ТЕЛЕ 2

Какая нужна оперативка. Выбор оперативной памяти

Если вы решили купить дополнительную оперативную память для компьютера, читайте статью с интересной информацией.

Навигация

Оперативная память (ОЗУ) нужно для ПК, чтобы хранить данные. С ее помощью работает ОС и все установленные на устройство программы. Объема данного блока должно быть предостаточно, если его мало, то устройство будет «глючить» и «тормозить». ОЗУ для ПК такое же, как и ОЗУ для ноутбука, поэтому при приобретении этого блока, стоит учитывать те же рекомендации, которые будут даны в статье. Как правильно подобрать ОЗУ, читайте ниже.

Как правильно и какую оперативную память подобрать для компьютера?

Покупайте память от известных брендов в IT-сфере:

Кроме этого учитывайте следующее:

  • Для ПК офисного варианта покупайте один блок DDR4 на 4 гигабайта с частотностью 2400 МГц.
  • ПК, на котором установлены емкие игры и программы, будет отлично функционировать с одним блоком DDR4 на 8 гигабайт с частотностью 2400 МГц.
  • Мощному ПК понадобится 2 блока по 8 гигабайт.
  • На ПК старой модели (32-р. версия ОС) не устанавливайте более 3 гигабайтов. Конечно, вы можете поставить 4 гигабайта, но поддержка будет осуществляться только на 3 «гига», то есть для ОС будет комфортно только с данным объемом.
  • Для ПК старой модели (64-р. версия ОС) можно установить любое количество памяти. Но, если вместе с ПК у вас функционирует принтер устаревшей модели, то на него вы не купите драйвера под эту ОС.

Важно: Прежде чем покупать дополнительную память на устаревший ПК, установите 64-р. версию ОС. Затем проверьте функциональность всех устройств и утилит. Также стоит запомнить, какие модульные системы и объем ОЗУ поддерживает материнка. Это легко посмотреть на ресурсе производителя.

Существуют такие типы ОЗ-устройства для ПК:

  • DDR SDRAM — это современный блок. Он до сих пор обновляется создателями. В него добавляются новые технологичные элементы для отличной функциональности.
  • Блоки DDR, DDR2 и DDR3 — это устаревшие виды. Они не устанавливаются на обновленные компьютерные ОС.
  • ОЗУ DDR4 — это мощнейшая память с хорошими характеристиками.
  • Память DDR2 имеет более высокую цену, чем DDR3 или DDR4, почти в четыре раза. Поэтому целесообразнее и экономнее будет приобрести новую плату-материнку и блок памяти.

Помните: Каждый вид ОЗ-устройства должен быть поставлен в отдельный отсек. ОЗУ DDR3 устанавливается только в материнку с отсеками DDR3 и 4.

К характеристикам памяти относится следующее:

Частотность

  • Влияет на скоростной режим функционирования.
  • Сейчас в основном пользователи покупают блоки DDR4 2400 МГц.
  • Они обладают хорошей поддержкой ультрасовременных процессоров и материнками.
  • Сегодня производители предлагают блоки с высокой частотностью от 3000 МГц до 3600 МГц. Такую скорость должна поддерживать и материнка. Но пока еще мало плат, являющихся суперсовременными, даже те, которые лежат сегодня на прилавках магазинов с IT-товарами.
  • Приобретать дорогостоящий блок с высокой частотностью и ультрасовременную материнку стоит, если вы пользуетесь игровым или профессиональным ПК с мощнейшим процессором.

Тайминги

Тайминги — это паузы между чтением, записями и копированием данных в памяти ПК.

  • Эти задержки должны быть маленькими, но на скорость функционирования памяти влияют не эти показатели, а частота.
  • Еще один важный показатель — это латентность.
  • Она должна быть для DDR3 1333 МГц равна 9, а для ОЗ-устройства с высокой частотностью DDR4 равна 16. Эти цифры указываются, как показано на рисунке выше, после латентности CL.
  • ОЗУ с низкой латентностью стоит намного больше, но это тот случай, когда экономить не нужно.

Напряжение блока питания

Этот показатель может быть различным — стандартным или повышенным. Он важен, если вы хотите вставить несколько блоков ОЗ-устройства в ПК. В этом случае показатели напряжения должны быть такими же как у уже установленных блоков ОЗУ на устройстве. В противном случае могут возникать трудности с функционированием техники. Стандартное напряжение должно быть таким:

Маркирование блоков памяти

В отметках маркировки памяти указывается ее вид и частотность. Вот так выглядит маркировка устаревшей и новой памяти:

Модули памяти для ноутбуков

Такие модули для ноутбука будут почти такими же, как и модули для обычного ПК. Единственное отличие — это показатели размера модуля. Он имеет такую маркировку: SO-DIMM DDR. Как для ПК, память для ноутбука может иметь такие типы: DDR, DDR2, DDR3, DDR3L, DDR4 . В остальных показателях отличия нет. Стоит помнить, что в ноутбуки устанавливается только 1 или 2 слота. Максимальный объем у этого устройства ограничен. Поэтому перед покупкой памяти уточняйте все необходимые параметры.

Упаковка памяти

Лучше покупать данный блок в индивидуальном запечатанном пакете от производителя. Благодаря этому вероятность повреждения будет низкой, а значит, память будет высокого качества.

Сколько свободного объема ОЗУ и жесткого диска нужно для корректного функционирования на компьютере Windows XP, 7, 8, 8.1 и 10?

Сама система Windows может расположиться и на 250 Мб. Но чтобы нормально работали все программы, грузились видео или даже поместились емкие игры, тогда понадобится намного больше мегабайтов. Все зависит от версии ОС. Для корректной работы понадобится свободной памяти:

  • Windows XP — 1 Гб — это минимум. Если вы хотите установить емкие игры, тогда нужно свободного места на диске не менее 2 Гб.
  • Windows 7 — минимум 2 Гб, а для оптимальной работы — 4 Гб.
  • Windows 8 и 8.1 — минимум 2 Гб. Этого объема хватит, чтобы пользоваться браузерами в интернете, смотреть видео. Если вы хотите загрузить еще и современные игры и программы, тогда минимум понадобится 4 Гб. Но лучше поставить 8 Гб, будет хорошая скорость работы ПК или ноутбука.
  • Windows 10 , так же как и предыдущие современные модели этой ОС, вполне уместится на 2 ГБ. Но навряд ли с такой Windows вы захотите только смотреть кино и читать блоги в интернете. Игры, программы и многое другое прекрасно разместится, если минимум будет 4 Гб памяти. Но чтобы совсем не было «тормозов», тогда поставьте 8 Гб или лучше 16 Гб.

Теперь вы сможете выбрать память нужного объема для вашего устройства. Обращайте внимание не только на цену, но и на другие параметры, как было указано выше. Удачи!

Видео: Все про оперативную память в одном выпуске!

Привет всем! При выборе компьютера или , одним из важных вопросов является как выбрать оперативную память для компьютера?

Оперативная память является главной составляющей любой вычислительной машины, без которой компьютер даже не запустился. Ее можно охарактеризовать как рабочая часть системы, в которой содержит временная информация, что, в свою очередь, способствует быстрому изменению программ. Все содержимое ОЗУ хранится, пока ее не вытеснит новая информация или компьютер не завершит работу.

Чтобы правильно выбрать память нужно знать ее тип и модель. Ведь материнская плата, либо процессор может поддержать далеко не все типы ОЗУ. Поэтому все составляющие системы не должны давать сбоев. Потому как недостаточное функционирование одного из них приводит к существенным изменениям в работе системы. Это выявить легко, если проблема не с оперативной памятью – компьютер не сможет даже включиться.

Как выбрать оперативную память?

1. Тип оперативной памяти : Память бывает разная по типу. Для правильного выбора, уточните какую память поддерживает ваша материнская плата.

Вот несколько типов ОЗУ:

DDR2 – Содержит 240 контактов, сравнительно невысокое энергопотребление в 1,8 В, а также с тактовой частотой свыше 1000 МГц.

DDR3 – тип современной памяти. Этот тип имеет более высокие показатели: потребляет энергию в 1,5 В, а частота достигает почти 2500 МГц. Это, несомненно, обеспечит колоссальную скорость реагирования системы. На данный момент лучшее решение.

DDR4 – новейший тип в компьютерных технологиях. Самые высокие показатели отмечаются у этого типа. Начальная частота 2133 МГц. Пока собрать компьютер на этой памяти достаточно дорого и технология начала только развиваться.

2. Объем памяти:

Вместимость памяти влияет на возможности системы. Чем больше вместимость памяти, тем больший объем памяти может храниться в ОЗУ. Конечно же, лучше высокий показатель памяти, поскольку это позволит быстрее работать системе. Если надо для простеньких программ, тогда компьютеру будет вполне достаточно 2-4 Гб памяти, но для современных игр надо не менее 4-8 Гб.

3. Частота такта:

От величины ОЗУ можно судить о скорости работы с программами, файлами, приложениями и так далее. Ведь это ключевой показатель быстроты реагирования на текущие команды. Самая оптимальная частота приходится на 1600 МГц (DDR 3).

Но для точного выбора посмотрите обзоры вашего процессора. Какая память с ним лучше работает. И какую частоту поддерживает ваша материнская плата. Например для своего процессора intel i7, я выбрал 1866 МГц.

Каждый модуль памяти потребляет определенное количество энергии. И со временем показатели становятся все ниже и ниже, хотя и мощность растет. Ведь чем ниже напряжение, тем меньше нагревается устройство. А при высокой температуре устройство работает нестабильно.

Напряжение распределяется следующим образом:

DDR – от 2.2 В до 2.4 В.
- DDR2 – от 1.8 В до 2.1 В.
- DDR3 – от 1.4 В до 1.65В.
- DDR4 – от 1.2 В до 1.35В.

5. Тайминги (задержки памяти):

Память обращается к устройствам с определенными задержками и чем задержки меньше, тем быстрее происходит отклик. Но чем выше частота, тем выше задержки. В каких-то приложениях это будет хорошо, а в каких-то нет. По этому мой совет, берите среднюю, например как я 1866 МГц (при условии что ваш процессор и её поддерживает.)

6. Производитель:

На текущий момент их настолько много стало, что зайдя в маркет у вас может голова закружиться. А на самом деле их немного, например большинству детали поставляют тошиба и самсунг, вы этого просто можете не знать. Например как половина деталей айфона производит самсунг, хотя их конкурент…

Но советую присмотреться к фирмам:

  • Crucial
  • Hynix
  • Kingston
  • Samsung
  • Corsair

Заключение

Оперативная память воздействует на реагирование системы, количество содержимого и многое другое. Представленные выше показатели памяти не являться исчерпывающими, но помогут правильно определиться с памятью. Кроме того, не забудьте, что от памяти зависит многое, так как без нее невозможно представить систему компьютера. Если с эти проблем не возникло, тогда вы на полпути к успешному приобретению компьютера и памяти, в частности.

И последнее, сначала выберите материнскую плату и процессор, а потом посмотрите обзоры, какие модули памяти лучше работают с выбранными устройствами. На этом все, удачи в выборе оперативной памяти!

Если вы хотите собрать мощный компьютер, то вам следует подумать над приобретением многих комплектующих. В этой статье речь пойдет про оперативную память для игрового компьютера. Она очень важна для хранения выполняемого кода и данных, которые обрабатывает процессор. Если не вдаваться в подробности, то без хорошей оперативной памяти у вас не получится поиграть в современные игры. Далее представлены основные характеристики, на которые следует обратить внимание при покупке.

Объем

Для разных целей потребуется разный объем. Обработка стандартных приложений требует около 4 ГБ, оперативная память для игрового компьютера — не менее 8 ГБ. Если вы занимаетесь моделированием, видеомонтажом, проводите работы с графикой, 16 ГБ окажутся как нельзя кстати.
Чтобы узнать объем, который поддерживает материнская плата, загляните в руководство. Стандартные агрегаты имеют четыре слота с возможностью установки до 32-64 ГБ. Но не забывайте, что для оперативки больше 3 ГБ требуется 64-битовая операционная система.

В настоящее время существуют два вида: DIMM и So-DIMM. Первый вариант имеет большие габариты, второй — более компактный, но с меньшей частотой. При выборе материнской платы подумайте о важности размера модулей.

Стандарты

Оперативная память DDR4 для игрового компьютера — самый оптимальный вариант. Сегодня все еще производятся модификации DDR3, но для игр лучше раскошелиться и купить DDR4, потому что новое поколение отличается улучшенной рабочей частотой и на треть экономнее DDR3 в плане электричества. А это оказывает существенное влияние на максимальную скорость при передачи данных. Игровые комплектующие как правило являются ресурсоёмкими в плане электричества, поэтому остановите свой выбор на DDR4, ведь эта оперативная память для игрового компьютера будет наиболее оптимальным выбором.
Каждый вид памяти отличается разъемом, обратите и на это внимание.

Частоты

Новинки DDR4 работают при частоте от 2133 до 3200 МГц. Мобильные системы типа So-DIMM разгоняются только до 2133 МГц. Чем больше частота, тем лучше пропускная способность.
Интегрированная графика — это отдельный случай. Замена оперативной памяти с низкой частотой на более высокую влияет на увеличение кадров в секунду в играх.

Количество модулей

Современные процессоры созданы с двухканальным контроллером памяти, но также выпускаются -четырех и восьмиканальные модули. Чтобы активировать многоканальный режим и раскрыть весь потенциал системы необходимо придерживаться определенной последовательности при заполнении слотов. Это можно определить по цветовой маркировке, но не везде можно ее заметить. Перед этим прочитайте руководство, прилагаемое к материнской плате.
Рекомендуется использовать модули памяти от одного производителя и с одинаковыми характеристиками каждого из них, но ничего страшного не произойдет, если вы установите планки оперативной памяти от разных компаний на Ваш компьютер.

Тайминг

Тайминг указывается в виде набора цифр на этикетке, к примеру «15-17-17-35». Это значит то, сколько требуется системе циклов, чтобы подготовиться к передачи данных. Этот параметр не так важен, как тактовая частота, поэтому обращать на него внимание следует во вторую очередь. Но если говорить вкратце, то чем меньше задержка, тем лучше.

Выбор производителей

В данный момент на рынке самыми крупными компаниями по производству памяти являются: Самсунг, Микрон, Тошиба, Хьюникс. Если для вас важно соотношение качества и стоимости, доверяйте компаниям с большим опытом производства.

Для меня это Kingston. Сколько себя помею, все планки памяти для игрового компьютера были именно этой фирмы.

Система охлаждения

Память игрового компьютера желательно оснащать пассивной системой охлаждения. Устройство радиаторов бывает разным: пластины из алюминия и даже массивные конструкции с системой охлаждения жидкостного типа с трубками различного диаметра.
В наличии у DDR4 есть дополнительные радиаторы даже при работе на минимальных частотах. Но охлаждение в этом случае практически не нужно, а вот для любителей экспериментов, позволяющих разогнать память, об уменьшении температуры стоит задуматься.
Помните про свободное пространство, ведь если вы установите радиаторы, то большой кулер для центрального процессора попросту не вместиться.

О разгоне

Все современные модули обладают технологическим запасом, так как они могут разогнаться выше указанной частоты в несколько раз. DDR3 и DDR4 при разгоне будут иметь небольшие задержки.
Существует еще один способ «баловства» — уменьшение таймингов до момента потери стабильности системы.
Ускорение оперативной памяти — это не столько важное мероприятие, как больше дополнительный подарок. Эксперименты с возможностями — шалости для любителей попробовать новенького.

Регистровый вид памяти

Этот вид предназначен для корректирования некоторых ошибок, возникающих в системе, и используются для решения серверных вопросов, но никак не для игровых компьютеров.
Буферизация данных во время работы способствует появлению задержки, плюс требуется установка дополнительного оборудования, что влияет на цену. Да и стандартные материнки выпускаются без подходящих разъемов для регистрового вида.

Вод собственно и вся статья, надеемся, что она поможет Вам правильно выбрать память для игрового компьютера.

Видео: Как выбрать память для игрового компьютера

Вконтакте

Думаю, ни для кого не является секретом, что оперативная память — это важный компонент геймерской системы, и на быстродействие в играх влияют сразу несколько параметров ОЗУ. Например, не так давно лаборатория 3DNews выяснила, что центральные процессоры AMD Ryzen очень чувствительны к частоте DDR4. Тестирование показало: использование быстрой памяти DDR4-3200 в сравнении со стандартной DDR4-2133 при одинаковых таймингах увеличивает FPS в играх на 12-16% в зависимости от приложения. Поэтому, если вы хотите выжать максимум из своей системы, покупка быстрого комплекта ОЗУ — это один из самых действенных вариантов.

На производительность влияет не только частота, но и задержки. И все же самый важный параметр оперативной памяти — это объем. Если в случае использования медленного комплекта мы лишаемся единиц FPS, то при нехватке определенного количества гигабайтов игра либо будет тормозить, либо не запустится вовсе. Поэтому мы решили выяснить, сколько ОЗУ необходимо игровому компьютеру в 2017 году. Очевидно, что основная «баталия» развернется между комплектами объемом 8 и 16 Гбайт.

Наглядный пример — пользователь произвел апгрейд своего компьютера, дополнив имеющуюся конфигурацию видеокартой уровня GeForce GTX 1060 3 Гбайт. Теперь его системный блок полностью соответствует рекомендуемым требованиям Watch_Dogs 2, в которую так хотелось поиграть. Однако даже без применения максимальных настроек качества графики времяпрепровождение в любимой «песочнице» было омрачено то и дело появляющимися микрозависаниями. И вроде GeForce GTX 1060 отлично справляется со своей работой, так как средний показатель держится в районе 50 FPS, но все впечатление портят эти просадки! Оказывается, к возникновению визуально заметного падения частоты кадров причастна нехватка оперативной памяти, потому что добавление еще 8 Гбайт отчасти решило эту проблему — при тех же настройках и с той же видеокартой играть стало комфортнее.

Главная тема обозначена, но, на мой взгляд, не менее важно ответить еще на один вопрос: исправит ли ситуацию с нехваткой оперативной памяти в играх использование быстрого файла подкачки?

⇡ Современные игровые платформы

Под определение «игровой компьютер» попадает очень большое число конфигураций. Например, в ежемесячной рубрике « » рассматриваются десять различных систем. В состав самой недорогой входят Pentium G4560, GeForce GTX 1060 3 Гбайт и 8 Гбайт DDR4. Использование такого объема оперативной памяти — самый распространенный вариант, если верить официальной статистике игрового клиента Steam. Но современные платформы позволяют устанавливать 64 и даже 128 Гбайт ОЗУ.

Актуальные игровые платформы
Intel AMD
Сокет LGA1155 LGA2011 LGA1150 LGA2011-v3 LGA1151 AM3+ FM2/2+ AM4
Год поступления в продажу 2011 год 2011 год 2013 год 2014 год 2015 год 2011 год 2012 год 2017 год
Поддерживаемые процессоры Sandy Bridge, Ivy Bridge Sandy Bridge-E,
Ivy Bridge-E
Haswell, Haswell Refresh и Devil"s Canyon, Broadwell Haswell-E, Broadwell-E Skylake, Kaby Lake Zambezi, Vishera Trinity, Richland, Kaveri, Godavari (Kaveri Refresh) Ryzen, AMD 7th Generation A-series/Athlon
Контроллер памяти DDR3-1066/1333 DDR3-1066/1333
/1600/1866
DDR3-1333/1600 DDR4-2133/2400 DDR4-1866/2133/
2400, DDR3L-1333/1600
DDR3-1066/1333/
1600/1866
DDR3-1600/1866/
2400
DDR4-2133/2400/
2666
Встроенный, двух-канальный Встроенный, четырех-канальный Встроенный, двух-канальный Встроенный, четыре-хканальный Встроенный, двух-
канальный
Встроенный, двух-канальный Встроенный, двух-канальный Встроенный, двух-канальный
Максимальный объем оперативной памяти 32 Гбайт 64 Гбайт 32 Гбайт Haswell-E— 64 Гбайт Broadwell-E — 128 Гбайт 64 Гбайт 32 Гбайт 64 Гбайт 64 Гбайт

Даже сейчас, без тестирования, можно смело заявить: указанный максимальный объем оперативной памяти избыточен для игровых конфигураций, хотя сфера развлечений и является в последнее время наиболее активным двигателем компьютерного прогресса. Как уже было сказано, большинство пользователей устанавливают в свои системы 8 или 16 Гбайт. В таблице перечислены как самые современные (LGA1151, LGA2011-v3, AM4), так и проверенные временем платформы, которые вполне можно отнести к разряду игровых в 2017 году. В большинстве случаев центральные процессоры AMD и Intel используют двухканальные контроллеры оперативной памяти. Это значит, что на материнских платах под соответствующую платформу используется либо два слота DIMM, либо четыре. А у плат с гнездом LGA2011 и LGA2011-v3 четыре или восемь разъемов для установки ОЗУ соответственно. Для процессоров Haswell-E и Broadwell-E есть и «экзотическое» исключение из правил — ASRock X99E-ITX/ac.

Двухканальный режим встроенного в центральный процессор контроллера памяти подразумевает использование четного количества модулей. Для того чтобы со временем спокойно нарастить объем ОЗУ, лучше использовать материнскую плату с четырьмя слотами DIMM. Так, мы можем приобрести комплект памяти объемом 16 Гбайт, состоящий из двух модулей по 8 Гбайт, а со временем докупить еще два модуля с аналогичными характеристиками. Некоторые материнки располагают всего парой разъемов для установки оперативки — это либо совсем бюджетные платы (например, на базе чипсетов H110, B250 и A320 для процессоров Kaby Lake и Ryzen), либо устройства форм-фактора mini-ITX, либо эксклюзивные оверклокерские решения, такие как ASUS Maximus IX Apex. Данные устройства поддерживают вдвое меньший объем ОЗУ: 32 Гбайт для процессоров Skylake, Kaby Lake и Ryzen; 16 Гбайт для процессоров Haswell, Broadwell, Sandy Bridge, Ivy Bridge и Vishera. Учитывайте этот момент при апгрейде или при сборке системного блока с нуля.

⇡ Тестовый стенд

Во время всех испытаний использовалась платформа LGA1151 вместе с процессором Core i7-7700K, разогнанным до 4,5 ГГц. Менялись видеокарты, оперативная память и накопители. Полный перечень комплектующих представлен в таблице.

Конфигурация тестового стенда
Центральный процессор Intel Core i7-7700K @4,5 ГГц
Материнская плата ASUS MAXIMUS IX Hero
Оперативная память Kingston HyperX Predator HX430C15PB3K4/64, DDR4-3000, 4 × 16 Гбайт
Kingston HyperX Fury HX421C14FB2K2/16, DDR4-2133, 2 × 8 Гбайт
Накопители Western Digital WD1003FZEX, 1 Тбайт
Samsung 850 Pro
Видеокарты ASUS GeForce GTX 1060 (DUAL-GTX1060-3G), 3 Гбайт
ASUS Radeon RX 480 (DUAL-RX480-O4G), 4 Гбайт
Блок питания Corsair AX1500i, 1500 Вт
Процессорный кулер Noctua NH-D9DX
Корпус Lian Li PC-T60A
Монитор NEC EA244UHD
Операционная система Windows 10 Pro x64
ПО для видеокарт
AMD Crimson ReLive Edition 17.4.2
NVIDIA GeForce Game Ready Driver 381.65
Дополнительное ПО
Удаление драйверов Display Driver Uninstaller 17.0.6.1
Измерение FPS Fraps 3.5.99
FRAFS Bench Viewer
Action! 2.3.0
Разгон и мониторинг GPU-Z 1.19.0
MSI Afterburner 4.3.0
Дополнительное оборудование
Тепловизор Fluke Ti400
Шумомер Mastech MS6708
Ваттметр watts up? PRO

⇡ Потребление оперативной памяти в современных играх

Определить, сколько оперативной памяти потребляют современные игры, не так сложно. Существует большое количество диагностических утилит. Но важно понимать, что объем используемого ОЗУ зависит от нескольких параметров, а потому может заметно отличаться на разных системах. Так, вместе с запуском игр не перестает работать и различный софт.

Например, открытие всего десяти вкладок Chrome приводит к увеличению потребления оперативной памяти на 1,5 Гбайт. Аппетиты браузера Google уже давно стали «мемом», но давайте не будем забывать про постоянно активные мессенджеры, антивирусы, драйверы и прочие утилиты, которые загружаются вместе с операционной системой.

Недавно я провел сравнительное тестирование GeForce GTX 1060 3 Гбайт и Radeon RX 470 4 Гбайт. Среди пользователей бытует мнение, что дополнительный гигабайт видеопамяти — это еще один довод в пользу графического адаптера AMD. Небольшой эксперимент показал, что из двенадцати игр ровно половина потребляет больше четырех гигабайт видеопамяти в разрешении Full HD. В стенде использовался ускоритель GeForce GTX 1080 с 8 Гбайт GDDR5. Получается, что в случае нехватки видеопамяти все данные, которые не поместились в ячейки GDDR5, будут помещены в ОЗУ. Некоторые игры сразу же информируют пользователя о превышении лимита видеопамяти. Некоторые — GTA V, HITMAN, Battlefield 1 — элементарно не дадут выставить более высокое качество графики, пока пользователь сам не снимет специальный «предохранитель» в меню с настройками. Поэтому для более детального изучения вопроса необходимо использовать несколько видеокарт. Мой выбор остановился на трех ходовых моделях NVIDIA: GeForce GTX 1060 с 3 и 6 Гбайт GDDR5, а также GeForce GTX 1080.

Настройки графики в играх
API Качество Полноэкранное сглаживание
1920 × 1080 / 2560 × 1440 / 3840 × 2160
1 «Ведьмак-3: Дикая охота», Новиград и окрестности DirectX 11 Макс. качество, NVIDIA HairWorks вкл AA
2 Mass Effect Andromeda, первое задание Макс. качество Временное сглаживание
3 Ghost Recon Wildlands, встроенный бенчмарк Макс. качество SMAA + FXAA
4 GTA V, город и окрестности Макс. качество 4 × MSAA + FXAA
5 Rise of the Tomb Raider, советская база Макс. качество SMAA
6 Watch_Dogs 2, город и окрестности Ультра, HBAO+ Временное сглаживание 2 × MSAA
7 Fallout 4, Даймонд-сити и окрестности Макс. качество, текстуры высокого разрешения, осколки от пуль выкл. TAA
8 HITMAN, встроенный бенчмарк DirectX 12 Макс. качество SMAA
9 Total War: WARHAMMER, встроенный бенчмарк Макс. качество 4 × MSAA
10 Battlefield 1, миссия «Работа для молодых» Ультра TAA
11 Deus Ex: Mankind Divided, комплекс «Утулек» Макс. качество 2 × MSAA
12 Sid Meier’s Civilization VI, встроенный бенчмарк Ультра 8 × MSAA
13 Star Wars Battlefront, карта «Битва на Эндоре» Макс. качество TAA
14 Tom Clancy"s The Division, встроенный бенчмарк Макс. качество SMAA
15 DOOM, миссия OИК Vulkan Ультра TSSAA 8TX

Потребление оперативной памяти измерялось в пятнадцати приложениях. На графиках отображен максимальный показатель загрузки, который был зафиксирован после 10 минут произвольного игрового процесса. Для большей наглядности результаты округлены. Показатели загрузки ОЗУ фиксировались при помощи программы MSI Afterburner с частотой опроса 100 мс. Среди прочих программ при запуске игр активными были только клиенты Steam, Origin и Uplay, а также «Защитник Windows», FRAPS и MSI Afterburner.

Высказанное ранее предположение стало фактом — уже в разрешении Full HD мы видим, что с применением 3-гигабайтной версии GeForce GTX 1060 планку в 8 Гбайт ОЗУ преодолели девять игр из пятнадцати. То есть больше половины. Те же самые игры, запускаемые на стендах с GeForce GTX 1060 6 Гбайт и GeForce GTX 1080, оказались менее «прожорливыми» по части оперативной памяти.

При увеличении разрешения тенденция сохранилась — уже тринадцать из пятнадцати игр потребляли больше 8 Гбайт оперативной памяти в стенде с установленной GeForce GTX 1060 3 Гбайт. Стабильно больше 10 Гбайт ОЗУ потреблялось в семи проектах. Заметно возросла загрузка оперативки и в случае использования в стенде GeForce GTX 1060 6 Гбайт. Значит, играм при заданных нами настройках качества графики уже недостаточно шести гигабайт видеопамяти.

Тестирование в разрешении Ultra HD проводилось только с участием GeForce GTX 1080, потому что использовать версии GeForce GTX 1060 в таком разрешении нет никакого смысла — графические процессоры этих видеокарт элементарно не справятся с возросшей нагрузкой.

Результаты оказались вполне прогнозируемыми. Можно смело констатировать: многие современные ААА-проекты на близких к максимальным настройках качества графики потребляют больше 8 Гбайт оперативной памяти. Кроме того, замеры в Rise of the Tomb Raider, Watch_Dogs 2, Deus Ex: Mankind Divided и Mass Effect Andromeda демонстрируют отсутствие серьезного запаса прочности при наличии в системе и 16 Гбайт ОЗУ. К тому же тестирование проводилось с минимумом активных приложений в Windows 10. На мой взгляд, есть все предпосылки к тому, что в скором времени появятся проекты, которым будет недостаточно 16 Гбайт оперативной памяти при максимальных или близких к ним настройках качества графики.

Думаю, многие уже обратили внимание на тот факт, что я рассмотрел всего один сценарий — игры на максимальных (или близких к ним) настройках качества графики. Однако большинство геймеров пользуются менее производительными видеокартами, а потому используют различные режимы качества.

Компьютерные игры тем и хороши, что, как правило, обладают большим количеством настроек, которые ухудшают или улучшают качество выдаваемой картинки. Например, в Deus Ex: Mankind Divided заложено пять заранее запрограммированных режимов: «Низкие», «Средние», «Высокие», «Очень высокие» и «Ультра». Подобными категориями пользуются многие разработчики. Обратите внимание, что достаточно тяжело (иногда даже нереально) на глаз определить, где выставлено высокое качество, а где — очень высокое. Таким образом, выкручивать ползунки до максимума в ряде игр нет никакого смысла. А видеопамяти и ОЗУ при этом используется заметно меньше.

Из списка игр, которые на максимальных (или близких к ним) настройках качества потребляли больше всего оперативной памяти, я выбрал пять приложений: Watch_Dogs 2, Mass Effect Andromeda, Rise of the Tomb Raider, Deus Ex: Mankind Divided и Ghost Recon Wildlands. Используя все те же видеокарты NVIDIA, я измерял потребление оперативной памяти при активации заранее заготовленных разработчиками режимов. В некоторых играх (Watch_Dogs 2 и Ghost Recon Wildlands) при изменении общего качества графики автоматически меняется и сглаживание. В других приложениях параметр антиалиасинга необходимо задавать отдельно. Собственно говоря, в Mass Effect Andromeda, Rise of the Tomb Raider, Deus Ex: Mankind Divided для этой части эксперимента сглаживание не использовалось вообще. Результаты занесены в сводную таблицу.

Зеленым цветом выделены области, в которых зафиксирован отрадный факт — игры при активации определенного режима качества графики потребляют меньше 8 Гбайт оперативной памяти. Таблица наглядно показывает, что выставление параметров «Высокий» и «Средний» подходит для видеокарт, у которых видеопамяти 4 Гбайт и меньше, для графических адаптеров с 6+ Гбайт GDDR5 — тем более.

Заметно и резкое падение потребления ОЗУ в Rise of the Tomb Raider при использовании 3-гигабайтной версии GeForce GTX 1060. Мы видим логичное подтверждение тому факту, что при использовании режима качества картинки «Высокое» игра требует меньше видеопамяти, чем на «максималках».

Конечно же, сказывается на потреблении видеоОЗУ и системной памяти и отключение сглаживания, которое должно устранить неровности (лесенки) по краям объектов. Антиалиазинг — это один из параметров, критичный к объему видеопамяти. Поэтому в игровой системе с 8 Гбайт ОЗУ и графическим ускорителем с 2, 3 или 4 Гбайт видеопамяти есть смысл выключать сглаживание или же использовать «легкие» режимы, если такие поддерживаются приложением.

Текстуры — это второй параметр, критичный к объему видеопамяти, а следовательно, и оперативной памяти. Использование текстур низкого разрешения заметно портит изображение, но в то же время особой разницы между режимами «Высокое» и «Очень высокое» в Rise of the Tomb Raider не наблюдается (в других играх — тоже). Поэтому при нехватке видеопамяти и ОЗУ и этим параметром вполне можно пожертвовать ради достижения комфортного фреймрейта.

Максимальное потребление оперативной памяти (NVIDIA GeForce GTX 1060 3 Гбайт), Мбайт
Качество текстур
Rise of the Tomb Raider (общие настройки качества — максимальные, но без сглаживания) Watch_Dogs 2 (общие настройки качества — режим "Ультра", но без сглаживания) Deus Ex: Mankind Divided (общие настройки качества — максимальные, но без сглаживания)
Очень высокое 11600 Ультра 11000 Ультра 11000
Высокое 6900 Высокое 9700 Очень высокое 9600
Среднее 6400 Среднее 8800 Высокое 7800
Низкое 6200 Низкое 7800 Среднее 7100
Низкое 6900
Тени
Очень высокое 10700 HFTS 11600 Очень высокое 11000
Высокое 10500 PCSS 11000 Высокое 10900
Среднее 10300 Ультра 11000 Среднее 10800
Выкл. 10300 Очень высокое 11000
Высокое 10400
Среднее 10400
Низкое 10300

Настроек изображения в компьютерных играх очень много. Разработчики тесно сотрудничают с производителями железа — AMD, NVIDIA и Intel, а потому приложения изобилуют разным количеством всевозможных опций. Например, в Rise of the Tomb Raider реализован режим PureHair, который заметно преображает прически персонажей этой игры. А еще используются различные технологии преграждения окружающего света (SSAO, HBAO, HBAO+, VXAO и так далее), которые затемняют впадины и углы, добавляя им визуальной глубины.

Все эти настройки в той или иной степени влияют на потребление видеопамяти и ОЗУ. Однако не так сильно, как сглаживание, тени и размер текстур.

Вроде бы ответ на основной вопрос получен: замеры потребления оперативной памяти показывают, что 16 Гбайт — наше все, если вы планируете играть с максимальными настройками качества графики. С другой стороны, есть доказательство того, что и 8 Гбайт ОЗУ все еще достаточно для любого современного проекта — требуется лишь снизить качество изображения. Чаще всего достаточно выставить режим «Высокое» или «Среднее». По мнению автора, картинка при этом будет все равно вполне приемлемого уровня. Однако интересно узнать, как поведут себя типовые игровые системы при нехватке ОЗУ? Этому вопросу посвящена вторая часть эксперимента.

Не забыли. Остались две очень важные для любого боярина покупки - оперативная память и видеокарта. О графических ускорителях поговорим позже, когда Nvidia и ее партнеры наконец-то выпустят в широкую продажу карточки 20-й серии. Сегодня же разберемся в тонкостях выбора оперативной памяти.

Как и со многими аспектами жизни, с ОЗУ непросто. Казалось бы, бери побольше объема, да и все. Но есть много тонкостей, которые могут испортить впечатление от покупки так, что никакие десятки гигабайтов не будут радовать. Итак, пойдем по порядку, чтобы, с одной стороны, не переплатить за ненужное, а с другой - не остаться у глючного компьютера в попытке чересчур сэкономить.

Опять же подчеркнем, что у компьютерных гуру эта статья может вызвать приступы презрительных усмешек и пальцевый зуд повышенной чесоточности. Все правильно, потому что наш гайд нацелен на людей, которые не посещали университетов компьютерной грамотности и не каждый день сталкиваются с проблемой выбора «самых правильных» таймингов.

Типы оперативной памяти

А вы думали, что сначала надо определиться с объемом? Мол, больше гигабайтов - больше счастья? Нет, сперва стоит узнать, какой тип оперативки вам нужен.

Компьютерный рынок, несмотря на пессимистические прогнозы, постоянно развивается, и оперативная память совершенствуется вместе с ним. Время от времени появляются новые технологии и стандарты, позволяющие увеличить скорость работы памяти, уменьшить ее энергопотребление и тепловыделение. Так поколение за поколением выпускаются все новые и новые типы ОЗУ.

Старенькая DDR-память. Такую уже не выпускают

Узнать, к какому поколению относится планка памяти, легко по маркировке DDR (double data rate - «удвоенная скорость передачи данных»). Обычного DDR в настольных системах уже давно не встретишь, как и DDR2. На пожилых, но не вышедших в тираж сборках еще может встречаться DDR3, однако если речь идет об актуальных компьютерах с новенькой «требухой», то здесь без вариантов будет DDR4. Где-то на горизонте не первый год маячит память пятого поколения, но пока о ней можно забыть.

Таким образом, если мы ориентируемся на новые актуальные процессоры и материнские платы, то выбор сводится к типу памяти DDR4. К слову, даже если вы ошиблись и купили неподходящий тип ОЗУ, не надо бояться угробить компьютер - у вас банально не получится установить эту планку в материнскую плату. Каждый тип памяти выпускается на плате с особым разъемом, которому должен соответствовать разъем на материнке. Видите, что выемка на плашке памяти ну никак не совпадает с перегородкой в слоте? Поздравляем - этот тип ОЗУ не подходит для вашей машины! Осталось договориться с магазином и обменять его на что-нибудь более полезное.

С DDR4 понятно - дальше только о нем и будем говорить. Но что еще за DDR4 DIMM? А DDR4 SO-DIMM? Или вот DDR4 DIMM Registered? Что ж, DIMM - это всего лишь Dual In-line Memory Module (двухсторонний модуль памяти), то есть непосредственное и не очень нужное обозначение того, что перед вами модуль оперативной памяти определенного формфактора и ничего более (или менее). DDR4 DIMM - как раз то, что нужно для настольных компьютеров.

Модули памяти формата SO-DIMM (Small Outline Dual In-line Memory Module), как ясно из англоязычной расшифровки названия, отличаются более компактными габаритами по сравнению с DIMM. Такие планки используются в системах с ограниченным внутренним пространством. Ноутбуки и мини-ПК - вот среда обитания такой памяти.

DDR4 DIMM Registered - это регистровая память с буфером, который частично берет на себя контроль за передачей данных в памяти. Такие модули считаются более надежными и отказоустойчивыми, при этом они обычно немного дороже и, поговаривают, чуть медленнее обычной DIMM. Используются практически только в серверах и малоинтересны для классического домашнего пользователя.

Коротко о главном. Собираете компьютер из новых актуальных комплектующих? Значит, можете не разбираться в типах памяти и сразу ставить галочку напротив DDR4 DIMM, игнорируя все остальные.

Объем памяти

Многие думают, что именно этот параметр самый важный. И это действительно почти так! Одновременно он же и самый простой. Да, здесь прекрасно работает принцип «чем больше, тем лучше». Но в разумных пределах.

Нет смысла покупать 64 ГБ оперативной памяти, если… Нет, оставим просто «нет смысла покупать 64 ГБ оперативной памяти». Конечно, вы можете сутками напролет обрабатывать терабайты видео, но тогда вряд ли читаете этот гайд.

Минимально допустимый на сегодня объем ОЗУ - 4 ГБ. Все, что ниже - выброшенные на ветер деньги. Этого объема хватит для веб-серфинга, просмотра кино, нетребовательных игр. В общем, то что надо для рабочей офисной машины.

8 ГБ хватит уже почти на все и почти для всех. Игры, кино в высоком разрешении, обработка фото и чуть-чуть видео, браузер с десятком-другим открытых вкладок. Все это без особых проблем будет бегать, но поочередно. Вариант без запаса, но жить можно.

16 ГБ - пока оптимальный вариант для абсолютного большинства пользователей. Браузер с «тыщей» вкладок уже можно не закрывать перед запуском требовательной игры. Вообще можно ничего не закрывать. Очень удобная емкость, с небольшим запасом, но без крокодильих слез за ненужные траты.

32 ГБ нужны, но пока только для специфических задач «не для всех». Столько памяти пригодится для работы, например, дизайнеров или все тех же спецов по редактированию видео. В домашнем компьютере 32 ГБ еще не стали стандартом, хотя изредка встречаются у энтузиастов, которым надо всего и побольше. Возможно, через пару лет столько ОЗУ начнут с удовольствием «кушать» отдельные ААА-проекты.

Коротко о главном. Для компьютера «посидеть в интернете» и при очень урезанном бюджете берите 4 ГБ и копите еще на столько же. 8 ГБ - разумный выбор, но по возможности все-таки лучше отдать предпочтение 16 ГБ и на ближайшее время забыть про оперативку. 32 ГБ - если вы вообще не хотите думать о ней.

Лучше два модуля по 8 ГБ, чем четыре по 4 ГБ

Выше мы говорили о разном объеме оперативной памяти - 4, 8, 16, 32 ГБ. Но почему нет ни слова о 9 или 12 ГБ? Ведь можно взять один модуль емкостью 4 ГБ, потом докупить еще 4 ГБ, подсобрать денег и впихнуть в компьютер еще 4 ГБ. Так обманем систему! Начнем с малого и потихонечку будем апгрейдиться!

Делать так никто не запрещает, но есть нюанс. Во-первых, исходить надо из того, что сегодня широко распространены планки памяти объемом 4, 8 и 16 ГБ. То есть установить 3 ГБ + 6 ГБ точно не получится. Во-вторых, компьютеры любят четное количество установленных планок памяти, то есть фактически два или четыре модуля. В-третьих, если вы забьете все четыре слота на материнской плате, это приведет к повышенной нагрузке на контроллер памяти, а потому может негативно сказаться на стабильности и производительности системы, а также возможном разгоне.

Таким образом получается, что оптимальнее всего использовать два слота (три - очень нежелательно, один - можно, но с прицелом на «добавку»). Можно и четыре, но вы должны быть уверены в качестве всех компонентов системы и в том, что не будете ее разгонять.

Так что же лучше - один модуль на 8 ГБ или два по 4 ГБ? Если речь о новой системе, логичнее купить один 8-гигабайтный модуль и начать откладывать на еще один такой же. А если выбор между одним модулем емкостью 16 ГБ и двумя по 8 ГБ? В таком случае предпочтительней второй вариант, и вот почему.

В современных компьютерах поддерживается двухканальный режим работы памяти, при котором увеличивается скорость передачи данных между памятью и компьютерными компонентами. То есть фактически забесплатно пользователь получает прирост к производительности компьютера. Мощность увеличится ненамного, но почему бы не воспользоваться таким приятным бонусом?

Без нюанса не обошлось и здесь - для двухканального режима работы необходимо два идентичных по характеристикам модуля памяти от одного производителя. Многие вендоры предлагают комплекты такой памяти - одинаковой и гарантированно работающей в этом режиме. Бывает, что такие комплекты стоят дороже, чем аналогичные модули, но вне комплекта. Вестись на «сборные» предложения не обязательно, достаточно купить идентичные планки одной серии (проверяйте маркировку).

Чтобы двухканальный режим заработал, память надо установить в «правильные» слоты на материнской плате. Обычно они обозначены одним цветом и размещаются через один. Например, синие 1-й и 3-й слоты, а также черные 2-й и 4-й.

Коротко о главном. В вашей материнской плате, скорее всего, четыре слота для оперативной памяти. Не спешите заполнять их все! Лучше обойтись двумя. Два модуля по 8 ГБ - разумный вариант. Есть лишние шекели? Тогда берите два по 16 ГБ. Чтобы система работала чуть-чуть быстрее благодаря двухканальному режиму, выбирайте одинаковые планки одной серии и от одного производителя.

Частота и тайминги

Частота и тайминги - ключевые параметры скорости работы оперативной памяти. Сегодня к стандартным частотам памяти DDR4 относят 2133, 2400, 2666 и 3200 МГц. В продаже встречаются и планки с другими частотами - разогнанные производителем экземпляры. Тайминги указывают на время обработки памятью информации и обозначаются следующим образом: 16-18-18-38, 14-16-16-31 и т. д.

Теоретически, чем выше частота работы памяти и ниже тайминги, тем лучше. Но (ха-ха!) не все так просто. В кремниевой жизни наших неорганических друзей чем выше частота, тем выше тайминги. То есть делая ставку на один показатель производительности, придется жертвовать другим.

Считается, что частота больше важна для редактирования видео, при работе с большими архивами и в создании мультимедиа-контента. Низкие же тайминги лучше сказываются на играх. Отметим, что и в одном, и в другом случае речь не идет о катастрофической разнице, обычно прирост ограничивается в лучшем случае несколькими процентами.

Очень важно и то, память какой максимальной частоты поддерживает ваша материнская плата. Оперативка с частотой 3200 МГц может завестись на плате с поддержкой частоты до 2666 МГц, но не сможет использовать весь свой потенциал, а будет работать на пониженной частоте. Это в первую очередь касается бюджетных плат.

Коротко о главном. Чем выше частота и ниже тайминги, тем лучше оперативная память. Жаль, что не бывает ОЗУ с высокой частотой и низкими таймингами. Модуля с частотой 2400 или 2666 МГц и сопутствующими таймингами хватит на все.

Радиаторы, подсветка, производитель

Уфф, наша память такая крутая, такая мощная, что без вот этого автомобильного радиатора никак не обойтись! Обвешивать несчастную оперативку железяками стало модно. Но не потому, что ей всенепременно надо охладиться, а просто красоты ради.

Оперативная память - один из самых термоустойчивых и при этом холодных компонентов компьютера. Радиаторы ничем не помогут и ничего не предотвратят просто потому, что модули памяти в них не нуждаются. Более того, массивные элементы могут мешать друг другу при установке планок в слоты на материнской плате друг за другом. А еще могут задевать процессорный кулер.

Другое дело, если вы яростный оверклокер, который потом и кровью добывает из каждой железяки дополнительный мегагерц. При экстремальном разгоне и повышении напряжения для питания ОЗУ тепловыделение может значительно увеличиться, и тогда без дополнительного охлаждения и правда не обойтись. Впрочем, это удел 0,5% пользователей, которые и без наших гайдов знают, что делать.

К таким же бесполезным, но повышающим цену памяти ненужностям отнесем подсветку. Особенно забавно, когда люди покупают такие модели в закрытый корпус без окошек. Рекомендуется только тем, кто осознанно собирает не только компьютер, но и по совместительству новогоднюю елку.

А вот производитель памяти действительно важен. Когда откроете наш каталог, то увидите, что оперативку выпускает не менее 40 вендоров! Абсолютное большинство из них являются по сути обычными сборщиками продукта из готовых комплектующих. А вот самое главное - чипы памяти - делают всего несколько компаний. Самыми популярными считаются чипы производства Samsung и Hynix. Эти же бренды сами выпускают модули памяти - их мы и рекомендуем к покупке. Бренды вроде Crucial, Kingston, Corsair, Patriot также хорошо себя зарекомендовали.

Коротко о главном. Не собираетесь в хвост и гриву разгонять свое добро? Значит, радиаторы не нужны. Привыкли играть и работать за компьютером, а не любоваться переливающимися всеми цветами радуги светодиодами? Значит, подсветка памяти точно не нужна. Из производителей советуем обратить внимание в первую очередь на Samsung и Hynix.

Разгон

Энтузиасты любят покупать недорогие комплектующие и разгонять их, вручную увеличивая показатели. Причем разгонять любят не только процессоры, но и оперативную память. Тема оверклокинга очень обширная и никак не поместится в одной главе.

Но если очень хочется сделать это здесь и сейчас, можно поискать модули памяти с поддержкой XMP. В такие планки производителем уже зашиты профили с разогнанными параметрами - увеличенной частотой, измененными таймингами и повышенным напряжением. Вам ничего не надо делать, только выбрать такой профиль в BIOS материнской платы или с помощью отдельной программы.

Но необходимо учитывать, что часто от такого заводского разгона прирост производительности будет заметен только в бенчмарках.

Коротко о главном. Для самостоятельного разгона оперативной памяти нужен отдельный гайд, цель которого - найти оптимальное соотношение частоты, таймингов и напряжения. Можно воспользоваться моделями с поддержкой профилей XMP, параметры в которых уже разогнаны. Но заметного прироста производительности от таких компонентов ждать не стоит.

Совсем коротко о самом главном

  • Для новой системы выбирайте модули типа DDR4 DIMM, все остальные можно благополучно пропускать. Если хотите обновить что-то пожилое, то, скорее всего, вам потребуется DDR3.
  • Для актуальной современной системы достаточно 16 ГБ оперативной памяти (два модуля по 8 ГБ). Если есть возможность потратить деньги «про запас», тогда ставьте 32 ГБ (два модуля по 16 ГБ).
  • Частоты и тайминги - основной показатель скорости работы оперативной памяти. Но если не отдавать предпочтение совсем уж дешевым экземплярам, то сильно переживать из-за этих параметров не стоит, ведь разницы в работе все равно не заметите.
  • Чипы для модулей ОЗУ делают всего несколько производителей, а сами модули собирает огромное количество компаний. Техпроцесс достиг того уровня, когда проблемы с качеством почти не встречаются, поэтому выбирать можно по любимому или знакомому бренду, оформлению, условиям гарантии и т. д.
  • Неразогнанной оперативной памяти не нужно охлаждение в виде металлических радиаторов. Они лишь увеличивают стоимость ОЗУ и придают ей агрессивно-напомаженный вид.