Мегафон

Современные дети и гаджеты

Консультация

«Влияние гаджетов на развитие ребенка»

Отрицательное влияние гаджетов на развитие ребенка.

«О` кей, Гулгл энтриберс игра!»-

громко говорит пятилетний

мальчик в свой планшет.

Глядя на эту картинку, так и хочется сказать: «До чего дошёл прогресс!». Гаджеты теперь можно увидеть не только в руках у взрослых, но и у малышей. С одной стороны, родители этому радуются: «Ах, какой смышленый! Лучше меня разбирается!», с другой стороны- беспокоятся: «Это же вред здоровью, компьютерная зависимость?».

Многие родители специально дают своим детям гаджеты. Цели могут быть разными: для развитие ребенка, пресечение его капризов и истерик, во время долгого ожидания в очередях или чтобы выкроить для себя немного свободного времени. При этом знакомить ребенка с гаджетами они начинают уже с первого года жизни. И напрасно! Поскольку в раннем дошкольном возрасте у ребенка возникают особые эмоциональные отношения с близкими людьми. Это время, когда роль родителя незаменима ребенку, сформировав аутичные черты в его поведении. и любые «электронные няни» могут необратимо навредить.

В период дошкольного детства ребенок осваивает важнейшие навык - ролевую игру, в процессе которой он воспроизводит поведение взрослых. В игре ребенок сначала эмоционально, а затем интеллектуально осваивает всю систему человеческих отношений.

Игра ребенка на компьютере или планшете не требует эмоциональной включенности в этот процесс родителя. Роль родителя трансформируется: постепенно ребенок воспринимает его как «хранителя гаджета» или досадное препятствие на пути к любимому устройству.

Если ребенок раннего дошкольного возраста бесконтрольно и длительно «зависает» с планшетом, если компьютер для него становится лучшим другом, любимым и единственным способом занять себя и заполнить свободное время, если образ жизни семьи позволяет компьютеру интегрироваться в нее как постоянному спутнику семейной системы, значит нарушился эволюционно-цивилизационный алгоритм жизни семей и воспитания детей. Безответственное пользование достижениями цивилизации становится фактором риска дезинтеграции и деградации психических функций и поведения детей, семей и общества.

Крайним проявлением увлеченности детей электронными устройствами является компьютерная зависимость.

Положительное влияние гаджетов

на развитие ребенка.

Игра на компьютере служит хорошим стимулом для развития у ребенка познавательных процессов и других полезных навыков. Ведь, когда ребенок сидит за компьютером, у него горят глаза от неподдельного увлечения и интереса. Он становится более собранным и внимательным, вследствие чего повышается объем запоминаемой информации, включается рассудочная деятельность, развивается мелкая моторика рук и глаз.

Существует огромное количество развивающих и обучающих компьютерных программ для дошкольников. Это не «ходилки» и «стрелялки», а игры, которые помогают специалистам развивать способности ребенка и проводить коррекцию нарушенных функций. Кроме таких игр существуют образовательные программы по обучению детей дошкольного возраста иностранным языкам, по развитию творческих способностей детей. Например, очень популярны программы обучения компьютерной графики, в которых ребенок становится мультипликатором и создает собственный мультфильм. Такое «общение» с компьютером очень полезно детям с синдромом дефицита внимания, с эмоционально-волевым нарушением. Естественно, необходимо соблюдать правила работы за компьютером, дети должны знать о пользе и вреде, который он приносит.

Характеристика степеней компьютерной зависимости.

Степень зависимости

Описание

I степень

Увлеченность в период освоения

Свойственна ребёнку в первый месяц после приобретения компьютера. Это овладение новой забавой, освоение неизвестного, но необычайно интересного предмета. В данный период «застревание» за компьютером обычно не превышает одного месяца, затем интерес идёт на убыль, и вскоре происходит нормализация временного режима, возникают периодические паузы, вызванные чем-то более интересным. Если же выхода из данной стадии не происходит, то возможен переход во вторую степень.

II степень.

Состояние возможной зависимости.

Данному состоянию свойственны:

Сильная погруженность в игру;

Пребывание за компьютером или использование гаджета более 3 часов в день;

Снижение познавательной мотивации;

Повышенный эмоциональный тонус во время игры;

Негативное реагирование на любые препятствия, мешающие игре;

Разговоры только о компьютерных играх;

Сужение круга общения;

Иногда нарушение сна и пр.

III степень

Выраженная зависимость

На данной стадии зависимый ребёнок;

Не контролирует себя, становится эмоционально неустойчивым;

При необходимости прервать игру нервничает, реагирует эмоционально или не реагирует вовсе;

В случае насильственного вмешательства взрослых в игру может уйти из дома, пожаловаться на родителей соседям, пойти искать полицейского на улице;

Становится безразличным ко всему, что не касается его увлечения;

Не усваивает новые знания;

Вне игровой деятельности чересчур тревожен и возбудим, рассеян, невнимателен, есть опасность перехода в IV степень зависимости;

IV степень

Клиническая зависимость

Признаками данной степени зависимости являются:

Серьёзные отклонения от нормы в поведении, реакциях (заторможенность или импульсивность, истеричность, резкая смена эмоций с их крайним проявлением);

Отсутствие эмоционального и поведенческого самоконтроля;

Отсутствующий, потухший и пустой взгляд;

Потеря аппетита и интереса к жизни.

На данном этапе ребёнку необходима помощь психиатра, а психолог выполняет функцию диспетчера. Однако у детей дошкольного возраста такая зависимость не наблюдается.

компьютерной зависимости.

1.Введите строгий режим

«Общение» с компьютером для дошкольника должно составлять 20-30 мин. в день. Старайтесь не поддаваться на слезы, капризы и жалобы ребенка. Реагируйте спокойно, объясните терпеливо, детей помладше постарайтесь отвлечь другими занятиями.

2.Поощряйте и хвалите детей.

Не стесняйтесь хвалить ребенка за вымытую тарелку, умение одеваться, играть дружно с детьми. В компьютерные программы для детей заложено очень много поощрений, которые дети не слышат от большинства родителей. Компьютер не устает хвалить малыша, подчеркивает его способности, ум, ловкость, позитивно реагирует даже на проигрыши и ошибки, в то время как взрослые часто относятся к промахам ребенка противоположным образом: срываются на раздражение и крик. А ведь именно поощрение является одним из волшебных ключей, открывающих двери во внутренний мир детей.

3.Станьте примером для ребенка

Старайтесь сами не нарушать правила, которые устанавливаете для ребенка. Проанализируйте, не являетесь ли вы тоже зависимым?

Курение, алкоголь, телевизор, компьютер? Ваше освобождение -лучший рецепт профилактики зависимости у вашего ребенка.

4. Стимулирует разнообразную занятость ребенка

Приобщайте его к домашним обязанностям, культивируйте семейное чтение, играйте вместе в настольные и другие игры, приобщайте ребенка к играм своего детства.

Памятка для родителей .

Как определить степень зависимости ребенка от компьютера.

Родители могут провести простейший тест, чтобы выявить степень зависимости компьютера у их ребенка. Для этого они должны обратится к ребенку с просьбой, «Помоги мне пожалуйста, сделать подарок для бабушки» или «Помоги мне, пожалуйста, подобрать рассыпанные бусинки». Обращаться с просьбой нужно именно в тот момент, когда ребенок сидит за компьютером и играет.

Варианты реакции ребенка:

1. Ребенок легко откликается на просьбу, помогает, в процессе может увлечься, переключиться на другое дело, отвлечься, забыть о компьютере- такое поведение демонстрирует полную свободу от компьютера в момент тестирования

2.Ребенок откликается со второго- третьего раза, неохотно выполняет просьбу, демонстрирует недовольство, огрызается- такая реакция может бать при 1-й степени зависимости в пределах первого месяца овладения новой игрушкой. На начальном этапе 2-й степени зависимости также может наблюдаться подобная реакция.

3.Ребенок не откликается на просьбу, явно не слышит, игру не прерывает- такое поведение свойственно зависимости 2-3 степени. В случае если ребенок вел себя по схеме 2-3 степени, необходимо через какой-то промежуток времени, обратиться к нему с развернутой, аргументированной просьбой, «Сынок, помоги мне, пожалуйста, я одна справиться не могу. Мне нужна твоя помощь! Пожалуйста, прерви свое занятие и помоги мне». Если реакция на просьбу будет аналогичной, то можно делать вывод о наличии зависимости у ребенка.

Консультацию подготовили: воспитатели Кочергина С.С., Зарипова Е.Л.

Разместила: Подрядчик В.В., заместитель заведующего

Разобраться в вечном споре о пользе и вреде использования гаджетов детьми нам помогают психолог Татьяна Плунгян и педагог Дима Зицер, а также невролог Валерий Крамар и офтальмолог Шамиль Халилов.

Почему не нужно запрещать гаджеты


Дима Зицер, педагог, психолог, основатель INO (Институт неформального образования) и школы «Апельсин»:

Гаджеты - это очень круто! Это интересно и познавательно. И ничего плохого в этом нет. Современные дети этим живут. Вспомните из истории, как появились первые автомобили. Или первые книги, например. Их тоже мало кто поначалу принимал с восторгом, их пытались запретить и даже сжигали. Вот и про гаджеты то же. Это наша жизнь. Они есть. Конец. И мне ни разу не встречалось внятное исследование, которое бы доказывало, что гаджеты вредны для детей.

Паника родителей от того, что в жизнь детей приходят гаджеты, - вполне объяснимая реакция. Это страх, который спасает их психику. Взрослые пытаются построить детство своих отпрысков понятным им способом, навязать свою модель. А гаджеты находятся вне их матрицы. Планшеты становятся родительским страхом. Понять детей в этом плане могут лишь молодые прогрессивные родители, которые также используют эти гаджеты и понимают, для чего они нужны.

Не нужно запрещать использование гаджетов и создавать тем самым у ребёнка идею запретного плода. Я категорически против использования запретов и силы.
В этой ситуации важно понять, почему эти гаджеты, виртуальный мир - самое интересное, что происходит в жизни ребёнка. Неужели ему так плохо дома? Почему он не играет со сверстниками или не рыбачит, с папой, к примеру? Выход один: нужно быть на его стороне, быть вместе с ним. Разбираться в гаджетах, которыми пользуются ваши дети, интересоваться, изучать, играть вместе. А если вы решили, что в виртуальном мире ребёнок проводит слишком много времени - предложите ему достойную альтернативу, что-то более интересное. Сходить в кино, например, или на рыбалку, испечь пирог или почитать книжки.

Как правильно использовать гаджеты



Татьяна Плунгян, психолог:

Гаджеты - это лёгкий способ временно занять ребенка в разных ситуациях , когда родителю срочно нужно сделать какое-то важное дело. Некоторые дети тяжело переносят длительное ожидание (длинный переезд, ожидание в очереди или что-то еще). Не всегда уместны игрушки или фломастеры - в большом супермаркете в очереди технически сложно предложить ребенку порисовать или собрать паззл. А вот смартфон или планшет чаще всего у взрослых с собой и может на какое-то время занять скучающего или уставшего ребёнка.

Существуют компьютерные игры и приложения , которые действительно помогают в игровой форме развить у детей память, внимание, логическое мышление и могут научить считать или узнавать буквы. В интернете можно найти много познавательных мультфильмов на самые разные темы и для разных возрастов.

При использовании гаджетов, чтобы избежать электронной зависимости, важно соблюдать несложные правила и научить им ребёнка:

1. Завершите «общение» ребёнка с гаджетами не менее, чем за три часа до сна. От виртуального мира, наблюдаемого на экране перед сном, ребенок рискует перевозбудиться, а от этого нарушается естественный процесс засыпания и может появиться беспокойный сон ночью (частые просыпания, кошмары, отказ засыпать, сопутствующие тревога и страхи).

2. Следите за собственным отношением к электронному миру. С самого рождения, как уже было сказано, ребенок наблюдает за родителями и, особенно до подросткового возраста, во всем подражает родителям. Если папа или мама предпочитают долгий просмотр телевизора, постоянное сидение в телефоне каким-либо другим вариантам времяпрепровождения, не стоит ожидать, что ребенок будет делать иначе.

3. Если вы решили уделить время ребёнку - отложите телефон и планшет. Лучше 20 минут полного погружения в общение с ребенком, его мир и желания, чем несколько часов «присутствия» рядом, когда мы то и дело отрываемся на звонки, смс или рабочую почту.

4. Установите твердое и ограниченное время, предназначенное для использования гаджетов ребенком. Для каждого возраста и в каждой семье оно своё. Важно раз и навсегда установить подобные рамки (меняющиеся с возрастом, конечно) и в этом вопросе проявлять твёрдость. Ребенок должен четко понимать, что 10 минут — это именно 10 минут, вне зависимости от того, какое у мамы (папы, бабушки) настроение сегодня.

5. Используйте любые возможности сделать что-то вместе с детьми. Включайте их в самые разные, в том числе «взрослые» виды деятельности — например, приготовление еды или уборка в квартире. Чем больше впечатлений и эмоций получит маленький человек от взаимодействия с реальностью, тем более привлекательной она для него будет. Ведь нормальное интеллектуальное и личностное развитие ребенка может происходить только в реальности — в контакте с реальным миром и с настоящими, живыми людьми.


Что говорят врачи



Шамиль Халилов, врач-офтальмолог клиники “МедСити”:

Не стоит преувеличивать степень негативного влияния гаджетов на зрение школьников. Достаточно пользоваться устройствами в меру и соблюдать при этом простые правила. Во-первых, контролировать угол зрения и расстояние - оно должно составлять не менее 40 см до экрана. Голова ребёнка не должна быть наклонена назад или вперёд, а экран должен располагаться на 15 градусов ниже уровня глаз.

Я рекомендую школьникам на каждые 20 минут работы с гаджетом делать перерыв на 5-10 минут. Рекомендации основаны на том, что излишняя сосредоточенность на изображении с цифровых устройств приводит к избыточному напряжению цилиарных мышц глаза и провоцирует развитие аккомодационных нарушений. Именно для снижения риска возникновения спазма аккомодации, который приводит к развитию близорукости, офтальмологи рекомендуют при пользовании гаджетами каждые 20 минут делать перерывы с фиксацией взора на другой объект, расположенный на расстоянии не менее 5 метров от глаз.

Спина должна быть выпрямлена, плечи расслаблены, а руки на одном уровне с предплечьем.

А вот до 7 лет гаджеты рекомендуется использовать с осторожностью - в этом возрасте идеальное зрение (мы называем его бинокулярным) ещё только формируется, человек имеет возможность четко видеть двумя глазами одновременно, структурировано, и при этом у него складывается единая визуальная целостная картинка. Поэтому можно сказать, что дети до 7 лет находятся в группе риска, и не стоит усиливать это влияние гаджетами.


Валерий Крамар, главный врач семейной клиники Dr.Kramar, остеопат, невролог:

Конечно, польза от работы с гаджетами есть. Это развитие новых навыков и обучаемости, а также усидчивости. Но при работе с ними очень важно следить за правильным положением тела и временем использования. Ведь при использовании гаджетов у ребёнка появляется перенапряжение в мышцах шеи и спины. Долгое неподвижное положение сидя приводит к застою в мышцах шеи и спины.

Во-вторых, страдают мышцы глазного яблока. Мышцы глаз устают, их подвижность нарушается, и это приводит к снижению их способности к адаптации при взгляде вдаль и перед собой. Снижается острота зрения. Мерцания экрана, которые не заметны глазу, также приводят к нарушению зрения и усталости мышц глаз.


В-третьих, напряжение в мышцах шеи приводит к головной боли. Появляется раздражительность, снижается память и внимание.
В-четвертых, быстро сменяющиеся эпизоды и мерцание экрана чрезмерно возбуждают нервную систему и нарушают баланс между возбуждением и торможением, что может приводить к неблагоприятному созданию предпосылок к развитию неврозов, судорожных синдромов и повышенной агрессии.

Если Ваш ребёнок использует гаджеты, пожалуйста, обратите внимание на следующую информацию. Если ребёнок «работает» с гаджетом лёжа, необходимо соблюдать правильное положение тела и шеи - такое, как на этом видео .
Оптимальное время использования гаджетов — не более 35-40 минут, лучше сэтами по 20 минут.

Не только польза

Татьяна Плунгян, психолог:

Хотя гаджеты способствуют развитию ребёнка, стоит сказать и об обратной стороне медали. Когда ребёнок активно осваивает мир предметов и действий с ними, необходимо подключать все каналы восприятия организма для их гармоничного развития. Так, чтобы понять, что такое мячик или кубик, маленькому ребенку совершенно недостаточно просто увидеть его на экране - для получения реального представления о любом предмете его важно потрогать, иметь возможность манипулировать им по своему представлению, а некоторым даже попробовать на вкус.

Таким образом, минус развивающего видео в его одностороннем плане развития - ребенок вроде видит картинку и информацию о ней, но полностью понять, о чем же идет речь, он не может; особенно, если до этого не сталкивался с тем, что показано на экране в реальности.

Что касается здоровья, дети «крадут» у себя время для физической активности (бегать, прыгать, лазать и тому подобное), а это со временем может сказаться на результатах развития растущего организма.

Также может происходить угасание или снижение творческих сил и активности . В реальной жизни ребёнок имеет возможность придумывать и фантазировать — то есть во всю силу использовать возможности своего воображения. Он может лепить из пластилина, раскрашивать, сочинять сказки, строить замки и многое другое, что дает толчок развитию и узнаванию окружающего мира. Какой бы потрясающей и красочной ни была электронная игрушка или мультфильм — они все равно ограничивают фантазию ребенка, предлагают ему уже кем-то придуманный мир и лишают его возможности фантазировать и создавать что-то самостоятельно. Этого, кстати, не происходит, если читаешь книгу - каждый читатель представляет себе описанную реальность по-разному, даже если два человека встречают одинаковое описание какого-то героя или места действия.


Как распознать у ребёнка зависимость от гаджетов?

Есть характерные признаки появления электронной зависимости:

1. Попытки отвлечь ребенка от игр и мультфильмов либо на время прервать это занятие вызывают бурный протест и резкие изменения настроения . Так, дети могут становиться после прерванной игры чрезмерно агрессивными, бывает, что возникает истерика. Это происходит, потому что эмоциональная реакция на произошедшее очень сильна.

2. Реальная жизнь «вне экрана» перестает для ребёнка быть более привлекательной, чем жизнь «внутри гаджета». Снижается или вовсе теряется интерес к тем занятиям, которые раньше увлекали ребёнка и дарили положительные эмоции.

3. Отношения со взрослыми постепенно портятся либо отходят на второй план. Вместо какого-либо совместного с родителями (или другими значимыми взрослыми) времяпрепровождения ребенок отдает предпочтение электронному миру игр и мультиков.

Чтобы избежать появления электронной зависимости, общайтесь с ребёнком, проводите больше времени вместе, - у каждой зависимости есть свои причины.

Наша цивилизация стремительно развивается, появляется новое электронное оборудование, различные устройства, и уже нельзя представить мир без компьютеров, мобильных телефонов, планшетов, телевизора. Дети, подражая взрослым, тянуться к новым технологиям, с удовольствием и интересом их осваивают поэтому вопрос влияния электронных гаджетов на психику ребенка весьма интересен.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Влияние электронных гаджетов на детей.

Наша цивилизация стремительно развивается, появляется новое электронное оборудование, различные устройства, и уже нельзя представить мир без компьютеров, мобильных телефонов, планшетов, телевизора.

Дети, подражая взрослым, тянуться к новым технологиям, с удовольствием и интересом их осваивают поэтому вопрос влияния электронных гаджетов на психику ребенка весьма интересен.

В некоторых семьях, как только ребёнок научается сидеть, его сажают перед экраном. Домашний экран совершенно вытеснил бабушкины сказки, мамины колыбельные песенки, разговоры с отцом. Экран становится главным «воспитателем» ребёнка. По данным ЮНЕСКО 93 % современных детей 3-5 лет смотрят на экран 28 часов в неделю, т.е. около 4-х часов в день, что намного превосходит время общения со взрослыми. Это «безобидное» занятие вполне устраивает не только детей, но и родителей. В самом деле, ребёнок не пристаёт, ничего не просит, не хулиганит, не подвергается риску, и в то же время получает впечатления, узнаёт что-то новое, приобщается к современной цивилизации.

Однако, это, кажущееся безобидным, занятие таит в себе серьёзные опасности и может повлечь весьма печальные последствия не только для здоровья ребёнка, но и для его психического развития. В настоящее время, когда взрослеет первое поколение «экранных детей», эти последствия становятся всё более очевидными.
Первое из них – отставание в развитии речи. В последние годы и родители и педагоги всё больше жалуются на задержки речевого развития: дети позже начинают говорить, мало и плохо разговаривают, их речь бедна и примитивна. Специальная логопедическая помощь нужна практически в каждой группе детского сада.

Как показали специальные исследования, в наше время 25 % 4-х летних детей страдают нарушением речевого развития. В середине 70-х годов дефицит речи наблюдался только у 4% детей того же возраста. За 20 последних лет число речевых нарушений возросло более чем в 6 раз!

Однако, при чём здесь телевидение? Ведь ребёнок, сидящий у экрана, постоянно слышит речь. Разве насыщение слышимой речью не способствует речевому развитию? Какая разница, кто говорит с ребёнком – взрослый или герой мультфильма?

Однако, внешняя разговорная речь – это лишь вершина айсберга, за которой скрывается огромная глыба внутренней речи. Ведь речь – это не только средство общения, но и средство мышления, воображения, овладения своим поведением.

Во внутренней речи совершается не только мышление, но и воображение, и переживание, и любое представление, словом всё, что составляет внутренний мир человека, его душевную жизнь. Если же эта форма не сложилась, если внутренней речи (а значит и внутренней жизни) нет, человек остаётся крайне неустойчивым и зависимым от внешних воздействий. В результате – внутренняя пустота, которую нужно постоянно пополнять извне.

В последнее время педагоги и психологи всё чаще отмечают у детей гиперактивность:

к концентрации на каком-либо занятии;

отсутствие заинтересованности делом;

повышенной рассеянностью.


Многим детям стало трудно воспринимать информацию на слух – они не могут удерживать предыдущую фразу и связывать отдельные предложения, понимать, схватывать смысл, трудно читать – понимая отдельные слова и короткие предложения, они не могут удерживать и связывать их, в результате они не понимают текста в целом. Поэтому им просто неинтересно, скучно читать даже самые хорошие детские книжки.

Ещё один факт, который отмечают многие педагоги – резкое снижение фантазии и творческой активности детей.

ПРИЧИНА: По данным исследования Института педагогики и экологии медиасредств (Штутгарт, Германия) – это непосредственно связано с экранным воздействием. Им необходима постоянная внешняя стимуляция, которую они привыкли получать с экрана.

Дети теряют способность и желание самостоятельно занять себя, содержательно и творчески играть . Они не прилагают усилий для изобретения новых игр, для сочинения сказок, для создания собственного игрового пространства. Отсутствие собственного содержания отражается на отношениях детей. Им не интересно общаться друг с другом. Замечено, что общение со сверстниками становится всё более поверхностным и формальным: детям не о чём разговаривать, нечего обсуждать или спорить. Они предпочитают нажать кнопку и ждать новых готовых развлечений.

Конечно, мальчишки дрались всегда, но в последнее время изменилось качество детской агрессивности. Раньше, при выяснении отношений на школьном дворе, драка заканчивалась, как только противник оказывался лежащим на земле, т.е. побеждённым. Этого было достаточно, чтобы чувствовать себя победителем. В наше время победитель с удовольствием бьёт лежащего ногами, потеряв всякое чувство меры. Сопереживание, жалость, помощь слабому встречаются всё реже. Жестокость и насилие становится чем-то обыденным и привычным, стирается ощущение порога дозволенности. При этом дети не отдают себе отчёта в собственных действиях и не предвидят их последствий. Снимают на телефон и выкладывают в интернет!
Родители полагают, что он, так же как и взрослый, понимает происходящие на экране события. Но это далеко не так.

ИНТЕРЕСНЫЙ ПРИМЕР: молодой отец, оставшись с двухлетним малышом дома неумело хлопочет по хозяйству, а ребёнок спокойно сидит перед телевизором и смотрит эротический фильм. Вдруг «кино» кончается, и ребёнок начинает орать. Испробовав все возможные средства утешения, папа сажает малыша перед окном стиральной машины , в котором крутится и мелькает цветное бельё. Ребёнок резко замолкает и спокойно смотрит на новый «экран» с той же завороженностью, как раньше он смотрел в телевизор.

Он не вникает в содержание и сюжеты, не понимает действий и отношений героев, он видит яркие движущиеся пятна, которые как магнитом притягивают его внимание.

Ему уже всё равно, куда смотреть – только бы мелькало, двигалось, шумело.

Первая проблема – дыхание, а именно, нарушение ритма дыхания. Если бы взрослые понаблюдали за ребёнком во время игры на планшете, то без труда бы увидели, что ребёнок настолько увлечен, что даже забывает дышать. Затаив дыхание, он ждёт разрешения взять гаджет. А в процессе игры настолько увлечен и поглощен игрой, что забывает дышать, что, безусловно, вызывает кислородное голодание головного мозга и общее изменение ритмов работы мозга.

Вторая проблема динамического характера возникает в результате зрительного стресса. Это нарушение движений глаз при прослеживании строки слева направо и возвратном движении глаз с переходом на новую строку. Данный двигательный навык глазных мышц формируется на базовом умении управлять своим телом. Хаотичное движение объектов, что используется в компьютерных играх, никак не способствует формированию саккадических движений при прослеживании строки слева направо и сверху вниз.

Для того чтобы обучение чтению и сам процесс чтения был для ребёнка комфортным и оптимальным, ребёнок должен быть способен переводить взгляд слева направо и уметь делать это внимательно и сосредоточенно на протяжении всего процесса чтения или письма. Необходимо удерживать внимание и управлять мышцами глаз. У детей, которые уже находятся в зависимости от гаджетов - «бегающий» взгляд.

В современном мире разнообразие и доступность мобильных устройств растет с каждым днем. Планшетные компьютеры и смартфоны стали повседневными спутниками не только взрослых, но и детей. Итак, стоит ли использовать их в обучении дошкольников?

Основные минусы мобильных устройств, или что отпугивает родителей:

- "Планшеты и смартфоны портят зрение": да, если речь идет о малобюджетных устройствах с низким разрешением экрана, а также если родители не ограничивают время взаимодействия ребенка с устройством. Соответственно, лучше давать ребенку полчаса в день "поиграть" с качественным родительским планшетом, чем подарить ему собственный, дешевый, "который не жалко" и с которым ребенок будет проводить неограниченное количество времени. И телевизор, кстати, тоже неплохо было бы ограничить 30 минутами в день, ведь он портит зрение ничуть не меньше, а часто и больше планшетов.

- "Если ребенок начнет играть, то его потом не оторвешь": это действительно так, если родители не ограничивают время игр и не предлагают никаких интересных занятий помимо смартфона и планшета.

- "От электронных игрушек дети только тупеют": это абсолютно не так, современный рынок мобильных приложений предлагает огромный выбор полезного и развивающего контента для детей, а вот готовы ли родители уделять внимание выбору правильных приложений для своих детей - это уже отдельный вопрос...

Безусловные плюсы мобильных устройств, или почему большинство детей все равно ими пользуются:

Современная жизнь без мобильных устройств не представляется возможным, современные дети уже рождены в этой реальности, и полностью оградить их от этого невозможно, мало того - это даже вредно, ведь ребенок должен познавать окружающую действительность во всей ее полноте. Безусловно, современный ребенок к школьному возрасту должен уметь пользоваться планшетным компьютером, телефоном и обычным компьютером на простейшем уровне, иначе это даже может стать преградой к успешному обучению - сейчас многие школьные задания связаны с использованием компьютера и интернета.

Интерес детей к мобильным устройствам с самого раннего возраста очень высок, поэтому гораздо проще привлечь ребенка к обучающим занятиям с использованием планшета или смартфона, чем с использованием трациционных пособий, картинок и заданий. При этом обучение происходит незаметно и без принуждения, чаще всего в виде игры, что очень важно для детей дошкольного возраста.

Многие родители, что бы они на этот счет ни говорили, высоко ценят возможность посвятить полчаса своим делам, пока ребенок занимается с планшетом или смартфоном.

Большое разнообразие детских приложений позволяет выбрать качественные программы не только для развлечения, но и для развивающего обучения ребенка, начиная с самого раннего возраста (примерно с 2 лет).

Чему же можно научить ребенка с помощью электронных гаджетов? Какие интересные и качественные приложения можно выбрать?

Изучаем цвета

Интересное приложение для изучения цветов с малышами - " Радужный паровозик". Игра содержит достаточно разнообразный набор заданий для знакомства с цветами радуги, она красочная, интерактивная, снабжена хорошей озвучкой.

Учим цифры

Детские математические приложения очень разнообразны. Есть приложения для самых маленьких, направленные на изучение простейших математических признаков (размер, количество), цифр и счета в пределах 5 - таким, например, является приложение "Учим малыша считать до 5". Наравне с ними существуют и математические игры для детей постарше, в которых детям предлагается решать различные арифметические задачки и примеры, осваивать числа больше 10 - такие как "Математика для детей. Учим цифры"

Учим буквы

Для изучения букв в AppStore и GooglePlay предлагается огромное количество различных "Азбук". Одной из самых интересных можно назвать "Говорящую азбуку" от Jutiful. Игра очень веселая, яркая, целиком анимированная - все буквы и персонажи сделаны из пластилина, у персонажей разные голоса и действия. Такая Азбука не оставит малыша равнодушным и изучение букв и звуков (в приложении есть два режима) будет проходить с увлечением.

Поскольку тот факт, что ребенок знает буквы и звуки русского языка, совсем не означает, что он сам начнет читать. Для обучения чтению нужны отдельные упражнения, в нашем случае - отдельные приложения. Приложений, с помощью которых действительно можно научить ребенка читать, не так уж и много, т.к. многие издатели подменяют их той же азбукой. Одним из приложений, действительно заслуживающих внимания, является относительная новинка - "Учимся читать с FLUFFYLAB". В этом приложении собрано 5 игр для обучения чтению, каждая из которых имеет 3 уровня сложности. Все игры основаны на складовой методике обучения чтению (как, например, кубики Н. Зайцева) и являются не развлечением, а полноценным обучающим материалом - с множеством качественных картинок, профессиональной озвучкой, правильной разбивкой слов на склады.

Итак, мы видим, какое множество разнообразных игр, заданий и занятий мы можем организовать со своими детьми с помощью мобильных устройств, и абсолютно не нужно от этого отказываться. Самое главное - выбрать правильные, качественные приложения, созданные профессионалами - педагогами и специалистами по раннему развитию. И, безусловно, очень важно не "бросать" ребенка наедине с планшетом и смартфоном, а вместе с ним играть, заниматься и радоваться первым успехам!

Гаджеты в работе с детьми

Дети знакомятся с гаджетами очень рано. В каждой семье есть электронные устройства: компьютер или ноутбук, планшет, телефон и т. д. Поэтому оградить ребенка от них невозможно. Задача родителей и педагогов в этой ситуации – создать такие условия, чтобы развивать детей и не навредить их здоровью.

Электронные устройства развивают, если наполняют детскую деятельность новым содержанием, а не заменяют ее. Поддерживать интерес дошкольника к электронным устройствам необходимо с помощью игр, приложений и функций, которые расширяют кругозор, помогают осваивать новые навыки. Кроме того, когда взрослый участвует в занятиях ребенка с гаджетом, проблема замены живого общения не возникает.

Педагоги активно внедряют информационные технологии на всех уровнях образования. В детском саду воспитатели и специалисты используют интерактивные доски и мультимедийные презентации. Игровые моменты, персонажи, графика, анимация, звук и видеоматериалы обогащают детскую деятельность, помогают воспитанникам усваивать новый материал.

Рациональное введение гаджетов в образовательный процесс позволяет повысить его качество. Согласно ФГОС ДО 1 принцип индивидуализации является основополагающим. Поэтому в перспективе гаджеты могут стать одним из средств индивидуализации дошкольного образования.

Использовать гаджеты в совместной и самостоятельной детской деятельности можно по-разному. Прежде всего предоставить детям возможность самостоятельно искать, изучать и сохранять личностно значимую информацию. В результате этой деятельности накапливаются познавательные материалы различной тематики, к которым дети, педагоги, родители неоднократно обращаются в дальнейшем. Все это создает вариативную образовательную информационную среду в ДОО.

Остановимся на доступных педагогам и дошкольникам электронных устройствах.

Фотоаппарат для развития познавательной активности

Фотоаппарат имеет большие возможности. С его помощью ребенок может:

  • сохранять информацию из разных источников (со страниц книг, иллюстраций, изображений на мониторе компьютера и т. д.);
  • фиксировать важные для него объекты окружающего мира, явления и события;
  • проводить длительные наблюдения;
  • фиксировать этапы познавательно-исследовательской деятельности.

Детское фотографирование – способ использования фотоаппарата в образовательной деятельности с воспитанниками старшего дошкольного возраста. Этот процесс положительно влияет на дошкольников:

  • вызывает у них яркие эмоции;
  • развивает познавательную активность;
  • создает условия для рефлексии;
  • формирует способность выделять личностно значимые объекты в окружающем пространстве;
  • служит средством самоопределения в мире интересов.

Фотоаппарат позволяет визуализировать и сопоставлять этапы развития любого процесса: сезонные изменения, рост растений и т. д. Ребенок снимает интересующий объект с определенной периодичностью с одного и того же ракурса. По фотографиям длительного наблюдения он делает вывод о происходящих изменениях, выделяет характерные особенности исследуемого объекта.

Дошкольник может зафиксировать процесс собственной познавательно-исследовательской деятельности. Сделанный фоторепортаж позволит проанализировать ход деятельности и оценить полученный результат. На основе этих материалов воспитатель совместно с детьми создает алгоритмы опытно-экспериментальной деятельности.

Диктофон для развития коммуникативных навыков

Интересные занятия можно организовать с помощью диктофона. Наиболее эффективными они будут с детьми старшего дошкольного возраста, которые умеют планировать и осуществлять познавательно-исследовательскую деятельность.

Дошкольники могут пользоваться диктофоном без помощи взрослого: брать интервью, искать нужную информацию, фиксировать результаты наблюдений и опытов. Ребенок может выступать в роли интервьюера: задавать вопросы сверстникам, педагогу, родителям. В другой игровой ситуации он сам отвечает на вопросы. Такие задания формируют у детей умение выслушивать друг друга, давать четкие ответы, высказывать собственные суждения.

Занятия с диктофоном развивают произвольность поведения: дети подбирают слова, стараются точно формулировать мысль. Воспроизведение записи позволяет дошкольникам услышать себя со стороны, оценить качество речи, что формирует у них адекватную самооценку.

Ноутбук, планшет для организации совместной деятельности

Ноутбук и планшет помогут найти необходимую информацию в голосовом режиме, организовать коллективный или индивидуальный просмотр видеоматериалов по интересующей теме, провести образовательный веб-квест.

Искать информацию в голосовом режиме позволяет команда «О’кей, Google», которая переводит приложение Google в режим управления голосом. Ребенку достаточно озвучить, что он хочет узнать. Приложение предоставляет ответ из сети Интернет в режиме реального времени. Дошкольники, которые не умеют набирать текст, быстро получают необходимую информацию и удовлетворяют собственные интересы.