Мтс

Внеклассное мероприятие "история письма". Краткая история почты

В XVI веке царские грамоты, приказы, а иногда и частные письма развозили из одного пункта в другой гонцы - нарочные . Им поручалась доставка обыкновенно одной грамоты или одного письма. Ямщики развозили как грамоты, так и кладь и людей. При этом для надзора над ямщиками и доставки государственных бумаг был учреждён Ямской приказ (с 1516 года).

Почта оказалась очень выгодным предприятием. В 1668 году ван Сведен узнал, что на право содержать почту претендует иноземец Леонтий Марселис, семейству которого покровительствовал глава русского внешнеполитического ведомства А. Л. Ордин-Нащокин . Между Марселисом и ван Сведеном был устроен торг, в результате которого победил Марселис, обязавшийся поставлять для нужд российского правительства «всякие подлинные ведомости» бесплатно, если корреспонденцию будут возить государственные ямщики, подчиняющиеся Ямскому приказу . Первая почта Марселиса была «отпущена» из Москвы на Ригу 17 сентября 1668 года, а 1 марта 1669 года заработала почтовая ветка между Москвой и Вильно . Свои затраты Марселис окупил благодаря тому, что опираясь на поддержку А. Л. Ордина-Нащокина добился запрета для иностранных купцов посылать письма иначе, кроме как через его почту. При этом стоимость пересылки возросла .

О тяжёлой работе ямщиков того времени свидетельствует грамота новгородскому воеводе боярину князю Урусову (1684) :

…Послана к вам наша Великих Государей грамота, велено ямщикам, которые с почтою гоняют мешкотно и оплошно, учинить наказанье, бить батоги нещадно, и впредь приказать им гонять с яму на ям с почтою с великим поспешением днём и ночью, на добрых лошадях, и становились бы на яме в указанные часы и гоняли б ямщики сами по очередям, которые к той гоньбе выбраны, а работников своих посылали, и ни кого не нанимали, а на ямах бы нигде не стояли и не мешкали. А велено им гонять летом в час по семи вёрст, а в осень и зимою по пяти вёрст, и в том почтари чинятся непослушны, по ночам не гоняют.

Российская империя

В XVIII веке

В 1721 году Петр I ввёл должность генерал-пост-директора (генерал-почтмейстера), которому он подчинил почту и ямскую службу, но только в 1782 году «немецкая» и ямская почты окончательно слиты в единую организацию. В результате этой реформы почтовые учреждения обрели четкую иерархическую структуру. Высшими органами были почтамты, им были подчинены губернские почтмейстеры, а губернским почтмейстерам - уездные. Низшей ступенью местного почтового управления стали почтовые станции .

В 1723 году Ямской приказ был переименован в Ямскую канцелярию. К 1725 году общая протяженность почтовых путей составляла &&&&&&&&&&010677.&&&&&0 10 677 вёрст.

Начиная с первой четверти XVIII века новые почтовые ветки стали учреждаться всё чаще. Однако установление регулярной почтовой связи даже с крупными городами растянулось на десятилетия: только по указу 1740 года почтовые конторы появились во всех главных городах провинций и уездов . Маркиз де ла Шетарди о почте в России в 1740 году писал, что, кроме почты из Петербурга и Москвы за границу, других почт в России не было. Все предписания и другая переписка за границу и прочие места, где расположены войска, посылаются с нарочными, по большей части из унтер-офицеров. Что же касается до внутренних сношений между собою, то русские купцы свои торговые операции по большей части производят зимой; удобства санного пути доставляют им средства путешествовать с весьма незначительными издержками, на своих лошадях и при том почти также скоро, как и по почте .

В XIX веке

В 1820-х годах в России появились первые почтовые дилижансы. В 1840 году в Санкт-Петербурге открыто «отделение почтовых карет и брик». Лишь конкуренция со стороны железной дороги постепенно свела на нет перевозку пассажиров на почтовом транспорте .

В 1831 году вышло «Положение об учреждении вольных почт в России» .

В 1833 году в Санкт-Петербурге открылась первая в России внутригородская почта, о чём 29 января 1833 было сообщено в «Санкт-Петербургских ведомостях ». Город был поделён на 17 почтовых округов. Существовало 45 пунктов приёма писем. Корреспонденцию забирали 3 раза в день, доставляли на почтамт, сортировали и доставляли адресатам .

В XIX веке происходил быстрый рост числа почтовых учреждений. Если к началу столетия в России насчитывалось около 460 почтовых учреждений с 5 тыс. служащих, то по состоянию на 1896 год в почтово-телеграфном ведомстве числилось свыше 33,8 тыс. человек .

В 1843 году был введён единый почтовый тариф на пересылку корреспонденции (кроме международной) независимо от расстояния, что позволило существенно упростить почтовую оплату и сбор корреспонденции .

Осуществление почтовой реформы 1843 года и установление с 1 января 1844 года оплаты письма только по весу, не зависимо от расстояния, создали предпосылки для применения в России знаков почтовой оплаты . С 1 января 1845 года на территории Великого княжества Финляндского были введены штемпельные конверты («куверты»). С 1 декабря того же года аналогичные конверты были введены для городской почты Санкт-Петербурга , а с 27 февраля 1846 года - Москвы . С 1848 года штемпельные конверты, выпущенные Почтовым департаментом, начали применяться в России повсеместно .

До конца 1840-х годов письма от населения принимали только в почтовых конторах. Позднее корреспонденцию стали принимать в мелочных лавках, а потом, после появления в 1857 году почтовых марок, и просто через почтовые ящики. К 1896 году число почтовых ящиков превысило 15,2 тыс. штук .

Долгое время основной объём почтовой пересылки составляла казённая (служебная) корреспонденция. Только в годы реформ 1860-х годов частная пересылка стала преобладать над государственной. Это положительно сказалось на финансовых показателях: если еще в 1884 году почта принесла казне 1 млн руб. убытка, то в 1896 году чистый совокупный доход от почты и телеграфа превысил 12,7 млн руб.

С 1864 года в России была введена обязательная оплата заграничной корреспонденции почтовыми марками .

В 1874 году Российская империя в числе первых государств подписала Всемирную почтовую конвенцию и стала членом Всемирного почтового союза. В 1878 году в российской почтовой системе стали применять начала, принятые единогласно на парижском Всемирном почтовом конгрессе всеми европейскими правительствами .

Земская почта

1 января 1864 года в России были образованы земства - органы местного самоуправления . В 1865 году земствам разрешили учреждать почту со своими правилами и таксами и иметь свои почтовые марки . Земская почта существовала практически во всех уездах. Одновременно с марками в некоторых местах выпускали и штемпельные конверты.

Русская почта за границей

В конце XIX - начале XX веков для обеспечения связи между различными российскими государственными и частными организациями и лицами за границей Российской империи , в регионах, где официальная или местная почта считалась ненадёжной, российское правительство стало создавать свои почтовые конторы. Для нужд этих контор использовались обычные российские марки или издавались ЭЗГБ (а иногда и на местах) специальные почтовые марки и цельные вещи , изготавливались штемпели . Номиналы знаков почтовой оплаты указывались в российской или местной валюте, а стоимость пересылки корреспонденции, как правило, соответствовала тарифам, действовавшим в этот период в России .

Декретом от 26 октября 1917 года об образовании Рабочего и Крестьянского правительства, изданным в числе первых декретов Советской власти , в составе советского правительства был предусмотрен Народный комиссариат почт и телеграфов (Наркомпочтель) .

В 1918 году на территории РСФСР началась гражданская война . Несмотря на это, почтовая связь функционировала, прерываясь и восстанавливаясь в зависимости от хода военных действий.

16 апреля 1918 года в целях централизации деятельности почты, а также в целях борьбы с бойкотом со стороны телеграфных и почтовых служащих прежнего режима был издан Декрет об организации управления почтово-телеграфным делом. Данный Декрет упразднил старые почтовые должности начальника почтово-телеграфного округа, почт-директора, начальника управления телеграфов, начальника отдела перевозки почт по железной дороге, их помощников и главных механиков. Для управления каждым почтово-телеграфным округом была введена коллегия, возглавляемая комиссаром, которого утверждал нарком из числа кандидатов, представленных областным или губернским органом Советской власти . Декрет особо запрещал всем органам Советской власти вмешиваться в дела почты (любые пожелания надлежало подавать в Наркомпочтель) .

С 1 января 1919 года по 15 августа 1921 года в РСФСР была введена бесплатная пересылка простых писем и почтовых карточек.

  • Ранняя история русской почты на марках СССР

Российская Федерация

В советское время предприятия почты и электросвязи были объединенными, существуя сначала в составе областных и республиканских управлений связи, а затем в составе государственных предприятий связи и информатики . После распада СССР было принято решение о выделении почтовой связи в самостоятельную отрасль: 16 ноября 1992 года образовано Федеральное управление почтовой связи при Министерстве связи Российской Федерации . Приказом Министерства связи с 1 января 1993 года в составе Федерального управления почтовой связи были образованы территориальные (областные, краевые, республиканские) управления федеральной почтовой связи (УФПС) и учреждения почтовой связи Москвы и Санкт-Петербурга . Этим же приказом были утверждены перечень работ по разделению структур почтовой и электрической связи и принципы разделения почтовой и электрической связи.

В 1994 году был учрежден профессиональный праздник работников почтовой связи - День российской почты . Помимо этого, в 1997 году в целях восстановления геральдических традиций российской почты и повышения её авторитета были учреждены флаг и эмблема организаций федеральной почтовой связи Российской Федерации .

17 октября 1995 года Федеральное управление почтовой связи было реорганизовано в Федеральную службу почтовой связи Российской Федерации (ФСПС России) . 14 августа 1996 года Федеральная служба почтовой связи была упразднена, а её функции переданы Министерству связи России .

В 1996 году Минисвязи России впервые за многовековую историю существования российской почты решило нарушить государственную почтовую монополию на некоторые почтовые услуги, в результате чего в России возникли коммерческие почтовые компании. В число услуг новых компаний вошли курьерская доставка почтовых отправлений, пенсий и пособий, пересылка посылок, распространение периодической печати. Другим президентским указом в 1997 году были восстановлены геральдические традиции российской почты - эмблема и флаг.

По состоянию на 1998 год почтовая сеть страны объединяла 149 почтамтов, 28 отделений перевозки почты при железнодорожных станциях и аэропортах, 43 тыс. отделений связи. В отрасли было занято 380 тыс. человек. Валовый доход государственной почтовой службы в 1997 году составил 9 млрд руб.

Галерея

См. также

Примечания

  1. Карнович Е. П. // Исторический вестник . - 1884. - Т. XV. - С. 615-625.
  2. Кисин Б. М. Страна Филателия / Ред. В. Нездвецкий. - М. : Просвещение , 1969. - 240 с. - 100 000 экз. (Проверено 15 июля 2016)
  3. Дела Тайного приказа // Русская историческая библиотека, издаваемая императорской Археографической комиссией. - СПб. , 1907. - Т. 21. - Кн. 1. - Стб. 1065.
  4. Вести-Куранты. 1656 г., 1660-1662 гг., 1664-1670 гг.: Русские тексты. Ч. 1. / Изд. подгот. В. Г. Демьяновым при участии И. А. Корнилаевой; Завершение работы над изд. и подгот к печати: Е. А. Подшивалова, С. М. Шами; Под ред. А. М. Молдована и И. Майер. - М. : Рукописные памятники Древней Руси, 2009.
  5. , с. 10.
  6. , т. 2, с. 4-11.
  7. , т. 2, с. 36, 37.
  8. , т. 2, с. 39, 40.
  9. Почта // Экономическая история России с древнейших времен до 1861 г.: Энциклопедия. - М. : РОССПЭН, 2009. - Т. 2. - С. 359-364.
  10. По другим данным, например, в сводке Мосгоархива, почтамт был основан в 1700 году. (Проверено 8 декабря 2008)
  11. Пекарский П. Маркиз Де-Ла-Шетарди въ России 1740-1742 годовъ. - СПб. : Типография Иософата Огризко, 1862. - С. 86.
  12. В электронной книге «История Смоленской почты» Виктора Гурова указывается, что должность почтальона для доставки частной корреспонденции на дом была учреждена в 1746 году. (Проверено 8 декабря 2008)
  13. Положение об учреждении вольных почт в России.
  14. Шерих Д. Ю. Городской месяцеслов. 1000 дат из прошлого Санкт-Петербурга, Петрограда, Ленинграда. К 290-летию Санкт-Петербурга. - СПб. : Петербург - XXI век, 1993. - 224 с. - Тираж &&&&&&&&&&030000.&&&&&0 30 000 экз. - ISBN 5-85490-036-X .
  15. Каталог-справочник отечественных знаков почтовой оплаты: сб. в 3 т. - М. , 1990. - Т. 1. - С. 5-188. - (Прил. к журн. «Филателия СССР» и «Филателия»); 1992. - С. 322-327. - Т. 3. - (Прил. к журн. «Филателия»).
  16. Декрет II Всероссийского съезда Советов об образовании Рабочего и Крестьянского правительства
  17. Декрет об организации управления почтово-телеграфным делом
  18. Почта России в XIX-XX вв.
  19. «О создании Федерального управления почтовой связи при Министерстве связи Российской Федерации» ()
  20. Приказ Минсвязи РФ от 24.11.1992 г. № 433
  21. Указ Президента РФ от 16 мая 1994 г. № 944 «О Дне российской почты» (Архивировано 03.10.18)
  22. «Об эмблеме и флаге организаций Федеральной почтовой связи Российской Федерации»
  23. «О федеральной службе почтовой связи Российской Федерации» ()
  24. Указ Президента РФ от 14.08.1996 г. № 1177 «О структуре федеральных органов исполнительной власти»
  25. Ситуация на почте // Коммерсантъ . - 1998. - № 87 (1490). - 19 мая.

Литература

  • Болтиков В. Для служебного пользования: полевая почта: сведения без грифа «Секретно» // Братишка: журнал. - М. : ООО «Витязь-Братишка», 2010. - № 11 . - ISSN . Архивировано 3 марта 2011 года. (Проверено 5 марта 2016)
  • Вигилёв А. Н. История отечественной почты: В 2 ч. - М. : Связь, 1977, 1979. - 160 + 160 с. (Проверено 20 апреля 2011)
  • Виташевская М. Н. Старинная русская почта. - М. : Связьиздат, 1962. - 80 с.
  • Из истории Санкт-Петербургской почты. 1703-1914 (недоступная ссылка) / Сост. М. А. Добин и Л. Г. Ратнер. - СПб. : Стандарт-Коллекция , 2004. - 352 с. - ISBN 978-5-902275-07-7 . (На русском и англ. языке.) (Проверено 20 апреля 2011)
  • Козловский И. П. . - 1913. (Проверено 26 января 2009)
  • Папинако И. Г. Почтовая связь // Большая советская энциклопедия . (Проверено 19 июня 2011)
  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

Ни для кого не секрет, что мировая история тесно связана с обменом информацией - без этого процесса существование человеческого общества попросту невозможно. Ключевую роль в таком обмене играет связь, то есть передача и приём информации с помощью различных технических средств. В совсем древние времена у людей не было многоядерных смартфонов, поэтому они использовали более примитивные средства: голос, звуки, огонь, дым и тому подобное.

Со временем менялись средства и формы связи - те, кто поумней, чуть позже придумали письменность и стали передавать информацию в письменном виде. С тех пор информация стала передаваться в более долгоиграющем виде и особенно интенсивно, а первую её пересылку можно смело считать днём рождения почты.



Сегодня под словом «Почта» подразумевают и учреждение почты (почтамт, отделение), и послание, и совокупность полученной корреспонденции (письма, посылки).

Наиболее интересные музейные экспозиции о почте были, пожалуй, в музее связи им. А.С. Попова в Питере и в музее почты в Уфе (около нулевого километра).

Это я, почтальон Печкин, принёс посылку для вашего мальчика

Историки придерживаются того мнения, что устройство почтовой службы русские переняли у завоевателей - монголов. Тогда на основных дорогах появились почтовые станции (на расстоянии от 30 до 100 вёрст друг от друга) - «ямы», на которых «ямчи» (гонцы) меняли лошадей. В свою очередь, слова «ям» и «ямчи» происходят от двух татарских слов - «дзям» (дорога) и «ям-чи» (проводник). Отсюда пошло и слово «ямщик», которым называли людей, занимающихся перевозкой людей и грузов на гужевом транспорте. Ямщииик, не гониии лошадей…

Работа гонцов была на износ (и подвергалась жёстким наказаниям в случае недобросовестного исполнения обязанностей или срыва сроков доставки посылки), поэтому в их ряды старались набирать людей покрепче. Например, первая посылка из Уфы в Москву (через Казань) в 1639 году заняла у конного гонца Гришки Погорельского аж 70 дней (возможно потому, что у него были неактуальные карты в навигаторе). Попробуйте-ка 70 дней поскакать на коне… а ведь это только в одну сторону.


Макет почтовой станции 17-18 века

Слово «почтальон» (кстати, тоже позаимствованное слово) в дореволюционной России в почтовом деле стало использоваться с 1716 года, а до этого служащих, доставлявших почту, называли «почтарями». При этом были разновидности в зависимости от вида разносимой почты: иногороднюю почту доставляли почтальоны, а городские письма - письмоносцы.

Серьёзно своими реформами почту прокачал Пётр I - именно при его правлении почтовая связь в России появилась во всех основных городах страны. Почта стала государственной, были созданы первые в России почтамты, открыты почтовые конторы в губернских городах, введена должность почтмейстера.

Вместе с этим была введена и новая форма для почтовых служащих: тёмно-зелёный суконный кафтан с ведомственной эмблемой - почтовым рожком (для оповещения о своём прибытии) и красным орлом (герб означал, что почтовый работник является государственным служащим и находится под опекой и защитой большого брата). Позже для подачи звукового сигнала стали использовать поддужный колокольчик.

К концу 18 века протяжённость почтовых путей в России составила ни много ни мало 33 тысячи вёрст (тут подсказывают, что это 35204,4 километров).

Кстати, раз уж заговорили о транспорте, то нельзя не упомянуть про железную дорогу. Первые почтовые вагоны (между Питером и Москвой) начали ходить с 1851 года.

Куверты и штемпеля

Как сейчас, так и раньше, бесплатный сыр был только в мышеловках и в чизбургерах, пробитых как гамбургеры. Говоря проще, пересылка писем была удовольствием не бесплатным.

Письма в то время писались на бумаге, которую потом складывали текстом внутрь. Снаружи на чистой стороне указывался адрес, а место сложения нередко запечатывали сургучом. Затем письмо относили в почтовую контору, где служащий (после взвешивания отправления и получения денег за его пересылку) ставил оттиск специального штемпеля. Получавшаяся в результате манипуляций штука носила название «куверт» (предположительно от английского «to cover» - закрывать) и являлась прообразом современных конвертов.

Штемпель же - устройство типа печати, использующееся на почте для получения (ручным или механическим способом) штемпельных оттисков, служащих для гашения знаков почтовой оплаты, подтверждения приёма почтового отправления, контроля за маршрутом и временем нахождения в пути, а также нанесения каких-либо пометок.


Ну и ещё так называют сам оттиск, который сам по себе несёт довольно много различной информации (в зависимости от цвета, формы, содержания, назначения и так далее).
Объёмы пересылок непрерывно росли, и вскоре такой несовершенный способ оплаты очень быстро стал накладен, в первую очередь для самих сотрудников службы. Поэтому для упорядочения системы почтовых сборов в 1845 году почтовый департамент осуществил ряд реформ, среди которых - введение (сначала в Петербурге, а потом и в Москве) первых знаков почтовой оплаты. Так появились штемпельные конверты - те же самые куверты, но с уже напечатанным типографским способом штемпелем на лицевой стороне. Изначально они имели хождение только в пределах города, но уже в 1848 году появились варианты разных номиналов, в том числе для иногородней корреспонденции.


С тех пор внешний вид и конструкция конверта остались практически неизменными.

Марки

На смену штемпельной системе пришли почтовые марки - специальные знаки, франкирование (форма предварительной оплаты отправителем пересылки и доставки пересылки) которыми свидетельствует о факте оплаты услуг ведомства (пересылки и доставки как внутренней, так и международной корреспонденции). Маленькие и красивые кусочки бумаги с заданной стоимостью (номиналом) и богатейшей историей.


Моя скромная коллекция)

Считается, что их изобретателем в 1837 году стал англичанин Роуленд Хилл, мать которого работала на почте и неоднократно рассказывала о трудностях работы, недостатках почтовой системы и дороговизне оплаты. На это Хилл однажды выдвинул идею единообразного почтового тарифа (оплачиваемого отправителем), выпустив памфлет «Реформа почты, её значение и целесообразность». Там-то появление марочек и предусматривалось: «Perhaps this difficulty (of using stamped envelopes in certain cases) might be obviated by using a bit of paper just large enough to bear the stamp and covered at the back with a glutinous wash, which the bringer might, by the application of a little moisture, attach to the back of the letter, so as to avoid the necessity of re-directing it » («Возможно, эта сложность (использования маркированных конвертов в определённых случаях) может быть устранена посредством бумажки, достаточно большой по размеру, чтобы нести на себе марку, и покрытой на обратной стороне тонким клеевым слоем, которую отправитель может, с помощью небольшого увлажнения, приложить на обороте письма, с тем чтобы избежать необходимости перенаправлять его. »). Чуть позже он стал автором первой марки («Чёрный пенни»), ну а дальше понеслось…


Первая в мире почтовая марка

В России марки появились немногим позже - в 1857 году А.П. Чарульский (сотрудник почтового департамента) перенял зарубежный опыт и предложил ввести марочную систему в наших холодных краях.

Первые проекты русских почтовой марок (представленные Ф.М.Кеплером 21 октября 1856 года) были отклонены Чарульским. Позже над к проекту марки подключается старший гравер ЭЗГБ Франц Михайлович Кеплер - почитав фидбек Чаруковского на первые пробы, он принялся изготавливать первые образцы - из нескольких вариантов был выбран один, ставший первой почтовой маркой России. Красивая? ;)

Первые марки приходилось вырезать ножницами, хотя очень скоро пришли к выводу, что это не самый удобный вариант. В 1847 году служащий Дублинского почтамта Генри Арчер предложил делать перфорацию, то есть пробивать сквозные круглые отверстия по всему периметру марки. Но мало кто знает, что перфорирование почтовых марок производится не только для облегчения отделения марок - форма зубцовки и её размеры также являются одним из способов защиты от подделки.

Почтовые ящики

Появление штемпелеванных конвертов упростило оплату пересылки и сделало присутствие почтового чиновника необязательным. Всё это поспособствовало скорому появлению почтовых ящиков (для сбора и хранения писем) прямо на улицах города.

Вариантов конструкции почтовых ящиков в разные времена было огромное множество - и уличные, и “домашние”, и вандалоустойчивые, и даже с устройствами для выдачи марок - во многих музеях, как правило, их целые коллекции.

Военные годы

Одно дело - гражданские письма, а совсем другое - необходимость в обмене информацией во время военных действий, когда почта была востребована ещё больше. Великая Отечественная война дала о себе знать - перемещение миллионов людей вызвало огромное увеличение потока почтового обмена, из-за чего почта (а также телеграфы, о которых чуть позже) работала круглосуточно, ежедневно обрабатывая тысячи посылок. Для понимания масштабов - в одной только Башкирской республике (Уфа была важной составляющей почтовой системы тех времён) в годы войны своевременно было обработано, отправлено и доставлено более 20 миллионов писем.


Минутка занимательной арифметики: среднестатистическая скорость LTE-соединения от Мегафона в Питере у меня составляла 50 мегабит в секунду на приём. Если предположить, что все 20 миллионов писем в Башкирской республике были бы в военные годы написаны на листах формата А4 (с обеих сторон, то есть, примерно, по 5000 символов на лист), то получившийся объём текста (20.000.000 * 5 Кб = 95.367 Гб) можно было бы скачать за 4.5 часа. Наивно предположу, что переписку всей страны вполне можно было бы выкачать за недельку… так, о чём это я.

Кстати, письма и почтовые карточки, адресованные на фронт, пересылались бесплатно.

Наше время

В конце прошлого тысячелетия техника и технологии начали развиваться особенно интенсивно, в России появились мобильная связь и Интернет. Высокий уровень проникновения этих технологий ощутимо отразился на характере коммуникаций между людьми: поток простой письменной корреспонденции продолжает сокращаться.

Но жители страны практически ничего не потеряли (кроме радости от получения тёплого лампового письма) - ведь на смену бумажной почте пришла электронная. Для передачи информации не нужно разводить костёр, заводить почтовых голубей… да даже необязательно знать, где находится ближайший к дому почтовый ящик - достаточно в любом месте города достать телефон/планшет/ноутбук и быть уже на связи. Любой почтовый адрес, мгновенная отправка и получение писем, любые вложения файлов, коллективная переписка, форвардинг, сортировка - да-да, вот это всё. Находясь в тысячах километров от офиса, я был в курсе того, что происходит на работе.

А ведь когда-то отправка только в одну сторону заняла бы не один день…
Продолжение следует.

В Персии, Вавилоне и Древнем Египте

Самая первая почта, как организация, возникла в Персии, Вавилоне и Древнем Египте. Фактически почта как таковая появилась с возникновением и развитием письменности, а первые почтовые линии имели исключительно военное предназначение. В IV веке до нашей эры древнегреческий историк Геродот писал о персидской почтовой службе: «Ни снег, ни дождь, ни жара, ни мрак ночной не заставляет этих гонцов свернуть с назначенного пути». До такой преданности делу современной почтовой службе далеко.

Великие империи древнего мира имели хорошо организованные системы почтового сообщения, обычно представляющие собой посты сменных гонцов с определенным интервалом вдоль главных дорог. Эффективность таких систем была достойна похвал греческого историка Геродота, однако саму идею почты забыли вскоре после падения Римской империи. В средневековой Европе начали появляться частные почтовые системы, обслуживающие купцов, гильдии, университеты и церковь, затем появились официальная почта, предназначенная для нужд правительства - например, как установленная Людовиком XI (Франция, 1477) или Генрихом VIII (Англия, 1512).

К XVII веку

К XVII в. в большинстве европейских стран существовали официальные публичные почтовые службы, а также ряд частных организаций, обслуживающих конкретные города. Одной из частных служб стала «Пти Пост» («маленькая почта»), основанная Жан-Жаком Ренуаром де Вил-лайером (Франция) в Париже в 1653 г. Де Виллайер ввел первую систему заранее оплаченных почтовых отправлений (почтовых сборов), при которой письмо обвязывали матерчатой или бумажной лентой; до тех пор за почтовое отправление обычно платили получатели. Уильям Доквра (Англия) ввел в Великобритании первую систему почтовых сборов в 1680 году, основав лондонскую «Пенни Пост» и ставя метку об оплате с помощью ручной печати.

Для местной почты система Доквра оказалась очень эффективной, но при отправлении почты в другие города по-прежнему брали плату согласно преодолеваемым расстояниям. В 1837 году Роуленд Хилл (Англия) опубликовал труд «Реформа почты», указывая, что затраты на сортировку почты выше затрат на перевозку, поэтому подсчеты платы в зависимости от расстояния неэкономичны. Он предложил подобие системы Доквра, со стандартным тарифом, не зависящим от места назначения.

Хилл предложил взимать сборы заранее

Хилл предложил взимать сборы заранее - путем продажи либо кон­вертов (он отдавал предпочтение этому способу), либо липких марок, ко­торые в 1934 году предложил Джеймс Чалмерс (Шотландия). Чалмерс даже напечатал образцы первых в мире липких почтовых марок - самых первых в мире почтовых марок . В 1840 г. Глав­ное почтовое управление Великобритании последовало рекомендациям Хилла и выпустила первую в мире официальную липкую почтовую марку - «Черный пенни» (через два дня был выпущен «Синий двухпенсовик»).

Согласно первому правилу Всемирного почтового союза (UPU, 1874), на каждой почтовой марке должно быть напечатано название страны, которая ее выпустила, - кроме британских марок, в знак признания того, что первые марки в мире появились в Великобритании.

Дмитрий Демьянов, Samogo.Net (

АКЦИЯ!!!
Предпочтовая обработка, удаление повторов, проверка и простановка почтовых индексов в адресных базах данных клиентов – БЕСПЛАТНО!


ПОВЫШЕНИЕ ПОЧТОВЫХ ТАРИФОВ "ПОЧТОЙ РОССИИ".
С 01.04.2018 г. повышаются тарифы на услуги по пересылке внутренней письменной корреспонденции.



История почты

История почты: как появились почтовые услуги

Еще в древности люди испытывали необходимость в получении различных известий из других стран или населенных местностей. Устные или письменные известия приносили в город гонцы. Но, чем совершеннее становилась человеческая цивилизация, тем больше изменений происходило в способах и формах почтовой связи.

Именно благодаря использованию голоса для передачи информации, возникла членораздельная речь. Но, недостатком такого способа передачи новостей было то, что человеческий голос слышен только на небольшом расстоянии. В результате этого, для усиления голоса стали использовать полые стволы деревьев, а также барабаны, извещающие народ о приближении гонца. Вначале гонцы преодолевали разные расстояния пешком, а позднее появились конные гонцы. В древние времена была налажена государственная почтовая связь, которая представляла собой письменные сообщения, доставляемые гонцами по принципу эстафеты.

Началом возникновения почтовой связи является зарождение письменности. С момента появления рабовладельческих стран появилась необходимость правителей быть в курсе всего, что происходит в их стране. ТОгда почтовая связь стала упорядоченной. Первые учреждения такой почтовой связи появились в античные времена. Первое время эти учреждения носили исключительно военный характер. Самыми развитыми почтовые связи считались в Египте, именно их можно считать предшественником современной почты.

Почта Древнего Египта состояла из многочисленных гонцов, снабжающих фараонов информацией. Гонцам необходимо было преодолевать длинные расстояния за возможно короткие сроки, поэтому в качестве почтальонов стали использовать еще и почтовых голубей. Такая почтовая система постепенно стала появляться и в других странах.

В Древнем Риме собственных гонцов себе могли позволить только богачи. Основана государственная почта была Юлием Цезарем. Она была подчинена непосредственно императору и не была предназначена для частного использования. На суше почтовые перевозки осуществлялись с помощью коней, по морю переправлялись на кораблях. В крупных центрах находились специальные станции, служащие всадникам пристанищем во время долгого пути. Здесь их ждали подготовленные лошади и повозки на случаи такой необходимости. между каждыми двумя такими станциями находились более мелкие. В те времена использовалась фраза «Statio posita in...», которая означала «станция, расположенная в...». Именно от слова «posita» произошло слово «post» — почта.

С развитием торговли и ремесел повысился интерес к передаче сообщений, рассылке писем . Это способствовало появлению разнообразных посыльных служб и почт, которые обслуживали ремесленников и купцов. Купеческая почта находилась в крупных торговых домах, имеющих своих собственных курьеров.

В 19 веке с появлением железных дорог и пароходства, а в 20 веке еще и самолета, скорость почтовых рассылок значительно увеличилась. Почта приобрела общегосударственное значение и стала обслуживать всех граждан. Железнодорожная сеть стремительно развивалась и число поездов ежедневно увеличивалось, соответственно возросло и число почт. Почта стала более усовершенствованной, появились дешевые почтовые таксы, а также целый ряд новых торговых операций и почтовых услуг .

Даже когда был изобретен в 1876 году телефон, телеграф и радио, почта не утратила свою важную роль средства массового общения.

9 октября во всем мире отмечают Международный день почты. Сейчас, в эпоху интернета, бумажные послания практически вытеснены электронными, но представить жизнь без почты все равно невозможно. Каждый день миллионы людей получают друг письма, открытки и посылки из разных уголков света. сайт рассказывает, как зарождалась и развивалась почтовая служба в России.

От ямщиков до почтмейстеров

Почтовое дело стало зарождаться на Руси еще в X столетии. Правда, тогда послания и депеши отправляли преимущественно князья. Простые же люди должны были беспрекословно предоставлять княжеским гонцам коней и корм: такая повинность называлась «повозом». Позже, в XIII веке, появились первые почтовые станции - ямы - и почтовая повинность трансформировалась в ямскую. Между станциями также ходили лошади, которых предоставляло местное население. Гонцов на лошади возили сами крестьяне. Расстояние между ямами составляло до 100 километров. Таким образом, крестьянин мог «выбыть» из домашних дел на несколько дней. К тому же, такая работа не оплачивалась. Получать вознаграждение за свой труд ямщики стали только при Иване Грозном.

Почтовая служба в классическом ее понимании возникла в XVII веке, при этом ямское дело продолжало существовать параллельно с ней. Ямщики доставляли срочные послания в конкретное место, а почтальоны разносили много писем сразу строго в определенное время.

При Петре I ямская и регулярная почта слились в одну организацию, которой управлял генерал-почтмейстер. Высшими органами были почтамты, а внизу иерархической лестницы находились почтовые станции.

Ящики - на вес золота

Внутригородская почта появилась в России в 1833 году: она работала в Петербурге. Жители столицы могли отнести свои письма в один из 45 пунктов приема. Трижды в день письма отвозили в почтамт, где послания сортировали, и почтальоны разносили их адресатам. В середине XIX века с появлением марок, которые нужно было клеить на конверт, в городах разместили почтовые ящики, и людям уже не приходилось подолгу ждать своей очереди в пунктах приема писем.

Труд ямщика был тяжелой работой. Фото: Public Domain

Первые ящики были сделаны из досок, обшиты железом и окрашены в темно-синий цвет. Новинка быстро стала мишенью для воришек, и ящики один за другим исчезали с городских улиц. Тогда их начали делать из чугуна: вес одной такой конструкции составлял под 40 килограммов, и снять его стены было довольно затруднительно.

К 1896 году в России насчитывалось больше 15 тысяч почтовых ящиков.

Нелегкий труд почтальона

Почтальона в России можно было издалека узнать на улице по его форме, похожей на солдатский мундир. Позже ношение формы было упразднено, и мундиры были заменены сюртуками, которые почтальоны должны были приобретать из своего кармана.

В конце XIX и начале XX века рабочий день почтальона длился целых 16 часов - с раннего утра и до самой ночи. За это время сотрудник почтового ведомства мог прошагать около 30 километров с сумкой, весившей десятки килограммов. По этой причине корреспонденцию разносили только мужчины, а женщины, как правило, трудились в канцелярии ведомства. На работу принимали только незамужних, бездетных и вдов. При поступлении на почту каждая женщина подписывала обязательство о том, что она покинет службу в том случае, если решит обзавестись семьей. Считалось, что муж и дети послужат для сотрудниц отвлекающим фактором и помешают рабочему процессу.

Почтальона можно было узнать издалека - по его форме. Фото: Музей печати и издательского дела

Несмотря на непростые условия труда, оплачивалась работа почтальона весьма скромно. Так, в начале 1900-х годов средняя зарплата сотрудника почты составляла 20 рублей в месяц. При этом литр сметаны стоил около 80 копеек, а килограмм шоколадных конфет - 3 рубля. Чуть больше получали почтальоны, перевозившие корреспонденцию на лошадях: за одну такую поездку им полагалось по 20 копеек прибавки в сутки. В 1912 году в «Почтово-телеграфном вестнике» вышла заметка, которая гласила: «Чай стоит 5 копеек, хлеб — 4 копейки фунт, остается 11 копеек на обед. Мудрено каши отведать на эти жалкие гроши... Неужели Главное управление не сознает, что за 20 копеек в течение суток прокормиться невозможно?».

В настоящее время труд почтальона ценится гораздо больше, чем в былые времена, а условия работы стали проще. Письма со всей страны разбирают в автоматизированных сортировочных центрах (АСЦ): в день через конвейер проходит порядка 3 миллионов посланий. Размер и вес письма определяют машины, они же наносят штемпели о гашении марки. После обработки письма поступают в одно из 42 тысяч отделений почтовой связи. Оттуда их уже разносит почтальон, и каждый день люди по всей стране получают письма, которые так ждали!