Билайн

Псевдонимы для девушек: красивые, крутые, прикольные, интересные для Вконтакте, Youtube, Facebook. Подбор псевдонима

18 июня 2012г.

А Вы довольны вашим ФИО?

«Что делать, если у меня некрасивая фамилия?»

Такой вопрос часто возникает у начинающих блоггеров, а некоторым необходимость публикации собственного имени мешает открыть блог. Решение крайне простое – взять псевдоним.

В отличие от , псевдонимы – не способ скрыть личность или упростить идентификацию себя в интернет-сообществе, а способ построения своего нового образа. Того образа, который приведет блоггера к деньгам и славе.

Псевдонимы вокруг нас

Возможно, кто-то думает, что звучное красивое сочетание имени и фамилии – это случайность, заслуга дальновидных родителей или божий дар. Это отнюдь не так.

Леонид Утёсов, Мэрилин Монро, Кир Булычёв, Владимир Ильич Ленин, Фредди Меркьюри – угадайте какие из этих имен настоящие?

Не стоит долго гадать, ни одно из приведенных имен не является настоящим, все это псевдонимы. Более того, сложно найти выдающегося публичного деятеля выступающего под своим реальным именем и фамилией. Сейчас в блоггинге осталось еще много никнеймов (как пережиток прошлого), но будущее за псевдонимами.

Зачем псевдоним блоггеру?

Существует 5 объективных причин, по которым любому публичному человеку (или коллективу) нужен псевдоним:

  1. Лаконичность имени – длинные имена сложно запомнить, «Алексей Миргашвадзе» запоминается куда хуже, чем «Леша Мирный» .
  2. Запоминаемость имени – слишком распространенные имена, такие как «Александр Петров» , размываются в восприятии людей, сливаясь с десятками похожих фамилий или однофамильцев. А вот что-то более уникальное – «Алекс Первый», запомнится куда лучше.
  3. Связать с родом деятельности – лучше воспринимаются и запоминаются фамилии, связанные с профессией человека. Например в брендинге полно названий типа «Вкуснов», «Блинофф», «Быстров» .
  4. Скрыть происхождение – шовинистические настроение в отношении отдельных наций, долго еще не стихнут, поэтому экономически более обосновано выбирать нейтральные псевдонимы, или с легким американским уклоном.
  5. Не быть похожим на известного однофамильца – например, слыша фамилию Толстой, вспоминается исключительно Лев Николаевич. В начале своей деятельности, я сам испытывал проблемы с продвижением в поисковых системах, из-за широкой известности моего однофамильца Владимира Литвина (председателя Верховной Рады Украины).

9 приемов выбора псевдонима

Как таковой технологии формирования псевдонимов нет, иначе все бы имена звезд и писателей были на один манер. Но существует ряд приемов, используя которые, вы можете выбрать себе псевдоним.

  1. Подгонка имени под фамилию (и наоборот) – если у вас дисгармонируют имя и фамилия, наиболее простое решение изменить одно из них. Например, из «Федор Тарасов», можно сделать «Тарас Тарасов», либо взять что-то экзотическое для имени. Хороший пример – Анжелика Варум (Мария Варум).
  2. Имя и фамилия с одной буквы – такой оборот прост и хорошо запоминается. Например, Мэрилин Монро, Алена Апина, Гарри Гаррисон.
  3. Прозвища и клички – часто известные люди берут в качестве фамилии удачные прозвища, данные в школе, институте, армии. Прозвище можно немного изменить и взять в качестве псевдонима. Пример – Александр Маршал.
  4. Герои книг и кинофильмов – можно взять что-то из имени или фамилии любимого персонажа (желательно положительного) и составить, таким образом псевдоним. Пример – Алекс Айвенго.
  5. Фамилии исходя ил занятия – простой прием составить фамилию исходя из вашего занятия. Например, «Чемоданов», «Тортов», «Прокатный».
  6. Фамилии исходя из качеств – также, как и с предыдущим примером можно поступить и с положительными качествами. Пример – «Добров», «Веселов», «Счастливый».
  7. Фамилии-имена – множество легких для восприятия псевдонимов создаются образованием фамилии из имени. Например, Александра Маринина, Ромен Гари.
  8. Ассоциативные фамилии – творческим людям, фамилию для псевдонима можно составить из личных ассоциаций с самим собой. Примерами могут выступать – Александр Грин, Андрей Белый, Демьян Бедный, Игорь Северянин.
  9. Наследование фамилии – вы можете избрать в качестве фамилии город, страну, нацию, положительное явление. Таким образов в вашей фамилии будет отзвуки мощи оригинала. Примеры – Джек Лондон, Леся Украинка, Максим Танк.

Если у вас нет четкого представления, каким инструментов воспользоваться, вы можете составить список вариантов псевдонимов, а потом уже выбрать из них самый лучший.

В любом случае, выбрали вы ли себе новый псевдоним или оставили имя по паспорту, проведите эксперимент на соответствие. Представьте себя на вершине успеха, на обложке журнала или на трибуне перед многотысячной аудиторией. Какое имя написано на обложке, какое имя произносит ведущий? Ваше текущее или новое?

Что такое псевдоним? Многие люди наверняка слышали это слово, но представляют его смысл, значение, происхождение и другие интересные особенности лишь в общих чертах. В статье мы более подробно познакомимся с этим понятием, и вы узнаете, что такое псевдоним и с чем его едят.

Определение

Псевдоним - это вымышленное, ненастоящее имя, которое использует человек, чтобы не выдавать настоящие данные, зафиксированные в документах.

Зарубежные и русские псевдонимы одинаково хороши, однако некоторые люди (как «наши», так и заграничные) преднамеренно используют иностранные буквы, чтобы готовое новое имя выглядело как можно оригинальнее. У известных личностей, «светящихся» на экранах, имеется более полное название: артистический псевдоним или, как его называют по-другому, сценическое имя.

Синонимы слова кличка. Они не всегда значат то же самое, но их можно назвать наиболее приближенными к обсуждаемому понятию.

Происхождение

Несмотря на схожесть понятий «прозвище» и «псевдоним», они всё же немного различаются. Хотя бы тем, что прозвища появились раньше. Что такое псевдоним? Вымышленное имя. А прозвище - это тоже имя, но чаще всего дающееся человеку другими людьми за некоторые его черты и особенности.

Происхождение псевдонимов можно проследить ещё до появления книжкой продукции, но корни идут именно от писательских чинов. Именно авторы начали впервые употреблять вымышленные имена. Правда, ещё раньше люди начали пользоваться прозвищами, как уже говорилось чуть выше. Просто однажды к какому-то человеку «приклеилось» новое имя, высмеивающее его недостатки или подчёркивающее его достоинства, в результате чего настоящие данные вовсе забылись. Потом началось более активное использование как прозвищ, так и псевдонимов, и теперь уже от них вряд ли когда-нибудь откажутся.

Зачем использовать псевдонимы

Причины могут быть разными. Самые распространённые приведены ниже:

1. Нежелание светить реальными данными перед общественностью. Для этого, опять же, есть свои ответвления. Нежелание может быть вызвано:

  • Боязнью преследований. Не всегда люди пишут или выставляют на общественный суд то, что понравится всем. Иногда раскрываются реальные данные, например, про преступников, а значит, кто-то может возжелать найти писателя и отомстить. Выследить человека с настоящим именем куда проще, чем прикрывающегося псевдонимом.
  • Недостаточным статусом. Особенно это касалось прежних веков. Люди из могли быть не восприняты народом всерьёз лишь из-за их происхождения. Это несправедливо и обидно, поэтому авторам приходилось скрывать родную фамилию.
  • Страхом «облажаться». Начинающие авторы никогда точно не знают, как отнесутся к их творчеству критики и обычные люди - успех их ждёт или провал, поэтому псевдонимы внушали больше уверенности: при неудачном «первом блине» можно попытаться заново, и никто не будет относиться предвзято из-за предыдущего промаха.
  • Природной скромностью. Не все становятся известными людьми ради славы, у некоторых это выходит почти случайно. Чтобы хоть немного оградить от себя незнакомцев, скромные люди берут псевдонимы.

2. Неприязнь к реальному имени. Благодаря тому что настоящее имя, данное родителями, не нравится человеку, но по личным причинам он не хочет его менять официально (например, из-за бумажной волокиты с документами), автор может воплотить свои мечты по поводу нового имени иным способом.

3. Несолидность настоящего имени. Реальное имя может быть до невозможности банальным и заурядным, из-за чего его обладателю приходится придумывать творческий псевдоним, который действительно способен понравиться публике. Это касается как всем певцов и музыкантов, так и более узкоспециализированных людей вроде гадалок, поваров и местных (городских, сельских, придорожных) «звёзд».


4. Развлекательный характер нового имени. Проявляться это может в:
  • Загадочном псевдониме. Люди пытаются разгадать тайну, что скрывается за необычным и странным именем, стараются понять, почему автор выбрал именно такое прозвище и т. д.
  • Ассоциациях. Автор специально создаёт себе псевдоним, который непроизвольно будет у большинства людей ассоциироваться и/или отождествляться с кем-то/чем-то.
  • Любопытстве. Автор тщательно скрывается, оставляя за собой лишь псевдоним, из-за чего людям становится невероятно интересно, кто стоит за тем или иным прозвищем, что за человек, какой он настоящий и т. д.

5. «Автоматический» псевдоним. Этот вариант распространяется на тех, кто не сам выдумывает себе прозвище. Серийные убийцы, например, известные воры или другие люди, у которых появляется псевдоним благодаря общественности и СМИ, относятся к этой категории.

У кого чаще всего встречаются псевдонимы?

Раньше

Стоило одному человеку назваться вымышленным именем, как за ним стали повторять другие. Чаще всего псевдонимы использовали публичные деятели, которые постоянно на виду, которых знают люди. Это могут быть писатели и писательницы, которые не хотят светить на обложках книг настоящими данными, певцы и певицы, которые просто не могут выступать с именем Иван Иванов, поскольку это слишком банально и обыденно, художники и люди других творческих профессий, ставшие всемирноизвестными преступники (взять того же Джека Потрошителя), а также политические деятели (например, Ленин).

Сейчас

Конечно, современные писатели и люди искусства и других направлений продолжают использовать псевдонимы, как и раньше, поскольку это никогда не выйдет из моды у звёзд, но добавилась и другая категория людей, которым почти приходится применять этот способ сокрытия реального имени. Псевдонимы использует практически каждый более или менее активный пользователь интернета: ники, которые регулярно необходимо придумывать при многочисленных регистрациях - это те же самые псевдонимы.

Как придумать псевдоним?

  1. Собственные качества. Умник, смельчак, герой, дурак и т. д. - все эти слова характеризуют человека. Благодаря определению своих достоинств или недостатков - для тех, кому не чужда самоирония, - можно придумать любые прозвища и близкие к ним понятия.
  2. Составление из уже существующих имён/псевдонимов нового. Мэрилин Мэнсон, например, взял себе имя от певицы Мэрилин Монро - секс-символа, певицы и актрисы, - а фамилию Чарльза Мэнсона - некогда знаменитого убийцы.
  3. Анаграммы. При помощи этого то есть путём перестановки слогов, звуков или букв, можно создать невероятнее количество новых, необычных, но в то же время загадочных псевдонимов. Снайпер может превратиться в Найспер’а, Правда в Ад Варп’а и т. д. Иногда узнать в новом слове старое почти невозможно.

Писатели (и поэты), использующие псевдонимы

Наиболее распространено подписывать книги не своим именем у писателей. Зато, поскольку эти люди связаны с литературой, у них получаются по-настоящему интересные прозвища. Псевдонимы писателей зачастую хорошо запоминаются и оригинально звучат. Но не настолько, чтобы шокировать читателя, а потому не всегда сразу понятно, фальшивое или настоящее перед нами имя.


Итак, наиболее известные псевдонимы писателей:
  • Агата Кристи.
  • Андрей Белый.
  • Анна Ахматова.
  • Аркадий Гайдар.
  • Борис Акунин.
  • Вольтер.
  • Демьян Бедный.
  • Джек Лондон.
  • Игорь Северянин.;
  • Льюис Кэррол.
  • Макс Фрай.
  • Максим Горький.
  • Марк Твен.
  • О. Генри.
  • Ричард Бахман.
  • Саша Чёрный.

Актёры и телеведущие, использующие псевдонимы

Сюда относятся все, кто светится на экранах или в театрах. К слову, современный мир позволяет предложить вашему вниманию не только кино- и/или театральных актёров или телеведущих, но также видеоблоггеров.


Итак, известные «экранные» личности, использующие псевдонимы:
  • Антонио Бандерас.
  • Брюс Ли.
  • Деми Мур.
  • Джеки Чан.
  • Джоди Фостер.
  • Илья Мэддисон.
  • Катя Клэп.
  • Мэрилин Монро.
  • Николас Кейдж.
  • Рома Жёлудь.
  • Софи Лорен.

Певцы и музыканты, использующие псевдонимы

Конечно, помимо писателей и телезвёзд, вымышленные имена используют и певцы, коих тоже немало. Наиболее известные:

  • Алёна Апина.
  • Боно.
  • Вера Брежнева.
  • Дима Билан.
  • Жанна Фриске.
  • Маша Распутина.
  • Джакомо Мейербер.
  • Мэрилин Монро.
  • Мэрилин Мэнсон.
  • Тина Кароль.
  • Фредди Меркьюри.
  • Элтон Джон.

Другие деятели

Другие - это все остальные: преступники, политики, циркачи и т. д.

Итак, самые известные и лучшие псевдонимы людей, не связанных с литературой, музыкой и кино:

  • Джек Потрошитель.
  • Иосиф Сталин.
  • Константин Станиславский.
  • Лев Троцкий.
  • Ленин.
  • Парацельс.
  • Пеле.
  • Сандро Боттичелли.
  • Стьюдент.
  • Тинторетто.

Заключение

Теперь вы знаете, что такое псевдоним, более того, можете придумать свой собственный. Главное, не бояться проявлять фантазию - и тогда новое вымышленное имя станет по-настоящему привлекательным, интересным и запоминающимся.

Псевдоним - слово греческое: pseudonymos, что значит «носящий ложное имя». С точки зрения происхождения слова псевдоним - это правильно; однако применительно к современной действительности такое объяснение не удовлетворяет: вряд ли можно считать более «истинными» такие наименования, как А. Тибо вместо Лнатоль Франс, Ж. Леви вместо Жак Оффенбах, А. П. Голиков вместо Аркадий Гайдар, Е. А. Придворов вместо Демьян Бедный… Тем более ни о какой «ложности» нельзя говорить, если мы вспомним псевдонимы таких известных людей , как Ленин, Максим Горький, - они не менее «истинны», чем В. И. Ульянов и А. М. Пешков. Подлинное, паспортное имя истинно юридически, а псевдоним, получивший широкую общественную известность, - тоже истинное имя, но это «иноименование», почему-либо более удобное или нужное, чем паспортное имя.

Как придумать псевдоним?

Потребность взять себе псевдоним возникает по самым разным причинам. Вот некоторые интересные примеры, как придумывали псевдонимы известные русские артисты-классики.

Когда молодой Иван Николаевич Горелов решил избрать артистическую карьеру, его отец, командир полка, резко воспротивился этому и с возмущением сказал сыну: «Недоставало, чтобы имя Гореловых появилось на сцене… и трепалось по заборам на грязных афишах!» Будущий знаменитый артист дал слово отцу, что «имя Гореловых никогда не появится на афишах…» И он сдержал слово, взяв имя и фамилию своего друга, которого считал погибшим. 15 августа 1867 года он начал свою сценическую карьеру, «превратившись на всю жизнь из Ивана Горелова во Владимира Давыдова». Это был знаменитый артист Александрийского театра В. Н. Давыдов.

Еще более случайно возник псевдоним В. И. Качалов. Когда молодой студент В. И. Шверубович, сын белорусского священника, поступал в театр, хозяин этого театра А. С. Суворин просил Василия Ивановича взять иную фамилию: «Только вот что, господин Шверубович, непременно перемените фамилию. Вы еврей?» - «Нет». - «Гм… Фамилия все же тяжелая…» (Суворин полагал, что фамилия Шверубович происходит от немецкого schwer - «тяжелый», «трудный»). На столе лежала газета, где было объявление о смерти какого-то Василия Ивановича Качалова. Имя освободилось от своего носителя, и его принял молодой Шверубович, прославившийся как народный артист СССР Качалов.

С комической мотивировкой связано появление другого псевдонима - тоже будущего народного артиста Остужева. По паспорту он был Пожаров и под этой фамилией начинал свою артистическую карьеру, но когда, как рассказывал А. И. Южин, он поступил в театр Корша и его стали громко вызывать: «Пожаров!», в публике возникла паника: подумали, что кричат «пожар!». Южин поздравил Сашу, но сказал: «Тебе необходимо немедленно переменить фамилию! «Пожаров» - это катастрофа!» «…Необходимо придумать что-нибудь контрастное… Заливин? Нет, не годится, какое-то кушанье заливное… Пожары тушат… Тушин? Нет, тушинский вор какой-то… Остуживают огонь… Ну, назовись Остужев!» И Александр Алексеевич сделался Остужевым.

Псевдонимы известных русских писателей и поэтов

Очень часто представители аристократических фамилий «скрывались» под псевдонимами, которые иногда представляли собой переделку подлинной фамилии: П. Д. Оболенский стал Ленским (артист Александрийского театра). Ср. аналогичные усечения: В. В. Лужский из Калужский (артист МХАТа), Аталов из Баталов, писатели Овалов из Шаповалов, Б. Галин из Рогалин; упомянутый уже В. Н. Давыдов на клубных сценах играл под вторичным псевдонимом-усечением - Выдов.

Часто служебное положение заставляло известных писателей и поэтов для подписи литературных произведений прибегать к псевдониму . Так, консул Анрн Бейль взял себе псевдоним Стендаль, востоковед О. И. Сенковский - Барон Брамбеус, князь В. Ф. Одоевский - В. Невский, В. И. Даль - Казак Луганский. Н. С. Лесков - Стебницкий, П. И. Мельников - Андрей Печерский, вице-губернатор М. Е. Салтыков - Н. Щедрин.

Совершенно уникальным в истории русских псевдонимов является псевдоним Козьма Прутков, под которым были скрыты подлинные имена писателей А. К. Толстого и братьев Алексея и Владимира Михайловичей Жемчужниковых; эти трое писателей выдали даже портрет своего коллективного псевдонима, ставший столь же знаменитым, как и строки бессмертного Пруткова.

Бывают случаи, когда два брата выступают на одном и том же поприще, и тогда чаще всего младший брат берет себе псевдоним; так, писатель Евгений Петрович Катаев, в отличие от старшего брата Валентина Петровича, взял себе псевдоним по отчеству - Евгений Петров; младший брат певца Л. Б. Собинова (тоже тенор) взял себе псевдоним Волгин (Собиновы родом из Ярославля); из двух братьев Москвиных младший. Михаил Михайлович, стал Тархановым.

В конце XIX - начале XX века у известных русских писателей и поэтов появилась мода на псевдонимы типа: имя (чаще вымышленное) и вместо фамилии - качественное прилагательное, откуда возникли такие псевдонимы: Максим Горький (Алексей Максимович Пешков), Саша Черный (Александр Михайлович Гликберг), Демьян Бедный (Ефим Алексеевич Придворов), Андрей Белый (Борис Николаевич Бугаев) и даже Антон Крайний (Зинаида Николаевна Гиппиус!).

Эта «модель» перешла и в 20-е годы XX века; ср. Артем Веселый, Михаил Голодный, Эмиль Кроткий, Владимир Красный в т. п., что было спародировано в пьесе В. П. Катаева «Квадратура круга» в лице поэта Емельяна Черноземного.

В языковом отношении интересны псевдонимы-кальки, то есть буквальные переводы имен и фамилий для получения псевдонима. Знаменитый польский пианист Иосиф Гофман выступал не только как музыкант, но и как писатель и подписывался Дворск ий, переводя немецкое Hoffmann на польское Dworski. Известный музыкальный критик Вячеслав Гаврилович Каратыгин в журнале «Театр и искусство» подписывался Черногорский, так как кара в тюркских языках значит «черный», а таг -«гора». Сюда же относятся и Сильвиус - Дюбуа, Ксиландр - Хольцман.

Бывают случаи в истории, когда псевдонимируется не только фамилия, но и имя, и отчество. Например, знаменитая русская балерина Анна Павлова была по паспорту Матвеевна, а «в миру» стала Павловна. Вот и еще один любопытный случай: один известный писатель был по паспорту Кирилл, но так как он не умел произносить ни «р», ни «л», то его псевдонимировали в Константина.

Известны и такие примеры псевдонимов, где участвует каламбур, например псевдоним писателя Иннокентия Анненского Ник. Т — о (=никто, ср. капитан Немо у Жюля Верна), или псевдоним известного составителя «Хрестоматий по словесности» А. Д. Галахова: Сто - один, где один напоминает такие фамилии, как Триодин, Мавродин, или еще: И. Грекова (псевдоним писательницы Вентцель. идущий от математического обозначения «игрек»),

В заключение можно сказать, что псевдонимы бывают не только у людей, но даже у собак; в 20-х годах практиковался ввоз кровных производителей из заграницы; такими были пойнтеры: по паспорту Кинг фон Риттерхюлле, псевдонимированный в Тигриса, или Команш-Франк-Вилкс, упрощенный в Джона, то есть с «Ваньку»…

Постскриптум: кто хочет получить больше о псевдонимах, чем здесь рассказано, может посмотреть «Словарь псевдонимов» И. Ф. Масанова в 4-х томах, Москва, 1956.

Об истории возникновения русских псевдонимов из журнала «Семья и школа», 1962 год

Псевдоним

Псевдоним это имя, которое используется человеком или группой людей вместо собственного имени; вымышленный антропоним, которым автор заменяет своё настоящее имя, в письменном тексте или публичной деятельности (искусство, политика).

Примеры псевдонимов

Псевдонимы не стоит путать с новыми именами людей, которые заменяют старые и приобретают постоянный характер. Псевдонимы представляют собой «временные имена», используемые только в определённых контекстах и принятые, как правило, с целью скрытия личности человека.
Литературные псевдонимы часто вытесняют в читательском сознании настоящее имя автора:

  • Мольер (настоящее имя – Жан-Батист Поклен);
  • Вольтер (настоящее имя – Франсуа-Мари Аруэ);
  • Жан Поль (настоящее имя – Иоганн Пауль Фридрих Рихтер);
  • Новалис (настоящее имя – Фридрих фон Гарденберг);
  • Стендаль (настоящее имя – Мари-Анри Бейль);
  • Джек Лондон (настоящее имя – Джон Гриффит Чейни);
  • Максим Горький (настоящее имя – Алексей Максимович Пешков).

Политические псевдонимы

Псевдонимы принимаются как имя, когда рассматриваются как часть культурной традиции, например: религиозные имена, применяемые представителями религиозных институтов, или политические имена, взятые членами коммунистической партии, – Троцкий (настаящая фамилия – Бронштейн), Ленин (настоящая фамилия – Ульянов).

Причины использования псевдонимов

Исторически сложилось так, что псевдонимы принимали форму грецизмов, латинизаций и анаграмм, но существуют и другие методы выбора псевдонима.
Использование псевдонимов может быть обусловлено различными общественными и биографическими факторами: подчеркивание традиции, национальной принадлежности, творческие и человеческие качества, желание сохранить инкогнито, сословные предрассудки, цензурные условия, опасения преследований, нерешительность начинающих авторов, наличие однофамильцев или родственников, работающих в той же сфере, и пр.

Классификация псевдонимов

В науке детально разработаны классификации псевдонимов как по формально-ономастическим признакам, так и по причинам использования. В эпоху гуманизма ориентация на античную культуру привела к появлению латинизированных псевдонимов (фон Гогенхайм – «Парацельс», Иоганн Георг Турмайр – «Иоганн Авентин»).

Некоторые из распространённых видов псевдонимов

  • аллоним – псевдоним, который представляет собой имя другой личности;
  • этнопсевдоним – псевдоним, который указывает на национальную принадлежность автора («Леся Украинка»);
  • псевдоэтноним – псевдоним, который скрывает национальность автора: писатели польского происхождения, классики соответственно английской, французской, русской литературе – Джозеф Конрад (настоящая фамилия – Коженёвский), Гийом Аполлинер (настоящая фамилия – Костровицкий), Александр Грин (настоящая фамилия – Гриневский);
  • псевдоандроним – подпись в форме мужского имени, которую использует женщина-автор («Джордж Элиот», «Жорж Санд»);

Псевдонимы в литературе

Псевдоним это частая форма имени писателя, которая употребляется самим автором произведения или издателями от его имени. В XIX веке, когда письменность считалась преимущественно мужской профессией, некоторые женщины-авторы использовали мужские псевдонимы. И напротив, писатели-романисты ХХ-ХХІ вв. подписывались женскими именами. Например, Питер О’Доннелл писал под женским псевдонимом «Мэйдлин Брент».

Псевдонимы также используются в случае, когда настоящее имя писателя может быть спутано с именем другого автора или известного человека; или же когда истинное имя автора считается неподходящим. Писатели, которые создают как художественную, так и нехудожественную литературу, т. е. произведения в разных жанрах, используют несколько псевдонимов (гетеронимов), чтобы обособить части своего творчества по общим признакам и не вводить в заблуждение читателей.

Псевдоним Шарлотты Бронте

Английская писательница Шарлотта Бронте подписывалась вымышленным именем в ранних сочинениях с целью скрыть свой пол, а также для того, чтобы местные жители не догадались, что сюжеты романов основаны на событиях из их жизни, поскольку соседи вдохновляли писательницу на создание персонажей. Ш. Бронте опубликовала романы «Джейн Эйр» (1847) и «Шерли» (1849) под псевдонимом «Каррер Белл».

Псевдоним «Марк Твен»


Авторы часто становятся под псевдонимами более известными, чем под собственными именами. Яркий пример – произведения американского писателя Сэмюэла Клеменса под псевдонимом «Марк Твен» (англ. «метка двойка»), который означал 2 морские сажени – минимальную глубину, допустимую для плавания судов (3,7 м).

Псевдонимы Джоан Роулинг


Некоторые литературные псевдонимы не представляют собой строго псевдонимов, поскольку образуются в результате вариаций собственных имён авторов, например, инициализированная форма полного имени. Знаменитая английская писательница Джоан Кэтлин Роулинг опубликовала серию романов «Гарри Поттер» под кратким именем «Дж. К. Роулинг». Писательница также издала цикл детективов «Корморан Страйк» и криминальный роман «Зов кукушки» под псевдонимом «Роберт Гэлбрейт».

Коллективный псевдоним

Соавторы литературных трудов иногда издаются под коллективным псевдонимом, т. е. общим именем двух или более лиц, участвующих в создании произведения. Например, «Никола Бурбаки» – коллективный псевдоним группы французских математиков, «Эллери Квин» – творческий псевдоним Фредерика Даннэя и Манфреда Б. Ли и имя главного героя их совместной работы.

Псевдономастика

Раздел лексикологии, посвященный изучению псевдонимов, называется «псевдономастика». В широком понимании к псевдонимам относятся смежные понятия: криптоним, гетероним, астроним, аллоним, литературная маска. Противоположное псевдониму – настоящее имя человека – автоним.

Современное значение

Понятие псевдонима остается актуальным во многих отраслях человеческой деятельности. В современном искусстве носители псевдонимов – это не только писатели, но и актёры, музыканты, певцы, танцоры, художники. Для обозначения псевдонима артиста используются термины «сценическое имя», «профессиональное имя», «экранное имя».

Слово псевдоним произошло от греческого pseudonymos (греческое pseudo – вымысел, ложь; onoma – имя), что в переводе означает «вымышленное имя», «ложное имя».

Представители литературных кругов и профессий, связанных с публичной деятельностью, часто вместо настоящего имени используют вымышленное – псевдоним, который становится своеобразной визитной карточкой творческой личности. Обычно это не связано с желанием скрыть индивидуальные данные, зафиксированные в официальных документах. Для многих псевдоним – это способ подачи информации о себе и создания определенного имиджа, необходимого для достижения профессиональных целей.

Человек, который задается вопросом, как выбрать псевдоним, имеет для этого веские основания. Психологи определяют два основных мотива, побуждающих к замене собственного имени вымышленным. Первый из них – желание защитить личное информационное пространство от внешнего вмешательства. Руководствуясь таким мотивом, как правило, выбирают неброский псевдоним, который не вызывал бы вопроса: а кто такой этот Иванов, Петров, Сидоров? Однако нередко происходит наоборот: человек присваивает яркое и необычное имя, которое настолько выразительно, что не вызывает и тени подозрения, что за ним скрывается начинающий, не очень уверенный в себе литератор или актер со скромными данными. Примером может служить литературный псевдоним Черубина де Габриак, под которым в начале XX века публиковалась русская поэтесса Е. И. Дмитриева.

Второй мотив – стремление индивида привлечь внимание к своим личным качествам, скрытым от окружающих, но составляющим, по его мнению, глубинную сущность авторского творчества. В этом случае псевдоним отражает концепцию личности, озвученную и обнародованную внутреннюю установку на характер поступков и тип общественного поведения.

Г. Ш. Чхартишвили в качестве псевдонима выбрал фамилию российского анархиста М. Бакунина, убеждения которого импонировали писателю и не противоречили его собственному мироощущению. Эпатажный псевдоним Э. В. Савенко Эдуард Лимонов полностью оправдал себя как раздражающий символ, который нашел проекцию в его литературных произведениях, оказывающих такое же раздражающее воздействие на читателей.

Если требуется позиционировать себя в подобном ключе, можно продолжить этот ряд, подобрав точное и звучное имя, как это в свое время сделали М. Горький, Д. Бедный, Э. Багрицкий, Л. Утесов. Их личности чаще идентифицируются с псевдонимом, чем с настоящим именем, поскольку его выбор оказался метким попаданием в яблочко.

Псевдоним: значение сочетаемости звуков

Псевдоним всегда заключает в себе эмоциональный посыл, который и в смысловом, и в звуковом плане оказывает специфическое воздействие на аудиторию. Псевдоним Кислый однозначно вызовет негативную реакцию, на имя Перец, скорее всего, отреагируют смехом, невнятное Шубшлумшанов мало кому запомнится.

Психолингвисты отмечают, что легче усваиваются и вызывают интерес даже незнакомые имена, в которых преобладают первые буквы алфавита. Их условно классифицируют как обозначение позитивных, агрессивных и нейтральных звуков. К первой группе относятся гласные [а], , согласные [б], [д], [к]; ко второй – [у], [о], [г], [р]; звуки [и], [с], считаются нейтральными.

Эту особенность интуитивно, но очень тонко и точно почувствовала А. Горенко, избравшая псевдонимом фамилию бабушки. Имя Анна Ахматова запоминается сразу. Кроме того, что оно связано с красивой легендой о происхождении от древнего ханского рода, в нем содержится пять гласных [а]. Это вызывает целый ряд ассоциаций, от крика «А-а-а…» до вздоха «Ах!», которые могут выражать самые разные эмоции.

При выборе псевдонима надо обязательно обращать внимание на благозвучие нового имени. Это одно из условий его успеха. Играет роль и то, по какому принципу составлен псевдоним.

Краткая классификация способов составления псевдонимов

Самыми распространенными способами считаются следующие:

  1. Сокращение собственной фамилии или соединение ее фрагмента с фрагментом имени. Наиболее удачный псевдоним такого типа – В. Г. Ян, образованный от фамилии Янчевецкий.
  2. Использование в качестве псевдонима прилагательного, указывающего на значимый признак творчества или черту характера автора – А. Белый, М. Светлов.
  3. Замена слишком длинного имени коротким, состоящим максимум из двух слогов – Пеле, Д. Хармс, О. Рой.
  4. Заимствование имен литературных героев, известных культурных деятелей или исторических лиц – Ростов, Скрябин, В. Каверин, L.Кравчук, Вера Брежнева.
  5. Выбор псевдонима-тропонима, прямо связанного с местом рождения или каким-либо географическим объектом.

Например, И. Северянин – псевдоним И. В. Лотарева, жившего в Санкт-Петербурге и трепетно относившегося к северной России. Образцами могут быть и псевдонимы Черкасов, Горный, Москвитянин, Минский.

  1. Калька, или перевод настоящего имени на другой язык, а также произношение его по правилам другого языка.

Псевдоним Б. Полевой калькирован с настоящей фамилии писателя Б. Н. Кампова. И. Андроников – русифицированный вариант грузинской фамилии Андроникашвили.

  1. Создание псевдонима с комическим эффектом, способного вызвать ассоциации с популярным политическим деятелем, представителем науки, культуры или одиозной личностью – Клип-Фасовский, Черномордин, Жеребковский.
  2. К псевдонимам не принято относить клички и прозвища, но именно они бывают удачной находкой для возникновения нового имени.

Например, Саша Мокрый – Алекс Мок, Костыль – Костылевский, Абориген – Геннадий Бора.

Ник как разновидность псевдонима

Необходимость в использовании псевдонимов возникает и у пользователей интернет-ресурсов. При регистрации на многочисленных сайтах приходится указывать ники, которые составляют часть пароля для доступа к определенной информации. Не возбраняется регистрироваться под собственным именем, но удобнее все же создать условное обозначение личных данных. Здесь авторскую фантазию ничто не ограничивает.

Тем не менее, выбирая псевдоним для Интернета, надо помнить, что существуют этические требования, по которым недопустимо агрессивное содержание ников и употребление в их значении ненормативной лексики.

Ник воспринимается визуально, поэтому в нем важно не столько звучание, сколько содержание и графическое изображение. Ники создают как аббревиатуру с выразительным подтекстом или сложное слово, состоящее из лексически сочетаемых фрагментов. Например: ARENA, dobr-man.

Распространенным приемом для создания ников как разновидности псевдонимов является контаминация – смешение в одном слове фрагментов двух слов с графическим выделением какой-либо части: terraKOT, hichkOk.

Запись ника латинским шрифтом упрощает поиск, если пользователи общаются не только на русском языке.