ТЕЛЕ 2

Современный процессор для компьютера. Какой процессор выбрать — критерии и характеристики

Первый четырехъядерный процессор вышел осенью 2006 года. Им стала модель Intel Core 2 Quad, основанная на ядре Kentsfield. В то время популярными играми считались такие бестселлеры, как The Elder Scrolls 4: Oblivion и Half-Life 2: Episode One. Еще не появился «убийца всех игровых компьютеров» Crysis. А в ходу был API DirectX 9 с шейдерной моделью 3.0.

Как выбрать процессор для игрового ПК. Изучаем эффект процессорозависимости на практике

Но на дворе конец 2015 года. На рынке, в настольном сегменте, присутствуют 6- и 8-ядерные центральные процессоры, однако популярными по-прежнему считаются 2- и 4-ядерные модели. Геймеры восхищаются ПК-версиями GTA V и «Ведьмак 3: Дикая охота», а в природе пока не существует игровой видеокарты, способной выдать комфортный уровень FPS в 4K-разрешении при максимальных настройках качества графики в Assassin’s Creed Unity. К тому же состоялся релиз операционной системы Windows 10, а это значит, что официально наступила эпоха DirectX 12 . Как видите, за девять лет много воды утекло. Поэтому вопрос выбора центрального процессора для игрового компьютера актуален как никогда.

Суть проблемы

Существует такое понятие, как эффект процессорозависимости. Он может проявиться абсолютно в любой компьютерной игре. Если производительность видеокарты упирается в возможности центрального чипа, то говорят, что система процессорозависима. Надо понимать, что не существует единой схемы, по которой можно определить силу этого эффекта. Все зависит от особенностей конкретно взятого приложения, а также выбранных настроек качества графики. Тем не менее, в абсолютно любой игре на «плечи» центрального процессора ложатся такие задачи, как организация полигонов, расчеты освещения и физики, моделирование искусственного интеллекта и еще множество других действий. Согласитесь, работенки предостаточно.

Самое сложное - это подобрать центральный процессор сразу для нескольких графических адаптеров

В процессорозависимых играх количество кадров в секунду может зависеть от нескольких параметров «камня»: архитектуры, тактовой частоты, количества ядер и потоков, а также объема кэша. Основная цель этого материала - выявить основные критерии, влияющие на производительность графической подсистемы, а также сформировать понимание, какой центральный процессор подойдет той или иной дискретной видеокарте.

Частота

Как выявить процессорозависимость? Самый действенный способ - эмпирически. Так как параметров у центрального процессора несколько, то давайте разберем их по очереди. Первая характеристика, на которую чаще всего обращают самое пристальное внимание, - это тактовая частота.

Тактовая частота у центральных процессоров уже достаточно давно не растет. Сначала (в 80-е и 90-е) увеличение именно мегагерц приводило к бешенному росту общего уровня производительности. Сейчас же частота центральных процессоров AMD и Intel застыла в дельте 2,5-4 ГГц. Все, что ниже - слишком бюджетно и не совсем подходит для игрового компьютера; все, что выше - это уже оверклокинг . Так и формируются линейки процессоров. Например, есть модель Intel Core i5-6400, функционирующая со скоростью 2,7 ГГц (182 доллара США), а есть Core i5-6500 со скоростью работы 3,2 ГГц (192 доллара США). У этих процессоров одинаковы абсолютно все характеристики, кроме тактовой частоты и цены.

Оверклокинг уже давно превратился в «оружие» маркетологов. Например, только ленивый производитель материнских плат не хвастается отличным разгонным потенциалом своей продукции

В продаже можно найти чипы с разблокированным множителем. Он позволяет самостоятельно разгонять процессор. У Intel такие «камни» имеют литеры «К» и «Х» в названии. Например, Core i7-4770K и Core i7-5690X. Плюс есть обособленные модели с разблокированным множителем: Pentium G3258 , Core i5-5675C и Core i7-5775C. Процессоры AMD маркируются схожим образом. Так, гибридные чипы в названии имеют букву «K». Есть линейка процессоров FX (платформа AM3+). Все входящие в нее «камни» имеют свободный множитель.

Современные процессоры AMD и Intel поддерживают функцию автоматического разгона. В первом случае она называется Turbo Core, во втором - Turbo Boost. Суть ее работы проста: при должном охлаждении процессор во время работы увеличивает свою тактовую частоту на несколько сотен мегагерц. Например, Core i5-6400 функционирует со скоростью 2,7 ГГц, но при активной технологии Turbo Boost этот параметр может перманентно увеличиваться до 3,3 ГГц. То есть ровно на 600 МГц.

Важно помнить: чем выше тактовая частота - тем горячее процессор! Так что необходимо позаботиться о качественном охлаждении «камня»

Возьму видеокарту NVIDIA GeForce GTX TITAN X - самое мощное одночиповое игровое решение современности. И процессор Intel Core i5-6600K - мейнстрим-модель, оснащенную разблокированным множителем. Затем запущу Metro: Last Light - одну из самых процессорозависимых игр наших дней. Настройки качества графики в приложении подобраны таким образом, чтобы количество кадров в секунду каждый раз упиралось в производительность процессора, но не видеокарты. В случае с GeForce GTX TITAN X и Metro: Last Light - максимальное качество графики, но без применения сглаживания. Далее замерю средний уровень FPS в диапазоне от 2 ГГц до 4,5 ГГц в разрешениях Full HD, WQHD и Ultra HD.

Эффект процессорозависимости

Наиболее заметно эффект процессорозависимости, что логично, проявляется в легких режимах. Так, в 1080p с ростом частоты стабильно увеличивается и средний FPS. Показатели получились весьма впечатляющими: при увеличении скорости работы Core i5-6600K с 2 ГГц до 3 ГГц число кадров в секунду в Full HD-разрешении увеличилось с 70 FPS до 92 FPS, то есть на 22 кадра в секунду. При увеличении частоты с 3 ГГц до 4 ГГц - еще на 13 FPS. Таким образом, получается, что используемый процессор при заданных настройках качества графики смог «прокачать» GeForce GTX TITAN X в Full HD только с 4 ГГц - именно с этой отметки количество кадров в секунду при увеличении частоты ЦП перестало расти.

При увеличении разрешения эффект процессорозависимости проявляется менее заметно. А именно количество кадров перестаёт расти, начиная с 3,7 ГГц. Наконец, в разрешении Ultra HD мы практически сразу же уперлись в потенциал графического адаптера.

Дискретных видеокарт много. На рынке принято каталогизировать эти устройства по трем сегментам: Low-end, Middle-end и High-end. Капитан Очевидность подсказывает, что разным по производительности графическим адаптерам подходят разные процессоры с разными частотами.

Зависимость производительности в играх от частоты центрального процессора

Теперь возьму видеокарту GeForce GTX 950 - представителя верхнего сегмента Low-end (или нижнего Middle-end), то есть абсолютную противоположность GeForce GTX TITAN X. Устройство относится к начальному уровню, тем не менее, оно способно обеспечить приличный уровень быстродействия в современных играх в разрешении Full HD. Как видно из графиков, расположенных ниже, процессор, функционирующий на частоте 3 ГГц, «прокачивает» GeForce GTX 950 и в Full HD, и в WQHD. Разница с GeForce GTX TITAN X видна невооруженным взглядом.

Важно понимать, что, чем меньше нагрузки ложится на «плечи» видеокарты, тем выше должна быть частота центрального процессора. Нерационально приобрести, например, адаптер уровня GeForce GTX TITAN X и использовать его в играх в разрешении 1600х900 точек.

Видеокартам уровня Low-end (GeForce GTX 950, Radeon R7 370) хватит центрального процессора, функционирующего на частоте от 3 ГГц. Адаптерам сегмента Middle-end (Radeon R9 280X, GeForce GTX 770) - 3,4-3,6 ГГц. Флагманским видеокартам High-end (Radeon R9 Fury, GeForce GTX 980 Ti) - 3,7-4 ГГц. Производительным связкам SLI/CrossFire - 4-4,5 ГГц

Архитектура

В обзорах, посвященных выходу того или иного поколения центральных процессоров, авторы то и дело констатируют, что разница в производительности в х86-вычислениях год от года составляет мизерные 5-10%. Это своеобразная традиция. Ни у AMD, ни у Intel уже давно не наблюдается серьезного прогресса, а фразы в стиле «продолжаю сидеть на своем Sandy Bridge, подожду следующего года » становятся крылатыми. Как я уже говорил, в играх процессору тоже приходится обрабатывать большое количество данных. В таком случае возникает резонный вопрос: в какой степени эффект процессорозависимости наблюдается в системах с различными архитектурами?

И для чипов AMD, и для Intel можно определить список современных архитектур, которые до сих пор пользуются популярностью. Они актуальны, в глобальном масштабе разница в быстродействии между ними не такая большая.

Возьмем пару чипов - Core i7-4790K и Core i7-6700K - и заставим их работать на одной частоте. Процессоры на базе архитектуры Haswell, как известно, появились летом 2013 года, а решения Skylake - летом 2015 года. То есть прошло ровно два года с момента обновления линейки «так»-процессоров (так Intel называет кристаллы, основанные на совершенно разных архитектурах).

Влияние архитектуры на производительность в играх

Как видите, разницы между Core i7-4790K и Core i7-6700K, работающими на одинаковых частотах, не наблюдается. Skylake опережает Haswell лишь в трех играх из десяти: в Far Cry 4 (на 12%), в GTA V (на 6%) и в Metro: Last Light (на 6%) - то есть во все тех же процессорозависимых приложениях. Впрочем, 6% - это сущие пустяки.

Сравнение архитектур процессоров в играх (NVIDIA GeForce GTX 980)

Немного банальностей: очевидно, что игровой компьютер лучше собирать на базе максимально современной платформы. Ведь важна не только производительность самих чипов, но и функциональность платформы в целом.

Современные архитектуры за небольшим исключением имеют одинаковую производительность в компьютерных играх. Обладатели процессоров семейств Sandy Bridge, Ivy Bridge и Haswell могут чувствовать себя вполне спокойно. С AMD аналогичная ситуация: всевозможные вариации модульной архитектуры (Bulldozer, Piledriver, Steamroller) в играх обладают примерно схожим уровнем производительности

Ядра и потоки

Третий и, возможно, определяющий фактор, ограничивающий производительность видеокарты в играх, - количество ядер центрального процессора. Недаром у все большего числа игр в минимальных системных требованиях указывается необходимость установки четырехъядерного центрального процессора. К ярким примерам можно отнести такие хиты современности, как GTA V, Far Cry 4, «Ведьмак 3: Дикая охота», и Assassin’s Creed Unity.

Как я уже говорил в самом начале, первый четырехъядерный процессор появился девять лет назад. Сейчас в продаже есть 6- и 8-ядерные решения, но в ходу по-прежнему 2- и 4-ядерные модели. Приведу таблицу маркировок некоторых популярных линеек AMD и Intel, разделив их в зависимости от количества «голов».

Гибридные процессоры AMD (A4, A6, A8 и A10) иногда называют 8-, 10- и даже 12-ядерными. Просто маркетологи компании к вычислительным блокам еще и приплюсовывают элементы встроенного графического модуля. Действительно, существуют приложения, которые могут задействовать гетерогенные вычисления (когда х86-ядра и встроенное видео вместе обрабатывают одну и ту же информацию), но в компьютерных играх такой схемы не применяется. Вычислительная часть выполняет свою задачу, графическая - свою.

Некоторые процессоры Intel (Core i3 и Core i7) имеют определенное количество ядер, но удвоенное количество потоков. За это отвечает технология Hyper-Threading , впервые нашедшая свое применение еще в чипах Pentium 4. Потоки и ядра - немного разные вещи, но об этом мы поговорим чуть позже. В 2016 году AMD выпустит процессоры, построенные на базе архитектуры Zen. Впервые чипы «красных» обзаведутся технологией, схожей с Hyper-Threading.

На самом деле, Core 2 Quad на ядре Kentsfield не является полноценным четырехъядерником. В его основе лежат два кристалла Conroe, разведенные в одном корпусе под LGA775

Проведем небольшой эксперимент. Я взял 10 популярных игр. Согласен, такого ничтожного количества приложений недостаточно, чтобы со 100-процентной уверенностью утверждать о полном изучении эффекта процессорозависимости. Однако в список попали только хиты, которые наглядно продемонстрируют тенденции в современном геймдеве. Настройки качества графики подбирались таким образом, чтобы итоговые результаты не уперлись в возможности видеокарты. Для GeForce GTX TITAN X - это максимальное качество (без сглаживания) и разрешение Full HD. Выбор подобного адаптера очевиден. Если процессор сможет «прокачать» GeForce GTX TITAN X, то он справится с любой другой видеокартой. В стенде использовался топовый Core i7-5960X для платформы LGA2011-v3. Тестирование проводилось в четырех режимах: при активации только 2 ядер, только 4 ядер, только 6 ядер и 8 ядер. Технология многопоточности Hyper-Threading не задействовалась. Плюс тестирование проводилось с двумя частотами: при номинальных 3,3 ГГц и в разгоне до 4,3 ГГц.

Процессорозависимость в GTA V

GTA V - одна из немногих игр современности, задействующих все восемь «корок» процессора. Следовательно, ее можно назвать самой процессорозависимой. С другой стороны, разница между шестью и восемью ядрами оказалась не такой внушительной. Судя по результатам, два ядра очень сильно отстают от других режимов работы. Игра тормозит, большое количество текстур элементарно не прорисовывается. Стенд с четырьмя ядрами демонстрирует заметно более высокие результаты. От шестиядерного он отстает всего на 6,9%, а от восьми ядер - на 11%. Стоит ли в таком случае овчинка выделки - решать вам. Однако GTA V наглядно демонстрирует, как количество ядер процессора влияет на производительность видеокарты в играх.

Похожим образом ведет себя абсолютное большинство игр. В cеми из десяти приложений система с двумя ядрами оказалась процессорозависимой. То есть уровень FPS был ограничен именно центральным процессором. В то же время в трех из десяти играх шестиядерный стенд продемонстрировал преимущество над четырехъядерным. Правда, разницу нельзя назвать существенной. Самой радикальной оказалась игра Far Cry 4 - она тупо не запустилась на системе с двумя ядрами.

Прирост от использования шести и восьми ядер в большинстве случаев оказался либо слишком маленьким, либо его вообще не было.

Процессорозависимость в «Ведьмак 3: Дикая охота»

Тремя играми, лояльными к двухъядерной системе, оказались «Ведьмак 3», Assassin’s Creed Unity и Tomb Raider. Во всех режимах были продемонстрированы одинаковые результаты.

Для тех, кому интересно, приведу таблицу с полными результатами тестирования.

производительность многоядерных систем в играх

Четыре ядра - оптимальное количество на сегодняшний день. В то же время очевидно, что с двухъядерным процессором игровые компьютеры собирать не стоит. В 2015 году именно такой «камень» является бутылочным горлышком в системе

С ядрами разобрались. Результаты испытаний наглядно свидетельствуют о том, что в большинстве случаев четыре «головы» у процессора лучше, чем две. В то же время некоторые модели Intel (Core i3 и Core i7) могут похвастать поддержкой технологии Hyper-Threading. Не вдаваясь в подробности, отмечу, что у таких чипов есть определенное число физических ядер и удвоенное количество - виртуальных. В обычных приложениях толк от Hyper-Threading, несомненно, имеется. Но как у этой технологии обстоят дела в играх? Особенно этот вопрос актуален для линейки процессоров Core i3 - номинально двухъядерных решений.

Для определения эффективности многопоточности в играх я собрал два тестовых стенда: с Core i3-4130 и Core i7-6700K. В обоих случаях использовалась видеокарта GeForce GTX TITAN X.

Эффективность Hyper-Threading у Core i3

Практически во всех играх технология Hyper-Threading сказалась на производительности графической подсистемы. Естественно, в лучшую сторону. В некоторых случаях разница оказалась гигантской. Например, в «Ведьмаке» количество кадров в секунду увеличилось на 36,4%. Правда, в этой игре без Hyper-Threading то и дело наблюдались отвратительные фризы. Замечу, что за Core i7-5960X таких проблем не замечалось.

Что касается четырехъядерного процессора Core i7 с Hyper-Threading, поддержка этих технологий дала о себе знать только в GTA V и Metro: Last Light. То есть всего в двух играх из десяти. В них заметно увеличился и минимальный FPS. В целом Core i7-6700K с Hyper-Threading оказался на 6,6% быстрее в GTA V и на 9,7% - в Metro: Last Light.

Hyper-Threading в Core i3 реально тащит, особенно, если в системных требованиях указана четырехъядерная модель процессора. А вот в случае с Core i7 прирост производительности в играх не такой существенный

Кэш

С основными параметрами центрального процессора разобрались. У каждого процессора есть определенный объем кэша. На сегодняшний день в современных интегральных решениях применяется до четырех уровней этого типа памяти. Кэш первого и второго уровней, как правило, определяется архитектурными особенностями чипа. Кэш третьего уровня от модели к модели может меняться. Приведу небольшую таблицу для ознакомления.

Итак, у более производительных процессоров Core i7 в наличии 8 Мбайт кэша третьего уровня, у менее быстрых Core i5 - 6 Мбайт. Скажутся ли эти 2 Мбайт на производительность в играх?

Процессорах семейства Broadwell и некоторых Haswell используется 128 Мбайт памяти eDRAM (кэш 4-го уровня). В некоторых играх она способна серьезно ускорить работу системы

Проверить очень легко. Для этого необходимо взять два процессора из линеек Core i5 и Core i7, установить для них одинаковую частоту и отключить технологию Hyper-Threading. В итоге в девяти протестированных играх лишь в F1 2015 наблюдалась заметная разница в размере 7,4%. Остальные 3D-развлечения никак не откликнулись 2-мегабайтный дефицит кэша третьего уровня у Core i5-6600K.

Влияние кэша третьего уровня на производительность в играх

Разница в кэше третьего уровня между процессорами Core i5 и Core i7 в большинстве случаев не влияет на производительность системы в современных играх

AMD или Intel?

Все испытания, рассмотренные выше, проводились с участием процессоров Intel. Однако это совершенно не означает, что мы не рассматриваем решения AMD в качестве основы для игрового компьютера. Ниже приведены результаты тестирования с использованием чипа FX-6350, используемого в самой производительной платформе AMD AM3+, с задействованием четырех и шести ядер. К сожалению, в моем распоряжении не оказалось 8-ядерного «камня» AMD.

Сравнение AMD и Intel в GTA V

GTA V уже зарекомендовала себя как самая процессорозависимая игра. С использованием четырех ядер в AMD-системе средний уровень FPS оказался выше, чем, например, у Core i3 (без Hyper-Threading). К тому же в самой игре изображение рендерилось плавно, без подтормаживаний. А вот во всех остальных случаях ядра Intel оказывались стабильно быстрее. Разница между процессорами существенная.

Ниже приведена таблица с полным тестированием процессора AMD FX.

Процессорозависимость в системе AMD

Заметной разницы между AMD и Intel не наблюдается только в двух играх: в «Ведьмаке» и Assassin’s Creed Unity. В принципе, результаты отлично поддаются логике. Они отображают реальную расстановку сил на рынке центральных процессоров. Ядра Intel заметно мощнее. В том числе и в играх. Четыре ядра AMD соперничают с двумя Intel. При этом средний FPS зачастую оказывается выше у последних. Шесть ядер AMD конкурируют с четырьмя потоками Core i3. По логике вещей восемь «голов» FX-8000/9000 должны навязать борьбу Core i5. Да, ядра AMD абсолютно заслуженно называют «полуядрами». Таковы особенности модульной архитектуры.

Итог банален. Для игр лучше подходят решения Intel. Однако среди бюджетных решений (Athlon X4, FX-4000, A8, Pentium, Celeron) предпочтительнее продукция AMD. Тестирование показало, что менее производительные четыре ядра в процессорозависимых играх ведут себя лучше, чем более быстрые два ядра Intel. В среднем и высоком ценовых диапазонах (Core i3, Core i5, Core i7, A10, FX-6000, FX-8000, FX-9000) уже предпочтительнее решения Intel

DirectX 12

Как уже было сказано в самом начале статьи, с выходом Windows 10 для разработчиков компьютерных игр стал доступен DirectX 12. С подробным обзором этого API вы можете познакомиться . Архитектура DirectX 12 окончательно определила направление развития современного геймдева: разработчикам стали необходимы низкоуровневые программные интерфейсы. Основная задача нового API заключается в рациональном использовании аппаратных возможностей системы. Это и задействование всех вычислительных потоков процессора, и вычисления общего назначения на GPU, и прямой доступ к ресурсам графического адаптера.

Windows 10 только-только появилась. Однако в природе уже существуют приложения, поддерживающие DirectX 12. Например, компания Futuremark интегрировала в бенчмарк подтест Overhead. Данный пресет способен определить производительность компьютерной системы, используя не только API DirectX 12, но и AMD Mantle. Принцип работы API Overhead прост. DirectX 11 накладывает ограничения на количество команд отрисовки процессора. DirectX 12 и Mantle решают эту проблему, обеспечивая возможность вызова большего числа команд отрисовки. Так, во время теста выводится все большее число объектов. До тех пор, пока графический адаптер не перестает справляться с их обработкой, а FPS не упадет ниже 30 кадров. Для тестирования я использовал стенд с процессором Core i7-5960X и видеокартой Radeon R9 NANO. Результаты получились весьма интересными.

Обращает на себя внимание тот факт, что в паттернах, задействующих DirectX 11, изменение количества ядер центрального процессора практически не влияет на общий результат. А вот с использованием DirectX 12 и Mantle картина меняется кардинальным образом. Во-первых, разница между DirectX 11 и низкоуровневыми API оказывается просто космической (где-то на порядок). Во-вторых, количество «голов» центрального процессора существенно влияет на итоговый результат. Особенно это заметно при переходе от двух ядер к четырем и от четырех к шести. В первом случае разница достигает практически двукратной отметки. В то же время особых отличий между шестью и восемью ядрами и шестнадцатью потоками нет.

Как видите, потенциал DirectX 12 и Mantle (в бенчмарке 3DMark) просто огромен. Однако не стоит забывать, что мы имеем дело с синтетикой, в нее не играют. Реально же профит от использования новейших низкоуровневых API есть смысл оценивать только в реальных компьютерных развлечениях.

Первые компьютерные игры, поддерживающие DirectX 12, уже маячат на горизонте. Это Ashes of the Singularity и Fable Legends. Они находятся в стадии активного бета-тестирования. На днях коллеги из Anandtech

Процессор (CPU, ЦП) — сердце компьютера. Чем мощность вашего процессора больше, чем больше гигагерц и ядер, тем быстрее сможет работать персональный компьютер. Для геймеров также нужна производительная видеокарта.

Цены на процессоры

Сейчас на рынке множество актуальных процессоров, чтобы собрать ваш компьютер. Их можно разделить на пять групп по их стоимости (в том числе и производительности).

Процессоры до 3 тысяч рублей, например AMD Athlon II / любой Intel Celeron. Такие модели чаще всего покупают для того, чтобы было на нем «пересидеть» до момента апгрейда на более лучшую модель.

Хороший недорогой процессор

Лучшими процессорами в данной категории на середину 2017 года являются AMD Athlon II X3 460 и Intel Celeron G3900. Каждый из них обойдется в примерно 2000 рублей. Первый можно засунуть в материнскую плату с сокетом AM3+, а второй — в 1151. Засунуть, пользоваться и копить для дальнейшего апгрейда до процессоров, которые я укажу ниже.

Бюджетный игровой процессор

Бюджетный игровой процессор за 4-9 тысяч рублей. К таким относятся Intel Core I3 / Pentium Kaby Lake (G4600, G4620, G4560), а также AMD FX-6000. Бюджетные процессоры подходят для видеокарт класса, вроде Radeon RX 460, 470 или аналогов от GeForce — GTX 1050 и GTX 1050 TI.

На данный момент лучше взять шестиядерный процессор AMD-FX 6300 за 5000 рублей или двухъядерный Intel Pentium G4560 за 4000 рублей. Первый подойдет для стримов из-за того, что в нем есть 6 ядер, а второй лучше показывает показатели в играх.

Средние процессоры

Средний класс за 7-14 тысяч рублей. К таким относятся: AMD FX-8000 / любой Intel Core I5. Они подходят для видеокарт уровня Geforce GTX 1060 или Radeon RX 480. В данном случае оптимальным решением будет взять процессоры: AMD FX 8320e за 7000 рублей или Intel Core I5 7400 за 12 тысяч рублей.

Предтоповый процессор за 20-34 тысячи рублей (AMD Ryzen 7, младшие версии I7 (I7-6700 и I7-6800K, также I7-700 и I7-7800K)). Процессоры данного класса являются золотой серединой по ценепроизводительность. Они могут выдержать такие видеокарты, как Geforce GTX 1070, GTX 1080, а также Radeon RX 480 или ожидаемый RX 490. Предтоповый сегмент — это минимум для серьезного стриминга.

Оптимальный выбор — Intel Core I7-7700K или AMD Ryzen 7 1700. Оба стоят примерно 21 тысячу рублей.

Топовый процессор

Топовые флагманы за 60-120 тысяч рублей — старшие версии Intel Core I7 (I7-6900K и выше). Топовые флагманы стоит покупать, если вы собрались ставить две и больше видеокарты, такие как GTX 1070 или GTX 1080, а также Geforce GTX Titan.

На данный момент покупать такие флагманы не имеет значение, так как в играх нет особого отличия между такими процессорами и, допустим, с Intel Core I7-7700K.

Что выбрать, AMD или Intel?

Если вам нужна топовая система под стримы или игры — берите Intel. В данный момент самый лучший процессор для этих целей — Intel Core I7-7700K (стоит примерно 21 000 рублей). Если бюджет на его покупку есть, берите его. Он тянет все игры на максимальных и ультра настройках.

Если у вас ограниченный бюджет — берите процессоры от AMD. Допустим процессор FX-8320E стоит всего лишь 7000 рублей, а на его основе можно собрать полноценный игровой компьютер, способный тянуть все новые игры. Данный процессор обеспечит вам не только плавную картинку, но и игру без «Фризов» и «Статтеров». Альтернативы данному процессору по ценекачеству нет. Кроме того, эта сборка также может подойти и под стримы или рендеринг видеороликов.

Если вы готовы возиться с разгоном — берите AMD. Производительность процессоров линейки FX или Ryzen можно существенно увеличить с помощью разгона. Процессоры FX нужно разгонять вместе с оперативной памятью, так как они чувствительны к скорости работы ОЗУ. Если вы не хотите разбираться в тонкостях оверклокинга, тогда берите Intel.

Собрались купить дешевую систему для дальнейшего апгрейда — берите Intel. Хорошим выбором станет Pentium G4560. В дальнейшем его можно будет заменить на Intel Core I7-7700, однако придется брать материнскую плату с запасом.

Нужна производительность в однопоточных приложениях — берите Intel. По производительности на ядро AMD с большим отрывом проигрывает Intel. Эта разница особо ощутима в играх и приложениях, которые не оптимизированы под многоядерные процессоры. (К таким играм относятся World of Warships и World of Tanks).

Стоит ли покупать линейку Ryzen 7?

На рынке в данный момент присутствует три модели Ryzen 7 ценой от 21000 до 35000 рублей. В играх они отстают от Intel Core I7-7700K. Объясняется это тем, что большинство игр не оптимизированы под новую архитектуру и в них не используется все 16 потоков.

После выхода Ryzen, цены на продукты Intel снизились. Intel Core I7-7700K можно купить примерно за те же деньги (около 21 тысячи рублей), что и младший AMD Ryzen 1700. На данный момент для I7-7700K нет конкурентов, но если вдруг вы занимаетесь обработкой видео или работаете в высоконагруженных приложениях, то AMD Ryzen 7 будет вам предпочтительнее.

Что лучше купить, BOX или OEM процессор?

BOX-версия продается в фирменных упаковках и зачастую вместе с кулерами, которая чаще всего значительно дороже, чем обычная «развесная» упаковка. В дополнение на коробочные варианты идет гарантия 3 года, а на «развесные» — 1. Лучше всего взять версию OEM, так как это лишняя трата денег и кулер, который лежит в упаковке, выйдет дешевле, если его покупать отдельно.

Как узнать, насколько мой старый процессор слабее того, что я хочу купить?

Для этого есть много видеороликов на YouTube, а также много сравнений в интернете.

К выбору центрального процессора для компьютера необходимо подойти с максимальной ответственностью, т.к. от качества, выбранного ЦП напрямую зависит работоспособность многих других компонентов компьютера.

Необходимо соотнести возможности вашего ПК с данными желаемой модели процессора. Если вы решили собрать компьютер самостоятельно, то в первую очередь определитесь именно с процессором и материнской платой. Следует помнить, дабы избежать ненужных трат, что не все материнки поддерживают мощные процессоры.

Современный рынок готов предоставить широкий выбор центральных процессоров – начиная от ЦП, предназначенных для малопроизводительных, полу мобильных аппаратов и заканчивая высокопроизводительными чипами для дата-центров. Вот несколько советов, которые помогут вам сделать правильный выбор:

  • Выбирайте производителя, которому доверяете. Сегодня на рынке есть только два поставщика процессоров для домашних ПК – Intel и AMD. Подробнее про преимущества каждого из них расписано ниже.
  • Смотрите не только на частоту. Бытует мнение, что частота является главным фактором, отвечающем за производительность, но это не совсем так. На данный параметр также сильно влияет количество ядер, скорость считывания и записывания информации, объём кэш-памяти.
  • Перед покупкой процессора узнайте, поддерживает ли его ваша материнская плата.
  • Для мощного процессора нужно будет купить систему охлаждения. Чем мощнее ЦП и другие комплектующие, тем требования к этой системе выше.
  • Обращайте внимание на то, насколько сильно можно разогнать процессор. Как правило, недорогие процессоры, которые на первый взгляд не отличаются высокими характеристиками, могут быть разогнаны до уровня ЦП премиум-класса.

После покупки процессора, не забудьте нанести на него термопасту – это обязательное требование. Желательно не экономить на этом пункте и купить сразу нормальную пасту, которая прослужит длительное время.

Выбираем производителя

Их всего два – Intel и AMD. Оба производят процессоры для стационарных ПК и лэптопов, однако, между ними есть весьма существенные различия.

Про Intel

Intel поставляет достаточно мощные и надёжные процессоры, но при этом их цена самая высокая на рынке. В производстве используются самые современные технологии, что позволяет сэкономить на системе охлаждения. ЦП от Intel редко перегреваются, поэтому хорошую систему охлаждения требуют только топовые модели. Давайте рассмотрим преимущества процессоров Intel:

  • Отличное распределение ресурсов. Производительность в ресурсоёмкой программе выше (при условии, что кроме неё больше не запущена другая программа с аналогичными требованиями к ЦП), т.к. вся мощность процессора переводится именно на неё.
  • С некоторыми современными играми продукты Intel работают лучше.
  • Улучшено взаимодействие с оперативной памятью, что ускоряет работу всей системы.
  • Для владельцев ноутбуков рекомендуется выбирать данного производителя, т.к. его процессоры потребляют меньше энергии, они компактны и не так сильно нагреваются.
  • Многие программы оптимизированы для работы с Intel.
  • Многозадачность процессоров при работе со сложными программами оставляет желать лучшего.
  • Есть «переплата за бренд».
  • Если потребуется заменить ЦП на более новый, то велика вероятность того, что придётся поменять ещё какие-нибудь комплектующие в компьютере (например, материнскую карту), т.к. «синие» ЦП могут быть несовместимы с некоторыми старыми комплектующими.
  • Относительно небольшие возможности для разгона, по сравнению с конкурентом.

Про AMD

Это ещё один производитель процессоров, который занимает долю на рынке примерно равносильную Intel. В основном, ориентирован на бюджетный и среднебюджетный сегмент, но также производит топовые модели процессоров. Основные преимущества этого производителя:

  • Соотношение цены и качества. «Переплачивать за бренд» в случае с AMD не придётся.
  • Широкие возможности для апгрейда производительности. Можно разгонять процессор на 20% от первоначальных мощностей, а также настраивать напряжение.
  • Продукты от AMD неплохо работают в режиме многозадачности, по сравнению с аналогами от Intel.
  • Мультиплатформенные продукты. Процессор AMD без проблем будет работать с любой материнской платой, ОЗУ, видеокартой.

Но у продуктов от данного производителя также есть свои недостатки:

  • ЦП от AMD не совсем надёжные, по сравнению с Intel. Чаще встречаются баги, особенно, если процессору уже несколько лет.
  • Процессоры от AMD (особенно мощные модели или модели, которые были разогнаны пользователем) сильно нагреваются, поэтому стоит задуматься о покупке хорошей системы охлаждения.
  • Если у вас встроенный графический адаптер от Intel, то готовьтесь к проблемам с совместимостью.

Насколько важна частота и количество ядер

Бытует мнение, что чем больше ядер и частоты у процессора, тем лучше и быстрее работает система. Данное утверждение является верным лишь отчасти, т.к. если у вас будет установлен 8-ми ядерный процессор, но в связке с HDD-диском, то быстродействие будет заметно только в требовательных программах (и то не факт).

Для стандартной работы за компьютером и для игр на средних и низких настройках, будет вполне достаточно процессора на 2-4 ядра в связке с . Такая комплектация порадует вас быстродействием в браузерах, в офисных приложениях, при несложной обработке графики и видео. Если в эту комплектацию включить вместо обычного ЦП на 2-4 ядра, мощный 8-ми ядерный агрегат, то идеальная производительность будет достигнута в тяжелых играх даже на ультра-настройках (правда, ещё многое будет зависеть от видеокарты).

Также, если у вас встанет выбор между двумя процессорами с одинаковыми показателями, но разных моделей, то потребуется просмотреть результаты различных тестов. На многие модели современных ЦП их можно без проблем найти на сайте производителя.

Что можно ожидать от ЦП разных ценовых категорий

Ситуация с ценами на данный момент обстоит следующим образом:

  • Самые дешёвые процессоры на рынке поставляет только AMD. Они могут неплохо подойти для работы в простых офисных приложениях, сёрфинга в сети и игр типа «Пасьянс». Однако, очень многое в этом случае будет зависеть от комплектации ПК. Например, если у вас мало ОЗУ, слабый HDD и никакой графический адаптер, то на корректную работу системы можно не рассчитывать.
  • Процессоры средней ценовой категории. Здесь уже можно видеть достаточно производительные модели от AMD и модели со средней производительностью от Intel. Для первых потребуется в обязательном порядке надёжная система охлаждения, затраты на которую могут нивелировать выгоду от низкой цены. Во втором случае производительность будет ниже, но зато работа процессора будет гораздо стабильнее. Много, опять же, зависит от комплектации ПК или лэптопа.
  • Качественные процессоры высокой ценовой категории. В этом случае характеристики продуктов как от AMD, так и от Intel примерно равны.

О системе охлаждения

Некоторые процессоры могут поставляться с системой охлаждения в комплекте, т.н. «Боксовой». Не рекомендуется менять «родную» систему на аналог от другого производителя, пускай даже если та выполняет свою работу лучше. Дело в том, что «боксовые» системы лучше адаптированы под свой процессор и не требуют серьёзной настройки.

Если ядра ЦП стали перегреваться, то лучше установить дополнительную систему охлаждения к уже имеющейся. Это выйдет дешевле, а риск что-либо повредить будет ниже.

Боксовая система охлаждения от Intel значительно хуже, чем от AMD, поэтому рекомендуется проявить особую внимательность к её недостаткам. Клипсы, в основном, делаются из пластмассы, к тому же очень тяжёлой. Это вызывают такую проблему – если процессор вместе с радиатором устанавливаются на дешёвую материнку, то есть риск того, что они её «прогнут», приведя в негодность. Поэтому, если вы всё же отдаёте предпочтение Intel, то выбирайте только качественные материнские платы. Также есть ещё одна проблема – при сильном нагреве (более 100 градусов) клипсы могут просто оплавиться. К счастью, такие температуры для продуктов Intel большая редкость.

«Красные» же сделали более качественную систему охлаждения, с металлическими клипсами. Несмотря на это, система весит меньше своего аналога от Intel. Также конструкция радиаторов позволяет без особых проблем установить их на материнскую плату, при этом соединение с материнкой будет в разы качественнее, что исключит вероятность повредить плату. Но стоит учитывать, что процессоры AMD нагреваются сильнее, поэтому качественные боксовые радиаторы – это необходимость.

Гибридные процессоры со встроенной видеокартой

Обе компании занимаются также выпуском процессоров, где имеется встроенная видеокарта (APU). Правда, производительность последней очень низкая и её достаточно только для выполнения несложных повседневных задач – работы в офисных приложениях, сёрфинг в интернете, просмотр видео и даже на нетребовательные игры. Конечно, на рынке есть топовые APU-процессоры, чьих ресурсов хватает даже для профессиональной работы в графических редакторах, несложной обработки видео и запуска современных игр на минимальных настройках.

Такие ЦП стоят дороже и нагреваются значительно быстрее, по сравнению со своими обычными аналогами. Также нужно учитывать, что в случае со встроенной видеокартой, используется не встроенная видеопамять, а оперативная типа DDR3 или DDR4. Из этого следует, что производительность также напрямую будет зависеть от количества ОЗУ. Но даже, если ваш ПК укомплектован несколькими десятками Гб ОЗУ типа DDR4 (самый быстрый на сегодня тип), встроенная карта вряд ли сможет сравниться по производительности с графическим адаптером даже из средней ценовой категории.

Всё дело в том, что видеопамять (даже если её всего один Гб) намного быстрее ОЗУ, т.к. она заточена на работу с графикой.

Однако, APU-процессор в связке даже с несильно дорогой видеокартой, способен порадовать высокой производительностью в современных играх на низких или средних настройках. Но в этом случае стоит задуматься о системе охлаждения (особенно, если процессор и/или графический адаптер от AMD), т.к. ресурсов встроенных по умолчанию радиаторов может оказаться недостаточно. Лучше провести тестирование работы и потом, опираясь на результаты, решить справляется ли «родная» система охлаждения или нет.

Чьи APU-процессоры лучше? До недавнего времени в этом сегменте лидировали AMD, но в последние пару лет ситуация начинает меняется и по мощностям продукты AMD и Intel из этого сегмента уже практически сравнялись. «Синие» стараются брать надёжностью, но в то же время соотношение цена-производительность немного страдает. От «красных» можно получить производительный APU-процессор за не очень высокую цену, но многие пользователи считают бюджетные APU-чипы от данного производителя ненадёжными.

Интегрированные процессоры

Покупка материнской платы, в которую уже впаян процессор вместе с системой охлаждения, помогает потребителю избавиться от разного рода проблем с совместимостью и сэкономить время, т.к. всё необходимое уже встроено в материнку. К тому же такое решение не бьёт по карману.

Но у него есть свои существенные недостатки:

  • Нет никаких возможностей для апгрейда. Процессор, который впаян в материнку, рано или поздно устареет, но чтобы его заменить придётся полностью менять материнскую плату.
  • Мощность процессора, который интегрирован в материнскую плату оставляет желать лучшего, поэтому поиграть в современные игры даже на минимальных настройках не получится. Зато такое решение практически не шумит и занимает очень мало места в системном блоке.
  • Такие материнки имеют не очень много слотов для оперативной памяти и HDD/SSD дисков.
  • При любой незначительной поломке компьютер придётся сдать либо в ремонт, либо (что более вероятно) полностью заменить материнку.

Несколько популярных процессоров

Лучшие бюджетники:


Процессоры средней ценовой категории:


ТОПовые процессоры:


Если вы собираете компьютер с нуля, то лучше изначально купить именно процессор, а потом под него другие важные комплектующие – видеокарту и материнскую плату.

Самые актуальные линейки на данный момент - NVIDIA GeForce GTX 1000-й серии и AMD Radeon 400-й серии. Видеокарта - одна из самых дорогих частей ПК, поэтому в некоторых случаях есть смысл взять видеокарту из прошлогодней линейки, которая также поддерживают все современные технологии, но стоит значительно меньше. Само собой, что у такой видеокарты меньший задел по производительности на будущее.

Выбор графической карты довольно прост: чем выше позиция в линейке, тем выше производительность графического чипа. При выборе одной модели у различных производителей следует смотреть не только на систему охлаждения, но и на объем памяти видеокарты, частоту графического чипа, частоту памяти, разрядность шины и возможные варианты подключения мониторов.

Для сборки хорошего игрового компьютера для игр в формате Full HD (1920x1080) будет достаточно видеокарты уровня NVidia GeForce GTX 1060 / GTX 1070 или AMD Radeon RX 460 / RX 470. Для сборки продвинутого игрового компьютера с поддержкой Quad HD (2560x1440) и возможностью выбора максимальных графических настроек используют карты NVIDIA GeForce GTX 1080 / AMD Radeon RX 480. А для самых мощных игровых систем с поддержкой нескольких мониторов или разрешения 4K потребуются как минимум две топовые видеокарты в связке SLI или Crossfire.

Оперативная память

Оперативная память (ОЗУ) предназначена для хранения временных данных, например, игровых текстур. Актуальный стандарт оперативной памяти - DDR4. Для большинства современных задач будет достаточно от 16 до 32 Гб оперативной памяти, минимум - 8 Гб .

При выборе оперативной памяти опираются на объем каждого модуля и его тактовую частоту. Отдача при покупке высокочастотных комплектов памяти обратно пропорциональна вложениям: при невысоком приросте производительности стоимость каждого модуля будет значительно выше, оптимальный вариант: 2400 – 2800 МГц . Также следует обращать внимание на радиаторы оперативной памяти, которые могут быть несовместимы с некоторыми воздушными системами охлаждения процессора.

При выборе высокочастотного комплекта памяти нужно смотреть на максимальную частоту, которая поддерживается процессором. Если частота памяти выше, она будет автоматически снижена до той, которую способен поддерживать процессор, и возможности ОЗУ будут раскрыты не полностью.

Твердотельные и жесткие диски

В игровом компьютере чаще всего используется гибридная система: на твердотельном (SSD) диске установлена система и сопутствующие программы, а для хранения пользовательских файлов лучше использовать более емкие и дешевые жесткие диски (HDD).

SSD бывают с двумя типами памяти: TLC и MLC. Разница между ними - в способе хранения информации, но важнее различия на практике. MLC-память в целом надежнее, имеет большее количество циклов перезаписи, однако TLC-память дешевле и доступнее. Современные твердотельные накопители строятся по технологии 3D NAND, и здесь грань между TLC и MLC памятью становится практически неощутимой - ресурс записи и скорость доступа у таких накопителей выше, по сравнению с предшественниками.