность. Судить об излучаемой мощности по этим данным нельзя, поэтому в характеристиках всегда необходимо искать номинальную мощность. Именно на последнюю и стоит рассчитывать при установке. Основной ассортимент компонентной акустики рассчитан на мощность в пределах 60-120 Вт. Выбор же в этом диапазоне будет зависеть от множества индивидуальных факторов.

Установка компонентной акустики – преимущества и недостатки

Основное и главное преимущество компонентной акустики – возможность разнесенной установки динамиков. Если коаксиальный динамик устанавливается в нижнюю часть двери автомобиля и весь частотный диапазон идет “в ноги” слушателю, то в случае компонентной акустики появляется возможность установить каждый динамик именно туда, где ему и место. Под “туда” понимается такое расположение, когда отдельные частотные диапазоны доходят до слушателя таким образом, что бы они воспринимались наиболее полно и четко.

Для разделения частот в компонентной акустике используются кроссоверы, в то время как в компонентной конденсаторы (практически всегда). Последний срезает только нижнюю границу ВЧ-динамика, в то время как кроссовер “работает” с обеими границами диапазонов каждого отдельного динамика. Это неоспоримое преимущество компонентной акустики.

Также в качестве преимущества компонентной акустики можно назвать возможность ее настройки. Для этого потребуется либо процессорное головное устройство, либо установка внешнего процессора. Подобный подход – заведомо недешевое удовольствие, но дающее огромное количество возможностей любителям качественного автозвука. Это и настройка частотных срезов, и временные задержки, и качественный эквалайзер. К слову, последний позволяет “работать” с большой частотной разбивкой с возможностью “задирать” или “проваливать” необходимые интервалы.

Стандартных недостатков у компонентной акустики два – стоимость и сложность монтажа. Стоимость является очень важным параметром для множества автовладельцев, поэтому при сопоставлении вариантов “компонентная или коаксиальная” очень часто выбор останавливается на последней, как более бюджетной. И в целом, стартовые ценовые границы у коаксиальной акустики ниже. Стоимость установки компонентной акустики также выше, чем коаксиальной, так как необходим монтаж большего числа компонентов. К сожалению, именно из-за желания сэкономить несколько тысяч рублей (а разница в стоимости далеко не всегда очень заметная) многие автовладельцы получают совсем не то звучание, которое хотелось иметь в автомобиле.

При построении автомобильной акустической системы звуковую сцену, как правило, ориентируют на переднюю часть автомобиля. Создать качественную звуковую сцену может компонентная акустика, поэтому именно ее рекомендуется устанавливать в качестве фронтальной (в переднюю часть автомобиля). То есть если автовладелец делает некий упор на качество звучания, то стоит исходить именно из этих соображений. Тыловую акустику можно вообще не трогать, либо поменять ее на коаксиальную, которая будет выступать в качестве “подзвучки” для фронтальной.

Многие автовладельцы интересуются возможностью установки компонентной акустики и в заднюю часть автомобиля. Здесь автовладелец исходит из размышлений – почему бы и задним пассажирам не создать качественную звуковую сцену? Но в рамках пространства салона автомобиля практически невозможно создать две качественных сцены (для передних и задних пассажиров), чтобы они не мешали друг другу. Этим “страдают” и некоторые автопроизводители, которые хотят “удивить” покупателя большим количеством динамиков в салоне. В итоге тыловая сцена портит фронтальную, и получается, как в известной поговорке про “двух зайцев”. Поэтому здесь можно ответить просто – не рекомендуется.

Но выбирая комплект компонентной акустики, автовладелец часто задается и другим вопросом – зачем устанавливать 2-х компонентную, если можно установить 3-х компонентную? Больше разнесенных динамиков, каждый из которых проигрывает свой частотный диапазон – лучше звук? В теории – да. На практике, практически всегда – нет. А дело здесь в том, что 3-х компонентная акустика ОЧЕНЬ требовательна к месту установки и настройке. А это очень дорого (изготовление подиумов, процессорная система). Но даже при соблюдении всех рекомендаций, конечный вариант далеко не всегда может устроить автовладельца. Даже в нашей практике не раз встречались случаи, когда автовладельцы собирали процессорные системы (в сотни тысяч рублей) на базе 3-х компонентной акустики, но позже меняли ее на 2-х компонентную. Но поэкспериментировать, конечно, можно.

Установка компонентной акустики – ассортимент

Выбор компонентной акустики огромен, и вряд ли у автовладельца возникнут проблемы с поиском необходимого комплекта в необходимой ценовой категории. Стоимость компонентных комплектов варьируется в очень широких пределах – от одной тысячи до нескольких сотен тысяч рублей. Конечно, комплекты в самых высоких ценовых категориях интересуют очень ограниченное число автовладельцем – кто хочет выстроить действительно качественную и индивидуальную акустическую систему, и готов на серьезные затраты. Чаще выбор покупателя ориентирован на низкую и среднюю ценовые категории, в которых и представлен основной ассортимент.

В любом профильном интернет-магазине посетитель может увидеть предложения от десятков производителей, среди которых много как известных, так и не очень. Хорошо известны в этом направлении такие бренды, как DLS, Focal, Hertz, JBL, Kicx, Morel и некоторые другие. Некоторые производители производят исключительно динамики, другие же специализируются на всем спектре автомобильного аудио оборудования. Ассортимент некоторых брендов содержит только бюджетные комплекты, другие же стараются охватить максимальное количество ценовых диапазонов. Такие производители, как Focal, Audison, Morel имеют в своих линейках высококачественные комплекты, которые могут быть интересны настоящим фанатам автозвука.


Стоимость конкретного комплекта зависит от множества параметров – известности бренда, технических характеристик, качества материалов (из которых изготавливаются компоненты), класса акустики. Кроме того каждый бренд имеет свои индивидуальные особенности звучания, что очень актуально при построении качественной акустической системы в соответствии с предпочтениями автовладельца. Именно поэтому желательно обращаться к помощи специалистов профильных установочных центров, которые не только подберут требуемое оборудование, но и произведут его качественную установку.

Установка компонентной акустики – особенности и нюансы

Вопросов при установке компонентной акустики может возникнуть несколько, причем относительно каждого компонента нашей компонентной системы. Даже если мидбасовый динамик имеет идентичные штатным размерам по креплению, то его глубина может мешать механизму стеклоподъемника. Если же этот динамик имеет другие размеры, то его монтаж и вовсе может быть невозможен. В обоих случаях ситуацию могут исправить проставочные (монтажные) кольца, которые крепятся к металлу двери, а уже на них закрепляется динамик. Но может возникнуть ситуация, когда закрепить кольцо под требуемый размер динамика невозможно, либо динамик отодвигается настолько, что невозможно обратно поставить обшивку двери. В этом случае может потребоваться доработка посадочного места или обшивки двери. Но автовладельцам также доступна и услуга по изготовлению подиумов для установки динамиков, которые могут изготавливаться на базе имеющихся элементов, либо полностью индивидуально. Стоит отметить, что вариант с изготовлением значительно расширяет возможности автовладельца, причем не только относительно звучания, но и визуализации установки.

Если к установке рассматривается 2-х компонентная акустика, то может возникнуть вопрос и со вторым компонентом – твитером. Если в штатной системе предусмотрено место по ВЧ-динамик, то новый динамик можно разместить именно в этом месте. Если подобного места не предусмотрено, то выйти из положения можно размещением твитера на обшивку двери или стойку автомобиля.

Если же к установке рассматривается 3-х компонентная акустика, то придется искать место и под СЧ-динамик. Практически наверняка штатного места под этот динамик не будет, поэтому снова придется прибегать к нестандартным решениям. Здесь снова может быть рассмотрен вариант с изготовлением подиумов, причем один подиум может быть изготовлен и для СЧ-динамика, и для твитера. Как правило, подобный подиум изготавливается с установкой на стойку лобового стекла автомобиля. Конечно, подиумы – это дополнительные затраты, которые заметно выше стоимости стандартной установки динамиков, но здесь все зависит от пожеланий и возможностей автовладельца.

Очень часто при установке компонентной акустики рекомендуется шумоизоляция дверей автомобиля (куда производится установка мидбасов). Подобные работы могут быть выполнены с нанесением одного, двух и трех слоев материала. Это позволит создать более герметичный объем для мидбасовых динамиков, максимально убрав влияние внешних факторов. Шумоизоляция дверей практически необходима в случае установки качественной и мощной акустики.


Но также не стоит забывать, что салонная акустика – это далеко не единственный компонент аудио системы автомобиля. Качественную и мощную акустику рекомендуется подключать к внешнему усилителю мощности, что позволит добиться от динамиков максимальной отдачи (при наличии качественной шумоизоляции). Если же автовладельцу необходим качественный бас, то без установки сабвуфера вряд ли удастся обойтись. Да и не стоит списывать со счетов головное устройство, звуковые характеристики которого непосредственно влияют на качество воспроизводимого динамиками звука.

Где производить установку компонентной акустики – решать автовладельцу. Огромное количество установочных центров предоставляют подобные услуги. И если дело касается простой замены штатных компонентов, то каких-то вопросов возникнуть не должно. Если же целью ставится достижение действительно качественного звука, то потребуется максимально ответственно подойти к выбору оборудования и вариантам его установки, что под силу далеко не всем.