Мегафон

Внеклассное мероприятие "история письма". «Я к вам пишу…» История почтового дела в России

Воронов С.С.

Введение

Ежедневно с помощью почтовой связи людям доставляются десятки тысяч писем, посылок, бандеролей. Почта помогает общаться людям на разных концах мира. В современном мире, в эру Интернета и качественной телефонной связи почта теряет свою актуальность, но все еще остается главным способом общения людей, а также служит главную роль в пересылке посылок.

Современное представление о почте немного отличается от того представления, которое было у людей в прошлом. Русское слова «почта» произошло от иностранных слов, значение которых на русский язык условно можно перевести как – остановка, станция (где меняли почтовых лошадей).

Почта – это вид связи и учреждение (во многих странах государственное) осуществляющее передачу информации в виде почтовых отправлений (письменной корреспонденции, периодических изданий, денежных переводов, бандеролей, посылок) при помощи транспортных средств (железнодорожным, автомобильным, морским, авиационным транспортом).

Почта у разных народов развивалась по-разному, поэтому в разных культурах были свои особенности почтовой связи. Но все-таки некоторые параллели в истории провести можно.

Древние времена

В начале эпохи возникновения человека или в первобытные времена инструментом передачи важной информации служило голосовое общение. Основным недостатком такого общения являлось отсутствие возможности передачи информации на дальние расстояния. Для передачи сигналов на дальние расстояния в доисторические времена первобытные люди начали использовать барабаны и костры.

Эпоха Великих империй

В эпоху Великих империй (или как ее привыкли называть – эпоху античности) основным способом передачи информации были гонцы и курьеры. В ряде государств (например, Римская империя) почтовая связь была государственная и хорошо налажена. В некоторых странах, при доставке почтовых отправлений на дальние расстояния гонцы отправлялись на лошадях. Почта в эпоху античности в основном активно использовалась руководителями империй или знатью для оперативной связи с отдаленными провинциями или для передачи быстрых сообщений.

Пешие гонцы на службе руководства, как правило являлись рабами и должны были преодолевать большие расстояния, за как можно меньшие промежутки времени, тем самым обеспечивать оперативность принятия решений, как в мирное, так и в военное время. Люди, занимающиеся данным ремеслом, были очень хорошо подготовлены физически.

Крупные восточные государства (Египет, Персия, Китай) из-за больших протяженностей своих территорий и подвластных владений начали использовать в качестве переносчиков почты голубей. Птиц специально обучали и выращивали, после этого произошло понятие «почтовый голубь». Одна из основных задач почты в крупных империях была доставка сообщений связанных с военными целями и даже существовали отдельные службы.

При проведении раскопок разных городов античных культур археологами были найдены рукописи, письмена и другие доказательства того, что почта в те времена уже начала приобретать ту структуру, которую имеет в современном мире. Уже тогда были найдены станции отдыха, служившие «почтовыми отделениями». На данных станциях гонцы меняли лошадей и отдыхали.

Самый большой вклад в развитие почты внесла Римская империя. Почта была подчинена государству, а почтовые перевозки осуществлялись как по суше, так и по морю. Императорам почта была необходима для связи со всеми провинциями Римской империи и имела крупное значение.

Для обычного населения в крупных империях, как правило, не существовало способов доставки почты, т.к. почта, в том виде, в котором она была, служила на благо императоров и знати, поэтому почтовые сообщения доставлялись с помощью друзей, которые по делам путешествовали в другие города, провинции, страны.

Средневековье

Европа

Эпоха Средневековья, известна как эпоха многочисленных войн, военных походов, усилении роли церкви, но в то же время и как эпоха технологического прогресса.

В некоторых европейских странах после падения Римской империи воссоздать государственную почту пытались, но все попытки не привели к положительному результату. Знать осуществляла почтовые перевозки с помощью своих подданных (гонцов, курьеров, возниц).

Т.к. роль церкви в средневековой Европе возрастала и церкви объединялись вокруг одной главной церкви в Риме, то возникла монастырская почта. Главная задача была поддерживать связь между европейскими церквями, монашескими орденами, многочисленными братствами и главной церковью. В истории нет упоминаний об отдельной службе в церкви, занимающейся почтовыми пересылками, но факт активного общения между церквями археологами подтверждается с помощью курьеров-монахов.

С появлением университетов, занимающихся наукой, возникла необходимость общения между ними, а также между учащимися друг с другом и семьями. Возникла университетская почта, как отдельная служба, а гонцы, занимающиеся развозом почтовых сообщений, даже имели определенные привилегии.

Развитие в Европе ремесел, торговли, науки, культуры привело к развитию почтовых отношений, т.к. людям было необходимо оперативно решать возникающие вопросы, а государственной почты все еще не было. Это привело к появлению служб посыльных или курьеров, начали зарождаться почты городов, облегчавшие общение между ремесленниками, торговцами, учеными, художниками, музыкантами и т.д. Через некоторое время возникшими службами начали пользоваться и обычные люди.

Далее возникли институты городских гонцов. В это время зародилось понятие оплаты услуги доставки писем, посылок и т.д. по определенному тарифу. Услугами таких институтов пользовались как знать и государственные управляющие, так и обычные люди. Некоторые городские институты уже тогда начали славиться точностью времени доставки почтовых сообщений.

Централизованная почта, работавшая на нужды государства и занимавшаяся только государственными почтовыми пересылками, начала зарождаться в XV веке во Франции.

Азия

После падения Римской империи, в отличие от Европы, в Азиатских странах уже на работающих почтовых отношениях практически сразу возникла хорошо организованная почтовая служба. Услугами почты пользовалась знать, но ограниченный доступ получали и низшие слои населения. Почтовые курьеры имели знаки отличия (желтые ленты), для того чтобы их можно было узнавать издалека.

Южная и Северная Америка

Как утверждают археологи у индейских племен, таких как инки, ацтеки и другие тоже существовала система доставки почтовых сообщений с помощью курьеров. Курьерами являлись бегуны, которые быстро преодолевали большие расстояния. На определенном расстоянии друг от друга располагались «почтовые дома», где один из курьеров передавал сообщение другому и мог остаться отдохнуть. Таким способом осуществлялась и доставка почтовых посылок. Численность почтовых домиков и самих курьеров была очень большой. Почтовые сообщения передавались как в письменной, так и в устной форме.

XVI –XIX века

В этот промежуток время в наиболее развитых странах Европы (Франция, Англия и т.д.) возникла система централизованной королевской почты. Идея и первые шаги по признанию почты монополией и государственной обязанностью была реализована в Германии в XVII веке. И с началом роста промышленности процесс организации быстрой почтовой связи только ускорился, многие государства закрепили за собой почтовую связь. Практически все слои населения могли позволить себе пользоваться услугами почты. Для перевозок внутри стран очень часто использовались специальные почтовые кареты. Перевозка пассажиров также считалась почтовой перевозкой.

Коренной переворот в потовых перевозках произошел с появлением паровых двигателей, которые были внедрены на пароходах и поездах. Процесс доставки почты стал значительно быстрее. Вся почтовая связь стала доступна всем слоям населения и осуществлялась практически со всеми наиболее отдаленными уголками страны, на новый виток вышли и международные отношения.

В XIX веке был придуман конверт и почтовая марка, бандероли. Почта стало приобретать ту организацию работы, которую имеет в современности.

Расширение железнодорожных и пароходных перевозок привело к тому, что за 80 дней письмо могло проходить через весь земной шар. Почтовые перевозки приобретали популярность и практически в каждой деревне стали возникать почтовые отделения. Сами почтовые отделения также развивались и начали предоставлять клиентам новые услуги и операции.

В конце XIX века был изобретен телеграф, радио, телефон и некоторые функции почтовой связи начали терять свою актуальность, но, тем не менее, почта не утратила своей актуальности.

Почтовые марки также стали приобретать актуальность, как произведения искусства.

В XIX веке был образован Всемирный почтовый союз, включивший в себя множество разных стран.

Современная почтовая сеть предоставляет услуги почтовой связи на всей территории страны, включая все города и сельские населенные пункты. Полный спектр услуг, предоставляемый почтой, стал огромен.

Ведущий 1-й.

Слайд 1

Ведущий 2-й.

Интересно сколько лет пишут, посылают и получают письма?

Слайд 2

Ведущий 1-й.

В сказке Р. Киплинга «Как было написано первое письмо» письмо не писали, а рисовали! И начнём издалека-издалека…

Ведущий 2-й.

Глиняное письмо, которое Вы видите, нарисовано три тысячи лет до нашей эры. Их называли таблетками. Такие письма отправляли в глиняных конвертах. Тот, кому предназначалось письмо, осторожно разбивал конверт, а потом читал письмо.

На Руси первые письма и документы представляли собой берестяные грамоты.

Слайды 3,4

Ведущий 1-й.

Старинные послания вручали гонцу. Гонцам никто не завидовал!

Когда гонец уходил в чужую страну, он завещал своё имущество детям из страха, что не вернётся домой. На одиноко бегущего человека часто нападали хищные звери.

Ведущий 2-й.

Индийский гонец звуками погремушек извещал о своём приближении.

Для доставки почты использовали животных: верблюдов, слонов, лошадей, оленей…

Слайды 5,6,7

Ведущий 1-й.

В непогоду на узких улочках старинных городов была непроходимая грязь – почтальон иногда передвигался на ходулях.

Слайд 8

Ведущий 2-й.

Художники прошлых времён часто изображали почтальонов.

Слайд 9

Ведущий 1-й.

В XVI веке в Англии появились дилижансы. Эти большие крытые экипажи перевозили пассажиров, почту и багаж.

Слайд 10

Ведущий 2-й.

Большой вклад в развитие русской почты внёс выдающийся государственный деятель А.Л. Ордин-Нащёкин. Им была создана регулярная почтовая гоньба (быстрая езда).

Ведущий 1-й.

Откуда к нам пришло слово «почта»?

Боярин Ордин-Нащёкин был образованным, талантливым человеком. Именно он был создателем почтовой связи с зарубежными странами. При подписании договора о мире с Польшей он включил в него пункт о «правильной почте» между двумя государствами.

Так в русском языке появилось слово «почта». На польском и некоторых других языках оно по звучанию было близко к слову «дорога».

Слайд 11

Ведущий 2-й

На трактах России в прошлом веке было более 3 тысяч почтовых станций.

Слайд 12

Ведущий 1-й.

Письма – маленькие путешественники. Из города в город они едут на поезде, плывут на пароходе, летят на самолёте, но когда не было ещё почтового транспорта, существовал ещё один вид доставки писем.

Это была голубиная почта. Она служила человеку веками. Её использовали ещё египетские фараоны, персидские цари, греческие и римские полководцы, мореплаватели.

Слайд 13

Ведущий 2-й

Голубь быстро привыкает к человеку, к его дому, к его крыше. Голубя увозят в закрытом ящике за сотни километров. Он не видит дороги. Выпущенная на волю птица сначала чувствует себя растерянной, потом как бы невидимый компас указывает ей, в какой стороне искать дом.

Но прежде чем голубь поднимется ввысь, осторожные руки прикрепляют к спинке, к лапке или к хвостовому перу крохотное послание.

Слайд 14

Ведущий 1-й.

Особенно прославились голуби во время осады Парижа немецкими войсками в 1870 – 1871 годах.

Прекрасно работала голубиная почта и в Великую Отечественную войну в 1941 – 1945 годах. С переднего края фронта было отправлено 15 тысяч «голубеграмм».

Бывают случаи, когда голубиная почта действует и сегодня. В некоторых странах любители –голубеводы тренируют почтовых, или, как теперь часто говорят, спортивных голубей. Устраиваются соревнования, в том числе международные. Победа присуждается за скорость и точность полёта птиц.

Слайд 15

Ведущий 2-й

Кроме голубиной почты существует и бутылочная почта. Конечно, это не очень-то надёжный способ послать известие из дальнего плавания. Найти бутылку в волнах океана, пожалуй, не легче, чем иголку в стоге сена. Но всё-таки надежда есть. Стеклянному Колумб предпочёл дубовый бочонок. Он заметнее бутылки. И какой же моряк оставит без внимания смолённый бочонок, внутри которого, наверное, плещется доброе старое вино.

Утверждают, что послание Колумба океанские волны носили 360 лет.

Слайд 16

Ведущий 1-й.

Бутылочная почта сегодня служит науке. С кораблей, изучающих Мировой океан, сбрасывают в море стеклянные сосуды с открытками внутри. Нашедшего такой сосуд просят сообщить как можно точнее, где он был выловлен, и отправить открытку научному институту по напечатанному на ней адресу.

В институте знают место и время, когда сосуд был отдан воле ветров и течений. Теперь станет известно, куда они принесли его. Таких бутылок – разведчиц сотни тысяч. Нанесенные на карту линии их путей показывают направления главных морских течений, их скорость, изменчивость.

Слайд 16

Ведущий 2-й

В Сибири у кочевников тундры холодного Таймыра был свой способ доставки писем.

Едет человек на оленях, спрашивает встречного, куда тот держит путь. Если в подходящем направлении, передает ему письмо.

Так послание и переходит из рук в руки, пока не дойдёт до адресата. Доставить письмо – было делом чести.

Слайд 17

Ведущий 1-й.

Прогресс техники отразился на прогрессе почты. Ведь почта – важная часть общечеловеческой цивилизации. Почтовые тракты заменили железными дорогами. Для перевозки почты морем построены быстроходные суда. На большие расстояния письма доставляют самолёты.

Слайд 18

Ведущий 2-й

К середине прошлого века почта действовала почти во всех государствах земного шара. Это были очень разные страны. Богатые и бедные, развитые и отсталые. В 1874 году в Берне, столице Швейцарии, объединились 22 страны Европы. Затем к ним присоединились другие, образовав Всемирный почтовый союз. Теперь в нём около 170 государств, в том числе и Россия.

Слайд 19

Ведущий 1-й.

Письма имеют большое значение в жизни людей. С помощью писем люди общаются на расстоянии, сообщают новости из своей жизни, поддерживают друг друга в трудные минуты и разделяют радость.

Слайд 20

Ведущий 2-й

Мы хотим вам предложить несколько загадок на тему

нашего мероприятия.

Ведущий 1-й.

Всё на ней ездит: и радость, и горе. (Почта.)

Ведущий 2-й

Без крыльев, а летит; без языка, а говорит. (Письмо.)

Ведущий 1-й.

Дом из жести, а жильцы в нём – вести. (Почтовый ящик.)

Ведущий 2-й

У нас рубят, а по всему миру щепки летят. (Письма.)

Ведущий 1-й.

Предлагаем ответить на вопросы викторины.

  1. Что вы чувствуете, когда встречаете на улице почтальона? Почему?
  2. Какая корреспонденция является наиболее долгожданной для вас? Почему?
  3. Когда появились первые письма?
  4. Что привлекает вас в переписке больше - получать письма или писать?
  5. Хранятся ли в ваших семьях письма? От кого? Почему?
  6. Какого содержания бывают письма?

ПОЧТОВАЯ СВЯЗЬ - вид связи, обеспечивающий пересылку и доставку адресатам письменных и печатных материалов, а также денежных переводов, посылок, бандеролей и другое.

Об-ра-бот-ка и транс-пор-ти-ров-ка поч-ты. В ор-га-ни-зационном от-но-ше-нии почтовая связь пред-став-ля-ет со-бой сис-те-му, со-стоя-щую из се-ти пред-при-ятий свя-зи (поч-там-ты, уз-лы и от-де-ле-ния свя-зи) и транс-порт-ных средств, ко-то-рые обес-пе-чи-ва-ют при-ём, об-ра-бот-ку и дос-тав-ку поч-то-вых от-прав-ле-ний. Для приё-ма поч-то-вых от-прав-ле-ний на пред-при-яти-ях свя-зи вы-де-ля-ют-ся специальные по-ме-ще-ния - опе-ра-ци-он-ные за-лы, где рас-по-ло-же-ны ра-бо-чие мес-та опе-ра-то-ров. Опе-ра-то-ры при-ни-ма-ют все ви-ды поч-то-вых от-прав-ле-ний, кро-ме про-стой кор-рес-пон-ден-ции (не-за-каз-ные пись-ма, от-крыт-ки и тому подобное), по-след-няя по-сту-па-ет че-рез ус-та-нов-лен-ные на ули-цах и на пред-при-яти-ях свя-зи поч-то-вые ящи-ки (изо-бре-те-ны в 1653 году во Фран-ции Ж.Ж. Ре-нуа-ром де Вил-лайе).

В го-ро-дах, ку-рорт-ных по-сёл-ках и тоу подобном всё боль-шее рас-про-стра-не-ние по-лу-ча-ют ав-то-ма-ти-зированные пунк-ты свя-зи, пре-дос-тав-ляю-щие ус-лу-ги почтовой связи в фор-ме са-мо-об-слу-жи-ва-ния, где при по-мо-щи поч-то-во-го ав-то-ма-та со встро-ен-ным тер-ми-на-лом, на-ря-ду с про-сты-ми опе-ра-ция-ми (по-куп-кой кон-вер-тов, поч-то-вых кар-то-чек, га-зет), мож-но, например, от-пра-вить за-каз-ное пись-мо.

Об-ра-бот-ка поч-ты в ме-ст-ном поч-то-вом от-де-ле-нии вклю-ча-ет ряд про-из-водственных опе-ра-ций, обес-пе-чи-ваю-щих под-го-тов-ку при-ня-тых поч-то-вых от-прав-ле-ний к пе-ре-сыл-ке по на-зна-че-нию. К основным опе-ра-ци-ям от-но-сят-ся: раз-бор-ка (раз-де-ле-ние) поч-ты по ви-дам, ка-те-го-ри-ям, га-ба-рит-ным раз-ме-рам, мас-се и жё-ст-ко-сти (от-прав-ле-ния не-стан-дарт-но-го раз-ме-ра от-сор-ти-ро-вы-ва-ют-ся для отдельной об-ра-бот-ки); ли-цов-ка и штем-пе-ле-ва-ние - ус-та-нов-ка ад-рес-ной сто-ро-ны письменной кор-рес-пон-ден-ции в оп-ре-де-лён-ное по-ло-же-ние и на-не-се-ние от-пе-чат-ка ка-лен-дар-но-го штем-пе-ля для обо-зна-че-ния мес-та, да-ты, вре-ме-ни его по-сту-п-ле-ния, а так-же га-ше-ния зна-ка поч-то-вой оп-ла-ты; фор-ми-ро-ва-ние пост-па-ке-тов (пач-ки пи-сем и поч-то-вых кар-то-чек, сгруп-пи-ро-ван-ные по ад-рес-ным дан-ным и другим при-зна-кам), их сор-ти-ров-ка с по-сле-дую-щей упа-ков-кой в поч-то-вые меш-ки для даль-ней-шей транс-пор-ти-ров-ки и другое. Из ме-ст-ных поч-то-вых от-де-ле-ний поч-та по-сту-па-ет в меж-рай-он-ный поч-тамт, а от-ту-да - в главный го-род-ской или ок-руж-ной поч-тамт для сле-дую-щей сор-ти-ров-ки. За-вер-шаю-щий этап ра-бо-ты пред-при-ятий почтовой связи - дос-тав-ка и вру-че-ние поч-то-вых от-прав-ле-ний по-лу-ча-те-лю (ад-ре-са-ту).

Пе-ре-воз-ка поч-ты в за-ви-си-мо-сти от кли-ма-тических и до-рож-ных ус-ло-вий осу-ще-ст-в-ля-ет-ся различными ви-да-ми транс-пор-та. Железно-дорожный транс-порт ис-поль-зу-ют пре-имущественно для пе-ре-воз-ки тя-жё-лой поч-ты - по-сы-лок, бан-де-ро-лей, жур-на-лов. Авиа-транс-порт слу-жит в основном для пе-ре-воз-ки га-зет и кор-рес-пон-ден-ции ме-ж-ду круп-ны-ми го-ро-да-ми, ав-то-транс-порт - на меж-рай-он-ных, внут-ри-рай-он-ных и городских поч-то-вых мар-шру-тах, а так-же для вы-ем-ки пи-сем из поч-то-вых ящи-ков, под-воз-ки поч-ты на дос-та-воч-ные уча-ст-ки. Сель-ское на-се-ле-ние в мес-тах, где нет ста-цио-нар-ных пред-при-ятий свя-зи, об-слу-жи-ва-ют пе-ре-движ-ные от-де-ле-ния свя-зи, под ко-то-рые обо-ру-ду-ют-ся ав-то-мо-би-ли по-вы-шен-ной про-хо-ди-мо-сти, кур-си-рую-щие ме-ж-ду на-се-лён-ны-ми пунк-та-ми.

Су-ще-ст-ву-ют и другие сис-те-мы транс-пор-ти-ров-ки поч-ты. Так, например, в Лон-до-не име-ет-ся ра-бо-таю-щая без ма-ши-ни-ста под-зем-ная же-лез-ная до-ро-га, ко-то-рая пе-ре-во-зит упа-ко-ван-ную в меш-ки поч-то-вую кор-рес-пон-ден-цию со ско-ро-стью до 55 км/ч по ли-нии про-тя-жён-но-стью 10,5 км, об-слу-жи-вая неск. поч-там-тов и два круп-ных железно-дорожного во-кза-ла. Другой спо-соб - пнев-ма-тическая поч-та: кап-су-лы с пись-ма-ми пе-ре-сы-ла-ют-ся сжа-тым воз-ду-хом по под-зем-ным тру-бам. Са-мая раз-ветв-лён-ная сис-те-ма та-ко-го ти-па (про-тя-жён-но-стью несколько со-тен км) дей-ст-ву-ет в Па-ри-же, где по под-зем-ным тру-бам пись-ма и де-неж-ные пе-ре-во-ды до-став-ля-ют-ся во все городские поч-там-ты.

История почты...

Почта происходит от немецкого слова - Post, итальянского - Posta, от позднелатинского - Posito, что означает - станция с переменными лошадьми, станция в пункте.

Самые древние сведения о почте относятся к Ассирии и Вавилону. Люди, населяющие эти древние страны, писали клинописью на глиняных табличках. Эти сведения знает каждый школьник. Однако ассирийцы еще в III тысячелетии до нашей эры применяли то, что может называться предшественником конверта. После обжига таблички с текстом письма, ее покрывали слоем глины, на котором писался адрес получателя. Затем таблички снова обжигались. В результате выделения при повторном обжиге водяных паров табличка-«письмо» и табличка-«конверт» не становились единым куском. «Конверт» разбивали и читали «письмо». До наших дней дошло два таких письма. Они вместе с «конвертами» хранятся в Лувре.

4000 лет назад неизвестный египетский художник на одной из стен погребальной пещеры фараона Нумхотена нарисовал воина, держащего в одной руке свиток, а в другой руке - открытый лист-письмо, который подает своему начальнику. Так до нас дошло вещественное доказательство существование почты в те далекие времена. Документальные материалы о почтовых сообщениях мы имеем и среди других памятников древней культуры.

Письменное сообщение можно было передавать от одного гонца к другому без опасения исказить сообщение. Для транспортировки писем также применяли почтовых голубей.

Во времена Кира и Дария в Персии(558 - 486 года до нашей эры) почтовая связь была налажена очень хорошо. На станциях персидской почты постоянно были наготове гонцы и оседланные лошади. Почта передавалась гонцами по эстафете от одного к другому. Эта была так называемая эстафетная почта.

Славилась и древнеримская почта. Она играла огромную роль в управлении громадной Римской империей. В важнейших центрах империи содержались специальные станции, снабженные конными курьерами. Римляне обычно говорили «Statio posita in…”(Станция расположена в …). Как считают специалисты, именно из сокращения этих слов и появилось слово ПОЧТА (“Posta”).

Документально подтвержденные сведения о возникновении почты в Китае относятся к очень отдаленным временам. Государственная почта Китая существовала уже при династии Чжоу (1027 - 249 года до нашей эры). Она располагала пешими и конными гонцами. Императоры династии Тан (618 - 907 года до нашей эры) уже назначали генерал - почтмейстеров.

Эстафетная почта Китая доставляла императорские приказы и сообщения императору с необыкновенной быстротой. На древней китайской гравюре мы можем видеть, как выглядел китайский пеший почтовый гонец. Хотя работа и нелегка, но любимый зонт должен скрасить гонцу трудности далекого путешествия.

В арабском Халифате к 750 году все государство было покрыто сетью дорог, по которым курсировали гонцы - пешие и верховые на лошадях, верблюдах и мулах. Они доставляли государственную и частную почту. О большом значении почтовой службы государства свидетельствует знаменитое высказывание халифа Мансура, основавшего Багдад (762 год).

«Мой трон покоится на четырех столпах, а моя власть опирается на четырех человек: это безупречный кади (судья), энергичный начальник полиции, деятельный министр финансов и мудрый почтмейстер, который информирует меня обо всем».

В Греции почтовая система была достаточно хорошо налажена в виде сухопутной и морской почтовой связи, но она не могла значительно развиться из-за множества воюющих между собой городов-государств. Правительства для передачи сообщений имели в своем распоряжении, как правило, пеших посланцев. Они называлисьгемеродромами. Гонцы-бегуны преодолевали за час расстояние в 55 стадий (около 10 км) и за один рейс - 400-500 стадий.

Самый известный из этих курьеров был Филиппид, который по преданию Плутарха в 490 году до н.э. донёс в Афины известие о победе в битве при Марафоне и умер от истощения. Этот бег был первым Марафоном в истории. Филипид передал только устное послание. Для передачи особо спешных сообщений уже в древности посылали верховых гонцов. Как пишет Диодор, один из военачальников Александра Македонского держал при своём штабе гонцов - всадников на верблюдах.

Государства инков в Перу и ацтеков в Мексике еще до 1500 года имели регулярную почту. Следует отметить, что почта инков и ацтеков использовала только пеших гонцов. Дело в том, что лошадей в Южную Америку завезли европейцы - завоеватели только в 16 веке.

Расстояние между соседними станциями не превышало трех километров. Поэтому оно преодолевалось гонцом в высоком темпе. Характерная особенность почты инков и ацтеков заключалось в том, что кроме почты, гонцы должны были доставить свежую рыбу к столу императора. Рыба доставлялась с побережья в столицу в течение 48 часов (500 км). Оцените скорость доставки. Думаю, что современная почта вряд ли быстрее, хотя имеет в своем распоряжении машины, поезда и самолеты.

Во времена расцвета культуры майя также имелась развитая служба гонцов, но о ней известно очень мало.

Но, практически везде, почта, как в древности, так и в средние века почта служила только властителям и высшим чиновникам государства. Но вот к частному человеку это учреждение очень долго не имело никакого касательства. Достаточно сказать, что в стране инков почтовые тракты вообще шли в обход населенных пунктов.

Однако простые люди тоже хотели использовать почту для своих целей. На первых порах их сообщения передавались в частном порядке через купцов («почта мясников»), почтовой службы рыцарского ордена, странствующих монахов и гонцов университетской почты.

Бурное развитие ремесел и торговли в феодальной Европе заставило людей организовывать регулярный почтовый обмен между городами. Имеются документы, подтверждающие наличие городских гонцов уже в 14 веке. Однако наиболее известна почтовая служба Ганзейского союза.

Ганза - торговый и политический союз северогерманских городов в 14 - 17 веках. С вступлением в Ганзу Рейнского союза возникла первая почтовая сеть, которая, минуя все границы городов и мелких княжеств, доставляла почту по все территории Германии. Далее через Нюрнберг, почта уходила в Италию и Венецию, а через Лейпциг в Прагу, Вену и другие города. На этом примере мы видим уже зачатки международной почты.

Следующим заметным достижением развития почтовой службы может служить почтовая служба дворянского рода Турн-и-Таксис. Первое упоминание о почте Турн-и- Таксис относится к 1451 году, когда Рожер Таксис организовал курьерскую линию через Тироль и Штейермарк. Далее потомки дома Таксисов делают стремительную карьеру в почтовом ведомстве.

В 1501 году Франц Таксис становится генерал - почтмейстером Нидерландов. До начала 16 века почтовая служба Таксисов строилась на основании феодальных привилегий дому Таксисов. Так как, почтовое дело стало становиться доходным, то у почты Таксисов появились конкуренты. В первую очередь это почта городов. В 1615 году очередной Таксис - Ламораль становится имперским генерал - почтмейстером.

Более того, имперским указом эта должность была объявлена пожизненной и наследственной для рода Таксисов. Кстати, приставку «Турн» Таксисы присоединили к своей фамилии в 1650 году, получив ее в качестве пожалования короля.

Ламораль Таксис, новый генерал - почтмейстер, был вынужден просить у императора издания нового указа против «дополнительных почт и дополнительных линий, обслуживающихся гонцами». Все это положило началу борьбу почты Турн-и-Таксис с конкурентами. Эта борьба велась на протяжении столетий. Почта Таксисов сумела устоять и победить. Аккуратность, быстрота и честность - таков был девиз почты Турн-и-Таксис. Именно этот девиз, строжайше соблюдался на практике. Впервые торговые люди и банкиры, простые люди и государственные чиновники могли быть уверены, что письма, документы, деньги быстро дойдут до адресата, и они вскоре получат ответ. Все это имело огромное значение для общества.

В 1850 году почта Турн-и-Таксис присоединилась к германо-австрийскому союзу. К этому времени во многих странах уже были выпущены почтовые марки. Правила германо-австрийского почтового союза предусматривали для его участников обязательство выпускать почтовые марки.

Именно поэтому 1 января 1852 году вышли первые почтовые марки почты Турн-и-Таксис. Всего почта Турн-и-Таксис выпустила 54 почтовые марки. Выпускала почта Турн-и-Таксис и маркированные конверты.

История почты Турн-и-Таксис заканчивается только в 1867 году, когда Пруссия приобрела права на все почтовые учреждения дома Турн-и-Таксис.

В 1973 году в Бельгии вышла марка, посвященная почте Турн-и-Таксис. Одной из первых почтовая служба Таксисов появилась на территории Бельгии. Служащие этой своеобразной империи имели широкие права и привилегии. На почтовой марке отражена одна из них. На правом боку, сидящего на коне курьера, виден почтовый рожек.

В то время только служащие дома Таксисов имели право трубить в него. Звук рожка предупреждал почтовые станции о приближении курьера, на смену которому готовилась смена. Сигнал рожка освобождал от подорожной платы, в ночное время открывал городские ворота, заставлял встречный транспорт сворачивать с пути, уступая дорогу спешащему с почтой курьеру.

Услышав звук рожка, сменщик готовил своего коня, чтобы принять почту и немедленно отправиться далее. Гонцы обязаны были двигаться со скоростью не менее мили в час. В случае нарушений они подвергались штрафам.

В 17 веке Швеция стала великой державой, и появилась необходимость в регулярной связи с ее владениями за Балтийским морем. Первыми почтальонами были королевские курьеры. Затем корреспонденцию доставляли так называемые «почтовые крестьяне». Они жили вблизи основных дорог, освобождались от разного рода повинностей, например, воинской, но были обязаны переправлять государственную почту.

Обычно посылали батрака, который бежал, трубя в рожек, километров за 20-30 к соседу. Передав свою почту и получив в обмен другую, он отправлялся домой. Если письма опаздывали, ему грозило наказание. Корреспонденция доставлялась и по морю, например, на лодках из Швеции на Аландские острова и далее в Финляндию и Санкт-Петербург. «Почтовые крестьяне» работали круглый год, независимо от погоды. Особенно опасна была переправа весной и осенью, когда они, то волокли лодку по льду, то ставили паруса, то брались за весла. Немало людей погибала во время шторма.


Русская почта является одной из старейших в Европе. Первое упоминание о ней в летописях относится к 10 веку. В киевской Руси существовала обязанность населения с названием «повоз». Эта обязанность заключалась в необходимости предоставлять лошадей для княжеских гонцов и его слуг.

Еще до татаро - монгольского нашествия в России существовали почтовые дороги и почтовые станции. Просто захватчики стали использовать их для организации своей почты. Они ввели натуральную повинность для населения, названную «ям». Ям - это обязанность населения предоставлять лошадей и людей (какой же хозяин способен передать свою кормилицу в чужие руки!) для перевозки грузов и почты.

Татаро-монгольское иго сгинуло, но тюркское слово «ям» осталось в русском языке в качестве названия одной из многочисленных повинностей русского населения (вспомним самые известные - барщина, десятина и т.п.). Ямами стали называть почтовые станции, где гонцы меняли лошадей. С 16 века ямы находились в ведении Ямского приказа, предшественника Почтового департамента России (1782 год). Да и слово ямщик имеет те же корни. Хотя интересно отметить, что вначале ямщиками называли станционных смотрителей, и только позднее значение этого слова изменилось на современный лад: ямщик - человек, непосредственно управляющий лошадьми почтовых троек.

О тяжёлой работе ямщиков того времени свидетельствует грамота новгородскому воеводе боярину князю Урусову (1684): …Послана к вам наша Великих Государей грамота, велено ямщикам, которые с почтою гоняют мешкотно и оплошно, учинить наказанье, бить батоги нещадно, и впредь приказать им гонять с яму на ям с почтою с великим поспешением днём и ночью, на добрых лошадях, и становились бы на яме в указанные часы и гоняли б ямщики сами по очередям, которые к той гоньбе выбраны, а работников своих посылали, и ни кого не нанимали, а на ямах бы нигде не стояли и не мешкали. А велено им гонять летом в час по семи вёрст, а в осень и зимою по пяти вёрст, и в том почтари чинятся непослушны, по ночам не гоняют.


Четкая почтовая служба в России появилась, однако, только при царе Алексее Михайловиче. Организатором «правильной» почтовой гоньбы в России стал глава тогдашнего русского правительства боярин Афанасий Лаврентьевич Ордин-Нащокин (1605 - 1681). Он же является инициатором создания и зарубежной почты России (почтовая линия Москва - Вильну). На почтовом блоке, выпущенном к 100-летию русской почтовой марки хорошо видны наиболее яркие страницы истории русской почты.



Как видно из этих кратких примеров, развитие почты в различных странах имело немало отличий, но, в принципе, эволюция почты различных стран шла достаточно похожим путем. Начиналась она с доставки сообщений и приказов сильных мира сего, на каком то этапе она стала обслуживать и нужды других людей. Да и принципы построения достаточно похожи.


История почты развивается дальше. У почтовиков появляется форменная одежда. Появляются знаки почтовой оплаты и коллекционеры их. Совершенствуются способы доставки и защиты информации от любопытных глаз. Создается Всемирный почтовый союз. Появляются все новые и новые средства связи.

С 1677 года в России начала действовать международная почтовая служба. Первые линии общедоступной почты пошли за рубежи русского государства в «немецкие» страны - так русские люди называли земли, где говорили на непонятных нашим предкам «немых» языках. Помимо международных отправлений, «немецкая почта» доставляла так же купеческие письма и правительственные бумаги по России. Благодаря «немецкой почте», в почтовой службе были организованы пункты обмена корреспонденцией и введены правила, обеспечивающие регулярность доставки почты. Примечательно, что «немецкую почту» от западноевропейских отличало то, что она являлась государственным учреждением, тогда как на Западе доставкой писем в основном занимались частные предприятия.

Прообразом привычного нам почтового ящика послужили флорентийские тамбури — общедоступные ящики, которые устанавливались у стен церквей и соборов, первый почтовый ящик был установлен еще в XVII веке во Франции.
В России первый почтовый ящик появился в Санкт-Петербурге 13 декабря 1848 года. Синего цвета, сделанный из дюймовых досок и обшитый железом, он был неудобен в использовании и легко взламывался, поэтому стал настоящей находкой для почтовых воришек. Чтобы предотвратить почтовое воровство, власти заменили деревянные ящики на чугунные - весом более сорока килограммов. И лишь в 1910 году конструктор П.Н. Шабаров разработал железный почтовый ящик с механически открывающейся донной дверцей, которым мы пользуемся до сих пор.

Интересная информация об истории почтового письма.

История почтового письма насчитывает не только столетия, но тысячелетия. Происхождение письма было вызвано необходимостью обмениваться информацией. Первые письма отправлялись только в военных целях и были широко распространены в Ассирии, Персии, Египте. Тогда использовались пешие или конные гонцы, которых сейчас назвали бы курьерами. Да, современным представителям этой профессии есть чему поучиться, так как, например, в Древней Греции они за час пробегали 55 стадий, что примерно составляет 10км, а за один рейс – 400-500 стадий. Самой прославленной и организованной была история письма Древнего Рима. Юлий Цезарь создал государственную почту, и перевозки писем стали упорядоченными: имелись крупные и мелкие почтовые станции, где возницы могли передохнуть и переночевать, поменять лошадей.

Узелковое письмо считается одним из древнейших способов тайнописи.

Этот вид шифрования представлял из себя шнур или веревку с последовательно завязанными на ней узлами. Каждый узел имел свое местоположение на шнуре и, иногда, отличался от соседствующих с ним узлов по способу завязывания. Чаще всего комбинации узлов соответствовали не буквам или слогам, а целым понятиям. Например, два узла вместе, означали слово «да", три узла – «нет", четыре узла – «опасность" и т.д.

Берестяные грамоты – письма, записки, документы 11–15 вв., написанные на внутренней стороне отделенного слоя березовой коры (бересте).

Возможность использования бересты в качестве материала для письма была известна многим народам. Античные историки Дион Кассий и Геродиан упомянули записные книжки, изготовленные из бересты. Заготавливавшие бересту для своих писем американские индейцы долины реки Коннектикут называли росшие в их земле деревья «бумажными березами».

Пергамент имел целый ряд преимуществ и всего один недостаток. Преимущества заключались в чрезвычайной прочности и долговечности материала. Чернильную надпись на пергаменте можно было смыть и использовать полотнище повторно. Срок службы пергамента определялся механической прочностью выделанной кожи и был, по сути, неограниченным. Книгу, написанную на пергаменте, можно было свернуть в свиток, сложить вдвое или вчетверо. Пергамент не темнел, не пересыхал, не трескался и не ломался. Полотнища пергамента можно было сшивать, получая листы очень большого размера. Можно было брошюровать листы пергамента, переплетать их в кодексы - в тетрадки по 4 листа и, соответственно, по 16 страниц.

Недостаток пергамента заключался в трудоемкости производства, что приводило к его непомерной дороговизне.

Глиняная табличка - древнейший письменный инструмент, просуществовавший почти без изменений тысячелетия. Глиняные таблички появились там, где возникла первая письменность, - в Египте и Месопотамии. Они представляли собой деревянные дощечки со слоем сырой глины на лицевой поверхности

На глиняной табличке писали тростниковыми или костяными палочками. Затем табличку подсушивали. Благодаря тому, что слой глины был достаточно тонким, табличка при высыхании не растрескивалась и сохранялась в целости довольно долго. Надпись стирали, смачивая табличку водой и выравнивали глиняную поверхность.

Письма в картинках.

Известно, что люди сначала научились рисовать, а потом уже писать буквами. Если нужно было написать «тигр», то люди рисовали тигра. Надо было написать «охота» - люди рисовали охотника и зверя. На стенах пещер, где жили древние люди, найдено много таких рисунков. Получилось так, что древние люди оставили для потомков письма-рассказы, хотя и не умели писать.
А иногда всю биографию человека можно прочитать на нем самом: у многих народов существует обычай украшать свое тело рисунками и узорами

Голубиная почта.

Голубей особых пород отличает прекрасная память, привязанность к месту гнездования и отличные навигационные способности. Голубеграммы применялись для военных и гражданских целей. Знания об удивительных характеристиках голубей еще в древности натолкнули людей на мысль использовать их для быстрой передачи важных письменных сообщений. Они так и назывались «голубеграммы».

Выведением и селекцией голубиных «почтальонов» в основном для военных целей специально занимались в Древнем Египте, Древней Греции, в Римской империи и других государствах.

Множество голубей «служили в армии» и в более поздние времена. Так, почтовые голуби доставили более миллиона писем во время франко-прусской войны 1870-1871 гг. Голуби из осажденного немцами Парижа летели с депешами сквозь шрапнель и ружейную стрельбу. Поэтому птицы прилетали на голубятню порой израненные и даже ослепленные. Для перехвата пернатых курьеров немцы бросили на фронт «эскадрильи» соколов, и голуби стали гибнуть один за другим. Но французам помогло оригинальное решение проблемы – они снабдили голубей оружием устрашения, прикрепив к их хвостам крошечные свистки. И соколы, хотя и были очень голодны, стали бояться нападать на свистящих птиц.

Бумажные конверты.

Бумажные конверты появились в 1820 году, а до этого корреспонденцию писали на бумаге, потом складывали определенным образом и опечатывали

В античные времена обходились вовсе без конвертов. Послания писались на восковых табличках, их складывали попарно лицом друг к другу и перевязывали шнурком, на котором ставили печать.

Ямская гоньба.

Отличие почты от ямской гоньбы заключалось в том, что ямская гоньба могла быстро доставить одну важную депешу по конкретному адресу. Европейская же почта ходила более медленно, но регулярно, к ее отправке можно было собрать большое количество писем и отправить каждое из них в строго определенное время в любую точку вдоль почтовой линии.

Европейский опыт понадобился тогда, когда потребности российского внешнеполитического ведомства заставили поднять информационный обмен на новый уровень. На подавляющем большинстве направлений российские власти еще многие десятилетия продолжали пользоваться ямской гоньбой.